Что такое распространение и нераспространенные предложения 3 класс
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Распространенные и нераспространенные предложения
Всего получено оценок: 219.
Всего получено оценок: 219.
Синтаксическая система русского языка не зря славится своей сложностью – одна только классификация простых предложений чего стоит. Например, если говорить о второстепенных членах, то предложения делятся на категории в зависимости от их наличия или отсутствия. Что же такое распространенные и нераспространенные предложения?
Основные признаки распространенных и нераспространенных предложений
На самом деле основной признак один – есть в предложении второстепенные члены или нет. Если нет, то есть имеется только грамматическая основа, то предложение нераспространенное. А если есть – то распространенное. Например, предложение “Он стоял” – один из самых простых примеров нераспространенного предложения, а если его дополнить, то оно уже станет распространенным: “Он стоял на высокой скале”.
Распространенное предложение может быть односоставным, а нераспространенное – двусоставным, то есть то, сколько главных членов входит в грамматическую основу, в данном случае на классификацию не влияет.
Отличия и примеры распространенных и нераспространенных предложений
Как, рассматривая примеры распространенных и нераспространенных предложений, отличить их друг от друга? В первую очередь нужно найти грамматическую основу синтаксической единицы и подчеркнуть ее. Других слов после этого не осталось? Значит, предложение нераспространенное.
Водные слова и конструкции, обращения, вставки – все это не делает предложение распространенным. То есть если в нем есть основа и, например, вводное слово, оно все равно будет нераспространенным. Это объясняется очень просто – ни одна из этих конструкций не является членом предложения, а значит, и не распространяет его.
А вот если в предложении есть такие слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего и сказуемого, значит, в нем есть второстепенные члены и это распространенное предложение.
Поясним это на примере такой синтаксической единицы, как “Витя упал”. В ней есть подлежащее – это существительное Витя, и сказуемое – глагол упал. Больше слов в предложении нет, что говорит о том, что это нераспространенная синтаксическая единица.
Вот еще один пример: “Маленький Витя упал и разбил коленку”. Здесь мы видим подлежащее Витя и однородные сказуемые упал, разбил, но после их подчеркивания остаются еще два слова – это определение маленький и дополнение коленку, следовательно, предложение является распространенным.
В распространенном предложении необязательно должны быть все второстепенные члены – даже какой-то один второстепенный член предложения уже его распространяет.
Что мы узнали?
В русском языке существует классификация предложений, основанная на том, есть ли в этой синтаксической единице распространяющие ее второстепенные члены или нет. Если нет, то предложение относится к категории нераспространенных, а если есть, то – распространенных. в зависимости от того, есть в них второстепенные члены или нет. При этом грамматическая основа как нераспространенного, так и распространенного предложения может состоять как из двух главных членов (то есть предложение двусоставное), так и из одного (тогда оно односоставное). На классификацию по признаку распространенности-нераспространенности это никак не влияет. \Распространенные предложения могут включать как один второстепенный член, так и два, все три. Если в предложении есть вводные слова, вставные конструкции, обращения, но нет второстепенных членов, оно является нераспространенным, так как все эти слов и конструкции членами предложения не являются.
Что такое нераспространенное предложение. Как его распространить? Примеры
Нераспространенные предложения. Примеры
Стало дождливо и пасмурно.
Посетитель оказался нетерпелив.
В нераспространенном предложении может быть только подлежащее или только сказуемое.
Красота!
Зима.
Люблю гулять.
Смотри!
Распространенные предложения. Примеры
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. (А.С. Пушкин)
Зимняя, ясная ночь наступила. (Н.В. Гоголь)
В начале 1806-го года Николай Ростов вернулся в отпуск. (Л.Н. Толстой)
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. (Ф.М. Достоевский)
Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. (А.П. Платонов)
Как составить нераспространенное предложение
Чтобы составить нераспространенное предложение, нужно взять подлежащее и добавить к нему сказуемое.
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, причастием. Например: Мама вернулась. Мы гуляли. Подошел толстый.
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?
Сказуемое может быть простым глагольным: Я родился в Москве.
Может быть составным глагольным: Мой друг бросил читать книгу.
Также бывает составное именное сказуемое: он оказался студентом.
Итак, нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого:
Птицы поют.
Кто/что? Птицы. Что делают? Поют.
Звенит ручей.
Кто/что? Ручей. Что делает? Звенит.
Кто/что? Он. Каков он? Был немолод.
Как распространить нераспространенное предложение
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обстоятельство обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Таким образом, распространить предложение можно, добавив определение, обстоятельство или дополнение.
Распространите нераспространенное предложение. Разбор задания
Нераспространенное предложение: Птицы поют.
Распространенное предложение: Птицы весело поют в лесу.
Поют как? Весело. Поют где? В лесу.
Нераспространенное предложение: Звенит ручей.
Распространенное предложение: Под окном звенит весенний ручей.
Звенит где? Под окном. Ручей какой? Весенний.
Конспект урока по русскому языку для 3 класса «Распространенные и нераспространенные предложения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проведенного в 3А классе
Учителем начальных классов Бобровой Екатериной Юрьевной
Тема: Предложения распространённые и нераспространённые
Цель: Развитие умений различать распространённые и нераспро странённые предложения, преобразовывать нераспространённые предложения в распространённые и наоборот.
Ι. Актуализация знаний.
– Здравствуйте,ребята,меня зовут Екатерина Юрьевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Работа с однокоренными словами.
– Составьте и запишите со словом опушка :
а) 3 словосочетания;
– Задайте вопросы друг другу (по рядам) по теме «Предложение».
Примерные варианты вопросов :
– Назовите признаки предложения.
– Какие предложения бывают по цели высказывания? по интонации?
– Что входит в грамматическую основу предложения?
– Что такое второстепенные члены предложения?
– Чем отличаются части речи от членов предложения?
II . Формулирование проблемы.
– Откройте учебник на с.____
– Прочитайте самостоятельно текст в рамке и назовите тему урока.
(Нераспространённые и распространённые предложения.)
– Переформулируйте её в вопрос урока.
– Что такое нераспространённые и распространённые предложения? (Или какие предложения называются …)
III. Открытие новых знаний.
Работа над понятиями «распространённое»/«нераспространённое».
– Прочитайте ещё раз определение в рамке на с. ____
– Приведите примеры распространённых и нераспространённых предложений.
а) Распространённое предложение имеет не только подлежащее и сказуемое.
б) Нераспространённое предложение состоит только из второстепенных членов.
в) Распространённое предложение включает подлежащее и второстепенные члены предложения.
г) Нераспространённое предложение – это грамматическая основа предложения.
д) Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.
1. Упр. ____– развивается умение определять и обосновывать характер предложения с точки зрения его распространённости.
1-е предложение комментируется одним из учеников. Затем упражнение выполняется самостоятельно по заданиям.
Образец записи рассматривается в учебнике. Затем дети выполняют самостоятельно по вариантам :
I вариант : 2-е предложение.
II вариант : 3-е предложение.
III вариант : 4-е предложение.
3. Упр. ____– развивается умение преобразовывать предложение из распространённого в нераспространённое.
– Что значит – сделать предложение нераспространённым? (Убрать все второстепенные члены.)
4. Упр. ____– развивается умение создавать художественный текст на основе распространённых предложений.
Самостоятельная работа по заданию.
Выборочная проверка (чтение получившихся текстов).
– Бывают ли предложения из одного слова? (Да.)
– Почему их можно считать предложениями? (В них есть законченная мысль, они оформлены интонационно, это одно слово является или подлежащим, или сказуемым.)
Снег. Город почти ослеп . (А. Макаревич)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1038940
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Распространенные предложения. Примеры
Рано утром я выехал в Москву
Кто? Я. Это подлежащее.
Я что сделал? Выехал. Это сказуемое.
Выехал когда? Рано утром. Это обстоятельство.
Выехал куда? В Москву. Это дополнение.
А из нашего окна площадь Красная видна.
Красная площадь видна откуда? Из нашего окна.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря
Жили-были где? У самого синего моря.
Второстепенных членов в распространенном предложении может быть сколько угодно.
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, второстепенных членов в нем нет. Например: Я выехал. Жили-были старик со старухой. Видна Красная площадь.
В нераспространенном предложении могут использоваться предлоги и частицы (они не являются членами предложения), может быть больше одного подлежащего и сказуемого. Также подлежащего или сказуемого может не быть вовсе.
Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее может выражаться существительным, местоимением, прилагательным, причастием.
Примеры: Папа был доволен. Они думают. Седой улыбнулся. Отдыхающие вернулись в гостиницу.
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?
Сказуемое может быть простым глагольным: Я пришел к тебе с приветом.
Может быть составным глагольным: Преподаватель прекратил говорить.
Определение, обстоятельство и дополнение. Второстепенные (распространяющие) члены предложения
Второстепенные члены предложения служат для пояснения подлежащего и сказуемого. Они могут иметь собственные поясняющие их второстепенные члены. К второстепенным членам предложения относятся определение, обстоятельство и дополнение.
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Примеры определений: Это были белые розы. Вошел высокий и статный офицер. Рядом располагался наш дом.
Определения бывают согласованные и несогласованные. Иногда они обособляются запятыми. Читайте об этом в статье: Обособленное определение. Как ставить запятые.
Обстоятельство обозначает признак действия, его качество, условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Примеры обстоятельств: Мы быстро побежали. Собеседник устало улыбнулся. Из-за опоздания Андрей всё пропустил.
Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми.
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Примеры дополнений: Мы купили на рынке банку варенья. Передаю вам привет. Ракета отправляется в полет. Коллега рассказал о поездке в отпуск.
Дополнение может выражаться существительным, местоимением, любой частью речи в функции существительного (в суд привели обвиняемого); инфинитивом (ее просили выступить); числительным (разделите десять на два); фразеологически связанным словосочетанием (прошу вас не вешать нос).
«Распространите предложение». Как распространить предложение?
Добавим определение и получим распространенное предложение: Пришла долгожданная зима.
Зима какая? Долгожданная. Это определение.
Можно добавить обстоятельство: С опозданием пришла зима.
Можно добавить дополнение: В Москву пришла зима.
А можно добавить все сразу: В Москву с опозданием пришла долгожданная зима.
«Напишите 6 распространенных предложений». Как их найти и составить
Детям в школе часто дают задание: «напишите 2 [или 3, 4, 5, 6] распространенных предложения». Как это сделать?
Как найти и написать распространенное предложение
Примеры распространенных предложений из литературы
Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. (А.С. Пушкин)
Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. (И.С. Тургенев)
На правом фланге у Багратиона в девять часов дело еще не начиналось. (Л.Н. Толстой)
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. (М.А. Булгаков)
Как составить распространенное предложение
Потом добавьте в предложение второстепенные члены.
Сестра (как?) внимательно читала (что?) книгу (где?) за столом.
Вот вы и составили распространенное предложение.
Сестра внимательно читала книгу за столом.
Другие примеры распространенных предложений
С самого утра небо ясно. (И.С. Тургенев)
Полная луна плыла по ясному безоблачному небу. (В. Арсеньев)
Я лег на снег и закрыл глаза. (В. Каверин)
Сенокос запоздал из-за дождей. (К. Паустовский)
Шагал по мокрой дороге седой старик. (В. Шукшин)