Что такое путевой очерк

Путевой очерк

Путево́й очерк — очерк, в основе которого лежит описание каких-либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора.

Содержание

История появления очерка в России

Путевой очерк — один из самых старых видов очерковых форм журналистики. В России очерк зарождается в 18 веке, так как именно этот период ставит перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Меняется отношение к действительности, а, следовательно, необходимы новые формы ее отражения. Во время путешествия автор, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты. Так появляются Путешествие из Петербурга в Москву А. Н. Радищева и Письма русского путешественника Н. М. Карамзина.

Черты

Из всех очерков, путевой очерк в наибольшей мере претендует на то, что в основе его сюжета будет лежать авантюра. Она задается самим характером подготовки данного типа повествования. Сюжет очерка отражает последовательность событий, происшествий и встреч автора во время его путешествия. Выбирать из всех впечатлений автор должен самое важное и интересное для читателя. Что именно автор посчитает важным и интересным, зависит от его замысла, который обычно формируется во время путешествия. Иногда замысел возникает до начала поездки. Автор в данном случае основывается на своих ранних наблюдениях. Помимо авантюрности сюжета путевой очерк обладает такой чертой, как динамизм. Он формируется благодаря самому факту перемещения автора во времени и пространстве. Динамизм позволяет автору сделать читателя «соучастником» путешествия, дать почувствовать напряжение поездки.

У путевого очерка может быть несколько самых разных целей — исследование хобби населения какого-либо города, показ решения какой-либо проблемы в разных населенных пунктах (создание приютов для детей, забота о инвалидах и бездомных, сохранение памятников старины, охрана достопримечательностей и т. п.), знакомство с участниками Великой Отечественной войны, которые имеют орден Славы и многие другие.

Известные очеркисты и их очерки

Источник

Что такое путевой очерк. Смотреть фото Что такое путевой очерк. Смотреть картинку Что такое путевой очерк. Картинка про Что такое путевой очерк. Фото Что такое путевой очерк

Концепция очеркового жанра

В русской литературе очерковое описание путешествий по России и загранице оформилось как самостоятельное направление в 18 веке. Это уже упомянутый труд Радищева и «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. Оба писателя художественно описывают нравы, обычаи, социальные отношения и характеры людей, с которыми им пришлось сталкиваться, обозначая собственное отношение к увиденному без искажения действительности. Живой язык, используемый в повествовании, позволяет читателю наиболее полно проникнуться сутью вещей, ощутить их реальность. Для наибольшего эффекта погружения в тему авторы используют:

Что такое путевой очерк. Смотреть фото Что такое путевой очерк. Смотреть картинку Что такое путевой очерк. Картинка про Что такое путевой очерк. Фото Что такое путевой очерк

Путевой очерк — это неизменная часть современной журналистики, занимающейся проблемными вопросами на местах, в своей стране и за рубежом. Журналист, направляющийся в рабочую командировку, может уже иметь определенный сюжетный план, сформированный на основании первичных сведений. Но этот план не должен стать «прокрустовым ложем», отсекающим свежую и достоверную информацию, полученную от участников событий и очевидцев.

Публикации в периодических изданиях

В современном виде традиционный жанр обозначил направление, неразрывно связанное с публицистикой, и стал действенным инструментом в политической и общественной жизни социума. В чистом виде описательные заметки остались разве только в туристических проспектах, посвященным преимуществам сервиса. В очерковом сюжете сложно, но органично переплетаются сведения о достопримечательностях страны/региона, социальных отношениях, преобладающих духовных ценностях и материальном положении населения.

Что такое путевой очерк. Смотреть фото Что такое путевой очерк. Смотреть картинку Что такое путевой очерк. Картинка про Что такое путевой очерк. Фото Что такое путевой очерк

Для тех, кто хочет ознакомиться с жанром путевого очерка, примеры текстов можно легко найти в крупных газетах или в журналах, посвященных путешествиям, туризму и темам международных отношений. В идеале, информация, излагаемая в таких статьях, должна быть исключительно достоверной.

Развитие сюжетной линии предполагает:

Читатель должен быть захвачен информационным потоком, преподносимым не как свершившийся и оставшийся в прошлом факт, но как феномен, имеющий дальнейшее развитие, приглашая к участию его самого. Читатель может быть согласен или несогласен с трактовкой конкретных событий, но он не должен остаться равнодушным. Задача автора дать почувствовать, что мнение каждого читающего важно и может повлиять на ситуацию. Такая позиция особенно актуальна, если речь идет о проблемах, казалось бы, отдаленных, но на самом деле касающихся каждого:

Написать очерк гораздо труднее, чем просто информационную статью, основа которой — безликое сообщение о событии или происшествии, приправленное гарниром числовых сводок. Очерк — это плод индивидуальных переживаний, объединенных общей сюжетной линией.

От дневника к путевому очерку

Если отправляясь в поездку-путешествие, человек намерен описать все впечатления и переживания, вызванные природными особенностями посещаемых мест, встречами с новыми людьми, обычаями и привычками «аборигенов», он не должен делать скоропалительные выводы и спешно оформлять их в завершенную форму. Достаточно начать вести дневник и записывать в него самые яркие впечатления, цифровую и вербальную информацию, плохо поддающуюся запоминанию.

Что такое путевой очерк. Смотреть фото Что такое путевой очерк. Смотреть картинку Что такое путевой очерк. Картинка про Что такое путевой очерк. Фото Что такое путевой очерк

Путевой очерк — это сиюминутное эмоциональное восприятие, подвергнутое тщательному внутреннему анализу, с проекцией на особенности местных условий:

В документальном повествовании невозможно избежать публицистической направленности. И если очерк готовится к печати, то непременно вызовет общественный резонанс, масштабы которого порой выходят за пределы задумки автора. Подача материала должна предусматривать максимальную объективность и тактичность обзора.

Жанровый диапазон

К путевому жанру одинаково относится и журналистское расследование глобальных событий, и школьное сочинение на тему летнего отдыха и экскурсионных поездок, написанное учеником 4−5 класса.

Что такое путевой очерк. Смотреть фото Что такое путевой очерк. Смотреть картинку Что такое путевой очерк. Картинка про Что такое путевой очерк. Фото Что такое путевой очерк

Любой очерк, в том числе и путевой, позволяет автору в полной мере раскрыть свое видение мира, через призму которого он пропускает все описываемые жизненные ситуации. Он наблюдает за происходящим или принимает в нем участие, опуская малозначимые эпизоды и заостряя акцент на том, что его беспокоит и волнует.

Художественный язык произведения способствует его большей читабельности, а, значит, и заинтересованности аудитории. Чем красочнее и эмоциональнее изложение, тем более оно привлекает читателя, удерживает его внимание, становится более доступным для органичного понимания.

Источник

Путевой очерк

Что такое путевой очерк. Смотреть фото Что такое путевой очерк. Смотреть картинку Что такое путевой очерк. Картинка про Что такое путевой очерк. Фото Что такое путевой очерк

У истоков русского путевого очерка стоят А.И. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») и Н.М.Карамзин («Письма русского путешественника»).

В XVIII веке в моду входят путешествия, и будущий автор путевого очерка во время самого путешествия, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты.

Черты путевого очерка:

• В основе его сюжета лежит обычно авантюра (в значении: приключение, опасное по своей природе, сопровождаемое риском неожиданных событий, перипетий и скачков).

• Сюжет очерка отражает последовательность событий, происшествий и встреч автора во время его путешествия.

Выбирать из всех впечатлений автор должен самое важное и интересное для читателя. Что именно автор посчитает важным и интересным, зависит от его замысла, который обычно формируется во время путешествия. Иногда замысел возникает до начала поездки. Автор в данном случае основывается на своих ранних наблюдениях.

Динамизм формируется благодаря самому факту перемещения автора во времени и пространстве. Динамизм позволяет автору сделать читателя «соучастником» путешествия, дать почувствовать напряжение поездки.

Синтез объективного и субъективного. Материал путевого очерка сугубо личный, субъективный, с живым, ярким и интересным изложением фактов. Фактический материал очерка – это открытие незнакомого читателям мира во всём его многообразии. Путевой очерк отрывает перед читателем новые страны и континенты и позволяет увидеть личность путешественника – автора произведения.

Заголовок привлекает внимание читателя, указывает на место действия, содержит в себе главную мысль – намерение автора. Он должен быть ярким и точным.

Задача путевого очерка – рассказать о своих впечатлениях и событиях во время путешествия. Автор, как правило, раскрывает проблему, ради которой было предпринято путешествие, рассказывает о том, что ему пришлось испытать, пережить.

• В путевой очерк могут быть включены пейзажные зарисовки, портреты и разговоры людей. Однако не по принципу «что вижу – о том пишу», а должны ставиться вопросы, которые могут быть интересны читателю.

Инструкция по сбору материала в путешествии:

• Записывайте свои впечатления, мысли и чувства.

• Наблюдайте, смотрите, постарайтесь увидеть и понять быт и нравы людей, их занятия и интересы.

• Запишите, снимите на видео- или фото интересные места; постарайтесь запечатлеть на плёнке и в своей памяти необыкновенную или «обыкновенную землю».

• Запишите разговор с местными жителями, «подслушанные» диалоги.

• Прежде чем приступить к написанию путевого очерка, познакомьтесь с историческими, географическими или иными сведениями.

Практическое задание 1. Прочитать отрывок из путевых очерков Карамзина. Какова задача автора очерка? Что составляет содержание очерка? Какие стороны личности автора открылись вам при чтении?

С отменным удовольствием подъезжал я к Цириху; с отменным удовольствием смотрел на его приятное местоположение, на ясное небо, на веселые окрестности, на светлое, зеркальное озеро и на красные его берега.

Мы приехали сюда в десять часов утра. В трактире под вывескою «Ворона» отвели нам большую светлую комнату. Обширное Цирихское озеро разливается у нас перед глазами, и почти под самыми нашими окнами вытекает из него река Лиммата, которой шумное и быстрое стремление приятным образом отличается от тихой зыби вод его; прямо против нас, за озером, стоят высокие горы в утес; далее, в сторону, видны Швицкие, Унтервальденские и другие высочайшие и снегом покрытые горы, составляющие для меня совершенно новое зрелище; и все это могу я видеть вдруг, сидя под окном в своей комнате…

В половине девятого часа пришли мы в Цирих, в самое то время, когда весь народ шел из церкви. Все мужчины и женщины, которые мне встречались на улицах, были одеты по-праздничному: первые большею частью в темных кафтанах, а последние, все без исключения, в черном длинном платье из шерстяной материи; на головах у них были или чепчики, или покрывала.

В Цирихе есть так называемая девичья школа (Tochter-Schule), которая достойна внимания всех, приезжающих в сей город. В ней безденежно учатся шестьдесят молодых девушек (от двенадцати до шестнадцати лет) читать, писать, арифметике, правилам нравственности и экономии, то есть приготовляются быть хорошими хозяйками, супругами и матерьми. Приятно видеть вместе столько молодых, опрятно и чисто одетых красавиц, которые занимаются своим делом в тишине и с великою прилежностию, под надзиранием благонравных учительниц, обходящихся с ними кротко и ласково. Тут дочь богатейшего цирихского гражданина сидит подле дочери бедного соседа своего и научается

Не знаю, продаются ли в Цирихе карты; по крайней мере в них здесь никогда не играют и не знают сего прекрасного средства убивать время (простите мне этот галлицизм), средства, которое в других землях сделалось почти необходимым.

Практическое задание 2. Представляем вам пример современного путевого очерка. Это отрывок из книги Юрия Сенкевича «В океане «Тигрис». В чём своеобразие языка и стиля этого путевого очерка? Как современный автор достигает зримости изображения?

«Расположен в ста километрах от впадения Инда в Аравийское море. Возник в начале XVIII века на месте рыбачьего поселка белуджей. Некоторое время был столицей страны. Сейчас — главный ее порт и самый большой город, промышленный и культурный центр». (Из справочника.)

ЧЕГО В КАРАЧИ МНОГО

Жителей (по данным десятилетней давности) четыре с лишним миллиона человек. Предприятий: треть крупной промышленности Пакистана сосредоточена здесь; недалеко от Карачи — атомная электростанция. Магазинов, в частности ювелирных (золото, серебро, оникс). Автомобилей. Реклам. Красивых зданий, современных (отель «Интерконтиненталь»), старинных и «современных под старину».

И шума. И пыли. И чумазых ребятишек, как в любом азиатском городе.

Увидеть не проблема: у стены супермаркета, под сенью сверкающих витрин, женщина расстелила на тротуаре покрывало, уложила на него двоих детей, легла возле, завернулась с головой и заснула.

Если у пакистанского бедняка есть резная деревянная раскладная кровать, он уже человек состоятельный. Возит ее днем на тележке, а ночью — где удалось приткнуться, там ему и приют.

«Карачи называют ночлежкой под открытым небом», — сказал мне Александр Королев.

А. Королев — корреспондент советского телевидения в Пакистане. Едва мы познакомились, он взял надо мной — и, следовательно, над экспедицией — действенное шефство.

Он — спасибо ему — предложил свою машину и себя в качестве водителя для поездки в нужный нам район. Этим он нас здорово выручил, потому что нанятый микроавтобус совсем маленький и трястись бы нам в неудобстве и тесноте. А ехать — ни много, ни мало, полтыщи километров в один конец.

За Хайдарабадом (он куда меньше своего индийского тезки и меньше Карачи, но в нем тоже есть и отели, и рестораны, и даже университет) города на пути кончались. Настала очередь городков и селений.

Шоссе, и без того узкое, вдруг резко суживается, и въезжаешь прямо на базар. Гам, суета, торгуют чем угодно, что-то жарят, машина с трудом продирается сквозь толкучку. Сто-двести метров — и вновь шоссе под колесами, местами хорошее, местами плохое.

Обгоняем попутные автомобили. Некоторые, впрочем, обгоняют нас.

Автомобили в Пакистане выглядят диковинно.

Их здесь принято украшать, особенно грузовики и автобусы — те же грузовики, но с кустарными кузовами-салонами. Мчит такой автобус: везде бубенцы, погремушки, на дверцах узоры, выхлопная труба выведена наверх, дымит, как паровоз. И обязательно на задней стенке салона — панно. Вроде тех, что продавались у нас на барахолках, — лебеди в круглом пруду, олень, изо рта у него клубы пара, или пейзаж с горами и дворцом и, конечно, красотки. Едешь словно по передвижной картинной галерее, где одна картина чудней другой.

Кажется, весь Пакистан стронулся с места. Нескончаемо тянется, обтекая нас, молчаливый людской поток.

Идут охотники с собаками, похожими на борзых, но с короткой шерстью. Вряд ли они собрались на беззаботный пикник.

Идут странники-одиночки, толкая перед собой тележку со скарбом.

Идут семьями: дети на осликах, на осликах же — сложенный шатер, узлы, ведро привязано сбоку, женщины несут грудных младенцев, замыкает шествие патриарх с посохом.

Куда идут, что ищут? Земли? Работы? Без толмача не спросить.

Веет от этих процессий чем-то тоскливым, будто народ, спасаясь от неприятеля, бросил домашние очаги.

Скрипят колеса телег, цельные, высеченные из камня диски, — точно так же они скрипели и тысячи лет назад.

Идя по улице Мохенджо-даро, «Холма мертвых», ни о каком кладбище не помышляешь.

При чем кладбище, если как раз здесь, к примеру, изобретена та самая десятичная система исчисления, которой человечество пользуется до сих пор?

Хлопководство, льноводство, гончарное дело — во всем этом живет в наши дни опыт протоиндийских земледельцев и мастеров.

И многоликий, многорукий бог Шива родился здесь, а не в кочевых кибитках ариев, — его изображение есть на мохенджо-дарских печатях. И хатха-йога, столь сегодня модная. И даже некоторые развлечения, дожившие до наших дней, вроде боя петухов или игры в кости.

А астрономические сведения! А архитектура! А орнамент!

Свастика тоже, увы, дожила — сперва ее украли у протоиндийцев арии и сделали своим священным знаком, затем знак присвоили фашисты и опозорили уже навсегда.

Практическое задание 3. Попробуйте оформить свои воспоминания о недавней поездке в путевой очерк.

Источник

Жанр путевой очерк в журналистике: характерные черты, особенности написания и примеры

17.07.2021 No Comments Posted in

Что такое путевой очерк. Смотреть фото Что такое путевой очерк. Смотреть картинку Что такое путевой очерк. Картинка про Что такое путевой очерк. Фото Что такое путевой очерк

Путевой очерк возник из популярного в прошлом жанра — литературного путешествия. На протяжении многих столетий жажда к новым впечатлениям, любознательность и интерес к другим народам и странам побуждали людей к путешествиям.

Журналисты прибегали и до сих пор активно применяют возможности данного жанра. Путевой очерк позволяет автору в непринужденной и свободной форме рассказывать читателям о своих впечатлениях, об интересных человеческих типажах, о том новом, что происходит в современной действительности, делиться своими мыслями об увиденном и пережитом.

В статье вы узнаете:

Очерк — это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм.

Что такое очерк

Очерк — это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.

Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики — к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.

В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

«Очерковость» такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и «контуры» проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная.

Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Виды очерков

Выделяют 4 основных вида очерков:

Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны.

Что такое путевой очерк

Путевой очерк — это очерк, основой которого является описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия.

Путевой очерк — многообразный жанр, это одновременно и путевые заметки, зарисовки, и путевой дневник автора. Поэтому очень часто по своей структуре путевой очерк напоминает дневниковые записи: события описываются последовательно, по мере знакомства с ними автором.

Помимо того, что путевой очерк позволяет читателю познакомиться с реальными событиями и людьми, а также увидеть происходящее глазами автора, в очерке присутствует анализ увиденного и узнанного.

Перед автором путевого очерка стоит задача — целостно воссоздать картину действительности. Чаще всего путевой очерк отражает достаточно длительный временной процесс.

Путевой очерк помимо литературной формы активно применяется в рекламной журналистике и на телевидении (телевизионная журналистика о путешествиях). Большинство передач о путешествиях составлено именно в виде путевого очерка.

Путевой очерк: жанровые особенности и признаки

Жанровые особенности, присущие путевому очерку:

Наиболее «яркими» стилевыми особенностями путевого очерка являются:

Написание путевого очерка: особенности

Процесс написания очерка достаточно трудоемкий. Чтобы написать очерк недостаточно просто выбрать тему, собрать и проанализировать информацию.

Основная задача автора заключается в том, чтобы полученную информацию переосмыслить и преобразовать в особую очерковую форму.

«Степень» художественности очерка может варьироваться в зависимости от его цели: один текст может быть более конкретизированным и документальным, а другой — максимально творческим.

Часто сам материал для сюжета настолько насыщенный, непредсказуемый и сенсационный, что журналисту остается лишь изложить в очерке всю полученную информацию, не прибегая при этом к дополнительной художественной обработке.

Чем привлекателен жанр «путевой очерк» для публициста

В первую очередь, данный жанр привлекателен для публициста тем, что дает возможность высказаться практически по любому поводу — от изучения культуры русской глубинки до глобальной демографической проблемы.

Кроме этого, путевой очерк рассчитан на массовую аудиторию, и благодаря своему стилю написания, а также убедительности и достоверности эффективно воспринимается публикой.

Путевой очерк — это не развлекательное чтиво. Дело в том, что в данном жанре в центре сюжета обязательно будет изучение автором в ходе своего путешествия какой-то социально-значимой проблемы.

Предметы отображения в путевом очерке

Предметом отображения в путевом очерке выступают: человеческий характер, различные конфликтные ситуации, а также общественно-значимые явления.

При написании путевого очерка используются такие методы сбора информации, как интервью, наблюдение, беседа, анализ личных документов.

Путевой очерк вобрал в себя элементы и науки, и искусства: это документы, цифры, статистика, и, одновременно, художественно-предметный мир автора с портретами, пейзажами, интерьерами.

Примеры путевых очерков

В качестве примеров путевого очерка можно привести очерки Салтыкова-Щедрина «За рубежом», А. П. Чехова «Из Сибири», В. Л. Кигна-Дедлова «По дальнему востоку», «В переселенческой конторе», «Переселенцы и новые места», путевой очерк М. Белкиной » Крыша мира», или Подножие гор», путевой очерк Виктора Некрасова» По обе стороны океана».

Отрывок из путевого очерка В. Некрасова «По обе стороны океана»:

И вот ты в этой стране. В стране Джерми-машиниста, в его городе.

В один день мы пролетели чуть ли не всю Европу. Полчаса в Варшаве, три часа в Париже. Потом через выглядывающую из туч вершину Монблана — в Рим. Сверкающий огнями и стеклами новый аэропорт Фиумичино (не знаю, что лучше — новый Орли в Париже или Фиумичино). Автобусом мимо Колизея к Стационе Термини — римскому вокзалу. Десять часов вечера. Впереди еще четыре часа поездом до Флоренции — конечного пункта нашего путешествия.

Забрались в вагоны, забили сетки своими чемоданами. Тронулись. Я открыл окно и высунулся… Высунулся и оказался в фильме «Машинист»! Черт возьми, тот же вокзал, тот же поезд, так же все быстрее и быстрее стучат колеса электропоезда по стыкам и стрелкам, те же проносятся будки, мачты, дома… Кто ведет поезд? Когда мы приехали во Флоренцию — она встретила нас дождем, сыростью, холодом, — я не удержался и заглянул в переднее окно электровоза. Можете смеяться надо мной, но там сидел Пьетро Джерми. Честное слово!

И еще. Мы бродили по ночной Флоренции. Я и двое моих друзей. Было очень поздно. На улицах пусто. Шли без всякой цели, куда глаза глядят. По улочкам, переулочкам, вдоль набережной Арно. Вышли к Понто-Веккио. Это стариннейший мост, ему четыреста лет. Живописнее его нет в мире мостов. Он мост и в то же время улица. На нем лавки и магазины, в основном, ювелирные.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *