Что такое психические процессы в физкультуре 9 класс кратко
Тема 4. Психические процессы в обучении двигательным действиям.
Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, представления, памяти. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков физической культуры.
Остановимся кратко на наиболее важных процессах с позиций их проявления в обучении двигательным действиям.
Внимание — это сосредоточенность и направленность сознания на какой-то предмет, явление, действие. Оно обеспечивает хорошее восприятие учебного материала, контроль за выполнением физических упражнений. Внимательный ученик замечает в любом физическом упражнении или объяснении учителя физической культуры такие детали, которые невнимательный пропускает.
Многие учебные задания на уроке физической культуры не требуют предельного сосредоточения внимания, например, когда выполняются знакомые физические упражнения. Но иногда требуется высокая концентрация внимания, например, при выполнении упражнений на быстроту по сигналу. Развитие внимания происходит наиболее эффективно, если количество упражнений и их интенсивность увеличиваются постепенно, если вы проявляете интерес к занятиям и сознательно к ним относитесь.
Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания физических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощущений. При обучении двигательным действиям различают восприятие величины и формы предметов, пространства, времени, направления движения. Особую роль при обучении новым движениям играет восприятие их темпа и ритма.
Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек создает новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений.
При обучении двигательным действиям из мыслительных операций чаще всего проявляются анализ и синтез. Используя анализ, вы разделяете сложное двигательное действие (например, прыжок в длину с разбега) на отдельные части и осваиваете их отдельно. Синтез же — это соединение отдельных частей двигательного действия в единое целое. При этом нужно понимать связь частей упражнения со всем упражнением.
При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления, которое особенно хорошо развивается в спортивных и подвижных играх.
Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений. Основная функция памяти — накопление опыта, применительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной.
При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффективность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоминании.
Вопросы для самоконтроля
Психические процессы во время занятий физической культурой
В статье рассмотрены психические процессы и возможности их формирования на уроках физической культуры
Просмотр содержимого документа
«Психические процессы во время занятий физической культурой»
Психические процессы во время занятий физической культурой
Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В этом случае двигательная деятельность будет занимать важное место в педагогическом процессе. Физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. Многообразие форм и методов, использованных мною на уроках и во внеурочной работе, преследует цель снижения отрицательных психических образований у школьников. Между развитием двигательных качеств и развитием психических процессов существуют определенные взаимные связи.
Вторым уровнем является восприятие пространства. Это, прежде всего, зрительное восприятие мест проведения занятий: стадиона, спортзала, спортплощадки. Затем их размеров: длины и ширины легкоатлетической дорожки на стадионе, размеров площадки волейбольной, баскетбольной, футбольного поля. В процессе обучения происходит реальное восприятие высоты волейбольной сетки (для переброса мяча через нее), футбольных ворот (для забивания гола), баскетбольного кольца (для попадания в него), ширины гимнастического бревна (для постановки ног), его высоты (держания равновесия) и т.д.
Третьим уровнем восприятия можно считать восприятие времени. Вся деятельность на уроке физкультуры осуществляется во времени, что подтверждается его основными характеристиками, как ритм и темп движений, быстрота и скорость реакций, длительность и периодичность функциональных состояний учащегося. Это понимание времени, отводящегося на выполнение упражнения и его ритма. «Чувство времени» также представляет собой сочетание скорости и точности (передачи, броски, удары по мячу в спортивных играх, подбросить и поймать предмет в гимнастике, выйти со старта по сигналу в спринте и т.д.). Следует учителю при постановке техники движений опираться на уравновешенность ученика, его сосредоточенность и хорошее состояние здоровья. Любое недомогание или предпосылки к заболеванию влечет за собой снижение длительности индивидуальной минуты по сравнению с нормой. Для таких обучаемых время выполнения как бы увеличивается. Также, необходимо учитывать темперамент и эмоциональность учеников, от этих составляющих зависит темп выполнения упражнений и выработка стереотипа. Контрольные уроки необходимо ставить 3 или 4 в расписании, т. к. биологическая активность самая высокая в 10.00 и 17.00.
Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций и т.д.
Слуховая память связана с запоминанием звуков. Она обеспечивает ориентировку ученика в окружающей обстановке (быстрое восприятие информации, которую всего лишь прослушал).
Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Она помогает школьнику мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания учителя и сверстников.
Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее (победа личная или командная).
Из всех видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.
Таким образом, активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на уроках физической культуры является, безусловно, первоочередной целью школьных уроков физкультуры.
1. Лебедев А. В., Жигалов Ю. А. Психические процессы и состояния: СПб.: СПбГАХПТ, 1999.Метод. пособие для студентов всех спец. 124 с
2. Бабушкин Г. Д., Смоленцева В. Н. Психология физической культуры и спорта. Учебник для высших физкультурных учебных заведений Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издат ельский центр «Академия», 2000. – 288с.
СибГУФК, 2007. – 270 с
4. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
Психические процессы во время занятий физической культурой
Психические процессы во время занятий физической культурой
Аннотация: в статье рассмотрены психические процессы и возможности их формирования на уроках физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура, психические процессы, школьники, двигательные действия.
Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В этом случае двигательная деятельность будет занимать важное место в педагогическом процессе. Физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. Многообразие форм и методов, использованных мною на уроках и во внеурочной работе, преследует цель снижения отрицательных психических образований у школьников. Между развитием двигательных качеств и развитием психических процессов существуют определенные взаимные связи.
Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций и т.д.
Слуховая память связана с запоминанием звуков. Она обеспечивает ориентировку ученика в окружающей обстановке (быстрое восприятие информации, которую всего лишь прослушал).
Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Она помогает школьнику мыслить (проговаривать выполнение элемента), передавать информацию (общение с учителем) и понимать высказывания учителя и сверстников.
За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.
Таким образом, активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на уроках физической культуры является, безусловно, первоочередной целью школьных уроков физкультуры.
2. Бабушкин Г.Д., Смоленцева В .Н. Пси хология физической культуры и спорта. У чебник для высших физкультурных учебных заведений Омск :СибГУФК, 2007. – 270 с
СибГУФК, 2007. – 270 с
Познавательные психические процессы и их роль в спортивной деятельности
Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.
В познании выделяют 2 этапа 1- чувственная- ощущение, восприятие, память. 2-Логическая- речь, мышление, воображение
1. Ощущение – простейший ППП, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений..
Виды ощущений:
1. По модальности (анализаторы – вкусовые, зрительные, обонят., осязат., слуховые)
2. По расположению рецепторов:
— Экстероцептивные – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела (вкусовые)
— Проприоцептивные ощущения– это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека (мышцы, сухожилия)
— Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека, органов и тканей (холод, боль).
Роль ощущений в ФКиС: Техника соревновательных действий базируется на следующих ощущениях:
4)слуховых- источник доп. информации о параметрах движения, играет большую роль в ритмической организации движений.
2. Восприятие – это целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Отличие от ощущений в том, что ощущение отражает 1 свойство, а восприятие – комплекс. В ГМ формируется образ (эталон) движения.
Особенности В. в отл.от ощущений : 1-предметность, 2-структурность и целостность, 3-константность (относительное постоянство), 4-осмысленность – понимание сущности предмета.
Роль – та же, что и у ощущений, + 1. Зрительное восприятие пространства (поле зрения спортсмена).- 2. Кинестетическое восприятие пространства ( мышечное ощущение границ про-ва), 3. Восприятие времени, 4. Специализированные восприятия (чувства воды, лодки)
3.Внимание— направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности определенную значимость при одновременном отвлечении о других, Направленность— избирательный характер психической деятельности, Сосредоточенность— отвлечение от всего постороннего.
Виды внимания (2 критерия): 1 наличие осознаваемой цели 2 наличие волевого усилия; Непроизвольное( нет цели, нет усилия – зависимость от раздражителя), Произвольное (есть цель, есть усилие), Послепроизвольное ( есть цель, нет волевого усилия).
Роль внимания в ФКС: Устойчивость внимания(1кл-3-5 мин., 4кл-10-15 мин., ср.школа- 30-45 мин., с 17 лет-90 мин.( Привести примеры по всем свойствам внимания – объем – у борцов 1 соперник, у футболистов 11, распределение внимания – надо делать и слушать).
В спорт. психологии различают внимание внешнее( концентрация на внеш. объектах) и внутреннее( на внутр.физ.и псих. состоянии), оба эти внимания тормозят др.др., их надо регулировать.
4.Память-сложный ППП, который состоит из запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. 1-Запоминание-процесс накопления опыта,установление временных связей в коре ГМ. 2-Сохранение-процесс активной обработки, систематизации информации. 3-Узнавание-процесс восстановления прошлого опыта при повторной встрече с объектом. 4- Воспроизведение— восстановление прошлого опыта в отсутствии объекта. 5- Забывание— процесс исключения или выпадения прошлого опыта из деятельности или сознания.
Виды памяти.
1. По характеру псих. активности: двигательная; эмоциональная ;образная ; словесно-логическая.
2. По характеру целей деятельности: произвольная ; непроизвольная.
3. По продолжительности хранения информации: кратковременная; долговременная; оперативная.
В долговременную память попадают через кратковременную, поэтому для запоминания нужно многократное повторение.
На основе различных видов восприятий при участия внимания, в памяти формируется представление или образ движения. В ФКСиспольз-ся идеомоторная тренировка (прокручивание в голове многократно образа движения): наибольший зффект ид-я тр-ка дает при продож-ти либо
Психологический аспект физического воспитания.
Автор: Лямина Антонина Ивановна
Психологический аспект физического воспитания.
Остановимся на двух психологических аспектах физического воспитания; первый отражает активизирующее влияние занятий физической культурой на протекание различных психических процессов человека, второй связан с формирование психологических основ двигательного развития, в частности с развитием психомоторики учащихся: в этом аспекте физическое воспитание направлено на подготовку двигательной сферы учащихся к овладению любыми новыми двигательными навыками в будущей трудовой деятельности, что в некоторой реализуется на уроках.
Однако с целью повышения эффективности уроков физкультуры в процессе их проведения необходимо осуществлять более целенаправленное и осознанное психомоторное развитие учащихся. Рассмотрим подробнее первый психологический аспект физического воспитания. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Надо отметить, что, несмотря на свое большое самостоятельное значение, активизация психических процессов не входит в число задач, которые выдвигаются различными теориями физического воспитания. А ведь она особенно важна для уроков физкультуры в школе, где часто у учащихся наблюдается умственное переутомление. Поэтому активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих уроках является, безусловно, первоочередной задачей.
Следует отметить, что во всех проведенных исследованиях показатели психических процессов изучались до и после выполнения физических упражнений. Наш подход несколько иной: он состоял в сравнительном изучении особенностей протекания психических процессов после физической нагрузки и после умственной. С этой целью мы исследовали продуктивность выполнения простейшей мыслительной деятельности (по показателям выполнения корректурной пробы) у третьеклассников после уроков физкультуры и математики. Оказалось, что после обоих уроков число правильно просмотренных знаков увеличилось приблизительно в равной степени. Вместе с тем было выделено специфическое влияние урока физкультуры на протекание мыслительных процессов. Так, при одинаковом исходном уровне до уроков после урока физкультуры мыслительная деятельность школьников протекала активнее, чем после урока математики: возросла точность выполнения задания, количество просмотренных знаков увеличилось на 21%, скорость мыслительной деятельности возросла на 6%, в то время как после урока математики она снизилась на 3%. Таким образом, наши результаты относятся к числу полученных разными исследователями данных, свидетельствующих о том, что под влиянием физических упражнений происходит активизация психических процессов, которая положительно сказывается на осуществлении умственной деятельности в целом.
В связи с этим представляют интерес и результаты изучения особенностей протекания психических процессов у учащихся III классов, освобожденных от занятий физкультурой, а именно у тех, кто:
1) не присутствовал на занятиях в спортивном зале, а находился в классе;
Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с нашей точки зрения, является одной из психологических задач школьных уроков физкультуры. Другой психологический аспект школьной физкультуры состоит в том, что она должна быть направлена на двигательное развитие учащихся. Основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт считал, что, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий. Принципиально важное значение имеет представление П.Ф. Лесгафта о том, что для развития двигательной деятельности необходимо использовать те же приемы, что и для умственного развития, а именно приемы дифференцирования ощущений по времени и степени проявления и сравнения их. Таким образом, двигательное развитие в его психологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственного развития, проявляющимся в степени развития процессов анализа и сравнения.
Психологический анализ данной системы упражнений показывает, что она нацелена на развитие и совершенствование процесса произвольного управления двигательными действиями. Именно в этом и видел П.Ф. Лесгафт основную задачу физического воспитания школьников. В этой связи отметим, что широкое использование учителем физкультуры различных приемов, направленных на повышение умственной активности учащихся при усвоении учебного материала, одновременно может положительно повлиять и на осознание учащимися своих двигательных ощущений.
Наконец, психомоторное развитие учащихся тесно связано с развитием их познавательных процессов, в первую очередь с развитием таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение, дифференцирование. В самом деле, качественное исполнение того или иного двигательного действия с заданными параметрами требует прежде всего четкого дифференцированного отражения его в сознании и в формировании на этой основе адекватного образа движения. Это возможно тогда, когда процессы анализа и синтеза имеют такой уровень развития, благодаря которому становится возможной необходимая степень расчлененности восприятия. Процесс анализа усваиваемой двигательной структуры заключается во все большем мысленном ее расчленении на отдельные элементы между ними и интегрировании результатов этого анализа в виде целого, но внутренне расчлененного. При изучении какого-либо двигательного действия его структура в сознании первоначально выступает в виде малодифференцированного целого. Качественное воспроизведение такого действия в целом или отдельных его составляющих в этом случае затруднено. Лишь по мере осуществления анализа составляющих это движение, его элементы будут выступать все более отчетливо, будут устанавливаться связи между элементами целой структуры и с работой отдельных групп мышц.
В связи с этим физкультура в не меньшей степени, чем другие школьные предметы, предоставляет возможности для развития познавательных процессов учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий. Поэтому включение в программу по физическому воспитанию специальных упражнений, способствующих осознанному, отчетливому осуществлению изолированных движений, сложно-координированных движений, т.е. движений, выполнение которых требует высокой степени дифференциации отдельных мышечных ощущений, сопровождение выполнения этих движений их вербальным описанием должно в конечном счете привести к формированию у учащихся способности к четкому, дифференцированному восприятию отдельных элементов любой двигательной структуры. Мы полагаем, что эта способность, тесно связанная с уровнем развития аналитико-синтетической деятельности мозга, непременно проявится и при овладении учеником материалов других школьных дисциплин, что положительно скажется на общей успеваемости учащегося и умственном развитии в целом. Так, в проведенном нами эксперименте было выявлено, что первоклассники, лучше усваивающие и запоминающие последовательность из 32 движений, имеют и более высокий средний балл школьной успеваемости.
Итак, физическое воспитание, традиционно непосредственно направленное на развитие физических качеств субъекта, необходимо должно быть направлено и на повышение осознания субъектом выполняемых им движений. от чего зависит совершенствование механизма произвольного управления движениями. Именно в подготовке учащихся к трудовой профессиональной деятельности, связанной с овладением различными двигательными навыками, мы видим роль физкультуры в школе. Мы не акцентируем внимание на оздоровительном эффекте занятий физическими упражнениями, так как считаем, что он не требует специальной постановки такой задачи, а является закономерным следствием реализации программы двигательного развития учащихся.
Безусловно, постановка перед физической культурой в школе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого учителя.