Что такое реформация простыми словами
Значение слова «реформация»
[От лат. reformatio — изменение, преобразование]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Основной причиной Реформации явилась борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.
РЕФОРМА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. reformatio — изменение] (истор.). Религиозное движение в Зап. Европе 16 в. против римско-католической церкви, выражавшее интересы крестьянства и нарождающейся буржуазии и направленное против стеснений феодального строя и папской власти. Деятели реформации (Лютер, Кальвин, Цвингли) положили начало протестантской церкви.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реформация
1. Движение за переустройство церкви.
2. Мирное преобразование в жизни общества путем реформ
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: истребительница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
РЕФОРМАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «РЕФОРМАЦИЯ» в других словарях:
Реформация — 95 тезисов Формула согласия Контрреформация … Википедия
РЕФОРМАЦИЯ — (лат., от re опять, вновь, и formare образовывать). Преобразование, улучшение. Религиозное движение в Германии, направленное против папства, имевшее следствием происхождение реформатской и лютеранской церквей. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка
реформация — и, ж. reforomation <лат. reformatio преобразование. 1. Религиозная борьба против католической церкви и папской власти, являющаяся социально политическим движением против феодализма в Западной Европе в 16 в. Реформация нанесла Риму страшный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕФОРМАЦИЯ — (от латинского reformatio преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Начало реформации положило выступление в 1517 в… … Современная энциклопедия
РЕФОРМАЦИЯ — (от лат. reformatio преобразование) общественное движение в Зап. и Центр. Европе в 16 в., направленное против католической церкви. начало Реформации положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми… … Большой Энциклопедический словарь
Реформация — общественное движение в Западной и Центральной Европе 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против Католической церкви. Начало Реформации положено выступлением в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации… … Исторический словарь
Реформация — (лат. reformare – преображать, исправлять) – широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине ХVI в., положившее начало протестантизму. Реформация началась в Германии (Мартин Лютер), охватила ряд европейских стран… … Энциклопедия культурологии
Реформация — – христиандық шіркеу мен дін тұтудың өзін өзгертуге бағытталған Солтүстік және Орталық Еуропадағы XVI ғ. кең діни және әлеуметтік саяси қозғалыс. Ол Ренессанспен тығыз байланысты. Реформацияның негізін қалаушылар М.Лютер мен Ф.Меланхтон… … Философиялық терминдердің сөздігі
Реформация — (от латинского reformatio преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Начало реформации положило выступление в 1517 в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РЕФОРМАЦИЯ — РЕФОРМАЦИЯ, реформации, мн. нет, жен. (лат. reformatio изменение) (ист.). Религиозное движение в Зап. Европе 16 в. против римско католической церкви, выражавшее интересы крестьянства и нарождающейся буржуазии и направленное против стеснений… … Толковый словарь Ушакова
Значение слова реформация
Словарь Ушакова
Словарь Ефремовой
ж.
Общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе
в XVI в., носившее антифеодальный характер и принявшее форму борьбы с
католической церковью.
ж.
Осуществление религиозных преобразований в духе протестантизма.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
(от лат. reformatio ≈ преобразование, исправление), в 16 в. широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер; охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. В узком, буквальном смысле Р. ≈ проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.
Центрами Р. в Швейцарии стали экономически развитые кантоны и города (Цюрих, Берн, Базель, Женева). Отсталые лесные кантоны (Швиц, Ури, Цуг и др.) и дворянство остались в лагере феодально-католической реакции. Они сопротивлялись распространению Р. и стремлению городских кантонов к государственной централизации. Р. в Цюрихе (где проходила деятельность Цвингли), Берне, Базеле и других городах была проведена в 20-х гг. 16 в. и первоначально приняла форму цвинглианства. Одновременно развернулось и крестьянско-плебейское движение, которым руководили анабаптисты. Однако бюргерство не поддержало этого движения, подавленного вскоре после поражения Крестьянской войны в Германии. В Женеве после прихода к власти в городе прогрессивных бюргерских элементов (преимущественно из числа «новых горожан» ≈ переселенцев из Франции и других стран) в 40-х гг. 16 в. оформилось новое течение Р. ≈ кальвинизм. Вскоре он вышел на всеевропейскую арену, дав нарождавшейся буржуазии идеологию, которая обосновывала её притязания на политическое господство.
В габсбургских землях (Австрии, Чехии, части Венгерского королевства) реформационное движение стало знаменем не только антифеодальной борьбы масс, но и освободительной борьбы против национального угнетения, а также (для части дворянства) формой выражения оппозиции централизаторским устремлениям Габсбургов.
В Польше Р. была использована преимущественно феодалами (как магнатами, так и шляхтой), захватившими в результате её проведения церковные земли.
Р. (в её радикальных формах) представляла серьёзную угрозу феодальному строю. Развернувшееся с середины 16 в. реакционное движение против Р., возглавлявшееся папством, ≈ контрреформация ≈ привело к подавлению Р. в габсбургских землях, части Германии, Польше, были пресечены и слабые попытки реформационного движения в Италии и Испании.
Реформационное движение в целом было важным этапом в борьбе с феодализмом. В ряде стран Р. стала формой, в которую облекались буржазные революции мануфактурного периода. В результате Р. католическая церковь утратила монопольное положение в Западной Европе: в странах, где победила (в религиозном отношении) Р., ≈ на части территории Германии, Швейцарии, в скандинавских странах, Англии и Шотландии, Нидерландах, части Венгерского королевства ≈ возникли новые ≈ протестантские ≈ церкви (см. Протестантизм ). Секуляризация церковных земель подорвала здесь экономическое могущество католической церкви. В этих странах Р. удешевила и упростила церковную организацию, придала также божественную санкцию нормам буржуазной практики и морали. В странах, где победила Р., церковь оказалась в большей зависимости от государства, пользовалась меньшей властью, чем в странах господства католицизма, что облегчало развитие науки и светской культуры. Духовная диктатура церкви была сломлена. Р. оказалась последним крупным антифеодальным движением, проходившим под религиозной оболочкой. Новый этап борьбы с феодализмом проходил уже под знаменем прогрессивных форм светской идеологии ( Просвещение и др.).
Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422≈423; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его же, К «Крестьянской войне», там же, т. 21; его же, Заметки о Германии, в книге: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, М., 1948, с. 343≈46; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху реформации, в сборнике: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Штерн Л., Идеологическая и политическая роль Реформации в прошлом и настоящем, в книге: Ежегодник германской истории 1968, М., 1969; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Weber М., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tübingen, 1934; 450 Jahre Reformation, hr. sg. von L. Stern und М. Steinmetz, B., 1967; Die Reformation im zeitgenössischen Dialog. 12 Texte aus den Jahren 1520 bis 1525, В., 1968; Weltwirkung der Reformation. Internationales Symposium. aniasslich der 450-Jahr-Feier der Reformation in Wittenberg. hrsg. von М. Steimetz und J. Brendler, Bd 1≈2, В., 1969; Illustrierte Geschichte der deutschen frühbürgerlichcn Revolution, hr. sg. von A. Laube, М. Steinmetz, G. Vogler, B., 1974; Imbart de la Tour P., Les origines de la Réforme, v. 1≈4, P., 1905≈35: Bibliographic de la Réforme 1450≈1648, v. 1≈7, Leiden, 1958≈1970.
Реформация для «чайников»
Сегодня Германия празднует 500 лет Реформации — события, определившего вектор развития страны на много лет вперед. Рассказываем, кто такой Мартин Лютер и чем лютеранская церковь отличается от католической.
Ч то такое Реформация
Реформация, движение за переосмысление христианской (а если точнее, католической) церкви выходит далеко за рамки религии и касается и общественной, и политической жизни. Хотя Реформация возникла в Германии, она распространилась по всей Европе.
Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, прибил к дверям Замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов». В них он высказывался против злоупотреблений властью католической церкви и продажи индульгенций.
В те времена католическая церковь играла не только религиозную, но и политическую роль, так что причины Реформации лежали далеко за пределами религии. Зарождался новый класс — буржуазия — который противостоял феодалам. Католическая церковь и сама была крупным феодалом и, соответственно, поддерживала сложившуюся иерархию.
Новому классу нужна была новая церковь, и идеи Лютера о простоте и экономии нашли отклик у буржуа. Важно, что представители нового класса не хотели отказываться от христианского мировоззрения.
Кем был Мартин Лютер и почему именно он считается отцом Реформации
Мартин Лютер происходил из семьи крестьянина, который смог разбогатеть. Лютер воспитывался в строгости. Отец стремился дать ему юридическое образование, однако неожиданно для семьи сын стал монахом Августинского ордена, а затем священником. В новом университете города Виттенберга Лютер преподавал и получал степень доктора теологии. Однажды по делам его направили в Рим, где якобы он и увидел развращенность римско-католических священников. Лютер пришел к мысли, что для понимания Бога не нужно папство.
Причиной, почему Лютер вывесил свои «95 тезисов» на двери церкви, была булла (папский документ) папы Льва X о продаже индульгенций. Лютер не был первым, кто критиковал отпущение грехов за деньги, однако именно он осмелился высказаться с критикой католических догматов — например, того, что церковь является необходимым посредником между Богом и человеком.
Дальше события развивались стремительно: Лютера вызывают в суд, предают анафеме, а затем и вовсе объявляют еретиком. Лютер публично сжигает папскую буллу в университетском дворе и говорит, что теперь борьба против папства — дело всей немецкой нации.
Лютер не был казнен. За 62 года своей жизни он успел выпустить несколько трудов и перевести Библию на немецкий — этот перевод сыграл ключевую роль в Реформации и стал основой немецкого литературного языка.
Лютеране и протестанты — в чем разница
Лютеране — это протестантское течение. Вместе с кальвинизмом, анабаптизмом, цвинглианством и англиканством лютеранство относится к церквям Реформации. Также протестантскими считаются различные дореформационные течения (например, гуситы) и церкви, возникшие после Реформации (баптисты и методисты).
Однако путать лютеранство и протестантизм не так уж стыдно. Изначально именно сторонников Лютера стали называть протестантами — после их протеста в немецком городе Шпайер. Термин «лютеране» впервые был использован в текстах против Лютера и его сторонников — причем в негативном смысле.
Лютеранская и католическая церковь — в чем разница
Лютеране не признают духовенство наместниками Бога на земле, однако это не означает, что они полностью отказались от института священства. Лютеранские священники считаются пасторами, то есть проповедниками, которые никак не возвышаются над мирянами. Может ли женщина стать священником в лютеранской церкви? Да, может. И даже женщина-лесбиянка — и этим никого не удивить. В лютеранской Церкви Швеции, например, гомосексуальная пара может заключить такой же брак, как и гетеросексуальная.
Лютеранские церкви зачастую выглядят более современными, чем католические — там нет богатого убранства, икон и картин. Однако это не всегда справедливо — в старинных лютеранских церквях можно встретить и пышное убранство алтаря, и картины, и свечи.
Лютеране признают два таинства (католики — семь) — крещение и причастие, так как они установлены самим Иисусом Христом. Однако в лютеранской книге «Апология Аугсбургского исповедания» также относят к таинствам исповедь и рукоположение.
Реформация началась в Германии. Большинство немцев — лютеране?
Нет. Вестфальский мирный договор разделил Германию на две зоны — католическую и лютеранскую.
До сих пор католиков и лютеран в Германии примерно поровну. Евангелическая церковь — объединение лютеранских и реформатских (кальвинистских) земельных церквей — Германии насчитывает около 25 миллионов прихожан.
Это 30% населения страны. Католиков в стране — примерно столько же. Самая влиятельная католическая архиепархия находится в Кёльне.
Значение слова реформация
Реформация в словаре кроссвордиста
реформация
Реформация Реформа́ция ( «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж.Вероучение, возникшее в западном христианстве в связи с Реформацией как протест против католицизма; одна из разновидностей протестантизма, реформатство.
Большой современный толковый словарь русского языка
1. широкое общественно-политическое и религиозное движение в зап. и центр. европе 16 в., носившее в своей основе антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви; началось в германии. основные направления реформации: бюр-герско-буржуазное (м. лютер, у. цвингли, ж. кальвин), народное (т. мюнцер, анабаптисты), королевско-княжеское. р. положила начало протестантизму, в ряде стран возникли различные протестантские церкви: лютеранская, кальвинистская, англиканская и др.;
Словарь иностранных выражений
Словарь русского языка Лопатина
реформации, мн. нет, ж. (латин. reformatio – изменение) (истор.). Религиозное движение в Зап. Европе 16 в. против римско-католической церкви, выражавшее интересы крестьянства и нарождающейся буржуазии и направленное против стеснений феодального строя и папской власти. Деятели реформации (Лютер, Кальвин, Цвингли) положили начало протестантской церкви.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Словарь экономических терминов
Новый словарь иностранных слов
ж. Осуществление религиозных преобразований в духе протестантизма.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
ж. Общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., носившее антифеодальный характер и принявшее форму борьбы с католической церковью.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
реформация ж. Осуществление религиозных преобразований в духе протестантизма.
Толковый словарь Ефремовой
Реформация ж. Общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., носившее антифеодальный характер и принявшее форму борьбы с католической церковью.
Толковый словарь Ефремовой
Современный толковый словарь, БСЭ
1970. А. Н. Чистозвонов, Н. Н. Самохина.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Движение за переустройство церкви. Мирное преобразование в жизни общества путем реформ
Кроме того, реформация была предметом и историкофилософского рассмотрения не только в философиях истории, но и в отдельных сочинениях, каковы известные труды: «Философское миросозерцание реформационного времени» (Die philosophische Weltanschauung der Reformationszeit, 1847) Морица Карьepa,«Рассуждения об эпохе реформации » (Betrachtungen ber das Zeitalter der Reformation, 1858) Росмана, « Реформация » (La rforme), составляющая VIII том Etudes sur l’histoire de l’humanit, Лорана, к которому нужно прибавить и следующий IX том о религиозных войнах (Les guerres de rligion), « Реформация XVI в.