Что такое речь определение для детей
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
Карина Солнышкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
Цель: познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
— познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
— учить составлять предложения
— развивать логическое мышление
— развивать внимание и память
— развивать фонематический слух
— воспитывать умение работать в коллективе
— воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки
Телевизор, видеоплеер, фильм «Как появилась речь», карточки с изображением знаков (точка, вопросительный и восклицательный знаки, стрелы с присосками, корзинки, предметные картинки (мамонт, грибы).
Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.
Методы, используемые на занятии:
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:
— эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;
— социальные методы: создание эмоционально-нравственных ситуаций.
Методы осуществления учебных действий:
— словесные методы: рассказ, прослушивание;
— наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов;
— практические методы: включение в коллективную деятельность.
Методы педагогического мониторинга и контроля:
— анализ деятельности детей на занятии.
Форма занятия: групповая.
План занятия:
1. Организационный момент.
— проверка готовности к занятию
— озвучивание цели и задач занятия
2. Теоретическая часть.
— знакомство детей с понятиями «устная речь», «предложение»
— просмотр фильма «Как появилась человеческая речь«
4. Практическая часть.
— подвижная игра: «Занятия древних людей»,фонетическая игра: «Определи по интонации»
5. Подведение итогов занятия (рефлексия).
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Владимировна.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Занятие можно начинать?
— Ребята, вы пришли на занятие, которое называется «Развитие речи».
А что же такое речь? Может кто-то знает?
— то, что говорит человек.
— Речь – это всё, что мы с вами говорим.
Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как появилась «устная речь».
-А почему такая речь называется устной?
— Потому что, когда мы разговариваем, работают наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь».
-А вы знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой (выражением лица: улыбались, хмурили брови.) и жестами, то есть показывали руками, что они хотят.Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал?
— Правильно, махал рукой, подзывая к себе друга. Если древний человек радовался, он хлопал в ладоши; если сердился – грозил кулаком; когда здоровался – пожимал руку своему другу.А к жестам древние люди добавляли звуки: рычание, крики…
— Потом стали появляться короткие словечки: ай, ой, ах, ух, эй, фу, ого…
— Затем слова становились длиннее: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, сюда, туда…
— Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь.
— А теперь, ребята, давайте представим себя древними людьми, которые не могли говорить и общались как?
— жестами, мимикой, звуками
Игра «Занятия древних людей»
Мальчикам педагог даёт стрелы с присосками предлагает «пойти на охоту». На доске висят картинки с изображением мамонта. Мальчики соревнуются в ловкости, кидая стрелы в изображение.
— Молодцы, ребята! Справились с заданиями. А теперь давайте посмотрим фильм, про то, как же появилась речь.
Просмотр фильма «Как появилась устная речь»
— Ребята, а сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь?
Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.
Предложения различают по интонации. Интонация – это сила голоса.
• повествовательные предложения (произносят их спокойным голосом). В них о чём-то рассказывают (повествуют). В конце таких предложений ставят точку (показать карточку с изображением точки).Например: Мама купила хлеб. (Попросить одного ребёнка придумать повествовательное предложение)
• восклицательные предложения (произносят их громким голосом, который «идёт» немного вверх). В конце таких предложений ставят восклицательный знак (показать карточку с изображением восклицательного знака).Например: Какой чудесный день! (Попросить ребёнка придумать восклицательное предложение)
• вопросительные предложения (произносят их с вопросительной интонацией, которая «идёт» немного вниз). В конце таких предложений ставят вопросительный знак (показать карточку с изображением вопросительного знака).Например: Мама, можно я пойду гулять? (Попросить ребёнка придумать вопросительное предложение)
Вправо, влево повернитесь,
Вверх повыше потянитесь,
Вниз пониже наклонитесь,
Вверх опять все потянитесь.
А теперь мы пошагаем,
Вверх прыжок – и отдыхаем.
— Ребята, посмотрите, у вас в корзинках лежат разные знаки. Давайте, поиграем. Я буду говорить предложение, а вы будете определять, какое это предложение.
Игра «Определи по интонации»
Педагог называет одно и то же предложение (Наступила осень) с разной интонацией, а дети определяют её и поднимают карточку с нужным знаком (точка, восклицательный или вопросительный знак)
— Вам понравилось наше занятие?
— Что понравилось больше всего?
Учащиеся: (ответы детей)
— Что нового вы узнали?
Учащиеся: (ответы детей)
— Что такое устная речь?
Учащиеся: (ответы детей)
— Из чего она состоит?
Учащиеся: (ответы детей)
— Какими бывают предложения?
Учащиеся: (ответы детей)
— Молодцы! Ребята, наше занятие закончилось. Всем спасибо. До скорой встречи!
Конспект комплексного занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая».
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.
Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Что такое семья» Что такое семья? Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Цель: воспитывать чувства любви к своей семье. Задачи:.
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что такое лес?» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо; 2. Закрепить у детей знания.
Летний праздник «Что такое это лето?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника в средней, старшей, подготовительной группах «Что такое это лето?» Ход праздника. Дети заходят, садятся на стульчики.
ООД «Что такое деньги?» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что такое деньги?» Воспитатель: Т. В. Костюк.
Проект «Что такое Новый год» для детей старшего дошкольного возраста Срок реализации 1 месяц. Автор составитель: Горчева Е. С. Актуальность Новогодний праздник, один из немногих в нашей стране, который празднуется.
Детский час
для детей и родителей
Что такое речь? Рассказ детям
«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»
Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим поколениям.
Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ. Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении информации. Как это сделать?
Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему желанию, произносить слова и предложения.
Что такое речь?
С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.
Дадим понятие речи.
Речь – умение, способность человека говорить.
Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.
Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.
Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.
Язык и речь
Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.
Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.
Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых идей, эмоций, чувств.
Основная единица речи – это слово.
Берегите речь
Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.
Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь! Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться. Риторика – наша помощница в правильном выборе словесных средств, в решении коммуникативных задач.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Открытый урок обучения грамоте «Что такое речь? Для чего нужна людям речь?»в 1 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что такое речь? Для чего нужна людям речь.
А. Толстой. Мальвина воспитывает Буратино.
Цели : Учить каллиграфически правильно писать буквы Аа, их соединение в словах с другими буквами; формировать начальные представления о функциях речи (познавательная и функция общения); развивать внимание, монологическую речь, беглое и выразительное чтение; воспитывать эмоциональное отношение к учебной деятельности и коммуникативные навыки (работа в паре, самооценка)
1.Орг.момент. Проверка готовности.
Вот звенит для нас звонок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
1. Вступительная беседа.- Какие дети учатся в нашем классе?
А – аккуратные, Б – бодрые, В – весёлые, Д – добрые. З – здоровые. К – красивые, Л – любознательные, С – сильные, Т – трудолюбивые, У – умные, Ч – честные.
Постановка учебной задачи. Прогнозирование темы и цели урока.
1) Чтение стихотворения С. Михалкова «Мы дружны с печатным словом»
Что мы сейчас услышали? Как удалось выучить стихотворение?
2) Что такое речь? Для чего нужна людям речь?
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где –то.
Письмо букв Аа, их соединения с другими буквами в словах предложения на стр.7.
Расшифровка и запись словарных слов алф*вит, х*р*ш*о,р*бята. Составление и запись предложения со словарными словами: Ребята хорошо знают алфавит.
5. Работа по грамматической теме. Слово учителя:
1) Речь нужна для передачи информации (познания окружающего мира):
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
О чем я рассказала вам? (О снеге, который кружится и тихо падает на землю.)
С помощью чего я рассказала вам об этом? (С помощью речи, которая состоит из слов, предложений, текста. Все, что мы говорим, это наша речь.)
2) Речь нужна для общения:
Я люблю. Когда при встрече
Мы знакомым и родным
— Доброй ночи! – говорим.
А какой бывает речь? Когда люди говорят друг с другом – это устная речь. Когда люди пишут письма друзьям? Это письменная речь.
Какую речь вы используете, когда пишите в тетради? (письменную).
4) Какой должна быть речь? (Красивой, правильной, выразительной.)
6. Развитие речи. Работа в паре.
Слушание текста (упр.1, с.6). Как и о чем говорят ребят? Помогите им правильно построить свои рассказы :
1) Ходил я в цирк не так давно. Как было весело, смешно! Там клоун был без головы. Играли в мяч морские львы.
2) А я на речке был. Разделся и поплыл. Я стал тонуть, ребята шли. Они меня спасли.
Можно ли озаглавить первый рассказ? (В цирке.) Второй? (На речке. Как я тонул. Как меня спасали ребята .)
7. Письмо. Составление предложений (упр.2), и запись
Белый снег кружится в воздухе. Он покрыл всю землю пуховым одеялом.
8. Развитие речи. Парная работа (упр. 4) Спроси-ответь.
9. Работа над текстом «Мальвина воспитывает Буратино».
Чтение и анализ текста (по вопросам, стр.9). Чему хотела научить Мальвина Буратино? Хотел ли знать грамоту Буратино? Вспомните, что купил папа Карло деревянному сынку? Что сделал Буратино с Азбукой? Как ты оцениваешь поступок Буратино?
(говорю – слушаю) (читаю – пишу)
1) Как писать буквы Аа, их соединение с другими буквами?
3) Как нужно относиться к учебе?
упр.3. стр.7, словарик
чит.стр.8-9. Вопросы, задания
КГУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок обучения грамоте
Тема: Что такое речь? Для чего нужна людям речь?
провела: Семенова Л.Б.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Что такое речь? Для чего нужна людям речь.
А. Толстой. Мальвина воспитывает Буратино.
Цели : Учить каллиграфически правильно писать буквы Аа, их соединение в словах с другими буквами; формировать начальные представления о функциях речи (познавательная и функция общения); развивать внимание, монологическую речь, беглое и выразительное чтение; воспитывать эмоциональное отношение к учебной деятельности и коммуникативные навыки (работа в паре, самооценка)
1.Орг.момент. Проверка готовности.
Вот звенит для нас звонок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
1. Вступительная беседа.- Какие дети учатся в нашем классе?
А – аккуратные, Б – бодрые, В – весёлые, Д – добрые. З – здоровые. К – красивые, Л – любознательные, С – сильные, Т – трудолюбивые, У – умные, Ч – честные.
Постановка учебной задачи. Прогнозирование темы и цели урока.
1) Чтение стихотворения С. Михалкова «Мы дружны с печатным словом»
Что мы сейчас услышали? Как удалось выучить стихотворение?
2) Что такое речь? Для чего нужна людям речь?
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где –то.
Письмо букв Аа, их соединения с другими буквами в словах предложения на стр.7.
Расшифровка и запись словарных слов алф*вит, х*р*ш*о,р*бята. Составление и запись предложения со словарными словами: Ребята хорошо знают алфавит.
5. Работа по грамматической теме. Слово учителя:
1) Речь нужна для передачи информации (познания окружающего мира):
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
О чем я рассказала вам? (О снеге, который кружится и тихо падает на землю.)
С помощью чего я рассказала вам об этом? (С помощью речи, которая состоит из слов, предложений, текста. Все, что мы говорим, это наша речь.)
2) Речь нужна для общения:
Я люблю. Когда при встрече
Мы знакомым и родным
— Доброй ночи! – говорим.
А какой бывает речь? Когда люди говорят друг с другом – это устная речь. Когда люди пишут письма друзьям? Это письменная речь.
Какую речь вы используете, когда пишите в тетради? (письменную).
4) Какой должна быть речь? (Красивой, правильной, выразительной.)
6. Развитие речи. Работа в паре.
Слушание текста (упр.1, с.6). Как и о чем говорят ребят? Помогите им правильно построить свои рассказы :
1) Ходил я в цирк не так давно. Как было весело, смешно! Там клоун был без головы. Играли в мяч морские львы.
2) А я на речке был. Разделся и поплыл. Я стал тонуть, ребята шли. Они меня спасли.
Можно ли озаглавить первый рассказ? (В цирке.) Второй? (На речке. Как я тонул. Как меня спасали ребята.)
7. Письмо. Составление предложений (упр.2),и запись
Белый снег кружится в воздухе. Он покрыл всю землю пуховым одеялом.
Предупреждение ошибок: снег, кружится, одеялом.
8. Развитие речи. Парная работа (упр. 4) Спроси-ответь.
9. Работа над текстом «Мальвина воспитывает Буратино».
Чтение и анализ текста (по вопросам, стр.9). Чему хотела научить Мальвина Буратино? Хотел ли знать грамоту Буратино? Вспомните, что купил папа Карло деревянному сынку? Что сделал Буратино с Азбукой? Как ты оцениваешь поступок Буратино?
(говорю – слушаю) (читаю – пишу)
1) Как писать буквы Аа, их соединение с другими буквами?
3) Как нужно относиться к учебе?
упр.3. стр.7, словарик
чит.стр.8-9. Вопросы, задания
Номер материала: 467969
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Ольга Стоян
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога. Речь педагога имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е.наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Особенности речевого развития второй младшей группы
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);
4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
Основными направлениями работы по развитию речи являются:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи.
Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков,родителям нужно уже сейчас:
• развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений,например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• поощрять звукоподражание,звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки,например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
• развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек)на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).
3. Формирование грамматического строя.Грамматический строй речи заключается в:
• развитии умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
• употреблении прилагательных, глаголов.
• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
• «Добавь слово»: дом – домик, стол-(столик, ложка-(ложечка, стул-(стульчик).
4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).
Развивая связную речь, следует учить детей:
• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
• Активно включаться в разговор;
• Объяснять содержание картины, ситуации;
• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар.Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательные ситуации используются:
– на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с окружающим – наблюдение, на занятиях с картинками –рассматривание. На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей, воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными, воспитатель всё время дополняет ответы детей, а в случаи затруднения сам ведёт рассказ, призывая детей повторят за ним.
Для развития речевой активности у детей широко используются картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников.
О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация. Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.
Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей.
4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.
Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.
Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев.После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный).
Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагаются литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки.
При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольномобразовательном учреждении педагогу важно:
— во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,
-во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».
Влияние сказок на развитие речи
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело,как игра: она ему нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить свои возможности.» Дж. Родари
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье?
Сказки позволяют педагогам ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Взрослые получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.
Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком. У него не только непослушен язык, он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту.
А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе не заметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.
«Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста»
«Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Ученые установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и её развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику ребёнка, мы стимулируем развитие его речи. Лучше всего лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, шнуровать шнурки, нанизывать пуговицы, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать и т. п.
Широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
У нас с малолетства учили играть в «Сорока – белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». «Чей нос?», Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсами от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Развивая мелкую моторику рук ребёнка,решается сразу несколько задач:
-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
-тренировка внимания, пространственного мышления;
-воспитание эмоциональной выразительности, воображения и мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности, способствуют развитию речи, творческой мыслительной деятельности.
Все пальчиковые игры разделяются на несколько групп
Первичные игры или игры – манипуляции.
Сюжетные пальчиковые упражнения
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
Пальцы выставляются вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных, деревьев, птиц, насекомых.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
«Засолка капусты»— движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление.Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
И так, подводя итоги,можно констатировать следующее: пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваются.
Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И, главное – когда он научится играть самостоятельно в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научится отличать игру от реальности. Просмотр мультфильмов для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмысливать происходящее на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет, когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.
Правильное содействие развитию речи ребёнка – это самое ценное, что родители могут предложить ребёнку.
«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.
Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.
Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.
Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.
Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.
Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.
Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.
Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.