Что такое развитие речи в начальной школе

Развитие речи младших школьников

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Развитие речи младших школьников

Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Применяя разные формы, методы и приемы работы, мне удалось добиться положительных результатов по развитию речи и устранению дефектов в произношении звуков моих учащихся без помощи логопеда.

В первом классе, когда только приняла в 1 класс, провела много работы по выявлению характера и причины этой проблемы. У многих была недостаточная подвижность органов речи. Были и причины в неправильной речи окружающих взрослых, наследственные.

Но не смотря на это систематические занятия дали свои плоды и теперь у них наблюдается более четкое произношение, есть результаты.

Хочу поделиться самыми эффективными методами из них практическими:

1) дидактические игры;

Также наравне с этим развивала связную речь. Много работы проводилось с наглядными приемами:

1) рассматривание картин;

2) описание иллюстраций;

3)наблюдение во время экскурсий.

Самым постоянным приемом является конечно словесные. Этот прием хорош тем, что его можно использовать не только на уроках чтения и грамматики, но и на уроках математики, окружающего мира. Такие как повторение, проговаривание.

Хорошо помогает работа со словарем. Это необходимо чтоб расширить словарный запас детей. Если на уроке постоянно обращаться за помощью к словарю, то и дети приучаются к этой работе. Не сразу конечно, но постепенно это формируется у них. И самое главное, что перейдя в старшие классы они не забывают это. Думаю, что умение пользоваться словарем помогает им в дальнейшей учебе.

Для ребенка, да и для взрослого человека, на протяжении всей жизни, очень важно чтоб его услышали и поняли. А для этого немаловажную роль играет правильная речь. Вот к чему надо стремиться нам учителям, особенно начальных классов. Ведь чем раньше начнешь заниматься, тем быстрее и эффективнее будет работа и результат. Желаю всем хорошей плодотворной работы в нашем очень важном деле.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Современные технологии развития речи в начальной школе

Что такое развитие речи в начальной школе. Смотреть фото Что такое развитие речи в начальной школе. Смотреть картинку Что такое развитие речи в начальной школе. Картинка про Что такое развитие речи в начальной школе. Фото Что такое развитие речи в начальной школе

Автор:
Мотькина Елена Николаевна
МОУ ЦППМСП «Высота»

1. Введение.

Однако, современные реалии таковы, что устная и письменная речь подавляющего большинства школьников часто находится на плачевно низком уровне. И это не может не вызывать тревогу по следующим причинам: бедный словарный запас, невозможность чётко, грамотно выразить мысль, жаргонизация, суперлаконизм, слова-«паразиты», излишне негативная эмоциональная окраска звучащей речи наших детей.

Вместе с тем мы понимаем, что будущее стоит за инициативными, предприимчивыми, коммуникабельными, профессионально мобильными, грамотно и чётко излагающими свои мысли специалистами. Поэтому современная школа является важнейшим звеном в деле повышения речевой культуры учащихся.

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»,- так считал К.Д.Ушинский.Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но как же актуально звучат они сейчас!

2. Основная часть.

2.1. Требования к уровню развития речи учащихся предъявляемые ФГОС.

В основе ФГОС НОО лежит системно- деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения ООП, они носят личностный, предметный и метапредметный характер, их достижение предполагает высокий уровень развития как устной, так и письменной форм речи.

Личностные результаты должны отражать формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты должны отражать овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты освоения ООП в области филологии( Русский язык. Родной язык. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке.) должны отражать формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Стандартом так же прописана необходимость формирования у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

УУД ложатся в основу умения учиться. Овладение же УУД предполагает проведение всё той же серьёзной работы по развитию всех видов, форм и сторон речи обучающихся.

В итоге выпускник получит возможность научиться:

2.2 Виды речевой деятельности, их взаимосвязь

Как правило, выделяется четыре основных вида речевой деятельности:

Говорить и слышать умеет любой нормотипичный ребенок. Какую же задачу ставит перед собой педагог, говоря о «развитии речи». И здесь на первое место выходит развитие умения слушать, определять коммуникативную задачу (чего я хочу добиться), осознавать свою речь, делать ее произвольной и уметь адекватно подбирать языковые или речевые средства для достижения поставленных целей.

Практика показывает, что современные технологии развития всех видов речи должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов. Необходимо так же уделять равноценное внимание всем видам речевой деятельности, учитывая их тесную взаимосвязь. Так, недооценка работы по формированию фонематического слуха порождает множество ошибок в письме, является предпосылкой к появлению дисграфии; плохо читающий ребёнок вряд- ли будет успешен в овладении письменной речью.

Невозможно совершенно отдельно и бессвязно «работать над чтением» или «письмом», как и над устной речью и аудированием. В голове ученика они неразрывны и все равно соединятся, как бы мы их ни преподавали.

Обучение чтению, письму, устной речи и аудированию может и должно вестись на всех уроках. Возьмём математический текст – это текст особого рода, со своим языком. Часто даже старшеклассники не могут решить задачу только потому, что они не умеют правильно ее прочитать и понять, осмыслить. То же верно для биологии, химии, истории и всех других предметов.

2.3. Современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в условиях реализации ФГОС.

Современная методическая литература предлагает нам самые разнообразные технологии, направленные на всестороннее развитие речи учащихся. Не секрет, что однообразие видов работы создаёт скуку на уроках., не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель наряду с традиционными подходами должен применять более творческие, креативные виды работ по развитию речи, активно применяя ИКТ.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование “длиною в жизнь”). Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает обучение более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип — принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить процесс, делает его выразительным. В использовании ИКТ учителем можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью,– вот основное содержание уроков по развитию речи.

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью на уровне текстов. Выглядит логичным начинать работу по развитию речи младших школьников с лексического уровяе.

Вот основные виды словарной работы:

Систематическая, кропотливая работа над словом способствует обогащению, уточнению, активизации словаря, устранению нелитературных слов, позволяет плавно перейти к работе над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень):

При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения.

Формы работы со скороговоркой могут быть различными:

Другим эффективным средством развития речи учащихся, а так же формирования личностных качеств, привития интереса к культуре и обычаям страны, является использование пословиц и поговорок. Скучную и мало продуктивную работу по заучиванию и объяснению смысла пословиц можно заменить интересной игрой «Переведи на русский язык».

Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык.

Примерные варианты ответов:

Интересны и другие виды заданий:

Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, обогащает их словарный запас, учит выделять основные свойства, признаки предметов, воспитывает любовь к русской словесности, народному творчеству.

Приёмы работы с загадками очень разнообразны:

Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогают различные виды пересказов:

Развитию способности аналитического мышления, навыка осмысленного восприятия произведений способствуют такие виды упражнений, как:

Развитию же творческого, образного мышления, умению рассуждать логически, чётко, ёмко, кратко и выразительно оформлять речевое высказывание, помогут такие виды работ, как:

Всё это помогает обучающимся вырабатывать навык самостоятельного обучения: пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой, а так же осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от поставленной цели.

Было бы в корне неверным при освещении современных технологий развития речи обойти стороной работу с таким явлением народной культуры, как сказки. Именно они помогают ребёнку через речь реализовывать своё воображение, развивать творческую фантазию, воспитывать нравственные ценности.

При работе со сказкой можно использовать следующие приемы:

• «Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (т.е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.
(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…)

• Решение сказочных задач.

— Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
— Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?

• Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.

• Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

• Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

• Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

• Придумывание кроссвордов к сказке;

• Коллективное сочинение сказки.

Работая над развитием всех видов речи в начальной школе, мы должны помнить так же о существенной роли игровых технологий в процессе обучения. В этой связи хочется упомянуть Т.А. Барчан, автора и составителя целой серии замечательных игр, дидактических пособий, целью которых является развитие высших психических функций ребёнка, что неразрывно связано со становлением всех видов речевой деятельности.

Дидактические игры представляют собой богатый материал для развития творческой фантазии, образного мышления, смекалки, речи. Применение игровых пособий позволяет развивать орфографическую зоркость, в игровой ситуации применять ранее изученные правила, обосновывать их применение, способность связно и чётко высказываться.

Вот лишь некоторые дидактические игры-пособия:

В игре формируется способность рассуждать, принимать точку зрения другого человека(персонажа), находить выход из проблемной ситуации. У обучающихся вырабатываются эмпатийные способности(умение выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим).

Что касается обучения письму, здесь важно помнить, что оно не должно сводиться к усвоению ребёнком только лишь правил правописания, навыков списывания и письма под диктовку. Научив формальному запоминанию и изложению чужих мыслей, невозможно раскрыть перед учеником всю палитру коммуникативных возможностей письменной речи.

Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

Творческое списывание прежде всего должно быть осознанным, т.е. когда учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно.Свободный диктант – когда учащиеся запоминают 2 – 3 предложения и тут же их записывают. При написании творческих изложений обучающимся необходимо умение запомнить, проанализировать текст, выделить значимые необходимые части и самостоятельно изложить свои мысли, именно это является первыми ступеньками к написанию сочинений.

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ.

Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование. Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место.

3. Заключение.

Таким образом, на основе анализа и обобщения собственного педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:

Источник

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеклассных занятиях

К сожалению, приходится отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.

Поэтому перед учителем встает задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу нужно решать не только на уроках русского языка, литературного чтения, но и на других уроках, а так же во внеурочное время.

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание нужно обратить на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

В методике развития речи применять инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся. Инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Для этого надо придерживаться более широких задач развития речи:

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:

Проблемно-речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания для умения видеть проблемы:

При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.

Пример ролевой игры «Юные экологи» на уроке по предмету «Окружающий мир»: разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?

Игровые технологии

На уроках и во внеурочной деятельности применять игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.

Так же можно использовать разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию.

Для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества: предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.

Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ

Составление предложений из слов, по картинке,по схеме, по опорным словам

Речетворчество

Данная методика основана на обучении умения писать сочинения, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. Здесь необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

Здесь решаются следующие речетворческие задачи:

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

Прием свободных ассоциаций
а) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);
б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации)
в) «Фантастический банан»
г) «Сочини сказку»

Правила написания синквейна:

Эффективность и значимость «синквейна»

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям. Данный прием используется и на уроках литературного чтения (сочинить сказку, четверостишие), и на уроке окружающего мира (сочинение загадок), и на уроке музыки (сочинение коротких песенок, закличек) и на др.уроках.

Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

«Пословицы и поговорки»

Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы проводятся такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов».

Работа со скороговорками

Для развития речи младших школьников вести работу со скороговорками.

Упражнения по речевому этикету

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Для развития речи во внеурочное время можно использовать комплект пособий курса «Речь» для начальной школы, состоящий из рабочих тетрадей для учащихся рабочие тетради « Школа развития речи» Т.Н.Соколовой. Курс «Речь» предназначен для проведения занятий по речевому развитию учащихся младших классов. Пособия содержат большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти занятия воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *