Что такое рбс на локомотиве

Что такое рбс на локомотиве

(Комплексное локомотивное унифицированное устройство безопасности движения поездов)

КЛУБ-У обеспечивает безопасность движения МВПС и предназначено для предотвращения аварийных и предава-рийных ситуаций в движении поездов путем принудительного торможения и остановки поезда.

Отличительными особенностями КЛУБ-У является модульная структура, наличие открытой локальной сети, позволяющей бесконфликтно увеличивать или уменьшать количество модулей (функций), а также регистрация параметров движения поезда, сигналов АЛСН, состояния тормозной системы и системы безопасности в съемную электронную кассету.

В КЛУБ-У предусмотрено взаимодействие по локальной сети с системами САУТ, ТСКБМ, автоведения, «черный ящик» и другими, а также взаимодействие по радиоканалу с системой интервального регулирования движения поездов и взаимодействия с точечным каналом связи.

Для автоматического определения координаты локомотива в КЛУБ-У используется спутниковый навигационный приемник СР8/ГЛОНАСС.

Система КЛУБ-У обеспечивает:

— приём информации каналов АЛСН и АЛС-ЕН с защитой от ложного приёма разрешающего сигнала из канала АЛС-ЕН при сходе изолирующих стыков;

— отслеживание проследование границ блок-участков при приёме информации из канала АЛС-ЕН по смене синхрогрупп сигнала;

— обмен информацией с путевыми устройствами точечного канала связи ТКС;

— обмен информацией со станционными, переездными и другими устройствами цифровой радиосвязи, включая

устройства оповещения работающих на путях;

— приём сигналов от систем локомотива:

о включении / выключении тяги, переключении управления на вторую кабину,

о положении крана машиниста и ключа ЭПК,

о давлении в тормозных цилиндрах, тормозной магистрали и главном резервуаре;

— отсчет текущего времени с корректировкой по астрономическому времени спутниковой навигационной системы;

— обработку принятой информации;

— формирование информации о значениях целевой и допустимой скорости движения;

— определение параметров движения поезда (координаты, скорости) по информации от устройства спутниковой навигации, датчиков пути и скорости ДПС-САУТ-МП и электронной карты участка;

— прием и запись во внутреннюю энергонезависимую память данных электронной карты пути и графика движения поездов;

— сравнение фактической скорости движения с допустимой и снятие напряжения с выхода ЭПК при превышении фактической скорости над допустимой;

— осуществление однократного и периодического контроля бдительности (посредством рукояток РБ, РБС);

— формирование световой сигнализации «Внимание!» и снятие напряжения с электромагнита ЭПК при потере бдительности машиниста;

— исключение самопроизвольного ухода поезда (скатывания);

-визуальное отображение машинисту информации необходимой для работы в режимах: поездном, маневровом и специальном маневровом;

— звуковую сигнализацию при изменении информации на БИЛ-УВ кроме координаты, времени и фактической скорости, тормозного коэффициента, а также при опасном приближении к допустимой скорости;

— ввод и отображение локомотивных и поездных характеристик и их сохранение при выключении питания;

— включение на стоянке предупреждающего звукового сигнала при появлении разрешающего показания БИЛ-УВ, этот сигнал должен прекращаться при трогании или при нажатии РБ, РБС;

— включение индикации на БИЛ-УВ о текущем времени, фактической скорости, режиме работы, готовности кассеты, частичном отказе, а также информации ввода и тестирования при выключенном ключе ЭПК;

— включение прерывистого звукового сигнала БИЛ-УВ и мигающего сигнала «Внимание!» после включения ключа ЭПК и их выключение после нажатия рукояток РБ или РБС;

-включение белого сигнала локомотивного светофора БИЛ-УВ после включения питания, при отсутствии приёма информации из каналов АЛСН и АЛС ЕН при последующем включении ключа ЭПК;

— переключение красного сигнала локомотивного светофора БИЛ-УВ на белый при одновременном нажатии кнопки ВК на БВЛ и рукоятки РБ;

— регистрацию оперативной информации о движении поезда, диагностики систе-мы, локомотивных и поездных характеристик с помощью кассеты регистрации (КР), состав параметров определяется в процессе разработки;

— обмен информации по цифровому радиоканалу с напольными, станционными и мобильными объектами, обору-

Что такое рбс на локомотиве. Смотреть фото Что такое рбс на локомотиве. Смотреть картинку Что такое рбс на локомотиве. Картинка про Что такое рбс на локомотиве. Фото Что такое рбс на локомотиве

Рнс. 8.1. Блок БИЛ-ПОМ

дованными аппаратурой цифровой радиосвязи на частоте 460 МГц.

Основными блоками КЛУБ-У являются локомотивный блок электроники БЭЛ-У, блок ввода и индикации БИЛ-УВ, блок БИЛ-ПОМ (светофор автоматической локомотивной сигнализации, рис. 8.1) и блок коммутации и регистрации БКР-У.

1. Блок БЭЛ-У предназначен для:

— приёма сигналов от приемных катушек КПУ-2, антенн точечного канала связи, приемопередатчика РК, СНС, датчиков пути и скорости, датчиков давления, цепей локомотива, рукояток и кнопок БВЛ-У, систем САУТ и ТС КБМ;

-обработки принимаемой информации;

— выдачу информации на БИЛ-УВ для индикации и регистрации, в системы САУТ и автоведения, управления клапаном ЭПК.

2. Блок индикации и ввода параметров локомотивный, унифицированный БИЛ-УВ (рис. 8.2) предназначен для выполнения следующих функций:

— подготовка информации системы, необходимой машинисту, для индикации;

-ввод и отображение локомотивных и поездных характеристик;

— регистрацию оперативной информации о движении поезда, диагностики

Что такое рбс на локомотиве. Смотреть фото Что такое рбс на локомотиве. Смотреть картинку Что такое рбс на локомотиве. Картинка про Что такое рбс на локомотиве. Фото Что такое рбс на локомотиве

системы, локомотивных и поездных характеристик в съемную кассету регистрации;

В состав БИЛ-УВ входят следующие устройства:

— блок индикации локомотивный БИЛ-У;

— блок ввода локомотивный унифицированный БВЛ-У.

-рукоятки бдительности РБ и РБС (рис. 8.3).

3. Блок коммутации и формирования информации для регистрации БКР-У предназначен для:

-приема информации и предварительной обработки собранной информации о:

‘ • давлении в тормозной магистрали;

■ давлении в главном и уравнительном резервуарах;

• параметрах электрической цепей локомотива (режим ЭПТ, тифон, включение реле генератора и вентилятора);

— подключения к блоку БЭЛ-У системы КЛУБ-У периферийных устройств, а также для их переключения при изменении кабины управления локомотива.

Для приема сигналов спутников систем GPS и Глоннас, по которым приемник определяет значения географической широты и долготы, текущего вре-

Что такое рбс на локомотиве. Смотреть фото Что такое рбс на локомотиве. Смотреть картинку Что такое рбс на локомотиве. Картинка про Что такое рбс на локомотиве. Фото Что такое рбс на локомотиве

Рис. 8.3. Кнопка РБ-80

мени по Гринвичу и скорость движения поезда предназначена антенна приемника системы спутниковой навигации.

Для записи информации о параметрах движения поезда и состоянии системы КЛУБ-У, хранения её при выключенном электропитании и последующего воспроизведения, предназначена кассета регистрации (КР). Для дешифрации информации с КР используется Стационарное Устройство Дешифрирования (СУД).

Блока ввода и диагностики, унифицированного БВД-У (рис. 8.4) предназначен для:

— контроля исправности и диагностики локомотивной аппаратуры системы КЛУБ-У на локомотивах и моторвагон-ных поездах, на контрольных и контрольно-ремонтных пунктах;

— настройки и проверки БЭЛ-УП в условиях контрольно-ремонтных пунктов;

-для проведения приемо-сдаточных испытаний блока БЭЛ-УП и системы КЛУБ-У на стадии производства в цехе.

БВД-У позволяет осуществить:

— имитацию внешних сигналов для БЭЛ-УП и проверку его выходных сигналов;

— автоматическую проверку функционирования изделий БЭЛ-УП и КЛУБ-У

Источник

КЛУБ-У

В 1998 г. на Московской дороге начались эксплуатационные испытания новой, разработанной во ВНИИАС МПС России, системы — комплексного унифицированного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ-У). Через год были завершены разработка и полный цикл испытаний системы, принято решение о ее серийном производстве.

Содержание

Назначение и функции КЛУБ-У

Устройство предназначено для работы на локомотивах и моторвагонном подвижном составе всех типов с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока. Бортовые системы КЛУБ-У обеспечивают безопасность движения, предупреждая предаварийные и аварийные ситуации благодаря применению принудительного торможения или остановки поезда.

Отличительные особенности аппаратного комплекса — модульная структура, наличие открытой локальной сети, позволяющей бесконфликтно увеличивать или уменьшать количество модулей (следовательно, и функций). Устройство регистрирует параметры движения поезда, сигналы АЛСН, состояние тормозного оборудования и системы безопасности на съемной электронной кассете.

В КЛУБ-У предусмотрено взаимодействие по локальной сети с системами автоведения, САУТ, ТСКБМ, «черным ящиком» и другими, а по радиоканалу—с системой интервального регулирования движения поездов (рис. 1). Для автоматического определения координаты локомотива используется спутниковый навигационный приемник GPS/ГЛОНАСС. Блок индикации аппаратного комплекса — универсальное устройство индикации систем КЛУБ-У и САУТ.

Функции устройства КЛУБ-У:

приём и дешифрация сигналов АЛСН, АЛС-ЕН; определение параметров движения поезда (координаты, скорости) по информации от каналов АЛСН и АЛС-ЕН, устройства спутниковой навигации, датчиков пути и скорости и электронной карты участка;

формирование информации о значениях целевой и допустимой скоростей движения;

Что такое рбс на локомотиве. Смотреть фото Что такое рбс на локомотиве. Смотреть картинку Что такое рбс на локомотиве. Картинка про Что такое рбс на локомотиве. Фото Что такое рбс на локомотиве

сравнение фактической скорости движения с допустимой и применение экстренного торможения при превышении фактической скорости над допустимой в случае непринятия машинистом мер по снижению скорости;

автоматическое включение экстренного торможения при появлении ситуаций, ведущих к опасным и катастрофическим последствиям;

обеспечение экстренного торможения по приказу дежурного по станции независимо от действий машиниста;

исключение прохождения участка с запрещающим сигналом светофора без передаваемого по радиоканалу разрешения дежурного по станции;

исключение несанкционированного включения ЭПК; исключение самопроизвольного движения локомотива (скатывания);

непрерывный контроль состояния тормозной системы; автоматический учёт категории поезда, типа тяги, длины блок-участков, приём информации от систем локомотива;

информирование машиниста о сигналах светофора, количестве свободных блок-участков, фактической скорости (с точностью до 1 км/ч) и допустимой на данном участке пути скорости движения, кривой торможения, а также о текущем времени с корректировкой по астрономическому времени, координате места нахождения локомотива с точностью до 30 м при помощи спутниковой навигации, соблюдении графика движения поезда, названиях станций, номерах стрелок, светофорах, перегонах ит. п., расстояниях до контрольных точек: станции, переезда, моста, тоннеля, стрелки, светофора, токораздела, опасного места и т. п., хранящихся в электронной карте блока БЭЛ; регулярный контроль бдительности машиниста; контроль совместных действий машиниста и помощника машиниста при трогании поезда и движении к запрещающему сигналу светофора;

запись параметров движения в электронной памяти

диагностика системы. Составные части КЛУБ-У. Комплектующие аппаратуры (рис. 2): блоки электроники БЭЛ-У, индикации БИЛ-УТ, а также индикации помощника машиниста БИЛ-Пом, коммутации и регистрации БКР-У-1М (БКР-У-2М), антенна спутниковой навигации АУУ-1Н, приемопередающее устройство цифровой радиосвязи, блоки питания ИП-ЛЭ, ввода и диагностики БВД-У, датчики пути и скорости ДПС-У.

Кроме того, система содержит блок согласования интерфейсов БСИ, комплект кабелей, стационарное устройство дешифрации регистрируемых параметров СУД-У (в депо с использованием компьютера). Взаимодействие между модулями системы осуществляется по последовательному интерфейсу типа CAN.

Основные блоки КЛУБ-У — БЭЛ, БИЛ и БКР

Локомотивный блок электроники БЭЛ предназначен для получения сигналов от приемных катушек КПУ, антенн точечного канала связи, приемопередатчика РК, антенны СНС, датчиков пути и скорости, а также датчиков давления, цепей локомотива, рукояток и кнопок БИЛ, систем САУТ, ТСКБМ и УСАВП.

Другие функции блока электроники — обработка принимаемой информации, выдача ее на БИЛ для индикации и регистрации в системы САУТ и автоведения, а также управление электропневматическим клапаном ЭПК. Блок БЭЛ имеет модульную структуру. Связь между модулями и с внешними блоками осуществляется по CAN-интерфейсу.

Блок ввода и индикации БИЛ (разработаны и внедрены модификации блока —БИЛ-У, БИЛ-УВ, БИЛ-В, БИЛ-ВВ, БИЛ-УТ) обеспечивает отображение текущего времени, сигналов АЛСН и АЛС-ЕН, параметров движения поезда (координаты, скорости) по данным, поступающим от блока БЭЛ, а также информации о значениях целевой и допустимой скорости движения.

Данный блок формирует световую сигнализацию «Внимание» и звуковую при изменении поступающей информации (кроме координаты, времени и фактической скорости, давления в тормозной магистрали и тормозных цилиндрах), а также при нажатии на кнопки клавиатуры, нажатии и отпускании рукояток бдительности РБ и РБС.

Блок БИЛ позволяет осуществить ввод и отображение локомотивных и поездных характеристик; индикацию режима работы, готовности кассеты регистрации, а также информации ввода и тестирования; запись оперативной информации о движении поезда, локомотивных и поездных характеристик, полученных из блока БЭЛ, на кассете регистрации КР.

В состав блока БИЛ входят унифицированный локомотивный блок индикации БИЛ-У, блок ввода БВЛ-У, рукоятки бдительности РБ, РБС (специальная) и РБП (помощника машиниста). С помощью встроенного блока БВЛ-У вводят предрейсовую информацию и управляют режимом работы системы безопасности.

Блок коммутации и регистрации БКР служит для обработки сигналов от датчиков давления и подключения к БЭЛ периферийных устройств.

Что такое рбс на локомотиве. Смотреть фото Что такое рбс на локомотиве. Смотреть картинку Что такое рбс на локомотиве. Картинка про Что такое рбс на локомотиве. Фото Что такое рбс на локомотиве

Питание аппаратного комплекса КЛУБ-У осуществляется от генератора и аккумуляторной батареи локомотива через источник питания ИП-ЛЭ. Он снабжает электронную аппаратуру постоянным питающим напряжением 50 ± 5 В с электрической изоляцией от первичных напряжений, которые могут составлять 50, 75 или 110 В (8 электровозах, тепловозах или электропоездах соответственно).

Приемопередающее устройство ППУ-РС (в КЛУБ-У применяется радиостанция 1Р25СВ-22 «Мост-М1») осуществляет прием и передачу цифровых сообщений в радиоканале связи между базовым стационарным пунктом и локомотивом. Устройство работает в частотном диапазоне 450 — 470 МГц и насчитывает 15 программируемых каналов. При этом скорость передачи данных равна 9600 бит/с, задержка передачи в радиоканал составляет менее 22 мс, а приема из радиоканала — менее 2,5 мс и готовности радиостанции после передачи — менее 19 мс.

Назначение антенны радиоканала РК — канализация радиосигналов между радиостанциями системы: локомотивной и стационарной. Для автоматической подвижной связи АПС на перегоне расстояние между базовыми станциями БС (зона БС) составляет 20 км. Количество поездов, участвующих в АПС в зоне, может составлять 12 и более. Минимальный период связи БС с каждым поездом (при числе 12 в зоне) — 1с, случайные одиночные потери связи в движении — максимум 5 %.

Для автоматической подвижной связи на станции максимальный размер ее и парка (зона БС) составляет 6 км. Количество локомотивов, связанных с постом станции, парка в зоне — от 2 до 20, минимальный период связи станции с каждым локомотивом в своей зоне — 1 с. Минимальное время доступа связи между базовой станцией и локомотивом в обоих случаях равно 0,1 с, вероятность не обнаруженной ошибки за одно сообщение — 1СГ14.

Надежность КЛУБ-У

При разработке системы большое внимание уделялось повышению ее надежности. КЛУБ-У любого исполнения имеет следующие параметры надежности: средняя наработка на отказ Т0 — не менее 27000 ч; среднее время восстановления работоспособного состояния tB — не более 1 ч; полный средний срок службы Тсл — не менее 15 лет, вероятность опасного отказа Роп — не более 10 9 Система расчленяется на самостоятельные функционально законченные модули и узлы, которые должны заменяться себе подобными без дополнительной настройки и подгонки при установке.

Реализуются конструктивные способы снижения опасных отказов. Элементы каналов обработки информации и управления ЭПК в БЭЛ топологически разнесены для исключения взаимосвязи. Схемотехническая реализация локальной микросети выполнена таким образом, чтобы отказ модулей не блокировал микросеть. Входные и выходные цепи, высоковольтные и низковольтные, а также высокочастотные разнесены для исключения взаимовлияний.

В системе предусмотрена встроенная диагностика, выявляющая и индицирующая отказы основного и резервного комплектов. Предусмотрен также фоновый тест в каналах двухканальных узлов системы, который способствует обнаружению скрытых ошибок. Подготовительный тест перед рейсом уменьшает возможность наследования скрытых ошибок от поездки к поездке.

Для эффективного использования аппаратуры КЛУБ-У предусмотрены автоматическое устройство дешифрации регистрируемой информации и комплекс средств предрейсового контроля. Первое гарантирует быструю и объективную автоматическую дешифрацию регистрируемой на съемном носителе информации для анализа качества работы локомотивной бригады и исправности локомотивного оборудования. Блок ввода данных предрейсового контроля БВД осуществляет проверку аппаратуры перед поездкой, а также выполняет функцию перепрограммирования электронной карты.

Аппаратура соответствует требованиям по исключению опасных отказов и сертифицирована в России. Полный производственный цикл ее выпуска налажен на ДХООО ПСЖА «Локомотив» — дочернем предприятии ОАО «Ижевский радиозавод».

Монтаж элементов КЛУБ-У. Блоки, приемные катушки, антенны цифрового радиоканала и спутниковой навигации, датчики давления и датчики скорости устанавливают на локомотиве в соответствии с утвержденным проектом оборудования ТПС. В кабине машиниста располагаются блоки БИЛ, БИЛ-Пом, БВЛ, рукоятки РБ, РБС и РБП, ЭПК-150, блок контроля несанкционированного отключения ЭПК КОН, тумблер (автомат) включения питания КЛУБ-У. В машинном отделении или в технологическом проходе находятся остальные блоки: БЭЛ, БКР, БСИ, «Мост» (рис. 3).

На крыше размещены антенны цифрового радиоканала и спутниковой навигации. Датчики давления ДЦ-И крепятся на трубопроводы тормозной магистрали, тормозных цилиндров и уравнительного резервуара, датчики пути и скорости — на буксы колесных пар, приемные катушки КПУ — перед первой колесной парой над каждым рельсом пути.

Межблочные связи аппаратуры КЛУБ-У осуществляются кабельным монтажом. Для правильного функционирования и регистрации в КЛУБ-У подаются сигналы «+0 Контр», «+КАБ2», «+УПР. ЭПК», «Тифон», «Свисток», «Контроль цепи», «Перекрыта», «Торможение», «Компрессор». Все коммутационные действия, вызванные подключением или отключением блоков, а также диагностической аппаратуры, должны проводиться при выключенном питании.

Подготовка устройства к работе. Перед началом эксплуатации локомотива или МВПС, оборудованного устройством КЛУБ-У, в блок электроники БЭЛ при подключенном блоке БВД, установленной в блок регистрации БР-У кассете регистрации и после набора на клавиатуре БВЛ команды «К5» заносятся поездные и технологические характеристики. Это — категория поезда, время (зима/лето), тип и номер локомотива, диаметры бандажей колесных пар, на которых крепятся ДПС1 и ДПС2, число зубьев датчика скорости ДС, конфигурация системы КЛУБ-У, скорости на белый, зеленый и желтый огни, длина блок-участка, электронная карта участка обращения локомотива.

Действия локомотивной бригады перед поездкой

Перед поездкой дежурный по депо вместе с маршрутным листом выдает машинисту кассету регистрации. По возвращении из поездки эта кассета сдается локомотивной бригадой дежурному по депо и расшифровывается стационарным устройством дешифрации СУД в отделе расшифровки.

Перед включением КЛУБ-У машинист устанавливает кассету в приемник БИЛ или в БР. Затем включает автомат питания КЛУБ-У и тумблер питания «ПИТ» на БКР. При этом на БКР и БЭЛ появляется сигнал «ПИТ», а на БИЛ — следующая индикация:

— номер электронной карты ЭК — на четыре секунды в информационной строке («FFFF», если электронная карта отсутствует);

координата пути, равная «0000.000» (м), а при наличии ЭК — координата железнодорожного пути, на которой находится локомотив;

— время (часы, минуты, секунды) — астрономическое (московское), а в первые две минуты после включения КЛУБ-У — внутренних часов КЛУБ-У;

режим движения «П» (поездной);

— наличие записи на кассету регистрации « фЦз »;

— фактическая скорость по аналоговой шкале «0» (км/ч);

— цифровая фактическая скорость «000» (км/ч);

давление в тормозной магистрали и уравнительном

резервуаре (в МПа или кгс/см2);

— несущая частота канала АЛСН (Гц) — одно из значений «25», «50», «75», или «EFI» — признак приема сигналов из канала АЛС-EFl, или «РК» — признак ограничения скорости по данным радиоканала, или «ЭК» — признак ограничения скорости по данным электронной карты, или «С» — признак ограничения скорости по данным САУТ-ЦМ/485;

Что такое рбс на локомотиве. Смотреть фото Что такое рбс на локомотиве. Смотреть картинку Что такое рбс на локомотиве. Картинка про Что такое рбс на локомотиве. Фото Что такое рбс на локомотиве

После этого следует поворотом ключа влево включить ЭПК. При этом должен прозвучать кратковременный сигнал, и на БИЛ, а также БИЛ-Пом появится сигнал светофора «Б» на некодируемом участке пути или на кодируемом — соот-ветствующий коду АЛСН) или АЛС-ЕН данного участка, или принимаемый по радиоканалу. На блоке БИЛ будут выведены также значение целевой скорости движения Уцел — точка желтого цвета на аналоговой шкале скорости и допустимая скорость Удоп как точка красного цвета на аналоговой шкале скорости и в виде цифрового значения.

Далее необходимо проверить наличие исправных логических модулей одного комплекта БЭЛ, набрав на клавиатуре БВЛ команду «К71» — в информационной строке БИЛ высветится ряд цифр и букв «123456789АВ». И, введя команду «К91» (рестарт), выполнить посредством первой команды «К71» проверку второго комплекта БЭЛ. Если ряд будет соответствовать внесенному в штамп-справку бортового журнала формы № 152, то система исправна.

Помимо этого требуется проверить соответствие номера электронной карты, записанного в БЭЛ, приведенному в штамп-справке, используя команду «К522» на БВЛ. Если номера не совпадают, то делают соответствующую запись в журнале формы № 152. Помощник машиниста обязан убедиться в функционировании устройств регистрации и контроля и доложить об этом машинисту.

Действия локомотивной бригады перед поездкой

Непосредственно перед поездкой машинист вводит с блока БВЛ:

— нажав кнопку «Л» — свой табельный номер, номер поезда, длину в осях и вагонах, массу поезда;

— нажав кнопку «П» — номер пути, на котором находится локомотив, а также признак правильности направления движения («1», если номер пути совпадает с номером поезда, и «О», когда не совпадает). Если номер пути не ввести или ввести значение, равное нулю, то на блоке БИЛ в окне пути будет светиться сигнал «НЕОП»;

— нажимая «f», несущую частоту АЛС — «25», «50» или «75». При наличии ЭК значение «f» выбирается автоматически;

— нажимая «РМП», режим движения локомотива — «П» (поездной), «М» (маневровый) или мигающий «П» (режим двойной тяги РДТ),

В случае нахождения локомотива на не внесенном в электронную карту участке либо отсутствия ЭК на локомотиве или приема со спутников необходимо набрать команду «Кб» на блоке БВЛ и ввести текущую координату (0 — 9999999), а также характер ее изменения: «1»— возрастание координаты при движении в правильном направлении по четному пути; «0» — возрастание координаты при движении в правильном направлении по нечетному пути.

Ввод значения текущего параметра и вызов следующего параметра осуществляются после нажатия на кнопку «Д» (ввод). Для сброса ошибочно набранного числового значения параметра следует нажать на «>0 Порядок работы с КЛУБ-У при начале движения

Не ранее чем за 70 с до начала движения локомотива рукоятка контроллера должна быть установлена в тяговую позицию. В противном случае через 7 + 1 с, когда \/фак станет равной 2 км/ч, произойдет экстренное торможение.

Если движение не начнется в продолжение 74 с после выведения на тяговую позицию рукоятки контроллера, то произойдет срыв ЭПК. При невозможности выполнения требования о начале движения в течение 74 с необходимо до истечения этого времени, хотя бы кратковременно на 1,5 — 2 с, установить контроллер в нулевое положение.

В случае появления на блоках БИЛ, БИЛ-Пом сигналов «КЖ», «К» или «БМ» необходимо до начала трогания локомотива одновременно нажать рукоятки РБ и РБП (рис. 4), а затем в течение 10 с вывести контроллер на тяговую позицию. Время удержания рукояток РБ и РБП в нажатом состоянии — 2 + 0,5 с.

Проверка бдительности. Во время движения локомотива проводятся однократные и периодические проверки бдительности машиниста. Однократные проверки осуществляются в случаях: смены сигнала на блоках БИЛ и БИЛ-Пом на более запрещающий; уменьшения целевой скорости при следовании по сигналам АЛС-ЕН; перехода на сигналы «Б» и «К» при \/фак > 2 км/ч. Также однократно проверяется бдительность, когда локомотив трогается с места в поездном режиме при сигналах БИЛ и БИЛ-Пом «КЖ», «К», «Б» или «БМ» и фактическая скорость достигает 2 км/ч.

Алгоритм проведения однократных проверок бдительности

На блоке БИЛ появляется мигающий световой сигнал «Внимание» и раздается свисток «ЭПК». Машинист за время не более 7 ± 1 с должен нажать на рукоятки РБ или РБС. Если рукоятки не были вовремя нажаты, то произойдет экстренное торможение.

Ситуациями, которые служат основанием для периодической проверки бдительности, являются:

♦ через 30 — 40 с — превышение \/фак над \/цел на 1 км/ч и более, а также движение под запрещающий сигнал светофора («КЖ», «К», «БМ»);

♦ через 60 — 90 с — движение по некодированному пути согласно сигналу «Б» на блоках БИЛ и БИЛ-Пом (кроме движения локомотива вторым и последующим по системе многих единиц).

Проверки с обоими периодами санкционируются при неисправности или отключении ТСКБМ, включенной в конфигурацию системы.

Алгоритм контроля бдительности машиниста. На БИЛ появляется световой сигнал «Внимание». Машинист должен подтвердить бдительность нажатием за время не более 6 с на рукоятки РБ или РБС. Если они не будут нажаты, то раздается свисток ЭПК. Теперь бдительность подтверждается только нажатием рукоятки РБС. Если ее не нажать, то через 7 ± 1 с произойдет экстренное торможение. Время удержания рукояток РБ и РБС в нажатом состоянии — 2 ± 0,5 с.

Взаимодействие КЛУБ-У и САУТ. Включение системы САУТ отменяет: однократную проверку бдительности, сопутствующую смене сигнала с «3» на «Ж» и с «Ж» на «Б»; периодические проверки при Уфак больше Уцел; кривую торможения при следовании к светофору с запрещающим показанием, если в КЛУБ-У не установлена электронная карта. Когда система САУТ неисправна или выключена, то все перечисленные функции автоматически восстанавливаются.

При условии работы КЛУБ-У совместно с САУТ-МП или САУТ-ЦМ на блоке БИЛ индицируется сигнал VAon, формируемый КЛУБ-У. Автостопное торможение может происходить по сигналам как КЛУБ-У, так и САУТ.

В случае же совместной работы с САУТ-ЦМ/485, если в КЛУБ-У отсутствует электронная карта, на блоке БИЛ индицируется Удоп от системы САУТ. Для обеспечения возможности остановки локомотива служебным торможением КЛУБ-У выполняет автостопное торможение при Уфак = VAon + 6 км/ч. При наличии электронной карты Удоп и Уцел выбираются минимальными из переданных от САУТ, имеющихся в ЭК и соответствующих путевым сигналам АЛСН или АЛС-ЕН.

Взаимодействие КЛУБ-У и ТСКБМ. При подключенной системе ТСКБМ в устройстве КЛУБ-У отменяются все периодические проверки независимо от скорости и показаний светофора на блоках БИЛ и БИЛ-Пом. При снижении уровня бодрствования машиниста (на шкале ТСКБМ-П засветится красная черта) КЛУБ-У снимает напряжение с электромагнита ЭПК. Машинист может его восстановить, нажав на рукоятку РБС.

Если после этого уровень бодрствования не восстановится, КЛУБ-У снова снимет напряжение с электромагнита ЭПК. Разрешается выполнить три нажатия на РБС. Когда и после третьего нажатия уровень бодрствования не восстановится, произойдет экстренное торможение локомотива.

Неисправность или отключение ТСКБМ автоматически ведет к переходу в штатный режим работы КЛУБ-У с наличием периодических проверок бдительности, но уже при всех показаниях светофора вне зависимости от скорости. Период проверок при сигналах «Б» или «3» составляет 60 — 90 с, при других показаниях БИЛ и БИЛ-Пом — 30 — 40 с.

На стоянке периодические проверки бдительности не производятся.

Получение по цифровому радиоканалу сигнала на принудительную остановку локомотива с поста ДСП.

Получив сигнал на принудительную остановку, КЛУБ-У разбирает цепь тяги локомотива. Затем через приставку крана машиниста осуществляет первую ступень служебного торможения. В случае если темп снижения скорости не соответствует п. 10.1.2 Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, КЛУБ-У обеспечивает остановку состава экстренным торможением через электропневматический клапан, установленный в тормозной магистрали локомотива.

При получении устройством КЛУБ-У сигнала на принудительную остановку в информационной строке блока БИЛ появляется сообщение «ПРИН. ОСТАНОВКА». Вслед за этим сообщением машинист обязан установить контроллер на нулевую позицию. Локомотивной бригаде запрещается прерывать торможение, начавшееся по сигналу на принудительную остановку.

В кабине локомотива рядом с машинистом и его помощником размещены «тревожные кнопки». Если локомотив находится в зоне радиосвязи со станцией, то локомотивная бригада может при необходимости нажатием на любую кнопку передать на пост ДСП сигнал о требуемой принудительной остановке состава.

Режим автостопного торможения

Параллельно началу автостопного торможения в информационной строке блока БИЛ возникает сообщение о том, какое устройство является инициатором автостопного торможения: «СРЫВ ОТ САУТ», «СРЫВ ОТ ТСКБМ» или «СРЫВ ОТ КОН». Если сообщения нет, то это означает, что торможение осуществляет устройство КЛУБ-У.

Отключение электропневматического клапана

В случае экстренного торможения срабатыванием ЭПК или через КОН машинист после остановки должен, выключив ЭПК ключом, привести в нормальное состояние давление в тормозной магистрали. Затем допускается включить ЭПК ключом и далее продолжать движение с включенным устройством КЛУБ-У.

Локомотивным бригадам категорически запрещается:

— выключать ЭПК ключом или разобщительным краном тормозной магистрали в случаях появления на блоках БИЛ и БИЛ-Пом сигналов «К» или «КЖ» при нормальной работе КЛУБ-У;

— прекращать ключом ЭПК или разобщительным краном начавшееся экстренное торможение локомотива.

Смена кабин

Смена кабины должна происходить следующим образом:

— в кабине, из которой передается управление локомотивом, выключить ЭПК ключом;

— вынуть из блока БИЛ или БР кассету регистрации с записанной в этом направлении поездкой;

— произвести смену кабины локомотива;

— установить в БИЛ или в БР другую кассету регистрации и убедиться по индикации, что запись на КР производится. Если на локомотиве имеется лишь один блок БР, то кассету в нем необходимо заменить;

— в кабине, из которой будет осуществляться управление локомотивом, включить ЭПК ключом;

— при необходимости занести: параметры, вводимые вслед за нажатием на кнопку «Л» на БВЛ (только в случае первой смены кабин и изменения значений соответствующих параметров); номер пути и данные по команде «Кб» (последние — когда нет ЭК).

При смене кабины управления автоматически изменяется признак правильности направления. Например, если в кабине 1 на БИЛ индицировался номер пути «2ПР», то после перехода в кабину 2 сообщается номер пути «2НП».

Выключение устройства КЛУБ-У

Выполняют в рабочей кабине только после прибытия в депо и таким порядком. Необходимо выключить ЭПК поворотом ключа по часовой стрелке до упора. Далее установить в положение «Выключено» тумблер «ПИТ» на БКР (индикаторы питания «ПИТ» на БКР и БЭЛ погаснут) и автоматические выключатели КЛУБ-У. Затем изъять кассету регистрации из БИЛ или БР. Обо всех выявленных замечаниях к работе системы необходимо сделать подробную запись в журнале формы ТУ-152.

В настоящее время системой оборудовано свыше 1400 локомотивов более 20 различных типов на 16 дорогах России. В целом же, с учетом поставок за рубеж, в эксплуатацию сдано уже около 3600 комплектов бортового устройства. Планами ОАО «РЖД» предусмотрено дальнейшее оборудование аппаратурой КЛУБ-У локомотивов и моторвагонных поездов российских железных дорог.

С.Ф. КАШИН, директор ДХООО ПСЖА «Локомотив», В.И. ЗОРИН, заведующий отделением «Автоматика и АЛС» ВЕ1ИИАС, А.А. ПРОНИН, ведущий инженер-конструктор, П.В. ТИТОВ, инженер первой категории

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *