Что такое референтная группа

Что такое референтная группа простыми словами

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Рассказываем о референтных группах потребителей и их возможной пользе в маркетинге и рекламе.

Что такое референтная группа?

Существует несколько определений этого феномена. Обычно используются две дефиниции:

Референтная группа понимается как некая группировка людей, способная каким-либо образом влиять на принимаемые индивидом решения. Количество таких группировок может быть больше одной, а индивид может не причислять себя к ней. Кроме того, референтная группа может влиять на другие когнитивные особенности человека.

Также под референтной группой понимают объединение лиц, воспринимаемое другим человеком как некий идеал, на который стоит равняться при принятии решений.

В нашем случае подходят оба определения. Референтные группы оказывают косвенное или прямое влияние на людей и всячески провоцируют их на покупку конкретных товаров или использование определенных услуг.

При этом сам феномен куда шире и затрагивает множество аспектов жизни людей. Подобные группы могут влиять на то, как человек мыслит, действует, живет, относится к другим людям и т.п.

Референтные группы в маркетинге

Сама группа может являться не реальным скоплением людей (семья, коллеги, кружок по интересам и т.п.), а виртуальным. Понятие референтной группы потребителей постепенно размывается. Групп становится слишком много, и большая их часть существует вдали от человека.

Это могут быть просто богатые люди, на которых ориентируется индивид. Люди, которые владеют схожим товаром (можно передать привет тем, кто до сих пор воюет в интернете на тему «iOS против Android»). Люди, занимающиеся одним видом спорта или выполняющие ту же работу. Примеров масса.

В маркетинге это работает следующим образом:

Корпорация анализирует целевую аудиторию.

Смотрит, к какой категории она себя относит или хотела бы относить.

Строят на базе этой референтной группы свою рекламную кампанию.

Иногда компании приглашают ярких представителей объединения и используют их имя и образ для рекламы продукта. Иногда выходит удачно и красиво для всех, а иногда получается реклама чипсов Lays с Месси.

Виды референтных групп

Обычно референтные группы потребителей делят на три сегмента с подгруппами по их глобальных характеристикам, иногда добавляя в классификации некоторые более узконаправленные типы объединений.

По степени воздействия

Первичные группы – это самые небольшие и приближенные к человеку сообщества: семья, коллеги, друзья. То есть те, с кем человек реально взаимодействует на регулярной основе, являясь частью группы непосредственно, а не только мнимо.

Вторичные группы – более крупные объединения, иногда исключительно идеологические. Взаимодействие между ее членами может происходить редко или исключительно удаленно. Или же вовсе не происходить никогда.

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

По особенностям взаимоотношений в группе

Формальные – это все сообщества, в которых хоть как-то документируется участие человека. К примеру, принадлежность к политической партии или работа в какой-либо компании.

Неформальные – любые группы, где не существует строгих правил. Какой-то клуб интересов без конкретной иерархии и структуры или же компания друзей, партнеров по хобби.

По степени принятия себя в группе и особенностям коллектива

Положительные – объединения, с которыми индивид хочет себя ассоциировать и откуда черпает вдохновение. Сообщества, где обитают люди, с которых он берет пример и которые способны влиять на его выбор.

Отрицательные – сообщества, где обитают личности, которые не нравятся человеку. Он хотел бы избегать взаимодействия с ними, а также любой ассоциации с этой группой.

Также в классификацию иногда заносят такие группы, как ценностные – объединения, основанные на общих взглядах на мир. Информационные, где обычно обитают эксперты, делящиеся мнением друг с другом и участниками группы, или же утилитарные, т.е. объединения, причастность к которым дает человеку какие-то блага.

Формы воздействия на потребителей

4 главные формы воздействия:

Нас больше всего интересуют власть вознаграждения и самоидентификации.

В первом случае речь идет о награждении за следование правилам и принадлежность к группе. Это может быть как поощрение на работе за четкое следование правилам коллектива, так и скидка за пользование услугами конкретной компании. Похожим образом работают реферальные программы и накопительные системы. Компании как бы говорят покупателям и пользователям: «Будете играть по нашим правилам – дадим бонусы».

С самоидентификацией чуть сложнее. Здесь бренду необходимо представить свой товар так, чтобы пользователь считал благом использование этого товара. Без всяких скидок. По такому принципу работают всевозможные luxury-бренды: обладание определенным товаром делает потребителя «особенным», и он с радостью на это покупается.

Принуждение и легитимная власть работают в контексте политических организаций и трудовых взаимоотношений.

Другие формы взаимодействия потребителей с референтными группами и брендами

Ценностная форма воздействия

Иногда компании используют не совсем честную игру, пытаясь взыграть на определенных чувствах аудитории, формируя группы лояльных потребителей и используя ценностную форму воздействия. Бренд может заявить, что поддерживает ЛГБТ-сообщество, и продвигать свои товары среди этой категории пользователей. Фирма ассоциирует себя с этой группой людей и привлекает их внимание, потому что этому объединению важна поддержка.

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Также можно надавить на другие проблемы, например, с экологией или браконьерством, предложив товары, которые не наносят ущерб природе. Или же предложив товары для детей, якобы отстаивая семейные ценности. В общем, под контроль берутся идейные взгляды людей.

Информационная форма воздействия

Иногда на популярность бренда влияют пользователи. Это может быть как большая группа людей, так и небольшое объединение без громких имен. К примеру, если человек носит бренд конкретной одежды и хвалит его качество, то те, кто уважает его мнение, тоже окажутся предрасположены к покупке вещей этого бренда.

В таких группах ключевую роль играют либо опытные пользователи, либо люди с авторитетом.

Зачем существуют референтные группы?

Маркетологи изучают этот феномен, чтобы повышать продажи и лучше контролировать потребителей. Продать какой-то товар, сервис, услугу или заставить выполнить какое-то действие куда проще, если сможешь найти что-то общее в интересующей аудитории и ударишь именно по ней.

По этой причине бренды берут в рекламу знаменитостей и нанимают амбассадоров, т.е. людей, которые используют свою популярность для продвижения бренда. Обычно это продвижение заключается только в публичном использовании товара.

Референтные группы всегда влияют на наши действия, на выбор товаров, еды, организаций и т.п. Поэтому компания Apple со скрипом делится функциями и программами с другими ОС. Она знает, что если кто-то в семье пользуется Айфоном, этот кто-то ради своего удобства убедит в покупке Айфонов всю семью. И потом соскочить не выйдет, ведь семья – очень эффективная референтная группа. И таких примеров масса.

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Наше желание с кем-то себя ассоциировать и на кого-то ориентироваться всегда играет на руку маркетологам.

Формирование моды

Один из самых мощных механизмов воздействия на покупателей, который генерируется референтными группами – мода.

Мода – это ценность, в которой норма внешнего поведения окружающих воспринимается индивидом как собственная потребность и желание (обладать чем-либо, быть кем-то).

Мода – это крайне скоропостижное явление, которое быстро формируется и быстро угасает. Какой-то артист надевает новые кеды, и они тут же становятся частью моды, а значит, их хотят все. И когда вокруг друзья, знакомые и просто земляки начинают носить эти кеды, невольно начинаешь засматриваться на них.

Бренды сами формируют моду, атакуя крупные референтные группы, и тем самым завлекают в свой стан более массовую аудиторию.

Вместо заключения

Использование референтных групп в маркетинговых кампаниях гарантирует привлечение новой аудитории. Главное – правильно выявить целевую аудиторию и те объединения, с которыми она себя ассоциирует, потому что принимаемые индивидом решения во многом зависят от общества его окружающего. Особенно групп, которые ему нравятся.

Источник

Понятие и примеры референтной и нереферентной группы

Референтность является значимым понятием в психологии.

В своих поступках человек постоянно руководствуется мнением значимых для него субъектов.

В чем разница между формальным и неформальным лидером в группе? Узнайте об этом из нашей статьи.

Суть явления

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Референтностью в психологии называется свойство личности, группы, отражающееся в их возможности оказывать определяющее влияние на человека.

Его собственные ценности, принципы, установки и взгляды формируются под их воздействием.

Любое событие или явление также рассматривается, оценивается с позиции одобрения или возможного осуждения значимых субъектов.

Планируя какую-либо деятельность, человек всегда ориентируется не только на свои собственные желания и предпочтения, но и на позицию референтной для него группы или индивида.

Данное психологическое и социальное явление занимает важное место в системе межличностных отношений. При этом оно часто противопоставляется эмоциям.

Так, человек может не испытывать симпатии к какому-либо индивиду, но признавать его значимость. Или, наоборот, абсолютно неинтересная социальная группа, члены которой не являются авторитетами, вызывает определенный эмоциональный отклик.

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Следует отметить, что влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Если индивид выбирает в качестве образца для подражания успешного человека, искренне заинтересованного в его персоне, влияние носит позитивный характер.

В этом случае значимый субъект может оказать помощь в формировании правильных установок, выборе верного пути личностного роста.

Если же референтностью обладает лицо, оказывающее негативное влияние на индивида и его жизнь, подобная зависимость приводит к негативным последствиям. Аналогичный принцип действует и при взаимоотношениях с социальными общностями.

Характеристика референтной личности

Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.

Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.

В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.

Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.

Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.

Референтная группа

Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:

В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.

Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки,

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.

Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.

Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.

Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.

В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.

Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.

Нередко ценности и установки, транслируемые сверстниками, расходятся с заложенными в сознании родительскими установками. В итог возникает внутренний конфликт, заставляющий делать выбор в пользу чего-то одного.

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.

Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.

Не всегда референтные группы подозревают о том, какое значение они имеют для индивида. Также подобные общности могут быть изначально условными. Например, человек выбирает в качестве авторитета некоторую совокупность людей, к которой он не имеет прямого отношения.

Все свои поступки и действия он соотносит с принципами, транслируемыми, по его мнению, данной общностью. В реальности индивид не входит в круг значимых для него лиц, но в своем подсознании живет по их правилам.

Восприятие социальной группы формируется за счет авторитета отдельных ее представителей. Как правило, это руководители, лидеры. Именно они определяют нормы и правила, по которым функционирует сообщество.

Примеры

Что значит референтная группа? К таким группам относятся:

В юном возрасте нередко происходит смена лидеров в дружеских компаниях или смена самих компаний, поскольку по мере взросления участников общностей меняется их восприятие эталонов для подражания.

У взрослых людей наблюдается большая стабильность в выборе круга общения, поэтому значимые субъекты могут сохранять свои позиции достаточно длительное время. При этом зрелая, состоявшаяся личность не зависит от своего образца для подражания в той степени, как подросток.

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Так, для увлеченного спортом молодого человека большее значение будут иметь взгляды и убеждения его напарников по команде, а не знакомых со двора.

Референтометрия

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

Это методика, которая позволяет выявить распределение ролей в социальной группе.

При помощи опроса определяются лидеры, чье мнение имеет значение для большинства членов общности.

Также выявляются индивиды, чья позиция подавляющему большинству опрашиваемых неинтересна. Таким образом, происходит анализ установившихся в группе межличностных отношений.

Следует отметить, что референтометрия качественно отличается от популярной социометрии. Последняя позволяет выявить характер эмоциональных связей.

Исследование состоит из двух этапов:

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группа

В итоге выявляются субъекты, имеющие ключевое значение для испытуемого.

Таким образом, референтность является важным психологическим явлением. Значимым для человека может быть не только другое лицо, но и социальная группа.

Источник

Референтная группа

Что такое референтная группа. Смотреть фото Что такое референтная группа. Смотреть картинку Что такое референтная группа. Картинка про Что такое референтная группа. Фото Что такое референтная группаРеферентная группа – это социальное реальное или воображаемое объединение, являющееся эталонным стандартом в сознании человека, источником вырабатывания ценностных ориентаций, социальных норм. Референтной называется группа, которую личность признает, как средство отсчета оценки себя самого и окружающих. Референтные группирования выполняют разнообразные функции. Соответственно выделяют сравнительные, нормативные, также идеальные, группы присутствия, вымышленные и реальные, положительные, отрицательные. Одним человеком одна группа может восприниматься в нескольких видах, например, одновременно быть нормативной и реальной.

Референтная группа вовсе может не совпадать с коллективом, в каком присутствует индивид. Но, обычно у человека имеется несколько социальных объединений и количество их только возрастает, будучи в зависимости от содержания проблемы, индивид обращается ко всем группам, нормы которых будут взаимно подкрепляться, или пересекаться, или вообще противоречить (что ведёт к образованию внутриличностных конфликтов, иногда к развитию психических заболеваний). Даже, если у индивида возникают новые референтные группы, старые все равно сохраняют влияние.

Понятие референтной группы

Социальный психолог Г. Хаймон в 1942 году ввел термин «референтная группа». Под этим термином он понимал социальное объединение, которое используется индивидом для сравнения оценки личного положения. Психолог соотносил группу, к какой принадлежит субъект, с референтной (эталонной), которая является критерием сравнения. Связь с группами зачастую неустойчива, расплывчата и подвижная. Это значит, что в разные жизненные моменты и события у человека бывают разнообразные эталонные группирования. Так, в выборе жизненного стиля, совершая разные покупки, человеку нужно ориентироваться на суждение референтных представителей.

Референтная группа примеры: если человек спортсмен, то в избрании спортивной одежды он будет руководствоваться выбором близкого эталонного группирования (команды, других спортсменов), но если он не является фанатом, тогда советы спортивных звёзд будут ему не интересны или, выбирая пасту для чистки зубов, человек скорее послушает дантиста, не футболиста или машиниста.

Референтная группа ориентирует поведение субъекта в специфических ситуациях. Здесь примерами являются: политические партии, этнические, расовые организации, религиозные секты, неформальные объединения, друзья.

Понятие «референтная» идет от латин. «referens», что значит «сообщающий», «консультант, докладчик». «Реферат» – изложение сути чего-нибудь. «Референдум» – то, что будет рассказываться, что должно сообщаться. Значит, референтной называется группа, к советам и мнению, которой индивид готов прислушиваться, чьи оценки имеют значительное влияние на его самоощущение. Сюда входят те личности, которым он дал право себя судить и оценивать, от которых готов принимать обратную связь. Нередко случается, что индивид в такие союзы не вступает. Их количественный состав бывает разным, хотя наблюдается тенденция такая – в современном обществе они бывают не особо многочисленными. Они могут ограничиваться только границами семьи или вовсе без её включения: коллектив из коллег, одноклассников, студентов, туристов, сослуживцев или компании старушек. Иногда неверно референтную группу называют «своей компанией».

Классификация референтных групп

Существует классификация референтных групп, что даёт только лишь приближенное понятие об их видах. По степени личного воздействия выделяют первичные референтные группы и вторичные. Первичная – та, влияние которой наиболее заметно, в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов (семья).

Вторичная оказывает меньшее влияние, а взаимоотношения участников имеют ситуационный характер (общественные организации, союзы).

По особенностям внутригрупповых отношений: неформальные (организованы на дружеских отношениях); формальные (официальные).

По факту принятия/отрицания норм: положительная; отрицательная. С положительными – личность идентифицирует себя.

Отрицательные – вызывающие неприятие, отторжение или неуважение.

Информационные – создаются из экспертов, что доносят людям информацию, которой те доверяют.

Ценностные – их составляют носители эталонов социально-нормативной системы, которым слепо следуют другие.

Самоидентификации – группирование, к которому себя причисляет индивид, правилам которого он следует.

Утилитарные – располагающие санкциями, материальными, духовными благами, значащими для индивида.

По членству разделяются на: референтную членства; не членскую (идеальную), которая делится на реальную и воображаемую; референтную принадлежности; виртуальную (образовывается не на географической общности, а выдуманной).

Референтная группа это в психологии явление, которое активно изучается социологами. Посредством социальной деятельности, обуславливается принадлежность личности к разным социальным объединениям. Основной психологической предпосылкой для организации социальных объединений является потребность в неформальном общении, потребность активного взаимодействия.

На силу воздействия влияют многие различные факторы, но больше всего эффект наблюдается, когда группирование становится значимым для человека, поскольку тогда человек может отождествляться с ним. В такие союзы могут входить люди различных возрастов, категорий, сфер деятельности. Такие объединения бывают очень большими, охватывая нацию и индивидов, исповедующих религию. Бывают они и малыми, например, компания или семья.

Функции референтной группы

Нормы и ориентации социальных объединений выступают для человека эталоном деятельности, даже когда тот не входит в её непосредственный состав. Так, подросток, желающий внедриться в компанию старшего брата, имитирует его поведение, одежду, привычки, манеру говорить. Социальная психология называет это явление «предвосхищающая» социализация, что значит – определенные усилия личности, которые он направляет на формирование поведения, в ожидании доступа к группе со статусом, больше, чем сейчас у него.

Референтная группа владеет двумя основными функциями: сравнительной и нормативной.

Сравнительная функция выражается в процессах восприятия, где референтная группа предстает эталоном, пользуясь которым человек может и оценить себя, и давать оценку другим.

Нормативная функция выражается в различных мотивационных процессах, и референтная группа предстает источником вырабатывания социальных установок, ориентаций, правил поведения. Обе функции способны выполняться разными группами или одной и той же.

На количество эталонных союзов, в каких может состоять индивид, влияет его непосредственная деятельность и виды отношений.

Нередко бывает, что вся референтная группа и близко не подозревает, насколько она важная для человека. Он тогда, обычно, строит личные предположения о вероятном мнении участников референтного объединения о своей персоне, формулирует то, каким это суждение могло быть, если бы эталоном выступала какая-то условная группа, например, нереальные персонажи или личности былых времён.

Если случается все-таки, что у субъектов референтного объединения начинаются противоречия в ценностях, возникают внутриличностные и межличностные конфликты, необходимо прибегнуть к тактичной помощи извне.

Теория референтных групп

Понятие «reference group», что значит – референтная, эталонная группа, введено соц. Хайманом, как упоминалось выше, этот термин он использовал в изучении представлений субъекта о своем имущественном статусе в сопоставлении со статусами окружающих. Оценка человеком собственного статуса является результатом его соотнесения с референтной социальной группой.

Теория референтных групп занимается изучением типов, возможных факторов и потенциальных причин их образования. Проблемой в этом является изучение детерминант в выборе индивидами объединений. Эта теория также используется в изучении личности, регуляции её социального поведения, а также при рассмотрении взаимосвязи положения индивида в социальной структуре и её персональным суждением об этом, при изучении причин возникновения конфликтов. Также изучение данной теории имеет значение в оптимизации воспитательной работы, повышении пропагандистских материалов, предупреждении преступности.

Теория референтных групп базируется на идеи социолога Мида о «обобщенном другом», посредством которого реализовывается влияние социума на человека, его мышление, поведение.

Немного позже социолог Т. Ньюк употреблял этот термин при обозначении такого объединения, к которому себя психологически причисляет человек. Нормы, цели, правила, которого он разделяет, и по которым ориентируется в поведении, вырабатывая соответствующие установки. Формирование установок – это функция положительного (отрицательного) отношения к группе (позитивной, негативной).

Так, ученым Р. Мертоном было осуществлено исследование, в каком изучались мобилизованные солдаты. Когда они сравнивали положение своё с положением солдат, которых не мобилизовали, они оценивали его негативно, плохо. Когда же сравнивали с положением солдат на самом фронте, то оценивали его положительно, более благоприятно.

Степень членства определяется важным понятием «границы группы», которым пользовался Мертон. Основными аспектами здесь выступают:

— самоидентификация индивидов, как участников;

— частота взаимодействий индивидов;

— рассмотрение другими субъектами индивидов, как постоянных членов коллектива.

В непосредственном взаимодействии в членской группе определить границы не трудно, потому что участие имеет обычно формальный характер. Например, человек поет в музыкальном ансамбле или нет, руководитель коллектива знает, является человек членом коллектива или нет.

Также социолог говорит о практичной сложности, она содержится в том, что границы групп способны меняться под воздействием определенных событий. Эти события не фиксированы. Так в объединение возвращаются бывшие его участники, вступают новые или выходят нынешние. После таких изменений трудно сказать потом, кто точно сейчас является членом союза, и кто нет. После этого напрашивается такой вывод: критерий о членстве – не членстве недостаточно информативен при учете состава, значит, следует использовать понятие «степень членства», что может меняться в отношении к некоторым индивидам, соответственно к случаю.

В теории о референтных группах Г. Келли определил две функции. Первая – оценочная, которая предоставляет эталон для сравнивания, который помогает оценить человеку себя и оценивать поступки других личностей. Вторая – нормативная, она помогает устанавливать назначенные стандарты для поведения, нормы группы, и принуждает участников следовать им. Данная функция будет осуществляться группой если она сможет вознаградить индивида за его конформность и проучить за неконформность. Эти функции имеют интегрированный характер и могут осуществляться членской группой и внешней, в какую человек желает войти.

Социолог Мертон определил условия, которые способствуют тому, что субъект скорее выберет «внешнюю» своей нормативной референтной группой, а не членскую. Когда участники группы не обеспечены достаточным престижем в коллективе, тогда они начинают выбирать снова-таки внешнюю группу, что может владеть большей престижностью, нежели их собственная. И чем более будет изолирован человек в собственном круге и ниже будет его статус, тем будет больше вероятность, что он пристанет к внешней группе, где обретёт высокий статус.

Если индивид располагает возможностью изменить личный социальный статус, соответственно и принадлежность к конкретной группе, то чем выше социальная мобильность, тем больше вероятности, что он выберет референтной группу, имеющую высокий социальный статус.

Как видно, факторов, которые способны воздействовать на выбор человеком значимого объединения, есть множество. Также выбор человека зависит и от его индивидуальных характеристик.

Влияние референтной группы

Влияние, которое могут оказывать референтные группы достаточно большое, оно может проявляться в трех формах: нормативное, ценностно-ориентированное, информационное.

Нормативное влияние определяется, как влияние в виде приказаний подчиняться нормам и абсолютно соглашаться со всеми ними. Требования к подчинению особенно увеличиваются при обстоятельствах, когда существует сильное давление нормами, когда ситуация осуществляется перед глазами других. Результатами поведения является то, как человек сам воспринимает и оценивает полученную прибыль (пользу) от взаимодействия.

Исследования обнаружили, что самой мотивации недостаточно, чтобы стимулировать поведение. Так, определенная услуга должна приобретаться, потребляться открыто. Так, нормативное влияние оказывается важным, когда оно распространяется на близких людей индивида, а не используется им в одиночку.

Уменьшению нормативного влияния часто содействует всемирная урбанизация, что ведёт к развитию индивидуализма и социальной изолированности. Причиной в уменьшении нормативного подчинения может быть ослабевшее чувство почтения к социальным нормам. Люди с неохотой выполняют социальные требования и соблюдают нормы, что сказывается на отношениях.

Влияние ценностно-ориентированное отмечается, где референтные группирования выступают, как носители ценностей. Так признаком идентификации индивида с группой есть принятие норм, её правил и ценностей, вследствие чего возникает подчинение тогда, как стимулов становится участником группы, нет. Результатами являются: усиление своего имиджа в глазах людей, отождествление личности с персонами, которых уважает общество, которыми также все восторгаются.

Информационное влияние референтной группы зачастую реализуется в рекламном маркетинге. Потребители зачастую воспринимают мнение других, особенно авторитетных лиц, как заслуживающее их полного доверия и уважения. Часто это проявляется, когда нет возможности приобрести достаточно информации о представленном продукте, услуге посредством наблюдения. Здесь есть большая вероятность, что мнения и рекомендация других будут приниматься, как надежные и умные.

Референтные группы воздействуют на людей всех возрастов, в частности, подростков. Вопрос о значимости таких союзов имеет немалое значение в организации коллективов подростков, в управлении социализацией подростков.

Поскольку главным содержанием в социализации есть формирование самосознания, в качестве важного фактора духовного и профессионального самоопределения подростков, то вопрос о предпочтении референтного союза следует начать из анализа условий, которые важны для формирования самосознания, адекватной самооценки, представлений об окружающих и себе, своих силах, способностях, что важно для самоутверждения ребенка.

Неугомонное стремление к личному самоутверждению, переживание потребности в статусе, престижности, авторитете среди сверстников – присущи подросткам. Чувствительность подростков ко взглядам окружающих, сильная восприимчивость и уязвимость – это те характерные особенности данного возраста, которые обусловлены процессами образования и развития самосознания.

Роль референтной группы в подростковом возрасте немалая, поскольку у ребят в данном возрасте этот вопрос обстоит совсем иначе, нежели у взрослых. У них ведь вовсе нет опыта, нет времени, аналитические способности не настолько развиты, как у взрослых, чтобы делать тщательный и взвешенный выбор. Хотя потребность имеется больше выраженная, по сравнению с взрослыми людьми. Рефлексия для многих подростков выступает чем-то недоступным, поэтому чтобы узнать о себе что-нибудь, необходимо воспользоваться какими-то другими способами.

Именно здесь и выражается роль референтной группы в подростковом возрасте. Она формируется по внешним признакам. Её легко можно отличить от объединений взрослых, иногда это называют «реакцией группирования».

Внешний признак – это главный атрибут объединения, его идеология создается позже. Таким атрибутом может быть: одежда, причёска, стиль, аксессуары. Подростковые объединения создаются в основном по интересам: слушатели одной музыки, фанаты, танцоры, певцы, приверженцы различных теорий, любители покушать или выпить и другие. Выходит, что присоединяясь к определенному коллективу или испытывая желание в него попасть, подросток понимает, что ему нравится, соответственно, осознаёт кто он.

Те, кому не повезло состоять в таких объединениях, во взрослом возрасте становятся недоверчивыми, наивными, закрытыми, плохо адаптируемыми, не коммуникабельными и менее смелыми. Поэтому влияние референтной группы в подростковом возрасте очень большое, ведь она способствует воспитанию социальной личности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *