Что такое религия в философии определение
РЕЛИГИЯ
Смотреть что такое РЕЛИГИЯ в других словарях:
РЕЛИГИЯ
Философы и богословы определяли Р. различно, выдвигая вперед ту или другую особенность отношений человека к тому высшему существу или тем высшим силам. смотреть
РЕЛИГИЯ
(от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфиче. смотреть
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
— одна из форм мировоззрения, связанного с верой в сверхестественные силы, в их влияние на жизнь людей, на существование человека после смерти; специфическое отражение людьми проявлений природных и общественных сил. Религия возникла в первобытном обществе как попытка осознания людьми их бытия. На протяжении многих веков религия способствовала консолидации жителей стран в народы, способствовала укреплению государств. В то же время религиозный фанатизм приводил к войнам между странами и к кровавым конфликтам между общинами, принадлежащими к различным конфессиям, внутри стран. Все религии делятся на политеистические и монотеистические. Политеизм — многобожие, вера во многих богов. Свойствен ранним религиям. Политеистическими религиями были верования и культы древних народов долины Тигра и Евфрата (Двуречья, Месопотамии), шумерийцев, вавилонян, ассириян, халдеев, Древнего Египта, античной Греции. Монотеизм — главным объектом культа считается единый бог. Монотеистические религии — иудаизм, христианство, ислам.
Следы первых верований первобытного человека относятся к эпохе мустье (около 100 тыс. лет назад). В позднем палеолите человек изображал в пещерах и на открытых местах различных священных животных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Около 10— 12 тыс. лет назад украшение пещер прекращается. Остаются только рисунки на предметах обихода и орудиях.
Около 8— 9 тыс. лет назад появляются настоящие храмы, устроенные в поселках, где жили люди. Вместо тайных храмов в пещерах святилища делают открытыми. Если ранние тайные святилища могли посещать лишь посвященные мужчины, то теперь — все жители поселка. Если до сих пор каждое племя верило в разных животных (судя по рисункам в пещерах, верили почти во всех животных, на которых охотились), то теперь их количество резко сократилось. Например, в Вавилоне и Ассирии было всего 4 главных (астральных) бога: Мардук — крылатый бык, главный бог, Набу — крылатый человек, Негал — крылатый лев и Нинуркт — крылатый орел.
Б.А.Рыбаков проследил в быту и обрядах славян обычаи, которые существовали около 6 тыс.лет назад, в энеолите. И сейчас, и тысячу лет назад на русских избах устанавливались одинаковые наличники с замысловатыми кружевами. Они означали изображение мира, вселенной. И оказалось, что жители Руси представляли мир так же, как и 5 — 6 тыс. лет назад изображали его люди неолита и энеолита Юго-Восточной Европы. На древних сосудах сохранились рисунки разделенные на три части: в верхней изображалось скопление воды, в середине помещалось изображение солнца, луны, полос дождя, внизу растут деревья, стоят люди или животные. Сложное трехчленное деление орнаментируемой поверхности, видимо, отражает представление о трехчленном делении мира.
Религия основана на способности человеческого сознания формировать абстрактные представления, оторванные от действительности. Религия играла и продолжает играть важную роль в личной и социальной жизни людей многих стран мира, предписывает верующим нормы поведения. Принято выделять примитивные, местные и «мировые» религии. К примитивным религиозным представлениям, возникшим еще в первобытном обществе, относятся тотемизм, магия, фетишизм и анимизм, культ предков, а также шаманизм.
Шаманизм возник в первобытности, но сохранился в том или ином виде у многих этносов до сих пор. В основе шаманизма лежит вера в сверхестественные способности отдельных людей (шаманов) выступать в качестве посредников с миром добрых или злых духов (божеств) и таким образом обеспечивать удачливость промысла, отвращать несчастья, помогать больным, переводить умерших в загробный мир и т. д. Общение с духами (камлание) шаман обычно совершает публично, облачаясь в специальный наряд и совершая танцы под бубен, обычно впадая при этом в состояние экстаза. В России шаманизм продолжает бытовать до сих пор в остаточных формах у большинства народов Сибири и Дальнего Востока.
С возникновением классового общества начали складываться сложные местные формы религии. Вначале они возникали среди какого-либо одного народа или группы народов, объединенных в государство (к ним относятся иудаизм, индуизм, синтоизм и др.), затем появились религиозные системы, распространившиеся среди народов разных стран и континентов. К таким «мировым» религиям относятся буддизм, ислам и христианство, которые подразделяются на отдельные направления и церкви.
Буддизм появился в Индии около 500 г до н.э. Он развился из учения Будды, считавшегося одним из просветленных существ, в этой религии нет богов. Основная доктрина состоит в карме, добрые и плохие дела соответствующим образом воздаются в этой или следующей жизни после реинкарнации. Существует два основных направления буддизма: хинаяна (в Юго-Восточной Азии) и махаяна (на севере Восточной Азии). Ламаизм в Тибете и Дзен в Японии —это секты махаяны. Символ религии — лотос. Эту религию исповедуют более 247.5 млн человек. В России буддизм распространен в Калмыкии и Бурятии.
Католицизм окончательно сформировался в результате разделения его на римско-католическую и православную (византийскую) ветви. Для католицизма характерно наличие единого центра (Ватикана) и единого главы в лице Папы римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле и непогрешимым в делах веры и нравственности. К основным источникам вероучения в католицизме относится не только Библия (преимущественно Евангелие), но также и обращения (энциклики) Папы римского и постановления Вселенских соборов. В католицизме особенно распространен культ Богоматери (Мадонны), почитание апостолов Петра и Павла, в честь которых устраивают красочные шествия. Все католические священнослужители дают обет безбрачия (целибат). Официальным языком богослужения является латинский, но в 1965 г. разрешено использование и национальных языков. Применяется четырехугольный крест. Католицизм распространен главным образом в юго-западной Европе (Италии, Испании, Франции и других странах) и в Латинской Америке. В России имеются небольшие группы католиков.
Православие сложилось в Византии и отделилось в 1056 г. от ранее оформившегося католицизм. Характеризуется подчинением верховной государственной власти, поэтому в ходе распространения православия в соседних с Византией странах стали возникать самостоятельные (автокефальные) церкви со своими главами (патриархами): болгарская, грузинская (глава — «каталикос»), сербская и др. Обет безбрачия в православии распространен лишь на «черное духовенство» (монашество), обычным священнослужителям предписано вступать в брак. Православные церкви отличаются обилием икон, но отсутствием скульптур, обычная для католических костелов органная музыка заменена хоровым пением, вместо четырехконечного креста используется шести или восьмиконечный крест и т. д. Распространение православия на Руси началось с 988 г., когда его принял князь Владимир и его приближенные. Однако русская православная церковь долгое время подчинялась Константинопольскому патриарху, ставившему во главе ее своих митрополитов; окончательно самостоятельной она стала лишь в 1580 г., когда ее глава получил статус «Патриарха Московского и всея Руси». В 1721 г. по указу Петра Первого руководство Русской православной церковью, не поддерживающей его реформы, перешло к синоду во главе с назначаемым царем «генерал-прокурором». После революции 1917 г. было восстановлено главенство патриарха, церковь была официально отделена от государства с сохранением контроля за ее деятельностью. От русских православие распространилось среди народов уральской языковой семьи (мордва, марийцы, удмурты и др.), среди некоторых тюркских народов (чуваши, часть татар, якуты) и западных групп монголоязычных бурят. Формально его приняли и коренные народы Сибири, сохранив, однако, многие элементы шаманизма. В середине XVII в Русской православной церкви вследствие реформ патриарха Никона произошел раскол, и от нее обособились группы староверов (старообрядцев) разных направлений (поповцы, беспоповцы и др.), притеснения которых прекратились лишь в начале ХХ в. В 1994 г. возникла автокефальная церковь на Украине.
Протестантизм совокупность религиозных течений и церквей, возникших с периода Реформации (XVI в.) как оппозиция католицизму. К ним относятся лютеранство, кальвинизм (реформатство и пресвитерианство), англиканство, методизм, баптизм и др. Главная идея протестантизма — возможность людей общаться с Богом непосредственно, минуя церковную иерархию во главе с Папой римским, неприятие идеи «чистилища»между раем и адом, культа Богоматери и «святых», монашества и безбрачия. Духовенство в протестантизме обычно избирается мирянами, в церкви или молитвенных домах нет икон, обрядность сокращена и упрощена, богослужение ведется на национальных языках. Протестантизм распространен главным образом среди народов германской языковой церкви (немцев, англичан, американцев, шведов и др.). В России его придерживаются, в основном, верующие немцы.
Среди других религий необходимо выделить иудаизм — религию древних иудеев, их потомков евреев, которая была основана, согласно Ветхому Завету, на заветах Бога Аврааму, около 2000 г. до н.э. и обновленная заветами Моисею около 1200 г. до н.э. Базируется на концепте вездесущего вечного Бога, чья воля отражена в Торе, и у которого особое отношение к еврейскому народу. Образ жизни верующих регламентируется Талмудом — сводом иудаистских трактатов, в которых дается толкование книг Ветхого Завета, главным образом первых пяти (Торы). Талмуд определяет деятельность и поведение в быту и по праздникам, уголовное и семейное право и т. д. Евреи-иудаисты, строго следующие Талмуду, называются талмудистами. Кроме тех, кто живет в Израиле, большая часть евреев проживает в США, в России, Украине, Белоруссии, Англии, странах Содружества. Всего евреев примерно 18 млн (9 живет в США, 5 млн в Европе, 4 млн в Азии, Африке и островах Тихого океана).
Каждая религия (кроме первобытных верований) имеет свои священные книги. Крайне обширна буддийская религиозная литература, которая насчитывает тысячи сочинений. Наиболее ранний и полный сборник буддийской канонической литературы — Трипитака (Типитака), представляет собой откровения Будды, в изложении его учеников. Трипитака состоит из трех частей. Первая посвящена принципам организации буддийских монашеских общин, подробно регламентирует всю жизнь монахов и их отношения с мирянами; вторая — излагает учение Будды в форме его притч и бесед с учениками; третья часть содержит теологическую трактовку основ буддизма.
Основная священная книга в исламе — Коран, написанный основателем ислама, пророком Мухаммедом, посланником Аллаха. Коран состоит из 114 глав (сур), в которых содержатся молитвы и заклинания, пророчества о конце света, об аде и рае, мифологические (заимствованные главным образом из Ветхого Завета и Евангелия) исторические сказания, а также предписания, регулирующие семейные и общественные отношения, определяющие подчиненный статус женщин и т. д. Суры расположены по числу входящих в них «стихов» и в ряде мест допускают различное толкование.
Священные книги индуистов Веды, начали складываться в середине 2‑го тысячелетия до н.э. Веды представляют собой сборники текстов, отражающих древние религиозные верования населения долины Ганга, они содержат основные принципы жизни верующих, связанные с драхмой (долгом), кармой (воздаянием) и сансарой (перерождением после смерти). Важнейшую часть Вед составляют четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Ахтарведа.
В религиозных книгах содержатся описания многих гигиенических навыков и медицинские советы, которые имели важное значение для поддержания здоровья населения.
По своему социальному значению религиозная принадлежность долгое время (в странах Европы особенно в средние века с их религиозными войнами, а в ряде стран Азии — до сих пор) оттесняла на задний план этническую принадлежность, оказывала сильное влияние на процесс формирования государств и наций. Так православные сербы обособились от одноязычных с ними хорватов-католиков и боснийцев-мусульман. До сих пор исповедание разными частями нации различных религий обычно ослабляет ее этническую целостность.
Религии принадлежит заметная роль в просвещении населения. В России деревенские дьячки и батюшки учили детей грамоте, церковно-приходские школы давали начальное образование. Миссионеры христианских конфессий в отдаленных районах Африки, Азии, Южной Америки занимались обучением аборигенов. Шаманы, ламы, жрецы лечили население. Особенно больших успехов в лечении больных достигли ламаисткие монахи, накопившие огромный опыт в использовании лекарственных растений и составлении из них сложных лекарственных средств. В монастырях собирались, переписывались, накапливались и сохранялись исторические хроники, летописи, травники, медицинские наставления
Большую роль в жизни религиозных общин играют культовые сооружения — постройки, специально возводимые для богослужений и различных религиозных обрядов. Сооружение таких особых культовых зданий началось в первобытном обществе только в конце средней ступени варварства или даже на высшей его ступени. До их появления культовые церемонии совершались на открытых местах у алтарей, отмечаемых обычно одиночными, большими, вертикально поставленными каменными глыбами — менгирами. Затем создаются уже более сложные магалитические постройки — дольмены и кромлехи, состоящие также из больших каменных глыб или плит. Наиболее древние мегалитические памятники относятся к эпохе неолита. Культовые сооружения не только позволяют судить об идеологии общества данного периода, но и представляют собой ценный источник по истории материальной культуры. Для их возведения использовались лучшие достижения строительного искусства, которыми располагало общество на данном уровне развития производительных сил: строительные материалы, строительная техника, разработка архитектурного замысла — все должно было соответствовать уровню задач, поставленных при возведении такого рода сооружений, являвшихся наиболее важными в функциональном отношении. Как их планировка, так и внешний облик диктовались выполняемыми ими культовыми функциями и заложенными в них религиозными идеями, однако в трактовку деталей непременно проникали народные художественные взгляды в силу того, что непосредственными строителями были мастера из народа.
Введение. Что такое религия?
Версии происхождения слова «религия»
Слово «религия« имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии.
Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание религии к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.
Отличительные особенности религиозного мировоззрения
Если сопоставить мировоззрения носителей разных религиозных традиций и попытаться найти в них нечто общее, то можно обнаружить, что религиозное мировоззрение обладает определенным набором отличительных признаков, которые делают данное мировоззрение именно религиозным, а не философским или научным, к примеру. При этом сразу необходимо оговориться, что далеко не у каждой религиозной традиции обязательно наличествуют все нижеперечисленные характеристики, что, безусловно, дает исследователям основания дискутировать о степени «религиозности» той или иной традиции.
Во-первых, религиозным мировоззрение делает наличие духовного опыта. Как правило, отправной точкой для появления той или иной религиозной традиции служит опыт ее основателя (даже если он является личностью легендарной, как Сиддхартха Гаутама в буддизме или Лао-цзы в даосизме, или «сверхъестественным» существом, как в Идзанаги и Идзанами в синтоизме).
Во-вторых, в основании религиозного мировоззрения, как правило, лежит противопоставление профанного, то есть обычного, обыденного, и сакрального, то есть священного. Присутствие этого разграничения мы можем видеть, например, в различиях в архитектурном облике храмовых зданий и прочих сооружений. Даже самый малорелигиозный человек способен легко идентифицировать церковь, не перепутав ее с офисным или техническим зданием. Стремлением к сохранению сакрального начала во многом объясняется и использование в богослужениях особого языка, отличного от языка повседневного общения.
В-третьих, религиозное мировоззрение основано на утверждении существования «духовного», часто нематериального, невидимого мира, который выходит за пределы обычного, повседневного опыта человека. В разных религиях представления об этом ином мире могут сильно отличаться друг от друга. Этот духовный мир человек может представлять себе как созданный и возглавляемый Единым Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего (как, например, в христианстве, иудаизме или исламе), как совокупность множества духов (как, например, в синтоизме) или как особую непознаваемую и неописываемую реальность (наподобие нирваны в буддизме). Однако именно к этому духовному миру обращены взоры носителей той или иной религиозной традиции.
В-четвертых, носитель религиозного мировоззрения убежден в возможности общения с духовным миром. Несомненно, что ценность религиозной веры в существование духовного мира актуализируется прежде всего в опыте общения с ним. Те же мировоззренческие системы, которые настаивают на непознаваемости духовного мира и утверждают автономность существования Вселенной в деистическом духе, в конечном счете, перестают быть в собственном смысле слова религиозными, переходя на почву философии или простого бытового агностицизма.
Наконец, в-пятых, в мировоззренческой системе, претендующей на название «религиозной», часто содержится определенная совокупность норм поведения, проявляющихся в деятельности (в том числе и культовой) и в мотивации действий, основанных на данном мировоззрении. Укажем для образца на христианскую традицию, в любой из своих конфессий (исповеданий) принимающую в качестве нравственных ориентиров Божественные заповеди синайского законодательства – Декалог ( Исх. 20:2–17 ) и Евангельские заповеди блаженств ( Мф. 5:3–12 ). Соответственно, поступок, отвечающий моральным требованиям, зафиксированным в указанных авторитетных религиозных текстах, будет восприниматься как должный и похвальный, а противоречащий им – как порицаемый и отторгающий человека от сообщества единоверцев. Кроме того, в христианских конфессиях в той или иной форме существует литургическая практика, включающая в себя по крайней мере совершение Крещения и Причащения. Свои специфические кодексы моральных норм вкупе с общепринятыми обрядовыми действиями имеются и в других религиозных традициях.
В вышеуказанном перечислении вовсе не случайно на первое место поставлен духовный опыт, поскольку именно он является первичным по отношению ко всем прочим элементам религиозности. Это есть опыт соприкосновения (или даже можно сказать «столкновения») с чем-то принципиально иным, пугающим своей беспредельностью и неизвестностью, внушающим одновременно благоговение и в то же время страх и трепет.
Аспекты религии
Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.
Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.
Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:
– духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;
– доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;
– этику: учение о нравственности;
– религиозную практику: обряды и аскезу.
Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:
1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);
2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);
3. Сотериологический 10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;
4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.
Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.
Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).
То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.
Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.
Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.
Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / ред. Д. П. Шантепи де-ля-Соссей. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.
Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.
Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В. М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.
Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.
Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.
Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990.
Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.
Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.
Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.
См.: Цицерон М. Т. О природе богов (II, 72) // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Всемирной книге фактов ЦРУ ( есть вашего звания, надежды отечетсва. Аминь.гословит предстоящия дела ваши и в них да поможет в
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993. С. 56.
«Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила свое имя, а не от слова “перечитывая” [relegendo], как объяснял Цицерон» (пер. по: Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».) СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296).
См.: Блаж. Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 514–515.
Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.
Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.
Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 40.
Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.
Данный термин в своем прямом значении является специфически христианским. Именно поэтому он употреблен в кавычках. Однако поскольку он указывает на ключевую идею – идею преодоления человеком того недолжного положения, в котором его видит религия, мы в дальнейшем будем использовать его в главах, посвященных нехристианским религиям.
Подобные соображения следует иметь в виду и при рассмотрении термина «эсхатологический», который в рамках христианского богословия обозначает учение о последних судьбах мира. Вместе с тем он как нельзя лучше подходит для описания нехристианских религиозных доктрин, содержащих учение о завершении нынешнего этапа существования мира и установлении нового, иного бытия.
Источник: История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. ISBN 978-5-9908680-0-7
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»