Что такое распр и нераспр
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Что такое нераспространенное предложение. Как его распространить? Примеры
Нераспространенные предложения. Примеры
Стало дождливо и пасмурно.
Посетитель оказался нетерпелив.
В нераспространенном предложении может быть только подлежащее или только сказуемое.
Красота!
Зима.
Люблю гулять.
Смотри!
Распространенные предложения. Примеры
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. (А.С. Пушкин)
Зимняя, ясная ночь наступила. (Н.В. Гоголь)
В начале 1806-го года Николай Ростов вернулся в отпуск. (Л.Н. Толстой)
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. (Ф.М. Достоевский)
Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. (А.П. Платонов)
Как составить нераспространенное предложение
Чтобы составить нераспространенное предложение, нужно взять подлежащее и добавить к нему сказуемое.
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, причастием. Например: Мама вернулась. Мы гуляли. Подошел толстый.
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?
Сказуемое может быть простым глагольным: Я родился в Москве.
Может быть составным глагольным: Мой друг бросил читать книгу.
Также бывает составное именное сказуемое: он оказался студентом.
Итак, нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого:
Птицы поют.
Кто/что? Птицы. Что делают? Поют.
Звенит ручей.
Кто/что? Ручей. Что делает? Звенит.
Кто/что? Он. Каков он? Был немолод.
Как распространить нераспространенное предложение
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обстоятельство обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Таким образом, распространить предложение можно, добавив определение, обстоятельство или дополнение.
Распространите нераспространенное предложение. Разбор задания
Нераспространенное предложение: Птицы поют.
Распространенное предложение: Птицы весело поют в лесу.
Поют как? Весело. Поют где? В лесу.
Нераспространенное предложение: Звенит ручей.
Распространенное предложение: Под окном звенит весенний ручей.
Звенит где? Под окном. Ручей какой? Весенний.
Как определить распр или нераспр?
Как определить распр или нераспр.
Распр если в предложение есть не только подлежащее и сказуемое, а нераспр это только подл.
Подчеркнуть грамматические основы предложений?
Подчеркнуть грамматические основы предложений.
Какие из этих педложений являются распространёнными, какие нераспространёнными?
Рощи вспыхнули вдали.
По незримому канату протянулись журавли.
Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки.
Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски.
Клевер цветёт ( нераспр.
). Шмели гудят над клевером ( распр.
Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит нужен синтаксический разбор например распр нераспр постое сложное итд?
Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит нужен синтаксический разбор например распр нераспр постое сложное итд.
Придумайте 5 предложений распр и 5 предложений не распространенных?
Придумайте 5 предложений распр и 5 предложений не распространенных.
Помогите выполнить синтаксический разбор предложений?
Помогите выполнить синтаксический разбор предложений.
Например Дунул сильный ветер.
Если сложное, то например : (Повест.
— Распрастранённое предл или нет двусост.
2)И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, ног всегда от соприкосновения с ними остаётся ощущение загадки.
3)Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей ; загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплоты древесной почки.
Как понять распр распространенное предложение или нет?
Как понять распр распространенное предложение или нет.
Это распрост или нераспрост предложение.
Распре л он п билюри?
Распре л он п билюри.
Синонимы к слову распря составить предложения с синонимами этого слова?
Синонимы к слову распря составить предложения с синонимами этого слова.
Вопрос : Установить соответствие между предложениями и его характеристикой?
Вопрос : Установить соответствие между предложениями и его характеристикой.
(1)Еду я без остановок, а погода не унимается.
(3)Деревянные мосты разнесло.
, нераспр, (какая цифра?
Вирши, ветрило, угрюмый.
В 1946 году художник Грабарь Игорь Эммануилович получил два ордена Ленина за свою трудовую деятельность. В 1946 году художник Грабарь Игорь Эммануилович получил два ордена Ленина за свою трудовую деятельность. Грабарь почетный медалист, награжден м..
Полагаю, определить падеж слова порог. Винительный падеж. А может быть слова щенку. Если что, дательный падеж.
Помог (кому? ) щенку. Д. п.
Вылетит(сказуемое 2 чертами) из зимнего(прилогательное почёркиваем волнистой чертой) убежища(дополнение подчёркиваем пунктиром) первый(обстоятельства подчёркиваем пунктиром с точкой) шмель(существительное подчёркиваем 1 чертой) (предложение повествов..
Задание 3. Озарение дальний трава утварь поскакать излагать касательная зарево. Задание 4. Оттирать разбирать цирк станция запирать перестилать вычитаниезамирание помириться распилить.
Задание 3. Озарение, дальний, трава, утварь, поскакать, излагать, касательная, зарево. Задание 4. Оттирать, разбирать, цирк, станция, запирать, перестилать, вычитание, замирание, помириться, распилить.
Нуууууу вообщета подеж.
Мне нужно больше объяснений.
Методическая разработка урока по теме «Распространенные и нераспространенные предложения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Критерии.docx
Выбранный для просмотра документ Распр. и нераспр. предложения.doc
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Распространенные и нераспространённые предложения.
Цель: знать главные и второстепенные члены предложения, уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, уметь распространять предложения второстепенными членами.
-повторить основные синтаксические понятия;
-закрепить знания учащихся по теме «Синтаксис»;
— формирование компетенций (учимся искать, изучать, думать, сотрудничать и др.);
— развитие коммуникативных умений учащихся.
1. Формулировать тему урока.
2.Определять характер деятельности.
3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
1. Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать.
2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую.
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
учащиеся научатся различать распространенные и нераспространенные предложения;
распространять предложения второстепенными членами.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Вид урока : урок развивающего обучения.
Методы обучения : проблемно-поисковый метод, наглядный, развитие эмоционального интеллекта.
Формы организации учебной деятельности учащихся : индивидуальная, фронтальная, работа в паре, группе.
Оборудование и техническое оснащение : учебник, маршрутный лист, компьютерная презентация, карточки с заданиями, кроссворд, тест.
Технологии (элементы) : технология РКМЧП, проблемное обучение, информационно – коммуникативные, игровые технологии.
I. Организационный момент
Всех позвал нас на урок.
Готовы начать наш урок?
— Я надеюсь, что на протяжении всего урока у вас будет хорошее рабочее настроение.
Стук. Посылка у дверей.
— Ребята, что же за чудесная посылка нам пришла? Посмотрите: здесь чебурашка и у него письмо для 5 класса.
Ребята, я знаю, что Вы изучаете большой раздел науки о языке «Синтаксис». Мы с Геной приготовили для Вас сундучок с сюрпризом за ваши старания и знания, но злая Шапокляк украла его и спрятала. Она требует, чтобы Вы выполнили все её задания, тогда она отдаст сундучок. Я очень надеюсь, что Вы справитесь с заданиями и покажете этой вредной старушке, какие Вы умные и добросовестные дети. Ваш Чебурашка.
Звук с компьютера «И ничего я не вредная»
— Ну что ж, ребята, будем выручать сундучок у Шапокляк? Сегодня Вы будете работать на маршрутных листах. За каждый пройденный этап с заданиями мы будем получать пазл с подсказкой. Из пазлов соберете картинку, на которой и будет разгадка. Надеюсь, к концу урока мы найдем сундучок с сюрпризом. Запишите дату, классная работа.
II. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала для открытия нового знания.
Красивее, звонит, щавель, творог, каталог, жалюзи, ворота, километр, цемент, свёкла.
2. 1 уч-ся Расставьте знаки препинания, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Чебурашка – друг Гены. Чебурашка – неизвестный науке зверь.
Дружба – великая сила!
3. 2 группы (6 чел.) кроссворд (Приложение)
4. Работа со словарными словами:
Футбол, хоккей, матч, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак, брошюра, жюри, парашют, рапорт, салют, беседовать, посетить.
— Не забывайте оценивать свою деятельность в маршрутных листах.
III. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: выявление трудностей и их обсуждение.
— Сравним предложения, записанные на доске: что в них общего и чем они различаются по строению? Найдем грамматические основы.
Гена работал. Гена работал в зоопарке.
Чебурашка путешествовал. Чебурашка путешествовал в ящике с апельсинами.
— Чем отличаются данные пары предложений? (В первых – только грам. основа)
— А вы знаете, как называются предложения, которые состоят только из грамматической основы, только из главных членов предложения?
— Сформулируйте тему урока. (Запишите тему урока)
— Исходя из темы урока, сформулируйте учебную задачу.
Цель: познакомиться с распр.и нераспр. предложениями; учиться различать распр. и нераспр. предложения; учиться распространять предложения второстепенными членами.
IV. Работа по теме урока.
— Исходя из нашего наблюдения за предложениями, давайте сформулируем правило.
Какие предложения называются распространенными, а какие нераспространенными?
Сравним наш вывод с выводом в учебнике стр. 81
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа на закрепление.
Вам даны предложения, распределите их в два столбика. В 1 столбик запишите распространенные предложений, во 2 столбик – нераспространенные.
Шапокляк сидела на лавочке.
У Гены друзья пили кофе и играли в настольные игры.
Самопроверка (со слайда)
Распространите предложения второстепенными членами. Работа по цепочке.
3. Самостоятельная работа (Тест)
Взаимопроверка (со слайда)
— Какие предложения мы называем распространенными? Нераспространенными?
— Как мы можем распространить предложение?
— Давайте вспомним цель нашего урока. Достигли ли Вы сегодняшней цели?
— Чему мы научились сегодня на уроке?
«ЛЕСЕНКА» (Отметьте в маршрутных листах, на какой ступеньке лестницы Вы сейчас находитесь. Верхняя: Вам все было понятно, ясно, интересно, все получилось. Вторая ступенька: были трудности, что – то осталось непонятным. Нижняя: ничего не получилось, Вы испытываете трудности, было некомфортно на уроке)
— Поставьте отметку за урок (средний балл за урок).
— Вы выполнили все задания на уроке, получили пазлы. Соберите картинку из пазлов и найдете подсказку, где же спрятала волшебный сундучок Шапокляк.
Вот такие сюрпризы у нас в сундуке!
VIII. Домашнее задание по выбору:
§ 35, правило. Упражнение 175.
Доп. задание: придумать сказку – миниатюру «Как предложение стало распространенным»
Тема: Распространённые и нераспространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Распространённые и нераспространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения.
I. Прочитай объяснение новой темы.
Прочитай два предложения и сравни их (устно).
2.Над безбрежным морем восходит весеннее солнце.
В этих двух предложениях одинаковые подлежащие (солнце) и сказуемые (восходит).
В первом предложении только подлежащее и сказуемое. Во втором предложении, кроме подлежащего и сказуемого, есть другие слова (второстепенные члены), которые уточняют подлежащее и сказуемое.
(1.Восходит солнце.
2.Над безбрежным морем восходит весеннее солнце.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они образуют основу предложения, точнее, грамматическую основу. Потому что: 1) слова, с помощью которых выражен основной смысл предложения, грамматически зависят от подлежащего или сказуемого; 2) именно с помощью одного из этих членов предложения выражено его грамматическое значение. Так что, если убрать эти члены предложения или хотя бы один из них, предложение рассыплется, перестанет быть высказыванием.
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.
Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные члены, называют распространённым.
(1.Восходит солнце. (нераспр.)
2.Над безбрежным морем восходит весеннее солнце. (распр.)
по наличию второстепенных членов предложения
(главные члены+ второстепенные) (главные члены)
главные члены (глав.чл.)
второстепенные члены (второст.чл.)
грамматическая основа (грам.осн.)
II. Выполни задания по теме:
· В учебнике в каждом предложении карандашом выделите главные члены предложения (т.е. подлежащее и сказуемое).
· Устно ответьте на вопросы после предложений.
· Внимательно прочитай новое правило.
· Спиши только распространённые предложения, поставив пропущенные знаки препинания. В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ВЫДЕЛИ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ.
· Проверить орфограммы по словарю.
· Записать слова, проверенную букву подчеркнуть.
· Выучить словарные слова слова наизусть.
· Прочитать новое правило.
· Посмотреть образец работы.
· Списать и разобрать по образцу предложения. Алгоритм: 1) Находим сказуемое, изменив оценку говорящего (таблица с.119). 2) Находим подлежащее (оно связано взаимной связью со сказуемым). 3) Находим второстепенные члены (задаем по порядку вопросы от главных членов и второстепенных, определяем работу).
Образец разбора: откуда?
из какого?
Из потревоженного муравейника
как? какие?
цепочками побежали рыжие муравьи.