Что такое двуединство предмета педагогической науки

Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет педагогической науки

Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет педагогической науки

Сложность предмета педагогической науки состоит в его двуединстве. Изначальным и главным предметом исследования любой науки является объективная реальность, объективно закономерные процессы в природе, в обществе, в мышлении. Вырастая из нужд и потребностей общественной жизни, она обращается к практике, к внедрению результатов своих исследований, изменению действительности, что также требует творчества, является сложным научным поиском. В результате в каждой науке параллельно развиваются два направления, два относительно самостоятельных предмета изучения: объективная действительность, законы ее развития и условия, особенности, правила использования познанных истин в общественной практике. Поэтому в каждой науке ведутся исследования как фундаментальных, теоретических, экспериментально-теоретических проблем, так и прикладных, по использованию законов фундаментальных открытий в общественной практике.

Например, биологическая наука изучает закономерности возникновения и развития физических жизненных процессов. Ее интересует сущность живой клетки, возможность искусственного синтеза, законы изменчивости живых организмов. Однако в связи с потребностями общественной практики рядом с фундаментальными науками возникли прикладные: агротехнические, зоотехнические, медицинские науки, изучающие практические условия существования, развития растительных и живых организмов, их нормального функционирования.

Общественные науки изучают фундаментальные общественные процессы, объективные законы развития общественных отношений. Вместе с тем в связи с потребностями общественной жизни возникли системы научного знания об использовании на практике всего многообразия теоретических знаний: экономических законов — конкретная экономика, о научном руководстве обществом — политологам, о нравственно-политическом состоянии духа и культурном развитии различных общественных групп — конкретно-социологические исследования, о приспособлении, адаптации человека к условиям современного производства и существования — инженерная и социальная психология и т. п.

Педагогическая наука также не игнорирует двуединства своего предмета, осуществляет исследования как фундаментальных, так и прикладных проблем. С одной стороны, она изучает объективно закономерное общественное явление воспитания. В этой области создаются фундаментальные методологические, теоретические и теоретико-экспериментальные исследования, раскрывающие возможности воспитания подрастающего поколения в конкретно-исторических общественных условиях. С другой стороны, педагогика практически решает проблемы организации образования, воспитания и обучения. Потребности жизни и общественной практики требуют прикладных исследований и обоснованных рекомендаций по научной организа-‘ Ции деятельности воспитателей, педагогического процесса, системы народного образования, по руководству процессом обучения и формирования черт характера детей. В соответствии с этим возникают прикладные педагогические науки по организации жизни школы, системы народного образования: школоведение; научная организация труда педагога пучащегося; педагогика профтехобразования, профессиональной подготовки учителя, методики обучения, воспитания, семейного воспитания, дефектологические дисциплины. В педагогике необходимо органическое единство между фундаментальной и прикладной частями предмета, между изучением объективных законов воспитания, обучения и субъективной педагогической деятельности, организации педагогического процесса. Увлечение лишь теоретическими, фундаментальными проблемами ведет к тому, что общественная педагогическая. практика пускается на самотек и отстает от требований общественной жизни. Сосредоточение же всего внимания только на изучении узкометодических вопросов создает опасность слепоты в перспективах развития и разрешения возникающих противоречий. Педагогическая деятельность, лишенная научно-теоретического фундамента, утрачивает общественные ориентиры, замыкается в самой себе, оказывается в плену иллюзий и прожектерства.

Предметом научного исследования в области педагогической деятельности и педагогического процесса являются следующие общие проблемы.

1. Степень соответствия педагогической деятельности и организации педагогического процесса требованиям законов воспитания как общественного явления. Особое значение имеет своевременное установление соответствия содержания, форм и методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил, запросам практики общественных отношений.

2. Педагогическая деятельность и организуемый ею педагогический процесс есть сложные общественные явления, основывающиеся не только на законах воспитания. Они широко опираются на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психологии, философии, что делает педагогические процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексными методиками. Например, осуществление педагогом индивидуального подхода, организация коллективных и групповых отношений, диагностирование состояния знаний детей, их интересов и стремлений, учет педагогом конкретных психолого-педагогических условий взаимодействия — все это требует опоры на пограничные науки.

3. Эффективность педагогической деятельности и педагогического процесса всегда обусловлена состоянием отношений педагогов и воспитанников. Это требует от педагогики постоянного изучения и коррекции развивающегося взаимодействия. В случае нарушений контактов, коммуникабельности она призвана выдать рекомендации по стабилизации отношений, введению их в нормальное русло.

4. Педагогика изучает субъективно-объективные условия воспитательного эффективного протекания педагогического процесса и педагогических ситуаций в нем. Она дает исходные рекомендации эффективного использования всех форм организации детской жизни, активного применения педагогических методов организации разнообразных видов деятельности.

5. Педагогическая наука занимается диагностикой. Она изучает результаты педагогических воздействий, всего процесса. Ее задача в получении, обработке и передаче педагогам обратной информации в целях корректирования ими своей педагогической деятельности.

6. С учетом конкретных общественных условий и задач воспитания педагогическая наука разрабатывает новые системы организации учебно-воспитательной работы с детьми, организует широкомасштабные педагогические эксперименты.

7. Предметом педагогической науки в прикладной ее сфере является также изучение передового педагогического опыта, условий его распространения и эффективного внедрения. Передовой педагогический опыт как ведущее начало общественной педагогической деятельности есть творческое, активное освоение и реализация учителем в практике работы законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Подлинно передовой и новаторский опыт возможен только на основе данных педагогической и психологической наук. Передовой педагогический опыт возникает, функционирует и как целостная система педагогической деятельности в учебно-воспитательном учреждении, и как ее отдельная сторона, отдельный метод, совокупность воспитательного взаимодействия.

Передовой педагогический опыт как целостная система предполагает в качестве главного критерия своей истинности, эффективности воспитанность коллектива и детской личности, ощутимое достижение педагогических целей.

Наиболее типичной ошибкой при изучении передового педагогического опыта является оценка его лишь с позиций какого-то одного показателя. Например, в качестве общего критерия оценки системы работы школы принимается только состояние успеваемости. Между тем и при наличии хороших успехов в учебе у некоторых учащихся могут развиваться отрицательные черты характера и свойства личности. Важно, чтобы оценивалась система средств формирования личности, ее разносторонние проявления и практические результаты. Другая типичная ошибка при изучении и оценке частных сторон передового педагогического опыта заключается в его абсолютизации.

Например, абсолютизируются и универсализируются отдельные методы обучения, которые в действительности не могут заменить собой всего многообразия обучающих способов и приемов. Такие попытки абсолютизации не только терпят неудачу, но и компрометируют сам т себе полезный прием, дающий педагогический эффект в общей системе обучающих средств. Изучение всех сторон педагогической деятельности и педагогического процесса как предмета педагогической науки — важное средство совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Источник

Процесс как предмет педагогической науки

Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть фото Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть картинку Что такое двуединство предмета педагогической науки. Картинка про Что такое двуединство предмета педагогической науки. Фото Что такое двуединство предмета педагогической науки Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть фото Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть картинку Что такое двуединство предмета педагогической науки. Картинка про Что такое двуединство предмета педагогической науки. Фото Что такое двуединство предмета педагогической науки Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть фото Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть картинку Что такое двуединство предмета педагогической науки. Картинка про Что такое двуединство предмета педагогической науки. Фото Что такое двуединство предмета педагогической науки Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть фото Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть картинку Что такое двуединство предмета педагогической науки. Картинка про Что такое двуединство предмета педагогической науки. Фото Что такое двуединство предмета педагогической науки

Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть фото Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть картинку Что такое двуединство предмета педагогической науки. Картинка про Что такое двуединство предмета педагогической науки. Фото Что такое двуединство предмета педагогической науки

Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть фото Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть картинку Что такое двуединство предмета педагогической науки. Картинка про Что такое двуединство предмета педагогической науки. Фото Что такое двуединство предмета педагогической науки

Сложность предмета педагогической науки состоит в его двуединстве. Изначальным и главным предметом исследования любой науки является объективная реальность, объективно закономерные процессы в природе, в обществе, в мышлении. Вырастая из нужд и потребностей общественной жизни, она обращается к практике, к внедрению результатов своих исследований, изменению действительности, что также требует творчества, является сложным научным поиском. В результате в каждой науке параллельно развиваются два направления, два относительно самостоятельных предмета изучения: объективная действительность, законы ее развития и условия, особенности, правила использования познанных истин в общественной практике. Поэтому в каждой науке ведутся исследования как фундаментальных, теоретических, экспериментально-теоретических проблем, так и прикладных, по использованию законов фундаментальных открытий в общественной практике.

Например, биологическая наука изучает закономерности возникновения и развития физических жизненных процессов. Ее интересует сущность живой клетки, возможность искусственного синтеза, законы изменчивости живых организмов. Однако в связи с потребностями общественной практики рядом с фундаментальными науками возникли прикладные: агротехнические, зоотехнические, медицинские науки, изучающие практические условия существования, развития растительных и живых организмов, их нормального функционирования.

Общественные науки изучают фундаментальные общественные процессы, объективные законы развития общественных отношений. Вместе с тем в связи с потребностями общественной жизни возникли системы научного знания об использовании на практике всего многообразия теоретических знаний: экономических законов — конкретная экономика, о научном руководстве обществом — политологам, о нравственно-политическом состоянии духа и культурном развитии различных общественных групп — конкретно-социологические исследования, о приспособлении, адаптации человека к условиям современного производства и существования — инженерная и социальная психология и т. п.

Педагогическая наука также не игнорирует двуединства своего предмета, осуществляет исследования как фундаментальных, так и прикладных проблем. С одной стороны, она изучает объективно закономерное общественное явление воспитания. В этой области создаются фундаментальные методологические, теоретические и теоретико-экспериментальные исследования, раскрывающие возможности воспитания подрастающего поколения в конкретно-исторических общественных условиях. С другой стороны, педагогика практически решает проблемы организации образования, воспитания и обучения. Потребности жизни и общественной практики требуют прикладных исследований и обоснованных рекомендаций по научной организа-‘ Ции деятельности воспитателей, педагогического процесса, системы народного образования, по руководству процессом обучения и формирования черт характера детей. В соответствии с этим возникают прикладные педагогические науки по организации жизни школы, системы народного образования: школоведение; научная организация труда педагога пучащегося; педагогика профтехобразования, профессиональной подготовки учителя, методики обучения, воспитания, семейного воспитания, дефектологические дисциплины. В педагогике необходимо органическое единство между фундаментальной и прикладной частями предмета, между изучением объективных законов воспитания, обучения и субъективной педагогической деятельности, организации педагогического процесса. Увлечение лишь теоретическими, фундаментальными проблемами ведет к тому, что общественная педагогическая. практика пускается на самотек и отстает от требований общественной жизни. Сосредоточение же всего внимания только на изучении узкометодических вопросов создает опасность слепоты в перспективах развития и разрешения возникающих противоречий. Педагогическая деятельность, лишенная научно-теоретического фундамента, утрачивает общественные ориентиры, замыкается в самой себе, оказывается в плену иллюзий и прожектерства.

Предметом научного исследования в области педагогической деятельности и педагогического процесса являются следующие общие проблемы.

Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть фото Что такое двуединство предмета педагогической науки. Смотреть картинку Что такое двуединство предмета педагогической науки. Картинка про Что такое двуединство предмета педагогической науки. Фото Что такое двуединство предмета педагогической науки

1. Степень соответствия педагогической деятельности и организации педагогического процесса требованиям законов воспитания как общественного явления. Особое значение имеет своевременное установление соответствия содержания, форм и методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил, запросам практики общественных отношений.

2. Педагогическая деятельность и организуемый ею педагогический процесс есть сложные общественные явления, основывающиеся не только на законах воспитания. Они широко опираются на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психологии, философии, что делает педагогические процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексными методиками. Например, осуществление педагогом индивидуального подхода, организация коллективных и групповых отношений, диагностирование состояния знаний детей, их интересов и стремлений, учет педагогом конкретных психолого-педагогических условий взаимодействия — все это требует опоры на пограничные науки.

3. Эффективность педагогической деятельности и педагогического процесса всегда обусловлена состоянием отношений педагогов и воспитанников. Это требует от педагогики постоянного изучения и коррекции развивающегося взаимодействия. В случае нарушений контактов, коммуникабельности она призвана выдать рекомендации по стабилизации отношений, введению их в нормальное русло.

4. Педагогика изучает субъективно-объективные условия воспитательного эффективного протекания педагогического процесса и педагогических ситуаций в нем. Она дает исходные рекомендации эффективного использования всех форм организации детской жизни, активного применения педагогических методов организации разнообразных видов деятельности.

5. Педагогическая наука занимается диагностикой. Она изучает результаты педагогических воздействий, всего процесса. Ее задача в получении, обработке и передаче педагогам обратной информации в целях корректирования ими своей педагогической деятельности.

6. С учетом конкретных общественных условий и задач воспитания педагогическая наука разрабатывает новые системы организации учебно-воспитательной работы с детьми, организует широкомасштабные педагогические эксперименты.

7. Предметом педагогической науки в прикладной ее сфере является также изучение передового педагогического опыта, условий его распространения и эффективного внедрения. Передовой педагогический опыт как ведущее начало общественной педагогической деятельности есть творческое, активное освоение и реализация учителем в практике работы законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Подлинно передовой и новаторский опыт возможен только на основе данных педагогической и психологической наук. Передовой педагогический опыт возникает, функционирует и как целостная система педагогической деятельности в учебно-воспитательном учреждении, и как ее отдельная сторона, отдельный метод, совокупность воспитательного взаимодействия.

Передовой педагогический опыт как целостная система предполагает в качестве главного критерия своей истинности, эффективности воспитанность коллектива и детской личности, ощутимое достижение педагогических целей.

Наиболее типичной ошибкой при изучении передового педагогического опыта является оценка его лишь с позиций какого-то одного показателя. Например, в качестве общего критерия оценки системы работы школы принимается только состояние успеваемости. Между тем и при наличии хороших успехов в учебе у некоторых учащихся могут развиваться отрицательные черты характера и свойства личности. Важно, чтобы оценивалась система средств формирования личности, ее разносторонние проявления и практические результаты. Другая типичная ошибка при изучении и оценке частных сторон передового педагогического опыта заключается в его абсолютизации.

Например, абсолютизируются и универсализируются отдельные методы обучения, которые в действительности не могут заменить собой всего многообразия обучающих способов и приемов. Такие попытки абсолютизации не только терпят неудачу, но и компрометируют сам т себе полезный прием, дающий педагогический эффект в общей системе обучающих средств. Изучение всех сторон педагогической деятельности и педагогического процесса как предмета педагогической науки — важное средство совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Сложность предмета педагогической науки состоит в его дву­единстве. Изначальным и главным предметом исследования любой науки является объективная реальность, объективно-закономерные процессы в природе, в обществе, мышлении. Вырастая из нужд и потребностей общественной жизни, она обращается к практике, к внедрению результатов своих исследований, изменению действитель­ности, что также требует творчества, является сложным научным поиском. В результате в каждой науке параллельно развиваются два направления, два относительно самостоятельных предмета изу­чения: объективная действительность, законы ее развития и условия, особенности, правила использования познанных истин в обществен­ной практике. Поэтому в каждой науке ведутся исследования как фундаментальных, теоретических, экспериментально-теоретических проблем, так и прикладных, по использованию законов фундамен­тальных открытий в общественной практике.

Например, биологическая наука изучает закономерности возник­новения и развития физических жизненных процессов. Ее интересует сущность живой клетки, возможность искусственного синтеза, за­коны изменчивости живых организмов. Однако, в связи с потреб’ ностями общественной практики, рядом с фундаментальными нау­ками возникли прикладные: агротехнические, зоотехнические, ме­дицинские науки, изучающий практические условия существования, развития растительных и живых организмов, их нормального функ­ционирования.

Общественные науки изучают фундаментальные общественные процессы, объективные законы развития общественных отношений. Вместе с тем, в связи с потребностями общественной жизни воз­никли системы научного знания об использовании на практике всего многообразия теоретических знаний: экономических законов — конкретная экономика, о научном руководстве обществом — политология, о нравственно-политическом состоянии духа и культурном развитии различных общественных групп — конкретно-социологи­ческие исследования, о приспособлении, адаптации человека к ус­ловиям современного производства и существования — инженерная и социальная психология и т. п.

Педагогическая наука также не игнорирует двуединства своего предмета, осуществляет исследования как фундаментальных, так

и прикладных проблем.. С одной стороны, она изучает объектив­но-закономерное общественное явление воспитания. В этой обла­сти создаются фундаментальные методологические, теоретические и теоретико-экспериментальные исследования, раскрывающие воз­можности воспитания подрастающего поколения в конкретно-ис­торических общественных условиях. С другой стороны, педагогика практически решает проблемы организации образования, воспита­ния и обучения. Потребности жизни и общественной практики требуют прикладных исследований и обоснованных рекомендаций по научной организации деятельности воспитателей, педагогиче­ского процесса, системы народного образования, по руководству процессом обучения и формирования черт характера детей. В со­ответствии с этим возникают прикладные педагогические науки по организации жизни школы, системы народного образования: шко­ловедение; научная организация труда педагога и учащегося; пе­дагогика профтехобразования, профессиональной подготовки учи­теля, методики обучения, воспитания, семейного воспитания, де­фектологические дисциплины. В педагогике необходимо органиче­ское единство между фундаментальной и прикладной частями предмета, между изучением объективных законов воспитания, обу­чения и субъективной педагогической деятельности, организации педагогического процесса. Увлечение лишь теоретическими, фун­даментальными проблемами ведет к тому, что общественная пе­дагогическая практика пускается на самотек и отстает от требо­ваний общественной жизни. Сосредоточение же всего внимания только на изучении узкометодических вопросов создает опасность слепоты в перспективах развития и разрешения возникающих про­тиворечий. Педагогическая деятельность, лишенная научно-теоре­тического фундамента, утрачивает общественные ориентиры, за­мыкается в самой себе, оказывается в плену иллюзий и прожек­терства.

Предметом научного исследования в области педагогической деятельности и педагогического процесса являются следующие об­щие проблемы.

1. Степень соответствия педагогической деятельности и орга­низации педагогического процесса требованиям законов воспита­ния как общественного явления. Особое значение имеет свое­временное установление соответствия содержания, форм и методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил, запросам практики общественных отношений.

2. Педагогическая деятельность и организуемый ею педагоги­ческий процесс есть сложные общественные явления, основываю­щиеся не только на законах воспитания. Они широко опираются на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психоло­гии, философии, что делает педагогические процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексны­ми методиками. Например, осуществление педагогом индивидуаль­ного подхода, организация коллективных и групповых отношений, диагностирование состояния знаний детей, их интересов и стрем-

лений, учет педагогом конкретных психолого-педагогических усло­вий взаимодействия — все это требует опоры на пограничные науки.

3. Эффективность педагогической деятельности и педагогиче­ского процесса всегда обусловлена состоянием отношений педаго­гов и воспитанников. Это требует от педагогики постоянного изу­чения и коррекции развивающегося взаимодействия. В случае на­рушений контактов, коммуникабельности она призвана выдать рекомендации по стабилизации отношений, введению их в нормаль­ное русло.

4. Педагогика изучает субъективно-объективные условия вос­питательного эффективного протекания педагогического процесса и педагогических ситуаций в нем. Она дает исходные рекоменда­ции эффективного использования всех форм организации детской жизни, активного применения педагогических методов организа­ции разнообразных видов деятельности.

5. Педагогическая наука занимается диагностикой. Она изуча­ет результаты педагогических воздействий, всего процесса. Ее за­дача в получении, обработке и передаче педагогам обратной ин­формации в целях корректирования ими своей педагогической де­ятельности.

6. С учетом конкретных общественных условий и задач воспи­тания педагогическая наука разрабатывает новые системы орга­низации учебно-воспитательной работы с детьми, организует ши­рокомасштабные педагогические эксперименты.

7. Предметом педагогической науки в прикладной ее сфере является также изучение передового педагогического опыта, усло­вий его распространения и эффективного внедрения.Передовой педагогический опыт как ведущее начало общественной педагоги­ческой деятельности есть творческое, активное освоение и реали­зация учителем в практике работы — законов и принципов педа­гогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Подлинно передовой и нова­торский опыт возможен только на основе данных педагогической и психологической наук» Передовой педагогический опыт возника­ет, функционирует и как целостная система педагогической дея­тельности в учебно-воспитательном учреждении, и как ее отдель­ная сторона, отдельный метод, совокупность воспитательного вза­имодействия.

Передовой педагогический опыт как целостная система пред­полагает в качестве главного критерия своей истинности, эффек­тивности — воспитанность коллектива и детской личности, ощути­мое достижение педагогических целей.

Наиболее типичной ошибкой при изучении передового педаго­гического опыта является оценка его лишь с позиций какого-то одного показателя. Например, в качестве общего критерия оценки системы работы школы принимается только состояние успеваемо­сти. Между тем и при наличии хороших успехов в учебе у неко­торых учащихся могут развиваться отрицательные черты харак-

тера и свойства личности. Важно, чтобы оценивалась система средств формирования личности, ее разносторонние проявления и практические результаты. Другая типичная ошибка при изучении и оценке частных сторон передового педагогического опыта заклю­чается в его абсолютизации. Например, абсолютизируются и универсализируются отдельные методы обучения, которые в действи­тельности не могут заменить собой всего многообразия обучающих способов и приемов. Такие попытки абсолютизации не только терпят неудачу, но и компрометируют сам по себе полезный при­ем, дающий педагогический эффект в общей системе обучающих средств. Изучение всех сторон педагогической деятельности и пе­дагогического процесса как предмета педагогической науки— важное средство совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *