Что такое релятивизм софистов
Релятивизм учения софистов
Релятивизм учения софистов. (РЕЛЯТИВИ́ЗМ- Философское учение, отрицающее возможность объективного познания действительности вследствие якобы полной относительности всех наших знаний. Софисты, развивали учение Демокрита. Один из основоположников этого учения Протагор (ок. 480 г. — 410 г. до н. э.) делает отступление в сторону субъективизма. Он провозглашает человека мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом: «То ведь, что каждому городу представляется справедливым и прекрасным, то для него и есть, пока он так считает». А скептические ориентации софистов выражены в триедином тезисе Горгия: 1) ничего не существует, 2) если что-то и существует, то оно непознаваемо, 3) даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразимо.
Софисты понимают добродетели не только как моральные свойства, а вообще как разнообразные достоинства человека: профессиональное мастерство, дар слова, умственные способности и т. п. — все, что обеспечивает человеку уважение и успех. В моральную оценку проникает утилитаристский мотив: все, что приносит пользу и выгоду, является справедливым. Известно высказывание на этот счет софиста Антифонта (V в. до н.э.): «Справедливость заключается в том, чтобы не нарушать закона государства, в котором ты состоишь гражданином. Так человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), веления же природы необходимы. Однако не только релятивизм определяет этику софистов. Вслед за Демокритом софисты скептически относятся к существованию богов, и первые проблему «зла в мире» используют для отрицания божественного вмешательства в людские дела. Еще более значительным достижением этики софистов явилась впервые провозглашенная в античности идея равенства всех людей — знатных и простолюдинов, греков и варваров, свободных и рабов; «Тех, которые происходят от знатных родителей, мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. В этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы во всех отношениях равны, притом одинаково и варвары, и эллины», — утверждал Антифонт. Просветительская деятельность софистов, направленная против морального догматизма, имела ярко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимания – человек (как самодостаточная ценность), имеющий право на творчество морального закона. Справедливо подчеркивая изменчивость моральных представлений, роль относительного в морали, софисты выдвигают позицию морального релятивизма, утверждая, что у каждого человека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели. Скепсис софистов позволил им усомниться в том, что считалось несомненным – в обще значимости основания морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества нравственных ценностей (т.е. пришли по существу к идее их плюрализма).
25. Античный скептицизм и стоицизм. (В конце VI в. до н. э. усиливаются признаки кризиса греческой рабовладельческой демократии. Перед лицом бесчисленных социальных бед, политических потрясений, войн, нарастающей политической неустойчивости и незащищенности населения, его социальной дифференциации, которые усилились с распадом державы Александра Македонского, этот кризис нашел свое выражение в духовной жизни, вообще, и отразился на развитии философии, в частности.
Глубокие изменения в понимании целей и задач философии нашли выражение в четырех своих течениях:
Скептицизм (от греческого скептикос, буквально — рассматривающий, исследующий) возникает как направление в философии, очевидно, в связи с крушением у некоторой части образованных людей надежд на прежние претензии философии. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины. Акцентируя внимание на относительности человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма. В рамках скептицизма был поставлен ряд проблем диалектики познания. Однако скептицизм имел и другие последствия, так как безудержное сомнение в возможностях познания мира вело к плюрализму в понимании социальных норм, к беспринципному приспособленчеству, угодливости, с одной стороны, и пренебрежению человеческими установлениями, с другой. Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму.
Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 — 270 гг. до н. э.). Философия скептиков дошла до нас благодаря трудам Секста Эмпирика. Его труды дают нам представление об идеях скептиков Пиррона, Тимона, Карнеада, Клитомаха, Энесидема. Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания. Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:
из чего состоят вещи; как следует к ним относиться; какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Это объясняется тем, что наши чувственные восприятия хотя и являются достоверными, но не могут быть адекватно выражены в суждениях. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.
Усилия скептиков Пиррона, Энесидема и Агриппины, направленные на то, чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний, были тщетными. Будущее, которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания, все же пришло и остановить его никаким их предостережениям не удалось.
Основатель стоицизма в философии — Зенон из Кития на Кипре. Логика стоиками понималась как исследование внутренней и внешней речи. При этом она делилась на две части: учение о рассуждении в виде непрерывной речи и учение о движении речи в форме вопросов и ответов. Первое учение у стоиков — это риторика, а второе — диалектика. Помимо этого, в логике рассматривалось учение об обозначаемом, т. е. о понятиях, суждениях и умозаключениях и учение об обозначающем, т. е. о словах и знаках. Первое составляет логику в ее современном понимании, а второе обозначалось стоиками как грамматика. В качестве принципов правильного мышления стоики принимали законы непротиворечивости, тождества, достаточного основания и исключенного третьего. Стоики развивали аристотелевское учение о силлогистике и суждении.
В теории познания представители раннего стоицизма исходили из признания познаваемости мира. Источник познания они видели в ощущениях и восприятиях. На этой основе, по их мнению, формируются представления. Стоики полагали, что врожденных идей не существует. В решении проблемы общего и единичного познания они придерживались того мнения, что реально существуют лишь единичные вещи, общие они считали субъективным понятием. Стоики различали естественные и искусственные понятия. Первые, по их представлениям, формируются стихийно, а вторые образуются на основе диалектики.
Стоики уделили внимание учению о категориях, которые считали субъективными. Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Субстанция или сущность у стоиков — первоматерия, т. е. из чего все возникает. Из первоматерии образуются вещи, обладающие качествами. Качество, согласно стоикам, обозначает постоянные свойства. Переходные свойства обозначаются категорией “состояние”. Вещи находятся в отношениях друг к другу, отсюда — категория “отношение”.)
Софистский релятивизм: происхождение, характеристики, примеры
Содержание:
В софистический релятивизм это философское течение, которое рассматривает истину и мораль не как абсолютные факты, а как реальности, обусловленные многими факторами. Защитники этого течения уверяют, что никакая ситуация не может считаться хорошей или плохой, истинной или ложной, поскольку может быть много реальностей одной и той же ситуации в зависимости от восприятия, генерируемого каждым из участников.
Софистское течение было одним из важнейших в философии Древней Греции, хотя позже оно было дискредитировано такими влиятельными фигурами, как Сократ, Платон или Аристотель.
Происхождение
Софисты были философами Древней Греции, учителями мудрости, исповедовавшими отказ от религии, рациональное объяснение природных явлений, субъективизм и несуществование объективной истины.
Семестр софист греческого происхождения означает «мудрый». Наиболее известными его представителями были Протагор, Горгий, Продик и Антифон, жившие в V веке до нашей эры.
Релятивизм берет свое начало в скептицизме, в отсутствии уверенности в истине. Однако не следует путать эти понятия. Например, скептик может утверждать, что он не верит в призраков, в то время как релятивист не отрицает и не утверждает, что они существуют, но поддерживает веру в то, что проблема может быть связана с множеством истин.
характеристики
Для предшественников этого течения все условно и относительно. Далее мы найдем основные характеристики софистского релятивизма.
— Отрицает абсолютную истину, поскольку это будет зависеть от каждой производимой им интерпретации.
— Восприятие истины может со временем измениться
— Он отвергает существование добра или зла, поскольку эти концепции обусловлены восприятием каждого человека или группы.
— Нет культуры лучше другой.
— Нет идей выше других, релятивизм принимает все позиции.
— Универсальной морали не существует, так как она зависит от культуры, которая ее исповедует.
Типы релятивизма
С течением времени упомянутые выше характеристики концептуализировались следующим образом.
Гносеологический или когнитивный релятивизм
Считайте, что абсолютной истины нет.
Групповой релятивизм
Истина будет зависеть от каждой группы, которая ее воспринимает.
Индивидуальный релятивизм
Моральные нормы зависят от удобства или восприятия человека.
Моральный и культурный релятивизм
Универсальной морали не существует, поскольку она зависит от культурной группы или человека, который ее воспринимает.
Примеры релятивизма
В современную эпоху образцы морального и культурного релятивизма наблюдаются во многих аспектах повседневной жизни:
— Употребление алкоголя может быть приемлемо в некоторых религиях, для других, таких как ислам, это недопустимо.
— В некоторых странах женщины могут носить легкую одежду, в отличие от таких мест, как Иран или Саудовская Аравия.
— Нанесение увечий женщинам недопустимо в западных странах, а в Сомали или Судане это часть древнего обычая.
— В одних странах допускается многоженство, в других это считается преступлением.
Драйверы софистского релятивизма
Протагор
Философ Протагор (481-401 г. до н.э.) подтверждает предположение, что хорошее или плохое находится в руках общества, что у него может быть свое мнение для каждого человека, который его составляет, и что это мнение может измениться с течением времени:
Что касается справедливого и несправедливого, хорошего и плохого, я твердо утверждаю, что по природе нет ничего, что было бы таковым, но именно мнение сообщества становится истинным, когда оно сформулировано и повсеместно как долго длится это мнение ».
Gorgias
Есть релятивисты, настолько радикальные, что не принимают даже реальность физического мира. Пример этого релятивизма индивидуального характера представлен в мысли Горгия (485–380 до н. Э.): «Ничего не существует. Если бы что-то существовало, это было бы немыслимо для человека. Если бы это было возможно, его нельзя было бы передать или объяснить другим ».
Противники софистического релятивизма
Аристотель
Аристотель (384-322 до н.э.) отверг несуществование единой истины, продвигаемой софистами:
«Если все, что мы думаем, если все, что нам кажется, правда, то все должно быть и правдой, и ложью. Большинство мужчин думают по-другому; и те, кто не участвует в нашем мнении, считаются заблуждающимися.
То же самое, следовательно, и нет. И если это произойдет, необходимо, чтобы все появляющееся было правдой, потому что те, кто заблуждается, и те, кто говорит правду, имеют противоположные мнения. Если все будет так, как только что было сказано, все будут говорить правду ».
Сократ и Платон
Историки утверждают, что Сократ (470–399 до н. Э.) И Платон (427–347 до н. Э.) Квалифицировали релятивизм как абсурдный за то, что делали передачу знания невозможной, не давая доступа к абсолютной истине.
Релятивизм и права человека
С помощью релятивизма софисты бросили вызов морали и обычаям того времени, в котором они жили, подвергли сомнению предписания, которые были приняты без дальнейшего пересмотра, посеяли семена сомнения, потребовали более индивидуального анализа того, что происходит в каждом аспекте жизни. жизнь и особенно провозглашенное уважение к восприятию каждого человека или социальной группы.
Однако в наше время это не полностью принято. По мнению философа Рамина Йоханбеглу (1956), культурные обычаи, нарушающие права человека, не должны защищаться под знаменем релятивизма.
Он гарантирует, что обычаи людей должны быть защищены и продвигаться, но что права человека универсальны, а не относительны. По мнению этого философа, такие действия, как рабство, забивание камнями, нанесение увечий женщинам или брак детей, среди других действий, противоречащих полноценной жизни, должны подвергаться цензуре.
По иронии судьбы, защитники и противники релятивизма использовали бы его, имея возможность выбирать ту или иную сторону, используя тот факт, что истина каждой группы действительна, ввиду того факта, что не может быть абсолютной реальности.
Ссылки
Коллизионное право: понятие, классификация, основания, примеры
Что такое Релятивизм
Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.
Это точка зрения, согласно которой всё это является субъективным результатом различных условностей и систем оценки: где истина, а где ложь, что правильно и неправильно, стандарты рассуждений и процедуры обоснования также субъективны. А их важность ограничена контекстом, который их породил.
Синоним слова релятивизм — относительность.
Быть релятивистом — значит считать, что разные люди могут иметь разные взгляды на то, что морально и аморально.
Примеры релятивизма
Истина субъективного утверждения (заявление предпочтения, например, «Пломбир — самое вкусное мороженое») относится к человеку, т. е. субъекту, предъявляющему это заявление, поэтому это заявление предпочтения может быть верно для одного человека, но не для другого.
Релятивизм софистов
Одним из известнейших утверждений Протагора (ок. 485 до н. э. – ок. 410 до н. э.) является следующее:
«Человек является мерой всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют».
Это заявление объясняется следующим образом: у каждого человека способ видеть вещи отличается, ведь все мы разные. Таким образом, вещи не видятся такими, какие они есть, каждому видна только его субъективная оценка этих вещей (их отдельные свойства или стороны).
Рассмотрим эту фразу на примере отвёртки? Рабочий будет решать хорошая эта отвёртка или нет, посмотрев на её качества: удобна она для работы или нет. Для продавца магазина, который ему эту отвёртку продал, она имеет абсолютно другие качества: цена, за которую он её купил, за какую он может её продать, сложно или легко продаются отвёртки вообще.
А люди науки, например физики, видят ту же самую отвёртку как возможный объект исследования с определённой молекулярной структурой и физическими свойствами.
Но это лишь одна из множества интерпретаций этого знаменитого утверждения.
Это видение мира привело мыслителей к эпистемологическому перспективизму, разновидность теории познания, в которой видение мира каждого индивидуума продиктовано личной перспективой каждого человека (т. е. особенности оценки вещей человеком предопределяют процесс его познания).
Из перспективизма уже вышел эпистемологический плюрализм, который говорит о том, что нужно целое разнообразие способов для получения полного описания какой-то области.
Этот перспективизм, в свою очередь, считается и релятивизмом: мы понимаем вещи в зависимости от того, как мы думаем и в какой ситуации находимся; в действительности наше знание становится ситуативно-относительным (релятивным).
Представители релятивизма
Очень немногие философы готовы назвать себя релятивистами, но среди них числятся:
Цинизм и релятивизм
Цинизм (или циничность, от греч. kynismos — «собачий образ жизни человека», образование от kyōn — собака) — учение циничных философов подразумевает демонстративное пренебрежение к нормам нравственности, наглость, дерзость, бесстыдство.
Циник — это человек, который демонстративно показывает своё пренебрежение или игнорирует нормы и традиции общественности.
Кудрявцева Валентина Ивановна в своём автореферате диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук «Цинизм античный и цинизм современный: историко-философский анализ концепции П. Слотердайка» говорит, что цинизм представляет собой социальную опасность, разрушая, а моральный релятивизм ему сопутствует:
«Циническая «переоценка ценностей» подразумевает полный отказ от тех способов организации общественной жизни и культуры, которые были выработаны человечеством на протяжении двух с половиной тысячелетий.
Моральный релятивизм, неизбежно сопутствующий цинизму, подрывает устойчивость социальных связей. Современные циники пропагандируют крайний эгоизм, пренебрежение долгом и обязанностями, дают оправдание предательства и измены.
Цинизм представляет собой нигилизм, отрицающий существующую систему ценностей. Иногда он приводит веские критические аргументы. Но ничего позитивного циник, в принципе, предложить не может. В этом случае он перестал бы быть циником, ведь цинизм всецело ориентирован на разрушение».
Разновидности релятивизма
Моральный релятивизм
Моральный релятивизм (или этический релятивизм) — это представление, согласно которому «правильное» и «неправильное» относятся к системе убеждений или культуре человека.
Эпистемический релятивизм
Эпистемический релятивизм означает, что всё может меняться в разных контекстах и культурах. Например, в некоторых культурах люди верят, что могут научиться истине во сне. Если вы когда-либо чувствовали себя обязанным уважать эту мысль, вы могли бы быть эпистемологом-релятивистом.
Культурный релятивизм
Может относиться к любому аспекту культуры: религии, языку, повседневному поведению.
На практике культурный релятивизм обычно связан с тем, какое поведение является приемлемым или неприемлемым (например, давать или нет чаевые, бракосочетание с детьми или употребление в пищу говядины).
Этот тип релятивизма говорит про все практики, которые являются правильными в одних культурах и неправильными в других.
Негативный релятивизм
Это релятивизм софистов, он гласит о неистинности любых суждений. Они мотивируют это тем, что высказывания были сделаны человеком, а для них изречённая мысль всегда считается ложью.
Формальный релятивизм
Проявляется, когда существует «доля правды», подразумевается, что есть некая истина (чаще всего доступная учёным), но вся полнота знаний пока недоступна нам из-за ограниченности наших познавательных возможностей.
Прагматический релятивизм
Этот тип релятивизма более конструктивен: он заявляет о равноправии всех философских концепций, объясняя это тем, что невозможно их рационально сравнить и выявить наилучшую. У каждой философской концепции есть свои сторонники, и это означает, что она помогает решить какую-то мировоззренческую задачу.
Постмодернистский релятивизм
Это вариация негативного релятивизма, но не такая примитивная, как у софистов. Его представители отрицают монистическую форму релятивизма, возможность и необходимость построения единой философской системы (и каких-либо систем в целом), но не саму возможность философского познания.
Анархический релятивизм
Это постмодернистский плюрализм в области эпистемологии, в этом типе релятивизма «дозволено всё». Его можно считать доведённым до логического предела прагматическим релятивизмом — если что-то существует, что бы человеку ни пришло в голову, значит это кому-нибудь нужно, это имеет право на жизнь.
Социальный релятивизм
По словам Чарльза Д. Болтона в своей книге «Социологический релятивизм и новая свобода» (1958 г.): «социологический релятивизм касается любой области человеческого опыта и поведения». Предполагается, что каждая личность «определяется» социальным контекстом, в котором происходит развитие.
Мотивы, эмоции, чувства, умственные перспективы и позиции индивида формируются в одном процессе, который создаёт и поддерживает объективные социальные миры.
Конечно, биопсихологические (биологическая психология, изучает поведение человека и животных) возможности должны присутствовать, но они приобретают свою специфическую форму только в социальном процессе.
Абсолютный релятивизм
Для развития познания в абсолютном релятивизме всё считается необходимым. Для этого рассматриваются все точки зрения, считаются необходимыми все уровни рассмотрения предмета, не только грандиозных полотен-систем, но и лёгких зарисовок-гипотез.
Он не отрицает объективности познания, но заявляет, что развитие целостного познания возможно только с помощью релятивизма.
Абсолютизм, универсализм и релятивизм
Абсолютизм
Идея абсолютизма в увеличении сходности между культурами: не принимаются во внимание различия между ними и отвергаются все специфические детали. В случае если расхождения выявляются, они объясняются как количественные, т. е. происходит сравнение оценочного характера. Таким образом, культуры исследуются как одинаковые, но всё же неравные.
Универсализм
Сторонники универсализма полагают, что существует единство психики, но с допустимыми довольно значительными внешними расхождениями. Они считают, что основные психологические процессы — общие для всего человечества. Хотя культура оказывает существенное влияние на эти выражения.
Универсалисты проводят исследования с соответствующими поведенческими сравнениями, однако с огромной предусмотрительностью — они пытаются удерживаться от оценок или отдавать предпочтение своей культуре.
Релятивизм
Для сравнения, релятивизм заинтересован в том, чтобы выделить расхождения между культурами, т. е. увеличить различия между культурами (может быть в содержании или в структуре психических процессов каждой культуры).
Релятивисты уважают все исследуемые культуры/народы, их целью является познать эту нацию на их собственном диалекте и отталкиваясь от их ценностей. Для них все культуры разные и все равные.
Метамодернизм, постмодернизм и релятивизм
Метамодернизм — это философия культуры, система понимания мира и система логики, которая помогает нам лучше ориентироваться в эпоху цифровых технологий; а философы культуры помогают нам осмыслить наше время, замечая закономерности в работе целых культур (и отдельных субкультур в этих культурах).
Русская культура, как и любая другая культура, имеет политические и экономические субкультуры, а также те, в которых регулярно создаётся новое искусство.
Поэтому метамодернизм даёт нам объектив, с помощью которого можно рассмотреть почти всё, что произошло в России с момента изобретения Интернета в политическом, социально-экономическом и социокультурном смысле.
Постмодернизм отличается: деконструкцией (понимание через уничтожение стереотипов), иронией, стилизацией (имитация типичных особенностей стиля), релятивизмом, нигилизмом, отречением от общих концепций.