Что такое политические границы

Исследование политических границ

Морфология государственных границ включает их основные свойства и геометрическую конфигурацию. Основные свойства границ связаны с их природными и этнокультурными особенностями. Любая государственная граница, как правило, представляет собой комбинацию, во-первых, линий, проведенных вдоль природных объектов, и во-вторых, прямых линий, соединяющих какие-либо легко идентифицируемые на местности объекты, обычно также природные.

Известно несколько свойств границ. Это, во-первых, природные свойства (многие границы совпадают с природными объектами). Во-вторых, это геометрические свойства. Границы могут проводится по прямой линии или быть извилистыми. В-четвертых, это исторические свойства. Границы с исторической точки зрения могут быть более или менее зрелыми, имеют различный возраст.

Природные границы по определению совпадают с физико-географическими объектами. Они делятся на гидрографические, проходящие по рекам, и орографические, проходящие по водоразделам, горным хребтам. Некоторые природные границы также привязаны к природным объектам, но в отличие от описанных выше не следуют их протяжению, а рассекают их (на суше это озерные границы).

В прошлом природные границы считались наиболее удобными и признавались “естественными”. К достижению природных границ стремились многие государства (Франция). Хорошо выраженная на местности граница как бы подчеркивала мощь и стабильность государства и кроме того играла оборонительную роль.

Геометрические границы проводятся по прямой линии. Такого рода границы распространены в слабозаселенных районах с однообразной природой, где трудно провести природную или этническую границу.

Есть смысл исследовать не только ныне существующие границы, но и реликтовые, т.е. границы, которых уже нет. Исследования в области культурной или экономической географии часто вскрывают эти границы, которые до сих пор существуют на местности как незримые разделительные линии.

Классификация границ возможна по их фактическому правовому статусу.

Особым признаком границы является ее освоенность. Есть “глухие” границы, поблизости которых практически нет следов человеческой деятельности. И есть границы, которые буквально по живому режут густонаселенную территорию. В качестве показателей для оценки освоенности границ можно использовать число населенных пунктов в приграничной полосе на 1 км границы или численность населения в приграничной полосе на 1 км границы. Немаловажно и другое: рассекает ли граница сложившиеся социально-экономические комплексы, или трансграничные связи исторически слабы. Анализировать можно густоту транспортной сети, пересекающей границу, число автомобильных и железных дорог разного ранга, проходящих через границу. В некоторых случаях граница разделяет “сросшиеся” населенные пункты: наличие трансграничных агломераций также является индикатором освоенности границы (ситуация, характерная для российско-украинской границы). Возможно исследование интенсивности работы границы через анализ числа контрольно-пропускных пунктов, таможен, грузо- и пассажиропотоков.

В целом тип границы во многом зависит от типа политической культуры. Отчуждающие границы с ярко выраженной барьерной функцией именуются также фронтальными. Страны с либеральной политической культурой стремятся к интеграционным границам.

Одним из основных параметров, используемых при анализе границы, являются природные свойства границ, совокупность которых можно также обозначить как природную контрастность. Государственные границы с точки зрения их природных свойств могут быть более или менее контрастными в зависимости от того, насколько граница выражена на местности, т.е. совпадает ли она с природным объектом типа реки, озера (в этом случае существуют разные способы раздела водной поверхности, как и в случае с большими реками) или водораздела, и насколько выражен этот объект (идет ли речь о мощной реке или маленьком ручье и т.п.). Границы с меньшей природной контрастностью чаще являются предметом приграничных споров, поэтому оценка природной контрастности государственных границ имеет огромное прикладное значение.

При исследованиях границ важно также учитывать их геометрическую конфигурацию. На макроуровне границы обычно представляются весьма изрезанными, но при ближайшем рассмотрении они оказываются комбинациями коротких прямых линий, проведенных по линейке, и извилистых линий, привязанных к природным объектам. Исследование конфигурации границ включает анализ их извилистости и наличия эксклавов. Можно говорить о геометрических свойствах границ как об их третьем параметре. При этом извилистые границы зачастую обладают меньшей легитимностью, и одна из сторон выступает за их спрямление: граница, проведенная по прямой линии, иногда считается более «правильной». В целом проведение геометрических, т.е. прямых границ характерно для пустынных местностей, где мало подходящих природных объектов.

Источник

12 типов границ и их характеристики

Содержание:

Границы не статичны, но меняются со временем из-за войн, аннексий, вторжений, отделения территорий и создания государств. Например, граница между Восточной и Западной Германией была удалена с падением Берлинской стены.

Несмотря на это определение, стоит упомянуть, что эта концепция активно обсуждается и академическое сообщество не имеет единой позиции по ней. Для некоторых ученых граница и граница используются как синонимы.

В условиях глобализации концепция границы была переосмыслена в ответ на возникающие новые социальные, культурные, политические, экономические и социологические ситуации.

Классификация границ

Деление границ так же разнообразно, как и количество людей, посвятивших себя их изучению. Каждый делает разделение, подчиняясь определенной точке зрения.

1- Сухопутная граница

Это границы, которые отделяют одну нацию от другой, но с использованием видимых элементов, характерных для природных границ, таких как горы или озера; и искусственные элементы, используемые в политических границах, такие как знаки, мосты или объявления.

2- Политическая граница

Обычно определяется как границы, построенные и наложенные на географической территории или вокруг нее, чтобы различать области управления или стратегии политического контроля (McColl, 2005, стр. 109). Они делят округа, поселки, города, департаменты, штаты, провинции и страны.

Эти границы разделяют не только территории, но и культуры, языки, этнические группы и природные ресурсы (McColl, 2005, с. 110).

Из-за разделяющей природы границ неизбежно формируется понятие «мы», в котором мы развиваем чувство принадлежности и безопасности, и противоположное понятие «они», которое вызывает чувство исключения.

Эти границы сильно меняются в результате территориальных изменений, от которых страдают государства, и их споров по этому поводу.

Обычно они отмечены примечаниями или маркерами, указывающими границу между ними. Это границы, которые мы видим на политических картах стран.

Мы можем указать в качестве примера территорию Палестины и Израиля, которые официально начали свой спор в 1945 году и с тех пор их границы изменились за короткое время.

3- Воздушная граница

Это воздушное пространство или часть атмосферы, которая принадлежит стране и регулируется государством.

Эта часть атмосферы включает геостационарную орбиту, которую страны имеют на экваторе, положение, в котором вращение спутников оптимально.

4- Морская граница

Он соответствует той части моря или океана, которая принадлежит государству; Это означает, что суверенитет государства не заканчивается на побережье, а простирается до 200 миль в море.

200 миль, на которые имеют право прибрежные страны, являются бесценным источником биологических и минеральных ресурсов, а также воротами для коммерческого и культурного обмена.

5- Естественная граница

Они даны природой, например, горы, пустыни, реки, озера, джунгли, моря, океаны, впадины и т. Д. Они были первыми, кто обосновался благодаря предлагаемым им физико-географическим возможностям. Они могут разделиться, но они могут также объединиться, потому что поддерживают регион.

6- Живые границы

Это те, кто демонстрирует большой динамизм в социально-экономическом обмене. Граница между Соединенными Штатами и Канадой очень активна из-за хороших условий путей сообщения, доступа к медицинским и школьным пунктам, а также сильного коммерческого обмена между этими странами.

7- Мертвая или пустая граница

У него мало или очень мало эффективных экономических и социальных обменов. Такая ситуация обусловлена ​​природными или политико-экономическими факторами.

Политико-экономические причины вызваны отсутствием государственных или правительственных планов действий, которые активизируют эти области и способствуют их развитию.

Развивающиеся страны в большей или меньшей степени разделяют эту характеристику, при которой границы менее развиты в социальном и экономическом отношении, пограничный контроль недостаточно силен, поэтому возникают такие проблемы, как контрабанда и нелегальная миграция.

8- Искусственный бордюр

9- Культурная граница

Это тип нематериальной границы, в которой территориальное деление не всегда соответствует культурному сходству между группами, поселившимися в этом районе, что порождает напряженность и споры между племенными группами.

Сегодня есть много примеров такой ситуации, например, курды, индоевропейский народ, разбросанный между Сирией, Ираком, Турцией и Ираном. Нечто подобное происходит в Африке, где в одной стране насчитывается более 4 соперничающих племенных групп, которые хотят автономии.

10- Идеологические границы

Это неосязаемые границы, разделяющие страны из-за различий в идеологии политической, экономической и / или социальной системы. Конфликты с ощутимыми последствиями возникают из-за идеологических или культурных границ.

Первый случай произошел с коммунистическими странами, разделявшими идеи СССР, и западными странами, поддерживавшими капиталистическую систему США во время холодной войны.

Второй случай произошел после «холодной войны», когда СССР распался, и входящие в него балканские страны вступили в спор по поводу политических, культурных и идеологических границ, которые раньше их держали вместе.

Наконец, есть Корея, которая до 1945 года была единой нацией, но из-за возникших идеологических границ Северная и Южная Корея позже были политически разделены.

11- Континентальная граница

Те, которые определяют границы государства в континентальном контексте (Sociedad Geográfica de Colombia, 2017).

12- Экстраконтинентальная граница

Это те острова, островки или рифы за пределами территориальной зоны (включая морское пространство в 200 морских миль), такие как Британские Виргинские острова, Монсеррат и Ангилья, которые принадлежат Соединенному Королевству; Виргинские острова и Гавайи, принадлежащие США; o Синт-Мартен и Гваделупа, принадлежащие Франции.

Обычно они принадлежат к странам с историей имперской экспансии в 18-19 веках, таким как Англия, Франция и Нидерланды.

Источник

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 23 «ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ»

ЗАНЯТИЕ № 23

ТЕМА: ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 23 «ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ»

1. Что такое политика: разнообразие определений, история возникновения:

Что такое политика? Ответить на этот вопрос и просто и сложно. Действительно, мы употребляем это слово столь часто, что уже не вникаем в его истинное содержание. Древнегреческий политический деятель Перикл (500-429 гг. до н.э.) утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

Политика – одно из самых сложных общественных явлений. Человек есть существо политическое, считал Аристотель, а государство, по его мнению, основывается на природном влечении людей к общежитию. С этим можно, конечно, и не согласиться, но как бы там ни было, многие из нас, особенно в последние годы, больны политикой.

Само слово «политика» (от греч. polis – город, государство) получило широкое распространение после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) о политике, искусстве правления, который так и назывался – «Политика».

Существует множество определений политики.

ПОЛИТИКА– это царское искусство управлять людьми (Платон)

— выражение разума (Гегель),

— цепь компромиссов (А.А.Богданов),

— наука государственного управления (В.Даль),

— устройство государственной власти, концентрированное выражение экономики (Ленин),

В современном обществе человек по-разному ощущает на себе влияние политики: через СМИ, через сокращение или повышение социальных выплати льгот, через выборы в органы гос. власти… Но политика существовала не всегда. На ранних стадиях человеческого общества, когда люди были объединены кровнородственными связями, необходимости в политике не было. Это значит, что внутри родов и племён не существовало властных отношений, что не было управления. ВЛАСТЬ – это отношения руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни. В то время выбирались старейшины родов и племён, имелись советы старейшин, но их деятельность нельзя назвать политикой.

Политика появляется тогда, когда племена объединялись в более крупные общности – народности, внутри последних выделяются группы людей по имущественному признаку, и возникает необходимость улаживать конфликты из-за материальных ресурсов. Разрешать конфликты (старейшины, совет старейшин) становится всё сложнее, т.к. они возникают между большими группами людей, распространяются на значительную территорию, касаются распределения прибавочного продукта, который появляется в результате повышения производительности труда на основе кооперации и специализации деятельности. Требуется иная организация общества, иные органы управления.

Повышается уровень сложности взаимоотношений людей в обществе, общие дела приобретают большое разнообразие и значимость. Народность заселяет определённую территорию, целостность которой необходимо охранять как от внешних врагов, так и от внутренних раздоров. Следовательно, с одной стороны, поляризация общества, с другой – уровень сложности и значимости общих дел приводит к дальнейшему разделению труда, появлению особой группы людей, осуществляющих функцию власти и управления, формирование особых органов власти.

Возникает ГОСУДАРСТВО. Вначале политические функции объединяются с военными функциями, т.е. люди, занятые сугубо военными делами, осуществляют и власть в обществе. Впоследствии происходит отделение политической деятельности от военной.

Формируется особый СЛОЙ ЛЮДЕЙ, осуществляющих ВЛАСТЬ, выделяются ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУГИ – ЧИНОВНИЧЕСТВО, БЮРОКРАТИЯ. В целом право на осуществления власти посредством государства приобретают те группы людей, которые имеют материальные средства для содержания войска, чиновничества.

Государство выступает орудием реализации права. Это право базируется на отношениях экономического неравенства. Но общество в целом для сохранения своей организации вынуждено использовать государство в целях подчинения отдельных своих членов, нарушающих общественный порядок. В политике происходит сочетание интересов экономически господствующих групп с общими интересами населения. Вся последующая история общества свидетельствует о противоречивом характере этого сочетания, о частом нарушении общего интереса в угоду частному.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ давала определенные преимущества тем, кто ею обладал. Люди стали бороться за неё. Возникла система политических отношений, политики. Итак,

ПОЛИТИКАэто борьба за власть, обладание властью, использование власти и удержание власти.

Политика по своей сущности является концентрированным выражением прежде всего интересов господствующих социальных групп и слоёв к государству.

ПОЛИТИКАэто деятельность, направленная на согласование интересов и управление общественными делами.

ПОЛИТИКУ можно рассматривать также и как особую профессию, специфический вид деятельности. Английский публицист Сирил Паркинсон пишет об этом так: «Задача политика и чиновника сложна. Эти деятели должны направлять человеческую энергию и финансовые средства на достижение самых разных целей: на обеспечение безопасности, законности, на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, научные исследования, охрану природы… Когда международный консорциум захочет просверлить в национальном парке нефтяную скважину, когда отходы с фабрик загрязняют реку, именно на долю политиков выпадет сказать «нет»…»

Таким образом, можно утверждать, что ПОЛИТИКАэто деятельность по принятию общественно значимых решений с учётом разницы интересов..

Итак, ПОЛИТИКАмногообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.

Основными факторами политики выступают социальные группы, выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

При анализе политики как общественного явления выделяют три основных подхода:

· ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это политика, проводимая в том или ином направлении (в области социального обеспечения, в международных отношениях).

· ПОЛИТИКА КАК НАУКА – включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические доктрины, методологические основы политики. Главная задача политики как науки – прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач государственной политики.

· ПОЛИТИКА КАК ИСКУССТВО – сводится к искусству управления, искусству осуществления власти, её завоевания и её удержания, выбору средств и методов достижения цели с наименьшими затратами. Политику необходимы интуиция, фантазия. догадка, актёрское мастерство.

Суммируем определения политики:

1. ПОЛИТИКА– это управление делами государства, определение форм и задач его деятельности; это наука и искусство.

2. ПОЛИТИКА – это регулирование отношений между различными социальными группами; это наук и искусство.

2.ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА:

Особенно ярко зависимость политики и экономики проявляется на переломных этапах развития общества.

Широта и глубина политических преобразований должна основываться на определённом уровне экономических преобразований. Без изменения формы собственности или способа производства нельзя говорить об изменении сущности политики, политической власти.

В то же время политика может в определённых направлениях ставить и преграды экономическому развитию.

Недостаточное познание экономических законов или сознательный отказ от их учёта в разработке политического курса приводит к серьёзным политическим просчётам. Так, например, многие политические решения по вопросам развития экономики социализма имели далеко идущие негативные последствия (ускоренная коллективизация в СССР, «культурная революция» в Китае).

Как видим, отношения политики и экономики складываются непросто. Не существует единой «магической формулы», с помощью которой можно было бы раз и навсегда найти пределы их взаимного вмешательства. В каждом обществе эта задача решается по-своему. Но существовать друг без друга политика и экономика не могут.

3.ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА:

Содержание и направленность культурной политики говорят о степени развития страны, её удельном весе и авторитете в международном сообществе. Культурный потенциал страны напрямую связывается с темпами и способами решения тех или иных возникающих проблем.

4.ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ:

А существует ли обратное влияние морали на политику?

Так Н.М. Карамзин(1766-1826г)в своём труде «История государства Российского» писал: «Правила нравственности и добродетели святее всех и служат основанием истинной политике». Другие, напротив, разделяют политику и мораль, полагая, что совместить их нельзя. Как писал итальянский мыслитель Н. Макиавелли «Для достижения благой политической цели пригодны любые даже аморальные средства». Он советовал властителю быть вероломным, если того требуют обстоятельства и благо государства.

Обладая сегодня богатейшим историческим опытом, мы могли бы возразить ученому, что аморальные средства, рано или поздно, начинают влиять и на саму цель и также делать её безнравственной.

Почему политику всё же так часто именуют «грязным делом»? В сфере политики есть нечто особенное, определяющее её непростые отношения с моралью.

Особенность же политики заключается в том, что с её помощью осуществляется власть, которая связана с распределением богатств, с защитой интересов одних групп и ущемление других. Она даёт властвующему ощущение силы, всемогущества. Известный английский историк лорд Д. Актон произнёс фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Всякая власть развращает, а абсолютна власть развращает абсолютно».

Но это не означает, что политика обречена быть безнравственной. За долгие годы своего существования человечество выработало множество способов и приёмов сдерживания власти. Простые граждане, обладая

необходимыми знаниями и навыками, могут влиять на нравственность проводимой политики.

В последние десятилетия в качестве общепринятого критерия для определения моральности политики выступает соблюдение прав человека. Именно права человека образуют ту невидимую границу, которая отделяет моральную политику от аморальной.

5.ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕ:

Политика взаимосвязана не только с экономикой, культурой, моралью, но и со многими другими явлениями нашей жизни.

Нет в обществе сферы, которая бы была абсолютно свободна от политики. Одним из главных свойств политики можно считать её всеобъемлющий характер.

Она способна воздействовать даже на природу. Ведь решения о массированном вторжении человека в окружающую среду, создание искусственных морей, освоение целинных земель принимаются политиками и в политических целях.

Её бесцеремонное вмешательство в экономику или культуру может обернуться глубоким кризисом для всего общества. Если же политика учитывает естественные тенденции их развития при принятии стратегических решений, общество может развиваться гармонично.

6.СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ:

Политика, подобно театру, имеет своих персонажей. Политика не может быть безличной. Её всегда кто-то делает, творит. Персонажами политического театра являются отдельные личности, социальные общности (от социальных групп до этносов и народов) и политические институты. Каждый из этих персонажей политически важен и необходим. Без их участия политика не сможет развиваться нормально и мирно.

ЛИЧНОСТЬ.

Главным персонажем политики всегда был и остаётся человек. Даже тогда, когда в политике действуют большие группы и целые народы, первичны здесь все же личности. Всякий миллион складывается из единиц. Однако для того, чтобы быть персонажем политики, человеку недостаточно просто существовать. Эту роль нельзя получить от рождения, её можно приобрести.

Чтобы стать персонажем политики, человеку нужно осознать своё место в обществе, понять, в чём состоят его личные интересы, осмыслить мотивы своего поведения. Кроме того, он должен постичь те правила игры, которые действуют в политической жизни общества. Лишь тогда он найдёт своё место в ней. Следовательно, человеку необходимо получить хотя бы минимальные знания о политике.

И всё же отдельный человек в политике – значимая фигура. Каждый из нас, принимая решения о том, как ему вести себя в политике, так или иначе участвует в её создании. Даже отказ от совершения тех или иных действий (от участия в выборах) в конечном счёте влияет на всю политическую ситуацию.

Но даже включившись в политику, люди будут участвовать в ней по-разному. Как отметил немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), се индивидуальные участники политики делятся на 3 группы:

Для осуществления нормальной политики в ней должны быть представлены все 3 категории. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что стало бы с обществом, если бы все без исключения занимались политикой. И наоборот.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

В любом обществе великое множество социальных групп. Общество делиться:

· на мужчин и женщин,

· молодёжь, людей старшего возраста и пожилого возраста,

· людей разных профессий,

· православных, мусульман, католиков, …

Каждая группа может стать персонажем политики. Но на политическую арену могут выйти и ВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬЫЕ ГРУППЫ (беженцы, иммигранты, ветераны). Их влияние на политическую жизнь бывает кратковременным, но достаточно сильным. Такой особой соц. группой в РБ являются лица, пострадавшие от аварии на ЧАЭС.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ.

ПОЛИТИЧЕСКИМИ ИНСТИТУТАМИ называют устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей.

· ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ и т.д.

На первый взгляд может показаться, что институты играют первые роли в политике. Их участие более заметно, чем участие социальных общностей. Создаётся впечатление, что политику делают политические институты, а социальные общности составляют только фон их деятельности. Но такой вывод был бы слишком поверхностным. Ведь обе категории персонажей политики объединяют одних и тех же людей.

Предпосылки для возникновения политических институтов создаются социальными общностями. Осознав своё особое место в социуме, социальные общности нуждаются в организации, которая бы могла в чёткой и концентрированной форме выразить её позицию, рассказать о ней другим и защитить.

Взаимодействие персонажей политики не всегда бывает мирным. Разница интересов часто приводит к политическим конфликтам.

КОНФЛИКТ – это открытое столкновение противоположных сил, их интересов, мнений, чреватое серьёзными осложнениями во взаимоотношениях.

Политический конфликт нуждается в урегулировании, поскольку в противном случае он может перерасти в противостояние с применением насилия. Существуют определённые этапы урегулирования конфликта:

· выработка системы контроля за принятыми решениями.

Несмотря на разницу интересов политических субъектов, возможно и достижение согласия между ними. Это происходит, когда политические персонажи имеют сходные политические ориентации и достигают на этой основе договоренности по некоторым вопросам – консенсус. КОНСЕНСУС – взаимное признание интересов друг друга, отказ от силы или угрозы силой.

Вот почему всем персонажем политики необходимо овладеть навыками выхода из конфликта, правилами достижения консенсуса, искусством ведения переговоров.

Задания для контроля за результатами обучения ( репродуктивный уровень) по теме «ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ»:

1. Вспомните основные определения политики. Для этого вам надо закончить предложение:
Политика – это …

а) сфера деятельности…;

в) деятельность, направленная на …;

2. Какова взаимосвязь политики и экономики? Найдите правильные варианты ответов:

а) они не имеют ничего общего между собой;

б) политика определяет, как развиваться экономике;

в) политика – только слепок с экономического строя;

г) политика и экономика переплетены и взаимно влияют друг на друга;

д) политика и экономика – это одно и то же.

3. В чём должно проявляться воздействие политики на культуру? Найдите правильные варианты ответов:

а) в составлении творческих планов деятелей культуры;

б) в приоритетном финансировании развития культуры;

в) в определении тематики и стиля произведений литературы и искусства;

г) в разработке стратегии развития образования;

д) в обеспечении доступа к духовным ценностям всем желающим;

е) в контроле за СМИ;

ж) в разработке программ сохранения национального культурного наследия;

з) в отборе произведений литературы и искусства для массового читателя и зрителя;

и) в определении наиболее талантливых художников, писателей, певцов и т.д.

4. Согласны ли вы с данными утверждениями («да» или «нет»):

а) Главным персонажем политики является личность.

б) Статус политика – может быть как приписываемым, так и достигаемым.

в) К числу политических институтов относятся: государство, политические партии, общественные объединения.

д) Предпосылки для возникновения политических институтов создаются социальными общностями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *