Что такое психолого педагогическая поддержка

Психолого-педагогическое сопровождение

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник

Психолого-педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы

Что такое психолого педагогическая поддержка. Смотреть фото Что такое психолого педагогическая поддержка. Смотреть картинку Что такое психолого педагогическая поддержка. Картинка про Что такое психолого педагогическая поддержка. Фото Что такое психолого педагогическая поддержка Наталия Заболотских
Психолого-педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»

Выступление на тему:

«Психолого-педагогическая поддержка

младших школьников: условия и приемы»

Подготовила: педагог-психолог

В настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении.

В особой ситуации риска находятся младшие школьники: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса.

Причинами эмоционального неблагополучия у младших школьников могут быть

-срыв первичного стереотипа поведения,

-неправильное построение режима,

-неправильные воспитательные приемы,

-отсутствие необходимых условий для игры,

-отсутствие единого подхода к ребенку,

— неспособность справиться с учебной нагрузкой,

-враждебное отношение учителя,

-неприятие детским коллективом

В этой ситуации все более осознается необходимость в психолого-педагогической поддержке учащихся начальной школы.

Психолого-педагогическая поддержка – одна из тех категорий, о важности которой уже известно давно. На первый взгляд она кажется довольно понятной. Профессионально компетентный педагог, помогает растущему человеку с меньшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести свое «Я». Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ученика на помощь и поддержку, т. е. школьник сам просит о помощи, или не отвергает, когда ее предлагают. Здесь очень важно доверие ребенка к учителю. Между тем учителя начальных классов могут испытывать трудности в выражении любви к младшему школьнику. Так, у педагога может появиться иллюзия (неверная установка) «материнской любви» по отношению к младшему школьнику, когда учитель чрезмерно опекает своих подопечных, выискивает отрицательные качества (нежелание учиться, склонность нарушать дисциплину и т. п.). В результате такого отношения ребенок становится строптивым, теряет желание учиться, у него вырабатывается неприязнь и враждебность, что в итоге и рождает отвращение и нежелание получать какую-либо помощь от учителя. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т. е. учитель помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Соблюдение принципа конфиденциальности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.

4. Доброжелательность и безоценочность, т. е. учитель идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других учеников, а пытается понять и услышать голос каждого школьника, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие или критика, что в свою очередь, может привести к закрытости.

5. Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумевает, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку.

Реализация данных условий предполагает иной взгляд на ряд школьных проблем, таких, как неуспевающие ученики, трудные дети, трудные родители и др. Этот новый взгляд приводит к изменению позиции учителя, которая из позиции «борьбы с…» переходит в позицию «я позабочусь о тебе». Данные установки предполагают, что учитель уделяет внимание не только детям, испытывающим трудности в обучении, поведении, но и психологически благополучным ученикам, которые, как правило, остаются в тени, а их проблемы обычно воспринимаются как незначительные. Например, младшие школьники внешне не проявляющие признаки эмоционального неблагополучия, могут испытывать переживания по поводу внешнего вида, первой влюбленности или боязни ситуации неуспеха.

Формы психолого-педагогической поддержки

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы

-индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей,

носить превентивный (профилактический) и оперативный (срочный) характер.

К числу превентивных может быть отнесена групповая форма поддержки.Сюда относятся:

• Работа учителя в периоды адаптации учащихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года или послеканикулярное время.

Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность после более или менее длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Учащиеся, особенно с инертной нервной системой, не могут сразу включиться в работу, изменить сложившийся темп жизни. Учителя, понимающие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий режим, используя этот период для установления контактов с детьми и развития у них навыков общения. В это время можно использовать игровые и творческие формы работы, проводить уроки на природе, больше давать ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения.

• Работа учителя с группами детей, имеющих сходные проблемы. Эти группы могут быть выявлены в результате специальной диагностики или повседневного наблюдения учителей (например, учащиеся, неуспевающие по определенному предмету, застенчивые, тревожные, неуверенные в себе). Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы. Под руководством психолога или социального педагога с ними могут проводиться игровые занятия, тренинги и т. д.

Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, компенсаторный характер. При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэтому учителю начальных классов важно с психологом и социальным педагогом выявлять причины эмоционального неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого возраста и способствовать оптимальным способам его социализации.

• Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии является проблема неуравновешенности учащихся младших классов.

В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы психолого-педагогической поддержки: индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, направленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.

Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети. Они отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Следует обращать внимание на то, как такой ребенок предпочитает отвечать – с места или у доски. Ответ у доски является для таких учеников напряженной ситуацией, что заметно отражается на качестве ответа. Так как слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость, то лучше таких учеников спрашивать в середине урока.

Кроме того, важно отметить, как реагируют тревожные дети на похвалу и порицания – они для них очень значимы. Такого ребенка нельзя торопить с ответом, надо давать ему время подумать. Самое важное – повышать его самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особенно когда такой ребенок не умел что-то делать, а теперь научился. Очень важно, чтобы такое же отношение было не только в классе, но и дома.

Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной учебы можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка друзей, желанием поделиться с одноклассниками своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать учителю поведение ребенка на прогулке,во время игр: активно участвует в коллективных игра или играет один, какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нуждаются в особом внимании, так как такое неблагополучное положение в системе личных отношений ведет к общему эмоциональному дискомфорту.

С началом учебных занятий в 1 классе выявляются дети с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. У таких детей недостаточно развита «позиция школьника». Важно всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к школе, учителю, специально учить его учиться; регулярно обращать на него внимание и возвращать к выполнению задания, если он отвлекся; давать специальные задания на осознание способа действия;формировать самоконтроль: учить проверять, находить собственные ошибки, поощрять любые самоисправления, даже если из-за них в тетрадях возникает грязь. Для формирования у детей самостоятельности в учебной деятельности необходимо предлагать им свободные задания учебного типа, не имеющие однозначного решения (нарисуй, сочини рассказ). Не следует ругать ученика за несделанное задание, но следует обязательно похвалить его, если оно выполнено (даже недостаточно качественно).

Техники и приемы, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе. Ниже приведу их примеры.

1) Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения)

Приемы: Снятие страха – «Ничего страшного…»

Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

Авансирование – «У тебя получится…»

Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»

Усиление мотива – «Нам это нужно для…»

Педагогическое внушение – «Приступай же!»

Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно»

2)Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя

Техника «Минимизация внимания»

Приемы:

Игнорируйте демонстративное поведение.

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

Посылайте секретный знак.

Посылайте письменные замечания.

Техника «Делайте неожиданности»

Приемы:

Издайте музыкальный звук.

Говорите громким голосом.

Временно прекратите вести урок.

2)Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с учителем и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность

Приемы

Что говорит учитель?

Принятие «Ты хороший» «Я хороший»

Внимание «Я вижу тебя» «Я что-то значу»

Уважение «Спасибо тебе за…» «Мои усилия замечены»

Одобрение «Я знаю о тебе что-то замечательное» «Я состоятелен»

Теплые чувства «Ты мне нравишься» «Кто-то заботится обо мне»

Техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»

Приемы:

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.

Делайте процесс обучения ощутимым.

Данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способствовать продуктивному развитию личности.

Способы психологической поддержки учащихся педагогами

• Не нагнетайте обстановку;

• Создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение;

• Обеспечьте учащимся ощущение эмоциональной поддержки (вербальными и невербальными средствами);

• Особо внимательно отнеситесь к тревожным и неуверенным детям;

• Создайте в классе обстановку дружелюбия и уважения к ребенку;

Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося;

• Приложите усилия, чтобы родители оказывали ребенку всестороннюю помощь и поддержку;

• Учитывайте индивидуальные психофизиологические особенности выпускников;

На заметку учителю.

• Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

• Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

• Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

• Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на уроках совершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

• Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед.

Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

• Помни, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить «планку» трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

• Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении, но помни, как важно поддержать, ободрить быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое участие, твои знания, твой опыт.

• Не требуй от учеников «идеальной дисциплины». Не будь авторитарным. Помни, урок – это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

• • Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

• В общении с родителями своих учеников помни, что их дети – самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

• Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив к их ошибкам.

• Каждая встреча с учителем для родителей должна быть полезной и результативной. Каждое собрание – вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

• Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь».

• Не скрывай от детей своих добрых чувств,но помни: среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

• Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнуться; слишком добрых – их растопчут.

• Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпимыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

• Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников» Аннотация Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения.

Педагогический совет «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников» Педагогический совет «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников» Самый лучший компас в детстве – родительские советы. Л.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях детского сада В настоящее время достаточно актуальным является просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенно важно оно при.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Условия, методы и приемы для формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе Условия, методы и приемы для формирования культурно – гигиенических навыков в младшей группе. К числу основных условий успешного формирования.

Экологическое воспитание младших школьников Мастер класс на тему: «Экологическое воспитание младших школьников» Главный вопрос жизни – «Ни что я могу получать, а что я могу отдать».

Источник

Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Воронина Карина Олеговна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №104 комбинированного вида Невского района, г. Санкт-Петербурга

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение личности опирается на естественное развитие ребенка, его возрастные и личностные достижения, позволяет признать безусловную ценность внутреннего мира. Взрослый – не просто опора, он побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, точнее создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и др.

Существует много подходов к толкованию понятия «психолого-педагогическое сопровождение».

М. Р. Битянова пишет, что сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. [1]

Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывает выраженные трудности в обучении, диктует необходимость обеспечить в системе образования службы сопровождения обучающихся и воспитанников, как средства гуманизации образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение видится как в преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка.

В теории сопровождения Е.И. Казаковой относительно развития детей утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой в соответствующем возрасте.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, в освоении значимых и наиболее ценных методов познания, общения и понимания себя и других.

— психологическое обеспечение образовательных программ;

— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексность подхода сопровождения; стремление к автономизации. [3]

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника.

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении, построенный по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение.

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех детей, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. [ 6 ]

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

— диагностика (индивидуальная и групповая);

— консультирование (индивидуальное и групповое);

— развивающая работа (индивидуальная и групповая);

— коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

— психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

— экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В психолого-педагогическом сопровождении ребенка предусматривается обеспечение: необходимости системного сопровождения, его непрерывного характера, а также опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия.

Можно согласиться с точкой зрения О. Ю. Тришиной, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать:

открытость во взаимоотношениях всех участников процесса;

учет индивидуальных особенностей;

ориентация на успех;

профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение. [7]

С. А. Маркова отмечает, что система психолого-педагогического сопровождения имеет общие инвариантные признаки:

1) Ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования);

2) Направленность на поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи развития;

3) Осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой специалистов различных профилей;

4) Общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана;

Понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательных учреждений. [5]

Перспективным направлением является создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка, которая, с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультативную и коррекционно-развивающую работу и др., с другой – объединила бы усилия всех субъектов: педагогов, детей, родителей. Обозначенный результат может быть достигнут посредством системы психолого-педагогического сопровождения программ развития ребенка, которая будет способствовать разработке технологий, способствующих расширению и углублению компетентности в области знаний психологических особенностей формирования личности ребенка, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации, грамотной организации работы с семьями и педагогическим коллективом.

Такая система может быть разработана только совместными усилиями науки и практики, организацией единого пространства для апробации научных идей и диалога специалистов в сфере образования, здравоохранения и управления образованием.

Битянова М. р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.

Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое медико- социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. 1–3 апр. 1998 г.. – СПб., 1998. – С. 67–82

Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.—— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.

Щеголь В.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии [Текст] / В.И. Щёголь // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9 – С. 89-91.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *