Что такое религия определение

Что такое религия? (+ВИДЕО)

Цикл «Защита веры». Беседа 2-я

Всякая ли вера – религия? Можно ли определить суть религии исходя из этимологии этого слова? Что непременно должна включать в себя религия? И как квалифицировать те учения, которые допускают существование Бога, но не видят Его связи с человеком и миром?

Здравствуйте! Продолжаем цикл бесед по апологетике – и продолжаем с темы, которая на первый взгляд может показаться скучной, ненужной, академической: что такое религия? Но эта тема, тем не менее, очень важна для того, чтобы впоследствии подойти к более серьезным, непосредственным проблемам отношений между религией и наукой, между религией и нашей жизнью.

Я не оговорился: я говорю именно о религии, а не о христианстве. Мы будем говорить, конечно, прежде всего о христианстве, а точнее – о православном христианстве, о его отношении ко всем областям нашей жизни, но ведь нужно признать сначала, что христианство – это религия.

Можно ли считать «религией» атеизм?

Так чем же отличается религиозное мировоззрение от нерелигиозного? Казалось бы, вопрос простой, очевидный, но при попытке ответить на него возникает много трудностей, недоумений и даже грубейших ошибок, которые приводят апологета или просто православного христианина ко многим серьезным ошибкам и заблуждениям. Например, очень часто приходится слышать такую фразу: «Все люди верят. Одни верят, что Бог есть; другие верят, что Бога нет, – и то и другое недоказуемо». Все мы помним эти слова из замечательного советского фильма «Берегись автомобиля». Да, вроде бы правильно всё сказано: о человеке, который не верит в Бога, можно говорить, что он верит в то, что Бога нет. Он свое неверие не доказывает. Но для атеиста эти слова звучат как очевиднейшая глупость: образованный атеист никогда с таким подходом не согласится. Он никогда не скажет: «А зачем мне доказывать, что Бога нет?» Он может обратиться к нам с требованием: «А докажите, пожалуйста, что нет Деда Мороза, что нет кентавров. Ах, вы не можете доказать, что нет Деда Мороза?! Значит, вы, наверное, верите. Вы – тайный дедоморозопоклонник». Поэтому атеист скажет: «Мне не нужно доказывать, что Бога нет, это вам нужно доказывать, что Бог есть. А я без Бога прекрасно обхожусь, как мы, взрослые люди, прекрасно обходимся без Деда Мороза. Ну, разве что, может быть, на детском утреннике играем роль Деда Мороза иногда сами». «Поэтому атеизм – это не религия, – скажет любой подкованный грамотный атеист. – И нельзя говорить, что не-вера в Бога и вера в отсутствие Бога – это одно и то же».

С другой стороны, если согласиться с позицией, что любой человек верит и все люди религиозны, то тогда в чем же проблема? Зачем нужна проповедь веры? Чем отличается верующий во Христа от верующего в отсутствие Христа? Нет, такой подход явно не годится.

Что такое религия определение. Смотреть фото Что такое религия определение. Смотреть картинку Что такое религия определение. Картинка про Что такое религия определение. Фото Что такое религия определение

Альберт Эйнштейн и «своя религия»

Второй вопрос: многие люди называют себя религиозными, но при этом не ходят в храм, не соблюдают посты, не молятся, то есть не делают того, что считает должным, обязательным делать любой нормальный верующий человек, неважно, кто он – христианин, мусульманин, даже язычник. Но при этом такой «религиозный» человек говорит: «У меня своя религия!» Много таких людей называют среди великих ученых. Очень часто упоминают в этом ряду имя Альберта Эйнштейна. Одни говорят, что он явно религиозен, другие говорят: «Нет, ну что вы! Эйнштейн – явно атеист!» Берут его фразы из статей «Религия и наука», «Наука и религия», или же из его знаменитого письма к Морису Соловину, где Эйнштейн говорит: «Я не могу найти выражения лучше, чем религия, для обозначения веры в рациональную природу реальности. Там, где отсутствует это чувство, наука вырождается в бесплодную эмпирию». Да, явно Эйнштейн говорит о себе, что он религиозный человек. А с другой стороны, тот же Эйнштейн говорит, что «Бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед Богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным». Бог никак не влияет на нас, нет Бога как Личности. Вот и возникает вопрос: религиозен ли Эйнштейн или нет? Религиозен ли тот человек, который говорит, что «Бог в моей душе» и поэтому в церковь ходить не нужно, а посты соблюдать тем более глупо и даже вредно? Вот и давайте сначала разберемся с вопросом: а что такое религия?

Связь с Богом или воссоединение с Богом?

«Определение религии сложно и дискутируемо» – единственное нормальное определение в «Википедии»!

Как ни странно, этот кажущийся на первый взгляд простым вопрос вызывает огромные трудности у религиоведов. В настоящее время насчитываются десятки, если не сотни определений того, что такое религия. Я посмотрел в «Википедии», в ее разноязыких вариантах, как определяется слово «религия». Меня позабавило определение религии в итальянской «Википедии» – очень простое: «Определение религии сложно и дискутируемо». Единственное нормальное определение, которое я нашел.

Кстати, можете сами посмотреть, как определяется религия в энциклопедиях на тех языках, в которых чувствуете себя немножко разбирающимися, – увидите огромнейшее разнообразие.

А может быть, само слово «религия» поможет нам определить, что это такое? Считается, что слово происходит от латинского «religare» – «соединять, связывать», поэтому религия определяется как связь человека и Бога. Но уже здесь возникает вопрос: если религия – это связь человека и Бога, то тогда, допустим, язычество, как наиболее яркий для нас пример ошибочного учения, – не религия? Потому что, как пишет апостол Павел, «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20). Какая связь с Богом может быть в язычестве? Вот и выходит, что если религия есть связь с Богом, то язычество – это не религия. Но с этим не согласится ни один человек. Язычество – это одна из религий.

Блаженный Августин предполагает, что слово «религия» происходит от «re-eligere» – «воссоединять»

Точка зрения, что слово «религия» происходит от латинского religare – это лишь одна из многочисленных точек зрения, предложенная римским христианином Лактанцием. И великий Августин, один из величайших отцов Церкви, уже не соглашается с Лактанцием. Он тоже не знает, каково происхождение этого ставшего знаменитым слова «религия». Но по смыслу, предполагает Августин, оно, скорее всего, происходит от «re-eligere» – «воссоединять». Религия – это стремление восстановить утраченную связь человека и Бога, ту связь, которая была до грехопадения, ту связь, которую потеряли мы вследствие этого грехопадения и ищем ее восстановить. Может быть, ищем ее сами – создаем языческие, то есть народные, религии, начиная поклоняться твари вместо Творца, как пишет апостол Павел. Кто-то поклоняется солнцу, морю, земле, видя в них проявление той какой-то могущественной силы. А кто-то поклоняется истинному Богу, потому что Бог тоже ищет связь с человеком – Он заключает с ним завет, Ветхий Завет, затем Сам приходит к человеку, дает человеку новые заповеди, Новый Завет. Это тоже стремление восстановить ту утраченную связь. Или мы сами, или Сам Бог. Августин, наверное, более прав.

Существуют и другие версии происхождения слова «религия», на которых мы не будем останавливаться: версии, предложенные Цицероном, Сульпицием Сервием и т.д. Поэтому современные религиоведы предпочитают не обращать внимание на значение этого слова, которое было непонятно уже древним римлянам, а смотреть на некоторые сущностные черты этого феномена.

«Организованное поклонение высшим силам» – и только?

И здесь обнаруживается, что религия – достаточно емкое, глубокое, обширное явление, которое включает в себя столь много важнейших положений, что даже не сразу разберешься, какие из них важнейшие, а какие нет. Мне очень нравится то определение религии, которое дал знаменитый русский философ князь Сергей Трубецкой в статье «Религия», написанной для словаря Брокгауза и Эфрона. Князь Сергей Трубецкой пишет: «Религия – это организованное поклонение высшим силам». Всего лишь четыре слова, но каждое на своем месте.

Во-первых, религия – это всегда организация. Так, в христианстве мы говорим о Церкви. С другой стороны, религия обязательно включает в себя культ, выраженный здесь словом «поклонение». В-третьих, религия всегда подразумевает существование некоего сверхъестественного мира, в этом определении показанного словом «высшим». И это не просто мир статичный – это мир действующий, активный: «высшим силам». Емкое, хорошее определение, но здесь много чего нет. Нет, например, учения о бессмертии души, нет учения о святости. Знаменитый немецкий религиовед Рудольф Отто включает это понятие «святое, священное» в своей знаменитой книге, которая так и называется – «Священное».

Поэтому одно из самых популярных, по крайней мере в русском религиоведении, определений религии дает профессор МГУ В. Гараджа, который пишет, что «религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, то есть культ, основанные на вере в существование одного или нескольких богов, священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного». Это точка зрения ученого. Я не знаю, Гараджа – человек верующий или атеист, не знаю, к сожалению, о его личном отношении к Богу, и тем более ценным мне кажется это определение. Определение, которое показывает, что религия включает в себя целый мир.

Религиозный человек не может замыкаться сам в себе – он должен быть всегда членом Церкви. Религиозный человек не должен говорить, что достаточно какого-то моего внутреннего размышления, – этот человек должен всегда соблюдать некоторый культ. Религиозный человек всегда обязан соблюдать некоторые заповеди: безнравственный христианин, согласимся, такое же логически бессмысленное выражение, как круглый квадрат или обезжиренное сало. Если ты христианин, то ты обязан соблюдать по крайней мере десять заповедей Моисеевых и стремиться соблюдать Заповеди Блаженства.

Если ты христианин, если ты называешь себя человеком религиозным, то ты обязан знать, во что ты веришь. Так, в Православии мы всегда на Литургии поем Символ веры, показывая хотя бы основные азы того, в Кого мы верим.

Без любви к Богу, без страха Божия не может быть религии

И, конечно же, должен быть страх Божий – основа премудрости: без любви к Богу, без страха Божия также не может быть религии, иначе религия превращается в какое-то начетничество, фарисейство.

Дело до всего

Так что религия – это целый мир. И очень печально слышать от наших оппонентов-атеистов, противников Церкви призывы «не вмешиваться в дела» – в дела политики, школы, спорта: мол, «ваше дело – это воспитание нравственности». Да, безусловно, воспитание нравственности – это важное – может быть, одно из самых важных – социальное служение христианина.

Религия – это мировоззрение, а мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире. Поэтому религиозный человек всегда имеет мировоззрение, у него всегда есть свои взгляды. Они могут быть правильными, могут быть научными, могут быть ошибочными, но они обязаны иметь место.

А если, возвращаясь к теме предыдущей беседы, мы все-таки с вами веруем во Христа, то есть веруем в Истину, то наше христианское мировоззрение, православное мировоззрение обязано включать в себя и истины научные, и истины нравственные, и истины эстетические, и любые истинные учения. Нельзя, по моему убеждению, быть истинно религиозным человеком – истинно религиозным православным христианином – и выбрасывать из сферы своего знания, жизни, действий ту огромную область культа, знания, наук, чувствований. И, безусловно, нельзя выбрасывать важную область нравственного поведения – именно потому, что Сам Господь устами апостола Иоанна нам говорит: если ты говоришь, что Бога, Которого не видишь, любишь, а ближнего, которого видишь, не любишь, то ты лицемеришь (см.: 1 Ин. 4: 20). Возлюбите друг друга – вот в этом смысл новой заповеди, которую дает нам Христос. Возлюби Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением твоим и ближнего твоего как самого себя – в этом весь Закон и пророки. Этих слов, посвященных любви к ближнему, к другому человеку, мы в Евангелиях, в Посланиях апостолов можем найти десятки, и мы понимаем, что это критерий нашей истинной веры, нашей истинной религиозности.

А пантеизм и деизм – религии?

Поэтому, возвращаясь к тем проблемам, с которых я начал сегодняшнюю нашу с вами беседу, я повторю: религия – это не любая вера. Нельзя сказать, что атеист – это религиозный человек. Атеист – не религиозный. Примерно так же, как нельзя сказать, что слепец – это своеобразная форма зрения. Нет, слепота – это отсутствие зрения, атеизм – это отсутствие религии. С другой стороны, да, бывают сложные формы отношений человека и Бога. Тот же Эйнштейн говорит: «Без религии не бывает науки», но при этом он не верит в Личного Бога. Мировоззрение Эйнштейна правильнее было бы назвать словом «пантеизм» – он сам и называет себя пантеистом. Он сторонник религии Спинозы: «Бог и мир – это одно и то же». Да, в пантеизме нет Личного Бога, Бога-Творца, но в пантеизме Бог есть – вот такого рода религиозно-философское учение занимает как бы промежуточную позицию между атеизмом – полным отрицанием существования Бога – и теизмом – учением о Личном Боге, о Боге-Творце, Боге-Промыслителе.

В деизме нет главного – нет культа, молитвы, общения человека и Бога

Некоторые мыслители идут на другой компромисс: они разделяют учение, которое получило название деизм – от латинского слова Deus (Бог). Деизм утверждает, что Бог сотворил мир, дал ему законы, дал человеку законы нравственности, а дальше как бы от мира отстранился, а мир действует, как заведенная машина, самостоятельно. Бог не промышляет, Он наблюдает за сотворенным Им миром. Эта концепция очень многих ученых устраивает: они говорят: «Мы верим в Бога», но при этом говорят и так: «Чудес не бывает, потому что Бог в этот мир не вмешивается. Мы спокойно можем познавать законы природы, спокойно можем заниматься наукой». Но деисты называть себя людьми религиозными никак не могут, потому что в деизме нет главного – нет культа, нет молитвы, нет общения человека и Бога, нет страха Божия, нет любви к Богу. Как можно бояться того, кто никак в этот мир не вмешается? Как можно любить того, кто от этого мира отстранился и не желает спасения сотворенных им существ.

Такого рода концепции – деизм и пантеизм – принято называть религиозно-философскими, отличая их от собственно религии, которая включает в себя, повторяю, целостный комплекс: и догматику – основу вероучения, и культ, и нравственные положения, и эмоциональное отношение к Творцу, и какую-то общность, общину, и отношение к Богу как к чему-то священному, и учение о бессмертии души и пр.

Возникает и много других вопросов, которые, боюсь, мы с вами сегодня не успеем рассмотреть. Часто спрашивают: а как относиться к определенным религиям, например, к буддизму? Есть ли там учение о Боге, или там чистая нирвана? К сожалению, рамки наших бесед не позволят ответить на все подобные вопросы, но главное, что мы с вами должны иметь в виду: религия – это целый сложный мир, и каждая из современных религий отвечает на эти вопросы, которые мы выделили в качестве существенных для того, чтобы отделить религиозное мировоззрение от нерелигиозного. А как же эти все сущностные черты религии проявляются в нашем мире, как они относятся к конкретным ситуациям – к науке, к нравственным, к философским проблемам, об этом мы поговорим в наших следующих беседах.

Источник

Религия

Рели́гия (от лат. religio, (возм. от лат. religare – соеди­нять, или relegere — выде­лять, или reeligere — вновь изби­рать) – 1) особая форма вза­и­мо­дей­ствия чело­века (обще­ства) со «сверхъ­есте­ствен­ным»; 2) истин­ная рели­гия — Пра­во­сла­вие.

Рели­гия стре­мится дать ответ на пер­во­сте­пен­ный для каж­дого чело­века вопрос о смысле жизни. В отли­чие от науки, уста­нав­ли­ва­ю­щей лишь необ­хо­ди­мые при­чинно-след­ствен­ные связи и без­лич­ные законы при­род­ной жизни, рели­гия рас­кры­вает чело­веку цель его бытия, ука­зы­вает его пред­на­зна­че­ние в мире – пред­на­зна­че­ние, испол­не­ние кото­рого озна­чает испол­не­ние миссии чело­века на Земле. Вне опре­де­ле­ния этого пред­на­зна­че­ния чело­ве­че­ская жизнь утра­чи­вает всякий смысл, рав­но­ценна неосо­знан­ной живот­ной жизни.

Рас­крыть смысл чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния рели­гия может только рас­крыв истин­ную Пер­во­при­чину бытия, создав­шую мир и наде­лив­шую его Своим смыс­лом. Рели­гия при­звана ука­зать на Вечное Абсо­лют­ное бытие, пре­бы­ва­ю­щее вне всех форм услов­но­стей и огра­ни­че­ний, обла­да­ю­щее всеми совер­шен­ствами в срав­не­нии с огра­ни­чен­ным и услов­ным бытием чело­века. Опре­де­лив Пер­во­при­чину бытия, рели­гия должна дать ясное учение о Ней.

Но этим не исчер­пы­ва­ется сущ­ность рели­гии, поскольку она при­звана не просто ука­зать на Высшее бытие, но и рас­крыть путь позна­ния Выс­шего бытия – путь cоеди­не­ния (religare – соеди­нять) Абсо­лют­ного бытия и чело­века. Именно в рас­кры­тии пути соеди­не­ния Выс­шего бытия и чело­века и заклю­ча­ются суть рели­гии, поскольку именно в этом соеди­не­нии есть смысл жизни чело­века.

Хри­сти­ан­ство явля­ется истин­ной рели­гией, ибо хри­сти­ан­ство рас­кры­вает Пер­во­при­чину миро­зда­ния в Высшем Боже­ствен­ном бытии, опре­де­ляя Бога как Духа, пре­бы­ва­ю­щего вне явле­ний твар­ного мира. Хри­сти­ан­ское бого­сло­вие ясно учит о Боге как Все­со­вер­шен­ном – Бес­пре­дель­ном, Само­быт­ном, Неиз­ме­ри­мом, Вечном, Неиз­ме­ня­е­мом, Святом Суще­стве, явля­ю­щем Бес­ко­неч­ную бла­гость и Бес­ко­неч­ное пра­во­су­дие, чье Неогра­ни­чен­ное Духов­ное Бытие все­цело отлично от огра­ни­чен­ного бытия всех существ создан­ного Им мира.

В то же время хри­сти­ан­ство гово­рит не об абстракт­ном, чуждом чело­ве­че­скому позна­нию боге. Хри­сти­ан­ство учит о воз­мож­но­сти позна­ния Бога, поскольку Сам Бог рас­кры­ва­ется чело­веку во всей пол­ноте, поскольку сам Бог вопло­ща­ется в Чело­веке. Сре­до­то­чие хри­сти­ан­ского Бого­по­зна­ния – Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос, Кото­рый есть Путь и Истина и Жизнь, ибо Он соеди­няет в Себе Боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую при­роду, откры­вая воз­мож­ность соеди­не­ния с Богом для каж­дого веру­ю­щего в Него.

Хри­сти­ан­ство явля­ется рели­гией еди­не­ния Бога и чело­века, рели­гией, дару­ю­щей чело­веку пра­виль­ные пред­став­ле­ния о Боге в нераз­рыв­ной связи с воз­мож­но­стью обо­же­ния – соеди­не­ния с Ним.

При выборе рели­гии важно обра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щее:

Бог – Творец этого мира, а не его часть. Соот­вет­ственно, наи­бо­лее полно узнать и позна­вать Бога мы можем только из Его Откро­ве­ния о Себе (сверхъ­есте­ствен­ного Откро­ве­ния). Более абстрактно Бог позна­ётся из окру­жа­ю­щего мира (как творец по его тво­ре­нию), что остав­ляет широ­кий про­стор для чело­ве­че­ской фан­та­зии (отсюда мно­го­чис­лен­ные рели­гии чело­ве­че­ского про­ис­хож­де­ния).

Слово «рели­гия» можно бук­вально пере­ве­сти как «вос­со­еди­не­ние», вос­ста­нов­ле­ние связи с Богом. В хри­сти­ан­стве цель – Богобще­ние, а глав­ное Цер­ков­ное Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния – соеди­не­ние с Богом-Твор­цом. Истин­ный Бог – не деспот, не без­раз­лич­ное к своему тво­ре­нию суще­ство, не абстракт­ная энер­гия, а Любя­щий Отец. Хри­сти­ан­ская любовь это не просто эмоция, она жерт­вен­ная, дея­тель­ная и бес­ко­рыст­ная.

Истина одна, не может быть несколько про­ти­во­ре­ча­щих друг другу истин. Стены рели­гий всё же дости­гают до небес. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные рели­гии прин­ци­пи­ально раз­ли­ча­ются в важ­ней­ших тези­сах веро­уче­ния – пред­став­ле­нии о Боге, мире, чело­веке и цели чело­ве­че­ской жизни. Утвер­ждать, что все рели­гии по сути гово­рят об одном – абсурдно. Бог не может Себе про­ти­во­ре­чить: не может быть, чтобы про­ро­кам Моисею, Давиду, Исаие Он пред­ска­зы­вает одно, Еван­ге­лие Христа гово­рит то же, Хри­стос и Его апо­столы сви­де­тель­ствуют об этом же, а через 600 лет после Христа рож­да­ется Мухам­мад и выво­ра­чи­вает все наизнанку.

Явля­ется ли рели­гия рели­гией все­об­щей или это система куль­турно-наци­о­наль­ных тра­ди­ций. Рели­гия пред­по­ла­гает живое обще­ние чело­века с Богом (личное обра­ще­ние в молитве и соеди­не­ние в таин­ствах), а не просто некий свод правил и обря­дов. Не про­ти­во­ре­чат ли веро­учи­тель­ные прин­ципы рели­гии сове­сти и нрав­ствен­ным прин­ци­пам чело­века? При­знаёт ли рели­гия сво­боду воли?

Фигура осно­ва­теля рели­гии:

В любой другой рели­гии мира лич­ность учи­теля зани­мает вто­ро­сте­пен­ное место по отно­ше­нию к тому учению, кото­рое он про­по­ве­дует. Даже если чело­век, кото­рый это учение несет другим людям, явля­ется его непо­сред­ствен­ным авто­ром, все равно на первом месте стоит учение, а уже на втором — его автор. Если пред­ста­вить себе, что по каким-то при­чи­нам имя осно­ва­теля той или иной рели­ги­оз­ной тра­ди­ции было забыто или вообще неиз­вестно, то этот факт ни в коей мере не повлиял бы на саму суть этой тра­ди­ции. Самое глав­ное — что именно про­по­ве­дует та или иная рели­гия. А кто про­по­ве­дует — это уже вопрос второй важ­но­сти.

В хри­сти­ан­стве все как раз наобо­рот. Глав­ное место в жизни веру­ю­щего чело­века зани­мает сам Хри­стос, а Его учение и запо­веди — это своего рода путе­во­ди­тели, ука­зы­ва­ю­щие верную дорогу и помо­га­ю­щие про­ло­жить пра­виль­ный марш­рут, в конце кото­рого стоит лич­ность нашего Боже­ствен­ного Учи­теля.

Я — свет миру ( Ин.8:12 ); Я — путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ); кто не берет креста своего и сле­дует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:38 ), — эти и подоб­ные им слова встре­ча­ются в Новом Завете очень часто, причем исхо­дят они не только из уст самого Спа­си­теля, но и от Его апо­сто­лов, кото­рые видели в своем Учи­теле больше, чем просто про­рока или осно­ва­теля новой рели­гии. Они видели в Нем Сына Божьего и Бога, кото­рый пришел в этот мир спасти свое погиб­шее тво­ре­ние — чело­века. И вот уже две тысячи лет Цер­ковь вслед за апо­сто­лом Петром на каждой Литур­гии повто­ряет слова, став­шие глав­ными сло­вами каж­дого хри­сти­а­нина: «Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую, что Ты — Хри­стос, Сын Бога Живого».

Итак, хри­сти­а­нин — это тот, кто верует во Христа. Вернее, тот, для кого Хри­стос явля­ется стерж­нем всей его жизни. Без этого глав­ней­шего усло­вия наша вера пре­вра­ща­ется в пустую фор­маль­ность, наши бого­слу­же­ния — в кра­си­вые спек­такли, а наша мораль — в про­стую игру в бисер. Это очень жест­кое и резкое утвер­жде­ние, но это дей­стви­тельно так: без Христа хри­сти­ан­ство ста­но­вится про­стой фило­со­фией, кото­рая может дать чело­веку очень многое. Фило­со­фия не дает лишь самого Христа. А без Христа спа­стись невоз­можно.

Если языч­ники гово­рят о том, какую жертву люди должны при­не­сти богу, то Еван­ге­лие гово­рит о том, какую Жертву Бог принес людям: Сын Чело­ве­че­ский не для того пришел, чтобы Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих ( Мф. 20:28 ); Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий, веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 )». Хри­сти­ан­ство осно­вано, прежде всего, на любви и бла­го­дар­но­сти к Богу, а не испол­не­нии зако­нов и обря­до­вых норм.

Наи­луч­шие пред­ста­ви­тели срав­ни­ва­е­мых рели­гий (святые). Какие плоды дала их вера, как они повли­яли на окру­жа­ю­щих людей, какова была их само­оценка. Были ли при­об­ре­тён­ные ими каче­ства «неот­мир­ными», полу­чен­ными от Бога или это был резуль­тат чело­ве­че­ских усилий: физи­че­ской или пси­хи­че­ской тре­ни­ровки?

При объ­ек­тив­ном иссле­до­ва­нии рели­гий важно отде­лить исто­ри­че­ское тече­ние рели­гии от её позд­ней­ших откло­не­ний и не сме­ши­вать грехи тех или иных после­до­ва­те­лей рели­гии с её веро­учи­тель­ными поло­же­ни­ями.

Почему хри­сти­ан­ство един­ствен­ная истин­ная рели­гия?

О при­чи­нах появ­ле­ния и суще­ство­ва­ния нехри­сти­ан­ских рели­гий:

Можно ли утвер­ждать, что иные рели­гии по той или иной при­чине просто не «дозрели» до пред­став­ле­ния о Святой Троице и испо­ве­дуют Бога Отца?

Сын – Слово Бога Отца. Ум рож­дает Слово. Сын – вечное Откро­ве­ние Отца. Можете ли Вы узнать, что у меня в уме без моего слова? Поэтому Хри­стос и гово­рит: «Я есть путь и истина, и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Поэтому мы и утвер­ждаем, что невоз­можно гово­рить о том, что у нас с иными рели­ги­ями один Бог – Отец, мол, они нехри­сти­ане, но знают Бога Отца. Отец всегда откры­ва­ется лишь Сыном в Духе Святом. Святой Дух – выра­зи­тель Сына!

Появ­ле­ние раз­лич­ных рели­гий явля­ется одним из след­ствий пер­во­род­ного греха. Душа чело­века не может без Бога, не имея связи с Ним, она пыта­ется Его создать.

Все рели­гии можно клас­си­фи­ци­ро­вать 2‑мя мето­дами: по бли­зо­сти к Бого­от­кро­вен­ному пра­во­слав­ному хри­сти­ан­ству и по уда­лён­но­сти от него:

“Все рели­гии – это лест­ницы, кото­рые чело­век строит, чтобы достичь неба, но хри­сти­ан­ство – это лест­ница, кото­рую Бог спус­кает с небес на землю, и по этой лест­нице к нам при­хо­дит Хри­стос”.
прот. Алек­сандр Мень

Хри­сти­ан­ская вера явля­ется Божьим Откро­ве­нием; все осталь­ные рели­гии – лишь попытки чело­века вер­нуть поте­рян­ную связь с Твор­цом.

Хри­сти­ан­ство – это не набор инфор­ма­ции, и посему, оно не может исчер­паться кни­гами. Хри­сти­ан­ство есть непо­сред­ствен­ный опыт жизни в Боге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *