Что такое речевой образец воспитателя

Образец речи и имидж воспитателя

Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть фото Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть картинку Что такое речевой образец воспитателя. Картинка про Что такое речевой образец воспитателя. Фото Что такое речевой образец воспитателя наталия лазарева
Образец речи и имидж воспитателя

«Образец речи и имидж воспитателя».

Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Слайд 2. В своем выступлении мне хотелось подробнее остановиться именно на речи воспитателя, как части имиджа педагога. Какие же культурные и методические требования предъявляются к речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения?

Речь является обязательным элементом общей культуры человека. От того, насколько грамотно и выразительно говорит человек, способен ли правильно донести информацию, мелодично ли и позитивно звучит его речь, зависит успех человека не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Слайд 3. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте внутренние механизмы речи ребенка развиваются исключительно под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником культурной речи. Поэтому педагог должен правильно говорить: иметь хорошую дикцию, уметь выдержать определенные громкость и темп, сделать речь интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Автор книг «Речевое развитие дошкольников», «Теория и методика развития речи детей» Алексеева Муза Михайловна, отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому к речи педагога детского сада сегодня предъявляются высокие требования, и повышение культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Слайд 4. Что же такое «культура речи»? Профессор Скворцов Л. И. дает определение, согласно которому культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Культура речи педагога является важнейшим качеством его профессиональной педагогической деятельности.

Слайд 5. Какие же условия необходимы для овладения мастерством речи?

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

– голос не должен вызывать неприятных ощущений, должен обладать благозвучностью;

– педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения;

– педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;

– с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения;

– голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

Слайд 6. Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Качество дикции обеспечивается точностью и синхронностью работы голосового, артикуляционного и дыхательного аппаратов.

Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, следует воспользоваться словарями или справочниками.

Слайд 7. Еще одним элементом профессиональности речи педагога является выразительность. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов, произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, что позволяет выразить мысль более полно, закончено.

Слайд 8. Компоненты профессиональной речи воспитателя

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяют следующие компоненты его профессиональной речи:

• качество языкового оформления речи;

• ценностно-личностные установки педагога;

• четкий отбор информации для создания высказывания;

• ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Слайд 9. Сейчас я познакомлю вас с требованиями к речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Культурные и методические требования к речи педагога включают:

• строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на опыт ребенка;

• владение риторическим мастерством;

• знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

Слайд 10. Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях, которые он должен предъявлять к воспитанникам:

• воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети;

• необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей);

• необходимо систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки;

• уделять внимание речи детей не только в процессе занятий, но и в повседневной деятельности.

Слайд 11. Определим коммуникативные качества речи педагога:

Слайд 12. Какие рекомендации можно дать по развитию речевой культуры педаго га?

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

5. Речь педагога должна быть интонационно выдержана: должны быть поставлены логические ударения, выделены отдельные слова, важные для понимания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Педагог должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи – одним из важнейших профессиональных качеств.

В заключении можно сказать, что имидж является одним из показателей компетентности современного педагога. Именно педагог создает культуру последующих поколений, он должен быть интересен как личность. Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью.

Литература

• Колосова И. В., Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 3/2009.

• Методика выразительного чтения. Под ред. Т. Ф. Завадской.

«Просвещение», Москва, 1977 г.

• Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

• Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?; Москва «Просвещение».- 1988.

• Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. — 3-е изд. — М. :Учпедгиз, 1963.

• Скворцов Л. И. «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.

• Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М. : Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976.

• Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

Источник

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду»

Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть фото Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть картинку Что такое речевой образец воспитателя. Картинка про Что такое речевой образец воспитателя. Фото Что такое речевой образец воспитателя Пичугина Анна Александровна
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «Золотой ключик»

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных,частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. «Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам.Например: «Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.

Но, к сожалению,очень часто встречаются такие ошибки: «Возьми со старшей группы” (здесь предлог «из” заменяется «со”). «»Не ложи сюда” (вместо «не клади”). «Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям,которые медленно едят: «Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детейположительное отношение к еде: «Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается.Или: «Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. «И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. «Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении,так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.

Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки

Консультация для воспитателей «Дорожка здоровья в детском саду» Дорожка здоровьяХорошо, если территория детского сада большая или рядом есть лес или парк. Именно здесь можно разместить дорожку здоровья.

Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть фото Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть картинку Что такое речевой образец воспитателя. Картинка про Что такое речевой образец воспитателя. Фото Что такое речевой образец воспитателяИгра как основной источник познания В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, характера, формы поведения детей. К школе ребенок должен уметь ориентироваться.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:»О речи воспитателя в детском саду с детьми» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: » Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» При развитии речевого слуха работа.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду» Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Источник

Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть фото Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть картинку Что такое речевой образец воспитателя. Картинка про Что такое речевой образец воспитателя. Фото Что такое речевой образец воспитателя Наталия Телешева
Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.

1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);

2. она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы ком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению,очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Речевой образец воспитателя как в повседневном общении,так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

• при работе с картинкой;

• при рассказывании из личного опыта;

• для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с до школьниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый может быть вызван. «

Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.

1. разговор с детьми

2. поручения и задания

7. заучивание стихотворений.

Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Список использованной литературы

1. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – М. : Лайнер, 2005.

2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004.

4. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей. – М. : Просвещение, 2005.

Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть фото Что такое речевой образец воспитателя. Смотреть картинку Что такое речевой образец воспитателя. Картинка про Что такое речевой образец воспитателя. Фото Что такое речевой образец воспитателяРоль потешек в развитии речи детей раннего возраста Особую роль в развитии детей раннего возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, эмоциональное восклицание,.

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста Образовательная область: коммуникация. Раздел программы: развитие речи. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества.

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей» Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей Составила воспитатель: Сорокина Л. Л. «Роль пальчиковой гимнастики.

Роль интерактивных игр в развитии речи детей Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Роль семьи в развитии речи детей Навык правильной речи приобретается прежде всего в семье. Семья может и должна быть союзницей дошкольного учреждения и школы в деле культуры.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста Речевое развитие дошкольников в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ. Во многом определяющее.

Роль экологических игр в развитии речи детей «Роль экологических игр в развитии речи детей» Воспитательно-образовательный процесс в детском саду направлен на формирование активной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *