Что такое пустословие в православии

Многоглаголание, пустословие и любопытство

Из наследия Оптинских старцев

Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

Что такое пустословие в православии. Смотреть фото Что такое пустословие в православии. Смотреть картинку Что такое пустословие в православии. Картинка про Что такое пустословие в православии. Фото Что такое пустословие в православии
Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий советовал:

«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

Что такое пустословие в православии. Смотреть фото Что такое пустословие в православии. Смотреть картинку Что такое пустословие в православии. Картинка про Что такое пустословие в православии. Фото Что такое пустословие в православии
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:

«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

Источник

Многоглаголание

Многоглагола́ние — 1) чрез­мер­ная, необос­но­ван­ная и неоправ­дан­ная избы­точ­ность слов и выра­же­ний при изло­же­нии какой-либо мысли, идеи, кон­цеп­ции, рас­сказа, повест­во­ва­ния; мно­го­сло­вие; 2) бого­слов­ское поня­тие, име­ю­щее нега­тив­ный отте­нок, сбли­жа­ю­ще­еся по смыслу с поня­ти­ями: «празд­но­сло­вие», «пусто­сло­вие».

Почему мно­го­гла­го­ла­ние сопо­став­ля­ется с празд­но­сло­вием?

Празд­но­сло­вие есть форма беседы, «про­по­веди», раз­го­вора, бес­смыс­лен­ного и бес­цель­ного в отно­ше­нии нрав­ствен­ной пользы. В аске­ти­че­ской лите­ра­туре празд­но­сло­вие нередко отож­деств­ля­ется со грехом.

Почему? Ведь, каза­лось бы, хочет чело­век пого­во­рить, ну пусть пого­во­рит?

Спо­соб­но­стью общаться при помощи слов чело­век прин­ци­пи­ально отли­ча­ется от живот­ных. Именно поэтому все они вкупе, в отли­чие от чело­века, име­ну­ются бес­сло­вес­ными суще­ствами, тогда как чело­век — сло­вес­ным суще­ством.

Умение выра­жать мысли при помощи слова высве­чи­вает в чело­веке Боже­ствен­ный образ. Дар слова — Боже­ствен­ный дар. Стало быть, регу­лярно осу­ществ­ля­е­мые бес­смыс­лен­ные раз­го­воры могут рас­смат­ри­ваться как пре­не­бре­же­ние этим Боже­ствен­ным даром.

Не секрет, что у неко­то­рых людей время, рас­хо­ду­е­мое на бес­по­лез­ную бол­товню (в том числе, по слу­жеб­ному теле­фону), может отни­мать еже­дневно по несколько часов. Причём, часто такой чело­век бывает не в состо­я­нии выкро­ить даже и несколько сво­бод­ных минут для чтения душе­спа­си­тель­ной лите­ра­туры, молитвы, посе­ще­ния храма, нако­нец, для вос­пи­та­ния детей.

Нередко пустые, бес­со­дер­жа­тель­ные беседы (беседы ради беседы) служат пово­дом и пита­тель­ной почвой для созда­ния и рас­про­стра­не­ния слухов, спле­тен и кле­веты. При таком поло­же­нии вещей грех празд­но­сло­вия соеди­ня­ется с гре­хами зло­сло­вия и лже­сви­де­тель­ства.

Даже, каза­лось бы, столь воз­вы­шен­ные темы, как темы, свя­зан­ные с затра­ги­ва­нием бого­слов­ских вопро­сов, в устах пусто­слова могут быть осуж­дены судом Правды Божьей, как грех упо­треб­ле­ния имени Божьего всуе. Если же в про­цессе гово­ре­ния будут иска­жены истины о Боге или его святых, ему будет вменен грех бого­хуль­ства или свя­то­тат­ства.

Имея в виду ту опас­ность, кото­рая таится в при­вычке к мно­го­гла­го­ла­нию, Божьи подвиж­ники пре­ду­пре­ждали, что мно­го­гла­го­ла­ние может слу­жить чело­веку сетью, соблаз­ном и пре­ты­ка­нием. Иногда, пре­ду­пре­ждали они, ока­зав­шись в сооб­ще­стве, где ведутся празд­ные раз­го­воры, бывает бла­го­ра­зум­нее — просто мол­чать или вовсе уйти.

Сам Гос­подь, вра­зум­ляя дей­стви­тель­ных и потен­ци­аль­ных после­до­ва­те­лей, гово­рил отно­си­тельно празд­но­сло­вия: «Говорю же вам, что за всякое празд­ное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­дишься» ( Мф.12:36-37 ).

Три золо­тых пра­вила языка:
— Думай, что гово­ришь.
— Не говори того, чего не дума­ешь.
— Не всё, что дума­ешь, говори.
про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров

Источник

Пустословие и доброе христианское общение: в чём разница?

Все мы время от вре­мени испы­ты­ваем потреб­ность выго­во­риться. Хорошо это или плохо? Не впа­дём ли мы в грех пусто­сло­вия, желая выска­заться сами и про­яв­ляя чут­кость к про­бле­мам ближ­него? Можно ли про­го­во­рить весь день, но серд­цем оста­ваться в молчании?

Что такое пустословие в православии. Смотреть фото Что такое пустословие в православии. Смотреть картинку Что такое пустословие в православии. Картинка про Что такое пустословие в православии. Фото Что такое пустословие в православииЭтими и дру­гими важ­ными духов­ными вопро­сами зада­ётся архи­манд­рит Савва (Мажуко), раз­мыш­ляя на тему мно­го­сло­вия и пусто­сло­вия в эфире пере­дачи на канале Гомель­ского Свято-Николь­ского муж­ского монастыря.

И вот что гово­рит отец Савва:

«В моём пио­нер­ском дет­стве один из люби­мых филь­мов, кото­рый мы все обсуж­дали, назы­вался «Сва­дьба в Малиновке».

Клас­си­че­ский пер­со­наж этой кар­тины – Трындычиха.

«Трынд­чиху не пере­трын­ды­чить, не пере­вы­трын­ды­чить», – я сей­час даже не могу точно вос­про­из­ве­сти эти слова скороговорки.

В дра­ма­тур­гии, в лите­ра­туре, в кино очень часто встре­ча­ется пер­со­наж болт­ли­вой женщины.

Это настолько инте­ресно и уни­вер­сально, что фак­ти­че­ски в любой лите­ра­тур­ной тра­ди­ции вы най­дёте образ такой жен­щины, кото­рая пере­но­сит сплетни или очень много гово­рит: шум­ная, эмо­ци­о­наль­ная, насто­я­щий фон­тан слов.

Что такое пустословие в православии. Смотреть фото Что такое пустословие в православии. Смотреть картинку Что такое пустословие в православии. Картинка про Что такое пустословие в православии. Фото Что такое пустословие в православии

И для нас этот образ явля­ется не только неко­то­рым милым вопло­ще­нием тех встреч или наблю­де­ний в нашей обыч­ной жизни, но ещё и духов­ной про­бле­мой. Почему?

Потому что в аске­ти­че­ской лите­ра­туре неод­но­кратно опи­сы­ва­ется, обли­ча­ется, или же каким-то обра­зом иссле­ду­ется грех, кото­рый назы­ва­ется длин­ным сло­вом «пусто­сло­вие».

Вот, каза­лось бы, для пусто­сло­вия, для такого греха мно­го­ре­чия, что ли, или мно­го­сло­вия, можно было найти слово поко­роче. Но мы не нашли. Поэтому мы поль­зу­емся этим словом.

Почему мы вообще гово­рим о некой про­блеме? Ну, висит чело­век на теле­фоне два часа и рас­ска­зы­вает о том, какие акции в сосед­нем мага­зине – что тут такого?

Для хри­сти­а­нина про­блема в том, что есть опре­де­лён­ные зада­ния, стан­дарт, кото­рому он дол­жен соот­вет­ство­вать, и когда ты в него как-то не втис­ки­ва­ешься, не можешь на него рав­няться, ты испы­ты­ва­ешь внут­рен­ний дискомфорт.

С одной сто­роны, ты видишь запо­ведь о том, что нужно мол­чать побольше – неко­то­рые упро­щают и гово­рят: «Молчи! Про­сто молчи и всё, меньше говори!»

С дру­гой сто­роны, ты видишь детей, роди­те­лей, род­ствен­ни­ков, подруг, дру­зей и сотруд­ни­ков, с кото­рыми как-то нужно ладить. А чтобы ладить с людьми, с ними нужно раз­го­ва­ри­вать, общаться.

Так может быть, это обще­ние и есть пусто­сло­вие? Вот здесь мы всту­паем на скольз­кий путь заблуж­де­ний, потому что отож­деств­лять веж­ли­вую речь – то, что англи­чане назы­вают «small talk»(смол-ток), то есть куль­тур­ную, при­ви­тую вос­пи­та­нием спо­соб­ность под­дер­жи­вать раз­го­вор, – отож­деств­лять этот смол-ток с пусто­сло­вием – боль­шая ошибка.

Это боль­шая ошибка, потому что для свя­тых отцов, кото­рые опи­сы­вали страсть пусто­сло­вия, это был тех­ни­че­ский тер­мин, вер­нее, поня­тие со своим кон­крет­ным объёмом.

То есть это неко­то­рый гре­хов­ный навык, кото­рый нужно дер­жать в узде именно потому, что он при­во­дит к расстройству.

Пусто­сло­вие опасно или гре­ховно не само по себе, а потому что спо­соб­ствует рас­колу между людьми.

Напри­мер, вы пере­несли чью-то новость, из-за этого пору­га­лась ваша подруга с мужем – вот в чём опас­ность пусто­сло­вия, а не в том, что вы много говорили.

В древ­нем Пате­рике есть такое извест­ное выра­же­ние: «неко­то­рые люди целый день гово­рят, но на самом деле целые сутки они в своём сердце про­вели в молчании».

То есть коли­че­ство слов не тож­де­ственно объ­ёму поня­тия пусто­сло­вия. Пусто­сло­вие – это то, что ведёт к рас­пре между людьми.

Если вы потра­тили 120 тысяч слов за час, чтобы при­ми­рить близ­ких, это уже не пустословие.

То есть мы, иссле­дуя это поня­тие, смот­рим на цель, кото­рую пре­сле­до­вали свя­тые отцы, говоря о вреде или же опи­сы­вая это осо­бое состояние.

Дело в том, что мы сей­час знаем о чело­ве­че­ской эмо­ци­о­наль­ной жизни гораздо больше, чем знали наши антич­ные или сред­не­ве­ко­вые отцы. Это совер­шенно нормально.

Пре­по­доб­ный Мак­сим Грек в одном из своих трак­та­тов пишет, что о стра­у­сах известно сле­ду­ю­щее: чтобы вылу­пился пте­нец из яйца, страус дол­жен сесть напро­тив яйца и при­стально на него смотреть.

Что такое пустословие в православии. Смотреть фото Что такое пустословие в православии. Смотреть картинку Что такое пустословие в православии. Картинка про Что такое пустословие в православии. Фото Что такое пустословие в православии

Мы сей­час с вами пони­маем, что это совсем не так. Но выучен­ный в сред­не­ве­ко­вом учи­лище Мак­сим Грек при­нял те есте­ствен­но­на­уч­ные взгляды и зна­ния, кото­рые тогда были в ходу.

Сей­час мы знаем, что жен­щина (не люблю это слово, но его про­из­несу) – сред­не­ста­ти­сти­че­ская жен­щина в день про­из­но­сит 27 тысяч слов. Это пусто­сло­вие или многословие?

А муж­чина про­из­но­сит гораздо меньше, то есть на поря­док меньше, и ему не нужно много гово­рить, он как-то не испы­ты­вает в этом нужды.

Иссле­до­ва­тели гово­рят, что это есте­ствен­ная потреб­ность. И, кроме того, пре­ду­пре­ждают, что жен­щина не про­сто может гово­рить в сутки 27 тысяч слов – она должна про­из­не­сти эти слова, гово­рят умные пси­хо­логи, кото­рые деся­ти­ле­ти­ями рабо­тают со сво­ими паци­ен­тами. Поду­майте над этой фра­зой – что зна­чит «должна»?

Есть какая-то модаль­ность, тре­бо­ва­ния, кото­рые пред­пи­сы­вают гово­рить. Ока­зы­ва­ется, так устро­ена жен­ская пси­хика, что если жен­щина не выго­во­рится, воз­можны миро­вые скорби, то есть всё пой­дет пра­хом. Ей нужно выговориться.

Кстати, это каса­ется не только жен­щин. И у неко­то­рых муж­чин, и у детей бывает такая внут­рен­няя эмо­ци­о­наль­ная кон­сти­ту­ция. Так устроен чело­век – ему нужно выговориться.

Один муд­рый врач, кото­рый много деся­ти­ле­тий рабо­тал со сво­ими боль­ными и много наблю­дал, оста­вил инте­рес­ное заме­ча­ние по поводу этих наблю­де­ний. Он гово­рил, что если к вам при­шел паци­ент, если есть воз­мож­ность, приём паци­ента дол­жен длиться не меньше семи минут. Не меньше семи минут – почему? За это время паци­ент успе­вает выго­во­риться таким обра­зом, что ему сразу ста­но­вится легче.

Ока­зы­ва­ется, есть какой-то эмо­ци­о­наль­ный нагар, эмо­ци­о­наль­ная накипь, кото­рые мы сни­маем только в слове. И при этом – ещё раз под­черкну, – не нужно отож­деств­лять это с пустословием.

Пусто­сло­вие – это речь, кото­рая в резуль­тате при­во­дит к горю, умно­жает коли­че­ство боли в мире. Если вы речью под­дер­жи­ва­ете раз­го­вор или облег­ча­ете душу, это уже не пусто­сло­вие, и этого не надо бояться. Вот что нужно помнить.

То есть чело­век выго­во­рился, и ему сразу полег­чало. И я неод­но­кратно заме­чал в раз­го­воре, напри­мер, со своей мамой, что когда она начи­нает что-то гово­рить и жало­ваться – на жизнь, на малень­кую пен­сию, или на дру­гие какие-то про­блемы, – пер­вое время раньше, ещё в юно­сти, я пытался тут же на каж­дый аргу­мент при­ве­сти какое-то уте­ше­ние, как-то её поддержать.

С воз­рас­том я понял, что ино­гда нужно про­сто вни­ма­тельно выслу­шать чело­века, дать ему выго­во­риться – и он сам нахо­дит те точки, на кото­рые можно опе­реться, нахо­дит, чем уте­шиться, чтобы успо­ко­иться, всё при­нять. Он про­сто выговаривается.

И, может быть, этот же самый меха­низм при­сут­ствует и в наших испо­ве­дях. Кстати, именно поэтому испо­веди довольно часто пре­вра­ща­ются вме­сто вра­че­ва­ния в насто­я­щее пустословие.

Мы при­вя­зали при­ча­стие к испо­веди, и сей­час, чтобы чело­веку при­ча­ститься, ему обя­за­тельно нужно пойти на исповедь.

А гово­рить осо­бенно, напри­мер, нечего. И вме­сто того, чтобы дей­стви­тельно выго­во­риться, чело­век ими­ти­рует раз­го­вор, потому что гре­хов как-то не успел совер­шить (да и не хоте­лось), но для при­ли­чия нужно что-то говорить.

Так вот, это ими­та­ция, на самом деле, на грани про­фа­на­ции. И именно поэтому в гре­че­ской Церкви пошли дру­гим путём и уже давно раз­вели испо­ведь и причастие.

И чтобы испо­ве­до­ваться, пере­жить это как собы­тие, чело­век, напри­мер, раз в пол­года или в год или чаще, в месяц – по раз­ному бывает, – едет к сво­ему духов­нику, спо­койно, нето­роп­ливо вдум­чиво (не меньше семи минут!) испо­ве­ду­ется, выго­ва­ри­ва­ется, и молит­венно про­сит у Гос­пода про­ще­ния за свои грехи.

И это отде­лено от Таин­ства При­ча­стия, что как раз уби­рает ненуж­ную суету и то самое пусто­сло­вие, кото­рое часто при­во­дит к заме­ша­тель­ству, к смятению.

Потому что вот эта необ­хо­ди­мость гово­рить чело­века очень сильно напря­гает и нер­ви­рует. И может быть, мы со вре­ме­нем тоже пой­дём этим путём, хотя и рус­ская тра­ди­ция освя­щена своим сто­лет­ним опы­том. Видимо, каж­дая община должна идти своим путём.

И самое глав­ное: не путайте, дру­зья мои, пусто­сло­вие с потреб­но­стью выго­во­риться и необ­хо­ди­мо­стью – осо­бенно для взрос­лого, вос­пи­тан­ного, куль­тур­ного чело­века ладить с людьми, что невоз­можно без постав­лен­ного навыка общения.

Источник

Пустословие

Пустосло́вие — 1) то же, что пусто­звон­ство; пустая, бес­со­дер­жа­тель­ная бол­товня; раз­го­вор на ничтож­ные, пустя­ко­вые, ничего не зна­ча­щие темы; 2) бес­по­лез­ная бол­товня; раз­го­вор, зате­ян­ный и про­дол­жа­ю­щийся исклю­чи­тельно ради про­жи­га­ния вре­мени; 3) бро­са­ние слов на ветер; обе­ща­ния, не под­ра­зу­ме­ва­ю­щие их обя­за­тель­ного испол­не­ния; 4) речь о чём-либо, ком-либо, не осно­ван­ная на досто­вер­ных фактах.

Чем пусто­сло­вие отли­ча­ется от празд­но­сло­вия?

В неко­то­рых вари­ан­тах упо­треб­ле­ния слово «пусто­сло­вие» высту­пает сино­ни­мом «празд­но­сло­вия». Однако по стро­гому счёту между двумя этими тер­ми­нами суще­ствует раз­ли­чие.

В отли­чие от поня­тия «пусто­сло­вие» поня­тие «празд­но­сло­вие» глав­ным обра­зом свя­зано не с поня­тием «пустота» (внут­рен­няя бес­смыс­лица, бес­со­дер­жа­тель­ность), а с поня­тием «празд­ность», озна­ча­ю­щим бес­цель­ное, бес­по­лез­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние.

Конечно, бес­цель­ный и бес­по­лез­ный раз­го­вор, каким явля­ется пусто­сло­вие, вполне может быть обо­зна­чен как бес­цель­ное и бес­по­лез­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние. В этом отно­ше­нии пусто­сло­вие сбли­жа­ется с празд­но­сло­вием.

Между тем, зна­че­ние пер­вого поня­тия не пере­кры­ва­ется пол­но­стью зна­че­нием вто­рого, и наобо­рот.

Тогда как поня­тие «празд­но­сло­вие» с боль­шей выра­зи­тель­но­стью отоб­ра­жает идею бес­смыс­лен­но­сти, бес­по­лез­но­сти (опре­де­ля­е­мого этим име­но­ва­нием) раз­го­вора как формы дея­тель­но­сти или заня­тия, поня­тием «пусто­сло­вие» акцент выстав­ля­ется на ничтож­но­сти или вред­но­сти внут­рен­него содер­жа­ния речи. В данном отно­ше­нии пусто­сло­вие про­ти­во­по­став­ля­ется словам муд­рого ( Притч.12:18 ).

Речь может быть названа празд­ной даже тогда, когда её содер­жа­ние каса­ется важных, в том числе рели­ги­озно-нрав­ствен­ных тем, если при этом она про­из­но­сится не ко вре­мени.

Напри­мер, если вместо того, чтобы испол­нять мона­стыр­ское послу­ша­ние, инок пре­дастся про­дол­жи­тель­ной беседе, — его беседа может быть спра­вед­ливо рас­це­нена мона­стыр­ским началь­ством как празд­но­сло­вие, несмотря на важ­ность затро­ну­той в этой беседе про­бле­ма­тики.

То же можно ска­зать о затяж­ных раз­го­во­рах по слу­жеб­ному теле­фону в рабо­чее время, фор­мально глу­бо­ких и инте­рес­ных, однако неумест­ных по при­чине нару­ше­ния тру­до­вой дис­ци­плины, пре­ры­ва­ния рабо­чего про­цесса.

С другой сто­роны, если и тема, и время, и место для раз­го­вора выбраны пра­вильно, напри­мер, с целью про­по­веди в храме или в духов­ной школе, однако доклад­чик ока­зы­ва­ется не под­го­тов­лен­ным, не ком­пе­тент­ным, иска­жа­ю­щим фун­да­мен­таль­ные истины, при­зы­ва­ю­щим не к тому, к чему Бог при­зы­вал, то его про­по­ведь можно назвать бес­смыс­лен­ным сотря­са­нием воз­духа или пусто­сло­вием.

Нако­нец, пусто­сло­вием может обо­зна­чаться и прямой обман, спо­соб­ству­ю­щий совра­ще­нию с истин­ного пути (ср.: «про­из­нося наду­тое пусто­сло­вие, они улов­ляют в плот­ские похоти и раз­врат тех, кото­рые едва отстали от нахо­дя­щихся в заблуж­де­нии» ( 2Пет.2:18 )).

Итак, празд­но­сло­вие, в боль­шей сте­пени, ука­зы­вает на невни­ма­ние к исполь­зо­ва­нию вре­мени, а пусто­сло­вие — на невни­ма­ние к словам.

Источник

Празднословие

. Бегай людей, и спасешься; потому что беседы не дозволяют уму ни своих согрешений видеть, ни коварств демонов, чтобы человек мог сохранить себя самого, – ниже благодеяний Божиих и действий Его Промысла, чтобы через это приобрел он познание Бога и смирение (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 27).

Исходя на поделие, не празднословьте и не позволяйте себе вольничать; но каждый в страхе Божием да внимает себе и духу своему, также поучению и молитве, в тайне (в клети сердца) (прп. авва Исаия, 89, 292).

Не стыдись лица его и, боясь опечалить его, не потерпи, чтобы тебе говорилось то (прп. авва Исаия, 89, 327).

Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или и делать даже доброе не к созиданию веры значит оскорблять Святаго Божия Духа (свт. Василий Великий, 7, 335).

. Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Посему со всяким охранением надобно оберегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества (свт. Василий Великий, 8, 298). Источник.

Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний (свт. Василий Великий, 9, 43). Источник.

Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не служит ни к пользе слушающих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом употреблению. (свт. Василий Великий, 10, 54).

Всякое вообще слово, которое не клонится к предположенной о Господе потребе, есть слово праздное. И опасность подобного слова такова, что если сказанное и хорошо, но не направлено к созиданию веры, сказавший иное не приводит себя в безопасность добротой слова, но тем самым, что сказанное не к созиданию клонилось, оскорбляет Духа Святаго Божия (свт. Василий Великий, 11, 191). Источник.

Поелику уста отверсты, не имеют ни дверей, ни стражи, то слово наше выходит безразлично, а со словом расхищается и сердце. (прп. Ефрем Сирин, 30, 87). Источник.

. Бывает слово праздным, именно когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит (прп. Ефрем Сирин, 30, 281).

. Худой отзыв о другом есть праздное слово; потому что, как скоро видит очерняемого, умолкает (при. Ефрем Сирин, 30, 281). Источник.

. Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию; потому что пересказывал, что не было сделано и чего не видал (прп. Ефрем Сирин, 30, 281). Источник.

. Что такое праздное слово? – Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос (прп. Ефрем Сирин, 30, 281).

. Только проходящие духовную жизнь услаждаются такими речами, предмет которых добродетель; склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто говорит, того гонят от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию (прп. Ефрем Сирин, 30, 492). Источник.

Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него (прп. Ефрем Сирин, 31, 294–295). Источник.

. Как в детях напечатлеваешь первые правила нравственности для того, чтобы они впоследствии избегали пороков, так и в отношении к слову не должно сказывать дерзости и необузданности даже в суждениях о вещах маловажных, чтобы не приучиться к такому злоупотреблению в суждениях о важнейшем. Ибо легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи; как и камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время его падения (свт. Григорий Богослов, 14, 169).

Лучше спать, чем проводить время в пустословии (прп. авва Евагрий, 89, 611).

. Вместо слов, произнесенных безрассудно, будем произносить молитвы. (свт. Иоанн Златоуст, 45, 707).

Праздное слово есть слово, несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например, возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное (свт. Иоанн Златоуст, 50, 445). Источник.

. Неумеренная говорливость предает во власть демонам печали и гнева. (прп. Нил Синайский, 73, 216).

Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас (прп. Марк Подвижник, 89, 533).

Если случайно кто попадет в круг людей пусторечивых, пусть себя виновным считает в таких речах, если не по поводу настоящего, то по поводу прошедшего (потому что сам прежде с ними болтал) (прп. Марк Подвижник, 89, 533–534).

Да не будет у вас ни смеха неприличного, ни развлечения рассеивающего и разнеживающего, ни долгих праздных бесед. (прп. Феодор Студит, 92, 43).

Не будем любомудры на словах, а когда дойдет до дела, оказываемся чуждыми того, что говорим (прп. Феодор Студит, 92, 122).

Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и искусом познаем то, о чем говорим (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 418). Источник.

Если бы кто подвигся на празднословие, то для пресечения сего бесчиния вставай и делай поклон (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 174).

Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. После многословия, когда пройдет час самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и разленения (прп. Никодим Святогорец, 70, 104). Источник.

Авва Сисой однажды сказал: «Поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: «Господи Иисусе! Защити меня от языка моего». Но и доныне каждый день я падаю и согрешаю языком моим» (97, 248).

Авва Макарий Великий однажды в Скиту сказал братиям, распуская собрание: «Бегите, братия!» Один из старцев спросил: «Куда же мы побежим дальше сей пустыни?» Авва, положив перст на уста, сказал: «Сего бегите» (97, 146).

Сказывали об авве Аммое, что когда он шел в церковь, то не позволял ученику своему идти возле себя, но приказывал следовать издали. Если ученик приближался, чтобы спросить о чем-либо, Аммой, дав ответ, немедленно отсылал от себя, говоря: «Не позволяю тебе оставаться близ меня по той причине, чтобы в беседу нашу о душевной пользе не вкралось праздное слово» (106, 66).

Между святыми старцами был муж великий, которому Христос даровал такую благодать, что он, по действию Святаго Духа, видел то, чего другие не видят. Он сказывал, что однажды сидели многие братия и беседовали между собой. Когда шел душеспасительный разговор и приводимы были для назидания изречения из Священного Писания, тогда стояли между братиями святые Ангелы, на лицах их сияла радостная улыбка; они с удовольствием внимали беседе о Господе. Когда же разговор переходил к предметам суетным, Ангелы огорчались и тотчас уходили далеко от беседующих, а среди тех появлялись нечистейшие, покрытые струпами, кабаны. Это были демоны: они принимали вид кабанов и увеселялись пустословием и многословием монахов. Источник.

Увидев это, блаженный старец ушел в свою келью и всю ночь плакал и рыдал; стенания и слезы изливались из сердца его о горестном недуге падения нашего. Он увещевал и наставлял отцов и братий по монастырям, говоря: «Охраняйтесь, братия, от многословия и суетных бесед, от которых рождаются для души вред и погибель. » (106, 456–457). Источник.

Авва Кассиан рассказывал о некоем старце, живущем в пустыне. Старец этот умолял Бога даровать ему, чтобы он никогда не дремал, когда идет духовная беседа, и тот час погружался в сон, если кто станет злословить или пустословить, чтобы это не доходило до слуха его. Он говорил: диавол старается о пустословии (между людьми) и есть враг всякого духовного назидания. При этом приводил такой пример. Когда я беседовал с братиями о пользе, на них нападал такой глубокий сон, что не могли двигать веждами. Желая обнаружить действие демона, я заговорил о пустом предмете. Они обрадовались, и сон тотчас прошел. И сказал я: «Доколе мы рассуждали о духовных делах, очи всех нас отягчены были сном. Когда же вышло от меня праздное слово, все вы с охотой проснулись. Посему прошу вас, замечайте действие лукавого демона, внимайте самим себе, берегитесь дремоты, когда делаете или слушаете что духовное» (98, 36–37).

Однажды братия из Скита вошли на корабль, чтобы отправиться к авве Антонию. Здесь они встретили незнакомого им старца, который плыл в ту же сторону. Братия, беседуя между собой, говорили об изречениях отцев и из Писания, также и о своих рукоделиях. Старец все молчал. Выйдя на пристань, они узнали, что и он также идет к авве Антонию.

Когда пришли они к авве Антонию, он сказал: «Добрых братий ты нашел, авва». «Они хороши, – отвечал старец, – но у них двор не имеет ворот: кто хочет, подходит к стойлу и отвязывает осла», Это сказал он потому, что они говорили все, что ни приходило им на ум (97, 7).

В стране Тавенисийской была инокиня честной жизни, но не воздержная на язык. Когда она скончалась, то как жертвовательница была погребена в церкви. В первую же ночь по ее погребении церковный сторож, по откровению Божию, увидел умершую, выброшенную перед жертвенником. Половина тела ее казалась горевшей, другой же половины тела огонь не коснулся. Утром сторож показал всем, бывшим в храме, место, на котором умершая инокиня казалась ему горевшей, а мрамор на этом месте был опален. Явно отсюда, что умершая в загробной жизни осуждена за свой язык; а потому празднословы не должны говорить, что слова – вода и что им в будущей жизни за празднословие ничего не будет (112, 377–378).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *