Что такое реализм история 8 класс
Реализм
Реализм XIX в. вырастал, осваивая наиболее плодотворные идейно-эстетические традиции всех предшествовавших, а также сопутствовавших и даже противоборствовавших ему художественных направлений, прежде всего нового классицизма и романтизма, вместе с тем преодолевая их ограниченность.
Классицизм стремился к отражению объективного реального мира, исходя из того, что это возможно только на основе вполне определенных, заранее данных абсолютных критериев истины и красоты. Искусство классицизма могло обобщать реальную действительность, но не в типичных, а в идеализированных или условно схематичных образах, либо необычайно приподнятых, либо приниженных.
Романтизм стремился отстраниться от окружающей действительности, субъективно преображать ее. Романтики то вовсе отрицали объективную реальность мира, то полагали невозможным и ненужным его объективное воспроизведение средствами художественного творчества. Но именно потому, что романтики отвергали самый принцип заранее заданных логических и эстетических критериев и отважно стремились изображать внутренне противоречивые, необычайные (а с точки зрения классицистов — незакономерные и даже неэстетичные) явления живой действительности, их произведения нередко воплощали и диалектическую правду жизни. Неспособные и не считавшие возможным постичь и воспроизвести общие закономерности общественной жизни, романтики с тем большим увлечением обращались к проблемам частным, индивидуальным, к внутреннему миру человеческих мыслей, страстей и настроений.
Реализм в отличие от романтизма стремился к отражению объективного реального мира. В противоположность же классицизму он не исходил из заранее установленных представлений об этом мире. Основой реалистического искусства стали непосредственные, живые и непредвзятые восприятия и правдивое отражение реальной действительности. Они обычно были неотделимы от стремлений проследить и раскрыть заключенные в этой действительности глубинные силы, скрытые от простейшего поверхностного наблюдения, но управляющие событиями и связью явлений.
Великие художники-реалисты XIX в. с беспощадной правдивостью изображали язвы и пороки буржуазного общественного строя и буржуазной морали, хотя часто испытывали затруднения в утверждении положительного общественного идеала, нередко ошибались в определении путей его достижения.
Вершинами реализма в литературе были произведения Стендаля, Бальзака, Мериме, Флобера, Диккенса, Теккерея, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого. Реализм нашел яркое выражение и в области изобразительных искусств, особенно в живописи и графике, создав основу для высокого расцвета бытового жанра (Федотов, Перов, Милле, Курбе, Манэ, Дега), пейзажной живописи (Констебль, Коро, А. Иванов), портрета (Жерико, Крамской, Репин), политической карикатуры (Домье).
Художники-реалисты, обобщая живую действительность, создавали «типичные характеры в типичных обстоятельствах».(Фридрих Энгельс — Маргарите Гаркнесс, начало апреля 1888 г., «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», т. I, M. 1957, стр. 11.) Художественное обобщение и типизацию они осуществляли в ярких и конкретных индивидуализированных образах, глубоко проникая в психологию отдельных людей, в сущность развития общественных и личных отношений между людьми.
В реалистическом искусстве были развиты многие существенно новые средства художественного отражения действительности. Художники-реалисты сознавали и изображали в своих произведениях зависимость человеческих судеб, нравов и психологии от конкретных исторических условий, от общественной среды, они стремились возможно глубже проникать во внутренний мир мыслей и чувств, познавать непоследовательные, противоречивые особенности человеческих характеров, часто отображая не только постоянные, сложившиеся качества, но и развитие, становление характеров.
Таким образом, основными завоеваниями творческого опыта литературы и искусства XIX столетия явились прежде всего широта, глубина и правдивость общественной панорамы, принцип историзма, новая методика художественного обобщения (создание типических и вместе с тем индивидуализированных образов), глубина психологического анализа, раскрытие внутренних противоречий в психологии и взаимоотношениях людей.
Общая картина литературы и искусства XIX в. чрезвычайно многообразна и сложна. Наряду с общими чертами искусство каждой страны имело свои отличительные особенности, которые определялись характером социально-политических условий в истории каждого народа. Каждая нация имела свою собственную политическую судьбу, свой жизненный уклад, свой строй мышления и чувств.
Конспект интегрированного урока в 8 классе» Реализм в культуре 19 века»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Интегрированный урок 8-м классе по теме «Реализм в художественной культуре XIX века» (музыка, ИЗО, литература)
Цель урока: получить представление о направлении реализма в художественной культуре 19 века.
Оформление: на доске записана тема урока; вывешены картины Перова “Проводы покойника”, “Последний кабак у заставы”, “Утопленница” и картины, относящиеся к другим направлениям.
Класс разбит на 3 группы.
1. Вступительное слово учителя. Он говорит о цели урока и задачах. Затем читает стихотворение А. Блока
Век девятнадцатый, железный,
Воистину железный век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек.
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!)
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела.
А. А. Блок
2. Почему именно так сказал о веке 19 поэт? Что он имел в виду?
3. XIX век: какие у вас возникают ассоциации? (Можно заранее нескольким обучающимся дать задание – подготовить сообщения о 19 веке).
XIX век – это особый период в развитии России. Каждый новый период в истории культуры органически связан с предшествующим временем, и вместе с тем в нем появляются качественно новые явления. В этом собственно проявляется одна из закономерностей историко-культурного процесса – преемственность культуры как основы формирования культурного наследия.
Новое столетие по сравнению с предшествующим временем было более динамичным в социально-культурном отношении. “Мы зреем не веками, а десятилетиями”, – писал Н. М. Карамзин.
Огромное влияние на общественно-культурную жизнь 19 века оказали три события в истории страны – Отечественная война 1812 года, движение декабристов и отмена крепостного права. Они стали факторами, серьезно повлиявшими на сознание людей, политику правительства в отношении культуры, и прежде всего просвещения. Они не прошли бесследно также и для многих областей художественной культуры.
В 19 веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения. Прежде всего 19 век – становление системы начального и среднего образования. В 19 веке было создано Министерство народного просвещения. 19 век – период формирования системы университетского образования.
Русская наука 19 века добилась значительных успехов (Пирогов – хирург, анатомо-экпериментальное направление, Шиллинг – изобретение и усовершенствование электромагнитного телеграфа). Событием в исторической науке стала “История государства Российского” Н. М. Карамзина. Также были созданы выдающиеся произведения в области литературы, живописи, архитектуры, театра, музыки, ставшие достоянием всего человечества.
Художественную культуру следует рассматривать как совокупность различных областей искусства: литературы, музыки, театра, живописи. В 19 веке для художественной культуры были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование художественных стилей. В культурно-историческом соотношении классицизм – романтизм – реализм.
К началу 30-х годов в русской культуре утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А. С. Грибоедова и драматургия И. А. Крылова.
В развитии русской национальной литературы и культуры в целом огромна роль А. С. Пушкина. “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа”, – писал Н. В. Гоголь. “Пушкин – это наше все”,– говорил Аполлон Григорьев. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в русской литературе как художественного направления. “Евгений Онегин” Пушкина был первым реалистическим романом, “в высшей степени народным произведением”, “энциклопедией русской жизни”.
А теперь давайте вспомним – что такое реализм? (Понятие изучалось ранее).
К примеру, ученики могут дать следующие ответы:
Обратите внимание на доску. Перед вами произведения мировой живописи. С некоторыми из них вы знакомы. Рассматривая картины, сравнивая их, найдите те, которые написаны в стиле реализма. То есть вы должны, таким образом, выявить характерные черты направления реализма и доказать вашу точку зрения.
6. Работа в группах. На это дается три минуты. Каждая группа выявляет черты и озвучивает. Затем учитель комментирует, делаются записи в тетради.
Характерные черты реализма
Реализм – направление в искусстве, ставящее своей целью наиболее полное отражение реальности в её наиболее типичных проявлениях (слайд ). Стремление к реализму проявилось в работе Карла Павловича Брюллова (слайд ) «Последний день Помпеи». Брюллов впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы (слайд ).
Когда мы характеризовали 19 век, подчеркнули, что русская культура в целом – словоцентричная, то есть слово играет доминирующую роль. Поэтому с большой уверенностью можно сказать, что русская культура – литературо-центричная, и век 19 в этом отношении не является исключением. Литература всегда занимала первое место среди других видов искусств. Перед вами картины Василия Григорьевича Перова. С ними вы знакомы. Ваша задача заключается в следующем: вы должны проанализировать эти произведения. При анализе картин, вы должны ответить еще на один вопрос: с каким литературным произведением у вас возникают ассоциации.
8. Идет работа в группах. (Обсуждение картин и связь с произведениями художественной литературы). Выступают представители от каждой групп
1 группа. Картина “Проводы покойника”.
В серый день среди занесенных снегом полей подымаются на пригорок деревенские дровни с гробом умершего крестьянина. Перову замечательно удалось передать легкий подъем, движение дровней вглубь картины, к горизонту, под темные тучи, нависшие над полями. К гробу прижались дети. Вдова-крестьянка в тулупе правит лошадью, виднеется далекое село. Фигура убитой горем вдовы показана со спины, но сила выразительности ее огромна. Останавливает внимание привставшая, охватив рукою гроб, девочка с ее недоумевающим взглядом. Скупой красочный строй картины в соотношениях коричневых и серых тонов отвечает общему ее настроению. Это не отвлеченно найденное цветовое решение, но наблюденные в натуре холодные и теплые тона безнадежно грустного и пасмурного зимнего дня.
Эту картину с уверенностью можно отнести к подлинно реалистическим, поскольку она написана на основе реальных жизненных наблюдений.
Простая по содержанию, она наполнена глубоким социальным смыслом. Эта картина ассоциируется с поэмой Некрасова “Мороз, Красный нос”. По поводу этого полотна художественный критик Стасов писал: “Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме “Мороз, Красный нос”, там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова – никто”.
2 группа. Картина “Последний кабак у заставы”.
Тяжелой доле женщины-крестьянки посвятил Перов еще одну из своих лучших картин – “Последний кабак у заставы”. Картина изображает окраину города. Мы видим столбы заставы с двуглавыми орлами, выделяющиеся на фоне лимонно-желтого заката, вызывающего щемящее чувство тоски. Темный передний план с заснеженной дорогой, исчерпанной глубокими колеями, темнеющие дома с уже освещенными окнами оттеняют бледную полосу неба, которая потухнет. Стоят двое саней. Одни из них пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом с ней – собачонка. Сколько времени придется ждать молодой женщине зашедшего в последний кабак мужа?
Невольно вспоминается стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда”:
У заставы, в харчевне убогой
Все пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут: “Родная земля,
Укажи мне такую обитель,
Я такого угла не встречал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…”
На самом деле, содержание картины шире рассказа о горькой судьбе крестьянской женщины, это рассказ о тяжелой крестьянской жизни.
3 группа. Картина “Утопленница”.
Тяжелая доля женщины из народа, занимавшая всех передовых людей 60-х годов, волновала и Перова. В 1867 году им была написана картина “Утопленница”. Перов в этой картине повествует о женщине, опустившейся на самое дно жизни, но сознающей свое падение и глубоко страдающей. Судьбе героини картины художник посвятил прекрасный рассказ “На натуре. Фани Судьбе под №30”. Завязка его построена на том, что Перов в поисках натуры для своей “Утопленницы” находит в морге тело знакомой ему молодой женщины. Ей и посвящен рассказ Перова.
Фигура утопленницы в черном платье и черных ботинках, с открытым лицом и распущенными волосами погружена в полутень так же, как фигура городового, силуэтно выделяющаяся на фоне серебристого тумана. Нежные зеленовато-лимонные оттенки утреней зари подчеркивают контраст между безмятежной красотой природы и трагической судьбы человека.
Вчерашний день, в часу шестом.
Вчерашний день, в часу шестом
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”.
Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью.
(Тяжелый крест достался ей на долю.)
9. Делается общий вывод о характерных чертах реализма в творчестве Перова и Некрасова. Обращается внимание на то, какая тема объединяет этих двух великих людей.
Перов прекрасно знал русскую литературу; в особенности он любил Н. В. Гоголя. Он лично знал А. Н. Островского и оставил его прекрасный портрет. В конце жизни художник написал картину “Старики родители на могиле сына”, навеянную финалом романа Тургенева “Отцы и дети”. Но наибольшую близость мы можем установить между творчеством Василия Григорьевича Перова и Николая Алексеевича Некрасова. Главное, что их сближает, – глубоко сочувственное отношение к крестьянству.
Перов – “поэт скорби” в живописи, Некрасов – “поэт скорби” в литературе.
11. Что же происходит в мире музыки в это время?
В 1815 году Катарино Кавос, итальянец по происхождению, много сделавший для развития русского искусства, пишет оперу «Иван Сусанин», (рассказывающую о подвиге крестьянина села Домнино, близ Костромы, Ивана Осиповича Сусанина, совершённый в начале 1613 года. Москва была тогда уже освобождена от польских интервентов, но отряды захватчиков ещё бродили по русской земле. Что бы помешать полному освобождению страны, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, жившего тогда неподалёку от Домнина. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завёл захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.)
Эта ранняя опера страдала довольно примитивной драматургией, музыкальные эпизоды чередуются с разговорными диалогами, да и завершается опера благополучно – Иван Сусанин возвращается живым и здоровым домой. Такова была традиция – благодетель должна восторжествовать, несмотря на историческую правду.
— Кто далее развивает эту тему? (слайд)
В 1836 году в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», рассказывающая о тех же событиях что и опера Кавоса, но Глинка создаёт первую в истории мировой музыки героическую народную музыкальную драму, где вся музыка проникнута народными песенными оборотами. До Глинки в русской музыке «простой люд» был показан только в повседневной жизни и не представлялся героями важных исторических событий. В этой роли выступали князья, полководцы, сказочные богатыри. В опере Глинки Иван Сусанин не бытовой персонаж, а великий герой, спасающий всю страну и народ выступает как активное действующее лицо (слайды).
— Послушайте, как мощно звучит хор «Славься», прославляющий землю русскую и народ, победивший своих врагов, вслушайтесь в слова этого хора «Славься, славься ты Русь моя! Славься родная моя земля! Да будет во веки веков сильна любимая наша родная страна» (муз. файл «Славься»)
— Как общество отнеслось к появлению этой оперы?
Выдающийся музыкальный критик Одоевский писал «С оперой М. И. Глинки является то, что давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период – период русской музыки». Петербургские аристократы не скрывали своей враждебности к Глинке, который сделал героем монументальной исторической оперы простого крестьянина и написал музыку народного склада, они называли эту музыку «кучерской», на что Глинка отвечал «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ» (слайд).
— Как же сложилась судьба оперы?
По первоначальному замыслу Глинка назвал оперу «Иван Сусанин», но Николай Первый хотел чтобы народно-патриотическая опера воспринималась как прославление самодержавия, поэтому она была переименована в «Жизнь за царя» и царь милостиво похвалил композитора. В период советской власти опера шла под названием «Иван Сусанин». С изменением политической обстановки в стране сейчас она идёт в театрах России как «Жизнь за царя». Так политическая общественная жизнь оказывает влияние и на культурную жизнь.
Итак, в первые десятилетия 19 века русская культура прошла чрезвычайно важный этап в своём развитии. Если вначале при всём своеобразии она продолжала сохранять несколько подражательный характер по отношению к культуре Западной Европы, то постепенно в разных сферах культурной жизни России всё ярче проявляется интерес к своей стране с её реальными проблемами, к своему народу с его неповторимыми, только ему присущими чертами, всё более настойчивыми становятся попытки разобраться во всех сложностях своего исторического развития. Иными словами, русская культура переживает процесс становления национального самосознания.
— Какие события способствовали пробуждению национального самосознания? (слайд) (Отечественная война 1812 года, заставившая европейское образованное общество по новому взглянуть на народ, увидеть не тёмную массу, а героя способного пожертвовать всем ради спасения Родины, далее восстание декабристов, споры между западниками и славянофилами о судьбах России, о перспективах её развития).
Представители культуры, художники, композиторы чутко реагировали на эти споры, откликались на них своими произведениями. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявивший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемены к лучшему.
В 1860 году в Петербурге создаётся содружество русских композиторов, получившее название Балакиревский кружок. В него вошли Милий Алексеевич Балакирев (глава кружка), Александр Бородин, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков (слайд).
— Посмотрите на портреты этих композиторов и посчитайте, сколько было каждому в 1860 году: Балакиреву – 23, Бородину – 27, Кюи – 25, Мусоргскому – 21, Римскому-Корсакову – 16.
Это молодые люди. Балакирев учился в Казанском университете на математическом факультете. В 1855 году он встречается с Глинкой. Эта встреча изменила всю жизнь молодого человека. Он становится последователем и продолжателем дела Глинки. Бородин только что закончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и не был ещё известным ученым.
Кюи специалист в области фортификации. Мусоргский учился в школе гвардейских прапорщиков, был произведён в офицеры. Римский-Корсаков молодой выпускник Петербургского морского корпуса. Как видите все члены «Могучей кучки» молодые люди, не профессиональные музыканты, получившие домашнее музыкальное образование, как было принято во всех дворянских семьях того времени. Что же их всех объединяло?
Прежде всего идея народности и правды искусства, приверженность к родной русской культуре, её истории, традиции, фольклору.
— Обращаясь к историческим событиям, как и Глинка, Бородин пишет оперу «Князь Игорь», которая рассказывает о неудачном походе князя Игоря против половцев.
— Приверженность идеям Глинки можно встретить и в творчестве Мусоргского.
Знаменитая опера «Хованщина» переносит нас в 17 век, время правления Петра Первого о восстании в 1682 стрельцов и солдат Москвы. Послушайте вступление к этой опере. Какое впечатлении складывается у вас, слушая эту музыку и рассматривая картины (слайды) (муз. Фрагмент «Рассвет на Москва-реке»)
— Римский-Корсаков обращается в своём творчестве к сказочной и былинной тематике. Это оперы «Садко», «Снегурочка». Как моряк Николай Андреевич великолепно рисовал звуковые картины моря.
— Послушайте и посмотрите как перекликаются картины Айвазовского и музыка Римского-Корсакого (слайд, муз. Фрагмент «Океан-море»)
Таким образом, вы убедились, что у каждого вида искусства свой язык, у каждого художника свое видение мира. Но объединяет их принадлежность к одному направлению – реализму.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
РЕАЛИЗМ
Смотреть что такое РЕАЛИЗМ в других словарях:
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
реализм 1. м. 1) Направление в литературе и искусстве, ставящее целью дать правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах. 2) Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве. 2. м. Способность ясно понять и реально оценить окружающую действительность при осуществлении чего-л.
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художест. смотреть
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Запад. смотреть
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолко. смотреть
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
Вопрос о времени возникновения и этапах становления реалистического метода и направления (как и вопрос о взаимоотношениях самих этих понятий) остается спорным. Некоторые советские исследователи полагают, что реалистическая установка или реалистические принципы отражения возникают в древние времена и затем проходят ряд исторических этапов («античный Р.», «Р. Возрождения», «просветительский Р.», Р. XIX в., «социалистический Р.»); другие связывают начало Р. с эпохой Возрождения; третьи ведут отсчет от XVIII в., когда сформировался жанр семейно-бытового и социально-бытового романа. Наиболее широко бытует точка зрения, согласно которой Р. как направление (метод) сформировался в 30‑х гг. XIX в., когда в европейских литературах принцип правдивого изображения мира утверждается с наибольшей полнотой, в наиболее развитых социально-аналитических формах.
Новый этап развития европейского Р., отмеченный принципиальным разрывом с романтической традицией, начинается с середины XIX в. (Г. Флобер, У. Теккерей). В России, где основы Р. были еще в 20-30‑х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Р. XIX в. принято называть критическим реализмом. Советское литературоведение восприняло это понятие от М. Горького, употребившего его, чтобы подчеркнуть обличительную направленность большинства произведений мировой реалистической классики. В этом смысле термин вполне отвечает своему назначению, поскольку Р. действительно показывает несоответствие буржуазного строя нормам человечности, критически анализируя и осмысляя всю систему общественных отношений. По замечанию К. Маркса, «блестящая плеяда современных английских романистов, которые в ярких и красноречивых книгах раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые, дала характеристику всех слоев буржуазии…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 487). Социально-критическое начало является определяющим и в русском Р., где в середине XIX в. его связывали преимущественно с линией, идущей от «Ревизора» и «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, с деятельностью писателей натуральной школы. Однако термин «критический реализм» нельзя понимать буквально, т. к. Р. XIX в. вовсе не был лишен утверждающего начала. В действительности художественно запечатленный пафос утверждения присущ всей большой реалистической литературе. Он ясно выражен не только в позиции автора, но часто и в образах героев, наделенных нравственной стойкостью или способных в высшие моменты жизни подняться над эгоизмом. Показывая измельчение личности в буржуазном обществе (Г. Флобер, Ги де Мопассан, А. П. Чехов и др.), литература Р. отразила вместе с тем и сопротивление разлагающему воздействию этого общества на личность, воплотила высокие нравственные ценности, стремление к социальной справедливости. Обозначение Р. как «критического Р.» не вполне точно и в том отношении, что, акцентируя конкретно-историческую значимость произведения, его связь с социальными задачами момента, оно оставляет в тени философское содержание и общечеловеческое значение шедевров реалистического искусства.
По определению Ф. Энгельса, «… реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (там же, с. 6-7). При этом типизация характеров и обстоятельств (см. Тип и Типическое) осуществляется в Р. как раз через «правдивость деталей», в самих «конкретностях» условий бытия персонажей: в подробных и четких описаниях лиц и предметов, в изображении определённого реального места действия, в обрисовке исторических или временных реалий, в достоверном воспроизведении особенностей быта и нравов, своеобразия речи жителей определённой местности, людей той или иной социальной и профессиональной среды. Все это способствует созданию живого образа реальности, рождая ощущение «равнозначности» изображенного в произведении и подлинной действительности. Для развитых форм Р. показательна слитность «типичного» и индивидуального, неповторимо-личностного: жизненная сила и убедительность реалистического характера находятся в прямой зависимости от степени индивидуализации, достигнутой художником.
В России эстетическая концепция Р. начинает формироваться уже в критических заметках А. С. Пушкина. Существенный вклад в теорию Р. внес В. Г. Белинский. Прослеживая эволюцию мировой поэзия и русской литературы, критик стремился осмыслить ее как длительную борьбу за утверждение принципов «реального» искусства, рождение которого в русской литературе он связывал с творчеством Гоголя. При этом ни Белинский, ни Н. Г. Чернышевский, развивавший его концепцию, термином «Р.» не пользовались. Н. А. Добролюбов, выдвинувший принцип «реальной критики», употреблял термин «Р.» при анализе поэзии Пушкина и И. С. Никитина, однако скорее в смысле восприятия жизни («жизненный реализм»), чем в значении способа ее воссоздания. Впервые этот термин для определения общих особенностей и приемов творчества Тургенева и Гончарова ввел П. В. Анненков в статье «Заметки о русской литературе прошлого года» (1849), но общеупотребительным он стал лишь с 1860‑х гг.
Лит. манифесты франц. реалистов, Л., 1935;
Лукач Г. К истории реализма, М., 1939;
Проблемы становления реализма в литературах Востока. Материалы дискуссии, М., 1964;
Реализм и художественные искания XX в. Сб. ст. М., 1969;
Сучков Б., Историч. судьбы реализма, 3 изд., М., 1973;
Мотылева Т., Достояние совр. реализма, М., 1973;
Николаев П. А., Реализм как творч. метод. Историко-теоретич. очерки М., 1975;
Ауэрбах Э., Мимесис, пер. с нем., М., 1976;