Что такое религиозная этика 4 класс кратко

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»

И «РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА»

В настоящее время актуальной стала проблема самого термина «светская этика». И хотя спор о терминах кажется не совсем плодотворным, в данном случае он требует своего анализа и продолжения. Спор этот возник в связи с решением внедрить в систему школьного образования курс «Основы светской этики». Представлены программа и текст соответствующего модуля, написан учебник.

Однако в современной науке и в учебной практике встречается множество терминов, созданных на основе слова «этика». Так, существуют термины «деловая этика», «политическая этика», «хозяйственная этика», «прикладная этика», «киберэтика» и др. По многим из таких этик написаны соответствующие учебники. Новые термины, созданные на основе слова «этика» и появившиеся в основном в XX веке, не вызывают особого возмущения среди учёных. Можно предположить, что с развитием общества, его экономической, социальной, политико-правовой и духовной сфер, появятся новые подобные словосочетания. И это вполне естественный и легитимный процесс, отражающий развитие морали в отмеченных выше сферах и дальнейшее развитие самой этики. Подобным образом развивались математические и естественные науки – физика, химия, биология.

Почему же вызывает возражение термин «светская этика»? Очевидно, что проблема связана с содержанием, которым стало наполняться данное понятие в некоторых работах. Светская этика стала рассматриваться как учение о морали, которая имеет место в секулярном обществе. В предмет так понимаемой светской этики включают ценности родства, семейные ценности, дворянские и джентльменские кодексы чести, добро и зло, смысл жизни и счастье и др. – См. модуль «Основы светской этики» в комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики».

В религиозную этику в таком случае включаются добро и зло, понимаемые в соответствующей конфессиональной традиции, важнейшие моральные ценности и принципы – «золотое правило нравственности», « любовь к ближнему» и т.д. Но всё это должна изучать и изучает «светская этика». Возникает впечатление, что религиозный и светский подходы к морали здесь чётко не определены, они смешаны, представлены в диффузном виде. Более того, светская этика в таком разе предстаёт как довесок к религиозной этике, и само её учение наполняется религиозным содержанием. Но каким?

В реальности существует лишь одна мораль. Собственно, и этика как учение о морали может быть лишь одна. Её можно обозначить как «этика» или как «философия морали». Но в рамках данной этики может быть множество более частных этических учений, существование которых определяется особенностями предмета, методов, подходов. И это вполне естественно и объяснимо. Подобное состояние характерно и для математики, физики, биологии и других наук. В рамках этики уже традиционно выделяются «религиозная этика», «профессиональная этика», «политическая этика» и т.п.

Обратимся теперь к понятию «религиозная этика». Оно в настоящее время предстаёт многозначным. «Религиозная этика» имеет религиозное и светское значение. В религиозном значении она предстаёт как учение и практика той или иной религии о морали. Здесь религиозная этика – это этика, которая основывается на откровении Богом или богами нравственных истин. В некоторых развитых религиях религиозная этика предстаёт синонимом нравственному богословию. Например, в современном православии нравственное богословие определяется как одна из богословских дисциплин, «предмет исследования которой составляет учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека». [4] Отмечается, что нравственное богословие излагает «в систематическом порядке понятие об основных категориях этики в их библейском и богословском освещении и раскрытии, это система христианской этики или христианское учение о морали». [5]

В современной науке и в современной системе образования понятие «религиозная этика» получило и иное, вполне светское значение. И связано это с новой для российских вузов специальностью «религиоведение». В число учебных предметов данной специальности входит «религиозная этика». Очевидно, что в светском вузе такой предмет должен преподаваться и изучаться в светской, а не в религиозной парадигме. На это нацеливает и соответствующий министерский стандарт.

Таким образом, в светском значении религиозная этика предстаёт как одна из религиоведческих дисциплин, изучающая конкретные исторические связи религии и морали. Религиозная этика в данном её значении является частью этики, излагающая основные категории этики в их философском значении.

Наибольшую сложность в настоящее время имеет проблема соотношения светской и религиозной этик, когда последняя берётся в её собственно религиозном значении. Данная проблема по разному решается в разных культурах и даже в рамках одной религии, но в различных её конфессиях.

Ошибкой является абсолютизация ныне существующих светской или религиозной этик, когда одна из них претендует на роль единственно правильного учения о морали. Подобная ошибка, кажется, наблюдается в новом школьном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». Как отмечают многие учёные, здесь «фактически согласились с тем, чтобы под видом идеологически нейтрального (или всеядного) предмета в общеобразовательную школу было введено религиозное воспитание». Но правильно понятые религиозная и светская этики могут и должны сосуществовать и дополнять друг друга. Этики должны чаще обращаться к достижениям представителей иных, нежели собственные, подходов к морали.

Необходимым условием для правильного осмысления данных процессов является использование достижений светской этики. А при разработке отмеченного выше учебного курса, по признанию наших видных этиков, авторы как будто остались «глухими к рекомендациям учёных и педагогов».

Источник

Основы светской этики

Что такое религиозная этика 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная этика 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная этика 4 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная этика 4 класс кратко. Фото Что такое религиозная этика 4 класс кратко

В книге на примерах доказано, что религия не нужна для морали людей и что мораль может существовать без религии. В книге продемонстрирована аморальность Библии, которая одобряет садизм-мазохизм, геноцид, человеческие жертвоприношения. Показана непригодность христианской морали для жизни. Представлена научная эволюционная светская этика: разум, инстинкты, выживание и размножение рода. В книге представлен научный взгляд на этику и мораль. Пересмотрена потребность людей в религии. Книга предназначена для старшеклассников и студентов, а также для широкой аудитории, интересующейся вопросами этики, морали, нравственности с точки зрения разума, отношением разума и веры, науки и религии, развитием цивилизаций и научным подходом к решению любых задач.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы светской этики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

К 150-летию издания книги великого русского ученого

и основателя физиологии Ивана Михайловича Сеченова

«Рефлексы головного мозга»,

где научно доказано отсутствие души, рая и ада,

и имя которого носит

Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова

Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова, химический факультет

Высшая Школа Экономики (ВШЭ)

Нидерландский Институт Маркетинга (НИМА, http://nima.nl)

Введение. Научный подход к вопросам этики, морали, нравственности

«Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот: нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно»

Эпикур, древнегреческий ученый (342 — 271 гг. до н. э.)

Несмотря на то, что светский характер государства России закреплен в Конституции нашей страны, в 2012 году в школы России был введен новый предмет — основы религиозной культуры, где среди нескольких модулей есть «Основы православной культуры» и «Основы светской этики».

Но зачем учить детей в школе Библии, которая в обоих заветах одобряет, например, человеческие жертвоприношения — сожжение невиновных детей на костре (Бытие 22:2-10, Судей 11:30–40; Евреям 11:17) и геноцид невиновных народов (Деяния 13:19; Второзаконие 20:16–17)? Это возмутительно для светской морали мыслящих людей.

Кроме того, в Тюмени вышло пособие под одноименным названием «Основы светской этики» [1], в котором вопреки названию излагается не светская этика, а православное вероучение — например, осуждается «грех гордыни», преподаются заповеди Библии, упоминаются иконы, бог, православные и мусульманские религиозные праздники и пр.

Это — уже мошенничество и обман, которым не брезгуют клерикалы. С их православной точки зрения, видимо, обман и мошенничество вполне этичны. А с нашей светской — нет.

Светская этика возникла гораздо раньше христианской — термин «этика» использовал еще древнегреческий ученый Аристотель в IV в до н. э.

Светская этика отличается от религиозной тем, что основывается на научном подходе — экспериментах (личном опыте) и разуме (логике), а не на догматах религии. В светской этике этично и хорошо не то, что требует та или иная религия, а то, что разумно, рационально само по себе, по природе вещей. По этой причине светская этика является объективной, а религиозная этика — субъективной. Иными словами, светская этика — это объективные законы природы, действующие в обществе независимо от нашего сознания и которые можно познать научным методом — экспериментом и разумом.

Конечно, для того, чтобы понять, что разумно, а что неразумно, надо уметь думать. А думать любят не все люди — некоторые люди ленятся думать и им нужно, чтобы им дали готовые «заповеди» без какого бы то ни было логического объяснения. Такие люди становятся на путь религиозной веры. Однако мыслящим людям нужна именно светская этика — этика на основе разума и инстинктов.

Но одно дело — когда люди, не желающие думать, сами выбирают себе пастухов, которые бы учили их жить, а другое дело — когда мыслящих людей учат религии. В этом случае религия отнимает у мыслящего человека самое драгоценное, что у него есть и то главное, что отличает его от животных — разум. Вот почему мы, атеисты, вынуждены противостоять религиозной экспансии — клерикализации нашей Родины.

Второе существенное отличие светской этики от религиозной заключается в ее универсальности — если религиозная этика есть только у сторонников той или иной религии, то светская этика есть даже у религиозных людей — ведь инстинкты в той или иной степени есть у всех людей (хотя инстинкты и немного различны у разных людей вследствие биологической изменчивости). Доказать это очень легко:

1. Например, христиане не торопятся выполнять призывы Христа к кастрации (Мф. 19:12) и “возненавидеть отца и мать, жену и детей” (Лк. 14:26, Мф. 10:34–36). Значит, даже у верующих есть природная мораль (разум и инстинкты), которая отвергает эти заповеди Христа. Значит, даже верующим религия не нужна для формирования морали по данному вопросу!

2. Другой пример. Православные выступают против ювенальной юстиции — насильного изъятия детей у живых родителей и помещения их в детдома. Давайте проанализируем ход мыслей православных. На основании чего православные считают ювенальную юстицию аморальной? Ведь ювенальная юстиция вполне согласна с учением Христа»разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее»(Мф. 10:34–36). Более того, именно для этой цели и пришел Христос, согласно его же признанию (Матф. 10:35). Таким образом, Евангелие — основа христианской веры — не дает повода христианам выступать против ювенальной юстиции. Поэтому, если бы мораль христиан основывалась целиком и полностью на Евангелии, то они бы не выступали против ювенальной юстиции, а напротив, были бы ее яростными сторонниками. Противоречие доказывает ложность тезиса.

Следовательно, мораль даже православных активистов в вопросе ювенальной юстиции основана отнюдь не на Евангелии, а на биологических инстинктах, сформированных миллионами лет эволюции. А разум и инстинкты — это светская этика, а не религиозная.

А если даже верующим для формирования своего отношения к ювенальной юстиции достаточно светской этики — разума и инстинктов, — то религия вообще не нужна для морали никому, даже верующим! Просто они этого пока не осознают. И эта книга поможет верующим осознать это.

Данная книга позволяет посмотреть на вопросы этики с позиций разума и инстинктов.

Книга заставляет людей думать и будет полезна для расширения кругозора, как для мыслящих людей, так и для верующих.

[1] Теплова З.И. Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие для учителей, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики» (4–5 класс). — Тюмень: ТОГИРРО, 2012. — 48 с.

Источник

Доклад «Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Учитель начальных классов МБОУ Сатинской СОШ

Петровского филиала Гущина Г.А.

Культура — образ жизни, обычаи, традиции и верования. Это всё то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. Культура – главное богатство народа.
Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние. В культуре и религии разных народов много общего и много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Религия не существует отдельно от культуры и от народа. Каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.

В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно!

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Российские школьники систематически знакомятся с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.

Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чём смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живёт, а безнравственная разрушает и умирает? Учитель последовательно, глубоко, профессионально говорит с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывает перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей. Родители и члены семей учеников обязательно приглашаются на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Они становятся не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций, привлекаются к организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.

Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.

Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. И курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и обще-человеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.

Источник

Реферат на тему Особенности религиозной этики

Религиозная этика представляет собой комплекс моральных правил о поведении человека и содержании морального сознания, которые опираются на божественные заповеди, изложенные в священных писаниях мировых религий.
Отличительные черты религиозной этики заключаются в том, что, кроме отношений людей друг к другу, она устанавливает также нормы отношений человека к богу и показывает этические в качестве божественных установлений, имеющие абсолютное значение.
Сегодня очень часто можно услышать о существовании «плохих» религий, однако следует учитывать, что каждая религия несет в себе этическое послание к своим последователям.
Целью данного исследования является: рассмотреть особенности религиозной этики.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности этики Буддизма;
Раскрыть этику Христианства;
Рассмотреть этику Иудаизма.
Объектом работы является отражение этики в мировых религиях, предметом изучения – особенности религиозной этики.
Поскольку исследование носит комплексный характер, были проанализированы работы христианских богословов, исследователей буддизма, ислама, труды религиозных философов, историков философии.
Особенности религиозной этики раскрыты в работах В.Г. Иванова, А.А. Гусейнова, П.Е. Матвеева. При написании второй главы использовались выдержки из работы Е.В. Жижко «Профессионально-этические основы социальной работы», этика ислама описана А.В. Абрамовым.
Этика Буддизма
К основным этическим учениям относится учение Будды. Данное учение нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в её практически действенном выражении, как путь спасения.
Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», то, что поддерживает».
Учение о всеобщем законе кармы или законе воздаяния является одной из основ Дхармы Будды. Карма обнаруживается в бесконечном опыте многих существований, согласно которому наше настоящее является результатом того, что мы делали, говорили или думали в прошлом. Добро, которое мы творим, и вознаграждение, следуемое за этим, является благом, заслугой. Плохие, дурные поступки и наказание, которое они нам приносят, является злом. Этот процесс получения наград и наказаний продолжается в бесконечном круге причины и следствия, рождения и смерти.1
Буддийская концепция кармы несла на себе отпечаток свойственного именно буддизму акцента на этическую норму: под кармой понимались не столько вообще действия, сколько сознательные поступки или даже намерения, моральные (кусала) и аморальные (акусала). Существовала обстоятельно разработанная систематизация различных типов сознания, способствовавших рождению как позитивной, так и негативной (вредной) кармы. Среди них в качестве вершины выделяются несколько типов завершающего, неземного сознания, сознания мудрости, цель которого, как и у джайнов, вообще избавиться от кармы и тем обеспечить возможность достижения нирваны.
Закон кармы в его буддийской интерпретации сыграл огромную роль в укреплении этического стандарта поддерживавших буддизм мирян. Пусть они не становятся на путь монахов и не стремятся к нирване — каждому свое время. Но пусть каждый хорошо осознает, что в сегодняшней жизни он может и должен заложить фундамент своей будущей кармы, причем такой, обладая которой, он мог бы в последующих перерождениях рассчитывать иметь незамутненное сознание и реальные шансы на нирвану. А для этого каждый должен вырабатывать и культивировать в себе такие формы сознания и вести себя таким образом, чтобы позитивная карма увеличивалась, а негативная ослабевала.

Список использованной литературы
Абрамов, А. В. Этика ислама: основные нравственные принципы Корана / А. В. Абрамов. – М.: Академия, 2011.- 131 с.
Гусейнов, А. А. Краткая история этики / Гусейнов А. А., Иррлитц Г. М.: Мысль, 1987. – 589 c.
Жижко, Е.В. Профессионально-этические основы социальной работы. Курс лекций : учеб. пособие / Е.В. Жижко. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2010. – 183 с.
Иванов, В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 464 с.
Канайкина, Е.А. Этико-философский анализ нравственных систем православия, католичества и протестантизма Дисс. канд. соц. Наук. – Екатеринбург., 2014

1 Гусейнов, А. А. Краткая история этики. С. 38

2 Жижко, Е.В. Профессионально-этические основы социальной работы. C. 34
3 Иванов, В.Г. История этики средних веков С. 328

Источник

Религиозная и светская этика

Понятия религиозной и светской этики. Светская этика как область философского знания, отличие от религиозной этики. Объяснение морали без апелляции к божественному откровению. Первобытные верования, древние религии и современные верования народов.

РубрикаЭтика и эстетика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления15.03.2015
Размер файла26,8 K

Что такое религиозная этика 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная этика 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная этика 4 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная этика 4 класс кратко. Фото Что такое религиозная этика 4 класс кратко

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Факультет: Психолого-педагогическое образование

Кафедра: Психология и педагогика дошкольного образования

Религиозная и светская этика

Глава 1. Понятия религиозной и светской этики

Глава 2. Древние религии

Список используемой литературы

Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Все вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путем она достигается.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым, и чтобы хороших людей было как можно больше? Как не делать зла? На все эти вопросы отвечает этика.

Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

Глава 1. Понятия религиозной и светской этики

В настоящее время актуальной стала проблема самого термина «светская этика».

Однако оценки содержания модуля и самого термина «светская этика» со стороны известных российских учёных оказались весьма неблагоприятными. Так, А.А. Гусейнов отметил, что «словосочетание «светская этика» не имеет в исследовательской литературе широкого хождения и терминологического статуса. Его нет, в частности, в российских, английских, немецких, философских и специализированных этических словарях.

Однако в современной науке и в учебной практике встречается множество терминов, созданных на основе слова «этика». Так, существуют термины «деловая этика», «политическая этика», «хозяйственная этика», «прикладная этика», «киберэтика» и др. Новые термины, созданные на основе слова «этика» и появившиеся в основном в XX веке, не вызывают особого возмущения среди учёных. Можно предположить, что с развитием общества, его экономической, социальной, политико-правовой и духовной сфер, появятся новые подобные словосочетания.

Почему же вызывает возражение термин «светская этика»? Очевидно, что проблема связана с содержанием, которым стало наполняться данное понятие в некоторых работах. Светская этика стала рассматриваться как учение о морали. В предмет так понимаемой светской этики включают ценности родства, семейные ценности, дворянские и джентльменские кодексы чести, добро и зло, смысл жизни и счастье и др.

В реальности существует лишь одна мораль. Собственно, и этика как учение о морали может быть лишь одна. Её можно обозначить как «этика» или как «философия морали». Но в рамках данной этики может быть множество более частных этических учений, существование которых определяется особенностями предмета, методов, подходов. И это вполне естественно и объяснимо. Подобное состояние характерно и для математики, физики, биологии и других наук. В рамках этики уже традиционно выделяются «религиозная этика», «профессиональная этика», «политическая этика» и т.п.

В современной науке и в современной системе образования понятие «религиозная этика» получило и иное, вполне светское значение. И связано это с новой для российских вузов специальностью «религиоведение». В число учебных предметов данной специальности входит «религиозная этика». Очевидно, что в светском вузе такой предмет должен преподаваться и изучаться в светской, а не в религиозной парадигме. На это нацеливает и соответствующий министерский стандарт.

Таким образом, в светском значении религиозная этика предстаёт как одна из религиоведческих дисциплин, изучающая конкретные исторические связи религии и морали. Религиозная этика в данном её значении является частью этики, излагающая основные категории этики в их философском значении. философский мораль верование религия

Наибольшую сложность в настоящее время имеет проблема соотношения светской и религиозной этик, когда последняя берётся в её собственно религиозном значении. Данная проблема по-разному решается в разных культурах и даже в рамках одной религии, но в различных её конфессиях.

Ошибкой является абсолютизация ныне существующих светской или религиозной этик, когда одна из них, претендует на роль единственно правильного учения о морали. Но правильно понятые религиозная и светская этики могут и должны сосуществовать и дополнять друг друга. Этики должны чаще обращаться к достижениям представителей иных, нежели собственные, подходов к морали.

Несомненно, что любая религия имеет и определённые представления о добре и зле, о должном поведении и образе жизни, о грешнике и идеальном человеке. Но какое конкретное содержание вкладывается в нравственные ценности и этические категории той или иной религии, и как они при этом обосновываются? Ошибкой является как отрицание моральных ценностей религии, так и утверждение, что та или иная религия является основным источником морали, её важнейших ценностей и принципов. Проблема соотношения религии и нравственности предстаёт не такой простой, как кажется на первый взгляд, что без религии невозможна положительная мораль. Религия также многое выиграла, когда к ней стали применять нравственный подход, выработанный всей культурой человечества, когда в неё стали вносить общечеловеческие нравственные ценности.

Что касается понятия «светское», то его научное определение представляется достаточно сложной задачей. Согласно В.И. Далю, в русском языке «светский» означает «к: свету (миру) в различных значениях относящийся, земной, мирской, суетный; или гражданский. Светская власть, противоположно духовная… духовенство, белое, не монашеское, противоположно черное. Светские утехи, шумные, чувственные». В специальных религиоведческих, социологических и философских изданиях (включая словари и справочники) предметный анализ понятия «светское», как правило, отсутствует. Там, где речь идет о светском, авторы обычно ограничиваются интуитивной интерпретацией данного понятия, не переводя ее в рационально-логическую плоскость.

Определенно в данной связи можно сказать следующее:

б) данное понятие определяется преимущественно отрицательно, отталкиваясь от понятия «религиозное» по принципу «от противного»;

в) содержание данного понятия является довольно сложным и внутренне противоречивым, поскольку охватывает, в зависимости от контекста, достаточно широкий спектр разнородных явлений.

Таким образом, имеются основания утверждать, что в основе смыслового содержания «светского» лежит определение его конкретного отношения к «религиозному».

Не вдаваясь в тонкости этимологического и философского анализа, отметим, что в целом в контексте европейской общественной мысли XYIII-XX вв. можно выделить три основных трактовки сущности светского, различающихся по степени их «жесткости»:

1) светское как контррелигиозное. Предполагает явное или скрытое идейное противостояние светского религии. Согласно данной интерпретации, к «светскому» может быть отнесено только то, содержание, которое связано с активным отрицанием религиозного содержания и утверждением его альтернатив. Данная трактовка зарождается в период становления и утверждения светской культуры, когда последняя с боем отстаивала свое существование и право на автономию от сдерживающих, а иной раз и заграждающих ее развитие религиозных интерпретаций действительности. Пример классической ситуации, для которой характерна данная интерпретация светского, дает идеократическое советское общество с его тотальной идеологией атеизма, когда, по выражению академика Л.Н. Митрохина, «светское и религиозное мировоззрения рассматривались как «свет» и «тьма», как два взаимоисключающих взгляда на мир, изоморфных контрпозиции «социализм-капитализм», выраженной принципом «кто не с нами, тот против нас».

2) светское как безрелигиозное. Это смягченная и более широкая трактовка понятия «светское», не предполагающая обязательного присутствия в его содержании активного контррелигиозного момента, но сохраняющая принцип дистанцирования от религии. Она представляет собой своего рода либерализированный вариант интерпретации светского как контррелигиозного. В соответствии с данной интерпретацией, к «светскому» может быть отнесено только то, содержание, которое в том же контексте не может быть отнесено к «религиозному», и наоборот.

3) светское как арелигиозное. Это наиболее широкая и идеологически нейтральная, но более радикальная с философской точки зрения трактовка принципа светскости. Она предполагает независимость светского начала от религии. В свете данной интерпретации к «светскому» может быть отнесено то, содержание, которое характеризуется не столько объективным отсутствием или субъективным отрицанием свойства религиозности, сколько свойством «светскости» как неким положительным качеством.

Глава 2. Древние религии

Есть также в нашей стране верующие, которые придерживаются и иных направлений в христианстве, например, католичества или протестантизма. У некоторых российских народов сохранились и традиционные верования. Немалое число жителей России не исповедуют никакой религии.

Древние люди верили, что окружающий мир населен духами, добрыми и злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например, медведей и оленей.

Термин «светская этика» не принят в современной философской литературе, точно также как у него нет историко-философской традиции. Это синоним этики как области философского знания, подчеркивающий ее отличие от религиозной этики, состоящее в том, что она объясняет мораль без апелляции к божественному откровению и вмешательству.

Список используемой литературы

2. Горелов А.А., Горелова Т.А. Этика. Учебное пособие.

3. Данилюк А.Я. Основы светской этики. Учебное пособие, 2010 г.

4. Зубец О.П. Заключение по модулю «Основы светской этики».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *