Что такое публичные отношения
Что такое публичные отношения
Ключевые слова: ПРАВООТНОШЕНИЯ; ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ; ВЛАСТЕОТНОШЕНИЯ; ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ; СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ; ГОСУДАРСТВО; LEGAL RELATIONS; PUBLIC LEGAL RELATIONS; AUTHORITIES; PUBLIC AUTHORITIES; SUBJECT OF PUBLIC LEGAL RELATIONS; THE STATE.
Публичные правоотношения в современном демократическом государстве занимают, можно сказать, центральное место, иными словами – это основа государственных правоотношений. Все государственные органы власти имеет, прежде всего, публичный статус.
В этой связи представляется важным изучение и исследование понятия и сущности публичных правоотношений.
Необходимо отметить, что современная юридическая литература не имеет и не одержит самого родового понятия «публичное правоотношение».
Безусловно, публичные правоотношения – это, в первую очередь, правоотношения, содержание которых достаточно, широко исследованы, и освещены в теории государства и права.
Традиционно, правоотношения определяются как:
1) общественное отношение, в рамках которого стороны связаны между собой взаимными юридическими правами, обязанностями и охраняются государством [1, с. 307];
2) вид общественного отношения, участники которого взаимодействуют на основе установленных, охраняемых государством прав и обязанностей [2, с. 416];
3) совокупность субъективных прав, юридических обязанностей и соответствующих действий фактического порядка [3, с. 112].
Таким образом, публичные правоотношения, как одна из разновидностей правоотношений представляет собой единство юридических прав и обязанностей субъектов права, которые устанавливаются и соответственно охраняются государством.
Полагаем, специфика публичных правоотношений заключается именно в правовом статусе субъектов рассматриваемых правоотношений.
В публичных правоотношениях, как справедливо отмечает С.Э. Шиндяпин [4, с. 179]:
1) во-первых, субъекты по своему правовому статусу не равны;
2) во-вторых, предусматривают обязательное наличие субъекта, имеющее полномочия властного характера, публично-правовой статус, компетенции;
3) в-третьих, строятся по формуле «власть-подчинение», соответственно, одна сторона обладает исключительно юридическими обязанностями, а другая только субъективными правами;
4) в-четвертых, правомочие обязательного субъекта приобретает статус обязанности;
5) в-пятых, имеет место разнополярность правового статуса такого субъекта, как физические лица. В частности, физическое частное лицо может выступать обязанной стороной, физическое должностное лицо выступает только как управомоченная сторона;
6) в-шестых, в качестве субъектов могут выступать разные формы общественных объединений, таких как, как нация, класс, социальный слой и др., которые, как правило, выражают мнение большинства.
В юридической литературе нет единства в вопросе понятия и сущности публичных правоотношений.
В частности, под публичными правоотношениями понимают:
1) правоотношения, в которых одним из субъектов обязательно выступает носитель государственно-властных полномочий [5, с. 269];
2) правоотношения, субъектами которого являются два лица, индивидуальный носитель правомочия и то социальное целое, в права коего облекается индивид [6, с. 198];
3) систему, которая обладает внутренним разнообразием и состоит в свою очередь из взаимосвязанных с ней подсистем [7, с. 3];
Безусловно, существующие подходы заслуживают внимание и признания.
Представляется, основой публичных правоотношений является публичная власть.
Согласно Конституции РФ, единственным источником всей публичной власти в России является народ [8] (ст. 3 Конституции РФ).
Народ, выступает непосредственно действующим властным субъектом, например, в связи с общегосударственными референдумом, выборами [9, с. 79].
Другим традиционным субъектом публичной власти называют государство, которое проявляет себя в отношениях властвования через органы государственной власти.
Однако публичная власть, по мнению О. А. Воробьевой – это многоуровневая система [10, с. 144]. Как подмечает, О. М. Рой, уровни власти представляют собой вертикально упорядоченные ранги исполнительской деятельности, которые разделены согласно режимам делегирования полномочий высших управленческих звеньев низшим [11, с. 14].
Природа публичной власти, применительно к Российскому государству, характеризуется наличием 2-х ее уровней, государственного и местного. Государственная публичная власть, в свою очередь, проявляется на федеральном и региональном уровнях. Согласно, Конституции РФ, все уровни публичной власти равнозначны и равноценны.
Любое понятие, в т.ч. правовое раскрывается, как правило, через его признаки. Понятие «публичные правоотношения» не составляет исключение.
Именно, присущие только публичным правоотношениям признаки, позволяют отличать и разграничить публичные правоотношения от иных видов правоотношений.
Следует отметить, что в научной литературе нет единого подхода в этом вопросе.
Так, Ю. А. Тихомиров, выделяет следующие признаки публичных правоотношений:
1) охраняющая государством власть является одновременно субъектом права;
2) существует параллельно множество одинаковых отношений по числу лиц, которые подчинены власти, либо наоборот, которые имеют относительно нее какое-либо право;
3) граница между юридическими отношениями и отношениями власти четко прослеживается лишь в случае разделения функций субъекта и охранителя между 2-мя разными органами;
4) отношения власти сами становятся отношениями правовыми, поскольку охраняются юридически [12, с. 183].
И. А. Ильин [13] называет следующие признаки публичных правоотношений:
1) одному субъекту принадлежит полномочие на власть относительно к другому, который имеет обязанность подчиняться;
2) это правоотношение юридически не равных субъектов;
3) один субъект публичных правоотношений является юридически независимым от другого, авторитетным для него, другой субъект должен признавать авторитет властного субъекта, повиноваться ему, так как является его подчиненным.
Часть авторов считает, что при формулировании признаков публичного правоотношения следует исходить из определения сферы возникновения публичных правоотношений, т.е. что – это сфера публичных интересов, что представляется не совсем верным подходом. При этом, трактовать публично-правовую сферу, как исключительно сферу взаимоотношений только подчиненных друг другу субъектов тоже неправильно. Публичное право может существовать автономно, не нуждаясь при этом в частном праве, частное право же не может жить без вмешательства публичного [7, с. 14].
Полагаем, что основополагающим признаком публичных правоотношений является властеотношения.
В рамках настоящего исследования, несомненно, сложно охватить все теоретические аспекты публичных правоотношений, в виду их многогранности, разнообразия. Исследование теоретических аспектов публичных правоотношений крайне важно в целях их правоприменения, в т.ч. на законодательном уровне.
Публично-правовые отношения: понятие, признаки и виды
Публичное-правовые отношения возникают между субъектами права, по поводу
реализации одним из участников в отношении другого, своих властных полномочий.
Публично-правовые отношения имеют следующие признаки:
— это всегда влестеотношения, т.е. отношение возникает в связи с реализацией одним из
участников своих властно-публичных полномочий;
— один из субъектов всегда публичное лицо, т.е. является должностным лицом или органом
власти (государственной или муниципальной);
— содержанием правоотношения являются полномочия, права и обязанности участников,
предусмотренные нормами публичного права;
— возникновение и прекращение правоотношения связано с правоприменением.
Публично-правовые отношения можно классифицировать по ряду критериев. По сфере
возникновения можно различать административные, муниципальные, налоговые и т.д.
правоотношения. По содержанию правоотношения различаются на 1) правоотношения по
реализации права частного лица и 2) правоотношения по исполнению обязанности частным
лицом. По механизму возникновения можно выделить правоотношения 1)возникающие по
инициативе публичного лица и 2)возникающие по инициативе частного лица.
Административно-правовой статус человека
18.6 Особенности публичных правоотношений
Особенности публичных правоотношений
Теория правоотношений детально разработана в гражданско-правовой науке. Что касается публичных правоотношений, то они исследованы менее обстоятельно или рассматриваются по модели, заимствованной из частноправовых наук. Между тем правоотношения, складывающиеся в публично-правовой сфере, отличаются большой спецификой.
Одно из своеобразий публичных правоотношений обусловлено тем, что они складываются в сфере публичных интересов. Это общественные отношения, урегулированные нормами публичного права (конституционного, административного, уголовного и др.).
Другая особенность публичных правоотношений состоит в том, что им присущ особенный состав участников. Если в частных правоотношениях субъектами могут быть практически все возможные участники правового общения, то в публичных — одной из сторон или обе стороны являются субъектами публичной власти: государство, государственный орган, должностное лицо, другой носитель публичной власти (органы местного самоуправления), а в международных отношениях — два или более государств. Никогда субъектами публичных правоотношений не могут быть два физических лица, если они не обладают властными полномочиями. Следовательно, публичные правоотношения, как уже указывалось, это всегда властеотношения.
В отличие от частных правоотношений, где обе стороны равноправны, в публичных правоотношениях субъекты не обладают равным правовым положением. При вступлении в публичное правоотношение субъекты не могут проявлять свободы воли, поскольку связаны возложенной на них компетенцией, закрепленным статусом, функциями, пределами деятельности и т. д. Таким образом, публичные правоотношения не предполагают равенства их участников, а напротив, будучи формой реализации публичной власти, всегда направлены на подчинение поведения и действий общественным интересам.
Можно обнаружить определенную специфику и в юридическом содержании публичных правоотношений. В сфере реализации публичного права возникают так называемые субъективные публичные права (проф. Г. В. Мальцев). Это означает, что субъекты, занимающиеся публично-правовой деятельностью, выполняют прежде всего государственные функции и задачи, а потому должны осуществлять в первую очередь должностные полномочия. Они не приобретают права, принадлежащие лично им.
Юридическое содержание в публичных правоотношениях приобретает особую значимость по сравнению с другими структурными элементами, поскольку стороны не свободны в установлении взаимных прав и обязанностей, а связаны предписаниями нормативных правовых актов, регулирующих их полномочия и компетенцию.
Наибольшие споры в науке вызывает вопрос об объекте публичных правоотношений. Иногда высказывается мнение, что данный вид правоотношений относится к безобъектным. Однако такая позиция означает, что субъекты публичной власти вступают в правоотношения исключительно ради приобретения юридических прав и обязанностей. Именно они имеют ценность для субъектов, а не конкретные интересы или общественное благо. Если для частного лица объектом служат материальные блага и духовные и иные ценности, то в публичных правоотношениях таким объектом могут выступать общественные интересы, конкретизируемые в каждом отдельном правоотношении.
Следует отметить, что в общей теории правоотношений в качестве объекта принято выделять, во-первых, объект деятельности, которыми являются явления материального и духовного мира; во-вторых, объект интереса участников правоотношения (проф. В. Н. Протасов). Они могут совпадать, но могут различаться.
Объект интереса составляют блага, которые обязаны своим появлением правоотношению и отражают его целевое назначение, результативность. При этом у одного правоотношения может быть несколько объектов. И если юридически значимый объект правовой деятельности нередко отсутствует, то объект интереса присутствует всегда, поскольку не имея интереса, ни один субъект не вступит в правоотношение.
У публичных правоотношений объект выступает главным образом в виде объекта интереса. В этом специфика данных правоотношений и их отличие от частных правоотношений. В последних помимо объекта интереса всегда присутствует и объект правовой деятельности в виде предметов материального и духовного мира, в виде результатов поведения или самой правовой деятельности. В публичных правоотношениях такого совпадения двух объектов не наблюдается. Здесь объект составляет интерес участников правоотношения, т. е. по поводу чего возникает публичное правоотношение.
К своеобразию публичных правоотношений следует отнести и особенности юридических фактов как оснований динамики данного вида правоотношений. Главной предпосылкой возникновения публичных правоотношений служит наличие у государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц компетенции на совершение определенных властных действий, например, на заключение договоров публично-правового характера или обязанности исполнить основанное на законе распоряжение вышестоящего органа или должностного лица.
Некоторые ученые считают юридическим фактом, служащим для возникновения публичных правоотношений, только закон (или иной нормативный правовой акт). Это правильно. В то же время в договорных отношениях в публично-правовой сфере основанием возникновения, прекращения и изменения публичных правоотношений будет выступать нормативный договор, а в международных отношениях — заключение и ратификация государственными органами учредительного договора.
Особое место в системе публичных правоотношений занимают охранительные правоотношения, которые возникают при наличии спора о праве или в результате совершения правонарушения, т. е. в конфликтных ситуациях. Этот вид правоотношений предназначен для применения мер защиты или юридической ответственности.
Публичному охранительному правоотношению присущи те же особенности, что и регулятивному публичному правоотношению, рассмотренные выше. Вместе с тем выделяется их своеобразие, которое заключается в следующем:
1) недобровольность вступления в публичные охранительные правоотношения, невозможность свободного выхода из них;
2) юридическая ответственность, которая устанавливается в рамках охранительных правоотношений, всегда носит публичный характер, так как именно государство в лице соответствующих компетентных органов привлекает правонарушителя к юридической ответственности. Тем самым государство реализует принадлежащее ему право на легальное применение принуждения. В правоохранительных отношениях всегда присутствует государство или уполномоченные им органы и должностные лица;
3) конституирующим элементом охранительных правоотношений служит процедура, посредством которой реализуются субъективные права и юридические обязанности, составляющие содержание данного вида правоотношений. Вне процедуры невозможна реализация мер правовой защиты или юридической ответственности;
4) для охранительных правоотношений характерно наличие противоположных юридически значимых интересов: одна сторона заинтересована получить защиту своего права путем принуждения другой стороны совершить определенные действия в ее пользу; другая же сторона, выступающая в качестве правообязанной, стремится добиться отказа другой стороны от своих требований или официального опровержения отсутствия какой-либо обязанности перед данной стороной.
Таким образом, публичные правоотношения разнообразны по своим видам, характеру, направленности, так как связаны с деятельностью органов публичной власти, а это, в свою очередь, обусловлено разнообразием их функций.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 255. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (категории дел, особенности их рассмотрения).
Вопрос 255. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (категории дел, особенности их рассмотрения). Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемые
Глава 22. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Глава 22. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Статья 189. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 1. Дела, возникающие из административных и иных публичных
Статья 245. Дела, возникающие из публичных правоотношений
Статья 245. Дела, возникающие из публичных правоотношений Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не
42. Дела, возникающие из публичных правоотношений
42. Дела, возникающие из публичных правоотношений Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает следующие категории дел, возникающих из публичных правоотношений:1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части,
Глава 24 Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений
Глава 24 Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений § 1 Сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений Любое демократическое государство невозможно без ограничения произвола чиновников, без действенных гарантий
§ 1 Сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений
§ 1 Сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений Любое демократическое государство невозможно без ограничения произвола чиновников, без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата. Подобные
Глава 14. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений В чем сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений?
Глава 14. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений В чем сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений? Любое демократическое государство невозможно без ограничения произвола чиновников, без действенных гарантий
В чем проявляется особенность процессуальных правоотношений по делам, возникающим из публичных правоотношений?
В чем проявляется особенность процессуальных правоотношений по делам, возникающим из публичных правоотношений? Общее для всех дел данной категории заключается в том, что они связаны с деятельностью различных управленческих и законодательных структур либо с работой
В чем общие особенности дел, возникающих из публичных правоотношений?
В чем общие особенности дел, возникающих из публичных правоотношений? Дела, возникающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению и разрешению судом, перечислены в ст. 245 ГПК, и к ним относятся дела:— по заявлениям граждан, организаций, прокурора об
1. Дела, возникающие из публичных правоотношений
1. Дела, возникающие из публичных правоотношений Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает следующие категории дел, возникающих из публичных правоотношений:1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части,
2. Дела, возникающие из публичных правоотношений
2. Дела, возникающие из публичных правоотношений Нормативный правовой акт не может быть признан недействующим по тому основанию, что не соответствует требованиям федерального закона, регулирующего иные отношения, к которым этот правовой акт ошибочно применяется на
Подраздел III. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Подраздел III. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Глава 23. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬЯ 245. Дела, возникающие из публичных правоотношений Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:по заявлениям граждан, организаций, прокурора
СТАТЬЯ 245. Дела, возникающие из публичных правоотношений
СТАТЬЯ 245. Дела, возникающие из публичных правоотношений Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не
Глава 22. Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Глава 22. Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений Статья 189. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 1. Дела, возникающие из административных и иных публичных
Учебное пособие по курсу «Правоведение»
Загрузить всю книгу
Модуль 1. Государство
1. Общие положения о государстве и государственной власти
1.1. Понятие и сущность государства
1.1.1. Сущность государства
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить обо всем обществе. Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего, с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество – сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы.
Рассматривая общество, необходимо различать три категории индивидов:
1)человек – это разумное психофизическое существо, живущее в обществе;
2)личность – это человек, обладающий определенным статусом в обществе, комплексом прав, свобод, обязанностей;
3)гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы, обязанности. По отношению к конкретному государству гражданином является лицо, находящееся в определенной политико-правовой связи с этим государством, с определением взаимных прав и обязанностей государства и гражданина.
В определении сущности государства на первом месте стоит содержательная сторона. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Такое государство – средство для обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы, что вызывает сопротивление у других классов. Отсюда вечная проблема «снятия» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства по своей сути выступают классовыми государствами. Общечеловеческие и иные интересы в этих государствах также присутствуют, но они отходят на второй план.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство используется в более широких целях, как средством для достижения интересов общества. Государство в такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Таких государств, в реальности нет. Но есть ряд стран, которые в достижении этой цели добились гораздо больше успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести Германию, Швейцарию, Швецию, Австрию и др.
Религиозный подход проявляется в организации политической власти, содействующей преимущественно осуществлению интересов определенной религии. Например, католический Ватикан, исламские Пакистан, Иран, Ливия и др.
В рамках национального подхода государство проявляется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет ущемления интересов других наций, проживающих на территории страны. Например, современные Латвия, Эстония и др.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.