Что такое регуляционные сооружения на мостах
Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Проектирование дорог
Воды, которые раньше свободно текли по поймам, встретив подходные дамбы, меняют направление течения и стекают вдоль дамб к отверстию моста. Вследствие переформирования потока могут появиться размывы, которые угрожают устойчивости сооружений мостового перехода. Для обеспечения более равномерного протекания воды под мостом, плавного подведения пойменных вод к мосту и плавном их отведении вниз по течению, а также в отжиме пойменных течений от подходных насыпей устраиваются регуляционные сооружения.
Регуляционные сооружения по характеру их работы можно разделить на две группы:
1) сооружения, регулирующие пойменные потоки (струенаправ-ляющие дамбы, траверсы, дамбы обвалования) устраиваются не-затопляемыми и располагаются на поймах рек;
2) сооружения, регулирующие русловые потоки (береговые укрепления, запруды, полузапруды, спрямление русел и др.) устраиваются затопляемыми. На рис. 220 показана общая схема размещения регуляционных сооружений на одном мостовом переходе.
Рис. 1. Регуляционные сооружения:
1 — верховые струенаправляющие дамбы; 2 — низовые струенаправляющие дамбы; 3 — траверсы; 4 — береговое укрепление; 5 — запруда
Рис. 2. Расположение оградительных валов (дамб) на реке с блуждающим руслом:
1 — дорога; 2 — ограждающие дамбы
На реках с блуждающими руслами в предгорных районах регуляционные сооружения должны обеспечить постепенное сжатие зоны блуждания русла от его ширины в естественных условиях (между коренными берегами) до ширины отверстия моста. В этом случае оградительные валы сооружаются в виде сплошных массивных дамб, концы которых примыкают к коренным берегам.
Струенаправляющие дамбы служат для плавного подведения потока к отверстию моста (верховые), а также для плавного отведения потока вниз по течению (низовые). Струенаправляющая дамба обычно предусматривается в том случае, если на участке поймы, перекрытой насыпью, проходит не менее 15% общего расхода реки в бытовых условиях. Очертание верховой части дамбы принимается чаще всего криволинейным с переменным радиусом кривизны. В голове кривизна верховой дамбы должна быть большей, а в корне при подходе к отверстию моста — меньшей. Низовые струенаправляющие дамбы должны обеспечить постепенное расширение потока без отрыва его от тела дамбы. Поэтому радиус кривизны низовой дамбы должен, наоборот, увеличиваться от корня к ее голове. Общее очертание дамб в плане зависит от морфологии реки и местных особенностей. На рис. 3 приведены некоторые типовые очертания в плане струенаправляю-щих дамб. Для прямолинейного потока с симметричными поймами обе дамбы должны быть криволинейными. При наличии прямолинейного главного русла с односторонней поймой дамба устраивается также криволинейной. При наличии криволинейного очертания главного русла с выпуклостью в сторону широкой поймы необходимо устроить дамбу с прямолинейной вставкой, а на противоположной пойме, имеющей достаточную ширину, очертание дамбы должно быть криволинейным.
Рис. 3. Очертание струенаправляющих дамб:
а — общая схема; б — двусторонние прямолинейные поймы; в — односторонняя прямолинейная пойма; г — односторонняя криволинейная пойма; 1 — голова дамбы; 2— верхняя дамба переменной кривизны; 3—корень дамбы; 4 — низовая дамба
Рис. 4. Построение дамб:
а — степень стеснения водотока; б—построение эллиптической дамбы; в — размещение траверсов; 1 — кривая расхода; 2 — живое сечение реки; 3 — ось струенаправляюгцей дамбы; 4 — траверсы
В целях лучшего и наиболее плавного пойменного потока в голове верховой дамбы прибавляется криволинейная приставка с радиусом закругления г = 0,2 в. При широких поймах и значительных расходах воды обычно возникают потоки, направленные вдоль подходной дамбы со значительными скоростями. Для уменьшения опасности разрушения укреплений и размыва откосов устраивают траверсы. Траверсы или поперечные насыпи отводят поток в сторону от подходной дамбы. Расстояние между ними не должно быть более 4—5 длин траверсы.
При обычных ветрах в период ледохода для защиты откосов дамб от разрушения целесообразны посадки деревьев и кустарников (тополей, дубов и др.) на поймах вдоль дамб.
Струенаправляющие дамбы и траверсы возводятся из грунта. Откосы и подошвы дамб хорошо укрепляют, особенно мощные укрепления необходимы в головах дамб, где проходит резкое увеличение скорости течения. Верх дамб возвышается над отметкой подпертого горизонта на высоту волны с нагоном и запасом в 0,5 м. Ширина дамб поверху составляет 2 м с откосами 1 :2— 1 : 3.
Выбор материала для укрепления откосов дамб и траверс зависит от ожидаемой скорости течения. Для предупреждения подмыва основания мостовой опоры и разрушения тяжелого укрепления у подошвы откосов необходимо устраивать рисберму 1,0— 1,5 м из крупных камней, уложенных в траншею и служащих упором для укрепления, расположенного на откосе. Выбор материала для укрепления откосов дамб и траверсов зависит от ожидаемой скорости течения.
К недостаткам мощения относится невозможность его механизации. Наиболее распространены индустриальные типы укрепления откосов—бетонные и железобетонные плиты. Плиты обычно выполняют прямоугольной формы размером 0,4X0,4 м и укладывают по спланированному откосу после полной осадки сооружения на подготовке из крупнозернистого песка, щебня или гравия.
Рис. 5. Конструкция дамб и траверсов
Рис. 6. Укрепление откосов струенаправляющих дамб и траверсов:
а — одиночной и двойной мостовой; б — бетонными плитами и бетонным упором; в — плитами малого размера с упором из камнл
Детальные рабочие чертежи всех регуляционных сооружений разрабатываются на стадии рабочего проектирования.
Навигация:
Главная → Все категории → Проектирование дорог
Что такое регуляционные сооружения на мостах
Регуляционные сооружения служат для изменения направления речного потока и обеспечения плавного прохода воды через отверстие моста. К ним относятся:
Струенаправляющие дамбы
Регуляционные сооружения, отклоняющие и направляющие течение в определенную сторону, называются дамбами.
Рисунок 2.1 Регулирование водного потока дамбами и траверсами:
1 – левобережная струенаправляющая дамба;
2 – левобережная струеотводящая дамба;
3 – голова правобережной струеотводящей дамбы;
4 – корень правобережной струеотводящей дамбы;
5 – грушевидная дамба;
6 – траверсы
Рисунок 2.1 Регулирование водного потока дамбами и траверсами:
1 – левобережная струенаправляющая дамба;
2 – левобережная струеотводящая дамба;
3 – голова правобережной струеотводящей дамбы;
4 – корень правобережной струеотводящей дамбы;
5 – грушевидная дамба;
6 – траверсы
Струенаправляющие дамбы по своему очертанию в плане могут быть:
Криволинейные струенаправляющие дамбы служат для направления пойменного потока в отверстие моста.
Криволинейные с прямой вставкой дамбы служат и для направления пойменного потока в отверстие моста, и отжимают поток к противоположному берегу.
Прямолинейные струенаправляющие дамбы отжимают поток к противоположному берегу.
Грушевидные струенаправляющие дамбы применяют для регулирования пойменного потока.
Рисунок 2.2 Левая струенаправляющая дамба
Рисунок 2.2 Левая струенаправляющая дамба
Траверсы
Траверсы служат для защиты от подмыва земляного полотна на подходах к мосту и представляют собой короткие дамбы, устраиваемые в поперечном к оси насыпи направлении.
Рисунок 2.3 Регулирование водного потока дамбами и траверсами (1)
Рисунок 2.3 Регулирование водного потока дамбами и траверсами (1)
Для чего предназначены
Запруды
Рисунок 2.4 Запруда
Рисунок 2.4 Запруда
Для чего предназначены
На закрываемом протоке устраиваются две запруды:
Из чего устраивают
Запруды обычно устраиваются из каменной наброски.
Рисунок 2.5 Запруда: 1 – основное русло реки; 2 – рукав (протока); 3, 4 – запруды
Рисунок 2.5 Запруда: 1 – основное русло реки; 2 – рукав (протока); 3, 4 – запруды
Полузапруды
Полузапруды устраивают различных типов:
Рисунок 2.6 Регулирование водотоков – полузапруды
Рисунок 2.6 Регулирование водотоков – полузапруды
Буны, в отличие от полузапруд, устраивают затопляемыми и в плане располагают против течения.
Рисунок 2.8 Регулирование водотоков – буны
Рисунок 2.8 Регулирование водотоков – буны
Заилители
Рисунок 2.9 Заилители из насаждений кустарника перед опорой моста
Рисунок 2.9 Заилители из насаждений кустарника перед опорой моста
Рисунок 2.10 Волнолом
Рисунок 2.10 Волнолом
Лесонасаждения
Для чего устраивают
Лесонасаждения устраивают с целью:
Для этих целей наиболее применимы деревья и кустарники ивовых пород.
Лесонасаждения могут быть:
Рисунок 2.11 Укрепление пойменных насыпей продольными лесозащитными полосами:
1 – посадка кустарника;
2 – посадка деревьев с кустарником в промежутках;
3 – посадка деревьев с расстановкой плетней
Рисунок 2.11 Укрепление пойменных насыпей продольными лесозащитными полосами:
1 – посадка кустарника;
2 – посадка деревьев с кустарником в промежутках;
3 – посадка деревьев с расстановкой плетней
Защитные устройства и одежда откосов конусов насыпей на подходах к мосту и регуляционных сооружений
Откосы конусов насыпей на подходах к мосту и регуляционных сооружений укрепляют от размыва разного рода одеждами и защитными устройствами, которые выбирают в зависимости от характера действующих на них сил (ударов волн, давления льда, скорости течения).
К самым распространенным видам укреплений относится:
Интерактивная схема 2.1 Укрепительные сооружения
Регуляционные сооружения
Полезное
Смотреть что такое «Регуляционные сооружения» в других словарях:
РЕГУЛЯЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — (выправительные сооружения) гидротехнические сооружения, создающие сопротивление подмыву, отложению наносов, разрушающему действию воды и льда дамбы, запруды, полузапруды, ограждающие валы (регуляционные сооружения тяжелого типа), и временно… … Большой Энциклопедический словарь
РЕГУЛЯЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — устройства для выправления (регулирования) течения воды в реках. На ж. д. Р. с. устраиваются возле мостов, гл. обр. больших, для обеспечения правильного прохода воды в отверстии моста и защиты его опор от подмыва. Основные виды Р. с.… … Технический железнодорожный словарь
регуляционные сооружения — (выправительные сооружения), гидротехнические сооружения, создающие сопротивление подмыву, отложению наносов, разрушающему действию воды и льда дамбы, запруды, полузапруды, ограждающие валы (регуляционные сооружения тяжёлого типа) и временно… … Энциклопедический словарь
РЕГУЛЯЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — выправительиые сооружения, гидротехнич. сооружения для регулирования русел рек. В зависимости от назначения различают след. Р. с.: дамбы, ограждающие валы, запруды, полузапруды(буны), направляющие и отклоняющие поток устройства, грунтовые… … Большой энциклопедический политехнический словарь
РЕГУЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ — выправительные работы, гидротехнич. работы, проводимые для борьбы с действием речного потока (обычно незарегулированного), обеспечения норм. условий судоходства или лесосплава, защиты берегов и сооружении от местных подмывов или наносов (см.… … Большой энциклопедический политехнический словарь
выправительные сооружения — то же, что регуляционные сооружения. * * * ВЫПРАВИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЫПРАВИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, то же, что регуляционные сооружения (см. РЕГУЛЯЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ) … Энциклопедический словарь
ВЫПРАВИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ — то же, что регуляционные сооружения … Большой Энциклопедический словарь
Выправительные сооружения — гидротехнические сооружения, предназначенные для регулирования русла рек; то же, что Регуляционные сооружения … Большая советская энциклопедия
ВЫПРАВИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ — гидротехнич. сооружения, предназнач. для выправления (спрямления) русел рек; то же, что регуляционные сооружения … Большой энциклопедический политехнический словарь
Гидротехнические сооружения — сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов (рек, озёр, морей, грунтовых вод) или для борьбы с разрушительным действием водной стихии. В зависимости от места расположения Г. с. могут быть морскими, речными, озёрными,… … Большая советская энциклопедия
ПОДМОСТОВОЕ РУСЛО И РЕГУЛЯЦИОННЫЕ
СООРУЖЕНИЯ
4.1. На мостах и водопропускных трубах на постоянных и временных водотоках, имеющих недостаточную водопропускную способность, а также на мостах, где это требуется по состоянию опор, русла реки или по характеру паводков, должны производиться наблюдения: за уровнем воды; профилем дна реки (измерения глубины русла); состоянием льда и проходом ледохода; проходом высокой воды; изменением в плане положения русла и направления течения у мостового перехода; работой регуляционных сооружений.
Перечень мостов, на которых должны проводиться указанные наблюдения, утверждается начальником службы пути дороги. Для всех остальных мостов и труб наблюдения за режимом водного потока заключаются в определении наивысших уровней вод во время паводков и уровней меженных вод. На мостах через большие реки устанавливаются специальные водомерные посты. На водохранилищах необходимо проводить наблюдения за уровнем воды и состоянием ледяного покрова, а также фиксировать высоту волны, скорость и направление ветра во время штормов. Гидрометрические наблюдения должны осуществляться в соответствии с Указаниями по гидрологическим наблюдениям на мостовых переходах.
Дистанция пути должна следить за мелиоративными, ирригационными и другими мероприятиями, оказывающими влияние на работу искусственных сооружений в период пропуска высоких вод и ледохода, и принимать меры по предупреждению повреждений сооружений.
4.2. Все измерения глубины русла должны быть связаны отметками с постоянным репером или верхом подферменного камня. Для наблюдения за уровнем воды у мостов и труб должны быть водомерные рейки, прочно укрепленные в отвесном положении на боковой поверхности опор с верховой стороны или на входных оголовках (для оголовков с раскрылками – вблизи портала). При наличии значительных перепадов воды рейки должны быть также поставлены под мостами или с низовой стороны опор. Вместо установки реек разрешается наносить масляной краской на самих сооружениях шкалу, привязанную к реперу для отсчета уровня. На малых искусственных сооружениях, где наиболее высокий уровень воды держится короткое время и поэтому может быть не отмечен, должны устанавливаться максимальные (самофиксирующие) рейки.
4.3. В Книгах искусственных сооружений записываются отметки уровня высокой воды вместе с отметкой и характеристикой репера, к которому привязан ноль рейки, а также должна быть указана отметка уровня, при которой ранее наблюдались подмывы опор, разрушения укреплений откосов и дамб, подтопления бровки земляного полотна подходных насыпей, затопления подферменников и другие нарушения в работе мостового перехода при прохождении паводков. Наиболее высокие уровни паводка должны быть отмечены чертой с указанием даты (число, месяц, год), нанесенной масляной краской на одной из опор моста, или на оголовке трубы с входной стороны.
4.4. Измерения глубины русла реки, как правило, должны производиться два раза в год – зимой и после спада высоких вод. При нескольких высоких паводках в течение года измерения производятся после каждого из них, а при устойчивом русле – их допускается производить один раз (после спада высоких вод).
Измерения глубины русла производят в трех створах: непосредственно у опор (с верховой стороны) и на расстоянии 25 м от моста вверх и вниз по течению. В необходимых случаях промеры производятся в большем числе створов, а при устойчивом русле разрешается их делать только в створе у опор.
На реках шириной до 200 м и скорости течения не более 1,5 м/с положение вертикалей по ширине реки определяется по натянутому тросу диаметром 3…5 мм, при ширине более 200 м – методом засечек. При этом на берегу под углом 90º к гидроствору разбивается базис длиной 10…50 м, чем больше длина базиса, тем точнее будут измерения расстояний. В конце базиса устанавливается тахеометр.
Расстояние от основания базиса до точки на гидростворе определяется по формуле:
где b – длина базиса, м; a – угол между направлением базиса и визирным лучом на точку, град.
При работе с существующих мостов вертикали закрепляют на нижнем поясе ферм (при работе со смотровой тележки) или на тротуарах.
4.5 Полученные данные оформляются графически в виде профилей с указанием отметок уровней воды, низа ферм (балок), заложения фундаментов опор и дна русла, а также глубины, положения осей опор у уреза воды. Здесь же наносятся также данные предшествующего осмотра. Для наглядности горизонтальные расстояния откладываются на профилях в масштабе 1:500, а вертикальные – 1:100. При составлении данных, полученных в разное время обследований, выявляются характер и размеры размыва русла под мостом, в том числе и около опор. Профиль следует снимать каждый раз от одного и того же репера, расположенного около моста, и по точкам, которые дают ясное представление об изменении конфигурации дна русла. Обычно в каждом створе назначаются основные точки через 2…10 м и возле опор с обеих сторон. При повторных обследованиях русло измеряется по тем же точкам. Для определения изменений состояния русла по информации о предыдущих промерах за время эксплуатации моста составляются совмещенные профили живых сечений. Профили должны постоянно храниться в Деле искусственного сооружения (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1 – Поперечный профиль живого сечения реки
Промеры делают по всей длине моста, причем участки русла, не покрытые водой, нивелируют. В случае опасности подмыва конусов, регуляционных сооружений и опор промеры необходимо производить по их контуру (рисунок 4.2). При выявлении опасных (угрожающих целостности моста) размывов промеры глубин выполняют ежедневно или несколько раз в сутки. Перечень мостов, на которых должны проводиться измерения глубин, и порядок проведения промеров утверждаются начальником службы пути. При производстве промеров следует руководствоваться Указаниями по гидрологическим наблюдениям на мостовых переходах.
Рисунок 4.2 – Результаты промеров глубин у опоры моста
4.6. На больших реках для наблюдения за режимом водного потока, промеров русла и осмотра опор должны быть моторные катера и лодки. Для измерения глубины применяются различные приспособления и приборы: рейки, наметки, гидрометрические штанги, лоты, механические лоты и ультразвуковые эхолоты. Наиболее простым и достаточно надежным способом определения планового положения промерных точек на этих участках является использование косых вспомогательных створов, выставленных на берегах реки. В момент нахождения плавсредства в точках пересечения промерного и косых створов на ленте эхолота делают оперативные отметки. При дальнейшем движении плавсредства по промерному створу оперативные отметки делают через равные интервалы или по сигналам, подаваемым для угловых засечек, если это предусмотрено по условиям производства работ.
Промеры глубин эхолотом можно производить при ледяном покрове.
В комплект современных эхолотов входят GPS навигатор, однолучевой датчик-излучатель, внешняя GPS антенна, герметичный слот для ММС или SD флеш-карты для записи эхолота или GPS данных и карт NAVIONICS, встроенная базовая карта мира, MapCreate CD для создания подробных карт. Результаты измерения глубин выводятся на дисплей с одновременной автоматической привязкой к местности. Запись данных производится на флеш-карту.
4.7. У мостовых переходов, на которых имеются водомерные посты, должны проводиться периодические наблюдения за режимом водотока, результаты которых записывают в Книги искусственных сооружений. В осенний период в указанных Книгах отмечают время и характер ледостава, в зимний период – толщину льда и состояние ледяного покрова (покрыта ли вся река льдом или только у берегов; имеются ли полыньи); в весенний период – уровень воды, время первой подвижки льда, начало, продолжительность, интенсивность и уровень ледохода.
4.8. Конусы у мостов и труб, подходные (и особенно выходные) русла, а также регуляционные сооружения (дамбы, траверсы и т.п.) и насыпи подходов по конструкции, размерам и надежности укрепления должны соответствовать проекту и содержаться в исправности. Обследование струенаправляющих дамб, траверс и берегоукрепительных сооружений (откосного типа, а также стенок, бун и волноломов) выполняют как вдоль сооружения, так и перпендикулярно ему. Особое внимание следует уделять угловым участкам, сопряжениям с берегоукреплениями других конструкций и другими сооружениями, и тем местам, где раньше производились строительные или ремонтные работы.
4.9. У дамб и траверс откосного типа из наброски проверяют соответствие фактического профиля подводной части сооружения проектному, состояние бермы и откосов. Производят осмотр грунта за пределами сооружения с целью установления наличия подмыва и выпучивания. Определяют состояние одежды, фиксируют места ее сползания, разрушений и сдвигов отдельных плит и камней, выявляют состояние швов омоноличивания, а также состояние материала покрытия и дна перед сооружением. Проверяют общие деформации сооружений (осадки, сдвиги, наклоны), их неравномерность по длине сооружения, размыв каменных берм, подмывы дна у подошвы постели, аккумуляцию наносов, состояние материалов сооружения.
4.10. При осмотре гибких покрытий подводных откосов, выполненных в виде шарнирно скрепленных железобетонных плиток или габионов, заполненных камнем, следует определить состояние швов между элементами, убедиться в наличии камня в габионах, а также выявить дефекты бетона. Тщательному осмотру подлежат узлы опирания откоса и концевые участки гибких покрытий.
Особое внимание необходимо обращать на тщательность содержания укреплений в зоне водохранилищ.
4.11. Ежегодно перед паводком должны разрабатываться мероприятия по подготовке искусственных сооружений к водоборьбе, включаемые в дорожный приказ по подготовке путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод. При подготовке и проведении этих мероприятий надлежит руководствоваться Инструкцией по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних ливневых вод.
4.12. Для обеспечения беспрерывного прохода высоких вод необходимо регулярно производить расчистку русл у мостов и труб, а также вырубать кустарник как под самим мостом, так и на протяжении не менее 30 м выше и ниже моста, кроме случаев, когда кустарник является специальным укреплением против размыва или служит для регулирования водного потока.
4.13. Отверстия малых искусственных сооружений перед проходом весеннего паводка нужно очищать от снега и льда, а также прорывать вдоль русла канавы протяженностью не менее 20 м как в верховую, так и в низовую стороны.
Для предупреждения заполнения снегом труб отверстием 2 м и менее необходимо на зиму закрывать их дощатыми или хворостяными щитами. Перед наступлением весны щиты должны быть убраны.
4.14. Для предупреждения засорения плавающими предметами перед трубами при необходимости устраивают специальные ограждения. Размываемые места, являющиеся источником наносов в трубах, необходимо в зависимости от местных условий укреплять мощением, посадкой кустарника и т.п.
4.15. Для предотвращения повреждения кладки опор больших мостов примерзшим льдом при изменении уровня ледяного покрова на реках и, особенно водохранилищах, необходимо устраивать вокруг опор проруби шириной 0,5 м. Проруби должны систематически возобновляться с тем, чтобы толщина льда в них не превышала 15-20 см. Перечень таких мостов утверждает начальник службы пути железной дороги.
Перед деревянными опорами и ледорезами непосредственно перед ледоходом (в случае тяжелых условий ледохода) следует устраивать прорези во льду шириной не менее чем на 0,5 м больше ширины опоры на протяжении около 25 м вверх и вниз по течению.
4.17. Во время паводков надлежит наблюдать за проходом вод (образованием водоворотов, заторами, косиной струй, изменением направления течений, за карчеходом, образованием заломов и т.п.), а также проверять состояние конусов, насыпей на подходах, правильность работы регуляционных сооружений и достаточность их укрепления.
4.18. После спада высоких вод, а также после сильных штормов на водохранилищах должно быть проверено состояние русла, опор, конусов, регуляционных сооружений и подходов к мостам. Повреждения, создающие угрозу безопасности движения или способные вызвать дальнейшее расстройство земляного полотна или элементов сооружения, необходимо исправлять немедленно. Все остальные повреждения должны быть исправлены до прохода очередного паводка. При необходимости должно производиться усиление укреплений по проектам.
4.19. При наличии наледей в сооружениях за их развитием и работой противоналедных устройств должны быть организованы систематические наблюдения, результаты которых (со съемкой плана и профиля наледей) заносятся в Книги искусственных сооружений. На основании результатов наблюдений на дистанции пути должны разрабатываться и осуществляться мероприятия по борьбе с наледями, утверждаемые начальником службы пути. В сложных случаях должны составляться соответствующие проекты.
- Что такое раствор натрия гидрокарбоната
- Что такое балансовые счета