Что такое психосоциальное анкетирование в школе
Что такое психосоциальное анкетирование?
Озвучен порядок обязательного психосоциального тестирования школьников, которое будет проводится в школах, колледжах и лицеях страны.
Психосоциальное анкетирование будет проводится не менее одного раза в год среди школьников, которые достигли 11 –летнего возраста, а также среди студентов и учащихся ссузов (колледжей) страны.
Анкетирование учащегося возможно только с добровольного согласия в письменной форме.
При этом согласия родителей (законных представителей) или учащихся должны храниться в учреждении образования в течение года конфиденциально.
При проведении анкетирования обязательно должен будет присутствовать социальный педагог, или педагог-психолог, или классный руководитель (для студентов и учащихся ПТУ и ссузов — куратор группы).
Допускается также присутствие в качестве наблюдателей представителей родительской общественности.
Если во время тестирования у подростка определится предрасположенность к употреблению наркотиков или алкоголя, в первую очередь об этом сообщат его родителям либо другим законным представителям. А самого учащегося направят в профильную организацию здравоохранения для медосмотра. Также медики должны будут передать результаты родителям и самому школьнику либо студенту.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С ИСТЕРИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ
РЕКОМЕНДАИИ ПО РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
Что такое психосоциальное анкетирование?
Озвучен порядок обязательного психосоциального тестирования школьников, которое будет проводится в школах, колледжах и лицеях страны.
Психосоциальное анкетирование будет проводится не менее одного раза в год среди школьников, которые достигли 11 –летнего возраста, а также среди студентов и учащихся ссузов (колледжей) страны.
Анкетирование учащегося возможно только с добровольного согласия в письменной форме.
При этом согласия родителей (законных представителей) или учащихся должны храниться в учреждении образования в течение года конфиденциально.
При проведении анкетирования обязательно должен будет присутствовать социальный педагог, или педагог-психолог, или классный руководитель (для студентов и учащихся ПТУ и ссузов — куратор группы).
Допускается также присутствие в качестве наблюдателей представителей родительской общественности.
Если во время тестирования у подростка определится предрасположенность к употреблению наркотиков или алкоголя, в первую очередь об этом сообщат его родителям либо другим законным представителям. А самого учащегося направят в профильную организацию здравоохранения для медосмотра. Также медики должны будут передать результаты родителям и самому школьнику либо студенту.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С ИСТЕРИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ
РЕКОМЕНДАИИ ПО РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
СПС. Психосоциальное анкетирование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов
Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ.
С этой целью рекомендуется проведение психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с 11-летнего возраста.
Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях(видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Химическая зависимость – синдром, сочетающий физиологические, поведенческие и когнитивные явления, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома химической зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество для достижения состояния психического комфорта. Синдром выражается в постоянных мыслях о психоактивном веществе, подавленности, подъеме настроения в предвкушении его приема.
Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности.
Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.
Первичная профилактика – это действия, направленные на недопущение первых проб, предупреждение распространения потребления ПАВ. Включает раннее выявление лиц имеющих риск формирования зависимого поведения, мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на изменение дезадаптивных форм поведения, семейное консультирование.
Вторичная профилактика – действия, направленные на предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды злоупотребления ПАВ. Включает формирование у несовершеннолетних мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью.
Известно, что на формирование зависимого поведения индивида влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска. Приведем их обзор:
психологический фактор риска:
ближайшего окружения (наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками; принадлежность к «отвергнутым», пребывание в группе, где употребляют ПАВ);
образовательный (хроническая академическая неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частая смена учреждений образования; общественная пассивность; частые прогулы, пропуски занятий).
Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования
Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.
Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики зависимого поведения среди обучающихся. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к формированию химической зависимости, и на основе полученных данных организовывать соответствующую профилактическую работу, эффективную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося.
Основными задачами организации психосоциального анкетирования на предмет употребления ПАВ являются:
Процедура психосоциального анкетирования
Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год. Рекомендуемый период проведения –начало учебного года (до 1 ноября).
Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося склонность к формированию химической зависимости.
В целях получения объективной информации анкетирование, обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно проводить специалистам СППС учреждения образования.
Объектом диагностики являются три возрастные группы обучающихся:
Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения об обучающемся и его возрасте (для получения более достоверных ответов обучающихся целесообразно личные данные указывать в виде кода/шифра. Например, номер группы, номер по списку в учебном журнале и др.)
Диагностический инструментарий психосоциального анкетирования обучающихся 11-18 лет на предмет употребления ПАВ включает:
Анкета заполняется респондентом самостоятельно в письменной форме.
Необходимо обеспечить конфиденциальность полученных результатов психосоциального анкетирования. Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании). При получении положительного результата обучающегося вместе с родителями в обязательном порядке направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
Для изучения мнения родителей обучающихся можно рекомендовать опросник, который позволяет самостоятельно изучить проблему употребления ПАВ (Приложение 5).
С целью получения более достоверных результатов диагностики специалист СППС может ознакомиться с мнением любого из педагогических работников относительно обучающегося, используя опросник (Приложение 5).
Правила проведения психосоциального анкетирования
Условия проведения психосоциального анкетирования
Информация о результатах проведенного психосоциального анкетирования направляется учреждениями образования в управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно не позднее 1 декабря
Что собой представляет психосоциальное анкетирование обучающихся?
Что собой представляет психосоциальное анкетирование обучающихся?
Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.
Мысль о том, чтобы ввести тестирование учащихся на употребление ими наркотиков в Беларуси впервые была озвучена в 2013 году. В ноябре 2014г. Министерство здравоохранения и Министерство образования Беларуси заявили, что разработан Порядок проведения психосоциального анкетирования учащихся и студентов на предмет употребления ими алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов.
Психосоциальное тестирование позволяет своевременно выявить среди учащихся лиц, предрасположенных к аддиктивному (зависимость) поведению.
Решено, что в Брестской области психосоциальное тестирование будет проводиться не менее одного раза в год среди учащихся, достигших 11-летнего возраста.
Тесты составлены так, что по ответам можно увидеть характерологический портрет ребенка и определить склонность к аддиктивному поведению.
Тестирование проводится на добровольной основе. Дети с 11 до 14 лет могут его проходить лишь с согласия одного из родителей или законных представителей. Заявление будет храниться год. С 14 лет право выбора остается уже за самими обучающимися.
Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования
Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.
А как у них…
США. В школах и колледжах организуются рандомные рейды полицейских с собаками, которые без всяких вопросов могут проверять шкафчики студентов и все их личные вещи для поиска алкоголя и наркотиков. Студента, у которого найдут наркотики, арестовывают. Такие «погромы» позволяют выявить наркоторговцев, а у обычных учащихся отбивается охота покупать наркотики и приносить их в школу. Подростка, пойманного на употреблении или распространении психоактивных веществ, ставят на учет, после чего он должен периодически сдавать биологический тест на наркотики и алкоголь (день предугадать нельзя).
Бангладеш. Помимо отдела по борьбе с наркотиками, есть много общественных организаций, помогающих бороться с распространением среди молодежи наркотиков и алкоголя. Во многих колледжах к наркозависимым студентам относятся с презрением. Если молодого человека поймали после приема психоактивных веществ, ему запрещается посещать занятия.
Великобритания. Если юные нарушители были замечены за употреблением наркотиков и алкоголя, их отправляют на принудительное лечение. Полиция вправе потребовать сдать биологический тест даже без предъявления обвинений. В начале 2005 года британские государственные школы ввели практику проверять учеников с помощью рандомных тестов. Каждую неделю компьютер выбирает 20 фамилий учащихся, которые должны пройти тест (на основе анализа слюны) на наличие в организме наркотических веществ. Если ребенок отказывается проходить тест, его никто не заставляет. В том случае, если результат проверки окажется положительным, учащегося не исключают из учебного заведения, но берут на учет. Исключают тех, кто продает наркотики.
АНКЕТА для раннего выявления родителями зависимости у подростков
Психосоциальное анкетирование
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В ГУО «Цельская средняя школа» ежегодно проводится психосоциальное анкетирование
Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения.
Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ.
С этой целью рекомендуется проведение психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с
Анкетирование обучающихся проводится с письменного согласия обучающегося с 14 лет или его родителей (законных представителей) с 11 до 14 лет
форма письменного заявления (согласия) обучающегося и его законных представителей на участие в проведении психосоциального анкетирования и (в случае необходимости) последующего медицинского осмотра
Директору ГУО «Цельская средняя школа»
Кочанову А.Е.
Фамилия И.О. обучающегося
________________________________
(законных представителей)
Заявление.
Настоящим сообщаю, что даю (не даю) согласие на участие в проведении психосоциального анкетирования и (в случае необходимости) последующего медицинского осмотра моего(ей) сына (дочери)______________________________________________________
Дата подпись, расшифровка подписи
Известно, что на формирование зависимого поведения индивида влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска
Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год. Рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 декабря).
Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося склонность к формированию химической зависимости.
В целях получения объективной информации анкетирование, обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно проводить специалистам СППС учреждения образования.
Объектом диагностики являются три возрастные группы обучающихся:
старшая группа –16-18 лет;
средняя группа – 14-15 лет;
младшая группа – 11-13 лет.
Специалисты социально-психологической службы гарантируют конфиденциальность полученных результатов психосоциального анкетирования. Результаты анкетирования будут индивидуально доведены до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании). При получении положительного результата обучающегося вместе с родителями в обязательном порядке направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
Просим Вашего согласия и надеемся на сотрудничество в деле воспитания здоровой нации!
СППС ГУО «Цельская средняя школа»
Анкеты имеют следующее содержание:
Диагностический инструментарий для обучающихся 16-18 лет
ОПРОСНИК
Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один вариант ответа, который соответствует Вашему мнению, и обведите его кружком. Необходимо отметить один вариант ответа в каждой строке.