Что такое редукция безударных гласных
Фонетические законы в областях гласных звуков с примерами
Основное качество гласного звука проявляется всегда под ударением, а в безударных складах происходит его редукция. Нужно запомнить несколько основных законов для правильного выполнения всех фонетических (практических) задач.
При транскрибировании важно высчитывать позиции гласных в каждом слове, для точности передачи всех особенностей русского языка.
Очень важно обращать внимание на все согласные, которые стоят перед каждым гласным в словах. Так как твердые и мягкие согласные и рядом стоящие гласные звуки влияют фонетически друг на друга.
Редукция гласных звуков в русском языке
Звуки [и], [ы], [у] не редуцируются качественно, они становятся короче в безударных складах — происходит количественная редукция.
Под влияние качественной редукции попадают такие гласные звуки как [э], [а], [о].
При определенных фонетических условиях гласные звуки заменяются их вариантами ([ь], [ъ], [Иэ], [Ыэ], [Λ]).
Позиция гласных [а] и [о] после твердых согласных
Например:
Звук [а]
Звук [о]
Если звуки [о], [а] находятся в начале слова — в транскрипции всегда ставится крышечка [Λ], так как гласный находится в позиции абсолютного начала и он менее редуцируется.
Редукция (лингвистика)
Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим — ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных — оглушение (лингвистика) — также очень распространена в ряде языков мира (русский, немецкий).
Содержание
Типы редукции гласных
Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция — сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Качественная редукция — изменение звучания, «преображение» фонемы.
Количественная редукция гласных
Количественная редукция — сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу, также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.
Качественная редукция гласных
Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный шва из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие, быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон, то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример — португальский язык, где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].
Система редукции гласных в русском языке имеет смешанный качественно-количественный характер. После твёрдых согласных гласные [э], [о] и частично [ы] в безударных слогах редуцируются до [ы э ]/[ъ] и [ъ], а после мягких согласных гласные [э], [о], [а] и [и] редуцируются до [и е ]/[ь]. Гласный [у] подвержен в основном количественной редукции.
Другие случаи редукции
В ряде случаев редукции могут подвергаться целые слоги, слова, предложения. Например русское «привет» > быстрое [прет], сейчас > [щас], человек > [чеек], девушка > [деушка]. Подробнее см. беглое произношение.
См. также
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Редукция (лингвистика)» в других словарях:
Конвергенция (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Конвергенция. Конвергенция (от лат. convergo приближаюсь, схожусь) сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие конвергенции имеет два аспекта: глоттогонический и… … Википедия
Аблаут — (нем. Ablaut) (именуемый также апофония) чередования гласных в составе одной морфемы, гласные часто выступают в виде внутренней флексии. Пример: собирать соберу сбор соб рать. Термин «аблаут» был введён немецким… … Википедия
Беглое произношение — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён … Википедия
Невнятная речь — Беглое произношение (также невнятное произношение или пропуски звуков, слогов или слов) это явление смешения и пропуска в речи некоторых слогов, практически всегда присутствующее в речи носителей естественных языков (и недопустимое в некоторых… … Википедия
Невнятное произношение — Беглое произношение (также невнятное произношение или пропуски звуков, слогов или слов) это явление смешения и пропуска в речи некоторых слогов, практически всегда присутствующее в речи носителей естественных языков (и недопустимое в некоторых… … Википедия
Фонетика — Лингвистика … Википедия
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Чукотский язык — Самоназвание: Ԓыгъоравэтԓьэн йиԓыйиԓ Страны: Россия … Википедия
Жестовые языки — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Артикуляционная характеристика гласных. Закон редукции безударных гласных
Гласные – это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебаний голосовых связок, музыкальный тон, голос обретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.
Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:
·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу
·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани
По степени подъема по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего [a]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называются также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому такие гласные также называются широкими.
По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна: при образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка, а при образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. При образовании гласных среднего ряда языка либо концентрируется в средней части полости рта и приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произношении [ы] (ряд таких гласных иначе называются центральными), либо лежит плоско, как при произношении [а] (ряд таких гласных иначе называются смешанными).
Простейшая таблица русских гласных такова:
Участие губ | Неогубленные | огубленные | |
Ряд Подъем | Передний | средний | нижний |
верхний | Иь | ы | у |
средний | Э | ъ | о |
нижний | а |
Иную схему представляет треугольник гласных:
Более точно представляет артикуляционное пространство трапецоид гласных. Он отражает особенности строения ротовой полости и возможности движений языка: в нижней и задней части рта они более ограничены, чем в верхней и передней.
Но деление на три ряда и три подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытым»; в более точной транскрипции это «[и] склонный к [э]».
Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. М.В. Панов предложил таблицу с пятью рядами и пятью подъемами (хотя, конечно, и в ней показаны не все гласные русского языка):
| передний | передне-редний | средний | средне-задний | задний |
верхний | и | У | ы | у | |
верхнее-средний | И э, э | О | ы | ||
средний | э | Э | э | о | |
средне-нижний | А | а | л | ||
нижний | а |
Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п΄äт΄], тётя [т΄ö т΄]я, тюль [т΄ул΄].
Сдвинутость вверх, закрытость гласных переднего ряда [и], [э] между мягкими согласными может обозначаться в транскрипции и иначе: [и], [э], или [и], [э], или [и], [э]. «Крышка» над гласным употребляется и для обозначения напряженности гласного.
Закрытость гласного [э] в первом предударном слоге после мягкого согласного обозначается обычно знаком [э]: в[э]сна́, б[э]га́, р[э]ды́. Такое произношение характерно для эканья – старшей литературной нормы, в отличие от господствующего в современном литературном языке иканья: в[и]cна́, б[и]га́, р[и]ды́.
Гласный [э] произносится под ударением после твердых согласных: ант[э́]нна, м[э́]р, ш[э́]ст.
Гласные [и], [ы], [а] бывают только в безударном положении: [и]скри́ть, д[ы]ши́, в[a]да́́. У некоторых говорящих вместо [a] звучит [л] – неогубленный гласный, по положению языка средний между [a] и [o]. Такое произношение, как правило, следы прежнего оканья – различения безударных [a] и [o].
Конечно, не все гласные звуки представлены в этих таблицах. При более детальном рассмотрении обнаружатся и более тонкие позиционные зависимости звуков. Например, в словах дам и дал обычно транскрибируют один и тот же гласный [a]. Но в действительности здесь произносится разные звуки: [a] среднего ряда в слове дам и [a] средне-заднего ряда в слове дал. Звук [л] вызывает сдвиг предшествующего гласного назад. В словах дома́ и дала́ обычно транскрибируют один и тот же предударный гласный [a]. Но при более точной транскрипции следует различать [дама́] и [длла́]: согласный звук [л] здесь воздействует на предударный гласный так же, как на ударный.
Обычно не отмечается в транскрипции и различие между ударным и безударным [у] : [сундуку́], [ду́му]. Но в действительности при произнесении безударного [y] язык не доходит до крайнего верхнего положения, место такого гласного в верхне-среднем ряду. Более точная транскрипция его [y] (или[y], или [y]).
Влияют на качество гласных звуков и другие позиции, они могут быть выявлены при более тонком, чем это дано в нашем учебнике, фонетическом анализе.
Существуют и другие созданные фонетистами таблицы гласных, все они связаны с различными оценками гласных звуков, выделением разных их особенностей и разных соотношений друг с другом.
К первой степени редукции относятся первый предударный и любой неприкрытый безударный начальный слог. Символ «^» в транскрипции показывает первую степень редукции после твёрдых согласных. Например:
водá[в^дá]
домá[д^мá]
онá[^нá]
Символ «и» обозначает первую степень редукции гласных после мягких согласных. Например:
стенá[ст‘инá]
шестóй шыстóй]
веснóй в’исной]
Второй степени редукции подвергаются гласные во втором и третьем предударном и во всех заударных слогах.Символ «Ъ» в транскрипции показывает вторую степень редукции гласных после твёрдых согласных.т Например:
пáлка [пáлкъ]
пóлка [пóлкъ]
машúна[машынъ]
Символ «ь» в транскрипции показывает вторую степень редукции гласных после мягких согласных. Например:
Что такое редукция безударных гласных
В первом предударном слоге гласные [а], [о], [е] редуцируются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам.
Произношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого.
Во втором и третьем предударных слогах гласные подвергаются более значительной редукции, чем в первом слоге. Степень редукции гласных в этих слогах практически не различается. Звуки, произносимые на месте букв а, я, о, е в указанных слогах, различаются по качеству, которое зависит от качества предшествующего согласного.
Произношение гласных в заударных слогах.
Произношение гласных в заударных слогах в основном аналогично произношению гласных во всех предударных слогах, кроме первого. Редуцированные звуки, произносимые в заударных слогах, по качеству не отличаются от соответствующих гласных предударных слогов и в фонетической транскрипции имеют те же обозначения [ъ], [ь]. Однако произношение заударных гласных отличается рядом частных особенностей, касающихся произношения гласных в составе различных морфем.
После мягких согласных различаются следующие случаи:
На месте букв а, я произносится редуцированный звук в двух разновидностях [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказывается произносимый звук.
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1972.
2. Аванесов Р. И. Руская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.
3. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка
редуцирование в русском языке, объясните пожалуйста
В древних славянских языках существовали сверхкраткие гласные фонемы, которые обозначались буквами ъ («ер» ) и ь («ерь» ) и происходили от праиндоевропейских (и протославянских) кратких ŭ и ĭ.
Сильным положением ъ и ь была позиция под ударением и позиция перед слогом со слабым редуцированным; слабым — без ударения: на конце слова, перед слогом с гласным полного образования и перед слогом с сильным редуцированным.
аукнется ( альфа У к н и ц ъ ) полная редукция (неразличение звука) на конце слова в слабой позиции,
молоко ( м ъ л альфа к О ) редукция 2-й степени с «о» во втором предударном положении и 1-й с «о» в первой предударной.
лингв. о гласном звуке в безударной позиции и т. п. — подвергать фонетической редукции, то есть ослаблению; произносить менее отчётливо или вовсе непроизносить
Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные. Они делятся на предударные и заударные. Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним. В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.
Безударные слоги считают от ударного:
ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,
те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,
зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.
Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.
Рассмотрим пример: освежа´ющий, в нём 3-й слог ударный.
Считаем предударные слоги:
1-й предударный — све
Считаем заударные слоги:
Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте «о» и «а» произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример: