Что такое раздельный бюджет
Как вести раздельный семейный бюджет
И что такое программа YNAB
У нас с мужем раздельный семейный бюджет.
Есть общие траты — продукты, хозяйственные покупки и коммунальные платежи. На них мы скидываемся поровну. Все остальное каждый оплачивает себе сам в той мере, в которой ему позволяет его доход.
В статье я расскажу в подробностях, как устроен наш бюджет и как перейти на такую же систему. Она подходит только для семей, где работают оба партнера. Если у одного из партнеров нет постоянного дохода или он временно не работает, нужно что-то другое.
Почему мы ведем раздельный бюджет
Мы с мужем начали встречаться на четвертом курсе университета. Мы вместе уже 8 лет. Первые несколько лет после знакомства мы вообще не вели никакого бюджета: каждый тратил свои деньги так, как считал нужным.
Заработок тогда у нас был небольшой: я работала лаборантом на кафедре за 3 тысячи рублей в месяц и подрабатывала репетитором. Муж делал небольшие заказы на фрилансе.
Вначале муж учитывал только свои деньги. У него было две цели:
Что за программа
YNAB расшифровывается как You Need A Budget — «Вам нужен бюджет».
Создатели YNAB придумали специальную методологию ведения бюджета. В основе четыре правила:
Сейчас объясню, что все это значит.
Дайте работу каждому доллару — в нашем случае рублю. Это значит, что все заработанные деньги надо распланировать по категориям. Допустим, вам пришел аванс 30 тысяч рублей. Нужно открыть бюджет и распланировать всю эту сумму по категориям трат.
Категории в YNAB вы устанавливаете сами в зависимости от того, на что вы ежедневно, ежемесячно и ежегодно тратите деньги. У вас обязательно появятся категории «Продукты», «Квартплата», «Транспорт» и так далее.
После такого планирования в строке «Доступно для бюджетирования» в YNAB у вас должен остаться ноль. С этого момента считается, что каждый рубль получил свою работу.
Это не значит, что вы потратите все заработанные в этом месяце деньги, потому что, помимо ежедневных трат, у всех обычно есть какие-то долгосрочные цели. На них деньги надо откладывать постепенно в течение нескольких месяцев или даже лет. Отсюда следующее правило.
К примеру, вы знаете, что в декабре придется покупать новогодние подарки, и планируете потратить на них 12 тысяч. Делим сумму на 12 месяцев и откладываем по тысяче рублей каждый месяц.
Действуйте по обстоятельствам. Обстоятельства меняются. Если вы запланировали на одну из категорий меньше, чем в итоге потребовалось, просто поменяйте свой бюджет на этот месяц.
Тратьте деньги, которые старше. Раньше это правило называлось Living on Last Month’s Income — «Живите на доход от прошлого месяца». Сейчас его переименовали, но суть осталась та же: постарайтесь тратить деньги, которые вы получили как минимум 30 дней назад.
Как мы учитываем деньги
В месяц мы зарабатываем триста тысяч. Есть общие траты, но их мало — только продукты и квартплата. В основном все траты у нас раздельные.
В программе бюджет у нас один, но внутри он искусственно разделен на два. Деньги лежат в одном котле, но финансы обоих супругов фактически зафиксированы раздельно. Это видно в графе «Баланс»: сверху общий, ниже личный баланс каждого:
Если мы идем в ресторан вместе, то платит кто-то один. Потом в бюджете мы разбиваем получившуюся сумму на двоих. В программе YNAB есть функция Split — «Разделить». Работает она так: мы заносим одну транзакцию в бюджет, но делим ее на две категории. Часть идет в категорию «Развлечения» мужу, вторая часть — в «Развлечения» мне. Получается, у каждого из бюджета списывается та сумма, на которую он поел.
Бывает, что я оплачиваю какую-то личную трату с карты мужа. После этого я не перевожу ему деньги со своей карты. Мы просто записываем эту трату бюджета в мою категорию. На моем личном балансе уменьшается сумма. Не надо возиться с банковскими переводами и думать о лимитах на перевод и комиссиях.
Теперь расскажу о нашем бюджете — общих и раздельных тратах.
Общие траты
В общих тратах у нас всего две категории: коммунальные платежи и продукты. Мы живем в Люберцах, на коммуналку в месяц закладываем 9 тысяч. Сюда же входит покупка питьевой воды — 1700 рублей в месяц и интернет — 500.
На продукты в месяц мы закладываем 14 тысяч: по 7 с каждого. В эту категорию входят также мелкие бытовые вещи: бытовая химия, шампуни и прочее. Доставку еды и траты в кафе и ресторанах мы относим к отдельной категории «Развлечения», траты по которой у нас раздельные.
Остальные категории бюджета у каждого свои. У нас они помечены буквами «Н» — Надежда и «А» — Алексей.
Так выглядел наш бюджет и категории трат в программе в июне и июле 2018 года:
Раздельные траты
Практически все раздельные категории трат у нас совпадают.
Обед на работе. Я заказываю обед в офис в специальной компании, которая доставляет бизнес-ланчи. В месяц трачу три тысячи. Муж обедает в кафе, он откладывает на это шесть — семь тысяч в месяц.
Транспорт. Я езжу на работу на машине, муж пользуется общественным транспортом и иногда такси. Плюс он хранит мотоцикл в платном боксе. В месяц я трачу на транспорт семь тысяч, муж — пять тысяч. Сумма увеличивается, если мы едем куда-то на выходные или праздники.
Развлечения. Это самая непредсказуемая категория в бюджете. Сюда мы относим рестораны, музеи, кино, подарки родственникам и друзьям. На подарки родственникам или общим друзьям мы всегда скидываемся пополам.
В месяц на развлечения мы можем потратить от 10 до 30 тысяч. И как мы ни стараемся планировать заранее, чаще всего сюда уходит больше денег, чем ожидалось. Если мы что-то не учли или изначально запланировали меньше, приходится брать деньги из других категорий и перекладывать их в «Развлечения».
Как планируем ежегодные траты
Сумму, которую вы планируете потратить на отпуск, тоже обычно считают заранее. Даже если в последний момент планы поменяются, всегда проще скорректировать уже имеющуюся сумму, чем собирать ее с нуля.
В отпуск мы ездим всегда вдвоем и в итоге вкладываемся в него одинаковой суммой, но все равно считаем его отдельной категорией. Так удобно, потому что можно откладывать когда-то больше, а когда-то меньше. Для сравнения: сумма на продукты в месяц у нас всегда определенная.
Финансовая подушка
Еще мы откладываем деньги в «финансовую подушку». Эта категория тоже раздельная, у каждого она называется Rainy Day Fund. Это деньги на непредсказуемые траты, которые могут случиться неизвестно когда: поломка машины, болезнь.
В эту категорию я откладываю по 6 тысяч в месяц, муж — по 8 тысяч, потому что у него машина дороже. В финансовой подушке мы стараемся постоянно держать не менее пятидесяти тысяч у каждого.
Отдельной подушки безопасности на случай увольнения у нас нет. Если это произойдет, мы с большой вероятностью найдем новую работу за месяц. Так как бюджет мы планируем наперед, то деньги в запасе на этот месяц у нас есть. В крайнем случае придется взять деньги из категории «Цель».
Финансовые цели
Для меня главная категория — «Цель». Туда мы откладываем часть зарплаты, которую планируем потратить на заранее поставленную большую цель. Именно крупную, на которую нельзя накопить за месяц или просто так купить с одной зарплаты. Например, покупка машины или квартиры. Отпуск такой целью не считается.
Цель может быть общая, а может быть и персональная. Например: покупка машины — общая цель, покупка мотоцикла — цель только мужа. Мы можем откладывать деньги на две цели одновременно. На общую цель мы откладываем поровну, на личную — каждый сам.
В категорию «Цель» идет все, что осталось после распределения денег по всем остальным категориям. Точного ежемесячного числа у нас нет, как нет и обязательной суммы.
Раздельный семейный бюджет: что это такое и как его вести
Далеко не каждая семья придерживается концепции общего семейного бюджета. Часто бывает, что у пары есть общие траты и личные, а бюджет именуется как раздельный. Расскажем, как правильно вести такой вариант бюджета, чтобы в семье не возникло ссор.
Что такое раздельный семейный бюджет
В любой семье есть общие траты, поэтому такой вариант бюджета нельзя описать фразой «каждый платит сам за себя». Пара скидывается на общие расходы, все остальные же деньги каждый контролирует самостоятельно.
Сумма на общие расходы может быть фиксированной или плавающий. Например, на общий счет раз в месяц скидывается сумма на кварплату, продукты, бытовые расходы и кафе. Другой вариант — один человек платит за одну категорию, другой — за другую. Крупные траты (покупка квартиры или машины) обсуждаются отдельно. В некоторых вариантах бюджета есть возможность брать деньги в долг у партнера.
Как раздельный бюджет влияет на отношения
Вопрос денег в отношениях всегда один из самых сложных. В случае общего бюджета всегда могут возникнуть разногласия, когда один тратит на себя больше, чем другой. Раздельный бюджет дает чувство равноправия в отношениях, укрепляет их и позволяет ощущать свою самостоятельность.
Общий семейный бюджет может привести к зависимости одного человека от другого. Этот фактор негативно влияет на отношения.
Если один из супругов зарабатывает больше
На первый взгляд может показаться, что раздельный семейный бюджет актуален только для тех, кто зарабатывает примерно равные суммы. На самом деле это не так. Он вполне применим и в парах с разным уровнем дохода. В таком случае можно просто вкладывать в общую копилку не равные суммы, а одинаковый процент от зарплаты.
Как вести семейный бюджет: вместе или раздельно?
Все молодожены верят в то, что впереди долгая и счастливая семейная жизнь. Но далеко не у всех эта мечта сбывается. 30% разводов происходят из-за денежных конфликтов. Секретами семейного финансового благополучия с РБК Quote поделился финансовый советник Игорь Файнман.
Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика».
Большинство семей ведет семейный бюджет хаотично, что не позволяет достигать финансовых целей и совокупного богатства. Между тем научиться правильно распоряжаться деньгами — реально, если есть понимание и определена стратегия ведения семейного бюджета. Таких стратегий всего три: общая, раздельная и смешанная. Главное — правильный выбор стратегии.
Общий бюджет — самый популярный в России. Все деньги кладем в одну тумбочку и на все расходы из нее же и берем. Что осталось в тумбочке на конец месяца — убираем в личный капитал семьи и формируем пенсионный доход.
Плюсы: он простой и прозрачный. Можно вместе копить и формировать фонды.
Минусы тоже есть: по опыту можно сказать, что он плохо приживается в семьях, где у жены и мужа большая разница в доходах.
Этот вид бюджета — самый распространенный в Европе и США. Такой бюджет позволяет сохранить финансовую независимость и не отчитываться перед своей половиной о доходах.
Плюс: отсутствие споров и конфликтов из-за денег.
Минусы: сложная реализация общих семейных целей и отсутствие информации об активах в случае форс-мажорных обстоятельств. Обычно такая форма бюджета рекомендуется парам, в которых оба члена семьи хорошо зарабатывают и стремятся к самореализации.
Смешанный бюджет — самый разумный и сбалансированный. Он практически убирает минусы и оставляет плюсы первых двух стратегий. С одной стороны, есть общие финансовые цели, а с другой — полная финансовая независимость обоих супругов. Планирование осуществляется вместе в начале года, а коррекция — уже исходя из жизненных обстоятельств. Все крупные затраты берет на себя глава семьи (отпуск, ремонт авто и квартиры, оплата образования детей), а вторая половина отвечает за текущие расходы (продукты, косметика и личные нужды).
Смешанный бюджет — это про бюджет моей семьи. Именно так мы живем уже более пяти лет, и эффект налицо: все довольны, конфликтов нет и семейный капитал растет как на дрожжах. Бюджет планируем на год и ежемесячно корректируем в зависимости от обстоятельств. Все крупные затраты на мне (коммунальные платежи, расходы на отпуск и авто), а моя жена взяла на себя ежедневные траты (продукты и личные нужды).
Очень рекомендую молодым семьям подписывать брачный договор
Эта тема болезненная, особенно, в России. Помним, что, по статистике, в России 53% браков заканчиваются разводами. За 13 лет работы я видел много сложных ситуаций и с ответственностью могу сказать, что пары, у которых был брачный договор, развод и раздел имущества переживали менее болезненно. Ведь китайская мудрость гласит: живя в мире, не забывай о войне.
Как подойти к подготовке и регистрации брачного договора?
Сначала нужно сесть за круглый стол и обо всем договориться. После этого вы можете воспользоваться услугами юриста или нотариуса и зафиксировать все договоренности. И уже в самом конце заверить нотариально три оригинала (два — участникам договора и один — для нотариуса).
Все имущество, приобретенное до брака, останется за вами. А вот все, что вы покупаете после штампа в паспорте, нужно обсуждать. Особенно болезненные вопросы — кто платит ипотеку и как быть с детьми. Садитесь и заранее договаривайтесь. Это — отличный способ наладить коммуникации между мужем и женой. Если не хотите делить имущество, зафиксируйте: кому достанется квартира, а кому — деньги. Если вкладываете неравномерно — учтите свои доли.
А теперь — самое важное: практика показывает, что брачный договор порой цементирует отношения даже сильнее общих детей. Так что задумайтесь об этом, взвесьте все за и против — и примите правильное решение.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Совместный и раздельный бюджет: плюсы и минусы
Многие семьи, только начав совместную жизнь, не слишком переживают об управлении бюджетом — всё происходит как-то само собой. Через пару лет эта лёгкость может неприятно аукнуться: супруги, внутренне недовольные ситуацией, скрывают друг от друга траты, прячут заначки или, наоборот, пускаются в мир импульсивных покупок. Избежать этого вполне возможно: достаточно выбрать подходящую вам систему ведения бюджета. Основных — две: совместная и раздельная, а между ними — различные комбинации. Разбираем по косточкам плюсы и минусы обеих, а выводы — за вами.
Совместный бюджет
Доверие. Если вам не составило труда объединить заработанное и это не вызвало конфликта на почве «кто зарабатывает больше», значит с доверием в вашей семье всё в порядке. Раздельный бюджет может скрыть подробности, которые потом неприятно ударят по семье.
Надёжность. Вдвоём проще обеспечивать семью всем необходимым: продуктами, обязательными покупками, платой за квартиру. Сильно снижается вероятность просрочки платежей: если у одного из партнёров сложности с зарплатой, второй всегда прикроет. С совместным бюджетом гораздо проще копить на крупные покупки.
Меньше спонтанности, больше обдуманности. Сложнее совершать импульсивные покупки — это точно не останется незамеченным. Прежде чем купить что-то весомое, партнёрам нужно обсудить это между собой.
Отсутствие личного пространства, зависимость. Доверие — это важно, но наличие личного пространства в партнёрстве важно не меньше. Не иметь возможности потратить деньги только на себя, не уведомив об этом супруга — отличная почва для конфликтов, а в последствии — поисков способа всё-таки скрыть свои траты.
Невозможность организовать сюрприз. Как сделать партнёру неожиданный красивый подарок, если данные банковского счёта просматриваются обоими и регулярно? Скорее всего, никак: крупная покупка будет заметна сразу, а мелкая подойдёт только для небольшого повода.
Раздельный бюджет
Независимость. Каждый из партнёров чётко осознаёт ответственность за свою жизнь. Если с отношениями что-то случится, это принесёт трудности, но не смертельные — обеспечить себя самостоятельно всё равно возможно.
Вариативность. В раздельном бюджете есть много конфигураций, которые партнёры могут подогнать под себя. Например, можно ежемесячно скидывать в общую копилку 30-40 % от зарплаты, и так формировать бюджет на общие расходы: коммуналку, кредит и покупки домой. А можно тратиться по очереди: в этом месяце за квартиру заплатит один, а в следующем — второй.
Самостоятельность. Для того, чтобы купить себя что-то желанное, не нужно советоваться с партнёром, ведь это делается на личные деньги, оставшиеся от вклада в общий бюджет. Финансовая самостоятельность избавляет от конфликта интересов: каждый покупает себе то, что хочет.
Сложности с накоплениями. Если партнёрам сложно найти компромисс, организовать семейную копилку на крупные траты может быть сложно. Что если один зарабатывает меньше другого и вкладывать в общак 30 % — недостаточно?
Проблемы с доверием. Если в целом с доверием друг к другу сложности, раздельный бюджет может их укрепить: «куда именно у партнёра исчезли деньги, если я не вижу покупок»? Этот способ стоит выбирать только тогда, когда в паре налажен баланс между самостоятельностью и открытостью друг к другу.
ДеньгиСначала твоё, потом каждый своё: Как пары распоряжаются семейным бюджетом
Совместный, раздельный или смешанный
Как Организовать семейный бюджет с пользой и комфортом? Каждая пара решает этот вопрос по-своему, хотя основных моделей семейного бюджета не так много. Если партнеры выбирают традиционную схему общего бюджета, они складывают весь свой доход в «общий котёл», из которого финансируют все расходы семьи — и совместные, и личные. При раздельном бюджете у каждого свои доходы и свои расходы, и партнёры могут даже брать друг у друга в долг. Это не значит, что у них нет совместных трат: они могут скидываться на общие нужды. Наконец, есть третья популярная схема: часть доходов и расходов муж и жена делят (например, скидывают определённую сумму на общий счёт — поровну или в другой пропорции — и из этой суммы оплачивают аренду квартиры или совместный отпуск), а часть оставляют у себя на личные нужды.
У каждой схемы есть и плюсы, и минусы. Мы поговорили с разными героями о том, как они регулируют семейные финансы и почему советуют делать именно так.
Ольга Лукинская
медицинский переводчик и редактор Wonderzine
Я всегда стеснялась поднимать вопрос денег в отношениях; пока встречались, но не жили вместе, деньги у каждого были, понятное дело, свои. Потом мы начали жить вместе и уже ждали ребёнка, но бюджеты так и не объединяли — и я поняла, что мне некомфортно. Например, мы ходили в супермаркет по очереди, и я понимала, что когда идёт бойфренд, мне неудобно просить его купить мне какие-то деликатесы, потому что его доходы были раза в четыре ниже моих — он только окончил университет и нашёл первую работу. Тогда я решила, что «неудобно просить» что-то купить — это не дело, мы семья, у нас должны быть какие-то общие деньги.
В итоге мы завели общий счёт с двумя карточками. На него мы каждый месяц переводим кто сколько сможет, обычно примерно поровну, например по 600–700 евро. Были ситуации, когда я переводила намного больше, а были — когда это делал муж. С этого счёта списываются деньги за свет, газ, интернет, воду, спортзалы; этими же карточками мы рассчитываемся в супермаркетах, ресторанах, транспорте, аптеках, на эти общие деньги покупаем памперсы и детское питание. Последние полгода я пополняю счёт чуть большими суммами, чем муж, потому что он оплачивает детский сад: если делать это через специальную систему на работе, то деньги за садик высчитываются из зарплаты до вычета налогов, то есть налог потом платишь с меньшей суммы, это выгодно. Крупные расходы вроде мебели, бытовой техники, авиабилетов и отелей на мне; я думаю, так будет не всегда, и по мере того, как сравняются наши доходы, одинаковым станет и вклад каждого.
Нам обоим стало намного проще психологически, мы понимаем, что можем поддержать друг друга в любой момент. Раньше мне было неудобно попросить у мужа двадцать евро наличными, чтобы, например, оплатить уборку квартиры — ведь это были его деньги; а теперь стало удобно, потому что мы оба при желании можем эти наличные снять с одного и того же счёта. Я думаю, со временем мы придём к полному объединению бюджетов: мы семья, а в семье всё может быть общим. Пока я не готова к этому, во-первых, технически — у меня доходы в рублях и поступают они в российский банк, а переводить в Испанию деньги ещё та головоломка. Во-вторых, мне удобно, что никому нет дела до того, сколько я потрачу на стрижку или покупку косметики; положить деньги в общий бюджет, а потом взять их оттуда на личные расходы пока кажется странным.
Ещё я откладываю 20 % любых доходов на сберегательный счёт в долларах (потому что в рублях боюсь, а евро мне трудно отделить от счёта на текущие траты). Это неприкосновенный запас, он не относится к путешествиям или крупным покупкам. Мобильными приложениями не пользуемся, разве что приложением интернет-банка. Я когда-то несколько месяцев пользовалась аппом для отслеживания расходов, но ничего нового не узнала: если не считать путешествий, больше всего я трачу на еду вне дома и отказываться от этого не хочу.
Яна Корзун
Senior Account Manager PRT
У нас «патриархальный» уклад в семье. Муж берёт на себя большую часть расходов, я называю это «рациональные must-have»: аренда жилья, ипотека, ремонт, какие-то крупные бытовые траты. Я отвечаю больше за эмоциональные составляющие и саморазвитие нашей пары (называю это «nice to have»): театры, выставки, концерты и, конечно же, планирование путешествий (билеты, отели, экскурсии и так далее).
Когда мы только съехались (и ещё не были мужем и женой), у нас был семейный совет. Мы выписали на листочек все наши ежемесячные важные траты — как раз аренду квартиры и накопления на первый взнос ипотеки для покупки жилья в Новой Москве. Муж стукнул кулаком по столу (немного утрирую, но примерно так и было) и сказал, что возьмёт эти траты на себя и разговор окончен. Я, как сильная и независимая женщина, хотела было поспорить, но передумала. Ключевым моментом, я думаю, было воспитание (он просто не мог представить, что может быть иначе) и, конечно, тот факт, что моя зарплата была сильно меньше его.
На тот момент главным минусом этой схемы было то, что я совершенно не следила за тем, куда уходит моя зарплата. А уходила она исключительно на мои желания. Я никак не контролировала свои финансы, так как не было необходимости в конкретных тратах, не было ответственности. Не сказать, что я не задумывалась о других моделях ведения бюджета — я много рефлексировала на эту тему. Мне очень нравятся все эти системы трёх кошельков, пяти конвертов или шести кувшинов. Все они сводятся к единому смыслу — накоплениям по схеме: долгосрочные накопления (20 %), фикс-платежи (50 %) и развлечения
(30 %). Сейчас я понимаю, что мы много инвестируем в текущую комфортную жизнь, не сильно задумываясь о будущем.
Я работаю в пиаре и постоянно бюджетирую проекты разного масштаба: от ивентов до привоза львицы в Московский зоопарк. Смета в Excel — мой рабочий инструмент, который я решила применить и в личной жизни, на все свои «крупные проекты». Например, у меня есть смета на свадьбу, которую по итогам мероприятия я тщательно проанализировала на предмет ошибок и овер-трат. Почти на каждое путешествие я рисую смету с блоками: билеты, отели, виза, экскурсия, рестораны. Всё это позволяет грамотнее планировать следующие путешествия и траты.
Еще я использую приложение «Тинькофф», где можно отследить траты по всем категориям и скорректировать своё поведение. Я вычленила свои самые слабые стороны — это такси (это так просто и удобно, к этому быстро привыкаешь, так как сильно повышается уровень комфорта жизни) и рестораны (я очень люблю исследовать новые места, пробовать разную кухню и так далее).
Даша Татаркова
заместитель главного редактора Wonderzine
Для меня вопрос денег всегда был очень острым (многие из нас родом из бедных девяностых) и одновременно максимально простым: если они есть, надо ими распоряжаться, обсуждать и не молчать понапрасну. Когда начались мои нынешние отношения, мы с моим партнёром ещё были совсем юны: я оканчивала университет, а он и вовсе не учился и не работал. Своих денег у нас было кот наплакал, и в основном они были «мои» — я не зря пишу это в кавычках, потому что я не работала, так что все смешные расходы, которые у меня могли быть, покрывали родители. Затем работа появилась у моего молодого человека, а я, наоборот, оказалась на позиции иждивенца — и так далее. С самого начала мы негласно решили, что поскольку жизнь у нас общая, то и деньги общие, а приносит их в семью тот, кто может.
Прошло семь с лишним лет, мы успели пожить порознь, вместе с родителями, наконец вдвоём; кто-то из нас оставался без работы, менял её — обстоятельства варьировались, но одно оставалось неизменным: деньги мы тратили вместе. Я не вижу причин их разделять: то, как формируются современные цены и уровни зарплат по отношению к проделанной работе или предлагаемым услугам, едва ли можно назвать «честным», а значит, и делёж немного теряет смысл. Я считаю, что, если вы готовы заботиться друг о друге, тратя свои моральные, физические силы, непонятно, почему деньги должны находиться в особом положении. Мне кажется, возводить деньги в культ очень опасно — это просто ещё один ресурс в вашем распоряжении, и если уж вы готовы мыть за другого посуду и выслушать партнёра, когда у него душа болит, то почему же вы так держитесь за личные финансы? Подход «личных» и «общих» трат меня несколько удивляет. Не понимаю, почему в системе ценностей продукты должны стоять выше, чем поход на маникюр. Как по мне, и то и другое одинаково важно, и стыдиться того, что ты тратишь общие деньги на себя, не стоит — в конце концов вы же уважаете потребности друг друга.
Мы не слишком прокачанные ребята в плане технологий ведения совместного бюджета — у нас нет общего счёта (все счета мы получали на работе с зарплатными картами и просто продолжали ими пользоваться — что-то ещё мы ленимся заводить), зато у нас есть приложение, куда можно записывать расходы, — Spendee. Так мы знаем, сколько у нас на всех карточках (на какие-то приходит зарплата, на какие-то фриланс), и нам удобно смотреть, сколько на что мы тратим: сколько уходит на еду, сколько на развлечения, сколько на счета или поездки. Мы стараемся планировать расходы по мере сил: например, выделяем чёткие суммы на одежду, обустройство дома или транспорт в месяц и стараемся её придерживаться. Получается когда как, но если уж мы как-то сильно выходим за запланированные деньги, мы хотя бы в курсе и обсуждаем, действительно ли нам это надо сделать прямо сейчас или оно подождёт следующего месяца. Моя философия состоит в том, что коммуникация превыше всего; а вести общий бюджет ужасно удобно, просто надо не бояться быть открытым со своим партнёром, чётко озвучивать свои желания и страхи.
Оксана
Я временно не работаю, и сейчас мы живём на зарплату мужа. У нас общий счёт, к которому привязаны две карты. Это позволяет обоим видеть сумму на счёте и следить за списанием денег — например, когда я делаю покупки, мужу приходит оповещение на телефон, это очень удобно. При этом у меня есть свои «карманные» деньги — оставшиеся накопления плюс суммы, подаренные на праздники. Их я периодически трачу на то, что хочу: салоны красоты, какие-то обновки, курсы и так далее. Мы с мужем решили, что, когда у меня снова будет постоянный доход, мы поменяем схему ведения бюджета: с каждой зарплаты мы будем откладывать определённый процент на несколько счетов — общий, накопительный и личный. С общего счёта будем покупать продукты, платить за услуги ЖКХ, транспорт, интернет, телефоны — то есть это стопроцентные ежемесячные траты. Накопительный счёт будет неприкосновенным: там будут откладываться средства на отдых, крупные покупки. Ну и личные счета, которыми каждый из нас будет распоряжаться, как захочет.
До того как я ушла с работы, у нас с мужем был опыт ведения «плавающего» бюджета. Другими словами, никакой схемы: то один покупки оплатит своей карточкой, то другой, то один погасит долг за квартиру, то другой. При таком подходе отслеживать реальные траты было трудно, к тому же мы нигде их не фиксировали. Но при этом почему-то были уверены, что всё под контролем. Кончилось это тем, что у нас накопился астрономический долг по кредитным картам, который мы с трудом погасили.
Валерий Михайлов
сотрудник международной консалтинговой компании
Вопрос управления бюджетом мы с девушкой обсудили ещё в самом начале отношений. Я вообще считаю, что, как только отношения становятся серьёзными, важно сразу расставить все точки в денежных вопросах. Девушка меня поддержала. Какое-то время мы экспериментировали и в итоге пришли к тому, что расходы у нас общие, но деньги мы храним на личных счетах без объединения в «общий котёл». Если кто-то покупает продукты в магазине, то другой просто кидает ему половину суммы чека на карту. В ресторанах и в кино угощаем друг друга или делим счёт пополам.
В таком подходе есть свои плюсы: можно всегда чётко контролировать, сколько денег есть у каждого из нас, мы не обвиняем друг друга в тратах из «общих денег» только на себя, а когда дарим друг другу подарки, нет ощущения, что половину своего подарка ты оплатил себе сам. Из минусов — сложнее отслеживать накопления на общие цели и немного больше времени требуется на расчёты. Но мы научились взвешенно подходить к долгосрочному планированию, а процесс взаиморасчётов уже отработан до автоматизма. Мы ценим личную независимость (в том числе и в финансах), и выбранный подход нас полностью устраивает. Иногда обсуждаем, что неплохо было бы попробовать жить с «общим котлом», но, честно говоря, не считаем такую систему эффективной. Наверное, можно было бы скидываться частично, но большой ценности в этом мы не видим.
Расходы я веду в приложении Spendee на телефоне уже около двух лет — оно достаточно наглядное и с очень гибкими настройками. Мы стараемся грамотно подходить к тратам и не покупать лишнего — с сэкономленного можем устроить себе небольшой праздник. Хотя это кажется немного нудным (так мне говорит моя девушка), но главное для стабильного семейного бюджета, на мой взгляд, — это качественное планирование и осмысленность действий. Периодически мы пересматриваем наши расходы, чтобы понять, действительно ли они необходимы и нет ли возможности их оптимизировать. Куда приятнее потратить деньги на что-то действительно ценное — например, на совместный отдых или увлечения.
Екатерина Булыгина
У нас довольно стандартная история. Бюджет общий. Мы оба знаем, кто сколько получает и когда — зарплата у нас с промежутком в одну неделю: сначала деньги получаю я, потом муж. С моей зарплаты мы едем в супермаркет, раздаём долги, покупаем подарки (в том числе себе), билеты для поездок — в общем, всё самое срочное. Как правило, за неделю моя зарплата практически заканчивается, остаётся только на мелкие расходы до конца месяца — обеды и так далее. Иногда удаётся что-то откладывать, иногда нет — всё зависит от первостепенных трат. С зарплаты мужа мы всегда оплачиваем квартиру, кредиты и, соответственно, тратим её на жизнь до конца месяца (еду, вечеринки и так далее) плюс откладываем, если остаётся.
Как такового плана у нас нет. Мы его не строили и не продумывали — просто жили, тратили, и расходы в течение месяца распределились таким образом. Нам стоит копить, и есть возможность это делать, но, видимо, из-за отсутствия чёткого плана получается очень медленно. Я честно пыталась однажды установить приложение на телефон и записывать каждую копейку, но меня хватило ровно на две недели. Да и цифры — сколько я потратила и сколько записала — не сошлись.