Что такое рациональный потребитель в экономике
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Содержание:
Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.
Типы рационального поведения
Главный постулат рациональности – получение прибыли при минимальных усилиях.
Рациональность можно разделить на:
Полная | – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли. |
Ограниченная | – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды. |
Органическая | – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора. |
Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.
Виды потребления
Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.
Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.
Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.
Этапы рационального поведения
Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.
Источники денежного дохода потребителя
Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.
Виды потребительских расходов
Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.
Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.
Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.
Рациональное поведение производителя
Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.
Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.
Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.
Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.
Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.
Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.
Виды предпринимательства
Формы предпринимательства
Предпринимательство заключает в себе следующие функции:
О рациональном поведении потребителя
В 2020 году Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель».
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.
В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя. Этапы рационального поведения потребителя:
— поиск информации о товаре или услуге;
— оценка возможных вариантов покупки;
Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, т.е. обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Изготовитель вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель, продавец или уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, которые ему предоставлены законом «О защите прав потребителя». К таковым правам относят право потребителя по своему выбору:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Срок гарантийного ремонта при этом не может составлять более 45 дней. На время ремонта покупатель вправе потребовать предоставить ему товар с теми же основными характеристиками во временное пользование;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара вышеуказанные действия потребитель может осуществить только в течение двух недель со дня покупки. После двух недель в течение гарантийного ремонта технически сложный товар можно потребовать отремонтировать за счет продавца или изготовителя. Во всех случаях это можно осуществить только при обнаружении в товаре недостатков, т.е. в отношении товара ненадлежащего качества.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (т.е. качественный товар) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Однако не все товары можно обменять. К товарам надлежащего качества, которые не подлежат обмену, относят технических сложные товары, бытовую химию, лекарства, книги и т.п.
Интересные факты. Закон «О защите прав потребителей» многократно расширяет права покупателя в сравнении с теми, которые предоставлены ему Гражданским кодексом РФ. Обычно при возникновении споров иски подаются в суд по месту жительства или нахождения ответчика и при этом облагаются судебной пошлиной. Иски о защите прав потребителей истец-покупатель вправе подать по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Такие иски, кроме того, не облагаются судебной пошлиной.
Конспект по обществознанию на тему: «Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения».
Развивающая – умения учащихся анализировать полученную информацию и выделять главное, развитие памяти, внимания, расширение экономического кругозора.
Форма обучения : фронтальная
Форма организации обучения : лекция
Тип урока : сообщение новых знаний с применением информационных технологий
— по способу передачи и восприятия – лекция с элементами беседы
— по способу познавательной деятельности учащихся – восприятие и осмысление новых знаний
Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка внешнего состояния кабинета. Проверка готовности к уроку: наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей. Проверка посещаемости по журналу. Проверка рабочей позы и внешнего вида учеников.
2) Всесторонняя проверка знаний учеников
3) Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала
Студенты получают информацию об изучении новой темы. Записывается тема урока. Для усвоения материала необходимо знать, кто является рациональным потребителем, как он может защитить свои права; что такое основные доходы и расходы семьи, реальный и номинальный доход, сбережения.
4) Усвоение новых знаний
Защита прав потребителя.
Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения
В тетрадях учащиеся записывают конспект по вопросам, обозначенным в лекции. Примерная информация, которая должна быть отражена в конспектах:
Вопрос 1. «Рациональный потребитель»
Скажите, как вы думаете, кто такой потребитель? (выслушиваются ответы учащихся).
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли (студенты записывают определение в тетради).
Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности.
Как вы думаете, кто является рациональным потребителем? (выслушиваются ответы учащихся).
Рациональный потребитель – это тот потребитель, который извлекает максимальную полезность от потребления товаров и услуг (студенты записывают определение в тетради).
На прошлом занятии мы рассматривали типы экономических систем. Какие? (выслушиваются ответы учащихся). Так вот в каждой экономической системе потребитель играет разную роль. Об этом мы сейчас и поговорим.
1) Традиционная экономика: потребитель играет незначительную роль, поскольку вопросы что, в каком количестве и как потреблять, определяют обычаи. (например, здесь принято потреблять летом растительную пищу, а скотину рубить к зиме)
2) В командной экономике самыми важными потребителями выступают глава государства и его окружение. Как вы это понимаете? (выслушиваются ответы учащихся). Они имеют возможность удовлетворять свои желания, как хотят, в то время как простой народ получает лишь самое необходимое. Так в экономике СССР производство было направлено на тяжёлую промышленность, а не на потребительские товары, потому, что оно создавало огромную военную мощь, с которой были вынуждены считаться все страны мира. Это же удовлетворяло потребность советского руководства в престиже и власти. Потребителю же предлагался очень ограниченный ассортимент продукции в количестве, не удовлетворяющем его потребности.
1)Свобода выбора существует только в условиях конкуренции производителей.
2)Информация помогает в выборе продукта. Каким образом? (выслушиваются ответы учащихся). Если потребитель хочет купить туалетное мыло или крем для бритья, он не станет нюхать и пробовать все сорта подряд. Скорее всего, он сделает свой выбор под влиянием красивой упаковки или запоминающейся рекламы. Если потребитель покупает автомобиль или телевизор, он, вероятно, наведёт справки у родных и знакомых и посетит несколько специализированных магазинов.
Может, вы еще приведете какие-нибудь примеры, когда реклама влияет на моду? (выслушиваются ответы учащихся). Тогда потребитель купит товар не потому, что он ему действительно нужен, а потому, что он есть у всех друзей или соседей.
Чтобы выровнять соотношение сил (т. е. степень информированности) между продавцами и покупателями, во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов. Кроме того, действуют так называемые общества потребителей – независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами. В России тоже существуют общества потребителей, а каждая уважающая себя газета и телевизионный канал имеют специальную рубрику, посвящённую экспертизе потребительских товаров и ответам на вопросы потребителей. Может вы знаете такие телепередачи? (выслушиваются ответы учащихся). «Контрольная закупка» на «Первом канале», «Ревизорро» на «Пятинце».
Вопрос 2. «Защита прав потребителя»
Мы рассмотрели понятие рациональный потребитель, и узнали, какую роль в различных экономических системах играет потребитель. Теперь пора разобраться с вопросом: как же можно защищать права потребителей, если они нарушаются.
Защита прав потребителя – система мер, с помощью которых государственная власть охраняет законные интересы граждан в системе покупки товаров или оказания услуг (студенты записывают определение в тетради).
Поэтому существует «Закон о защите прав потребителей». Этот закон, принятый в 1992 году, предусматривает обязательную сертификацию потребительских товаров и услуг. Наряду с другими положениями, он требует, чтобы товары и услуги, предложенные к продаже, отвечали определённым государственным «стандартам» качества. Он также требует, чтобы потребителям предоставлялась полная и надёжная информация о товарах и услугах. (студенты записывают основное в тетради).
Давайте рассмотрим несколько задачек, после решения, которых станет ясно, знаете ли вы свои права или нет.
1. С какого момента наступает гарантийный срок товара? (выслушиваются ответы учащихся) (С момента передачи товара потребителю).
2. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара? (выслушиваются ответы учащихся) (Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).
3. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности (выслушиваются ответы учащихся) (Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).
Вопрос 3. «Основные доходы и расходы семьи»
Тогда у меня к вам есть три вопроса.
Есть ли в вашем распоряжении личные деньги? (выслушиваются ответы учащихся)
Где вы их берете? (выслушиваются ответы учащихся)
Откуда берут эти деньги родители? (выслушиваются ответы учащихся)
В нашей стране и в большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата. Вот и ваши родители основной источник доходов имеют заработную плату. Но существуют и другие способы получения доходов.
Какие? (выслушиваются ответы учащихся) (наследство, продажа чего-нибудь, стипендия, лотерея, проценты от сбережений)
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные субъектом лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени (студенты записывают определение в тетради).
Для этой семьи основными семейными доходами выступает заработная плата. Этот вид дохода так и называется оплатой труда.
У семьи есть срочный вклад в Сбербанке, по которому им начисляется процент. Это доходы от сбережений.
У нашей виртуальной семьи есть дача, на которой семья проводит лето, а осенью сдают художнику, который пишет там осенние пейзажи. Арендная плата художника за сдаваемую дачу составляет их доход от собственности. А что такое арендная плата? (выслушиваются ответы учащихся).
Кроме того, у отца есть несколько акций завода, на котором он работает, и поэтому он считается его собственником. По акциям ему выплачивают дивиденды, это тоже считается доходом от собственности. Что такое дивиденд? (выслушиваются ответы учащихся).
Что такое предпринимательство? (выслушиваются ответы учащихся).
Не всегда мы получаем доходы в виде денег.
Какие не денежные доходы вам знакомы? (выслушиваются ответы учащихся).
Попробуйте, сформулировать экономическое понятие, что такое семейные доходы (выслушиваются ответы учащихся).
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени (студенты записывают определение в тетради).
Реальный доход – объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы (студенты записывают определение в тетради).
Номинальный доход — это ваша зарплата (скажем, в рублях).
Реальный доход — какое количество товаров и услуг вы можете приобрести на вашу зарплату.
Пример:
Предположим, ваша зарплата 20 000 руб. И вы на нее можете:
1) либо купить один холодильник
2) либо одного породистого щенка
3) либо купить ноутбук
4) либо купить сайт
Через год всё подорожало. А зарплата у вас не повысилась. И на свой номинальный доход вы в реальности уже не сможете ничего из этого купить. По сути, хотя цифра осталась такой же (20 000 руб), на самом деле ваш реальный доход снизился, потому что купить на него можете гораздо меньше.
Всегда считалось, что надо уметь не только зарабатывать деньги, но и с умом их тратить.
Как вы понимаете экономический термин «расходы»? (выслушиваются ответы учащихся).
Расходы — денежные средства, затраченные на содержание себя или семьи (студенты записывают определение в тетради).
Все семейные расходы можно разделить на две категории: постоянные и переменные.
Как вы считаете, какие расходы мы можем назвать постоянными? (выслушиваются ответы учащихся).
Приведите примеры из личного жизненного опыта (выслушиваются ответы учащихся).
Какие расходы вы отнесете к переменным? (выслушиваются ответы учащихся).
Чем отличаются постоянные расходы от переменных? (выслушиваются ответы учащихся).
Постоянные расходы — это расходы, которые можно осуществить или запланировать в начале какого-либо периода, и они не изменяются к его концу (студенты записывают определение в тетради).
Трудно себе представить, сколько новых расходов может появиться в ближайшем будущем. Хочется хорошо жить, комфортно, интересно, будь готов делать расходы, а соответственно и получать соответствующие доходы.
1. В каком финансовом документе планируются доходы семей и их расходы? (выслушиваются ответы учащихся) (в семейном бюджете)
2. Что такое семейный бюджет? (выслушиваются ответы учащихся).
Семейный бюджет — роспись доходов и расходов семьи (студенты записывают определение в тетради).
Семейный бюджет нужен, прежде всего, для того, чтобы понять, ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в семье, вы сможете их контролировать и начать управлять ими.
сбалансированным, когда расходы равны доходам; Здесь семья не испытывает финансовых затруднений;
дефицитным, когда расходы превышают доходы.
(студенты записывают определение в тетради).
Таким образом, семейный бюджет должен быть всегда сбалансированный!
Сбережения – это часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей (студенты записывают определение в тетради).
Каждая семья старается так спланировать свой бюджет, чтобы доходы превышали расходы и оставалось какое – то количество избыточных денег. Жизнь полна неожиданностей, в том числе и таких, которые потребуют материальных расходов. Эти сбережения необходимы и для того, чтобы собрать деньги на солидное приобретение.
Где же хранить сбережения? Дома? Как вы думаете, выгодно ли это? (ответы учащихся).
Да, хранение денег дома небезопасно и невыгодно.
Какой способ хранения сбережений наиболее распространен? (ответы учащихся).
А знаете ли вы о других способах хранения сбережений? (выслушиваются ответы учащихся).
5) Проверка понимания учащимися усвоения нового материала и закрепление нового материала.
1. Бюджет семьи составляют в основном родители. Вы принимаете участие в планировании семенного бюджета? В начале урока вы сказали, что почти у каждого есть карманные деньги, на что вы их тратите? (выслушиваются ответы учащихся).
Рационально ли вы тратите свои денежные средства?
Есть ли шанс увеличить ваши доходы?
Уменьшить ваши расходы?
По итогам своей творческой работы, какой вывод вы сделаете для себя?
6) Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании.
Таким образом, мы изучили тему «Рациональный потребитель», узнали, как можно защитить права потребителя. Познакомились с основными доходами и расходами семьи. Рассмотрели реальный, номинальный доход и сбережения.
Выставляются отметки за активное участие в классный журнал.
Предлагается следующее домашнее задание:
Учить основные термины и понятия по изученной теме.
Ответить на следующие вопросы :
— Какая доля доходов в вашей семье наибольшая?
Какой ваш семейный бюджет: дефицитный, избыточный или сбалансированный?
Рационально ли расходует ваша семья доходы? Если нет, то в чем причина?
Есть ли варианты увеличения доходов в вашей семье?
Образовательный блог по Экономике преподаватель Елена Шукуровна
Страницы
понедельник, 9 ноября 2020 г.
Тема 2.11 Рациональный потребитель
Наши дома всё больше, а семьи всё меньше.
У нас больше удобств, но меньше времени.
Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла.
Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению.
Больше специалистов, но еще больше проблем.
Больше лекарств, но меньше здоровья.
Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом.
Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом.
Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.
Это время быстрого питания, но медленного усвоения.
Людей высокого роста, но низкой нравственности.
Высоких доходов, но мелочных отношений.
Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!
1. Цели, виды потребителя, этапы рационального поведения, суверенитет потребителя
2. Общая, предельная полезность, «эффект дохода» и «эффект замещения»
Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.
Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Потребитель ограничен семейным бюджетом, ценами, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг. П отребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.
1. Производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства)
2. Непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения потребностей)
Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.
Этапы рационального поведения потребителя:
1) осознание необходимости покупки;
2) поиск информации о товаре или услуге;
3) оценка возможных вариантов покупки;
4) принятие решения.
Различают два типа рационального потребителя. Если первый «теоретический» покупатель не поддается на агитацию рекламы, то второй мгновенно на нее реагирует при условии, что она его информирует и приводит «объективные» аргументы в пользу того или иного товара, что она обращается к его разуму, а не к его эмоциям, что она его убеждает, побеждая силой «объективных» доводов. В реальной жизни мы имеем дело с потребителем, который в своем поведении руководствуется как рациональными, так и иррациональными мотивами, в то же время стараясь найти рациональные оправдания своего покупательского поведения.
Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.
На первый взгляд, поведение потребителя не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Однако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать: во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет, фирма может и разориться или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли. Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, “автоматически” согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.
Таким образом, без всякого преувеличения можно сказать, что потребитель и наделен правом решать судьбу фирм-производителей, “голосуя” своим долларом (рублем) “за” или “против” произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.
С у в е р е нит е т пот р е б и т е ля – право делать свободный осознанный выбор, независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.
2. Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.
Рациональный потребитель (покупатель) поступает так, чтобы при минимальных расходах приобрести максимальное удовлетворение его потребности, товары и услуги. Именно на такого покупателя и ориентирована рыночная экономика. Но она также ориентирована и на производителя, стремящегося увеличить свою прибыль, для чего ему необходимо произвести такой товар, который будет востребован потребителем. Каждый раз, когда происходит купля-продажа товара, это означает, что осуществились цели основных участников рынка. Покупатель приобрел необходимый товар, а продавец возместил свои затраты и получил прибыль.
Изучая поведение массового покупателя, экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально.
Рациональным считают такое поведение покупателя, когда структура и очередность его покупок отражают степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребностей при данном размере денежного дохода.
Предлагаемые на рынке товары и услуги обладают очень важным для потребителя свойством – способностью удовлетворить его потребности. Это свойство обозначается термином – “полезность”.
Если заменить слово «удовлетворение» более подходящим для данной ситуации термином «полезность», то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.
Для каждого потребителя степень полезности различных товаров не одинакова и определяется его субъективными предпочтениями. Одни и те же товары приносят разную степень удовлетворения потребностей.
Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий “ эффект дохода” и “эффект замещения”.
В экономике для анализа поведения потребителя используют 2 категории:
Зачем нужна теория предельной полезности?
Теория предельной полезности возникла в XIX веке как альтернатива трудовой теории стоимости. Трудовая теория объясняет ценность товара вложенным в его создание трудом. Теория предельной полезности предлагает иной взгляд: покупателю не важно, сколько сил в него вложено. Покупателю важно, какую пользу получит от товара он сам. Это субъективная оценка, но именно на ее основе принимается решение о покупке.
Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса на уровне микроэкономики.
Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий «эффект дохода» и «эффект замещения»
Пример, доход потребителя – 200 рублей. Он может купить 20 кг картофеля по 10 рублей за кг. Если цена картофеля снизится до 5 рублей, тогда он сможет купить 40 кг картофеля. Если же потребление картофеля оставить на прежнем уровне, тогда на высвобожденные деньги он может приобрести другие товары. Т.о., снижение цены делает потребителя реально богаче, позволяя ему расширить объем покупок при той же величине дохода.
Пример, снизившаяся цена картофеля при неизменной цене на другие товары будет более привлекательна для покупателей и они увеличат потребление картофеля, заменяя им другие продукты (крупы или макароны), добиваясь тем самым экономической выгоды от активной реализации «эффекта замещения».
«Эффект дохода» и «эффект замещения» вызывают расширение объемов куплей и потребления продаваемых товаров и услуг при снижении цен. Это позволяет стимулировать рыночное поведение потребителей как покупателей.