Что такое предикация в лингвистике

Предикация

* незавершённая предикация (или предикация в узком смысле) — соединение смыслов более простых языковых выражений;

завершённая предикация (или предикация в широком смысле) — выражение отношения говорящего к действительности, утверждение или отрицание пропозиции;Курдюмов В. А. в своей диссертации идёт даже дальше, утверждая, что

Не будет ошибочным и простое описание: язык есть предикация. Мы полагаем, что в целом наиболее удобным и точным будет рабочее определение языка как совокупности предикационных цепей, поскольку все многомерное пространство как раз и покрывается этими цепями на разных уровнях.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Глагольной группой (ГГ, англ. Verb phrase, VP) в лингвистике называют синтаксическую единицу, состоящую из по меньшей мере одного глагола и его зависимых, таких как дополнения, комплементы и другие модификаторы. Исключение составляет подлежащее, не входящее в состав глагольной группы. Так, в предложении Толстый мужчина быстро положил бриллианты в коробку слова быстро положил бриллианты в коробку могут считаться глагольной группой, состоящей из глагола положил и его зависимых, но не включающей в себя.

Активный язык (фиентивный строй, активная типология, активность; лат. activus — деятельный, действенный) — язык, обладающий типологией, ориентированной на семантическое противопоставление не субъекта и объекта, как в языках номинативного строя, а так называемого активного и инактивного начал.

В лингвистике хабитуáлис, или хабитуальный аспект, — это набор грамматических или лексических значений, выражающих регулярное повторение действия или привычность, традиционность состояния. Хабитуальный аспект можно считать частным случаем имперфектива, и тогда он противопоставляется второй разновидности имперфектива — дуративу.

Источник

Предикация

(от лат. praedicatio — высказывание) — одна из трёх основных функций языковых выражений (наряду с номинацией и локацией), акт соединения независимых предметов мысли, выраженных самостоятельными словами (в норме — предикатом и его актантами), с целью отразить «положение дел», событие, ситуацию действительности; акт создания пропозиции. Предикация разделяется на 2 этапа. 1‑й этап (предикация в узком смысле) — создание пропозиции, соединение смыслов более элементарных языковых выражений — незавершённая предикация; 2‑й этап (предикация в широком смысле) — утверждение или отрицание (истинности или ложности) пропозиции относительно действительности — завершённая предикация.

Незавершённая предикация находит отражение в языке как общая часть (имеющая вид предложения) нескольких связанных по смыслу предложений — утвердительного, отрицательного, вопросительного, побудительного, истинного или ложного, например: «Он пришёл», «Нет, он не пришёл», «Пришёл ли он?», «Хоть бы он пришёл!», «Я хочу, чтобы он пришёл», «Неверно, что он пришёл». Пропозиция «он пришёл» по поверхностной структуре совпадает с утвердительным предложением «Он пришёл», которое, однако, в глубинной структуре имеет вид «Верно, что — Он пришёл».

Завершённая предикация находит отражение в языке в виде полных самостоятельных предложений, например каждое из вышеприведённых предложений целиком. Для выражения незавершённой предикации в развитых языках имеются специфические формы, такие, как оборот винительный падеж с инфинитивом ( accusativus cum infinitivo ) в индоевропейских языках, например лат. Legem breve esse oportet ‘Подобает, чтобы — Закон был краток (закону быть кратким)’, различные причастные обороты и т. п. Наиболее развитой формой незавершённой предикации является придаточное предложение с союзом типа русского «что» после глаголов полагания, веры (верю, что; думаю, что), восприятия (вижу, что), сомнения (сомневаюсь, что, чтобы), чувства (радуюсь, что) и т. п.

Языковые формы предикации принадлежат не какому-либо одному члену предложения, а предложению в целом. Поэтому существуют (и, по-видимому, являются древнейшими) формы предикации без глагола, в виде двух соположенных имён, то есть так называемого именного предложения: др.-рус. «Грех сладко, а человек падко», лат. Varium et mutabile semper femina ‘Изменчиво и непостоянно всегда женщина’, где предикация выражает вневременну́ю, «сущностную» связь понятий. В глагольном предложении к предикации как вневременно́й связи присоединяются показатели и смыслы двух других функций языковых выражений — номинации (показатель способа бытия — сама лексема глагола) и локации (показатели времени, места, лица, наклонения и т. д.), которые группируются вокруг глагола, образуя «глагольный комплекс» предложения.

В теоретической лингвистике существует 2 основных подхода к предикации: 1) предикация рассматривается как функция предложения в целом, а её показатели, «морфемы спряжения», — как принадлежность не глагола, а предложения (Л. Ельмслев, Э. Бенвенист и другие). Предикация отделяется от «сказуемости». Этот подход представляется наиболее перспективным; 2) предикация рассматривается как функция «глагольного комплекса» и отождествляется со «сказуемостью» (И. И. Мещанинов). В обоих подходах созданы (различающиеся) типологии предикации.

Типология предикация при первом подходе: 1) первичная именная синтагма, соположение двух имён типа русского «Воин-победитель», «Царь-девица», «Тур — золотые рога»; 2) именное предложение «сущности», вневременно́е, типа древнерусского «Грех сладко. »: 3) именное предложение «существования», локализованное во времени, типа русского «Этот воин — победитель». Исторически позднее в предложения 2‑го и 3‑го типов вводится глагол-связка «быть», при этом, как свидетельствуют древние языки, например древнегреческий, в предложениях «сущности» этот глагол является безударным, энклитическим, а в предложениях «существования» — ударным; 4) глагольное предложение, где вторым членом является глагол; если глагол вводится на место связки в именное предложение, то он добавляет к значению связки собственное значение номинации способа бытия, например русское «Воин вышел (стал, оказался, показался и т. д.) победителем».

Типология предикации при втором подходе связывается с развитием глагола и суммарно совпадает со строем глагольного предложения в порядке «стадий» его развития: 1) инкорпорированная структура, 2) аморфный строй, 3) морфологически оформленные члены предложения.

Понятие предикации было известно ещё античным логикам, но они рассматривали её в аспекте не столько акта, сколько результата, в виде десяти категорий (у Аристотеля), или предикаментов (лат. praedicamentum ); позже — в виде пяти классов, или типов, предикатов, «предикабилий» ( praedicabilium ), у Порфирия. Стоики создали понятие «лекто́н», которое с современной точки зрения можно охарактеризовать как «пропозициональный концепт», «пропозициональное понятие», сложное понятие, соответствующее содержанию пропозиции, в отличие от простых понятий, выражающихся отдельными словами: «лектон» (как и пропозиция) не является ни истиной, ни ложью, может соответствовать и тому и другому, в зависимости от соотнесения с действительностью. К понятию «лектон» стоиков имеется аналог в учениях древнеиндийских логиков в виде понятия jñānāni ‘знание’, которое, участвуя в логическом выводе (силлогизме), отражает то, что есть в мире, но не является ни утверждением, ни отрицанием, ни истиной, ни ложью.

После длительного перерыва традиции учения схоластов нашли различное продолжение в логике Ч. С. Пирса и логической системе Б. Рассела. По Расселу, «вещи» именуются отдельными словами, а «факты», или «события», не могут быть вообще поименованы, они выражаются особой языковой формой — пропозицией, т. е. предикацией.

Хотя в средневековой логике были разработаны детально виды предикации (деноминативная, прямая, сущностная, формальная, естественная и другие, которые использовал впоследствии Пирс), однако предикация в целом понималась только как утверждение или отрицание признака (предиката) относительно субстанции (субъекта), по формуле «S есть P». С современной точки зрения она расчленяется на три основных типа: 1) множество включается в множество (⊂); 2) элемент включается в множество (∈); 3) устанавливается эквивалентность (≡), т. е. предикация сводится к значениям глагола-связки «быть». В узком смысле только эти операции называются в логике предикацией.

В современной логике понятие предикации (часто уже без применения термина «предикация») расширено, в него включаются многоместные предикатные отношения типа «быть родственником», «быть ближе к. чем к. » и т. п., которые гораздо полнее отвечают предикации в естественных языках.

Источник

предикация

Смотреть что такое «предикация» в других словарях:

ПРЕДИКАЦИЯ — (лат.). Предсказание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРЕДИКАЦИЯ [лат. praedicatio высказывание, возмещение] 1) лингв. акт высказывания; 2) установление отношения между субъектом (СУБЪЕКТ)… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРЕДИКАЦИЯ — ПРЕДИКАЦИЯ, предикации, жен. 1. Определение, раскрытие содержания субъекта предикатом (филос.). 2. Установление предикативной связи между членами предложения (грам.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

предикация — сущ., кол во синонимов: 1 • предсказание (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Предикация — (от лат. praedicatio высказывание) одна из трёх основных функций языковых выражений (наряду с номинацией и локацией), акт соединения независимых предметов мысли, выраженных самостоятельными словами (в норме предикатом и его актантами), с целью … Лингвистический энциклопедический словарь

Предикация — (лат. praedicātio высказывание, утверждение) в лингвистике одна из функций языкового выражения, имеющая целью соотнести заключённую в отрезке речи мысль к действительности: состоянию объекта или субъекта, событию или… … Википедия

Предикация — I ж. Раскрытие содержания субъекта предикатом [предикат I]. II ж. Установление предикативной [предикативный II 1.] связи между членами предложения (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Предикация — I ж. Раскрытие содержания субъекта предикатом [предикат I]. II ж. Установление предикативной [предикативный II 1.] связи между членами предложения (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

предикация — предикация, предикации, предикации, предикаций, предикации, предикациям, предикацию, предикации, предикацией, предикациею, предикациями, предикации, предикациях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

предикация — предик ация, и … Русский орфографический словарь

предикация — и; ж. 1. Лог. Определение, раскрытие содержания категории субъекта предикатом. 2. Лингв. Отнесение содержания высказывания к действительности, осуществляемое в предложении … Энциклопедический словарь

Источник

Лингвистический энциклопедический словарь
Предикация

Типология предикации при втором подходе связывается с развитием глагола и суммарно совпадает со строем глагольного предложения в порядке «стадий» его развития: 1) инкорпорированная структура, 2) аморфный строй, 3) морфологически оформленные члены предложения.

В средневековой схоластической логике уже оформляется понятие предикации как акта познания (apprehensio complex, или complexio ‘соединение, сложение’), в отличие от понятия предикации как акта простого усмотрения вещи (apprehensio simplex). «Соединение» отражает то, что во внешнем мире выступает соединённым и не может быть представлено простым понятием. Результат акта предикации характеризовался как «внутреннее слово», «слово сердца» (verbum mentale, verbum cordis).

Хотя в средневековой логике были разработаны детально виды предикации (деноминативная, прямая, сущностная, формальная, естественная и другие, которые использовал впоследствии Пирс), однако предикация в целом понималась только как утверждение или отрицание признака (предиката) относительно субстанции (субъекта), по формуле «S есть P». С современной точки зрения она расчленяется на три основных типа: 1) множество включается в множество (⊂); 2) элемент включается в множество (∈); 3) устанавливается эквивалентность (≡), т. е. предикация сводится к значениям глагола-связки «быть». В узком смысле только эти операции называются в логике предикацией.

В современной логике понятие предикации (часто уже без применения термина «предикация») расширено, в него включаются многоместные предикатные отношения типа «быть родственником», «быть ближе к. чем к. » и т. п., которые гораздо полнее отвечают предикации в естественных языках.

Источник

Значение слова ПРЕДИКАЦИЯ в Лингвистическом энциклопедическом словаре

(от лат. praedicatio — высказывание) — одна из трех основных функций языковых выражений (наряду с номинацией и локацией), акт соединения независимых предметов мысли, выраженных самостоятельными словами (в норме — предикатом и его актантами), с целью отразить «положение дел», событие, ситуацию действительности; акт создания пропозиции. П. разделяется на 2 этапа. 1-й этап (П. в узком смысле) — создание пропозиции, соединение смыслов более элементарных языковых выражений — незавершенная П.; 2-й этап (П. в широком смысле) — утверждение или отрицание (истинности или ложности) пропозиции относительно дейст- вительности — завершенная П. Незавершенная П. находит отражение в языке как общая часть (имеющая вид предложения) нескольких связанных по смыслу предложений — утвердительного, отрицательного, вопросительного, побудительного, истинного или ложного, напр.: «Он пришел», «Нет, он не пришел», «Пришел лн он?», «Хоть бы он пришел!», «Я хочу, чтобы он пришел», «Неверно, что он пришел». Пропозиция «он пришел» по поверхностной структуре совпадает с утвердит, предложением «Он пришел», к-рое, однако, в глубинной структуре имеет вид «Верно, что — Он пришел». Завершенная П. находит отражение в языке в виде полных самостоят, предложений, напр. каждое из вышеприведенных предложений целиком. Для выражения незавершенной П. в развитых языках имеются специфич. формы, такие, как оборот вин. п. с инфинитивом (accusativus cum infinitivo) в иидоевроп. языках, напр. лат. Legem brevem esse oportet ‘Подобает, чтобы — Закон был краток (закону быть кратким)’, разл. причастные обороты и т. п. Наиболее развитой формой незавершенной П. является придаточное предложение с союзом типа рус. «что» после глаголов пола-гаиия, веры (верю, что; думаю, что), восприятия (вижу, что), сомнения (сомневаюсь, что, чтобы), чувства (радуюсь, что) и т. п. Языковые формы П. принадлежат не к.-л. одному члену предложения, а предложению в целом. Поэтому существуют (и, по-видимому, являются древнейшими) формы П. без глагола, в виде двух соположенных имен, то есть т. наз. именного предложения: др.-рус. «Грех сладко, а человек падко», лат. Varium et mutabile semper femina ‘Изменчиво и непостоянно всегда женщина’, где П. выражает вневременную, «сущностную» связь понятий. В глагольном предложении к П. как вневременной связи присое-.-чняются показатели и смыслы двух других функций языковых выражений — номинации (показатель способа бытия — сама лексема глагола) и локации (показатели времени, места, лица, наклонения и т. д.), к-рые группируются вокруг глагола, образуя «глагольный комплекс» предложения. В теоретич. лингвистике существует 2 осн. подхода к П.: 1) П. рассматривается как функция предложения в целом, а ее показатели, «морфемы спряжения»,— как принадлежность не глагола, а предложения (Л. Ельмслев. Э. Бенвенист и др.). П. отделяется от «сказуемости». Этот подход представляется наиболее перспективным; 2) П. рассматривается как функция «глагольного комплекса» и отождествляется со «сказуемостью» (И. И. Мещанинов). В обоих подходах созданы (различающиеся) типологии П. Типология П. при первом подходе: 1) первичная именная синтагма, соположение двух имен типа рус. «Воин-победитель», «Царь-девица». «Тур — золотые рога»; 2) именное предложение «сущности», вневременное, типа др.-рус. «Грех сладко. »: 3) именное предложение «существования», локализованное во времени, типа рус. «Этот воин — победитель». Исторически позднее в предложения 2-го и 3-го типов вводится глагол-связка «быть», при этом, как свидетельствуют древние языки, напр. др.-греческий, в предложениях «сущности» этот глагол является безударным, энклитическим, а в предложениях «существования» — ударным; 4) глагольное предло- жение, где вторым членом является глагол; если глагол вводится на место связки в именное предложение, то он добавляет к значению связки собств. значение номинации способа бытия, напр. рус. «Воин вышел (стал, оказался, показался и т.д.) победителем». Типология П. при втором подходе связывается с развитием глагола и суммарно совпадает со строем глагольного предложения в порядке «стадий» его развития: 1) инкорпорированная структура, 2) аморфный строй, 3) морфологически оформленные члены предложения. Внешними, формальными показателями П. выступают обычно иконические знаки, «изображающие» самой своей формой идею соединения понятий: интонация законченного высказывания; повторы показателей субъекта или объекта или того и другого при глаголе (см. Спряжение); повторы классных показателей, напр. в языках банту; в частном случае — повторы родовых показателей, как в индоевроп. языках, напр. рус. «Этот стакан — голубой», «Эта чашка — голубая», «Небо — голубое»; повторы превербов (префиксов глагола) — предлогов, как в древнейшем строе индоевроп. предложения, ср. также рус. «Он отъехал от крыльца», «Он подъехал под арку», в архаическом типе индоевроп. предложения преверб способен сам по себе быть носителем П., ср. литов. Аг pa-zisti jj? — Ра, букв.— ‘Ты познакомился с ним?— По'(в значении утверждения); повторы соотносит, частиц типа рус. «кто. тот и», «куда. туда» и т. п. Понятие П. было известно еще антич. логикам, но они рассматривали ее в аспекте не столько акта, сколько результата, в виде десяти категорий (у Аристотеля), или предикаментов (лат. praedica-mentum): позже — в виде пяти классов, или типов, предикатов, «предикабилий» (praedicabilium), у Порфирия. Стоики создали понятие «лектбн», к-рое с совр. точки зрения можно охарактеризовать как «пропозициональный концепт», «пропозициональное понятие», сложное понятие, соотв. содержанию пропозиции, в отличие от простых понятий, выражающихся отд. словами; «лектон» (как и пропозиция) не является ии истиной, ни ложью, может соответствовать и тому и другому, в зависимости от соотнесения с действительностью. К понятию «лектон» стоиков имеется аналог в учениях др.-инд. логиков в виде понятия jfianani ‘знание’, к-рое, участвуя в логич. выводе (силлогизме), отражает то, что есть в мире, но не является ни утверждением, ни отрицанием, ни истиной, ни ложью. В ср.-век. схоластич. логике уже оформляется понятие П. как акта познания (apprehensio complex, или complexio ‘соединение, сложение’), в отличие от понятия П. как акта простого усмотрения вещи (apprehensio simplex). «Соединение» отражает то, что во внеш. мире выступает соединенным и не может быть представлено простым понятием. Результат акта П. характеризовался как «внутр. слово», «слово сердца» (verbum mentale. verbum cordis). После длит, перерыва традиции учения схоластов нашли разл. продолжение в логике Ч. С. Пирса и логич. системе Б. Рассела. По Расселу, «вещи» именуются отд. словами, а «факты», или «события», не могут быть вообще поименованы, они выражаются особой языковой формой — пропозицией, т. е. П. ПРЕДИКАЦИЯ 393 Хотя в ср.-век. логике были разработаны детально виды П. (деноминативная, прямая, сущностная, формальная, естественная и др., к-рые использовал впоследствии Пирс), однако П. в целом понималась только как утверждение или отрицание признака (предиката) относительно субстанции (субъекта), по формуле «S есть Р». С совр. точки зрения она расчленяется на три осн. типа: 1) множество включается в множество (з); 2) элемент включается в множество (е); 3) устанавливается эквивалентность ( = ), т. е. П. сводится к значениям глагола-связки «быть>. В узком смысле только эти операции наз. в логике П. В совр. логике понятие П. (часто уже без применения термина «П.») расширено, в него включаются многоместные предикатные отношения типа «быть род-ственником>, «быть ближе к. чем к. > и т. п., к-рые гораздо полнее отвечают П. в естеств. языках. Щ Б е р к а К.. Функции глагола «быть» с т. зр. совр. формальной логики, в кн.: Ло-гнко-грамматич. очерки, М., 1961; Панфилов В. 3.. Грамматика и логика. М. —Л., 1963; Степанов Ю. С. Се-миотич. структура языка. (Три функции п три формальных аппарата языка), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1973, т. 32, в. 4; Б е н в е-н и с т Э., Именное предложение, в его кн.: Общая лингвистика, пер. с франц., М., 1974; Категории бытия и обладания в языке, М.. 1977; Арутюнова Н. Д., Сокровенная связка (к проблеме предикативного отношения), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1980, т. 39, в. 4; М е щ а н и и о в И. И., Глагол, Л.. 1982; Лосев А. Ф., Учение о словесной предметности [лектон] в яз-зна-нии антнч. стоиков, в его кн.: Знак. Символ, Миф, М., 1982; Семантич. типы предикатов, М.. 1982; Н j е 1 m s 1 е v L., Le verbe et la phrase nominale, в кн.: Melanges de phi-lologie, de litte’rature et d’histoire anciennes offerts a J. Marouzeau. P., 1948; G u i-raud С h.. Nouvelles reflexions sur la phrase nominale, ZVS, 1976, Bd 90, H. 1-2: Nuchelmans G., Late-Scholastic and humanist theories of the proposition. Amst.— Oxf.— N. Y., 1980; его же, Judgment and proposition. From Descartes to Kant, Amst.— Qxf.— N. Y., 1983. ГО. С. Степанов.

Лингвистический энциклопедический словарь. 2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *