Что такое пунктуационный практикум 5 класс
Пунктуационный практикум. 5-6 класс
Просмотр содержимого документа
«Пунктуационный практикум. 5-6 класс»
Вставь пропущенные знаки препинания.
Во двор того дома где жила Нюркина бабка, привезли два воза дров. Возчики свалили дрова как попало. Кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу но эта работа была ей не под силу. Она села на ступеньку отдышалась взяла лейку и пошла с ней на огород. Во дворе остался только трёхлетний братишка Нюрки, человек трудолюбивый потому что поднял палку и начал колотить ею по скамье. Тогда Сима Симаков одного человека поставил на опушке а с четырьмя другими ворвался во двор. Он сунул малышу в рот горсть земляники всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки и вся четвёрка рванулась укладывать дрова в поленницу. Сам Сима Симаков понёся кругом вдоль забора чтобы задержать на это время бабку в огороде. Остановившись у забора, Сима заглянул в щёлку. Бабка набрала в подол огурцов и собиралась идти во двор. Сима Симаков тихонько постучал по доскам забора бабка насторожилась и подняла голову. Тогда Сима взял палку и начал шевелить ею ветви яблони. Бабке тотчас же показалось что кто-то лезет через забор за яблоками. Она высыпала огурцы на дорожку выдернула большой пук крапивы подкралась и притаилась у забора. Сима Симаков опять заглянул в щель но бабки не увидел. Обеспокоенный, он подпрыгнул схватился за край забора и осторожно стал подтягиваться но в это время бабка с торжествующим криком выскочила из своей засады и ловко стегнула Симу по рукам крапивой.
( А.П.Гайдар «Тимур и его команда»)
Вставь пропущенные знаки препинания.
Каким-то путём она очутилась на берегу речки. Теперь у неё не было ни ключа от московской квартиры ни квитанции на телеграмму ни самой телеграммы. И теперь Ольге надо было рассказывать про всё и про собаку и про ночёвку в пустой даче и про турецкую саблю и про выстрел. Скверно! Был бы папа он бы понял а Ольга не поймет. Она рассердится или заплачет а это ещё хуже. Плакать Женя и сама умела. Но при виде Ольгиных слёз ей хотелось забраться на телеграфный столб на высокое дерево или на трубу крыши. Для храбрости Женя выкупалась и пошла отыскивать свою дачу.
Когда она поднималась по крылечку Ольга стояла на кухне и разжигала плиту. Заслышав шаги, она обернулась и молча уставилась на Женю. Оля здравствуй! останавливаясь на верхней ступеньке и пытаясь улыбнуться, сказала Женька. Оля ты ругаться будешь? тихо спросила она. Буду! не сводя глаз с сестры, ответила Ольга. Ну ругайся покорно согласилась Женька. Она зажмурила глаза перевела дух чтобы выпалить всё разом но тут калитка перед домом с треском распахнулась. Во двор заскочила лохматая коза и помчалась вглубь сада а за нею с воплем пронеслась уже знакомая Жене девчонка.
( А.П.Гайдар «Тимур и его команда»)
Вставь пропущенные знаки препинания.
Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка по краям её росли деревья со спелыми плодами на полянках виднелись клумбы розовых белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы они сверкали ярким оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток в воде резвились серебристые рыбки.
Пока девочка нерешительно стояла на пороге из-за деревьев появились самые забавные и милые человечки, каких только можно вообразить. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы их верхушки украшали хрустальные шарики а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики.
Старая женщина в белой мантии важно выступала впереди на остроконечной шляпе её и на мантии сверкали крошечные звёздочки. Старушка обратилась к Элли Скажи мне как ты очутилась в стране Жевунов милое дитя? Меня принёс сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.
( А.Волков «Волшебник Изумрудного города»)
Вставь пропущенные знаки препинания.
Целый год до его приезда дом простоял заколоченным. Его поливали дожди на крыше лежал снег крыша во многих местах прохудилась и проржавела а ступени главного крыльца совсем прогнили.
Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом сердце у него заколотилось так сильно что он испугался что не дойдёт. Он постоял несколько минут отдышался твёрдым военным шагом пересёк улицу решительно оторвал крест от калитки вошёл во двор отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон.
Николай Николаевич закончил работу оглянулся и увидел что позади него стояло несколько женщин, обсуждающих и разглядывающих его. Но они все были ещё так молоды что не могли знать Николая Николаевича. Перехватив его взгляд, женщины заулыбались но он молча кивнул всем взял чемоданчик и скрылся в дверях.
По памяти дом всегда казался ему большим просторным пахнущим тёплым воздухом печей горячим хлебом парным молоком и свежевымытыми полами.
Когда Николай Николаевич был ещё маленьким мальчиком то всегда думал что у них в доме живут не только бабушка дедушка папа мама братья и сёстры а ещё и те, которые были на картинах. Это были бабы и мужики в простых одеждах дамы и господа в причудливых костюмах. Дело в том что прапрадед Николая Николаевича был художником а отец отдал многие годы своей жизни чтобы собрать картины.
Вставь пропущенные знаки препинания.
Данька побежал домой. Ему не терпелось рассказать про джунгли про тигрят про шляпу фокусника.
Он подбежал к вагончику и собирался распахнуть дверь как вдруг услышал голос мамы:
— пока не поздно надо отправлять его к бабушке. Ребёнка в цирке воспитывать нельзя. Он и так уже вбил себе в голову что будет циркачом. То он жонглёр то дрессировщик то фокусник.
Данька застыл на месте прислушался.
-А может его всё-таки научить каким-нибудь трюкам? Ничего плохого в этом нет сказал папа.
— Только через мой труп возразила мама. Достаточно что мы мотаемся по свету. Мой сын в цирке работать не будет. Ты же видишь что он способный всё схватывает на лету. Выучится станет бизнесменом или юристом будет жить, как все нормальные люди.
— Ты права нехотя согласился папа.
Данька понял что сейчас решается его судьба а оставаться в стороне он не мог. Он распахнул дверь вагончика и выпалил:
— Не хочу я жить, как все нормальные люди я хочу быть фокусником.
— Тебя пока никто не спрашивает вырастешь и сам же спасибо скажешь что тебе образование дали строго сказала мама.
(Т.Крюкова «Вот так цирк!»)
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
Однажды он гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил стал оглядываться по сторонам и смотреть кто это его ударил. Но кругом никого не было. Кто же это меня ударил? думал Незнайка. Может быть сверху упало что-нибудь?
Он задрал голову и поглядел вверх но вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой у Незнайки.
Значит, это на меня с солнца что-то свалилось решил Незнайка. Наверно от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове. Он пошёл домой и встретил знакомого, которого звали Стекляшкин.
Этот Стекляшкин был знаменитый астроном. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Когда он смотрел в увеличительные стекла на разные предметы то они казались больше. Из нескольких таких увеличительных стёкол Стекляшкин сделал большую подзорную трубу, в которую можно было смотреть на Луну и на звезды. Таким образом он сделался астрономом.
Слушай Стекляшкин — сказал ему Незнайка. Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.
Что ты Незнайка! засмеялся Стекляшкин. Если бы от солнца оторвался кусок он раздавил бы тебя в лепёшку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.
Не может быть ответил Незнайка. По-моему солнце не больше тарелки.
Нам только так кажется, потому что солнце очень далеко от нас. Солнце — огромный раскалённый шар. Это я в свою трубу видел. Если бы от солнца оторвался хоть маленький кусочек то он разрушил бы весь наш город обстоятельно объяснил Стекляшкин.
Ишь ты! ответил Незнайка. А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка расскажу нашим — может быть они ещё не слыхали про это.
(Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
Орфографический практикум 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«О—Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
а) с гласной о после шипящих и ц в окончаниях существительных;
б) с гласной е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Переселенцем, плащом, матчем, смерчем, пловцом, владельцем, беглецом, грачом, работницей, мельницей, стрижом, сторожем, ершом, лисицей, певцом, дворцом, бойцов, горцев, гвардейцев, крышей.
Графически объясните выбор гласной (о или е) после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных.
Поговорить с врачом, с больным сердцем, к блестящему наряду, с опытным пловцом, перед огромным дворцом, за старой мельницей, следить за матчем, отдыхать за рубежом, угощать борщом.
Задание 3. Образуйте от полных прилагательных краткие и запишите | словосочетание.
Тощий щенок, могучий орел, трескучий мороз, похожий портфель, пахучий цветок, колючий шиповник, горячий кофе, хороший обед, жгучий перец.
«Правописание падежных окончаний прилагательных»
Задание 1. Выделите окончание в прилагательных.
Березовые дрова, пчелиным воском, дорожную пыль, с отборной пшеницей, с беззаботным смехом, о пасмурной погоде, о приезжем музыканте, с большим успехом, навстречу яркому весеннему солнцу, нет свободного времени.
Задание 2. Выпишите прилагательные в две колонки:
а) в окончании прилагательных пишется о после шипящих;
б)в окончаниях прилагательных пишется е после шипящих.
У небольшого озера, свежей зеленью, пахучего шиповника, по скрипучей лестнице, свежей краской, к лучшему другу, на горячем песке, с хорошей песней, с хорошим товарищем, по весеннему лесу, в последнем постановлении, в колючем кустарнике, с колючими шипами.
Задание 3. Графически объясните написание кратких прилагательных с I основой на шипящую.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч! (А. Пушкин)
Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов на нем разбросаны букеты. ( Суриков )
Всем ты, Ёж, хорош да пригож. ( Н. Снегирев )
«Буквы Е и И в корнях с чередованием»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
а) с гласной е в корне;
Убирать, уберу, выстилать, выстелю, сжег, сжигать, растираюсь, растереться, выберу, выбирать, замереть, замирать, блестящий, блистать, вычитать, вычитание, вычесть, поджигать, разжег, забирать, заберу, разжигать, выжег, опереться, настеленный, настилать, вымирают, натираю, подберу.
Задание 2. Графически объясните написание е —и в корнях с чередованием.
Растереть желтки, застилать постель, обжигающее пламя, быстро соберусь, слагать песни, постоянно придираться, набираться ума, касаться вопроса, набирать номер телефона, удирать со всех ног, настилать полы, опираться на перила, замереть от восхищения.
Задание 3. Распределите слова в два столбика:
а) с буквой ё после шипящих в корне;
б) с буквой о после шипящих в корне.
Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.
О—Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
Выделите в словах неизменяемые приставки.
Выделите орфограмму «Буквы о, е после шипящих в окончании».
Найдите в тексте слово, употребленное в переносном значении.
Весна движется медленно. Озерко ещё не растаяло. Орех расцветает, но ещё не пылят над рощей жёлтой пыльцой его серёжки.
Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега слежалая, серая. Недалеко от себя я разглядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с чёрными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп. Он поднялся на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.
Потом прибавился ещё и ещё. Когда вальдшнеп пролетал вдоль опушки, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков. С этими осиновыми листиками он казался бородачом.
«Буквы Е и И в окончаниях имен существительных»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
б) с окончанием -и в предложном падеже.
Думать о музее, театре, школе; побывать в санатории, ошибки в сочинении, встреча в гимназии, жить на Кавказе, говорить о решении, сидеть на скамье, выступить на собрании, жить в Рязани, ждать на почте.
Задание 2. Графически объясните выбор гласной в окончании, укажите падеж существительного.
Сообщить о постановке пьесы, присутствовать при беседе с участницей экспедиции, читать на веранде гостиницы, встретиться на лекции в музее, отдыхать в санатории, послать письмо Марии, нет свободного времени.
« Буквы ё-о после шипящих в корне слова, и-ы после ц»
Задание 1.Графически объясните выбор и—ы после ц (выделите корень, суффикс, окончание)
Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация, душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыплёнок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.
Задание 2. Распределите слова в два столбика:
а) с буквой ё после шипящих в корне;
б) с буквой о после шипящих в корне.
Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.
Задание 3. Вставьте пропущенные и –ы после ц
Акац..я, панц…рь, нарц…сс, сигнализац..я, дикц…я, делегац..я, конференция, традиц…я, ц..ркуль, ц..тировать, ц..рк, ц..рковой, коллекц…я, ц…клон, ц…клоп, ц..трусовые, ц..нк, ц..пленок, ц..плята, ц..ганский, ц…фра, экспедиц…я.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Раздаточный материал по теме «Существительное и прилагательное» используется на уроках русского языка в 5 классе.
Цель: повторить изученные орфограммы по правописанию существительных и прилагательных, гласных в них и после шипящих.
Материал ориентирован на индивидуальную работу обучающихся. Так же может быть применен как домашнее задание для учащихся. Он поможет испытывающим затруднения ребятам по данной теме самостоятельно работать с дополнительными источниками информации. Они повторяют и закрепляют изученный материал по правописанию существительных и прилагательных, выделять окончания в самостоятельных частях речи, способы словообразования слов.
Номер материала: 389659
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Практикум по русскому языку. 5 класс Синтаксис и пунктуация
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практикум по русскому языку.
Синтаксис и пунктуация
Выпишите словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово, укажите, именное или глагольное.
Чахлая рябина мокнет под дождем. ________________________________________________________________________________________________________________________________
Но давно под травой иссякли болтливые воды. ________________________________________________________________________________________________________________________________
Седой туман клубится тяжко над рекой.
В ясной тишине проходят тучки чередой ленивой.
Определите вид предложений по цели высказывания.
В небе выше самолета встали круглые ворота. (__________________)
Кто их строил в вышине? (____________________) Кто раскрасил так красиво? (____________________) Я бегу, бегу вперед, не могу догнать ворот! (____________________________)
Расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите обращения.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят –
Все волосоньки в ряд.
Маму дочка слушайся.
Правильно оформите прямую речь.
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди,
Какая пара слов является словосочетанием?
4) не пылает, не горит
Укажите грамматическую основу в предложении.
Одноногий пират искал с золотом клад, а нашёл лишь пустой сундук.
4) пират искал, нашёл
Укажите побудительное предложение.
1) Сырой туман висел над рекой.
2) Кто там стучится у ворот?
3) Закружилась листва золотая.
4) Расскажи мне об этом писателе.
Укажите номер вопросительного предложения.
(1)А знаешь ли ты названия рыб, повторяющих названия животных. (2)Их немало. (3)Есть рыба-змея, рыба-ёж, рыба-петух, рыба-лисица, рыба-собака. (4)И даже – морской кот.
В этом предложении нужно поставить тире.
1) Солнце теплое ходит высоко.
2) Верба пушиста и красива.
3) Ландыш замечательный весенний цветок
4) Клевер весело цветет.
В каком предложении нет дополнения?
1) Воротись, поклонися рыбке.
2) Входят семь богатырей.
3) Давно, давно ты ждешь меня.
4) Через леса, через моря колдун несёт богатыря.
Укажите простое нераспространенное предложение.
1) Цветы распустились и наполнили сад неповторимым ароматом.
2) Цветы распустились и заблагоухали.
3) Цветы в саду распустились.
4) В саду распустились любимые цветы.
Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово.
1) Весна чувствовалась повсюду: в прозрачном звенящем воздухе, в звонких утренних песнях синичек, в веселой капели.
2) На полках магазина красовались куклы с большими голубыми глазами, игрушечные машины с блестящими кузовами, веселые ярко-оранжевые неваляшки.
3) Лес был полон ягод, грибов, орехов.
4) Все пришли на праздник и очень радовались этому.
Укажите предложение, в котором есть однородные члены (знаки препинания не расставлены).
1) В весеннем лесу появились первые цветы.
2). Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
3) Весна спешит а зима не отступает.
4)Я помню песни у костра.
Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
1) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
2) Сад отцветал и темнел.
3) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
4) Лучи солнца греют лицо и руки.
Укажите простое предложение.
1) Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
2) Поговорка — не полное суждение, а только его часть.
3) Глаза боятся, а руки делают.
4) Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется.
Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.
Взошло солнце и осветило всё вокруг.
Взошло солнце и осветилось всё вокруг.
Дул резкими порывами ветер и поднимал в воздух листья.
Дул резкими порывами ветер и поднимались в воздух листья.
Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
1) С добрым утром дорогие друзья.
2) В зарослях ивняка закричала какая –то птица.
3) С добрым утром я кричу.
4) Ребята бережно обращайтесь с учебниками.
А2. В каком предложении необходимо вместо тире поставить двоеточие.
1) Утром будит квакушка Ивана-царевича — «Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!»
2) «Зачем ко мне пожаловал?» — говорит ему Баба-яга.
3) «Как мне не кручиниться!» — отвечает Иван-царевич.
4) «Ведь это дереву вредит», — ей с Дубу Ворон говорит.
А3. Укажите правильную схему предложения с прямой речью.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-390796
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.