Что такое путевой очерк
Путевой очерк
Путево́й очерк — очерк, в основе которого лежит описание каких-либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора.
Содержание
История появления очерка в России
Путевой очерк — один из самых старых видов очерковых форм журналистики. В России очерк зарождается в 18 веке, так как именно этот период ставит перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Меняется отношение к действительности, а, следовательно, необходимы новые формы ее отражения. Во время путешествия автор, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты. Так появляются Путешествие из Петербурга в Москву А. Н. Радищева и Письма русского путешественника Н. М. Карамзина.
Черты
Из всех очерков, путевой очерк в наибольшей мере претендует на то, что в основе его сюжета будет лежать авантюра. Она задается самим характером подготовки данного типа повествования. Сюжет очерка отражает последовательность событий, происшествий и встреч автора во время его путешествия. Выбирать из всех впечатлений автор должен самое важное и интересное для читателя. Что именно автор посчитает важным и интересным, зависит от его замысла, который обычно формируется во время путешествия. Иногда замысел возникает до начала поездки. Автор в данном случае основывается на своих ранних наблюдениях. Помимо авантюрности сюжета путевой очерк обладает такой чертой, как динамизм. Он формируется благодаря самому факту перемещения автора во времени и пространстве. Динамизм позволяет автору сделать читателя «соучастником» путешествия, дать почувствовать напряжение поездки.
У путевого очерка может быть несколько самых разных целей — исследование хобби населения какого-либо города, показ решения какой-либо проблемы в разных населенных пунктах (создание приютов для детей, забота о инвалидах и бездомных, сохранение памятников старины, охрана достопримечательностей и т. п.), знакомство с участниками Великой Отечественной войны, которые имеют орден Славы и многие другие.
Известные очеркисты и их очерки
Концепция очеркового жанра
В русской литературе очерковое описание путешествий по России и загранице оформилось как самостоятельное направление в 18 веке. Это уже упомянутый труд Радищева и «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. Оба писателя художественно описывают нравы, обычаи, социальные отношения и характеры людей, с которыми им пришлось сталкиваться, обозначая собственное отношение к увиденному без искажения действительности. Живой язык, используемый в повествовании, позволяет читателю наиболее полно проникнуться сутью вещей, ощутить их реальность. Для наибольшего эффекта погружения в тему авторы используют:
Путевой очерк — это неизменная часть современной журналистики, занимающейся проблемными вопросами на местах, в своей стране и за рубежом. Журналист, направляющийся в рабочую командировку, может уже иметь определенный сюжетный план, сформированный на основании первичных сведений. Но этот план не должен стать «прокрустовым ложем», отсекающим свежую и достоверную информацию, полученную от участников событий и очевидцев.
Публикации в периодических изданиях
В современном виде традиционный жанр обозначил направление, неразрывно связанное с публицистикой, и стал действенным инструментом в политической и общественной жизни социума. В чистом виде описательные заметки остались разве только в туристических проспектах, посвященным преимуществам сервиса. В очерковом сюжете сложно, но органично переплетаются сведения о достопримечательностях страны/региона, социальных отношениях, преобладающих духовных ценностях и материальном положении населения.
Для тех, кто хочет ознакомиться с жанром путевого очерка, примеры текстов можно легко найти в крупных газетах или в журналах, посвященных путешествиям, туризму и темам международных отношений. В идеале, информация, излагаемая в таких статьях, должна быть исключительно достоверной.
Развитие сюжетной линии предполагает:
Читатель должен быть захвачен информационным потоком, преподносимым не как свершившийся и оставшийся в прошлом факт, но как феномен, имеющий дальнейшее развитие, приглашая к участию его самого. Читатель может быть согласен или несогласен с трактовкой конкретных событий, но он не должен остаться равнодушным. Задача автора дать почувствовать, что мнение каждого читающего важно и может повлиять на ситуацию. Такая позиция особенно актуальна, если речь идет о проблемах, казалось бы, отдаленных, но на самом деле касающихся каждого:
Написать очерк гораздо труднее, чем просто информационную статью, основа которой — безликое сообщение о событии или происшествии, приправленное гарниром числовых сводок. Очерк — это плод индивидуальных переживаний, объединенных общей сюжетной линией.
От дневника к путевому очерку
Если отправляясь в поездку-путешествие, человек намерен описать все впечатления и переживания, вызванные природными особенностями посещаемых мест, встречами с новыми людьми, обычаями и привычками «аборигенов», он не должен делать скоропалительные выводы и спешно оформлять их в завершенную форму. Достаточно начать вести дневник и записывать в него самые яркие впечатления, цифровую и вербальную информацию, плохо поддающуюся запоминанию.
Путевой очерк — это сиюминутное эмоциональное восприятие, подвергнутое тщательному внутреннему анализу, с проекцией на особенности местных условий:
В документальном повествовании невозможно избежать публицистической направленности. И если очерк готовится к печати, то непременно вызовет общественный резонанс, масштабы которого порой выходят за пределы задумки автора. Подача материала должна предусматривать максимальную объективность и тактичность обзора.
Жанровый диапазон
К путевому жанру одинаково относится и журналистское расследование глобальных событий, и школьное сочинение на тему летнего отдыха и экскурсионных поездок, написанное учеником 4−5 класса.
Любой очерк, в том числе и путевой, позволяет автору в полной мере раскрыть свое видение мира, через призму которого он пропускает все описываемые жизненные ситуации. Он наблюдает за происходящим или принимает в нем участие, опуская малозначимые эпизоды и заостряя акцент на том, что его беспокоит и волнует.
Художественный язык произведения способствует его большей читабельности, а, значит, и заинтересованности аудитории. Чем красочнее и эмоциональнее изложение, тем более оно привлекает читателя, удерживает его внимание, становится более доступным для органичного понимания.
Путевой очерк
У истоков русского путевого очерка стоят А.И. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») и Н.М.Карамзин («Письма русского путешественника»).
В XVIII веке в моду входят путешествия, и будущий автор путевого очерка во время самого путешествия, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты.
Черты путевого очерка:
• В основе его сюжета лежит обычно авантюра (в значении: приключение, опасное по своей природе, сопровождаемое риском неожиданных событий, перипетий и скачков).
• Сюжет очерка отражает последовательность событий, происшествий и встреч автора во время его путешествия.
• Выбирать из всех впечатлений автор должен самое важное и интересное для читателя. Что именно автор посчитает важным и интересным, зависит от его замысла, который обычно формируется во время путешествия. Иногда замысел возникает до начала поездки. Автор в данном случае основывается на своих ранних наблюдениях.
• Динамизм формируется благодаря самому факту перемещения автора во времени и пространстве. Динамизм позволяет автору сделать читателя «соучастником» путешествия, дать почувствовать напряжение поездки.
• Синтез объективного и субъективного. Материал путевого очерка сугубо личный, субъективный, с живым, ярким и интересным изложением фактов. Фактический материал очерка – это открытие незнакомого читателям мира во всём его многообразии. Путевой очерк отрывает перед читателем новые страны и континенты и позволяет увидеть личность путешественника – автора произведения.
• Заголовок привлекает внимание читателя, указывает на место действия, содержит в себе главную мысль – намерение автора. Он должен быть ярким и точным.
• Задача путевого очерка – рассказать о своих впечатлениях и событиях во время путешествия. Автор, как правило, раскрывает проблему, ради которой было предпринято путешествие, рассказывает о том, что ему пришлось испытать, пережить.
• В путевой очерк могут быть включены пейзажные зарисовки, портреты и разговоры людей. Однако не по принципу «что вижу – о том пишу», а должны ставиться вопросы, которые могут быть интересны читателю.
Инструкция по сбору материала в путешествии:
• Записывайте свои впечатления, мысли и чувства.
• Наблюдайте, смотрите, постарайтесь увидеть и понять быт и нравы людей, их занятия и интересы.
• Запишите, снимите на видео- или фото интересные места; постарайтесь запечатлеть на плёнке и в своей памяти необыкновенную или «обыкновенную землю».
• Запишите разговор с местными жителями, «подслушанные» диалоги.
• Прежде чем приступить к написанию путевого очерка, познакомьтесь с историческими, географическими или иными сведениями.
Практическое задание 1. Прочитать отрывок из путевых очерков Карамзина. Какова задача автора очерка? Что составляет содержание очерка? Какие стороны личности автора открылись вам при чтении?
С отменным удовольствием подъезжал я к Цириху; с отменным удовольствием смотрел на его приятное местоположение, на ясное небо, на веселые окрестности, на светлое, зеркальное озеро и на красные его берега.
Мы приехали сюда в десять часов утра. В трактире под вывескою «Ворона» отвели нам большую светлую комнату. Обширное Цирихское озеро разливается у нас перед глазами, и почти под самыми нашими окнами вытекает из него река Лиммата, которой шумное и быстрое стремление приятным образом отличается от тихой зыби вод его; прямо против нас, за озером, стоят высокие горы в утес; далее, в сторону, видны Швицкие, Унтервальденские и другие высочайшие и снегом покрытые горы, составляющие для меня совершенно новое зрелище; и все это могу я видеть вдруг, сидя под окном в своей комнате…
В половине девятого часа пришли мы в Цирих, в самое то время, когда весь народ шел из церкви. Все мужчины и женщины, которые мне встречались на улицах, были одеты по-праздничному: первые большею частью в темных кафтанах, а последние, все без исключения, в черном длинном платье из шерстяной материи; на головах у них были или чепчики, или покрывала.
В Цирихе есть так называемая девичья школа (Tochter-Schule), которая достойна внимания всех, приезжающих в сей город. В ней безденежно учатся шестьдесят молодых девушек (от двенадцати до шестнадцати лет) читать, писать, арифметике, правилам нравственности и экономии, то есть приготовляются быть хорошими хозяйками, супругами и матерьми. Приятно видеть вместе столько молодых, опрятно и чисто одетых красавиц, которые занимаются своим делом в тишине и с великою прилежностию, под надзиранием благонравных учительниц, обходящихся с ними кротко и ласково. Тут дочь богатейшего цирихского гражданина сидит подле дочери бедного соседа своего и научается
Не знаю, продаются ли в Цирихе карты; по крайней мере в них здесь никогда не играют и не знают сего прекрасного средства убивать время (простите мне этот галлицизм), средства, которое в других землях сделалось почти необходимым.
Практическое задание 2. Представляем вам пример современного путевого очерка. Это отрывок из книги Юрия Сенкевича «В океане «Тигрис». В чём своеобразие языка и стиля этого путевого очерка? Как современный автор достигает зримости изображения?
«Расположен в ста километрах от впадения Инда в Аравийское море. Возник в начале XVIII века на месте рыбачьего поселка белуджей. Некоторое время был столицей страны. Сейчас — главный ее порт и самый большой город, промышленный и культурный центр». (Из справочника.)
ЧЕГО В КАРАЧИ МНОГО
Жителей (по данным десятилетней давности) четыре с лишним миллиона человек. Предприятий: треть крупной промышленности Пакистана сосредоточена здесь; недалеко от Карачи — атомная электростанция. Магазинов, в частности ювелирных (золото, серебро, оникс). Автомобилей. Реклам. Красивых зданий, современных (отель «Интерконтиненталь»), старинных и «современных под старину».
И шума. И пыли. И чумазых ребятишек, как в любом азиатском городе.
Увидеть не проблема: у стены супермаркета, под сенью сверкающих витрин, женщина расстелила на тротуаре покрывало, уложила на него двоих детей, легла возле, завернулась с головой и заснула.
Если у пакистанского бедняка есть резная деревянная раскладная кровать, он уже человек состоятельный. Возит ее днем на тележке, а ночью — где удалось приткнуться, там ему и приют.
«Карачи называют ночлежкой под открытым небом», — сказал мне Александр Королев.
А. Королев — корреспондент советского телевидения в Пакистане. Едва мы познакомились, он взял надо мной — и, следовательно, над экспедицией — действенное шефство.
Он — спасибо ему — предложил свою машину и себя в качестве водителя для поездки в нужный нам район. Этим он нас здорово выручил, потому что нанятый микроавтобус совсем маленький и трястись бы нам в неудобстве и тесноте. А ехать — ни много, ни мало, полтыщи километров в один конец.
За Хайдарабадом (он куда меньше своего индийского тезки и меньше Карачи, но в нем тоже есть и отели, и рестораны, и даже университет) города на пути кончались. Настала очередь городков и селений.
Шоссе, и без того узкое, вдруг резко суживается, и въезжаешь прямо на базар. Гам, суета, торгуют чем угодно, что-то жарят, машина с трудом продирается сквозь толкучку. Сто-двести метров — и вновь шоссе под колесами, местами хорошее, местами плохое.
Обгоняем попутные автомобили. Некоторые, впрочем, обгоняют нас.
Автомобили в Пакистане выглядят диковинно.
Их здесь принято украшать, особенно грузовики и автобусы — те же грузовики, но с кустарными кузовами-салонами. Мчит такой автобус: везде бубенцы, погремушки, на дверцах узоры, выхлопная труба выведена наверх, дымит, как паровоз. И обязательно на задней стенке салона — панно. Вроде тех, что продавались у нас на барахолках, — лебеди в круглом пруду, олень, изо рта у него клубы пара, или пейзаж с горами и дворцом и, конечно, красотки. Едешь словно по передвижной картинной галерее, где одна картина чудней другой.
Кажется, весь Пакистан стронулся с места. Нескончаемо тянется, обтекая нас, молчаливый людской поток.
Идут охотники с собаками, похожими на борзых, но с короткой шерстью. Вряд ли они собрались на беззаботный пикник.
Идут странники-одиночки, толкая перед собой тележку со скарбом.
Идут семьями: дети на осликах, на осликах же — сложенный шатер, узлы, ведро привязано сбоку, женщины несут грудных младенцев, замыкает шествие патриарх с посохом.
Куда идут, что ищут? Земли? Работы? Без толмача не спросить.
Веет от этих процессий чем-то тоскливым, будто народ, спасаясь от неприятеля, бросил домашние очаги.
Скрипят колеса телег, цельные, высеченные из камня диски, — точно так же они скрипели и тысячи лет назад.
Идя по улице Мохенджо-даро, «Холма мертвых», ни о каком кладбище не помышляешь.
При чем кладбище, если как раз здесь, к примеру, изобретена та самая десятичная система исчисления, которой человечество пользуется до сих пор?
Хлопководство, льноводство, гончарное дело — во всем этом живет в наши дни опыт протоиндийских земледельцев и мастеров.
И многоликий, многорукий бог Шива родился здесь, а не в кочевых кибитках ариев, — его изображение есть на мохенджо-дарских печатях. И хатха-йога, столь сегодня модная. И даже некоторые развлечения, дожившие до наших дней, вроде боя петухов или игры в кости.
А астрономические сведения! А архитектура! А орнамент!
Свастика тоже, увы, дожила — сперва ее украли у протоиндийцев арии и сделали своим священным знаком, затем знак присвоили фашисты и опозорили уже навсегда.
Практическое задание 3. Попробуйте оформить свои воспоминания о недавней поездке в путевой очерк.
Жанр путевой очерк в журналистике: характерные черты, особенности написания и примеры
17.07.2021 No Comments Posted in
Путевой очерк возник из популярного в прошлом жанра — литературного путешествия. На протяжении многих столетий жажда к новым впечатлениям, любознательность и интерес к другим народам и странам побуждали людей к путешествиям.
Журналисты прибегали и до сих пор активно применяют возможности данного жанра. Путевой очерк позволяет автору в непринужденной и свободной форме рассказывать читателям о своих впечатлениях, об интересных человеческих типажах, о том новом, что происходит в современной действительности, делиться своими мыслями об увиденном и пережитом.
В статье вы узнаете:
Очерк — это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм.
Что такое очерк
Очерк — это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.
Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики — к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.
В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
«Очерковость» такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и «контуры» проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная.
Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.
Виды очерков
Выделяют 4 основных вида очерков:
Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны.
Что такое путевой очерк
Путевой очерк — это очерк, основой которого является описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия.
Путевой очерк — многообразный жанр, это одновременно и путевые заметки, зарисовки, и путевой дневник автора. Поэтому очень часто по своей структуре путевой очерк напоминает дневниковые записи: события описываются последовательно, по мере знакомства с ними автором.
Помимо того, что путевой очерк позволяет читателю познакомиться с реальными событиями и людьми, а также увидеть происходящее глазами автора, в очерке присутствует анализ увиденного и узнанного.
Перед автором путевого очерка стоит задача — целостно воссоздать картину действительности. Чаще всего путевой очерк отражает достаточно длительный временной процесс.
Путевой очерк помимо литературной формы активно применяется в рекламной журналистике и на телевидении (телевизионная журналистика о путешествиях). Большинство передач о путешествиях составлено именно в виде путевого очерка.
Путевой очерк: жанровые особенности и признаки
Жанровые особенности, присущие путевому очерку:
Наиболее «яркими» стилевыми особенностями путевого очерка являются:
Написание путевого очерка: особенности
Процесс написания очерка достаточно трудоемкий. Чтобы написать очерк недостаточно просто выбрать тему, собрать и проанализировать информацию.
Основная задача автора заключается в том, чтобы полученную информацию переосмыслить и преобразовать в особую очерковую форму.
«Степень» художественности очерка может варьироваться в зависимости от его цели: один текст может быть более конкретизированным и документальным, а другой — максимально творческим.
Часто сам материал для сюжета настолько насыщенный, непредсказуемый и сенсационный, что журналисту остается лишь изложить в очерке всю полученную информацию, не прибегая при этом к дополнительной художественной обработке.
Чем привлекателен жанр «путевой очерк» для публициста
В первую очередь, данный жанр привлекателен для публициста тем, что дает возможность высказаться практически по любому поводу — от изучения культуры русской глубинки до глобальной демографической проблемы.
Кроме этого, путевой очерк рассчитан на массовую аудиторию, и благодаря своему стилю написания, а также убедительности и достоверности эффективно воспринимается публикой.
Путевой очерк — это не развлекательное чтиво. Дело в том, что в данном жанре в центре сюжета обязательно будет изучение автором в ходе своего путешествия какой-то социально-значимой проблемы.
Предметы отображения в путевом очерке
Предметом отображения в путевом очерке выступают: человеческий характер, различные конфликтные ситуации, а также общественно-значимые явления.
При написании путевого очерка используются такие методы сбора информации, как интервью, наблюдение, беседа, анализ личных документов.
Путевой очерк вобрал в себя элементы и науки, и искусства: это документы, цифры, статистика, и, одновременно, художественно-предметный мир автора с портретами, пейзажами, интерьерами.
Примеры путевых очерков
В качестве примеров путевого очерка можно привести очерки Салтыкова-Щедрина «За рубежом», А. П. Чехова «Из Сибири», В. Л. Кигна-Дедлова «По дальнему востоку», «В переселенческой конторе», «Переселенцы и новые места», путевой очерк М. Белкиной » Крыша мира», или Подножие гор», путевой очерк Виктора Некрасова» По обе стороны океана».
Отрывок из путевого очерка В. Некрасова «По обе стороны океана»:
И вот ты в этой стране. В стране Джерми-машиниста, в его городе.
В один день мы пролетели чуть ли не всю Европу. Полчаса в Варшаве, три часа в Париже. Потом через выглядывающую из туч вершину Монблана — в Рим. Сверкающий огнями и стеклами новый аэропорт Фиумичино (не знаю, что лучше — новый Орли в Париже или Фиумичино). Автобусом мимо Колизея к Стационе Термини — римскому вокзалу. Десять часов вечера. Впереди еще четыре часа поездом до Флоренции — конечного пункта нашего путешествия.
Забрались в вагоны, забили сетки своими чемоданами. Тронулись. Я открыл окно и высунулся… Высунулся и оказался в фильме «Машинист»! Черт возьми, тот же вокзал, тот же поезд, так же все быстрее и быстрее стучат колеса электропоезда по стыкам и стрелкам, те же проносятся будки, мачты, дома… Кто ведет поезд? Когда мы приехали во Флоренцию — она встретила нас дождем, сыростью, холодом, — я не удержался и заглянул в переднее окно электровоза. Можете смеяться надо мной, но там сидел Пьетро Джерми. Честное слово!
И еще. Мы бродили по ночной Флоренции. Я и двое моих друзей. Было очень поздно. На улицах пусто. Шли без всякой цели, куда глаза глядят. По улочкам, переулочкам, вдоль набережной Арно. Вышли к Понто-Веккио. Это стариннейший мост, ему четыреста лет. Живописнее его нет в мире мостов. Он мост и в то же время улица. На нем лавки и магазины, в основном, ювелирные.
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!