Что такое рефлексивного сознания
Тема 4. Рефлексивное сознание человека
Новые акценты во взглядах на природу сознания человека: 1) сознание есть материальная структура; 2) сознание имеет космическое происхождение (В.И.Вернадский).
Общее сознание и рефлексивное сознание неоднозначны. Общее сознание выполняет функции самоощущения (способности вычленять себя как отдельное существо) с ориентацией и взаимодействием во внешней среде, и есть у всех существ. Рефлексивное сознание выполняет функцию самопознания (способность анализировать состояния своего внутреннего духовного мира), формируется в процессе развития как специфическая особенность только человеческого сознания.
Различают два уровня функционирования рефлексии. Первый – исследование своего состояния в определенных житейских ситуациях; используется как механизм выбора своего отношения к ситуации независимо от конкретных событий. Второй – механизм постижения своего внутреннего мира, построения и исследования системы своих состояний, то есть самосознание и самопознание без необходимости конкретного применения результата; познание ради самого познания (Лефевр В.А.).
Уровень свободы выбора в деятельности человека есть результат влияния рефлексивного сознания – самосознание себя и своей роли в развитии жизни – Биосферы, Ноосферы и Сознания Вселенной (поэтапно).
Рефлексивное сознание рассматривается в трех измерениях: 1) как движущая сила антропогенеза и антропосоциогенеза; 2) как поле, на котором разворачивается процесс антропогенеза и антропосоциогенеза; 3) как продукт антропогенеза и антропосоциогенеза.
Оценка рефлексивного сознания Тейяром де Шарденом («Феномен человека») как саморазвитие мышления.
Отличие 1) рефлексивного сознания от 2) внутреннего опыта на основании ощущений, возникающих в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. Способность человека активно и направленно видоизменять вещество природы и приспосабливать природные ресурсы к своим потребностям и интересам (техника, культура, производительный труд, нефундаментальная наука) ещё не являются проявлениями рефлексивного сознания.
Контрольные вопросы к теме 4.
1. Понятие сознания и рефлексивного сознания.
2. Отличия сознания и рефлексивного сознания.
3. Влияние рефлексивного сознания на уровень свободы в деятельности человека.
4. Связь ноосферы В.И.Вернадского и рефлексивного сознания
5. Роль рефлексивного сознания в эволюции человека.
6.Происхождение рефлексивного сознания.
7. Отличия состояний человека как «самоощущение» и «самоосознание»
Тема 5. Индивидуализация как основание развития свободы человека
Индивидуализация как антропологическая категория отражает направленный качественный процесс двух тесно взаимосвязанных линий эволюции человека: его физического тела и сознания.
На уровне физического тела процесс индивидуализации человека как биологического вида обусловлен рядом последовательных событий:
1) индивидуальными материально-структурными изменениями генов; 2) созданием популяционного генетического разнообразия человечества; 3) углублением и расширением биологической индивидуализацией индивидуумов.
На уровне сознания человека процесс индивидуализации обусловлен саморазвитием сознания (современное научное знание не имеет корректно-доказательной информации о параметрах сознания, поэтому об эволюционном процессе сознания можно говорить только то, что оно обладает саморазвитием, и либо опережает, либо соответствует эволюции физического тела).
Процесс ндивидуализация и его расширение в человеческой популяции есть суть процессов антропогенеза и антропосоциогенеза.Точка зрения современной антропологии на систему «мир – человек» акцентируется на понятии «человек». Вычленение человека из общей массы сообщества, коллектива. Придание человеку статуса самоценности, не зависимого от профессионального и социального статуса (общественного положения).
Статус индивидуальности значимо повышается и проявляется как: а) отражение нового отношения человека к себе (самоосознание); б) отражение нового отношения общества к своим членам.
Статус индивидуальности исторически не изначален, его появление есть результат этапного, ступенчатого развития сознания до уровня появления рефлексивного сознания.
Формы проявления индивидуальности – 1) биологически обособленная жизнь; 2) психологически обособленная жизнь; 3) социально обособленная жизнь.
Свобода и границы проявления индивидуальности:
2) отсутствуют в н у т р е н н и е границы – психологические (видовые).
Выделяют четыре основных закономерности формирования индивидуальности. 1.Этапность формирования индивидуальности – обязательность первоначального развития общих неспецифических качеств с последующим формированием индивидуальных специфично-индивидуальных свойств человека. 2.Высокая всевозрастная потенциальность и пластичность развития человека – отсутствие жесткой заданности уровня, ритма и интенсивности развития. 3.Неравномерность и неодинаковость развития – проявление биогенетической индивидуальности и основа индивидуальных и социальных различий. 4.Многофакторная детерминированность развития – сочетание биогенетических особенностей, условий жизни и способов обучения, образования, воспитания. Итог развития человека – в обеспечении целостности человеческой индивидуальности, сохранности «пределов родовой природы».
Соотношение индивидуального и социального в человеке генетически автономно. Психологический рост однонаправлен – от личности к среде, то есть от центрированности индивидуума на себе к задачам конструктивного овладения социальной средой и нового социально-индивидуального уровня развития личности.
Контрольные вопросы к теме 5.
1. Суть антропологической категории «индивидуализация»
2. Точка зрения современной антропологии на систему «мир – человек»
3. Формы проявления индивидуальности.
4. Границы и свобода проявления индивидуальности.
5. Закономерности формирования индивидуальности.
6. Однонаправленность возможностей развития человека.
7.Уникальность психофизиологической пластичности человека.
8. Поясните трудности современного научного знания в поиске корректных доказательств
Духовность и рефлексивность: точки соприкосновения функций сознания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Функции сознания
Сознание человека – это высшая форма психического отражения действительности в виде обобщений и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Сознание имеет свои функции:
С помощью познавательной функции происходит отражение объективной действительности, формируется система знаний о мире. Вторая функция позволяет человеку оценивать явление действительности и определять к ним свое отношение. Третья, управленческая функция дает возможность человеку осознать свои потребности, поставить цели, т.е. управлять своим поведением.
Рисунок 1. Функции сознания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первейшей функцией сознания, выражающей его сущность, является функция познания – адекватного отражения действительности. Благодаря сознанию, человек может проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений мира и получить нужную информацию.
Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения. Особенностью отражения является его осознанность, которая присуща только человеку.
Для сознания характерна функция накопления знаний, т.е. аккумулятивная функция. Смысл функции состоит в том, что в сознании накапливаются знания из личного опыта и опыта предшествующих поколений, которые являются основой для добывания новых знаний.
Реализовать их можно только потому, что сознание выполняет функцию постановка цели. Человек строит модель «будущего», которое представляет, определяет пути его достижения, т.е. ставит цель и планирует действия.
В конструктивно-творческой функции проявляются высшие возможности сознания. Сознание может предвосхищать, предсказывать, что произойдет в результате действия объективных законов. Философия данную функцию называет воображением, которая является мощным механизмом активности человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Сознание в соответствии с целями упорядочивает и регулирует действия человека или осуществляет управленческую функцию, обеспечивая при этом, разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, взаимоотношения с внешним миром.
Любая деятельность предполагает общение с людьми, обмен мыслями, знаниями, а сознание преобразует мысль в слово, осуществляя, таким образом, коммуникативную функцию.
Рефлексивное сознание человека
В. И. Вернадский делает акцент на природу сознания человека и утверждает, что:
Сознание является свойством саморазвивающейся материи, организованной определенным образом. Его происхождение неизвестно, а сознание разного уровня есть у всех существ.
Что касается рефлексивного сознания, то это определенный уровень развития сознания индивидуума, который умеет постигать свой внутренний мир и строить картину своего состояния.
Рефлексия – это взгляд в глубины своей личности, размышления о себе, своей внутренней духовной жизни. Без рефлексии человек не может осознать, что происходит в его внутреннем духовном мире.
Уровни рефлексии могут быть от элементарного самосознания до самых глубоких раздумий. Рефлексия, надо сказать, это ещё и переделка самого себя, а не просто осознание того, что в человеке есть.
Рефлексия – это попытка выйти за границы достигнутого.
Анализируя себя, человек размышляет над своим отношением к жизни, дает отчет себе о своих особенностях, пытается укоренить систему собственных жизненных ориентиров. В результате и процессе рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.
В процессе рефлексии субъект оперирует с собственным сознанием и в результате формирует идеи об этом сознании.
Рефлексивное и общее сознание неоднозначны – общее сознание выполняет функции самоощущения, это ориентация и взаимодействие во внешней среде, что есть у всех существ.
Рефлексивное сознание является специфической особенностью сознания только человека и формируется в процессе развития. Оно выполняет функцию самопознания.
В рефлексии выделяют два уровня функционирования – исследование своего состояния в житейских ситуациях и второй уровень – механизм постижения своего внутреннего мира, познание ради самого познания.
Рассматривается рефлексивное сознание в трех измерениях:
Видоизменение вещества природы человеком и приспособление ресурсов природы к своим потребностям и интересам не будет проявлением рефлексивного сознания.
Духовный мир человека
Сознание является основой духовной жизни человека. Сознание отражает действительность и внутренний мир человека, а духовный мир означает обладание важными личностными качествами.
Человек, в процессе своей внутренней жизни осмысливает то, что сделано и то, что надо сделать для достижения целей. Действия, как успешные, так и неуспешные, дают пищу для размышлений и оценки.
Духовный мир формируется с приобретения знаний, которые выступают способом существования сознания и приобретаются двумя путями:
Самостоятельное логическое мышление – ум, человек приобретает на основе знаний. Ум является способностью проникать в сущность явлений, вещей, процессов.
В личностные характеристики знания и ум превращаются тогда, когда человек на их основе может определить свое отношение к себе и к миру. Индивидуальное сознание, имея эту особенность, выступает и как характерная черта духовного мира человека. В формировании духовного мира человека важную роль играет тот факт, что человек и общество в целом свою жизнедеятельность осуществляют в системе объективных условий, независимых от их воли и желания. А это означает, что свою жизнь и деятельность они должны согласовывать с законами развития природы, общества, мышления. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира – разум, а разумное отношение и деятельность охватывают все стороны жизнедеятельности человека.
Говоря другими словами – разум включает в себя заботу человека о будущем.
Знание, рассудок и разум, таким образом, представляют взаимозависимые стороны единого целого – духовного мира человека. Характеризуются все эти стороны тем, что связаны, с одной стороны с объективно-содержательным отражением в сознании человека действительности, а с другой стороны – с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.
Что такое рефлексивного сознания
Рефлексия является особенным качеством, присущим только человеку. В отличие от других представителей животного мира мы обладаем способностью оценивать свои поступки и происходящие вокруг нас процессы, отслеживать психологическое состояние и делать выводы. О том, как рефлексировать правильно, без ущерба для психики расскажем в этой статье.
Что такое рефлексия и рефлексивность
«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».
Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.
Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.
Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:
Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.
Рефлексия в психологии
Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.
Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.
В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».
Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.
При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:
Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.
Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.
Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.
Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:
В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»). По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.
Понятие саморефлексии
Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.
Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.
Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.
В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.
Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).
Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.
Формы и виды рефлексии
Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.
С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:
С учетом временных периодов рефлексия бывает:
Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:
Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.
Что значит рефлексировать
Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.
Рефлексируя, мы учимся:
Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.
Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:
Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.
«Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.
Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.
Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.
Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.
Как развить рефлексию
Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.
Как это делать?
После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:
Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!
Счастье от ума: как рефлексировать, чтобы быть счастливым
Разбираем распространенные ошибки при рефлексии, лайфхаки и правила для продуктивного самопознания.
Материал проверил и прокомментировал Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Что такое рефлексия
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя. Психотерапевт Аркадий Волков объясняет: «Роль рефлексии в разных психотерапевтических подходах существенно отличается. Например, если в когнитивно-бихевиоральном подходе рефлексия, внимание к собственным мыслительным процессам, их оценка и переоценка — одна из главных опор терапевтического процесса, то в психоанализе рефлексия скорее играет вспомогательную роль и используется терапевтом в работе с материалом, получить который помогают иные, нерефлексивные методы».
Для чего нужна рефлексия
Саморефлексия помогает определить реальные желания. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена-Нюрнберга доказал, что, когда сознательные цели совпадают с бессознательными мотивами, человек чувствует себя счастливее [1]. Кроме того, процесс раздумий позволяет:
Например, ночью перед сном вы задумываетесь о том, как утреннее совещание привело к остаточному гневу и повлияло на ваши отношения с членами семьи. Мысленно перебирая события дня, вы находите первопричину плохого настроения и ищете способы устранить ее в будущем. Как вариант, выделяете время для отдыха после стрессовых встреч вместо того, чтобы сразу продолжить работать.
Большинство людей склонны к саморефлексии, и она помогает сделать выводы для минимизации возможного ущерба психике. Этот процесс способен оградить нас от неправильных решений и поменять их. Когда рефлексия в избытке, она может тормозить развитие, отнимать много времени и сил. Было бы здорово уметь мгновенно осознавать проблему и делать выводы в реальном времени. Но чаще всего человек осмысливает ситуацию не в моменте, а постфактум. Ключ к осознанности здесь и сейчас — культивация привычки оценивать происходящее, развитие рефлексии как мышцы, которую можно задействовать в любой момент.
Виды рефлексии
В психологии существует следующая классификация рефлексии, в которой каждый вид обладает специфическими признаками:
Также рефлексию делят на ситуативную (анализ в процессе происходящего), проспективную (мысли о будущем) и ретроспективную (взгляд в прошлое). Кроме того, можно выделить такие ее виды:
Какой бы ни была рефлексия, она работает по одному и тому же алгоритму, не отличаясь по сути от процессов самопознания. Развить и оптимизировать эту способность может каждый.
Ошибки, которых стоит избегать
Рефлексия как терапевтический метод самоанализа сопряжена с позитивными перспективами и личностным ростом. Но не все так просто. Ученые провели эксперимент среди рефлексирующих студентов и обнаружили, что они отличаются низким уровнем психологического благополучия [2]. Психолог Таша Эврих считает, что виной тому не сам процесс, а неумение людей правильно к нему подойти [3]. Рефлексирующий человек часто скатывается в философию и концентрируется на вопросе «почему?», в то время как стоит спросить себя «что?»: «Что произошло? Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы мне стало легче и чтобы подобного не повторилось в будущем?».
Эту теорию подтверждают исследования: в одном из них студентам предложили рефлексировать по итогам проваленного экзамена [4]. Те, кто основывал размышления на вопросе «почему так произошло?», сфокусировались на своих неудачах, проблемах с дисциплиной, недостаточном уровне знаний и в итоге находились в подавленном состоянии даже на следующий день. Понять, что делать, всегда эффективнее, чем выяснять, кто виноват. Врачи оперируют термином «деструктивная рефлексия». Она присуща людям с высоким уровнем самокритики, часто встречается у пациентов с неврозами, склонными к постоянному анализу мыслей и поступков.
Простой пример: вы задержали сроки сдачи проекта на работе. Можно уйти в самокопание, признав поражение и собственное неумение контролировать время и расставлять приоритеты. Сделать вывод, что вы недостаточно компетентны, а может и вовсе виновата генетика, ведь дедушка тоже всегда везде опаздывал. Такая саморефлексия не даст ничего, кроме упаднических настроений и отсутствия мотивации для будущих достижений. А теперь попробуйте повернуть мысли в сторону эффективности. Поразмышляйте о том, как лучше выстроить график работы, может быть, стоит обсудить с руководителем переизбыток задач, с которыми трудно справиться в установленные сроки. Кто-то придет к выводу, что стоит изучить тайм-менеджмент, а другой найдет способы донесения своих желаний до окружающих, улучшив коммуникативные навыки.
Как рефлексировать правильно
Помимо постановки вопроса, необходимо придерживаться нескольких правил, чтобы процесс саморефлексии был позитивным и продуктивным:
Комментарий эксперта
Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии рефлексия часто оказывается важной частью более глубокого и масштабного процесса самоосознания. В ходе сессии или тренинга психолог часто задает вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы испытываете, когда вспоминаете об этом, когда слышите такие слова в свой адрес?», «Какая мысль стоит за этой эмоцией?» и т. д. Эти и другие подобные вопросы помогают переключить внимание на себя и осознать, что наши мысли иногда не более и не менее, чем мысли, и в наших собственных силах принять решение: верна ли та или иная мысль и нужно ли нам ею руководствоваться. Чем честнее и конкретнее клиент отвечает на эти вопросы, тем эффективнее психологическая работа. Иногда такая рефлексия становится основным содержанием психотерапевтического процесса, в таком случае анализ обоснованности собственных решений и действий, поиск альтернатив сами по себе приближают клиента к поставленным целям. А иногда это части более сложного процесса, наряду с работой с эмоциями, образами и смыслами.
Базовый инструмент для развития навыков рефлексии — дневник мыслей. В самой простой форме это может быть обычный дневник, но при желании к нему добавляют записи своих эмоций и действий: пробовать установить связь между собственными мыслями, вызванным ими ощущением и поведением, которое они спровоцировали, отмечать типичные когнитивные искажения и формулировать альтернативные способы реагирования на ту или иную ситуацию.
Второй, более ситуативный инструмент — направленные вопросы. Например, в отношении завершенного рабочего процесса или проекта, в который вы вовлечены, это могут быть такие вопросы : «Что я вынес из этого опыта? С чем мне было сложно справиться? Что я сделал бы по-другому в следующий раз? Что я могу сделать сейчас, чтобы в следующий раз достичь другого результата?» Это могут быть и вопросы к себе: «Что сейчас важно для меня? Что было важно пять или десять лет назад? Как то, что для меня важно, влияет на мои действия? Могу ли я сделать что-то, чтобы мои действия больше соответствовали моим устремлениям?». Задать вопросы можно к книге или мысли, которая вас зацепила: «Что в этом меня привлекает? Может ли эта мысль или идея стать частью моей жизни? Что для этого нужно сделать?»
Часто поиск подходящей формы для рефлексии позволяет, с одной стороны, снизить ее объем, а с другой — превратить размышление в контролируемый процесс. Выберите для себя время в течение недели или дня, которое вы сможете посвятить только рефлексии. Поэкспериментируйте с оформлением этого процесса: может быть, вам подойдет запись мыслей на бумагу или проговаривание вслух на диктофон. Задавайте себе вопросы, которые помогут направить рефлексию в нужное вам русло. Каких целей вы хотите достичь? Желаете ли вы что-либо изменить? Что для этого нужно?
Способность и склонность к рефлексии сами по себе важные условия психического здоровья, развития человека, его интеграции в общество. При этом дезадаптивные формы рефлексии, такие как самокритичные безысходные руминации при депрессии могут оказывать весьма негативный эффект на психическое и физическое здоровье. Отдельные исследователи также выдвигали предположение о том, что внимание, сфокусированное на самом себе, является характерной чертой ряда психических заболеваний: депрессии, тревожных расстройств, шизофрении [5].
Где грань между полезной и разрушающей рефлексией? Ответ на этот вопрос всегда будет индивидуальным, но относительно общим критерием может быть эффект от рефлексии: приводит ли этот процесс к положительным изменениям в жизни, более глубокому и четкому пониманию себя и окружающего мира. При этом важно помнить, что рефлексия часто может быть очень непростым трудом, не однозначно приятным и комфортным процессом.
Важнее всего здесь прислушаться к себе и определить, что работает именно для вас. Для одного идеальной ситуацией для рефлексии будет прогулка по лесу или городу, для другого — время перед сном или за рабочим столом. Музыка, запахи, физическое состояние — со всем этим также можно экспериментировать, чтобы найти формат, подходящий именно вам.