Что такое религиозная этика 4 класс кратко
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»
И «РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА»
В настоящее время актуальной стала проблема самого термина «светская этика». И хотя спор о терминах кажется не совсем плодотворным, в данном случае он требует своего анализа и продолжения. Спор этот возник в связи с решением внедрить в систему школьного образования курс «Основы светской этики». Представлены программа и текст соответствующего модуля, написан учебник.
Однако в современной науке и в учебной практике встречается множество терминов, созданных на основе слова «этика». Так, существуют термины «деловая этика», «политическая этика», «хозяйственная этика», «прикладная этика», «киберэтика» и др. По многим из таких этик написаны соответствующие учебники. Новые термины, созданные на основе слова «этика» и появившиеся в основном в XX веке, не вызывают особого возмущения среди учёных. Можно предположить, что с развитием общества, его экономической, социальной, политико-правовой и духовной сфер, появятся новые подобные словосочетания. И это вполне естественный и легитимный процесс, отражающий развитие морали в отмеченных выше сферах и дальнейшее развитие самой этики. Подобным образом развивались математические и естественные науки – физика, химия, биология.
Почему же вызывает возражение термин «светская этика»? Очевидно, что проблема связана с содержанием, которым стало наполняться данное понятие в некоторых работах. Светская этика стала рассматриваться как учение о морали, которая имеет место в секулярном обществе. В предмет так понимаемой светской этики включают ценности родства, семейные ценности, дворянские и джентльменские кодексы чести, добро и зло, смысл жизни и счастье и др. – См. модуль «Основы светской этики» в комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики».
В религиозную этику в таком случае включаются добро и зло, понимаемые в соответствующей конфессиональной традиции, важнейшие моральные ценности и принципы – «золотое правило нравственности», « любовь к ближнему» и т.д. Но всё это должна изучать и изучает «светская этика». Возникает впечатление, что религиозный и светский подходы к морали здесь чётко не определены, они смешаны, представлены в диффузном виде. Более того, светская этика в таком разе предстаёт как довесок к религиозной этике, и само её учение наполняется религиозным содержанием. Но каким?
В реальности существует лишь одна мораль. Собственно, и этика как учение о морали может быть лишь одна. Её можно обозначить как «этика» или как «философия морали». Но в рамках данной этики может быть множество более частных этических учений, существование которых определяется особенностями предмета, методов, подходов. И это вполне естественно и объяснимо. Подобное состояние характерно и для математики, физики, биологии и других наук. В рамках этики уже традиционно выделяются «религиозная этика», «профессиональная этика», «политическая этика» и т.п.
Обратимся теперь к понятию «религиозная этика». Оно в настоящее время предстаёт многозначным. «Религиозная этика» имеет религиозное и светское значение. В религиозном значении она предстаёт как учение и практика той или иной религии о морали. Здесь религиозная этика – это этика, которая основывается на откровении Богом или богами нравственных истин. В некоторых развитых религиях религиозная этика предстаёт синонимом нравственному богословию. Например, в современном православии нравственное богословие определяется как одна из богословских дисциплин, «предмет исследования которой составляет учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека». [4] Отмечается, что нравственное богословие излагает «в систематическом порядке понятие об основных категориях этики в их библейском и богословском освещении и раскрытии, это система христианской этики или христианское учение о морали». [5]
В современной науке и в современной системе образования понятие «религиозная этика» получило и иное, вполне светское значение. И связано это с новой для российских вузов специальностью «религиоведение». В число учебных предметов данной специальности входит «религиозная этика». Очевидно, что в светском вузе такой предмет должен преподаваться и изучаться в светской, а не в религиозной парадигме. На это нацеливает и соответствующий министерский стандарт.
Таким образом, в светском значении религиозная этика предстаёт как одна из религиоведческих дисциплин, изучающая конкретные исторические связи религии и морали. Религиозная этика в данном её значении является частью этики, излагающая основные категории этики в их философском значении.
Наибольшую сложность в настоящее время имеет проблема соотношения светской и религиозной этик, когда последняя берётся в её собственно религиозном значении. Данная проблема по разному решается в разных культурах и даже в рамках одной религии, но в различных её конфессиях.
Ошибкой является абсолютизация ныне существующих светской или религиозной этик, когда одна из них претендует на роль единственно правильного учения о морали. Подобная ошибка, кажется, наблюдается в новом школьном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». Как отмечают многие учёные, здесь «фактически согласились с тем, чтобы под видом идеологически нейтрального (или всеядного) предмета в общеобразовательную школу было введено религиозное воспитание». Но правильно понятые религиозная и светская этики могут и должны сосуществовать и дополнять друг друга. Этики должны чаще обращаться к достижениям представителей иных, нежели собственные, подходов к морали.
Необходимым условием для правильного осмысления данных процессов является использование достижений светской этики. А при разработке отмеченного выше учебного курса, по признанию наших видных этиков, авторы как будто остались «глухими к рекомендациям учёных и педагогов».
Основы светской этики
В книге на примерах доказано, что религия не нужна для морали людей и что мораль может существовать без религии. В книге продемонстрирована аморальность Библии, которая одобряет садизм-мазохизм, геноцид, человеческие жертвоприношения. Показана непригодность христианской морали для жизни. Представлена научная эволюционная светская этика: разум, инстинкты, выживание и размножение рода. В книге представлен научный взгляд на этику и мораль. Пересмотрена потребность людей в религии. Книга предназначена для старшеклассников и студентов, а также для широкой аудитории, интересующейся вопросами этики, морали, нравственности с точки зрения разума, отношением разума и веры, науки и религии, развитием цивилизаций и научным подходом к решению любых задач.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы светской этики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
К 150-летию издания книги великого русского ученого
и основателя физиологии Ивана Михайловича Сеченова
«Рефлексы головного мозга»,
где научно доказано отсутствие души, рая и ада,
и имя которого носит
Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова
Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова, химический факультет
Высшая Школа Экономики (ВШЭ)
Нидерландский Институт Маркетинга (НИМА, http://nima.nl)
Введение. Научный подход к вопросам этики, морали, нравственности
«Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот: нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно»
Эпикур, древнегреческий ученый (342 — 271 гг. до н. э.)
Несмотря на то, что светский характер государства России закреплен в Конституции нашей страны, в 2012 году в школы России был введен новый предмет — основы религиозной культуры, где среди нескольких модулей есть «Основы православной культуры» и «Основы светской этики».
Но зачем учить детей в школе Библии, которая в обоих заветах одобряет, например, человеческие жертвоприношения — сожжение невиновных детей на костре (Бытие 22:2-10, Судей 11:30–40; Евреям 11:17) и геноцид невиновных народов (Деяния 13:19; Второзаконие 20:16–17)? Это возмутительно для светской морали мыслящих людей.
Кроме того, в Тюмени вышло пособие под одноименным названием «Основы светской этики» [1], в котором вопреки названию излагается не светская этика, а православное вероучение — например, осуждается «грех гордыни», преподаются заповеди Библии, упоминаются иконы, бог, православные и мусульманские религиозные праздники и пр.
Это — уже мошенничество и обман, которым не брезгуют клерикалы. С их православной точки зрения, видимо, обман и мошенничество вполне этичны. А с нашей светской — нет.
Светская этика возникла гораздо раньше христианской — термин «этика» использовал еще древнегреческий ученый Аристотель в IV в до н. э.
Светская этика отличается от религиозной тем, что основывается на научном подходе — экспериментах (личном опыте) и разуме (логике), а не на догматах религии. В светской этике этично и хорошо не то, что требует та или иная религия, а то, что разумно, рационально само по себе, по природе вещей. По этой причине светская этика является объективной, а религиозная этика — субъективной. Иными словами, светская этика — это объективные законы природы, действующие в обществе независимо от нашего сознания и которые можно познать научным методом — экспериментом и разумом.
Конечно, для того, чтобы понять, что разумно, а что неразумно, надо уметь думать. А думать любят не все люди — некоторые люди ленятся думать и им нужно, чтобы им дали готовые «заповеди» без какого бы то ни было логического объяснения. Такие люди становятся на путь религиозной веры. Однако мыслящим людям нужна именно светская этика — этика на основе разума и инстинктов.
Но одно дело — когда люди, не желающие думать, сами выбирают себе пастухов, которые бы учили их жить, а другое дело — когда мыслящих людей учат религии. В этом случае религия отнимает у мыслящего человека самое драгоценное, что у него есть и то главное, что отличает его от животных — разум. Вот почему мы, атеисты, вынуждены противостоять религиозной экспансии — клерикализации нашей Родины.
Второе существенное отличие светской этики от религиозной заключается в ее универсальности — если религиозная этика есть только у сторонников той или иной религии, то светская этика есть даже у религиозных людей — ведь инстинкты в той или иной степени есть у всех людей (хотя инстинкты и немного различны у разных людей вследствие биологической изменчивости). Доказать это очень легко:
1. Например, христиане не торопятся выполнять призывы Христа к кастрации (Мф. 19:12) и “возненавидеть отца и мать, жену и детей” (Лк. 14:26, Мф. 10:34–36). Значит, даже у верующих есть природная мораль (разум и инстинкты), которая отвергает эти заповеди Христа. Значит, даже верующим религия не нужна для формирования морали по данному вопросу!
2. Другой пример. Православные выступают против ювенальной юстиции — насильного изъятия детей у живых родителей и помещения их в детдома. Давайте проанализируем ход мыслей православных. На основании чего православные считают ювенальную юстицию аморальной? Ведь ювенальная юстиция вполне согласна с учением Христа»разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее»(Мф. 10:34–36). Более того, именно для этой цели и пришел Христос, согласно его же признанию (Матф. 10:35). Таким образом, Евангелие — основа христианской веры — не дает повода христианам выступать против ювенальной юстиции. Поэтому, если бы мораль христиан основывалась целиком и полностью на Евангелии, то они бы не выступали против ювенальной юстиции, а напротив, были бы ее яростными сторонниками. Противоречие доказывает ложность тезиса.
Следовательно, мораль даже православных активистов в вопросе ювенальной юстиции основана отнюдь не на Евангелии, а на биологических инстинктах, сформированных миллионами лет эволюции. А разум и инстинкты — это светская этика, а не религиозная.
А если даже верующим для формирования своего отношения к ювенальной юстиции достаточно светской этики — разума и инстинктов, — то религия вообще не нужна для морали никому, даже верующим! Просто они этого пока не осознают. И эта книга поможет верующим осознать это.
Данная книга позволяет посмотреть на вопросы этики с позиций разума и инстинктов.
Книга заставляет людей думать и будет полезна для расширения кругозора, как для мыслящих людей, так и для верующих.
[1] Теплова З.И. Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие для учителей, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики» (4–5 класс). — Тюмень: ТОГИРРО, 2012. — 48 с.
Доклад «Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Учитель начальных классов МБОУ Сатинской СОШ
Петровского филиала Гущина Г.А.
Культура — образ жизни, обычаи, традиции и верования. Это всё то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. Культура – главное богатство народа.
Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние. В культуре и религии разных народов много общего и много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Религия не существует отдельно от культуры и от народа. Каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.
В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно!
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Российские школьники систематически знакомятся с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.
Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чём смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живёт, а безнравственная разрушает и умирает? Учитель последовательно, глубоко, профессионально говорит с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывает перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей. Родители и члены семей учеников обязательно приглашаются на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Они становятся не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций, привлекаются к организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.
Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.
Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. И курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и обще-человеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.
Реферат на тему Особенности религиозной этики
Религиозная этика представляет собой комплекс моральных правил о поведении человека и содержании морального сознания, которые опираются на божественные заповеди, изложенные в священных писаниях мировых религий.
Отличительные черты религиозной этики заключаются в том, что, кроме отношений людей друг к другу, она устанавливает также нормы отношений человека к богу и показывает этические в качестве божественных установлений, имеющие абсолютное значение.
Сегодня очень часто можно услышать о существовании «плохих» религий, однако следует учитывать, что каждая религия несет в себе этическое послание к своим последователям.
Целью данного исследования является: рассмотреть особенности религиозной этики.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности этики Буддизма;
Раскрыть этику Христианства;
Рассмотреть этику Иудаизма.
Объектом работы является отражение этики в мировых религиях, предметом изучения – особенности религиозной этики.
Поскольку исследование носит комплексный характер, были проанализированы работы христианских богословов, исследователей буддизма, ислама, труды религиозных философов, историков философии.
Особенности религиозной этики раскрыты в работах В.Г. Иванова, А.А. Гусейнова, П.Е. Матвеева. При написании второй главы использовались выдержки из работы Е.В. Жижко «Профессионально-этические основы социальной работы», этика ислама описана А.В. Абрамовым.
Этика Буддизма
К основным этическим учениям относится учение Будды. Данное учение нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в её практически действенном выражении, как путь спасения.
Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», то, что поддерживает».
Учение о всеобщем законе кармы или законе воздаяния является одной из основ Дхармы Будды. Карма обнаруживается в бесконечном опыте многих существований, согласно которому наше настоящее является результатом того, что мы делали, говорили или думали в прошлом. Добро, которое мы творим, и вознаграждение, следуемое за этим, является благом, заслугой. Плохие, дурные поступки и наказание, которое они нам приносят, является злом. Этот процесс получения наград и наказаний продолжается в бесконечном круге причины и следствия, рождения и смерти.1
Буддийская концепция кармы несла на себе отпечаток свойственного именно буддизму акцента на этическую норму: под кармой понимались не столько вообще действия, сколько сознательные поступки или даже намерения, моральные (кусала) и аморальные (акусала). Существовала обстоятельно разработанная систематизация различных типов сознания, способствовавших рождению как позитивной, так и негативной (вредной) кармы. Среди них в качестве вершины выделяются несколько типов завершающего, неземного сознания, сознания мудрости, цель которого, как и у джайнов, вообще избавиться от кармы и тем обеспечить возможность достижения нирваны.
Закон кармы в его буддийской интерпретации сыграл огромную роль в укреплении этического стандарта поддерживавших буддизм мирян. Пусть они не становятся на путь монахов и не стремятся к нирване — каждому свое время. Но пусть каждый хорошо осознает, что в сегодняшней жизни он может и должен заложить фундамент своей будущей кармы, причем такой, обладая которой, он мог бы в последующих перерождениях рассчитывать иметь незамутненное сознание и реальные шансы на нирвану. А для этого каждый должен вырабатывать и культивировать в себе такие формы сознания и вести себя таким образом, чтобы позитивная карма увеличивалась, а негативная ослабевала.
Список использованной литературы
Абрамов, А. В. Этика ислама: основные нравственные принципы Корана / А. В. Абрамов. – М.: Академия, 2011.- 131 с.
Гусейнов, А. А. Краткая история этики / Гусейнов А. А., Иррлитц Г. М.: Мысль, 1987. – 589 c.
Жижко, Е.В. Профессионально-этические основы социальной работы. Курс лекций : учеб. пособие / Е.В. Жижко. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2010. – 183 с.
Иванов, В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 464 с.
Канайкина, Е.А. Этико-философский анализ нравственных систем православия, католичества и протестантизма Дисс. канд. соц. Наук. – Екатеринбург., 2014
1 Гусейнов, А. А. Краткая история этики. С. 38
2 Жижко, Е.В. Профессионально-этические основы социальной работы. C. 34
3 Иванов, В.Г. История этики средних веков С. 328
Религиозная и светская этика
Понятия религиозной и светской этики. Светская этика как область философского знания, отличие от религиозной этики. Объяснение морали без апелляции к божественному откровению. Первобытные верования, древние религии и современные верования народов.
Рубрика | Этика и эстетика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.03.2015 |
Размер файла | 26,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Факультет: Психолого-педагогическое образование
Кафедра: Психология и педагогика дошкольного образования
Религиозная и светская этика
Глава 1. Понятия религиозной и светской этики
Глава 2. Древние религии
Список используемой литературы
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Все вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путем она достигается.
Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым, и чтобы хороших людей было как можно больше? Как не делать зла? На все эти вопросы отвечает этика.
Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
Глава 1. Понятия религиозной и светской этики
В настоящее время актуальной стала проблема самого термина «светская этика».
Однако оценки содержания модуля и самого термина «светская этика» со стороны известных российских учёных оказались весьма неблагоприятными. Так, А.А. Гусейнов отметил, что «словосочетание «светская этика» не имеет в исследовательской литературе широкого хождения и терминологического статуса. Его нет, в частности, в российских, английских, немецких, философских и специализированных этических словарях.
Однако в современной науке и в учебной практике встречается множество терминов, созданных на основе слова «этика». Так, существуют термины «деловая этика», «политическая этика», «хозяйственная этика», «прикладная этика», «киберэтика» и др. Новые термины, созданные на основе слова «этика» и появившиеся в основном в XX веке, не вызывают особого возмущения среди учёных. Можно предположить, что с развитием общества, его экономической, социальной, политико-правовой и духовной сфер, появятся новые подобные словосочетания.
Почему же вызывает возражение термин «светская этика»? Очевидно, что проблема связана с содержанием, которым стало наполняться данное понятие в некоторых работах. Светская этика стала рассматриваться как учение о морали. В предмет так понимаемой светской этики включают ценности родства, семейные ценности, дворянские и джентльменские кодексы чести, добро и зло, смысл жизни и счастье и др.
В реальности существует лишь одна мораль. Собственно, и этика как учение о морали может быть лишь одна. Её можно обозначить как «этика» или как «философия морали». Но в рамках данной этики может быть множество более частных этических учений, существование которых определяется особенностями предмета, методов, подходов. И это вполне естественно и объяснимо. Подобное состояние характерно и для математики, физики, биологии и других наук. В рамках этики уже традиционно выделяются «религиозная этика», «профессиональная этика», «политическая этика» и т.п.
В современной науке и в современной системе образования понятие «религиозная этика» получило и иное, вполне светское значение. И связано это с новой для российских вузов специальностью «религиоведение». В число учебных предметов данной специальности входит «религиозная этика». Очевидно, что в светском вузе такой предмет должен преподаваться и изучаться в светской, а не в религиозной парадигме. На это нацеливает и соответствующий министерский стандарт.
Таким образом, в светском значении религиозная этика предстаёт как одна из религиоведческих дисциплин, изучающая конкретные исторические связи религии и морали. Религиозная этика в данном её значении является частью этики, излагающая основные категории этики в их философском значении. философский мораль верование религия
Наибольшую сложность в настоящее время имеет проблема соотношения светской и религиозной этик, когда последняя берётся в её собственно религиозном значении. Данная проблема по-разному решается в разных культурах и даже в рамках одной религии, но в различных её конфессиях.
Ошибкой является абсолютизация ныне существующих светской или религиозной этик, когда одна из них, претендует на роль единственно правильного учения о морали. Но правильно понятые религиозная и светская этики могут и должны сосуществовать и дополнять друг друга. Этики должны чаще обращаться к достижениям представителей иных, нежели собственные, подходов к морали.
Несомненно, что любая религия имеет и определённые представления о добре и зле, о должном поведении и образе жизни, о грешнике и идеальном человеке. Но какое конкретное содержание вкладывается в нравственные ценности и этические категории той или иной религии, и как они при этом обосновываются? Ошибкой является как отрицание моральных ценностей религии, так и утверждение, что та или иная религия является основным источником морали, её важнейших ценностей и принципов. Проблема соотношения религии и нравственности предстаёт не такой простой, как кажется на первый взгляд, что без религии невозможна положительная мораль. Религия также многое выиграла, когда к ней стали применять нравственный подход, выработанный всей культурой человечества, когда в неё стали вносить общечеловеческие нравственные ценности.
Что касается понятия «светское», то его научное определение представляется достаточно сложной задачей. Согласно В.И. Далю, в русском языке «светский» означает «к: свету (миру) в различных значениях относящийся, земной, мирской, суетный; или гражданский. Светская власть, противоположно духовная… духовенство, белое, не монашеское, противоположно черное. Светские утехи, шумные, чувственные». В специальных религиоведческих, социологических и философских изданиях (включая словари и справочники) предметный анализ понятия «светское», как правило, отсутствует. Там, где речь идет о светском, авторы обычно ограничиваются интуитивной интерпретацией данного понятия, не переводя ее в рационально-логическую плоскость.
Определенно в данной связи можно сказать следующее:
б) данное понятие определяется преимущественно отрицательно, отталкиваясь от понятия «религиозное» по принципу «от противного»;
в) содержание данного понятия является довольно сложным и внутренне противоречивым, поскольку охватывает, в зависимости от контекста, достаточно широкий спектр разнородных явлений.
Таким образом, имеются основания утверждать, что в основе смыслового содержания «светского» лежит определение его конкретного отношения к «религиозному».
Не вдаваясь в тонкости этимологического и философского анализа, отметим, что в целом в контексте европейской общественной мысли XYIII-XX вв. можно выделить три основных трактовки сущности светского, различающихся по степени их «жесткости»:
1) светское как контррелигиозное. Предполагает явное или скрытое идейное противостояние светского религии. Согласно данной интерпретации, к «светскому» может быть отнесено только то, содержание, которое связано с активным отрицанием религиозного содержания и утверждением его альтернатив. Данная трактовка зарождается в период становления и утверждения светской культуры, когда последняя с боем отстаивала свое существование и право на автономию от сдерживающих, а иной раз и заграждающих ее развитие религиозных интерпретаций действительности. Пример классической ситуации, для которой характерна данная интерпретация светского, дает идеократическое советское общество с его тотальной идеологией атеизма, когда, по выражению академика Л.Н. Митрохина, «светское и религиозное мировоззрения рассматривались как «свет» и «тьма», как два взаимоисключающих взгляда на мир, изоморфных контрпозиции «социализм-капитализм», выраженной принципом «кто не с нами, тот против нас».
2) светское как безрелигиозное. Это смягченная и более широкая трактовка понятия «светское», не предполагающая обязательного присутствия в его содержании активного контррелигиозного момента, но сохраняющая принцип дистанцирования от религии. Она представляет собой своего рода либерализированный вариант интерпретации светского как контррелигиозного. В соответствии с данной интерпретацией, к «светскому» может быть отнесено только то, содержание, которое в том же контексте не может быть отнесено к «религиозному», и наоборот.
3) светское как арелигиозное. Это наиболее широкая и идеологически нейтральная, но более радикальная с философской точки зрения трактовка принципа светскости. Она предполагает независимость светского начала от религии. В свете данной интерпретации к «светскому» может быть отнесено то, содержание, которое характеризуется не столько объективным отсутствием или субъективным отрицанием свойства религиозности, сколько свойством «светскости» как неким положительным качеством.
Глава 2. Древние религии
Есть также в нашей стране верующие, которые придерживаются и иных направлений в христианстве, например, католичества или протестантизма. У некоторых российских народов сохранились и традиционные верования. Немалое число жителей России не исповедуют никакой религии.
Древние люди верили, что окружающий мир населен духами, добрыми и злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например, медведей и оленей.
Термин «светская этика» не принят в современной философской литературе, точно также как у него нет историко-философской традиции. Это синоним этики как области философского знания, подчеркивающий ее отличие от религиозной этики, состоящее в том, что она объясняет мораль без апелляции к божественному откровению и вмешательству.
Список используемой литературы
2. Горелов А.А., Горелова Т.А. Этика. Учебное пособие.
3. Данилюк А.Я. Основы светской этики. Учебное пособие, 2010 г.
4. Зубец О.П. Заключение по модулю «Основы светской этики».