Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Конспект урока по родному русскому языку 5 класс на тему «Речевой этикет»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока на тему : «Речевой этикет».

— определять сферу употребления этикетных слов;

— воспитывать речевую культуру учащихся.

Что такое речевой этикет?

Орфографическое списывание и запоминание слов:

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Используя информацию текста, письменно ответьте на вопрос «Что такое речевой этикет?» (работают самостоятельно, затем зачитывают свои варианты)

Со временем приветствия, конечно, меняются. Ещё в XVIII веке формулы «Здравия тебе желаю!», «Желаю здравия!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого.

Лишь позже они закрепились в военной среде. Когда-то «Здравствуй!» говорили не только при свидании с другим, но и если кто- нибудь чихал, то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят «Будь здоров!» или «Будьте здоровы!». Читая в былинах такие выражения, как «Ай ты гой еси, Илья Муромец!» или «Исполать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «исполать» — это старинные приветствия, но сами давно уже их не употребля­ ем. Устойчивее других оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», ко­

торые широко используются в современной русской речи наряду со «Здравствуйте!». Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения.

Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

1. (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

2. Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

( платит/едет без билета).

4. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

5. Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

6. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

7. Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Прочитайте следующие диалоги. Скажите, что вы узнали о собеседниках (их возраст, как давно они знают друг друга)?

б) Запишите в форме диалога следующие прощания: (слайд 9)

· С товарищем, который улетает в другой город.

· С приятелем, который идёт сдавать экзамен

· По телефону с другом, с которым вы договорились встретиться завтра.

Как на письме оформляется диалог?

а) Какие слова называются этикетными?

б) Какова история происхождения этикетных слов здравствуйте, прощай, спасибо, благодарю?

в) Продолжите письменно предложение: Я думаю, что надо использовать фразы речевого этикета, потому что …

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе по теме: «Речевой этикет: нормы и традиции»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речевой этикет: нормы и традиции Урок родного русского языка в 5 классе по теме:

Что такое речевой этикет? Один из важнейших элементов культуры человека – речевой этикет. Общаясь друг с другом, мы не только говорим, но и выражаем своё отношение к людям. При этом мы всегда следуем тем правилам поведения, которые приняты в том обществе, где мы живём. Этот установленный порядок поведения называется этикетом.

Откуда произошли этикетные слова? Здравствуйте – это пожелание здоровья при встрече. Пожелание здоровья связано с тем, что, по убеждению первобытных племён, слово обладает чудодейственной силой, слово доброго пожелания и приветствия даёт счастье, довольство, успех в делах. Прощай – от глаг. прощать. Первоначально значило «прости, извини, если чем обидел». Благодарю – благо дарю (за ваши услуги). Спасибо – спаси Бог (за добрые дела).

Словарная работа ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА БЛАГОДАРЮ ДО СВИДАНИЯ ИЗВИНИТЕ К СОЖАЛЕНИЮ

Приветствия Для прощания и встречи Много есть различных слов: «Добрый день!» и «Добрый вечер!», «До свиданья!», «Будь здоров!», «Я вас рада видеть очень», «Мы не виделись сто лет», «Как дела?», «Спокойной ночи», «Всем пока», «Прощай», «Привет», «Буду рад вас видеть снова», «Не прощаюсь!», «До утра!», «Всем удачи!», «Будь здорова!» И «Ни пуха, ни пера!».(А. Усачев).

В чём разница? Прощай! – До свидания! Счастливого пути! – Скатертью дорога!

Запишите в форме диалога прощания: С товарищем, который улетает в другой город. С приятелем, который идёт сдавать экзамен По телефону с другом, с которым вы договорились встретиться завтра.

Речь Культурная, выразительная Говорим, улыбаемся, благодарим Мы должны говорить хорошо. Давайте общаться друг с другом по правилам этикета.

Подведем итоги Какие слова называются этикетными? Какова история происхождения этикетных слов здравствуйте, прощай, спасибо, благодарю? Продолжите письменно предложение: Я думаю, что надо использовать фразы речевого этикета, потому что …

Домашнее задание: 1. параграф 15, упр. 146 продолжите синонимичный ряд: вежливый, учтивый, почтительный, предупредительный

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Номер материала: ДБ-1511089

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему «Правила речевого этикета: нормы и традиции» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по родному (русскому) языку, 5 класс

Дата: 01.02.2019 урок № 21

Тема. Р.р. №2 Правила речевого этикета: нормы и традиции.

Предметные: формирование представлений о речевом этикете;

Метапредметные: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

Личностные: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: учебник по родному (русскому) языку, карточки с заданиями.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. Мы должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания, и т.д.).

Какие слова речевого этикета вы знаете? (ответы учащихся)

Объяснение нового материала

Выполнение упр.144, стр. 17

Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

( внимательный, обходительный, почтительный, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый; деликатный, тактичный)

3)Используя информацию текста, письменно ответьте на вопрос «Что такое речевой этикет?» (работают самостоятельно, затем зачитывают свои варианты)

До св_дания, п_жалу..ста,

изв_ните, сп_сибо, здра_ствуйте,

Чтение учителем лингвистической заметки (стр.118)

Со временем приветствия, конечно, меняются. Ещё в XVIII веке формулы «Здравия тебе желаю!», «Желаю здравия!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого.

Лишь позже они закрепились в военной среде. Когда-то «Здравствуй!» говорили не только при свидании с другим, но и если кто- нибудь чихал, то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят «Будь здоров!» или «Будьте здоровы!». Читая в былинах такие выражения, как «Ай ты гой еси, Илья Муромец!» или «Исполать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «исполать» — это старинные приветствия, но сами давно уже их не употребля­ ем. Устойчивее других оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», ко­

торые широко используются в современной русской речи наряду со «Здравствуйте!». Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения.

Выполнение упражнения из учебника №145 (устно)

Чтение учителем рубрики «Диалог культур»

► Формулы приветствия при встрече у разных народов очень интересны. По этим формулам мы можем узнать о ценностях, которые существуют у того или иного народа, о том, что заботит человека прежде всего и чего он, как друг и учтивый собеседник,

— У русских — «Здравствуйте!» — пожелание здоровья;

— у американцев — «Как дела?» — главное — деловые отношения;

— у китайцев — «Ел ли ты сегодня?», «Вы сыты?»’,

— у монголов приветствия разнятся в зависимости от сезона — осенью спрашивают: « Жирный ли скот?», весной: « Благополучно ли встречаете весну?», зимой: «Как зимуете?», а самым общим приветствием является выражение, отразившее кочевой образ жизни: «Как кочуете?»

Карточка (работа в парах)

Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

(Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

( платит/едет без билета).

Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Выполнение упр.148 (устно)

Сегодня на уроке я узнал……

Мне очень понравилось упражнение…….

Для меня было сложным…….

Домашнее задание: упр.151, стр.123, повторить теоретический материал

Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

    (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

    Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

    За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

    ( платит/едет без билета).

    Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

    Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

    Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

    Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

    Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

    (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

    Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

    За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

    ( платит/едет без билета).

    Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

    Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

    Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

    Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

    Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

    (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

    Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

    За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

    ( платит/едет без билета).

    Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

    Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

    Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

    Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

    Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

    (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

    Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

    За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

    ( платит/едет без билета).

    Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

    Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

    Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

    Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

    Источник

    Разработка урока развития речи. 5 класс. «Речевой этикет»

    Онлайн-конференция

    «Современная профориентация педагогов
    и родителей, перспективы рынка труда
    и особенности личности подростка»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Выбранный для просмотра документ Речевой этикет (открытый урок).ppt

    Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку. Фото Что такое речевой этикет 5 класс по родному языку

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Карточка №1 Касса, выдай мне билет. Ваше вежливое слово. У меня такого нет. Ах, у Вас такого нет, не получите билет.

    Вы, Ваш употребляется при обращении: К незнакомому лицу; к старшему по возрасту или положению; в официальной обстановке общения.

    Спасибо Благодарю Вас Я Вам очень признательна Моя благодарность не знает границ Я тронута Вашим вниманием Ваша любезность меня ко многому обязывает Вы очень любезны Вы меня так выручили

    Ничто не обходится нам так дёшево И не ценится так дорого, как вежливость. М. де Сервантес

    Карточка №2 Если ученик благодарит своего друга, то скорее всего он скажет… Если вы благодарите кондуктора в транспорте за проданный билет, то нелепо прозвучит фраза…, вы скажете просто… или… Если ваша бабушка благодарит доктора за серьёзную помощь, она, возможно, скажет.

    Здравствуйте До свидания Спасибо Благодарю Пожалуйста

    Спасибо- спаси Бог Здравствуйте- пожелание здоровья До свидания- пожелание новой встречи Благодарю- дарить благо(что-то хорошее) Пожалуйста- вежливое приглашение

    Деловой(официальный) разговор Сообщайте только нужную информацию; Говорите кратко и ясно; Будьте вежливы, уважайте своего собеседника.

    Карточка №3 Вы набрали номер телефона, что вы должны сказать прежде всего? Нужно ли представиться или просто попросить к телефону нужного вам человека? Что нужно сказать, если вы ошиблись номером? Кто должен первым закончить разговор?

    Дом. задание. Составить диалог (5-6 реплик). Разговор по телефону.

    Составитель : учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №129 г. Челябинска» Кнутарева Т.В., высшая квалификационная категория.

    Выбранный для просмотра документ Речевой этикет.doc

    Урок развития речи «Речевой этикет»

    Составитель: учитель высшей категории

    МБОУ «СОШ № 129 г. Челябинска»

    Кнутарева Тамара Витальевна

    Ничто не обходится нам так дешево

    И не ценится так дорого, как вежливость.

    М. де Сервантес

    Вступительное слово учителя.

    На прошлом уроке мы говорили с вами о диалоге. Мы живем среди людей, нам приходится постоянно общаться друг с другом. Поэтому среди наук, без которых не обойтись, находится наука общения. Древний поэт Саади сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

    — Что можно сказать о человеке по его речи? (Ответы уч-ся)

    Вывод учителя: » По речи можно очень многое сказать о человеке: насколько он грамотен, воспитан, вежлив, насколько знаком с правилами поведения, с правилами речевого общения».

    Умеем ли мы общаться, насколько хорошо мы знакомы с правилами речевого общения?

    -Вы нечаянно толкнули прохожего на улице, что скажет вежливый человек «Извините» или «извиняюсь»

    -А что скажет в ответ вежливый человек?

    — Встретились взрослый человек и ребенок, кто первый должен поздороваться?

    — Вы обращаетесь к прохожему, чтобы уточнить время, какой вы зададите вопрос? (Скажите, пожалуйста, который час)

    Итак, ребята, общаясь друг с другом, воспитанные люди соблюдают множество правил. Эти правила входят в понятие речевого этикета.

    Откуда же произошло это слово «этикет»?

    Сообщение ученика о происхождении слова.

    (На одном из пышных и изысканных приемах у французского короля Людовика 14 гостям вручили карточки с перечислением правил поведения, которые требовалось выполнять. По-французски карточки назывались этикетки. Вот от этих этикеток и произошло слово этикет.

    Запись слова в тетрадь-справочник.

    К сожалению, не все знакомы с этим понятием.

    Вот послушайте один разговор. Что такое диалог? Знаки препинания при диалоге какие?

    (Ребята прослушивают диалог:)

    Касса, выдай мне билет.

    Ваше вежливое слово.

    — Ах, у Вас такого нет, не получите билет.

    -Кто из героев диалога не знаком с понятием речевого этикета?

    -Какие грубые ошибки допускает покупатель?

    Обратите внимание, что, обращаясь к одному покупателю, кассир употребляет местоимения Вы, Ваш.

    — В каких случаях, употребляется форма вежливого обращения?

    Учащиеся рассматривают таблицу и отвечают на вопрос.

    Вы, Ваш употребляется при обращении:

    1) к незнакомому лицу;

    2) к старшему по возрасту или положению;

    3) в официальной обстановке общения

    Учитель предлагает составить диалог между вежливым покупателем и продавцом.

    (Прослушивание нескольких диалогов)

    Предлагается определить, кто из ребят справился с заданием лучше?

    В ваших диалогах я услышала только одну форму благодарности «спасибо». А сколько же их существует в нашей речи?

    -Учитель спрашивает ребят, сколько они знают форм благодарности.

    Один из исследователей речевого этикета приводит 28 форм благодарности (Формановская «Вы сказали Здравствуйте»)

    На доске написаны несколько форм благодарности, учитель предлагает ребятам прочитать их:

    Я Вам очень признательна

    Моя благодарность не знает границ

    Я тронута Вашим вниманием

    Ваша любезность меня ко многому обязывает

    Вы меня так выручили

    Постарайтесь запомнить эти выражения благодарности и употреблять почаще их в речи, ведь если выражаться словами известного испанского писателя Мигеля де Сервантеса: «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

    Форм благодарности, как видим, очень много.

    — Когда же уместно употреблять то или иное выражение?

    -От чего это зависит?

    Учитель: » Это зависит от того, кто говорит, важен возраст говорящего, обстановка, иначе говоря, нужно учитывать речевую ситуацию.»

    Учащимся предлагается выполнить задание на карточке №1

    Если ученик благодарит своего друга, то скорее всего он скажет…

    Если вы благодарите кондуктора в транспорте за проданный билет, то нелепо прозвучит фраза…, вы скажете просто… или …

    Если ваша бабушка благодарит доктора за серьезную помощь, она, возможно, скажет…

    Кроме слов благодарности существуют и другие вежливые слова Давайте вместе их вспомним

    Растает ледяная глыба от слова теплого…

    Зазеленеет старый пень, когда услышит…

    Мальчик вежливый и развитый говорит, прощаясь.

    Когда нас бранят за шалости, говорят…

    И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь, …

    Давайте запишем эти слова и запомним их правописание:

    А кто знает, как произошли эти слова и как это связано с их значением?

    Итак, как видите все эти слова означают что-то очень хорошее: пожелание здоровья, добра, надежда на встречу и т.д., именно поэтому они такие волшебные, способные расположить окружающих к вам, обеспечить вам хорошее отношение людей, которые общаются с вами.

    К сожалению, некоторые ребята не только не употребляют вежливых волшебных слов, а ещё и употребляют слова, которые засоряют нашу речь, порой так, что даже трудно понять, о чем же идет речь.

    — У, моща! Один фитиль такое сморозил!

    Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять! Сел и почесал. И давай выпендриваться! Да как дерябнется. Сам с фингалом. А велик гикнулся. Во ржачка!

    — А что там лошадь была?

    — Ну-ка давай сначала.

    — Ну, давайте. Чего вы там не поняли? Значит, один фитиль…

    — А что же это за фитиль?

    — Ну, парень длинный, подкатил к шкету.

    — Ну Вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

    — Почему взрослый человек не понял мальчика? (Ответы учащихся)

    Учитель: » К сожалению, среди молодежи зачастую бывают популярны такие слова, засоряющие нашу речь, так называемые жаргонизмы или по-английски сленг, что в переводе означает «испорченный язык». Когда ребята взрослеют, они как правило избавляются от этой болезни. Если есть такие среди нас, то мы им тоже пожелаем скорейшего выздоровления.

    А вот сейчас послушайте следующий диалог и подумайте, почему, даже употребляя вежливые слова, герой допускает серьезные ошибки?

    (Прослушивание диалога 2 учащихся)

    Алло, справочная? Добрый вечер. Будьте любезны, милая барышня, я очень Вас прошу, если Вас не затруднит, можно ли как-нибудь выяснить телефон моего очень хорошего друга. Видите ли, я потерял записную книжку и теперь…

    Вы знаете, у него очень известная фамилия, он…

    Но Вы меня все время перебиваете, просто плохо воспитаны, не знаете правил хорошего тона! Я не могу так разговаривать!

    -Какие грубые ошибки допускает человек, звонивший в справочную? (Не может четко и ясно задать вопрос, отнимает слишком много времени, допускает неуместную здесь форму обращения (милая барышня), много ненужных слов и очень мало необходимой информации).

    Итак, если мы ведем деловой, официальный разговор, то мы должны соблюдать следующие правила:

    Деловой (официальный) разговор

    -Сообщайте только нужную информацию

    — Говорите кратко и ясно

    — Будьте вежливы, уважайте своего собеседника

    Почти у всех вас есть телефон. Умеем ли мы правильно разговаривать по телефону?

    Вот послушайте диалог героев передачи «Радионяни» («Разговор по телефону»).

    Расскажите о правилах разговора по телефону, ответив на вопросы карточки № 3

    — Вы набрали номер телефона, что вы должны сказать прежде всего?

    — Нужно ли представиться или можно просто попросить к телефону нужного вам человека?

    — Что вы должны сказать, если вы ошиблись номером?

    — Кто первый должен закончить разговор?

    (Прослушать монологические ответы учеников.)

    Учитель предлагает провести конкурс знатоков вежливых слов. К доске вызываются две пары учеников, им предлагается назвать по очереди слова приветствия и слова прощания.

    Итак, мы сегодня поговорили о правилах речевого этикета. Выяснили, что в основе речевого этикета лежит культура человека, его воспитанность. Культура общения связана с такими понятиями, как вежливость, деликатность, приветливость. Человек, обладающий такими качествами, всегда найдет себе друзей, сумеет расположить к себе окружающих людей, так как

    «Приветливость – это золотой ключик, который открывает железные замки людских сердец». (Восточная мудрость)

    Подводим итог, у кого жетонов оказалось больше, тому присваивается звание «Знаток речевого этикета».

    Домашнее задание: Составить диалог из 5-6 реплик «Разговор по телефону».

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *