Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс. Смотреть фото Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс. Смотреть картинку Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс. Картинка про Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс. Фото Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

Эмоциональные:

Волевые:

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Источник

Презентации по психологии «Развиваем внимание, память, мышление» (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс. Смотреть фото Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс. Смотреть картинку Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс. Картинка про Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс. Фото Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развивающее занятие «Развиваем внимание, память, мышление» (3-й класс) педагог-психолог Семенова Татьяна Валерьевна

Добрый день ребята, и прежде чем начать работать, давайте с вами познакомимся. 1.Как тебя зовут? 2.Какое твое настроение? 3.Чего ты ждешь от занятия?

Упражнение «Мое любимое лакомство» Я …, мое любимое лакомство…

Разминка: Кем был? Овца Кефир Колбаса Олень Река Шарф Варенье Птица Мужчина Каша (ягнёнком) (молоком) (мясом) (оленёнком) (ручейком) (пряжей) (ягодами) (птенцом) (мальчиком) (крупой)

Логические задачки Когда рыжему коту легче попасть в квартиру? (Когда в квартире открыта дверь) Серый, маленький, выглядит как слон. Что за животное? (Слоненок) Правой или левой рукой дети размешивают сахар в стакане? (Размешивают той рукой, в которой ложка) В какой момент человек может остаться в комнате и не иметь при этом головы? (В момент, когда голова высунется из окна в форточку) На какой вопрос никто не сможет ответить утвердительно? (Ты сейчас спишь?) Как сделать, чтобы семеро девчат остались в одном туфле? (Снять с каждой по туфле) Анечка много разговаривает: когда она делает это меньшее количество раз в году? (В феврале: в нем 28 дней) Катя сидит на одном месте. Но вы не можете занять его. Даже если Катя уйдет, вы все равно не сможете занять это место. Где сидит Катя? (У вас на коленях) Какого вида камни нельзя найти в океане? (Сухие) Может ли индюк назвать себя птицей? (Индюк не умеет говорить) Коля и Саша сражались в шахматном бою 3 раза. Каждый из мальчиков выиграл три раза. Как такое может быть? (Они играли с разными партнерами) Каким гребнем нельзя расчесать голову? (Петушиным)

Дыхательное упражнение Упражнение № 1 • Стать прямо, держа руки по сторонам тела. • Сделать полный глубокий вдох через нос. • Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой. • Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой. • Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.

Источник

Материал для школьного психолога. Характеристика психических процессов в младшем школьном возрасте: восприятия, памяти, внимания.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Характеристика психических процессов
в младшем школьном возрасте:
восприятия, памяти, внимания.

Характеристика восприятия в младшем школьном возрасте

Характеристика памяти в младшем школьном возрасте

Характеристика внимания в младшем школьном возрасте

Список использованной литературы

1. Психические процессы (4 слайд)

В младшем школьном возрасте в центр психического развития ребенка выдвигается формирование произвольности : развиваются произвольная память, внимание, мышление. [3]

Дудьев В.П.Психомоторика: словарь-справочник

Психические явления в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат.

Большой психологический словарь

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс

2. Определение восприятия (5 слайд )

Чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

3. Характеристика восприятия в младшем школьном возрасте (Слайд 6)
У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассмотрению предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9 буквы З и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание букв, фигур цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

(Слайд 7) С возрастом эти дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

(Слайд 8) В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1 класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3 класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2 классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, то уже в 3-4 классах это требуется уже в меньшей степени.

(Слайд 9) В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины.
Немецкий психолог В. Штерн выделил 3 стадии восприятия детьми картинки (восприятие от части к целому):

Перечисление (от 2 до 5 лет), или предметная стадия,

Описание (от 6 до 9-10 лет), или действия,

Интерпретация, или объяснение (после 9-10 лет).

Эти стадии зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.

Данные стадии необходимо учитывать учителю при знакомстве со знаками препинания. Например, когда учащиеся изучают модели предложений (это тоже определенная картинка). Первое что должны сделать дети, узнать и увидеть знак препинания. Затем идет объяснение употребления знака препинания в данной модели (почему?). И самая последнее, применение (составление модели, объяснение употребления знаков препинания).

(Слайд 10 ) В процессе обучения детей в начальной школе «восприятие становится думающим» (Д.Б. Эльконин). Восприятие становится:

принимает характер организованного наблюдения;

изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Наблюдения является осмысленным и целенаправленным восприятием. [4]

Методический вывод: В младшем школьном возрасте восприятие материала нуждается в наглядности, обучая младшего школьника пунктуации, учителю следует использовать наглядный материал (например: игра » изобретая письмо», карточки со знаками препинания, модели предложения).

4. Определение памяти

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

( Большой психологический словарь)

Когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта.

(И. М. Кондаков. Психологический словарь)

Самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание.

(Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. ) Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями :

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Детям обязательно нужно давать возможность самим писать знаки препинания – сначала при оформлении моделей предложения, позже в самих предложениях. Необходимо давать материал (предложения), в который присутствуют разнообразные знаки препинания, изученные детьми.

Ученикам должно быть интересно на занятиях, педагогу следует предъявлять детям яркие образы, с помощью которых дети смогут усвоить знания пунктуации. Пример: Сказки о знаках препинания, художественное оформление знаков препинания (такое задание так же возможно на уроках ИЗО).

Учителю (особенно во время добуквенного периода) следует предлагать младшим школьникам различную наглядность: карточки со знаками препинания, модели предложений, художественно оформленные знаки препинания (любознательная змейка в форме знака вопроса).

г) Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу основного смысла. Опираясь на развитие других видов памяти, этот тип словесно-логической памяти становится ведущим по отношению к ним, и от его развития зависит развитие всех остальных видов памяти.

Необходимо устанавливать связи в уже изученном и новом материале, в начале каждого урока учителю следуют проводить актуализацию знаний, которая будет плавно перетекать в изучение новой темы. Следует научить детей мыслить логически, с помощью наводящих вопросов учителя самим «добираться» до истины. Впоследствии дети сами смогут воспроизводить логические цепочки при повторении материала.

2. По характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную.
(Слайд 14
)

Необходимо предлагать детям различные формы работы – игры и викторины, парную и групповую деятельность, рисование стен-газет по теме «Знаки препинания» и т.д.

3. По продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную. В младшем школьном возрасте следует развивать все виды памяти.
(Слайд 15 )

а) Кратковременная память представляет собой один из психических процессов, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц).

б) Долговременная память хранит информацию для дальнейшего ее использования.

Необходимо ежедневное повторение знаков препинания – их названия, обозначения, функций. Таким образом информация о них прочно запомнится детьми.

в) Оперативная память обеспечивает решение текущих задач или выполнения конкретных действий.

5. Характеристика памяти в младшем школьном возрасте .

Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания. Исследователи выделяют два направления в этой работе: одно — по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.), другое — по формированию приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания. [2]

У младших школьников более развита наглядно-образная, чем смысловая память. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. При обучении в начальной школе дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логических связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения. [4]

Они не могут вычленить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают они это лучше, лишь тогда, когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому с 1 класса работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда дети в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план решения сложной по содержанию арифметической задачи или литературного произведения), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.

В начальных классах применяются и другие способы, облегчающие запоминание, сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что запоминается, с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого. Сначала эти способы используются учащимися в процессе непосредственного запоминания с учетом внешних вспомогательных средств (предметы, картины), а затем внутренних (нахождение сходства между новым и старым материалом, составление плана и т.п.). Следует также отметить, что без специального обучения младший школьник не может использовать рациональных приемов заучивания, так как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми он постепенно овладевает в процессе обучения. [2]

От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.[3]

6. Определение внимания (Слайд 21)

Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.) Большой псих. сл.

В зависимости от активности личности выделяют: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное (послепроизвольное) внимание.
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли.
Произвольное (преднамеренное) внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями.
Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности. Ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.

7. Характеристика внимания в младшем школьном возрасте. (Слайд 23)

До начала школьного обучения у детей преобладает пре имущественно неуправляемое, непроизвольное внимание, когда психическая деятельность отвечает лишь на те стимулы, вторые смогли прорваться через фильтр внимания.

В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое и необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить тем, что преобладает наглядно – образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы. [4]

Непроизвольное внимание у ребенка может быть вызва но:

1) если на него неожиданно подействовал сильный раз дражитель (вспышка света, резкий запах, необычный звук и т.д.);

2) если на него подействовал какой-то новый, необычный, контрастный раздражитель (новое лицо, незна комый человек, новая игрушка и т.д.);

3) началом или пре кращением действия какого-то раздражителя. Но, конеч но, стимуляция непроизвольного внимания зависит еще от индивидуальных особенностей ребенка, то, что вызыва ет обостренное внимание одного, может оставить другого совершенно равнодушным [5]

В школьный период у ребенка совершенствуется произ вольное, сознательно управляемое внимание — направле ние и сосредоточение своей психической деятельности и, следовательно, поведения на определенный объект, на тот или иной стимул.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

В младшем школьном возрасте внимание преимущественно неуправляемое, т.е. непроизвольное. Обучая младших школьников пунктуации, учитель должен учитывать данный психологический аспект, следовательно, преподносить изучаемый материал интересно, т. е.:

— яркий, наглядный материал;

И мотивировать учащихся к запоминанию материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *