Что такое работоспособность человека
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека)
Полезное
Смотреть что такое «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека)» в других словарях:
Работоспособность — потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. Выделяют три уровня Р.:… … Словарь черезвычайных ситуаций
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Потенциальные возможности человека выполнять какую л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжительного времени. Рекомендации, основанные на повышении Р., учитываются при составлении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени. В процессе труда Р. не… … Российская энциклопедия по охране труда
работоспособность — 3.9 работоспособность: Состояние ГАП, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных эксплуатационной документацией. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Работоспособность — (ст.слав.) – это состояние человека, характеризующее его способность выполнять работу (рабочие операции) определенной сложности, объема и длительности, обеспечивающих ее эффективность. А также способность человека быстро восстанавливать свой… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Работоспособность — потенциальная возможность человека эффективно выполнять к. л. деятельность в течение продолжительного времени. Различают Р. умственную и физическую. Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными рядом факторов.… … Педагогический терминологический словарь
Работоспособность (work efficiency) — Р. имеет отношение к изучению продуктивной деятельности человека, а тж физ. и психич. реакций людей на затраты энергии в производственной и непроизводственной обстановке. Было установлено, что утомление, как психическое, так и физическое,… … Психологическая энциклопедия
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — потенциальная возможность человека выполнять к. л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжит, времени. В зависимости от преобладания в работе физич. или умственных усилий различают Р. умственную и физическую. Это … Российская педагогическая энциклопедия
Работоспособность общая — В физическом воспитании и спорте под Р. о. понимается способность человека выполнять неспецифическую, легко доступную физическую нагрузку на заданном уровне в течение определенного времени. Наиболее информативным методом оценки Р. о.… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Работоспособность специальная — В физическом воспитании и спорте под Р. с. понимается способность человека выполнять максимально возможную работу в избранном виде физических упражнений. Наиболее объективным показателем Р. с. является спортивный результат … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Одним из основных вопросов гигиены труда, имеющих самое широкое применение на практике, является способность человека к выполнению работы.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – состояние человека, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.
Выделяют следующие группы факторов, определяющих работоспособность человека: биологические и средовые (гигиенические, организационные и социально—психологические).
К основным биологическим факторам, определяющим работоспособность человека, относятся возраст, пол, типология высшей нервной деятельности и биоритмологической активности организма, функциональное состояние и здоровье человека.
Влияние возраста на работоспособность очевидно: ребенок не в состоянии выполнять работу взрослого человека, способность к выполнению работы у лиц пожилого возраста также снижена – в силу физиологических возрастных изменений и накопленной патологии. Поэтому не только в медицине, но и в юридической практике закреплено понятие трудоспособного возраста: в нашей стране от 16 до 55 лет (для женщин) и от 16 до 60 лет (для мужчин). В этом смысле следует различать понятия работоспособности и трудоспособности. О работоспособности речь идет обычно в контексте психофизиологических возможностей организма в течение ограниченного периода времени (рабочий день, рабочая неделя, год). Под трудоспособностью понимается совокупность свойств и качеств человека, позволяющих ему активно участвовать в общественно полезном труде.
Определенное влияние на способность человека к выполнению работы оказывает пол. Работоспособность мужчин и женщин зависит, в том числе от вида выполняемой деятельности, которая предъявляет особые требования к развитию тех или иных систем организма. Например, перемещение груза вручную предполагает развитие мускулатуры, и, соответственно, мужчинам легче справиться с этой деятельностью. Однако деятельность, требующая длительной концентрации внимания и вовлечения мелких мышц кисти, длительная монотонная работа скорее «по плечу» женщине. Следует отметить, что в данном вопросе зачастую выходят на первый план социальные аспекты труда, а именно социальные ожидания к выполнению работы, свойственной лицам мужского или женского пола, выполнение гендерных[1] ролей.
В основу гигиенических регламентов режима труда и отдыха человека положены, в том числе, знания о биоритмологической активности человека. Существует несколько типов биоритмов: 1) двувершинный, когда в течение суток отмечается два подъема работоспособности – в утренние часы (9–12 часов) и в вечерние (16–18 часов), причем второй подъем менее выражен; 2) одновершинный, с однократным длительным подъемом активности в середине дня; 3) неустойчивый, с разным изменением активности в разные дни и часы; 4) инвертированный, с подъемом активности организма в ночные часы и 5) инертный, когда подъем работоспособности сдвинут к концу дня.
Большая часть людей (в сумме около 80% людей) имеет двувершинный и одновершинный типы биоритмов, поэтому большинство регламентов, режимов дня и распорядков деятельности основано на них – с преимущественной активностью в дневное время и отдыхом ночью, с ранним началом рабочего дня и выделением обеденного перерыва в середине дня.
Работоспособность человека не является постоянной величиной, это изменяющаяся характеристика. В упрощенном виде динамика работоспособности имеет три фазы: 1) фазу начального подъема или врабатывания, 2) фазу устойчивой работоспособности (плато) и 3) фазу снижения работоспособности или утомления (рис. 2).
|
Рис. 2. Динамика работоспособности человека |
Работоспособность человека изменяется не только в течение дня, но и недели, а также на протяжении года. Так, минимальная работоспособность отмечается в начале и конце рабочей недели – в понедельник и субботу, максимальная – во вторник и среду. В ожидании отдыха может отмечаться некоторый подъем работоспособности – фаза экзальтации (или конечного порыва), как и к концу дня, так и в пятницу. Однако эта фаза не обязательна и весьма не продолжительна.
К средовым факторам,определяющимработоспособность человека в условиях производства, относятся гигиенические факторы рабочей среды, влияющие в большей мере на физическое здоровье человека (архитектурно-планировочное решение производственных помещений, микроклимат помещения, освещение, мебель, и др.), организационные или факторы организации трудового процесса (регламентация рабочего дня, недели, отпусков, обеденных и технических перерывов; организация рабочего места и производственного процесса с обеспечением доступа к техническим устройствам информации и связи; организация питания, отдыха и соблюдения личной гигиены работников и проч.) и социально-психологические факторы (система управления и психологический климат на предприятии, в коллективе и др.).
Среди социально-психологических факторов особое место занимает мотивация работников, имеющая отношение, в частности, и к здоровью персонала: при прочих равных условиях высоко мотивированный работник выполнит работу быстрее и качественнее, чем не мотивированный, и устанет при этом меньше. Создание мотивации – вопрос весьма сложный, так как требует учета всех многообразных мотивов деятельности – от материального вознаграждения до общественного признания. Хороший организатор умело выявляет мотивы деятельности своих работников и использует их во благо как организации, так и самого работника. Другие специфические черты хорошего организатора – создание комфортной психологической среды в коллективе и в целом благоприятных условий деятельности, что предупреждает «текучесть» кадров и позволяет сохранить тем самым квалифицированных работников.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека) (англ. work capacity) — характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную Р. Оценка степени Р. проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя (см. Функциональное состояние организма).
В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р. Впервые проанализировав т. н. кривую работы, Э. Крепелин (1898) выделил след. основные стадии Р. по показателям результативности деятельности: врабатывание (см.), оптимальная Р., утомление (см.), конечный порыв.
При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.
В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р. может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Характер распределения стадий на кривой Р. — один из показателей оптимальности организации трудовой и учебной деятельности (см. Оптимизация условий труда оператора). См. также Эргография. (А. Б. Леонова.)
Смотреть что такое РАБОТОСПОСОБНОСТЬ в других словарях:
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
работоспособное состояние технического устройства (изделия), состояние, при котором устройство выполняет функции в соответствии со своим назнач. смотреть
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
работоспособность ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: работоспособный.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
работоспособность ж.capacity for work, efficiency
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
3.9 работоспособность: Состояние ГАП, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установл. смотреть
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность человека выполнять к.-л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжит, времени. В зависимости от преобладания в работе физич. или умственных усилий различают Р. умственную и физическую. Это различение условно: специфичность Р. зависит от удельного веса того или иного фактора в деятельности. Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными действием мн. факторов. Важнейший из них — утомление. Однако между Р. и утомлением нет прямой зависимости, возможны случаи сохранения высокого уровня Р. вопреки действию фактора утомления и наоборот — снижение Р. при слабо выраженном утомлении. Изменения в состоянии Р. зависят от внеш. условий деятельности (её объём, интенсивность, сложность, продолжительность, непрерывность). и от психол. и психофизиол. особенностей конкретного человека (мотивация, настойчивость, отношение к выполняемой работе, заинтересованность в ней), от индивидуальных особенностей темперамента, характера, типа нервной системы и т. д. Изменение уровня Р. описывается с помощью т. н. кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени её выполнения. При всём многообразии факторов, от к-рых зависит Р., могут быть выделены нек-рые общие характеристики её динамики, в особенности суточные колебания Р. Как правило, наиб. благоприятны для высокого уровня Р. утренние часы, когда им предшествует нормальный сон. При этом наиб. высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а несколько позднее, когда заканчивается период «врабатывания», происходит сосредоточение внимания и усилий, освобождение от отвлекающих воздействий. Дальнейшее течение Р. характеризуется относительно устойчивым уровнем («плато» кривой Р.), сменяющимся у взрослого через 3—4 ч (у школьника через меньший промежуток времени). незначит. спадом, обусловленным потребностью в отдыхе и пище (обычно к этому времени приурочивается обеденный перерыв на произ-ве, большая перемена в школе). Последующий ход кривой Р. как бы повторяет тенденцию нач. утренней фазы, но на общем несколько сниженном ср. уровне. Снижение Р. к концу рабочего дня — явление весьма типичное. Однако перед самым концом работы нередко отмечается нек-рый подъём Р. («порыв»), вызываемый сознанием близкого конца работы и соответствующим этому чувством удовлетворения. В процессе работы происходят мало заметные колебания рабочего тонуса, тем более выраженные, чем напряжённее работа. Эти колебания компенсируются нахождением оптимального ритма и микропаузами, т. к. длительные усилия не могут быть непрерывными. Осн. симптомом ослабления усилий служит изменение интенсивности внимания, выражающееся в отвлекаемости, понижении интереса, в увеличении кол-ва допускаемых ошибок и т. п., что сигнализирует о необходимости введения перерывов в работе. Монотонная работа требует более частых перерывов, как и работа, сопряжённая с повышенным напряжением внимания. В соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся в уч. заведениях установлена определённая длительность занятий, введены перерывы разной продолжительности. Наиб. трудные уроки рекомендуется проводить в первые часы занятий, когда Р. учащихся оптимальна. Уч. год делится на определённые отрезки, между к-рыми устанавливаются каникулы. Разработаны примерные рекомендации для поддержания нужного уровня Р. при самостоят. работе учащихся (см. Режим школьный, Режим дня). Рекомендации, направленные на повышение Р., основываются на общеоздоровит. принципах и на выполнении требований психогигиены. Большое значение имеет соблюдение определённого режима труда и отдыха. Поскольку каждый вид труда мобилизует в наиб. степени одни психофизиол. функции и оставляет в сравнительно неактивном состоянии другие, целесообразно строить формы отдыха на основе переключения с одной формы деятельности на другую (активный отдых), исключая те случаи, когда необходим полный покой. смотреть
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени. в процессе труда Р. не является стабильной, подвергается изменениям, соответствующим различным фазам (периодам). О с н о в н ы е ф а з ы Р.: врабатывание повышение Р. в начальном периоде деятельности (процесс вхождения в работу); в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей работника эта фаза длится несколько минут или 1,5-2 ч; высокая и устойчивая Р. на фоне относительно стабильных реакций организма происходит увеличение трудовых показателей, отмечается повышение производительности труда, сокращение затрат рабочего времени на выполнение операций, уменьшение брака и сокращение простоев оборудования; в зависимости от степени тяжести труда эта фаза может длиться 2-3 ч; снижение Р. проявляется (в результате развивающегося утомления) в увеличении времени рефлекторных реакций, снижении внимания, появлении лишних движений и ошибочных действий, ухудшении состояния сердечно-сосудистой и др. систем организма; ухудшаются и производственные показатели уменьшается выработка, увеличивается время на выполнение операций, растет количество бракованных изделий. в течение смены Р. повышается в первые часы работы, затем поддерживается на высоком уровне и снижается к обеденному перерыву. описанные фазы повторяются и после обеда. но во второй половине смены фаза врабатывания протекает быстрее, а следующая фаза характеризуется снижением Р. и меньшей продолжительностью; снижение Р. наступает раньше и развивается быстрее в связи с более глубоким развитием утомления. Утомление является нормальной физиологической реакцией, выполняющей определенную защитную роль в организме, предохраняет его отдельные физиологические системы от перегрузки и возможного нарушения функций. Это своеобразный сигнал, что требуется отдых. Если отдых оказывается недостаточным, при продолжении работы происходит кумуляция утомления. Появляются признаки хронического утомления и переутомления, которое сопровождается быстрым падением производительности труда, а нередко отказом от дальнейшей работы. наличие резких колебаний Р. и кратковременность высокой устойчивой ее фазы является признаком чрезмерной тяжести или напряженности труда. Для повышения Р. и профилактики утомления необходимо внедрение научно-обоснованных режимов труда и отдыха, которые должны быть направлены на то, чтобы процесс врабатывания проходил достаточно быстро, период устойчивой Р. занимал максимум рабочей смены, а спад Р. был отодвинут к ее концу. физиологически рациональный внутрисменный режим труда и отдыха способствует стабилизации уровня Р., повышению производительности труда в течение всей рабочей смены и сохранению здоровья работников. смотреть
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Определение работоспособности и психического утомления человека
Особенности и виды работоспособности
Проведение исследований физических и душевных состояний человека осуществляется с целью оптимизации рабочей деятельности, когда состояние работника соотносится с работоспособностью.
Работоспособность может быть общая (потенциальная, максимально возможная) и фактическая, уровень которой всегда будет ниже.
Фактическая работоспособность человека зависит от признаков, среди которых можно выделить текущий уровень здоровья, самочувствие человека, типологические свойства нервной системы, индивидуальные особенности функционирования психических процессов (память, мышление, внимание, восприятие), оценку человеком значимости и целесообразности в ходе мобилизации соответствующих ресурсов организма с целью осуществления определенной деятельности на требуемом уровне надежности и в течение установленного времени с условием нормального восстановления израсходованных ресурсов организма.
Фазы работоспособности
Человек может выполнять работу, проходя через несколько фаз работоспособности. Характеристика мобилизации заключается в предстартовом состоянии. Логически рассуждая, можно отметить, что при фазе вырабатываемости могут появиться сбои, ошибки в работе. Здесь организм может реагировать на определенный размер нагрузки с большей силой, чем это нужно. Постепенно организм приспосабливается к самому оптимальному и экономному режиму выполнения конкретной работы.
Оптимальная работоспособность (или стадия компенсации) заключается в оптимальном, экономном режиме работы организма и хороших, стабильных результатах работы, максимальной производительности и эффективности труда. Во время этой стадии практически исключены несчастные случаи, возникающие только по причине объективного (экстремального) фактора или неполадок оборудования. Далее наступает стадия неустойчивости компенсации (субкомпенсации), когда организм перестраивается, а поддержание требуемого уровня работы осуществляется через ослабление менее важных функций. Высокая степень эффективности труда обеспечивается здесь уже с помощью дополнительных физиологических процессов, которые менее выгодны энергетически и функционально. Например, обеспечение необходимого кровоснабжения органов в сердечно-сосудистой системе уже осуществляется не с помощью увеличения силы сердечных сокращений, а через возрастание их частоты.
Перед завершением работы, при существовании относительно достаточного и сильного мотива к деятельности, можно наблюдать также фазу «конечного порыва».
Выходя за пределы фактической работоспособности, осуществляя работу в сложных и экстремальных условиях, человек после фазы неустойчивой компенсации переходит в своей работоспособности к стадии декомпенсации. Для нее характерно прогрессирующее снижение производительности труда, возникновение ошибок, выраженные вегетативные нарушения, включая учащенное дыхание, пульс, нарушение точности координации движений, ощущение усталости, утомление. В случае продолжения работы фаза декомпенсации довольно быстро переходит в фазу срыва (резкое уменьшение производительности, вплоть до отсутствия возможности продолжения работы, резкая неадекватность реакций организма, нарушается деятельность внутренних органов, обморок).
Таким образом, начиная со стадии субкомпенсации проявляется специфическое состояние утомляемости. Существует физиологическое и психическое утомление. Физиологическое утомление выражает воздействие на нервную систему продуктов разложения, которые освобождаются в ходе двигательно-мускульной деятельности. Психическое утомление заключается в состоянии перегруженности самой центральной нервной системы.
Часто явления рассматриваемых видов утомления взаимно переплетаются, при этом психическое утомление в виде ощущения усталости, как правило, предшествует физиологическому.
Особенности и фазы утомления
Можно выделить несколько обстоятельств, которые вызывают психическое утомление:
Как показали исследования, утомление в утренней смене интенсивнее проявляется на четвертом и пятом часу работы. Что касается вечерней и ночной смены, то уже в самом начале может наступить кульминационный момент утомления, уменьшающийся в последующие часы и возникающий вновь в середине смены. После относительного уменьшения оно может вновь усилиться в последние часы работы. Именно в эти промежутки времени кульминации утомления и происходит большая часть несчастных случаев. Утомление также проявляется физиологическими ощущениями, включая боль в мышцах, головную боль, слабость, обморочное состояние, ощущение шума или пульсации в висках, чувство нехватки воздуха, тяжесть, боль в сердце.
После прекращения работы в силу вступает стадия восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Тем не менее, восстановительные процессы проходят нормально и быстро, а после сильного утомления после воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть за обычные 6—8 часов ночного сна. Поэтому иногда необходимо несколько дней, недель для восстановления ресурсов организма.
Если восстановительный период был не полным, то может сохраняться остаточное явление утомления, накапливающееся и приводящее к хроническому переутомлению различной выраженности. Оптимальная работоспособность в состоянии переутомления характеризуется резким сокращением длительности фазы или полным отсутствием. Вся работа осуществляется на стадии декомпенсации.
Для хронического переутомления характерно снижение умственной работоспособности (сложно сосредоточиться, время от времени наступает забывчивость, замедленное и порой неадекватное мышление). В таком состоянии повышается опасность несчастных случаев.
Существует большое количество психогигиенических мероприятий, которые направлены на снятие состояния переутомления и зависят от степени переутомления.
Для начала переутомления (I степень) эти меры состоят в упорядочении отдыха, сна, занятиях физкультурой, культурных развлечениях. В ситуации легкого переутомления (II степень) полезным будет отпуск и отдых. При наступлении выраженного переутомления (III степень) важно ускорить очередной отпуск или организованный отдых. Для тяжелого переутомления (IV степень) уже необходимым является лечение. К. Платонов разработал несколько степеней переутомления, которые отражены в табл. 1.
Таблица 1. Степени переутомления
Симптомы
I — начинающееся переутомление