Что такое рефлексивная компетентность

Информационные материалы: «Рефлексивная компетентность»

Рефлексивная компетентностьэто профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Информационные материалы: «Рефлексивная компетентность»»

Рефлексивная компетентность Рефлексивная компетентностьэто профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности.

Соотнеся рефлексивную компетентность с другими исследовавшимися в психологии видами компетентности (коммуникативная, социально-психологическая, профессионально-педагогическая и аутопсихологическая), можно отметить, что она представляет собой метапонятие, т. е. метакомпетентность, которая посредством механизма рефлексии (процесс осмысления и переосмысления личностных смыслов и содержаний профессиональной деятельности) обеспечивает своевременную корректировку и адекватное развитие всех остальных видов компетентности.

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

Рассмотренная нами структура рефлексивной компетентности, в состав которой входят социальная (кооперативная и коммуникативная) и индивидуальная (интеллектуальная и личностная) составляющие, по нашему мнению, может быть применимая к любой профессиональной сфере, в том числе и к педагогической деятельности.

Однако можно предположить, что рефлексивная компетентность в педагогической деятельности имеет специфический структурный компонент.

Вы неоднократно слышали или встречали в литературе такое понятие как педагогическая рефлексия.

Этим особенным компонентом является педагогическая рефлексия. Определений педагогической рефлексии много. Вот одно из них: «Педагогическая рефлексия – это способность учителя войти в позицию

постороннего наблюдателя по отношению к своей образовательно-педагогической деятельности с целью переосмысления ее и себя в ней, чтобы

организовать более эффективную профессиональную деятельность и найти адекватный способ поведения в ней». Т.е. это рефлексия учебного процесса.

Рефлексивная компетентность педагога и педагогическая рефлексия

понятия похожие, но не тождественные. Рефлексивная компетентность педагога понятия шире, чем педагогическая рефлексия. Педагогическая рефлексия является специфической частью рефлексивной компетентности педагога, связанной именно с его профессиональной педагогической деятельностью и в то же время включает в себя элементы индивидуальной и социальной рефлексии. Графически структуру рефлексивной компетентности педагога можно представить так.

Источник

Статья по теме «Рефлексивная компетентность»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ «СОШ № 10» ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА Ладынина Мария Сергеевна, учитель биологии и экологии

Проблема заключается в выявлении и обосновании педагогических условий формирования рефлексивной компетентности учащихся основной ступени школы.

Формирование рефлексивной компетентности учащихся основной ступени школы на уроках будет эффективно в условиях рефлексивной среды, которая предполагает (принципы): 1. обеспечение единства рефлексивной деятельности учащихся и учителя; 2. осознание детьми потребности в формировании и развитии рефлексивной компетентности; 3. органичное включение рефлексии в содержание урока; 4.самоанализ динамики рефлексивной компетентности учащимися.

Модель формирования РК на уроках биологии в основной школе Компоненты рефлексивной компетентности Когнитивный Операциональный Личностный Рефлексивные приёмы Рефлексивная среда Принципы организации рефлексивной среды: 1. обеспечение единства рефлексивной деятельности учащихся и учителя; 2. осознание детьми потребности в формировании и развитии рефлексивной компетентности; 3. органичное включение рефлексии в содержание урока; 4. самоанализ динамики рефлексивной компетентности учащимися Рефлексивная таблица Рефлексивные вопросы Синквейн Автопортрет Сократовские беседы Эссе Кроссворд Ступенька

Таблица 1 Варианты использования рефлексивных приемов в структуре урока № Этап урока Рефлексивные приёмы 1 Проверка и оценка знаний Рефлексивная таблица, рефлексивные вопросы (перспективная рефлексия) 2 Изучение нового материала Рефлексивные вопросы (ситуативная рефлексия), Синквейн, Автопортрет, элементы сократовских бесед 3 Закрепление Рефлексивные вопросы (ретроспективная рефлексия), Комплимент, На какой я ступеньке 4 Задание на дом Эссе, кроссворд

Условия реализации Модели формирования рефлексивной компетентности на уроках 1. Методические условия 2. Организационные условия Кадровая подготовка Пропедевтическая работа Постоянно действующие семинары: Информационные семинары Семинар о методах развития рефлексивной компетентности Семинар – экспертиза опыта организации модели формирования рефлексивной компетентности Семинары мастер-классы Рефлексивные семинары

Спасибо за внимание!

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

Номер материала: ДБ-1588322

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития

Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть фото Что такое рефлексивная компетентность. Смотреть картинку Что такое рефлексивная компетентность. Картинка про Что такое рефлексивная компетентность. Фото Что такое рефлексивная компетентность Ольга Зайцева
Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития

Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития.

В период модернизации образования приоритетным в структуре профессионально-педагогической деятельности становится педагогическое проектирование как полифункциональная деятельность, закономерно возникающая в связи с необходимостью преобразований и строящаяся как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов.

Одним из СПОСОБОВ педагогического проектирования является программа саморазвития педагога.

Четких требований к структуре данного документа нет. Р. Ю. Белоусова предлагает включить в программу саморазвития следующие пункты:

1 Обоснование актуальности выбранной темы

2 Сроки реализации программы

4 Ожидаемые результаты реализации программы

5 Этапы реализации программы

6 План мероприятий по реализации программы саморазвития

7 Основные условия реализации программы

9 Литература и электронные ресурсы

Развитие рефлексивно-проектных умений позволяет педагогу не только осознать свою профессиональную деятельность, но и осуществить переход их позиции «реагирования» в позицию «самоорганизации». Он учится себя учить определять границы своего знания (незнания) и самостоятельно находить условия для преодоления собственных ограничений, повышая тем самым свою профессиональную компетентность.

В. А. Сластенин справедливо утверждает, что содержание рефлексии различно на различных этапах педагогической деятельности. Таким образом, и в проектировочной деятельности педагога содержание каждого последующего этапа рефлексии определяется ее результатом на предыдущем этапе. Рефлексия на процессы и компоненты деятельности еще более усложняется из-за необходимости фиксации результатов деятельности и их соотношения с прогнозируемой целью (оценка деятельности, содержанием образа «Я» и другими элементами «Я»-концепции (самооценка).

Мы же считаем, что для компетенции характерно наличие знаний и умений. Если мы вооружили педагога необходимыми стимульными материалами для проведения рефлексивной оценки, значит, можно говорить о наличии рефлексивной компетенции. Иными словами, рефлексивная компетенция – это знаю как надо делать. Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. Т. е. компетентность – результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Цель педагогической рефлексии: оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений.

Рассмотрим, каково содержание каждого этапа педагогической рефлексии.

1. Действие. Цикл рефлексии начинается с конкретного действия. Это действие может быть очень простым (элементарным, например: приветствие учителя в начале урока, вопрос учащемуся, сообщение домашнего задания и пр. Действие может быть комплексным, например: проведение урока или серии уроков по конкретному предмету или учебной дисциплине (скорее это уже не просто действие, а именно опыт деятельности).

2. Взгляд назад на произведенное действие. На этом этапе рефлексии по окончании действия, а иногда и в процессе его выполнения начинается анализ действия. Чаще всего это происходит, если в самом действии было что-то необычное или поставленная цель не была достигнута, или, наоборот, цель была достигнута неожиданно легко. Но это пока не поиск ответа на вопрос «почему?». Скорее, это именно анализ как расчленение целого на составляющие элементы, это мысленное или письменное описание действия. Описание должно быть максимально подробным и беспристрастным, как это сделала бы видеокамера, которая не умеет сердиться или улыбаться, зато умеет фокусировать внимание зрителя на подчас незаметных, кажущихся несущественными деталях.

3. Осознание существенных аспектов. На этом этапе особое внимание уделяется различным аспектам действия, установлению взаимосвязей между ними, выявлению причинно-следственных отношений внутри действия.

4. Создание альтернативных методов действия. На этапе создания альтернатив происходит поиск и отбор иных, отличных от реализованного способов достижения поставленных целей. Принципиально важным является не столько выбор альтернативных методов, приемов и форм, сколько их соответствие конкретной ситуации. На данном этапе, очевидно, возможен поиск новой информации,

если известный к данному моменту набор методов, форм, средств обучения является ограниченным и не позволяет достичь целей. При этом мотивация приобретения нового знания на данном этапе действительно очень высока, поскольку это знание приобретается для решения насущной профессиональной проблемы.

5. Апробация нового действия. На данном этапе производится новая попытка достижения поставленной цели, осуществляемая новыми средствами в новой ситуации. Таким образом, этап апробации нового действия начинает новый цикл профессиональной рефлексии, когда после действия мы обращаем взгляд назад, выделяем существенные моменты действия, продумываем альтернативные действия, апробируем действие, которое представляется наиболее эффективным в данной ситуации, и цикл снова начинается сначала. Именно поэтому ALACT-модель (о ней мы будем упоминать далее) называют часто рефлексивным кругом.

Профессиональное саморазвитие, как и другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную совокупность мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в повышении самообразования.

Для формирования мотивации педагога на профессиональное саморазвитие необходимо:

– наличие адекватной самооценки;

– сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности;

– соотнесение педагогом своей деятельности с образцами.

Беспалько В. П. выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания:

1. «Актуальное Я»(каким сейчас себя видит педагог) является центральным элементом профессионального самосознания учителя и основывается на трех других.

2. «Ретроспективное Я»(каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы). По отношению к нему дается система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений.

3. «Идеальное Я»(каким хотел бы стать)дает перспективу личности и обуславливает саморазвитие в профессиональной сфере.

4.«Рефлексивное Я»(как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают руководители и участники образовательного процесса)является шкалой среды в профессиональной деятельности и обеспечивает объективность самооценки.

Этапы профессионально-личностного саморазвития педагога:

1. Поиск своей позиции, когда педагог осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.

2. Критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач.

3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами;

4. Ситуация «отказ от стереотипов»рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки.

Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки.

Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки.

Вернемся к программе самообразования. С целью выявления уровня притязаний и будущих перспектив, на этапе анализа собственной педагогической деятельности и проектирования программы саморазвития, мы используем в практике работы следующие анкеты (стимульный материал):

«Карта самооценки педагогической деятельности» (приложение №1);

• «Самооценка профессиональных качеств педагога» (приложение №2);

• Тест «Готовность к саморазвитию» (приложение №3);

• Методика «Оценка реализации потребности педагога к самореализации» (приложение №4).

На данном этапе целесообразно привлекать коллег и родителей к оценке профессиональной деятельности, т. к. самооценка часто бывает необъективной. Вот лишь недавний пример. В конце 2015 года, на границе перехода от этапа введения к этапу реализации ФГОС ДО, нами было проведено анкетирование педагогов. Результаты анкетирования были очень неожиданными, большинство педагогов считают себя компетентными в методических и практических вопросах. Хотя практика работы показывает обратное.

Изучение характера затруднений в деятельности педагогов также показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых.

Анализ методической литературы, позволяет выделить наиболее часто применяемые методические средства развития рефлексивных способностей педагогов, применяемые в ходе реализации программы саморазвития:

-наличие опорной программы саморазвития;

-ведение дневниковых записей, фиксирующих события профессиональной жизни, становящиеся предметом дальнейшего анализа и осмысления;

— при изучении методической литературы по проблеме целесообразно использовать такой метод рефлексивной фиксации, как инсерт-маркировка.

Инсерт-маркировка — самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Обозначается с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «V» — уже знал; «-«- думал иначе; «+» — знал, «!» — новый материал (узнал, «?» — хочу узнать.

— фиксация выводов рефлексивного характера и отметка о выполнении намеченных планов в колонке «Примечания» в программе саморазвития;

— видеозапись проведения мероприятия с последующим его анализом (или самоанализом) и обсуждением;

— анкеты для родителей, социальных партнеров;

— Вопросник для самоанализа, в котором отражены самые актуальные рефлексивные моменты:

2. Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация.)

3. Какую роль это может играть для моих будущих мыслей, действий? (Альтернативные варианты действий, образовательные потребности, намерения.)

— ALACT- модель — голландская технология организации рефлексии (Ф. Кортхаген и др.).

Этап рефлексии Вопросы для рефлексии

1. Действие Что произошло?

2. Мысленное возвращение к действию или ситуации, что предполагает подробное его описание Что я хотел? Что я думал? Что я чувствовал? Что я делал? Что хотели дети? Что они думали? Что они чувствовали? Что они делали? (плюс родители)

3. Определение наиболее важных черт ситуации. Определение противоречий. Что кажется вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия Вы можете выявить?

4. Нахождение альтернативных способов действий, путей разрешения ситуации. Определение наиболее оптимального способа действия Какие альтернативы можно предположить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?

5. Осуществление альтернативных способов действия

— Матрица рефлексивной деятельности педагога:

Матрица рефлексивной деятельности педагога (основа кн. «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания», 1956г.)

Воспоминания по Блуму: Что я сделал?

Понимание по Блуму: Что было важным в том, что я сделал?

Достиг ли я своих целей?

Применение по Блуму: Когда я делал это раньше? Где я смогу это снова использовать?

Оценивание по Блуму: Насколько хорошо я проделал работу? Что сработало? Что мне необходимо улучшить?

Творчество по Блуму: Что мне нужно делать дальше? Каков мой дальнейший план/ намерение?

Рефлексивная методика «Метод пяти пальцев».

Оценка эффективности программы.

Эффективность программы саморазвития, обычно,оценивается по количественным и качественным показателям:

— качество знаний и умений педагога, полученных в ходе реализации программы, в области новых образовательных технологий;

— степень удовлетворенности родителей воспитательным и образовательным процессом;

— качество учебно-методического и технологического обеспечения;

-качественное и количественное размещение информации на сайте, публикаций и др.

Одним из способов успешности развития рефлексивной компетентности у педагога является создание и формирование рефлексивной среды, то есть системы условий развития личности, открывающей перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально- психологических и профессиональных ресурсов.

А. А. Бизяева пишет о создании условий для «рефлексивно-инновационной среды», в которой стимулируется сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.

Такую форму рефлексивной среды можно условно назвать межсубъектной. Она предполагает присутствие не менее двух субъектов при выполнении рефлексивных действий, что делает процесс анализа сходным с творческим поиском. В нашем случае, целесообразно привлечь к оценке эффективности реализации программы саморазвития коллег и родителей.

В этом случае и для самооценки можно использовать различные общепринятые рефлексивные методики: «Лесенка успеха». «Дерево успеха», «Незаконченное предложение», «Мишень». Таких методик достаточное количество, каждый педагог может сделать осознанный и приемлемый для себя выбор.

В заключение хочется сказать о том, что повышение качества дошкольного образования в ДОУ находится в прямой зависимости от педагогических кадров. В современной жизни, в период реформирования образования, меняется статус педагога. Меняются требования к уровню его профессионализма, к его профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент востребован педагог компетентный, творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал и принимающий все преобразования в системе образования. От правильной и грамотно выстроенной методической работы в ДОУ зависит компетентность педагогов и качество образования в современном дошкольном образовательном учреждении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *