Что такое расходы будущих периодов в бухгалтерском учете пример
Счет 97. Расходы будущих периодов
Не всегда суммы расходов, которые были произведены в текущем отчетном периоде, могут быть приняты в учет – существуют определенные ограничения, не позволяющие этого сделать. Чтобы учесть подобные моменты, часть расходов переносится в будущие периоды. Отразить информацию о том, какие расходы были отложены и на каком основании, поможет счет 97 «Расходы будущих периодов».
Как счет 97 используется в бухгалтерском учете?
В дебетовом обороте по счету 97 формируются все возможные затраты. В кредитовом должны фигурировать финансовые и материальные ценности. Временно понесенные компанией расходы становятся частью капитала и остаются на балансе в активе. В последующих периодах средства списываются, в результате чего становятся затратами.
Чтобы отнести расходы к числу РБП, потребуется соблюсти два важных условия:
Необходимость в использовании такого понятия, как «расходы будущих периодов» (РБП), возникла в результате появления у предприятий потребности вкладывать деньги в перспективные производственные направления.
Если говорить о конкретных видах расходов, то сюда можно отнести такие направление, как:
На практике, перечень возможных расходов гораздо больше.
Бухгалтер компании может на свое усмотрение относить к РБП затраты, которые требуется списывать в течение длительного периода времени. Однако здесь не учитываются авансы, которые были выплачены в счет проведения конкретных работ.
Типовые бухгалтерские проводки по счету 97
В ПБУ представлены следующие типовые операции по счету 97:
Корреспонденция по дебету | Корреспонденция по кредиту | Наименование операции |
---|---|---|
Доля РБП, включенная в расходы, но относящаяся к будущему периоду |
Счет 97 – активный, финансово-распределительный. Аналитический учет по счету ведется в разрезе каждого вида расходов. В бухгалтерском балансе нет отдельной строки для счета 97, поэтому данные по нему входят в раздел оборотных активов или запасов – строка 1210 или 1260.
Пример оформления счета 97
Компания «Ромашка» в будущем планирует сменить основное направление деятельности, но для этого необходимо получить специальное разрешение – лицензию. Расходы, связанные с получением лицензии, оцениваются в 40 тыс. рублей. Эти денежные средства были переданы на учет в качестве расходов будущих периодов.
По завершению периода в учет было принято лишь 20 тыс. рублей. Остальная сумма будет учтена в будущем году. В результате бухгалтер формирует следующие проводки:
Будущие расходы фирмы, связанные с оформлением лицензии.
Учет оплаченной суммы в размере 50%. Оставшаяся часть будет учтена в следующем году.
Счет 97 «Расходы будущих периодов»
СЧЕТ 97 «РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ»
Счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др.
Учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов» расходы списывают в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
В сельском хозяйстве, кроме того, к этим расходам относят затраты по устройству некапитальных сооружений и временных приспособлений для нужд производства (летние лагеря и загоны для животных, расходы по устройству траншей, сооружений для силосования, сеннажирования и других сооружений и приспособлений), а также затраты на мероприятия по улучшению земель, включаемых в себестоимость продукции в течение ряда лет, исходя из определенных для отдельных мероприятий сроков их действия или использования.
В промышленных организациях в условиях серийного или массового производства затраты, связанные с проведением работ по ремонту, частичному изменению конструкций, изделий, модернизации отдельных узлов и деталей, по частичному пересмотру технологического процесса к расходам будущих периодов не относятся, а включаются непосредственно на издержки производства. В случае когда указанные затраты в соответствии с договором возмещаются заказчиком, их учитывают на отдельном производственном заказе.
В организациях, заготавливающих сельскохозяйственную продукцию, учитывают как расходы будущих периодов затраты по заготовке сельскохозяйственных продуктов в межсезонный период (операционные, общезаготовительные расходы), а также общехозяйственные расходы по промышленной переработке сырья в соответствии с нормативными расчетами по распределению.
Аналитический учет по счету 97 «Расходы будущих периодов» ведется по видам расходов.
Учет расходов будущих периодов
Некоторые затраты фирмы не могут сразу списать на расходы. Этот процесс приходится растягивать на несколько месяцев, а то и лет. Причем бухгалтерский и налоговый учет таких трат может различаться.
Затраты, которые фирма произвела в одном периоде, а учитывает в других, называют расходами будущих периодов. К таковым относят, например, оплату лицензии, сертификата и т. п.
Расходы будущих периодов отражаются в бухучете на счете 97 с одноименным названием. Такой порядок предусмотрен в инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н.
По мере наступления отчетных периодов, относящиеся к ним расходы подлежат распределению. Как это сделать, говорится в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которое утверждено приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н. Так, фирма может списывать расходы будущих периодов:
– равномерно в течение определенного срока;
– пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Если нельзя определить период, к которому относятся расходы, можно установить его самим. Для этого руководитель предприятия должен издать приказ. В нем надо указать, в течение какого срока предполагается списывать расходы.
Приказ может выглядеть, например, так:
15 июля 2004 г. № 46
В связи с тем, что период эксплуатации бухгалтерской программы в договоре не установлен, приказываю:
– установить срок службы бухгалтерской программы – 36 месяцев;
– начать эксплуатировать программу с 1 августа 2004 года.
Руководитель ООО «Орбита» Иванов И.И. Иванов
ЗАО «Ритм»» в июне 2004 года купило бухгалтерскую программу. Она стоит 7080 руб. (в том числе НДС – 1080 руб.).
Бухгалтер фирмы сделал в учете следующие записи:
Дебет 60 Кредит 51
– 7080 руб. – оплачена бухгалтерская программа;
Дебет 97 Кредит 60
– 6000 руб. (7080 – 1080) – учтены в качестве расходов будущих периодов затраты на покупку программы;
Дебет 19 Кредит 60
– 1080 руб. – учтен НДС по программе;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1080 руб. – принят к вычету НДС по программе.
Срок использования программы в договоре не установлен. Директор ЗАО «Ритм» издал приказ о списании программы в течение пяти лет.
Ежемесячно бухгалтер фирмы должен делать такую проводку:
Дебет 26 Кредит 97
– 100 руб. (6000 руб. : 5 лет : 12 мес.) – списана часть расходов будущих периодов.
Налоговый кодекс не содержит понятия «расходы будущих периодов». Здесь только перечислены случаи, когда фирма учитывает затраты при исчислении налога на прибыль в течение определенного периода времени. К таковым, например, относятся:
– убыток при реализации амортизируемого имущества;
– расходы на освоение природных ресурсов;
– расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
Порядок списания этих расходов прямо указан в Налоговом кодексе. По нашему мнению, он распространяется на все фирмы независимо от того, по какому методу они считают налог на прибыль. Рассмотрим подробнее каждый случай.
Для расчета суммы убытка от реализации имущества нужно из выручки вычесть остаточную стоимость. Полученная величина уменьшает облагаемую налогом прибыль в составе прочих расходов равными долями в течение определенного периода времени. Его определяют как разницу между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до его продажи. Это порядок указан в пункте 3 статьи 268 Налогового кодекса.
ООО «Стимул» в июле 2004 года продало свой станок за 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.). Первоначальная стоимость станка составляет 50 000 руб., сумма начисленной амортизации – 10 000 руб.
Срок полезного использования станка был установлен 3 года (то есть 36 месяцев). В фирме этот объект основных проработал 16 месяцев.
Бухгалтер «Стимула» определил сумму убытка от продажи станка и период времени, в течение которого он будет уменьшать облагаемую налогом прибыль.
Сумма убытка равна:
35 400 руб. – 5400 руб. – (50 000 руб. – 10 000 руб.) = 10 000 руб.
Период списания убытка на расходы при исчислении налога на прибыль составит:
36 мес. – 16 мес. = 20 мес.
Следовательно, ежемесячная сумма убытка, которую бухгалтер будет списывать на расходы начиная с июля, равна:
10 000 руб. : 20 мес. = 500 руб.
Расходы на освоение природных ресурсов можно поделить на две группы по срокам их списания. К первой группе относят затраты на поиски, разведку полезных ископаемых, сбор необходимой информации. Эти расходы уменьшают облагаемую налогом прибыль равномерно в течение 12 месяцев. Ко второй группе относятся затраты на подготовку территории к ведению горных и других работ, на возмещение ущерба, нанесенного природным ресурсам и т. д. Такие расходы списываются равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации. Об этом говорится в статье 261 Налогового кодекса.
Если научные исследования или разработки используются в производстве или при реализации товаров (работ, услуг), то их стоимость фирмы учитывают в составе прочих расходов равномерно в течение трех лет после завершения. Те исследования или работы, которые не дали положительного результата, также можно списать на расходы, но только в размере 70 процентов от их стоимости (п. 2 ст. 262 НК).
Для фирм, которые считают налог на прибыль по методу начисления, в пункте 6 статьи 272 Налогового кодекса даны указания, как списывать расходы на обязательное и добровольное страхование. Так, если предусмотрен разовый платеж взноса, то расходы фирма будет учитывать равномерно в течение срока действия договора. Это правило относится к тем контрактам, которые заключены на срок более одного отчетного периода (месяц или квартал).
К расходам, которые фирмы оплачивают в одном периоде, а списывают в другом, относятся также затраты на сертификацию, подписку, на получение лицензий, оплата компьютерных программ и т. п. Учет таких расходов при исчислении налога на прибыль будет зависеть от метода, который применяет фирма.
Если используется кассовый метод, то расходы будущих периодов будут полностью списаны в том периоде, когда оплачены.
Организациям, которые применяют метод начисления, чиновники Минфина советуют обратить внимание на условия договора. Если в нем написано, что он заключен, например, на пять лет, нужно равномерно распределить расходы в течение этого периода времени и списывать их ежемесячно. Если из договора нельзя установить, к каким периодам относится расход, то распределять его не обязательно. В этом случае предприятия могут уменьшить на эти затраты прибыль в том периоде, когда, например, бухгалтерская программа была установлена. Это следует из письма Минфина от 26 августа 2002 г. № 04-02-06/3/62.
Как правило, каждый бухгалтер желает максимально сблизить бухгалтерский учет с налоговым. Во-первых, чтобы не делать двойной работы, во-вторых, чтобы избежать разниц, которые нужно учитывать согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Один из способов добиться единого порядка учета расходов будущих периодов – применение одинакового метода их списания. Мы рекомендуем списывать такие затраты равномерно ежемесячно. Этот вариант подойдет для учета затрат на лицензии, сертификацию, компьютерные программы и т. п.
Однако не во всех случаях этот способ будет действовать. Например, при списании убытка от реализации имущества он не подойдет. Дело в том, что в бухучете отрицательный финансовый результат учитывается в том месяце, когда получен. В налоговом же учете убыток может списываться от нескольких месяцев до нескольких лет. В этом случае у фирмы образуются временные разницы. Умножив их сумму на ставку налога на прибыль, организация получит отложенный налоговый актив.
Продолжим предыдущий пример. Предположим, что величина убытка 10 000 руб. получена и в бухгалтерском, и налоговом учете. Но в бухгалтерском учете эта сумма будет списана в месяце реализации станка – июль 2004 года. В налоговом учете бухгалтер каждый месяц будет списывать по 500 руб.
Следовательно, в июле фирма получит вычитаемую временную разницу. Ее величина равна:
10 000 руб. – 500 руб. = 9500 руб.
Умножив эту сумму на ставку налога на прибыль, «Стимул» определит величину отложенного налогового актива:
9500 руб. х 24% = 2280 руб.
Поэтому бухгалтер в июле 2004 года должен сделать следующую запись:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 2280 руб. – отражена величина отложенного налогового актива.
В августе 2004 года бухгалтер спишет на прочие расходы очередную часть убытка – 500 руб. – и одновременно погасит часть отложенного налогового актива:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 120 руб. (500 руб. х 24%) – погашен частично отложенный налоговый актив.
Эту запись бухгалтер будет делать до тех пор, пока не истечет период списания убытка на расходы при исчислении налога на прибыль.
Вспомним о «старом» налоге на имущество
Относится ли предоплата к расходам будущих периодов? Этот вопрос волновал бухгалтеров, когда они рассчитывали налог на имущество согласно Закону от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 и инструкции Госналогслужбы от 8 июня 1995 № 33. Актуальной эта проблема станет и для тех фирм, у которых налоговики проверят правильность исчисления налога на имущество по старому законодательству.
Как сказано в законе, этим налогом облагаются, в частности, затраты. А согласно инструкции, сюда входят и расходы будущих периодов. Поэтому налоговики, обнаружив предоплату, проверяют, включена ли эта сумма в облагаемую базу. Если фирма этого не сделала, инспекторы незамедлительно начислят штраф. Соглашаться с мнением чиновников или нет – каждая организация решает сама. Мы лишь приведем арбитражную практику по этому вопросу.
Надо отметить, что точки зрения судов разошлись. Например, арбитры Федерального арбитражного суда Московского округа (см. постановление от 22 октября 2002 г. № КА-А40/7095-02) посчитали, что авансовые платежи не относятся к расходам будущих периодов. Следовательно, фирма правильно не учитывала их при исчислении налога на имущество.
Противоположную точку зрения выразили судьи Восточно-Сибирского округа (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2003 г. № А33-12803/02-СЗн-Ф02-1010/03-С1). По их мнению, предварительную оплату нужно облагать налогом. В ходе рассмотрения спора фирма пыталась объяснить, что предоплата расходом не является. Об этом говорится в пункте 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Однако такой довод арбитры не приняли. Свою позицию они обосновали тем, что указанное ПБУ 10/99 не регулирует вопросы учета расходов будущих периодов. Таким образом, фирме пришлось заплатить штраф.
Так что, если у вашей организации возник подобный вопрос, мы рекомендуем ознакомиться с арбитражной практикой, сложившейся в регионе.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Расходы будущих периодов
Отражение в учете расходов будущих периодов – тема, волнующая большинство бухгалтеров. И это объяснимо. Нет четкого нормативного регулирования вопроса в одном нормативном документе. Информация содержится в различных нормативных актах. Давайте систематизируем знания по данной теме.
Содержание статьи:
1. Понятие расходов будущих периодов
2. Чем отличаются расходы будущих периодов от предоплат
3. Расходы будущих периодов проводки
4. Списание расходов будущих периодов
5. Расходы будущих периодов в балансе
6. Расходы будущих периодов примеры
1. Понятие расходов будущих периодов
Начнем с общего понятия «расходы».
В ПБУ 10/99 (статья 2) дано такое определение расходов:
«Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».
А что такое уменьшение экономических выгод? Упрощенно это можно трактовать как уменьшение финансового результата за какой-то период.
Расходы будущих периодов в ПБУ 10/99 не конкретизируются. К ним можно лишь применять общие правила признания расходов:
расход производится в соответствии с договором, требованиями нормативных актов, правилами делового оборота,
сумма расхода может быть определена,
имеет уверенность, что произойдет уменьшение экономических выгод.
Для отражения расходов будущих периодов в учете следует руководствоваться п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
И хотя в последней редакции пункта 65 нет самой формулировки «расходы будущих периодов», под ними понимаются «затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам». Такие затраты должны отражаться в балансе исходя из условий признания активов, на приобретение/формирование которых и осуществлены такие расходы.
2. Чем отличаются расходы будущих периодов от предоплат
Одна из главных задач бухгалтера при определении расходов будущих периодов – уметь отделять такие расходы от обычных предварительных оплат и авансов.
Главное свойство авансов и предоплат – возможность их вернуть. Полностью или частично. И поэтому такие затраты не являются расходами.
Примерами авансов могут служить оплата подписки на периодические издания, оплата страховой премии по договорам страхования.
Такой же подход применяется и к предварительной оплате аренды за периоды, составляющий несколько месяцев или лет.
Предоплаты и авансы отражаются либо на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», либо на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторам» и учитываются обособленно. В момент, когда предварительно оплаченные товары, работы, услуги будут получены, происходит полный или частичный зачет предоплат.
И только в случаях, когда из содержания договора можно сделать вывод, что предоплата не возвращается ни при каких условиях, то такую предоплату можно отражать в составе расходов будущих периодов (РБП). Можно, но не обязательно.
3. Расходы будущих периодов проводки
Расходы будущих периодов отражаются согласно плану счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) на счете 97, который так и называется «Расходы будущих периодов». К счету могут быть открыты субсчета по видам расходов, которые устанавливаются организацией самостоятельно. При использовании бухгалтерской программы можно пользоваться предопределенными программой видами расходов. А можно добавить свои виды РБП.
Согласно плану счетов на счете 97 отражаются следующие виды расходов:
расходы, связанные с горно-подготовительными работами,
расходы на подготовительные процедуры в случае сезонных работ,
расходы, обусловленные освоением новых видов производства,
расходы по рекультивации земель и других природоохранных мероприятий,
расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (без резервного/ремонтного фонда),
другие аналогичные расходы.
Перечень открытый, поэтому организация самостоятельно может определить в своей учетной политике виды расходов, которые будут учитываться в составе РБП.
В действующих ПБУ об использовании РБП говорится в двух случаях:
в отношении затрат в рамках договора строительного подряда, связанные с будущими работами (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда),
в отношении нематериальных активов, исключительные права на которые не переданы получившей активы организации (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»)
По сложившейся российской практике к РБП также относят:
расходы на лицензии и сертификаты (п. 16, 22 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н),
расходы на программные продукты и видеоматериалы, на которые не передаются исключительные права (нельзя учесть в составе нематериальных активов),
При принятии решения об отнесении расходов в РБП следует понимать, что основной характеристикой таких затрат должно являться выполнение противоположной стороной своих обязательств (получена лицензия, программный продукт и т.п.) к моменту отражения расходов на счете 97.
Но возможно и формирование РБП, исходя из затрат на обеспечение каких-либо компенсаций в будущем, например, взнос в компенсационный фонд СРО.
Расходы будущих периодов проводки представлены в Таблице 1.
Бюджетный учет: доходы и расходы будущих периодов
Вольхина Ю.В., руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет»
Наличие доходов и расходов будущих периодов значительно усложняет учет движения средств. Разберем причины, при которых возникают такие суммы, рассмотрим, как правильно выстроить бухгалтерский учет и учетную политику организации.
Доходы будущих периодов: что к ним относится
Речь идет о денежных средствах, которые учреждение по факту получило (начислило), но учитываться они будут в других, еще не наступивших периодах, например:
Этот перечень может быть дополнен иными позициями согласно отраслевой специфике или иным потребностям учреждения. Главное — перечислить их в учетной политике с указанием критериев отнесения сумм к разряду доходов будущих периодов. Например, к ним можно причислить спонсорскую помощь и гранты при условии, что они будут работать как долгосрочный актив.
Как вести учет
В бухгалтерском учете доходы рассматриваемого типа фиксируются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). За основу берутся виды доходов, прописанные в плане ФХД, в разрезе договоров, контрактов и соглашений. Суммы отражаются на счетах аналитического учета:
На товары/работы/услуги, облагаемые НДС, учреждение обязано начислить сумму налога в момент зачисления средств от их реализации. В расчете следует использовать алгоритм расчета авансов (ставки 10/110 или 18/118). В дальнейшем начисленные суммы НДС можно принять к вычету.
Когда наконец наступает период, к которому относятся учтенные ранее доходы, их сумму переводят на текущие доходы учреждения. Оформить это можно такой операцией:
Зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов
Расходы будущих периодов: что к ним относится
Расходы также могут быть начислены учреждением в одном отчетном периоде, но относиться к будущим временным отрезкам. К таким суммам можно отнести:
Учреждение при необходимости имеет право закрепить в учетной политике другие виды расходов, например стоимость лицензирования нового вида деятельности. Важно не перепутать расходы будущих периодов с резервами на будущие расходы — для них используются разные схемы учета (п. 302 Инструкции № 157н).
Обратите внимание: доходы будущих периодов — это пассив, они уменьшают финансовый результат, а затраты предстоящих периодов — актив, они его увеличивают.
Как вести учет
Учреждение ведет учет расходов будущих периодов в соответствии со сметой (планом ФХД), по видам выплат, государственным (муниципальным) контрактам (договорам) и соглашениям. Для учета используется счет 0 401 50 000. Как и доходы, расходы списывают поэтапно. Порядок должен быть зафиксирован учетной политикой организации: одинаковыми суммами в течение всего срока или пропорционально количеству выпущенной продукции. Последний способ чаще всего используют промышленные предприятия, крупные производства. Кроме того, в документе учреждение может прописать дополнительные требования к аналитическому учету таких расходов, например, если того требует отраслевая специфика деятельности.
Чаще всего бухгалтеры используют следующие счета:
Еще раз хочется обратить внимание, что расходы будущих периодов — это не авансы, эти средства уже потрачены учреждением, и возврат их невозможен, в отличие от авансовых платежей. И здесь часто возникают споры: к какому виду затрат отнести подписку на периодические СМИ и как учесть НДС. Существует точка зрения, согласно которой стоимость подписки следует отнести к авансам, если в договоре прописана обязанность издателя с определенной периодичностью предоставлять учреждению экземпляры печатных или электронных изданий в течение срока подписки. Если в договоре не указана такая обязанность, то потраченные суммы следует причислить к расходам будущих периодов.
При этом налог подлежит вычету в стандартном порядке, если деятельность организации облагается. Если нет, то сумму налога следует отнести к понесенным затратам.
Списание расходов будущих периодов проходит поэтапно. Главное — записать выбранный способ в учетной политике.
Списаны расходы, произведенные ранее и учитываемые в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года
На конкретных примерах
Пример 1. Научными сотрудниками Института тяжелых металлов была разработана «Электронная энциклопедия изотопов». В декабре текущего года неисключительные права на данный программный продукт были предоставлены другой организации на один год. Стоимость составила 36 000 рублей (НДС не облагается). Институт получил указанную в договоре сумму полностью и отнес ее к коммерческой, приносящей доход деятельности.
Операции, связанные с предоставлением неисключительных прав, в том числе с учетом доходов будущих периодов, будут отражены записями:
Отражена сумма дохода за предоставление неисключительных прав
Зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства как оплата неисключительных прав
Списана месячная часть доходов будущих периодов за предоставление неисключительных прав (запись делается в конце декабря текущего года)
3 000 (24 000 руб. / 12 мес.)
В результате всех операций на 1 января года, следующего за отчетным, на счете 0 401 40 000 возникает кредитовое сальдо, отражаемое в строке 620 (624) баланса в сумме: 36 000 — 3 000 = 33 000 руб.
Пример 2. Муниципальное бюджетное учреждение «Воткинский колледж» 22 ноября 2017 года внесло оплату в размере 6 000 рублей в счет оплаты договора ОСАГО на автомобиль, находящийся в собственности учреждения. Деньги были взяты из средств от коммерческой деятельности. Срок действия страховки с 01.12.2017 по 30.11.2018. В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:
Перечислены денежные средства страховой компании