Что такое референдум в истории
Значение слова «референдум»
[От лат. referendum — то, что должно быть сообщено]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
РЕФЕРЕ’НДУМ, а, м. [латин. referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено] (полит.). Всенародный опрос, голосование всех избирателей помимо выборных органов, производимое, по конституциям некоторых государств, для принятия какого-н. важного законодательного акта. Президиум Верховного Совета СССР. производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик. Конституция СССР.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рефере́ндум
1. принятие какого-либо закона или решение какого-либо особо важного вопроса в жизни государства всенародным голосованием, опросом ◆ Граждане проголосовали на референдуме за сохранение франкоязычной провинции Квебек в составе Канады.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: линеечка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Референдум
Рефере́ндум (от лат. referendum ) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
Содержание
Плебисцит
В конституционном праве термин плебисцит сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).
В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.
Виды референдумов
В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.
При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.
Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).
Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.
От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.
Древний Рим
В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).
Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.
Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).
С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».
Референдумы в современном мире
Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года, когда проголосовали около 30 млн украинцев.
Референдумы в России
Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».
Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.
В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.
25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.
12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.
Конституция Российской Федерации
Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).
Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).
Закон России о референдуме
В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.
Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.
На данный момент на референдумы не могут выноситься вопросы:
Практика проведения референдумов в современной России
На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.
Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» [2] вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.
Что такое референдум
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Жизнь в демократическом обществе требует от каждого человека политической активности.
Она выражается в различных формах политического участия от митингов и обращений в органы власти до выборов главы государства.
Одна из них — референдум, который служит высшей формой прямого волеизъявления народного мнения по наиболее важным проблемам жизни социума.
Референдум — это.
Референдум (лат. Referendum) — это одна из форм прямого выражения мнения (всенародное голосование) граждан по ключевым вопросам государственного, регионального и местного значения.
Представляет собой основной институт прямой демократии и одновременно выступает как инструмент правотворчества граждан, так как его результаты нередко приобретают законодательную силу.
Условия организации и порядок проведения референдума прописываются в Основном законе государства и иных нормативных актах.
Есть ли отличие от плебисцита
Очень близким по значению к референдуму выступает термин плебисцит.
Во время существования древнеримской цивилизации этим словом называли решения, которые принимали собрания плебеев (простого народа).
Ряд исследователей полагает, что плебисцит характеризуется голосованием в сфере отношения к деятельности государственной власти и ее политической линии.
В российском законодательстве понятие «плебисцит» отсутствует и полностью заменено на референдум.
Виды референдумов
В соответствии с характером вопроса, способом организации и сферой применения выделяют несколько видов референдума:
Если результаты референдума имеют юридическую силу и его итоги поддерживаются большей частью политических сил, то он считается признанным. В противном случае голосование приобретает статус частично признанного или непризнанного.
В отдельных странах проводятся консультативные опросы, которые осуществляются в формах, тождественных референдуму. Они не имеют правовой силы, но точно отражают настроения общества.
Подобный опрос был проведен в Каталонии осенью 2017 года, когда свыше 90% его участников высказались за отделение региона от Испании.
Отличие референдума от выборов
Что такое референдум будет проще понять, если сравнить его с выборами. Волеизъявление народа в форме референдума не имеет заданной периодичности и проводится по мере возникновения проблемных ситуаций, требующих народного волеизъявления.
Предмет референдумов гораздо шире и может охватывать любые вопросы от получения суверенитета до смены наименования региона. Выборы же ограничены задачей формирования власти.
Период действия решений референдума не ограничен, а полученные в результате выборов властные полномочия имеют конкретный срок. Инициатором референдума может выступить практически любой гражданин, а выборы проводятся в установленном законом порядке.
Условия проведения референдума
Порядок проведения референдума в России регулирует №5-ФКЗ от 28.06.2004 года. В соответствии с этой нормой на народное голосование не может выноситься вопрос, противоречащий Конституции и направленный на умаление или ограничение прав и свобод граждан.
В п.5 ст.6 №5-ФКЗ перечислены остальные вопросы, которые не выносятся на референдум:
Российское законодательство не допускает организацию и проведение референдума в условиях введения чрезвычайного или военного положения, во время проведения избирательной кампании на всей территории РФ, а также в последний год полномочий Президента и Госдумы.
Инициировать организацию референдума могут:
О порядке организации референдума в России можно посмотреть тут:
Самые резонансные референдумы
В марте 1991 года состоялся референдум о сохранении Советского Союза (СССР). Он был проведен централизованно не во всех республиках, но жители крупнейших из них — РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана свое мнение высказали. В итоге свыше 76% граждан пожелали и дальше жить в СССР, но он все равно через несколько месяцев распался.
В марте 2014 года прошел референдум в Крыму по вопросу присоединения к РФ. По данным местного избиркома, свыше 96% жителей республики и более 95% севастопольцев одобрили присоединение к России.
Голосование противоположной направленности прошло в сентябре этого же года в Шотландии. Но к разочарованию его организаторов только 44,7% граждан поддержали идею выхода из состава Великобритании.
В августе 1934 года большинство немецких граждан после смерти президента Германии фон Гинденбурга проголосовали за объединение поста главы государства и канцлера. На эту должность был назначен Адольф Гитлер, развязавший через 5 лет Вторую мировую войну.
За всю историю суверенной России было проведено два общегосударственных референдума (на местном и региональном уровне значительно больше).
Заключение
Референдум в демократическом государстве — это эффективный инструмент решения проблем, который может использовать социум в случае бездействия власти или проведения ею политики, противоречащей интересам общества.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
С одной стороны, референдум — это хорошо, ведь есть возможность простому народу высказать своё мнение и что-то изменить в обществе. Но с другой стороны, если этот народ подняли, взбунтовали искусственно какие-то враждебные, посторонние силы, вот тут большой вопрос и последствия могут быть необратимыми.
На самом деле, с референдумом не все так просто, как кажется на первый взгляд! Очень часто, в странах, где отсутствует демократия, референдумы используют для манипуляции.
Ведь вопросы можно составить таким образом, что народ проголосует за то, что выгодно власти. Хороший способ снять с себя ответственность. Но если в стране демократия, то референдум, это действительно полезный инструмент.
К сожалению, демократия — это как сферический конь в вакууме (хорошо только в изолированной от внешнего мира стране). Это своеобразное размягчение внешней оболочки страны, позволяющее алчным соседям при случае запустить туда свои алчные ручёнки.
Под предлогом ее нарушения (именно предлогом, а не поводом) можно творить с нарушителями демократия любые страшные вещи (бомбить, морить голодом, травить, притеснять, дискредитировать, поливать грязью, убивать). А потом говорить, что эти миллионы невинноубиенных людей погибли за то, чтобы они жили в истинной демократии.
Поэтому не путаем цинизм и алчность, с демократией. Последнее в современном мире не реализуемо, ибо сразу погибает под натиском первых двух.
референдум
Полезное
Смотреть что такое «референдум» в других словарях:
РЕФЕРЕНДУМ — (лат.). Всенародное голосование в Швейцарии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕФЕРЕНДУМ [лат. referendum то, что должно быть сообщено] соц. выявление мнения народа (посредством голосования или… … Словарь иностранных слов русского языка
Референдум — (referendum) Механизм, позволяющий избирателям сделать выбор между альтернативными курсами политики по конкретным вопросам. Результаты референдума могут быть затем воплощены в конституции страны. Он иногда выступает в качестве обязательного… … Политология. Словарь.
Референдум РФ — Референдум Российской Федерации (далее также референдум) всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Источник: Федеральный конституционный закон от… … Официальная терминология
Референдум — (от лат. referendum то, что должно быть сообщено; англ. referendum) форма непосредственной демократии, окончательное решение вопросов гос ного, регионального или местного значения путем голосования граждан, проживающих на соответствующей… … Энциклопедия права
Референдум рф — (англ. referendum of RF) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме голосование гра … Энциклопедия права
референдум — плебисцит, опрос, голосование, всенародный опрос Словарь русских синонимов. референдум всенародный опрос Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
РЕФЕРЕНДУМ — (лат. referendum то, что должно быть сообщено) важнейший институт непосредственной демократии. В отличие от выборов при Р. объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому… … Юридический словарь
РЕФЕРЕНДУМ — РЕФЕРЕНДУМ, референдума, муж. (лат. referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено) (полит.). Всенародный опрос, голосование всех избирателей помимо выборных органов, производимое, по конституциям некоторых государств, для принятия… … Толковый словарь Ушакова
РЕФЕРЕНДУМ — (лат. referendum то, что должно быть сообщено) всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для принятия окончательного решения по к. л. важному вопросу государственной или общественной жизни. Р. важнейший институт… … Юридическая энциклопедия
Референдум — всенародное голосование, проводимое в связи с принятием важных законов или внесением в них изменений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
РЕФЕРЕНДУМ — (от латинского referendum то, что должно быть сообщено), форма принятия законов и решения важнейших вопросов государственного значения путем всеобщего голосования … Современная энциклопедия
История развития референдума в России и зарубежных странах
Референдум как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых и политических решений, несомненно, является достоянием не одной нации или народа, а всего прогрессивного человечества.
Развитие института референдума в зарубежных странах.
Экскурс в историю института референдума, на наш взгляд, необходимо начать с анализа зарубежного опыта, поскольку институт референдума и, в частности, практика его проведения в России имеет относительно короткую историю развития и применения. В то время как в некоторых других странах мира, этот политический опыт измеряется столетиями.
На наш взгляд представляется интересной периодизация, представленная Г.В. Синцовым:
Главным образом, мирские сходы существовали в двух формах: очередные и чрезвычайные. Обычно люди собирались на площади под открытым небом. Проекты законов предлагались как кантональным советом, так и просто определенным числом граждан.
После завоевания Францией Швейцарии в 1798 году, была принята новая Швейцарская конституция. Данная конституция ограничивала некоторые права и свободы, в числе которых было право граждан на народное законодательство.
Период беспрерывных волнений, революций, а также «возрождение» народных прав в больших кантонах в Швейцарии пришелся на начало XIX века.
Оценивая результаты проведения референдумов в Швейцарии нельзя не отметить их общего прогрессивного и консервативного значения. «Референдум носит консервативный характер. Большинство швейцарских референдумов оканчивается поддержкой статус-кво и отклонением предложенных реформ».
По мнению признанного авторитета в области исследования референдумов Курти, стоит признать, что «там, где действует референдум, там все классы населения занимаются государством и его задачами Народ нашего времени не хочет быть misera contribuens plebs. Он не хочет ждать, пока его признают зрелым и способным применять более обширные права. Он прекрасно понимает, что этой зрелости за ним бы еще долго не признали и что старания дать ему надлежащее образование, были бы не особенно велики. Тем лучше, что он сам вступает в свои права: они именно дадут ему образование и воспитание, сделают его экономически независимым и духовно свободным. Референдум оказался чрезвычайно полезным для законодательства и всей жизни тем, что он доставил больше влияния на них общественному мнению и всеобщей воле: ведь представительные учреждения везде, где только они могут действовать самовластно, слишком склонны превращаться в особое сословие, в касту, которая вместо общественных интересов блюдет лишь свои собственные. Народные голосования референдума напоминают парламентариям об их обязанностях; они заставляют их искать сближения с народом». Ученые юристы Еллинек и Дайси поддерживают Курти в его оценке значения референдума.
Известный русский ученый П.И. Новгородцев, анализируя результаты швейцарских референдумов, отмечает факт, бросающийся в глаза при изучении данных о результатах целого ряда народных голосований, в виде какой-то нерешительности голосований, проявляющихся в ряде случаев: большинство едва превышает меньшинство. Таков, например, референдум 20 февраля 1898 года, когда швейцарский народ высказался за выкуп железных дорог большинством 386.634 голосов против 182.718.
На наш взгляд причинами этой нерешительности могут быть недостаточная подготовка населения, а также проведение голосования без предварительного совместного обсуждения, которое составляет непосредственную сущность референдума.
В Конституции Испании предусматривалась возможность проведения референдума по вопросам, касающимся автономии национальностей и районов, ее составляющих, полного или частичного пересмотра конституции, а также политических решений, имеющих особую важность. С 1980 года в стране действует специальный закон «О регулировании различных видов референдума». В нем, кроме организационно-технических вопросов, предусматривается решение проблем, связанных с финансированием референдумов, проведением наряду с ними опросов общественности, с подчинением процедуры референдума «общим принципам избирательного права» и другое.
Референдумы неоднократно проводились в таких государствах мира, как Норвегия, США, Франция, Дания, Италия, Ирландия, Бразилия и других странах.
Особенностью норвежского референдума 1905 года являлось то, что с его помощью решился такой немаловажный для судьбы данного государства вопрос, как вопрос о его дальнейшем пребывании в реальной унии со Швецией. Кроме того, решение данного вопроса было заранее предопределено общественным мнением, явно сложившимся в пользу выхода Норвегии из этой унии. В.И. Ленин высоко оценивал результаты проведенного референдума в статье «Итоги дискуссии о самоопределении»: при капитализме «удалось одной маленькой стране, в виде исключения, в эру самого разнузданного империализма осуществить неосуществимое самоопределение и даже без войны и революции (Норвегия, 1905 г.)».
Появление референдума в политической жизни США датируется 1640 годом, тем не менее, только в 1898 году некоторые штаты стали законодательно позволять людям принимать непосредственное участие в процессе правотворчества, путем использования таких форм, как «инициатива и референдум».
По мнению М.Н. Марченко, время законодательного закрепления и использования референдума в политической и правотворческой практике США иногда оспаривается самими же американскими социологами и юристами. Считается, например, по словам Л. Липситса, что референдум в стране восходит к американской революции, когда несколько штатов предоставили своим гражданам проекты конституций на рассмотрение и утверждение.
Таким образом, к началу XX века референдум наиболее активно практиковался на всех уровнях лишь в Швейцарии.
После первой мировой войны, вместе с демократизацией избирательного права значительно распространились все формы непосредственной демократии: референдум, народная инициатива, отзыв главы государства и др. Институт референдума нашел свое отражение в большинстве конституций стран Центральной Европы и прибалтийских государств, образовавшихся после войны. Например, в Конституции Австрии (ст. 41, 43, 60), Вольного города Данцига 1922 года (ст. 43, 47-49), Чехословакии 1920 года (ст. 46), Греции 1927 года (ст. 125), Латвии 1922 года (ст. 48, 50, 65, 72-80), Литвы 1928 года (ст. 103-104). При этом помимо своего традиционного назначения, заключающегося в утверждении или отклонении предложенных актов, появляется новая тенденция в использовании референдума. В некоторых государствах правящие круги рассматривали референдум как способ привлечения избирателей к разрешению конфликтов между различными органами государства.
Развитие института референдума в XX веке, тем не менее, нельзя назвать стабильным и непротиворечивым. Референдумы проводились и в демократических странах и в условиях авторитарных режимов. Примером тому служит референдум в Испании (1947 г.), когда большинство голосов было отдано за «Закон главы государства о наследовании поста главы государства», который провозглашал Испанию королевством, а пост главы государства пожизненно сохранялся за Франко, который в то время не был ни королем, не регентом, т.е. юридически закреплялось положение диктатора, и подчеркивалась его неограниченная власть.
Референдум также трижды проводился в фашистской Германии. На всенародные голосования выносились следующие вопросы: о выходе Германии из Лиги Наций в 1933 году; о соединении поста Президента с постом фюрера и рейхсканцлера в 1934 году; о присоединении Австрии к Германии в 1938 году.
После второй мировой войны, практика использования института референдума в политической жизни и правотворческой деятельности западных стран получила новый толчок.
Например, в Швейцарии по подсчетам швейцарских государствоведов и правоведов, насчитывается, начиная с 1843 года более 240.
Референдум лидирует среди других институтов непосредственной демократии и находит свое закрепление в Основных законах Франции, Италии, Японии, большинства конституций земель ФРГ.
Вот лишь примеры некоторых референдумов второй половины XX века, вызвавших интерес и приковавших к себе внимание всего мира:
— референдум о вступлении и пребывании Англии в Европейском экономическом сообществе в 1975 году;
— референдум о расширении местной автономии в Шотландии и Уэльсе в 1979 году;
— референдум о правовом статусе провинции Квебек в Канаде в 1979 году;
— референдум по вопросу о вступлении Швейцарии в ООН в 1985 году;
-. общенациональный референдум по вопросу об участии Испании в НАТО в 1986 году и т.д.
В XXI веке референдум также широко используется в зарубежных странах.
В 2004 году в Венесуэле завершился референдум о доверии президенту страны Уго Чавесу. Международные наблюдатели назвали победу Уго Чавеса «чистой». За него проголосовало около 60% жителей страны.
В 2005 году в США (штат Калифорния) прошел референдум, который привлек внимание многих американцев, и, по мнению специалистов, должен наглядно продемонстрировать расстановку политических сил в стране.
Жители штата отвечали на вопрос, поддерживают ли они реформы, которые собирается проводить губернатор-республиканец Арнольд Шварценеггер. Тот активно выступал за вынесенные на голосование поправки. Тем самым глава штата Калифорния стремился обойти политически враждебных к нему законодателей и для воплощения своей экономической программы обратиться напрямую к народу.
От исхода референдума фактически зависело политическое будущее бывшего актера. Тем более в последнее время Шварценеггер, некогда имевший безоговорочную поддержку со стороны жителей Калифорнии, стал терять популярность. Его рейтинги падают не менее стремительно, чем рейтинги президента Джорджа Буша. Ранее Шварценеггер неоднократно заявлял о желании переизбираться в 2006 году на второй срок. Однако согласно официальным итогам референдума в Калифорнии инициативы, предложенные губернатором, отвергли 90 процентов избирателей.
По мнению автора, развивая институт референдума в современной России, представляется не только возможным, но и жизненно необходимым широкое использование зарубежного позитивного опыта, специального законодательного закрепления и проведения референдумов в Российской Федерации в их различных вариантах и разновидностях как в сфере политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других сферах общества.
Развитие института референдума в России.
Референдум относится к институтам государственного права, относительно слабо представленным в отечественной правовой науке. Во многом это объясняется политикой, проводимой нашим государством в своем недалеком прошлом, под влиянием которой находились теоретические разработки данного института.
По мнению В.В. Комаровой, эволюцию института референдума в России можно разделить на следующие этапы:
На наш взгляд данное деление на периоды является вполне допустимым, поскольку оно отражает все существующие этапы развития института референдума в нашей стране.
В годы, предшествующие революционным событиям 1905 года, русская общественная и юридическая мысль искала пути и способы реформирования политической системы с целью сделать ее более современной и эффективной. Именно тогда на повестку дня встали вопросы демократии, правового государства, всеобщих равных и прямых выборов, федерализма. Тогда в России впервые заговорили об институтах парламента и президента, о многих других идеях, которые в то время были новыми и для Запада. Тем не менее, русские ученые-юристы на достаточно высоком научном уровне обсуждали проблемы сущности референдума и возможности его введения в России.
С этой связи стоит особо отметить работы П.И. Новгородцева, который довольно много времени уделял проблемам референдума, анализируя его необходимость как проявления народного суверенитета. В своих исследованиях П.И. Новгородцев опирался на зарубежный опыт, в первую очередь на швейцарский. Он отмечал, что референдум «есть именно та форма выражения народной воли, которой принадлежит будущее», рассматривая его в сравнении с представительством (законы разрабатываются, принимаются только специалистами в законодательных (представительных) органах).
Нельзя не согласиться с мнением П.И. Новгородцева в том, что «референдум и народная инициатива способствуют установлению более тесной связи законодательства с воззрениями народа и в этом смысле создают и для органов представительства новое положение».
Следует отметить, что до февраля 1917 года, в условиях монархии в России, референдумы на практике не осуществлялись, а теоретическая сторона участия народных масс, в процессе правотворчества была почти не разработана. Тем не менее, некоторые современные исследователи института референдума, такие, например, как В.В. Комарова, указывают на тот факт, что роль референдумов в дореволюционный период выполняли вечевые голосования.
Смена режима в России после октябрьского переворота в 1917 году послужила толчком для развития института референдума лишь в сфере международных вопросов, и никак не отразилась на ситуации внутри государства.
Политический режим И.В. Сталина не допускал участия граждан в непосредственном решении наиболее важных государственных вопросов. Формула «референдума», хоть и была известна, но на практике не использовалась. В Конституции СССР 1924 года, например, не было ни единого упоминания о непосредственном участии народа в решении спорных политических проблем страны. Однако, после вступления в силу Конституции СССР 1936 года, формально провозгласившей возможность использования референдума в условиях советского политического режима, в научной литературе появляются попытки дать этому явлению научное объяснение.
Тем не менее, проект Конституции СССР 1936 года был вынесен на всенародное обсуждение, а не голосование. Данный факт свидетельствовал явно не в пользу референдума, и наглядно демонстрировал отношение власти большевиков по отношению к нему. Следовательно, всенародное голосование (референдум), получившее достаточное отражение в творчестве видных ученых-правоведов начала века, было снова проигнорировано советскими политическими деятелями. Очевидно, что в процессе подготовки проекта Конституции в широком общественном мнении не нуждались, тем более, если это мнение принадлежало ученым-либералам, чьи политические взгляды были чужды молодому советскому государству, да и расхождения с официальной позицией тогда были невозможны.
Существует ошибочное мнение о том, что отсутствовали различные варианты структуры и положений будущего акта. Например, В.Ф. Коток еще задолго до принятия Конституции СССР 1977 года высказал теоретическое предположение, что «референдум, опрос и плебисцит (независимо от наименования) обычно представляют собой утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придавая ему окончательный и обязательный характер». Он также рассматривал вопрос о содержании будущего нормативного акта о референдуме и предлагал принять положение об общественном референдуме. В начале 1970 года эту концепцию развил В.Т. Кабышев.
Ст. 5 Конституции СССР 1977 года юридически закрепила существование референдума, и предусматривала две формы непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум). Аналогичное положение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года. Таким образом, наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум), законы могли быть вынесены на референдум решением Верховного Совета СССР.
Проект Конституции СССР 1977 года повторил судьбу проекта Конституции СССР 1936 года, став предметом всего лишь всенародного обсуждения в течение 4 месяцев, а не предметом всенародного голосования. Из двух форм непосредственного народовластия, юридически закрепленных Конституцией СССР, на практике предпочтение снова отдавалось только всенародным обсуждениям.
17 марта 1991 года состоялся первый и последний референдум на территории СССР, основной задачей которого было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны СССР как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента РСФСР.
Как показали результаты голосования, граждане СССР высказались за сохранение его территориального единства. При этом следует отметить, что органы государственной власти Коми АССР и Северо-Осетинской АССР, а также Смоленский областной Совет народных депутатов приняли решение о неучастии данных регионов в голосовании. Но все же подавляющее большинство граждан СССР высказались за сохранение единого федеративного государства.
Несмотря на то, что референдум 1991 года был новым явлением для России, и отношение к нему было достаточно противоречивым, в печати он был встречен довольно позитивно. Подводя итоги референдума, центральные газеты страны отмечали, что «принятие законов о референдумах и их периодическое проведение послужит важным стимулом и шагом на пути дальнейшего развития демократии не использование референдума как формы прямого выражения общественного мнения и непосредственного правотворчества народа в будущем оказало бы сдерживающее влияние на демократические процессы».
Вслед за всероссийским голосованием референдумы начинают проводиться и в регионах. Например, в республиках Башкортостан и Татарстан решением референдума были утверждены декларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводились референдумы по земле и т.д.
12 декабря 1993 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.» состоялся всероссийский референдум. Указом (п. 4) было также утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум.
По данным Национальной службы новостей в референдуме участвовало 54,8% зарегистрированных избирателей, большинство из которых (58,43%) проголосовало за принятие новой Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новой Конституции России. Однако следует отметить, что « в референдуме не участвовало более 45 % населения. Замечания об искажениях в отчетах, о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчета о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных».
В последнее время законодательство о референдуме значительно обновилось не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации.
Отмечая необходимость проведения референдумов, следует учесть, что « он по природе своей как весьма важный демократический институт будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями», и, наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных голосований.
- Что такое соапсток подсолнечного масла
- Что такое номинальная мощность двигателя автомобиля