Что такое религия с точки зрения науки

Какой смысл в религии с точки зрения науки? Рассказывает Дробышевский

Что такое креационизм

Креационизм – система взглядов и убеждений, согласно которым жизнь на земле была создана Богом. Это противоречит научному знанию, а именно теории эволюции. Однако, человечеству всегда была присуща религиозность и возникла она по определенным причинам.

Станислав Дробышевский: «На коротком интервале времени религия дает положительные эффекты – это объективно. Потому что она сплачивает группу, противопоставляет эту группу соседям и за счет этого они могут выигрывать, это плюс. Но на длительном отрезке времени, когда групп становится много и они вступают в противоречия, в религиозные в том числе, создает минус. Потому что начинаются крестовые походы, инквизиции, ужасы».

Станислав Дробышевский: «Чем жестче и чем бессмысленнее религиозные запреты, тем они устойчивее и тем религия более стабильной оказывается и дольше функционирует».

Наука в отличие от религии, подстраивает свои идеи под реальность.

Станислав Дробышевский: «То есть если наши идеи не соответствуют реальности и новым данным, полученным от этой реальности, мы меняем свои идеи, мы выдвигаем гипотезы, уточняем теории, доказываем. И действуем адекватно реальности и чем мы адекватнее. Люди жить дольше начинают неожиданным образом. Пока все были религиозны, продолжительность жизни была 35 лет, как только проклятые атеисты ввели гигиену и антибиотики – жить стали 60 лет».

Действительно ли вера заложена в человека природой?

Станислав Дробышевский: «У нас не вера прописана. У нас прописано меньше проверять. Потому что это не выгодно слишком задумываться. Банальный пример, который все уже приводили: если я иду по тропинке и в кустах что-то зарычало, я не должен проверять косуля там рычит или медведь. Мне проще поверить, что это медведь и по-быстренькому оттуда отойти. А если я начну проверять, то со второго-третьего захода меня не станет. Но мы то уже не павианы, и не макаки, и не проконсулы. Мы уже более продвинутые и живем спокойнее, нам не надо при любом шорохе скакать на дерево. Нам можно проверять. Мы цари природы. И пора бы уже от своих вот этих обезьяньих корней отойти и начать рационально мыслить».

Подробнее можно посмотреть по ссылке

Источник

Вера и наука

Что такое религия с точки зрения науки. Смотреть фото Что такое религия с точки зрения науки. Смотреть картинку Что такое религия с точки зрения науки. Картинка про Что такое религия с точки зрения науки. Фото Что такое религия с точки зрения науки

Религия и наука дополняют друг друга, поскольку каждая удовлетворяет важнейшие потребности человека, соединяющего в себе два начала: духовное и природное.

Назначение религии — помочь человеку познать Бога и соединиться с Ним. Религия, главным нервом которой является вера, с самого начала истории человечества и до нынешнего дня отвечает самым глубоким запросам человеческой души, а именно потребности найти опору в абсолютном Существе. Попытка обрести смысл жизни в мире конечном, изменчивом, текущем и непостоянном — иллюзия. Только абсолютное и вечное начало, каким является Бог, может придать смысл и непреходящую ценность человеческой жизни.

Наука же удовлетворяет естественные потребности человека. Ее цель — объективное познание специальными методами природы, человека и общества. Выдающийся физик Роберт Гук (1635–1703) дает классически точное определение: «Задача науки состоит в изыскании совершенного знания природы, а также свойств тел и причин; эти знания приобретаются не просто ради самих себя, а для того, чтобы дать возможность человеку вызывать и совершать такие эффекты, которые могут наиболее способствовать его благополучию в мире».

Вера, религия, целью которой является высшее духовное благо, не только не отрицает право на благополучие человека в мире, но и духовно освещает земную деятельность, дает нравственные ориентиры. Только при свете истинной религии, которая делает для человека ясными цели бытия в этом мире, земная деятельность может приносить ему благо.

Религия и наука дополняют друг друга не только в области социальной, но и в области познания. Как религия, так и наука дают человеку знания. Однако познавательные сферы у религии и науки различны: наука имеет дело с естественными реалиями, а религия — со сверхъестественными.

Разум требуется не только в науке и практической деятельности, но и в религии. Он нужен, чтобы познать Бога и строить духовную жизнь. Священное Писание говорит о мудрости и разуме как о ценном даре, который подает людям Бог: И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря (3 Цар 4, 29). Слово разум и производные от него (разумный, уразуметь и др.) в Библии встречаются триста шестьдесят раз. Святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем (2 Тим 2, 7). Без участия разума не могло быть воздвигнуто величественное здание христианского богословия, изумляющее красотой и соразмерностью. Строителями его были люди, которые по силе своего интеллекта и всесторонней образованности могли бы стать светилами в любой области светской науки. Достаточно вспомнить некоторые имена святых: Василий Великий, блаженный Августин, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Игнатий (Брянчанинов) и другие. «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души», — писал великий богослов, святой Иоанн Дамаскин (выделено нами. — Авт.).

Что такое религия с точки зрения науки. Смотреть фото Что такое религия с точки зрения науки. Смотреть картинку Что такое религия с точки зрения науки. Картинка про Что такое религия с точки зрения науки. Фото Что такое религия с точки зрения науки

Попытки атеистов в наше время взять в союзники науку лишены всякого основания. Против этого выступают сами ученые. Так, нобелевский лауреат по физике, изобретатель лазера Чарльз Таунс (род. 1915) говорит: «Наука и религия часто рассматриваются как отдельные аспекты наших убеждений и представлений о мире. Однако религия представляет собой попытку понять цель Вселенной, а наука — попытку понять ее природу и характеристики, поэтому наука и религия тесно связаны». Столь же решительно об этом говорит великий физик XX столетия Макс Планк (1858–1947): «Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обусловливают друг друга. Самым непосредственным доказательством совместимости религии и естествознания даже при самом критическом взгляде на вещи, вероятно, является тот исторический факт, что глубокой религиозностью были проникнуты как раз самые великие естествоиспытатели всех времен — Кеплер, Ньютон, Лейбниц».

Что такое религия с точки зрения науки. Смотреть фото Что такое религия с точки зрения науки. Смотреть картинку Что такое религия с точки зрения науки. Картинка про Что такое религия с точки зрения науки. Фото Что такое религия с точки зрения науки

Знания о мире нужны человеку не только для жизнедеятельности. Природа с ее красотой, гармонией и разнообразием безмолвно свидетельствует о Творце. «Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляют строй и жизнь Вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которого я называю Господь Бог», — писал Исаак Ньютон.

Источник

Религия

Что такое религия с точки зрения науки. Смотреть фото Что такое религия с точки зрения науки. Смотреть картинку Что такое религия с точки зрения науки. Картинка про Что такое религия с точки зрения науки. Фото Что такое религия с точки зрения науки

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Источник

Часть 8. Наука и религия

«Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем»
= Блаженный Августин =

8.1. ВЕРУЮЩИЕ
8.2. О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
8.3. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЦЕЛОСТНЫМ
8.4. О ЦЕЛОСТНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ
8.5. ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ
8.6. НАУКА НЕ МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ
8.7. НАУКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
8.8. ОСНОВНОЙ АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ БЫТИЯ БОГА
8.9. ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ВСЕЛЕННОЙ
8.10. АТМОСФЕРА

Когда говорят о верующих, религиозных людях, то зачастую представляются полуграмотные, дело и не дело крестящиеся бабушки или обросшие, неопрятные, никчемные лузеры (как, например, персонаж из фильма «Принцесса на бобах»). Поэтому у человека, который смотрит в сторону веры, может закрасться сомнение. Он может спросить себя, куда это я иду? к этим малообразованным людям? да в своем ли я уме? в наш то век прогресса, развития науки и техники, полетов в космос, компьютеризации и проч.

Другое дело образованные, прогрессивные люди, которые доверяют только научным истинам, неопровержимым доказательствам и ни в какие сказки типа боженьки не верят.

На первый взгляд вторая группа выглядит более привлекательной.

Но давайте немного уточним картину. Приведем список известных ученых, преимущественно физиков и математиков, которые верили в Бога: итак, Коперник, Бэкон, Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, Бойль, Фарадей, Кельвин, Макс Планк, Лавуазье, Дальтон, Гальвани, Вольта, Ампер, Джоуль, Максвелл, Гейзенберг, Боголюбов, Гюйгенс, Эйлер, Ломоносов, Гаусс, Гёдель, Войно-Ясенецкий. Если дополнить этот список современными учеными (к сожалению, современные великие ученые, а такие есть, мало известны широкой публике), а также менее известными физиками и математиками прошлого, знаменитыми учеными и исследователями в других естественнонаучных областях (археологии, географии, биологии, химии и проч.), а также выдающимися деятелями философии, политики, военного дела, искусства и литературы, то наберется еще несколько тысяч фамилий. Так что общество бабушек и лузеров пополняется вполне престижной компанией интеллектуалов.

О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Человек странное существо. Ему зачем-то необходимо знать, как жили динозавры, и что будет, когда погаснет солнце. Ему почему-то интересно, как живут пингвины, и что находится на Луне. Ни одно другое существо не интересуется тем, что находится за пределами ареала его существования.

Человеку, в отличие от других живых существ, нужно знать всё. Ему нужна целостная картина мира. То есть некое представление о том, как устроен весь мир, как целое.

Эта необходимость следует из свободы воли и свободы выбора, чтобы воспользоваться этой свободой. Свобода выбора всегда риск, так как мы не обладаем тотальностью нашего знания. Как мы можем выбирать, если мы не знаем, что будет завтра? Если мы не знаем, как все устроено?

Что же делать? Может быть целостное мировоззрение нам способна дать наука? При том, что ученые постоянно это декларируют.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЦЕЛОСТНЫМ

В настоящее время слова «с научной точки зрения» означают почти тоже самое что «по воле Божьей».

Пытаясь объяснить те или иные явления, наука сначала выдвигает гипотезу, далее гипотеза проверяется и если подтверждается, что она действительно дает объяснения имеющимся фактам, то данная гипотеза приобретает статус закона. Ряд связанных между собой законов составляют ту или иную науку.

Однако, не смотря на все преимущества, которые дает нам научное знание, у него имеется серьезное ограничение. Оно заключается в том, что научное знание не может быть целостным. То есть оно не дает и не может дать нам целостной картины мира в принципе. Выражение «целостное научное мировоззрение» можно рассматривать как оксиморон (сочетание несочетаемого).

Причин тому несколько.

Основная причина заключается в необъятности действительности. Если ты взялся за то, чтобы изучить этот мир (а ученые именно эту задачу ставят перед собой), то, чтобы сказать, что твое мировоззрение является целостным, ты должен про этот самый мир знать все. Но очевидно, что это невозможно.

Надо заметить, что не бывает науки «вообще», а есть вполне конкретные физика, химия, математика, биология. И любая наука начинается с того, что она говорит нам о том, что является ее предметом. То есть она сразу устанавливает пределы, в которых она действует. Таким образом каждая научная дисциплина строго очерчена границами, в рамках которых она познает мир. Благодаря этому химики «не лезут» в физику, и наоборот физики в химию. И даже если образуется новая наука на стыке имеющихся, например, биофизика, то она очерчивает свои границы. И дело даже усугубляется тем, вместо одной границы появилось две.

Чтобы в рамках научного знания в целом ничего не было пропущено и каждое явление входило в предмет изучения той или иной науки, нужен полный список всех явлений, которые были, есть или могут быть. Но кто же в состоянии провести инвентаризацию всего и вся и составить такой список? И ученые это прекрасно понимают. Поделив действительность на части, у них никогда нет и не будет уверенности в том, что не осталось чего-то не охваченного.

Хотя уже и тех знаний, что человечество за свою историю накопило столько, что попытаться выстроить целостную картину действительности, опираясь на эти самые знания, задача просто неподъемная. В результате физик не понимает биолога, а химик математика. Но это еще не все. Сегодня мы не встретим просто физика. Имеются специалисты по молекулярной физике, ядерной физике, по электродинамике и т.д., которые плохо понимают друг друга. В этом может быть ничего страшного нет, но речь ведь идет о возможности целостного восприятия действительности, что по вышеозначенным причинам, оставаясь только в рамках научного знания, достаточно проблематично.

Фрагментированные действительности по всей видимости не имеет предела. Дойдя в своем дроблении до чего-то, как ученым кажется, фундаментального, в конце концов им приходится это фундаментальное дробить дальше, чтобы получить что-то еще более фундаментальное. Например, когда-то думали, что самыми мельчайшими частицами мироздания, их которых, как из кирпичиков, состоит всё, что мы видим вокруг, есть атомы. Но потом оказалось, что каждый атом состоит из ядра и электронов. Далее поняли, что ядро также имеет сложную структуру и поделили его на нейтроны и протоны. А теперь и этого оказывается мало, ученые говорят о кварках, из которых состоят эти самые протоны и нейтроны. Это напоминает ситуацию, когда казалось, что дошли до дна, но снизу постучали.

Очевидно, что никогда не наступит время, когда ученые скажут: «Ну все, теперь мы все знаем, наконец-то раскрыты все тайны природы», ведь действительность нельзя исчерпать до конца.

Наука, не в силах описать целое, дает нам некоторое представление о каких-то его частях, фрагментах. Поэтому научное мировоззрение можно назвать фрагментарным, калейдоскопным.

Еще одной трудностью в изучении действительности можно назвать те ограничения, которые затрудняют ученым проводить исследования. Речь идет о возможностях имеющихся в распоряжении ученых приборов и об ограниченности наших органов чувств. Поэтому сложно изучать микромир, удаленные объекты, те же звезды, явления, которые произошли в прошлом или должны произойти в будущем. Сюда же можно отнести явления, которые происходят или могут произойти в условиях, значительно отличающихся от тех, с которыми мы обычно имеем дело. Например, при очень низких или очень высоких скоростях, показателях давления, гравитации, температуры и проч.

Гуманитарные науки, оперируя вероятностями, зачастую достаточно точно говорят об общих тенденциях мирового развития и не плохо предсказывают поведение больших масс людей. В этом смысле поведение последний негодяев и великих святых можно назвать флуктуациями. Но предсказать поведение отдельного человека они зачастую не в состоянии. Поэтому философия, например, способна только ставить вопросы. Но дать на них однозначные ответы у нее не получается. Отсюда гигантское количество школ философии, психологии, социологии и проч.

Наука древнего мира зиждились на авторитете. В Древней Греции ученые ходили к дельфийскому оракулу за ответами на вопросы. Именно на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах Сократ прочитал «Познай себя».

Прорицания Пифий давались в такой форме, что каждый человек из него мог понять своё. Потому что, чтобы понять предсказания нужно было не действовать по логической схеме, а остановиться, еще раз задуматься и посмотреть внутрь себя. А внутри себя мы очень много знаем, в том числе и про себя. И тогда эти предсказания начинают работать над выстраиванием правильных связей с миром.

В средние века такими авторитетами были Отцы Церкви. В науке непререкаемым авторитетом до эпохи просвещения был Аристотель.

В эпоху просвещения, начиная с Бэкона, было решено, что авторитетное знание должно быть заменено эмпирическим, опытно-проверочным, не зависящим ни от какого конкретного человеческого суждения. И на то были свои причины. Дело в том, что схоластический метод, господствующий в средний века, опираясь на авторитеты, дошел до такой стадии, что произошел отрыв от действительности, подавлялась любая критическая мысль. В повседневном общении схоластикой часто называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Таким образом, духовная сфера оказалась выключена из области исследований.

С духовностью работают религия, искусство, философия. Это все те формы знания, которые опирались не на эмпирическое опытное знание, а на авторитет, который по форме всегда субъективен. Что однако не говорит о субъективности авторитетного знания по содержанию.

Не редко задача ученых состоит не в том, чтобы изучать объективную действительность, а в том, чтобы оказывать влияние на сознание людей в определенных целях. Это могут быть цели политические или коммерческие. Так, известна масса примеров переписывания истории, влиянии на массовое сознание путем публикации сфабрикованных либо специальным образом подобранных социологических опросов и проч. Есть случаи замалчивания научных открытий или искажения результатов медицинских исследований для получения коммерческой выгоды.

Можно также назвать философские школы, целью которых является создание идеологической базы для существования того или иного политического строя: теократического (религиозного), фашистского, коммунистического, общества потребления и проч.

Оставим за скобками случаи, когда ученые намеренно искажают результаты своей деятельности по тем или иным причинам. Допустим, что ученые честно стараются познать действительность.

Но чтобы объяснить мир, как целое, нужна позиция, выходящая за пределы мира. Целое хотя и состоит из частей, но не является просто совокупностью этих частей. Точно также как автомобиль состоит из различных комплектующих, но чтобы понять его назначение не достаточно изучить все эти части по отдельности. Зная как устроен двигатель, что такое колеса и проч, мы не сможем понять «зачем» автомобиль нужен, и как все это вместе взаимодействует.

Если мы изучаем какую-либо систему, то понять ее изнутри достаточно проблематично. Для этого нужно увидеть систему со стороны, выйти за ее пределы. И тогда может открыться ее смысл, то есть можно будет ответить на вопрос «зачем». Безусловно, имея такой взгляд, мы не будем знать всех подробностей работы системы. Но зато мы сможем понять общий принцип ее устройства и для чего она предназначена. Например, чтобы понять, что такое корабль, можно сделать бумажный кораблик и пустить его в воду. Но находясь в трюме корабля понять, что и зачем не так-то просто.

Из вышесказанного очевидно, наука никогда не даст полного знания о мире, так как человек не может выйти за его пределы. Целостным, то есть имеющим ответы на все главные для любого человека вопросы, может быть только религиозное, основанное на вере мировоззрение. Как говорилось выше, целостное мировоззрение нам требуется для того, чтобы иметь возможность реализовывать свободу воли и свободу выбора. Как можно выбирать, не имея хотя бы версии того, как все устроено?

Но может быть ограничиться малым? И иметь ответы только на вопросы, касающие выживания? Где найти пищу, как обеспечить безопасность, как вырастить и вывести в люди детей? Конечно же нам никуда не деться от нашей физиологии. И наука придумывает новые способы, как можно добыть больше полезных ископаемых, как вырастить больше зерна, овощей и фруктов, как обеспечить население электроэнергией, как сделать жизнь более безопасной и более комфортной. Наука дает нам ответы на эти бесконечные «как». И все это правильно.

ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ

Но может быть ей и не нужно отвечать на эти вопросы? Наука, как мы понимаем, отвечает на вопрос «как». Как из железной руды выплавить сталь. Как долететь до Луны. Как устроены минералы, деревья, животные.

Зато на вопросы «зачем» прекрасно отвечает религия. Этим самым она задаем смыслы.

Если так взглянуть на науку и религию, то знание научное и знание религиозное не есть что-то противоположное, не есть антагонисты, не нужно их смешивать и противопоставлять.

А ведь доходит до смешного. Согласно так называемой византийское эре сотворение мира произошло в 5 508 году до Р.Х. А ученые находят кости динозавров и говорят, что эти древние ящеры жили, скажем, 200 миллионов лет назад. Как же совместить одно и другое? Некоторые хитроумные религиозные догматики придумали такой финт: оказывается, считают они, Господь создал кости динозавров, чтобы проверить нашу веру. Аплодисменты, занавес.

Другая крайность состоит в том, что можно пытаться найти какие-то смыслы в научном прогрессе. Но все подобные смыслы не есть ответы на экзистенциальные, глубинные вопросы человечества. Никакая наука не может обосновать запрет ставить любые бесчеловечные опыты.

Если согласиться с тем, что религия дает нам ориентиры нравственные, а наука изучает действительность, констатируя, что и как устроено, то их можно рассматривать как взаимодополняющие дисциплины. Когда наука говорит, что человек произошел от обезьяны в ходе эволюции, то религия может с этим вполне согласится, так как в Святом Писании ничего не сказано про то, как конкретно Господь создавал свои творения. Библия говорит, что Бог сделал человека из глины (по сути из земли), но про технологию, так сказать, создания там ничего не сказано. Ученые говорят, что сначала появились простейшие организмы. Но в одном грамме почвы обитают тысячи и тысячи этих существ. Может быть эволюция от простейших до человека это и есть тот способ, которым был сотворен человек?

Эйнштейн писал, что наука без религии хрома, религия без науки слепа.

Какой смысл религии спорить с наукой о технологиях? Ведь для ответа на вопрос зачем был создан человек (для спасения души, для излечения греховной своей природы, для личностного роста) не обязательно знать, как он был создан.

НАУКА НЕ МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Не на все «как» наука смогла дать ответ. Все документируемые наблюдения за эволюционными процессами показывают, что сознание никак не может являться побочным продуктом эволюции.

Более того, имеются такие заявления: «Я могу экспериментально подтвердить, – пишет Экклз, – что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга».

Для справки: со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека».

НАУКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Хочется сказать о серьезной проблеме, которая имеется в научном подходе, и которую религия может помочь преодолеть.

Задача исследователя стараться вникнуть, исследовать и понять, «как оно есть на самом деле». Научное знание этически нейтрально. Ученый рассматривает изучаемый предмет или явление, отстраняя по возможности все личное, преодолевая свою субъективность, можно даже сказать свою человечность. Нравственность нельзя вывести из науки, наука по природе своей вне морали, вне нравственности.

Научный прогресс, открывая все новые и новые законы мироздания, дает такую силу, что без нравственного, духовного преображения человека, наносит вред природе и грозит уничтожением нашей планеты.

Симбиоз науки и религии, стремление ученого к «чистому поиску истины», дополненное религиозным мировоззрением, представляется крайне важным. В результате у ученого появляется система координат, в которой жажда поиска дополняется ответственностью.

ОСНОВНОЙ АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ БЫТИЯ БОГА

Если ученому задать вопрос: почему он верит в Бога (а как мы сказали, что таких было много в прошлом, и немало имеется в настоящее время), то вероятнее всего он приведет так называемый телеологический аргумент. Рассмотрим в чем его суть.

Дело в том, что когда видишь этот мир, когда начинаешь анализировать, как в нем все разумно и сложно устроено, то невольно подозреваешь, что это самое «всё» не само сложилось, не случайная игра стихийных сил.

(В скобках заметим, что вас не смутило слово «устроено», а ведь оно подразумевает наличие Того, Кто это устроил. Предлагаю атеистам подобрать синоним.)

Многие ученые разделяют эту точку зрения. Можно заглянуть в прошлое, например, послушать бесспорного авторитета Исаака Ньютона, который писал: «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот мое первое и последнее слово».

Можно послушать наших современников. Один из крупнейших американских ученых, пионер в области цветного телевидения Элмер Энгстром на вопрос о происхождении Вселенной заявил: «Я вижу хорошо продуманный и разработанный план, по которому было совершено Творение…».

Посмотрите строение молекулы ДНК! Как такое возможно само? Вы понимаете, что это невероятно? Так же невероятно, как найти космический корабль и подумать, что его наличие есть результат деятельности случайных природных сил. Ветер подул, дождь прошел, произошло извержение вулкана или сам вырос, как гриб, в общем как так сложилось и в результате появился корабль.

А как «само сложилось», например, ухо – сложнейший датчик? Все эти «молоточек», «наковаленка», «стремечко».

Если взглянуть на природу, скажем, дерево или муравейник, разве сравнятся они по сложности, неповторимости, порядку, совершенству, сбалансированности, гармонии со всем, что их окружает, с любой вещью, сделанной человеком? Даже простая муха в миллионы раз сложнее, чем самый сложный проект человека. Можно посмотреть на муравьев, их жизнь, не обладая разумом, они творят такие вещи. Или на космос, Вселенную.

Можно конечно все свалить на инопланетян. Но это вопрос не снимает, так как тогда возникает следующий вопрос: кто создал инопланетян. Можно вспомнить про эволюцию, мутацию и естественный отбор. Но этим можно объяснить только наличие живых существ. Хотя и здесь есть очень большие сомнения. Ну, допустим.

Мы также знаем об удивительной упорядоченности атомов, представленной в таблице Менделеева. Это тоже эволюция?

Самые догадливые скажут: «Все конечно замечательно, но позвольте, тогда и это еще не все! А кто создал самого Бога?». Но штука в том, что когда мы говорим о такой сущности, как Бог, то наши земные мерки перестают работать. Потому, что там, за пределами Большого взрыва не было времени, ибо Бог вместе со Вселенной создал и время. А без временного измерения нет ни причин, ни следствий, и всё, что могло бы существовать в таком мире, не нуждалось бы в причине, но существовало бы всегда. Следовательно, Богу нет нужды в том, чтобы быть сотворённым. Напротив, Он сотворил временное измерение нашей Вселенной, чтобы причины и следствия существовали для нас.

ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ВСЕЛЕННОЙ

Но мы знаем об удивительным образом подобранных мировых константах, без которых Вселенная не могла бы существовать ни одной секунды. К основным константам обычно относят постоянную гравитации, постоянную Планка, скорость света, число пи, массу электрона, массу протона, заряд электрона. Выяснилось, что только по четырем основным константам, без которых Вселенная не могла бы существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их случайного возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь их насчитывают 29. В связи с тем, что ученые поняли, как точно подобраны константы и что изменение любой из них на доли процента приведет к тому, что наш мир либо вообще не смог бы существовать, либо стал бы до неузнаваемости другим, в 70-х годах 20 века в научной среде возник термин «Тонкая настройка Вселенной».

По другим подсчётам, для объекта размером с человека изменение величины заряда электрона или протона на одну миллиардную долю привело бы к разрыву объекта силой электростатического отталкивания.

Попробуем показать насколько в этом мире все так удачно «совпало» на конкретном примере.

Наша планета по сути является огромным космическим кораблем или оранжереей, где есть все для жизни: система защиты от воздействия космоса (вредных излучений и метеоритов), система воспроизводства питательных веществ, способы получения и восполнения энергии, поддержания стабильных условий для существования живых организмов.

Важнейшую роль в этой сложной и сбалансированной системе играет атмосфера. Именно «невесомый» и невидимый воздух является преградой для губительных воздействий космоса.

Пробить эту «броню» могут лишь крупные метеориты с исходной массой в десятки и сотни тонн — явление, как известно, чрезвычайное. Метеориты помельче — отнюдь не редкость. Ежесуточно в небо над Москвой, например, вонзается до 200 метеоритов, нацело сгорающих в атмосфере.

От Солнца поступает на Землю энергия, а, следовательно, и сама возможность жизни. Но жизненную дозу солнечной энергии «отмеряет» атмосфера. Не будь ее, днем Солнце раскаляло бы земную поверхность до + 100 °С, а ночью до — 100 °С выстуживал бы ее ледяной космос. Такой перепад суточных температур намного превышает возможности к выживанию большинства живых организмов.

На верхнюю границу атмосферы ежесекундно обрушивается мощный поток солнечных и иных космических излучений широкого диапазона волн и энергий: гамма-излучение, рентгеновские, ультрафиолетовые лучи, видимый свет, инфракрасное излучение и т. п. Если бы все они достигли земной поверхности, то их убийственная энергия мгновенно испепелила бы все живое.

Для всего разнообразия излучений атмосфера оставляет лишь два «окна прозрачности», две узкие «щелочки», сквозь которые проникают некоторые радиоволны, а также свет с частью ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Главную роль в этом играют ионосфера и озоновый экран на высоте 20—55 км. Процеженные через озоновый фильтр, они еще опасны для некоторых микроорганизмов, в том числе болезнетворных, и полезны для человека.

Прозрачность, проницаемость, атмосферы для солнечных излучений — видимых, ультрафиолетовых, инфракрасных — исключительно важна для живых организмов. Повышение уровня ультрафиолетового облучения может привести к ожогам и другим болезненным явлениям, понижение создает условия для массового размножения болезнетворных организмов.

Источник энергии оранжереи под названием Земля находится снаружи. Фотосинтез — это единственный природный процесс накопления солнечной энергии на Земле. Все эти листочки и травинки не что иное, как аккумуляторы. Кстати, мы часто забываем про водоросли, а ведь это большой запас энергии, это гигантская масса, которая дает начало пищевой цепочке обитателей морей и океанов.

По счастливому стечению обстоятельств продуктом жизнедеятельности, который выделяется фотосинтезирующими организмами, является кислород, накопление которого в атмосфере всего на 1% создало условия для бурного развития современных форм жизни. При этом образовался озоновый экран — защита от космических лучей высоких энергий. Без кислорода невозможно дыхание и, следовательно, энергетика многоклеточных животных.

При всей сложности и продуманности устройства атмосферы она далеко не единственное, что нужно для существования жизни на Земле. Кроме наличия атмосферы для того, чтобы на Земле была жизнь, необходимо, как минимум: достаточная (не большая и не маленькая) удаленность от Солнца, наличие большого количества воды, оптимальное соотношение дня и ночи, определенная величина и перепады давления, уровень гравитации, наличие достаточного количества суши, наличие атмосферного электричества. И все это должно состоять в сбалансированном взаимодействии между собой, как детали сложного устройства. И это сложилось как-то само? случайно? вы верите?

Приведенный здесь материал очень краткий, очень обзорный. Если углубляться в эту тему, то поражаешься сложности и сбалансированности этой системы, которая «случайно» образовалась для появления и поддержания жизни на нашей планете.

Если задуматься над этим, то становится очевидно насколько маловероятно, что этот мир возник случайно. Без Создателя здесь явно не обошлось.

Если же человек продолжает думать, что все «само сложилось», то самое парадоксальное, что это будет предметом его веры, ибо доказать сиё (в научном понимании этого слова) тоже никак невозможно, как и обратное. Так что будем верить каждый в своё.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *