Что такое референтное лицо
референтность
Полезное
Смотреть что такое «референтность» в других словарях:
РЕФЕРЕНТНОСТЬ — англ. reference; нем. Referentialitat. Форма особых межличностных отношений, опосредствованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в соц. ориентации зависимость субъекта от др. индивидов. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
Референтность — англ.Reference форма особых межличностных отношений: опосредованных содержанием групповой деятельности; и выражающих основанную на потребности в социальной ориентации зависимость субъекта от других индивидов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру … Словарь бизнес-терминов
Референтность — – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц, ориентация своей личности на него (на них). Ср. значимый другой. * * * [от лат. referens сообщающий] один из видов отношений межличностной значимости, которые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Референтность — (от лат. referens сообщающий) один из видов отношений межличностной значимости, к рые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «значимым другим» или кругом «значимых других». Само понятие «референтность» ввел в социальную… … Психология общения. Энциклопедический словарь
референтность — ж. Отношение значимости, связывающее субъект с другим человеком или с группой лиц. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
референтность — рефер ентность, и … Русский орфографический словарь
Референтность — Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании этих норм данным индивидом. Положительная или отрицательная Р. поведения индивида, в том числе и речевого поведения, со… … Словарь социолингвистических терминов
референтность — Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании указанных норм данным индивидом … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Референтность — Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании указанных норм данным индивидом … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
РЕФЕРЕНТНОСТЬ — англ. reference; нем. Referentialitat. Форма особых межличностных отношений, опосредствованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в соц. ориентации зависимость субъекта от др. индивидов … Толковый словарь по социологии
референтное лицо
Смотреть что такое «референтное лицо» в других словарях:
ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ — – личность, образ которой, отраженный в психике др. людей, оказывает на них влияние. Оно выражается в изменении их мотивационно смысловой и эмоциональной сфер. Построена трехфакторная вероятностная модель З. д. (А. В. Петровский, 1988),… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Воздействие — осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается в оказании влияния одного из участников совместной деятельности и общения на другого. При этом в качестве партнеров подобного взаимодействия могут быть как отдельные личности, так и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Референтность — – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц, ориентация своей личности на него (на них). Ср. значимый другой. * * * [от лат. referens сообщающий] один из видов отношений межличностной значимости, которые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
РМГ 103-2010: Государственная система обеспечения единства измерений. Проверка квалификации испытательных (измерительных) лабораторий, осуществляющих испытания веществ, материалов и объектов окружающей среды (по составу и физико-химическим свойствам) посредством межлабораторных сравнительных испытаний — Терминология РМГ 103 2010: Государственная система обеспечения единства измерений. Проверка квалификации испытательных (измерительных) лабораторий, осуществляющих испытания веществ, материалов и объектов окружающей среды (по составу и физико… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Как на людей влияет мнение знакомых
Содержание статьи
Социальные связи современного человека многочисленны и многообразны, но не каждый, с кем человек знаком, оказывает на него влияние своим мнением. Такая возможность есть лишь у тех, кого психологи называют референтными лицами – у тех, кто значим для данной личности.
Референтное лицо и группа
Для дошкольника референтными лицами являются родители, для младшего школьника – учителя, для подростка – сверстники. Круг референтных лиц взрослого человека более разнообразен, в него включаются коллеги, начальство и многие другие люди. В любой социальной группе, особенно неформальной, наибольшей референтностью для ее членов обладает лидер.
Не всякий знакомый является референтным лицом. С другой стороны, таковым становится не только тот, с кем человек знаком и общается непосредственно. Это может быть политический деятель, религиозный лидер, известный артист и даже давно умерший писатель или философ.
Наряду с референтными лицами существуют и референтные группы, являющиеся для личности эталоном поведения, оценок и других норм. При этом реальная принадлежность к референтной группе необязательна. Достаточно вспомнить героя комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»: этот человек дворянином не является, что не мешает ему во всем ориентироваться на стиль жизни дворян.
Групповое влияние
Каким бы сильным ни было влияние референтной группы, воздействие группы, к которой человек реально принадлежит – пусть даже не по своей воле – тоже неизбежно.
Взаимоотношения личности с группой предстают в трех вариантах – конформизм, негативизм и нонконформизм.
Конформизм, или подчинение группе, может быть внутренним и внешним. В первом случае человек искренне разделяет и одобряет мнение, господствующее в группе, во втором – подчиняется большинству в силу необходимости, не соглашаясь с ним.
Негативизм – это противопоставление себя группе. При этом можно искренне считать себя независимой личностью, и внешне такое поведение выглядит независимым. Но в действительности негативизм – это тоже зависимость от группы, только «со знаком минус». Такой человек «принципиально» не станет читать книгу популярного писателя, которую «читают все», а если и прочитает – никогда не похвалит вслух, даже если книга ему понравится. Иными словами, он тоже оказывается несвободным от мнения группы.
Истинная независимость – это не негативизм, а нонконформизм: человек критически относится к мнению группы, принимая или не принимая его в зависимости от собственных установок.
Степень конформности поведения определяется многими факторами. В традиционном обществе, где велика роль авторитетов, конформность была высока. В любом обществе подростки отличаются высокой конформностью по отношению к группе сверстников. Имеют значение и индивидуальные личностные черты, а также то, в какой степени человек отождествляет себя с той или иной группой. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее выражена конформность поведения у ее членов.
Как применять референцию в продажах
При принятии решений человек может в большей степени полагаться на свое мнение или мнение окружающих, результаты исследований, нормы и правила. Поэтому для эффективных продаж важно уметь определять, что в большей степени влияет на получение положительного ответа и выстраивать общение с клиентом на этой основе.
Что такое референция
Тип референции показывает соотношение собственного мнения человека к мнению других людей в процессе принятия решений.
Внутренняя
Внутренняя референция – принятие решений, основанное на собственном мнении, жизненной позиции, взглядах и интересах. Человек с таким типом референции – бескомпромиссен, в переговорах – игнорирует мнение других. Он практически не поддается давлению и манипуляции. Наиболее важным параметром для закрытия сделки с таким человеком является его личная выгода, удовлетворение его потребностей и удовольствие от покупки. К мнению продавца он относится холодно, игнорирует его, если оно противоречит его собственным взглядам. Дополнительным раздражителем для него становится попытка давить на авторитеты и мнение толпы.
Внешняя
Внешняя референция, напротив, подразумевает следование общественному мнению. Принятие решений человеком с внешней референцией основывается на мнении окружающих. Люди с внешней референцией более податливые, с ними легко идти на компромисс и даже манипулировать ими. Внешнереферентным людям важна оценка их приобретений со стороны близких людей – родных, друзей, коллег. Они легко доверяются продавцу как профессионалу в своем деле, который знает толк в продукции и может посоветовать оптимальный вариант.
Смешанная
Такой тип сочетает в большей или меньшей степени качества предыдущих двух. При более выраженной внутренней референции, человек со смешанным типом будет учитывать мнение окружающих, но последнее слово оставит за собой. Если сильнее выражена внешняя, то человек, хоть и имеет достаточную независимость в своих решениях, он все равно сильно ориентируется на мнение других.
Каких людей описывает тип референции
Тип референции позволяет описывать достаточно шаблонные позиции человека: «всегда прав я» или «всегда правы окружающие». Большинство людей имеют смешанный тип референции и при выборе основываются как на своем мнении, так и на окружающих. Они способны выбирать, в какой ситуации и на что опираться при принятии решений – на себя или на других. Тип референции может изменяться под воздействием определенных факторов в жизни человека. Чаще всего умелые HR-менеджеры выявляют тип референции для найма сотрудника на определенную должность. Склонные к внутренней референции, по умолчанию, – хорошие управленцы, а к внешней – исполнители. На это особенно стоит обратить внимание при выходе на ЛПР.
Для чего определяется тип референции
Определение типа референции позволяет выстраивать диалог с покупателем, с точки зрения мотивов, которые руководят им при принятии решений. Абсолютный баланс смешанного типа встречается не так часто и, принимая решение, человек чаще всего основывается на тех факторах, которые ближе к его мотивам.
Как выявить тип референции
При общении с потенциальным покупателем важно обращать внимание на соотношение «Я» – «они». Другими словами – нужно выстроить свой диалог таким образом, чтобы была возможность получить ответы на вопросы: «Как вы определяете, что добились успеха?», «Вы хорошо готовите (водите машину, выполняете свои рабочие обязанности и т. д.)?». А также любые другие вопросы, ответом на которые может послужить:
Соотношение этих ответов и позволит определить, к какому типу референции более склонен человек, с которым происходит диалог. Конечно, определить ее по стандартному шаблону вряд ли получится, однако преобладание «Я» и «они» позволит прочувствовать «кнопки», которые необходимо «нажать», чтобы добиться положительного принятия решения.
В более упрощенном варианте определить тип референции можно, основываясь на вопросах самого потенциального покупателя. Смоделируем две ситуации:
В магазине компьютерной техники посетитель подходит к продавцу со словами: «Мне нравится этот ноутбук, вы можете рассказать мне о нем поподробней?». Клиент уже имеет собственную точку зрения на продукт, и ему не нужно одобрение со стороны. Он просто хочет услышать о возможностях покупки и о том, что она удовлетворит все его потребности. Как можно догадаться – это пример внутренней референции.
Другой пример – тот же самый магазин, однако вопрос кардинально другой – «Подскажите, какой ноутбук выбрать для игр/работы/учебы» или «Я видел рекламу этого ноутбука по телевизору/в Интернете с известным актером». Такой клиент – ярко выраженный представитель внешней референции. Он нуждается в подтверждении своего выбора извне, полагается на общественное, экспертное мнение. Отзывы в Интернете, рейтинги, полученные продуктом награды для него – не пустой звук.
Что поможет продать
Эффективность продаж зависит от правильно построенного диалога с использованием мотивов потенциального покупателя. Человека, склонного к внутренней референции, невозможно или практически невозможно убедить доводами вроде: «По мнению наших клиентов», «Я сам пользуюсь этим товаром/услугой» и т. д. В тоже время человека, принятие решений которого в большей степени зависит от мнения окружающих, мало волнуют фразы типа: «Вы получите», «Вам понравится», его больше интересует, что покупка товара будет оценена друзьями, родственниками, коллегами.
Внутренняя
Чтобы повысить шанс успешного закрытия сделки с минимальным количеством возражений с человеком, принятие решения которого в большей степени зависит от его собственного эго. Продавать товар или услугу такому потребителю необходимо не с точки зрения каких-то цифр, собственного опыта, мнения экспертов или большинства.
Человека интересует, в первую очередь, удовлетворение его потребностей. Делая покупку в магазине, он уже знает, что хочет. Нужно просто подкрепить его уверенность в правильном выборе. Ответом на пример, представленный выше, может послужить: «Хороший выбор, у этого ноутбука отличная “начинка” и разумное соотношение цена-качество, для каких целей вы хотите использовать его?». Такое продолжение диалога немного побалует эго покупателя и позволит выйти на разговор о том, что важно именно ему. Удовлетворение потребностей и решение проблем покупателя позволит легко закрыть сделку.
Для человека с таким типом референции мнение со стороны кажется просто пустым звуком. Не нужно углубляться в рассказы о топах, отзывах, примеры успешного использования со стороны. Наиболее важным аспектом в продаже будет укрепление его правоте. Необходимо укрепить понимание покупателя в том, что он прав, что он делает правильный выбор.
Наиболее действенными аргументами в пользу продукции станет то, что от ее использования потребитель получит максимальную личную выгоду, что она способна удовлетворить все его потребности. При этом давление или попытки манипуляции с таким клиентом могут мгновенно лишить его интереса к покупке, а чрезмерное обращение к мнению окружающих вызовет сильное раздражение.
В общении важно избегать таких фраз, как:
У человека с внешней референцией это вызывает только негативные эмоции: «Кто ты такой, чтобы рекомендовать мне?», «Кто позволил тебе давать мне советы?». Самооценка продавца как профессионала и специалиста в вопросе не значит для внутриреферентного человека ничего. Такой покупатель сам решает, кого назначить специалистом и профессионалом, а кого нет. И стоит только получить это «назначение» и допустить хотя бы одну ошибку – вас быстро сместят с этой должности. Кроме того, нужно забыть про фразы:
Для внутриреференого покупателя эти ваши «все» – пустой звук: «Пусть они считают, как хотят, а у меня есть собственное мнение по этому поводу». «Все» для такого человека не указ, и чаще всего он просто противопоставит себя этим «всем».
Внешняя
Подтолкнуть к покупке человека с внешней референцией несколько проще. Он податлив, поддается влиянию статистики, мнения экспертов, и ему важна оценка окружающих, которая касается потенциальной покупки. В приведенном выше примере наиболее удачным ответом будет: «Сегодня этот ноутбук – хит продаж, таким же пользуется известный блогер, он входит в топ-10 самых популярных ноутбуков в стране».
Совершая покупку, человек с внешней референцией ожидает положительной оценки со стороны своего окружения. Кроме того, ему проще допродать дополнительные товары и услуги: «С ноутбуком рекомендуются покупать эту подставку для охлаждения, устанавливать это ПО» и т. д. Можно указывать на отзывы покупателей, демонстрировать их в Интернете.
Человеку с ярко выраженной референцией категорически запрещается говорить фразы:
Такому человеку не «виднее». Он очень сложно принимает решение самостоятельно. Такие высказывания заставляют внешнереферентного человека потерять точку опоры. Человека такого типа необходимо постоянно поддерживать, мягко руководить им. И если вы не подтолкнете его на принятие решения, то это сделает кто-нибудь другой. Часто такие покупатели приходят в магазин не одни, в компании с ними должен присутствовать «главный советчик». В таком случае необходимо продавать не самому покупателю, а этому самому советчику.
Важно не выпускать из-под влияния внешнереферентного покупателя. После длительной презентации, многочасовых убеждений, когда дело движется к закрытию сделки, любая фраза, брошенная человеком, с мнением которого он считается – станет причиной отказа.
Смешанная
При общении с человеком со смешанным типом референции важно определить, в какую сторону он сильнее склоняется. После этого достаточно просто использовать лучшие приемы из обоих случаев и делать особый акцент на тех, которые ближе ему по типу.
Определение типа референции позволяет нащупать основные способы воздействия на покупателя, избежать фраз, которые он воспринимает в качестве стоп-сигнала. Для того чтобы научиться эффективно продавать на основе референции, необходимо много практиковаться, уметь слушать клиента и определять мотивы его покупательского поведения. С помощью выявления референции можно избежать отказов и продавать быстрее и эффективнее.
Понятие и примеры референтной и нереферентной группы
Референтность является значимым понятием в психологии.
В своих поступках человек постоянно руководствуется мнением значимых для него субъектов.
В чем разница между формальным и неформальным лидером в группе? Узнайте об этом из нашей статьи.
Суть явления
Референтностью в психологии называется свойство личности, группы, отражающееся в их возможности оказывать определяющее влияние на человека.
Его собственные ценности, принципы, установки и взгляды формируются под их воздействием.
Любое событие или явление также рассматривается, оценивается с позиции одобрения или возможного осуждения значимых субъектов.
Планируя какую-либо деятельность, человек всегда ориентируется не только на свои собственные желания и предпочтения, но и на позицию референтной для него группы или индивида.
Данное психологическое и социальное явление занимает важное место в системе межличностных отношений. При этом оно часто противопоставляется эмоциям.
Так, человек может не испытывать симпатии к какому-либо индивиду, но признавать его значимость. Или, наоборот, абсолютно неинтересная социальная группа, члены которой не являются авторитетами, вызывает определенный эмоциональный отклик.
Следует отметить, что влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Если индивид выбирает в качестве образца для подражания успешного человека, искренне заинтересованного в его персоне, влияние носит позитивный характер.
В этом случае значимый субъект может оказать помощь в формировании правильных установок, выборе верного пути личностного роста.
Если же референтностью обладает лицо, оказывающее негативное влияние на индивида и его жизнь, подобная зависимость приводит к негативным последствиям. Аналогичный принцип действует и при взаимоотношениях с социальными общностями.
Характеристика референтной личности
Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.
Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.
В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.
Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.
Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.
Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.
Референтная группа
Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:
В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.
Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки,
Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.
Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.
Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.
Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.
В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.
Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.
Нередко ценности и установки, транслируемые сверстниками, расходятся с заложенными в сознании родительскими установками. В итог возникает внутренний конфликт, заставляющий делать выбор в пользу чего-то одного.
Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.
Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.
Не всегда референтные группы подозревают о том, какое значение они имеют для индивида. Также подобные общности могут быть изначально условными. Например, человек выбирает в качестве авторитета некоторую совокупность людей, к которой он не имеет прямого отношения.
Все свои поступки и действия он соотносит с принципами, транслируемыми, по его мнению, данной общностью. В реальности индивид не входит в круг значимых для него лиц, но в своем подсознании живет по их правилам.
Восприятие социальной группы формируется за счет авторитета отдельных ее представителей. Как правило, это руководители, лидеры. Именно они определяют нормы и правила, по которым функционирует сообщество.
Примеры
Что значит референтная группа? К таким группам относятся:
В юном возрасте нередко происходит смена лидеров в дружеских компаниях или смена самих компаний, поскольку по мере взросления участников общностей меняется их восприятие эталонов для подражания.
У взрослых людей наблюдается большая стабильность в выборе круга общения, поэтому значимые субъекты могут сохранять свои позиции достаточно длительное время. При этом зрелая, состоявшаяся личность не зависит от своего образца для подражания в той степени, как подросток.
Так, для увлеченного спортом молодого человека большее значение будут иметь взгляды и убеждения его напарников по команде, а не знакомых со двора.
Референтометрия
Это методика, которая позволяет выявить распределение ролей в социальной группе.
При помощи опроса определяются лидеры, чье мнение имеет значение для большинства членов общности.
Также выявляются индивиды, чья позиция подавляющему большинству опрашиваемых неинтересна. Таким образом, происходит анализ установившихся в группе межличностных отношений.
Следует отметить, что референтометрия качественно отличается от популярной социометрии. Последняя позволяет выявить характер эмоциональных связей.
Исследование состоит из двух этапов:
В итоге выявляются субъекты, имеющие ключевое значение для испытуемого.
Таким образом, референтность является важным психологическим явлением. Значимым для человека может быть не только другое лицо, но и социальная группа.