Что такое результативность деятельности туристской системы

13.1. Эффективность в туризме: сущность и виды

Экономические основы туристской деятельности выражаются преимущественно в конкретном эффекте. Эффект может иметь ор- ганизационную, экономическую, психологическую, правовую, эти- ческую и социальную окраску, наблюдаться или формироваться.

Один вид эффекта может изменяться за счет другого.

уменьшая экономический эффект, можно увеличить социальный. Если на первое место поставить экономический эффект и не уде- лять внимания организационному, то все информационные процес- сы могут замедлиться и это отразится на самом экономическом эффекте.

Эффективность туристской организации в общем виде опреде- ляют как отношение результатов ее деятельности к затратам, на- правленным на их качественное достижение. Эффективность отра- жает уровень достижения преследуемых целей, поэтому все турист- ские организации в условиях рынка стремятся к максимизации эф- фекта.

Повышение эффективности турбизнеса состоит в увеличении

экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Это обусловливают важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления туристским бизнесом, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйствен- ной процедуры в жизненную необходимость.

Данный подход предопределил создание классификации эффек- тивности. Ниже представлены наиболее традиционные признаки и классификация эффективности.

Большинство туристских организаций при оценке эффективно-

сти своего бизнеса пользуются признаком, отражающим содержа- ние того или иного элемента эффективности. Этот признак, позво- ляя комплексно оценивать эффективность бизнеса, достаточно прост в использовании и обладает высокой степенью достоверности.

По содержанию элементов эффективность подразделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую и полити- ческую.

Организационная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения организационных целей за меньшее время и (или) с меньшими затратами, нежели предполагалось.

Экономическая эффективность туристского бизнеса требует кон- кретизации понятий «экономическая эффективность» и «экономи- ческий эффект». Экономический эффект — абсолютный результат туристского бизнеса. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затратами. И наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результаты. Поэтому необходимо срав- нение результатов с затратами. Соизмерение эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Таким образом, экономическая эффективность — это относитель- ная величина, получаемая как соотношение одной абсолютной ве- личины (эффекта) с другой (затратами).

Социальная эффективность туристского бизнеса — это факт дос- тижения поставленных социальных целей за меньшее время и (или) с меньшими финансовыми затратами, нежели предполагалось. Со- циальные цели реализуют потребности сотрудников туристской ор- ганизации в информации, знаниях, творческом труде, самовыраже- нии, общении, отдыхе.

Технологическая эффективность туристского бизнеса означает достижение определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланиро- ванных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами, нежели планировалось.

Правовая эффективность туристского бизнеса оценивается сте- пенью достижения правовых целей организации и персонала за бо- лее короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами, чем предполагалось. Правовые цели реа- лизуют потребности сотрудников в безопасности и порядке.

Экологическая и этическая эффективность туристского бизнеса возможна тогда, когда экологические и этические цели организации и персонала достигаются за сокращенное по сравнению с плани- руемым время, меньшим числом работников или с меньшими фи- нансовыми затратами. Экологические и этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения людьми в отношении окружающей среды и между собой и находят свое выражение в корпоративной культуре.

В зависимости от пользователей различают внутреннюю и внешнюю экономическую эффективность туристского бизнеса.

Внутренняя эффективность — это оценка эффективности бизнеса с позиции туристской организации, она определяется системой пока- зателей, которые будут представлены ниже.

Современный подход к эффективности означает сочетание эффективного использования ресурсов с расширением масштабов деятельности и требует выделения в структуре эффективности ста- тистического и динамического аспектов. Статическая эффектив- ность характеризует степень приспособления организации к сло- жившейся экономической ситуации, без учета дополнительного роста, динамическая — тенденцию к развитию. Необходимо опти- мальное сочетание статического и динамического аспектов эффек- тивности. Элоупотребление статическим подходом к оценке эф- фективности может отрицательно сказаться на перспективах раз- вития предприятия. В то же время чрезмерное увлечение динами- ческим аспектом, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов перехода его в новое качество эффективности.

Кроме того, эффективность может оцениваться с позиций ко- личества и качества туристского бизнеса. Количественная эффек- тивность показывает размеры эффекта и темпы роста (прироста) показателей эффективности, качественная — комбинацию ресурсов, обеспечившую конечный результат.

Масштабность также представляется важным подходом к оценке эффективности. Так, экономическая эффективность может быть отраслевой, внутрифирменной, групповой (подразделения, службы и др.), индивидуальной. Оценка эффективности с позиций мас- штабности позволяет говорить о частных и общих показателях эф- фективности туристского бизнеса, а также сравнивать эффектив- ность работы отдельных туристских организаций.

В зависимости от способа соотношения результатов и затрат эффективность определяется следующими показателями:

? результат / затраты характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

? затраты / результат означает удельные затраты, приходя- щиеся на единицу достигнутого результата;

? результат — затраты характеризует абсолютную величину превышения результатами затрат;

? (результат — затраты) / затраты дает оптимальный эф- фект;

? (результат — затраты) / результат отражает удельный эф- фект, приходящийся на единицу получаемого результата.

Учет представленных видов эффективности обеспечивает ком- плексный подход к оценке эффективности туристского бизнеса в целом с позиций целеполагания (способности формировать цели в соответствии с потребностями), рациональности (средства достиже- ния цели должны быть оправданны), экономичности (минимизации затрат) и адаптивности (соответствия системе потребительских оце- нок и конкуренции).

Источник

Сущность и виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме

Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть фото Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть картинку Что такое результативность деятельности туристской системы. Картинка про Что такое результативность деятельности туристской системы. Фото Что такое результативность деятельности туристской системы Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть фото Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть картинку Что такое результативность деятельности туристской системы. Картинка про Что такое результативность деятельности туристской системы. Фото Что такое результативность деятельности туристской системы Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть фото Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть картинку Что такое результативность деятельности туристской системы. Картинка про Что такое результативность деятельности туристской системы. Фото Что такое результативность деятельности туристской системы Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть фото Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть картинку Что такое результативность деятельности туристской системы. Картинка про Что такое результативность деятельности туристской системы. Фото Что такое результативность деятельности туристской системы

Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть фото Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть картинку Что такое результативность деятельности туристской системы. Картинка про Что такое результативность деятельности туристской системы. Фото Что такое результативность деятельности туристской системы

Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть фото Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть картинку Что такое результативность деятельности туристской системы. Картинка про Что такое результативность деятельности туристской системы. Фото Что такое результативность деятельности туристской системы

Сущность и виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме

Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса

Факторы и пути повышения эффективности предпринимательства в сфере сервиса и туризма

Сущность и виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме

Экономические основы туристской деятельности выражаются преимущественно в конкретном эффекте. Термин “эффект” означа­ет впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечат­ление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую и социальную окраску. Эффект может наблюдаться или формироваться.

Один вид эффекта может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономический эффект, можно увеличить социальный. Если на первое место поставить экономический эффект и не уде­лять внимания организационному, то все информационные процес­сы могут замедлиться и это отразится на самом экономическом эффекте.

Эффективность туристской организации в общем виде опреде­ляют как отношение результатов ее деятельности к затратам, на­правленным на их качественное достижение. Эффективность отра­жает уровень достижения преследуемых целей, поэтому все турист­ские организации в условиях рынка стремятся к максимизации эф­фекта.

Проблема повышения эффективности турбизнеса состоит в уве­личении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Это обусловливают важность разработки единых подходов к измерению затрат и ре­зультатов для отбора и реализации подлинно эффективных реше­ний на всех уровнях управления туристским бизнесом, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.

Данный подход предопределил создание классификации эффек­тивности. Ниже представлены наиболее традиционные признаки и виды эффективности.

Большинство туристских организаций при оценке эффективно­сти своего бизнеса пользуются признаком, отражающим содержа­ние того или иного элемента эффективности. Данный признак, по­зволяя комплексно оценивать эффективность бизнеса, достаточно прост в использовании и обладает высокой степенью достоверности.

По содержанию элементов эффективность подразделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую и полити­ческую.

Организационная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения организационных целей за меньшее время и (или) с меньшими затратами, нежели предполагалось. Организационные цели реализуют потребности сотрудников в оптимальной организа­ции труда, позволяющей производить услуги надлежащего качества.

Экономическая эффективность туристского бизнеса предполагает конкретизацию понятий “экономическая эффективность” и “эко­номический эффект”. Экономический эффект — абсолютная вели­чина, обозначающая результат туристского бизнеса. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затра­тами. И наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результа­ты. Поэтому необходимо сравнение результатов с затратами. Соиз­мерение эффекта и затрат на его достижение является основой эко­номической эффективности. Таким образом, экономическая эф­фективность — это относительная величина, получаемая в результа­те соотношения одной абсолютной величины (эффекта) с другой абсолютной величиной (затратами).

Социальная эффективность туристского бизнеса — это факт дос­тижения поставленных социальных целей за меньшее время и (или) с меньшими финансовыми затратами, нежели предполагалось. Со­циальные цели реализуют потребности сотрудников туристской организации в информации, знаниях, творческом труде, самовыраже­нии, общении, отдыхе.

Технологическая эффективность туристского бизнеса означает достижение определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланиро­ванных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами, нежели планировалось.

Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть фото Что такое результативность деятельности туристской системы. Смотреть картинку Что такое результативность деятельности туристской системы. Картинка про Что такое результативность деятельности туристской системы. Фото Что такое результативность деятельности туристской системы

Правовая эффективность туристского бизнеса оценивается сте­пенью достижения правовых целей организации и персонала за бо­лее короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами, чем предполагалось. Правовые цели реа­лизуют потребности сотрудников в безопасности и порядке.

Экологическая и этическая эффективность туристского бизнеса возможна тогда, когда экологические и этические цели организации и персонала достигаются за сокращенное по сравнению с плани­руемым время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические и этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения людьми в отношении окружающей среды и между собой и находят свое выражение в корпоративной культуре.

В зависимости от пользователей различают внутреннюю и внешнюю экономическую эффективность туристского бизнеса. Внутренняя эффективность предполагает оценку эффективности бизнеса с позиции туристской организации и определяется систе­мой показателей, которые будут представлены ниже. Внешняя эф­фективность учитывает уровень удовлетворенности результатами деятельности туристской организации со стороны внешних пользо­вателей (государства, инвесторов, потребителей) и может оцени­ваться различными показателями. Так, эффективность бизнеса для государства в первую очередь определяется размером налоговых поступлений в бюджет. Необходимо отметить важность сбалансиро­ванности внутренней и внешней эффективности в контексте кон­курентоспособности туристской организации.

Современный подход к эффективности означает сочетание эф­фективного использования ресурсов с расширением масштабов дея­тельности и требует выделения в структуре эффективности стати­стического и динамического аспектов. Статическая эффективность характеризует степень приспособления организации к сложившейся экономической ситуации, без учета дополнительного роста, динами­ческая эффективность — тенденцию к развитию. Следует отметить необходимость оптимального сочетания статического и динамиче­ского аспектов эффективности. Злоупотребление статическим подходом к оценке эффективности может отрицательно сказаться на перспективах развития предприятия. В то же время чрезмерное ув­лечение динамическим аспектом, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов перехо­да его в новое качество эффективности.

Кроме того, эффективность может оцениваться с позиций ко­личества и качества туристского бизнеса. Количественная эффек­тивность показывает размеры эффекта и темпы роста (прироста) показателей эффективности, качественная эффективность — ком­бинацию ресурсов, обеспечившую конечный результат.

Масштабность также представляется важным подходом к оценке эффективности. Так, экономическая эффективность может быть отраслевой, внутрифирменной, групповой (подразделения, службы и др.), индивидуальной. Оценка эффективности с позиций масштабности позволяет говорить о частных и общих показателях эф­фективности туристского бизнеса, а также сравнивать эффектив­ность работы отдельных туристских организаций.

В зависимости от способа соотношения результатов и затрат эффективность определяется следующими показателями:

· результат / затраты характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

· затраты / результат означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигнутого результата;

· результат — затраты характеризует абсолютную величину превышения результатов над затратами;

· (результат — затраты) / результат отражает удельную величину эффекта, приходящегося на единицу получаемого результата.

Учет представленных видов эффективности обеспечивают ком­плексный подход к оценке эффективности туристского бизнеса в целом с позиций целеполагания (способности формировать цели в соответствии с потребностями), рациональности (средства достиже­ния цели должны быть оправданны), экономичности (минимизации затрат) и адаптивности (соответствия системе потребительских оце­нок и конкуренции). Это позволяет выбрать наиболее действенные инструменты управления туристским бизнесом в условиях конкуренции.

2. Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса

При всем многообразии целей туристского бизнеса домини­рующим является достижение наилучших экономических результа­тов, стремление к извлечению наибольшей прибыли с учетом дол­говременной перспективы развития. Отсюда в качестве исходного показателя туристского бизнеса выступает экономическая эффек­тивность как инструмент управления экономикой организации в условиях конкуренции и повышенного риска. Именно экономиче­ская эффективность позволяет оценить уровень использования от­дельных видов затрат и ресурсов, т.е. экономическую (рыночную) результативность туристского бизнеса.

В зависимости от решаемых задач экономическая эффектив­ность бывает двух видов: общая, предназначенная для выявления и оценки уровня использования отдельных видов ресурсов, и сравни­тельная, позволяющая определить эффективность на основе срав­нения результатов с данными предшествующих периодов или дан­ными других туристских организаций.

На уровне туристской организации показатели общей экономиче­ской эффективности включают общие и частные показатели

Обе группы показателей являются статичными и показывают уровень абсолютного эффекта, достигнутого в определенный мо­мент времени, или уровень использования того или иного вида ре­сурсов (затрат) также в определенный момент времени. Общие пока­затели делятся на абсолютные и относительные. В составе абсо­лютных показателей традиционно рассматривают показатели при­были (в денежном эквиваленте), в составе относительных показате­лей — показатели рентабельности (исчисляются в процентах). На практике важно знать эффективность использования отдельных ви­дов ресурсов и мощностей. С этой целью используются частные показатели, которые, как правило, являются относительными.

В целом все общие показатели отражают экономический эф­фект и эффективность туристского бизнеса. Расчетные формулы этих показателей представлены в соответствующих главах настоя­щего учебника. Существенным недостатком данных показателей является их статичность. Они демонстрируют эффективность дея­тельности туристской организации в отдельный момент времени, на отдельном предприятии, позволяют оценить, эффективно или не­эффективно работает организация, но не дают возможности понять, насколько хорошо (или плохо) она работает.

Эту проблему решают показатели сравнительной экономиче­ской эффективности, которые могут быть внешними и внутренними.

К внешним относятся:

К внутренним относятся:

Показатели сравнительной экономической эффективности турист­ского бизнеса позволяют определить место и роль предприятия в отрасли, регионе, стране. Это достигается посредством расчета внешних показателей и их сравнения с результатами работы аналогичных организаций. Кроме того, в качестве базы сравнения могут быть использованы статистические данные, нормы, нормативы и др. Сравнение внешних показателей позволяет определить рейтинг туристской организации в отрасли (регионе, мире). Внешние пока­затели могут быть абсолютными и относительными.

Внешние абсолютные показатели предполагают определение разницы значений результатов деятельности туристских организа­ций, исчисляются в денежном или натуральном выражении и могут быть определены по формуле

где Аэф внеш.- величина (в денежном или натуральном выражении)

внешнего абсолютного эффекта, означающая наличие конкурентных преимуществ (или угроз) туристской орга­низации перед другими участниками рынка;

Этур, Эбаз — величины показателя эффективности соответственно турист­ской организации и базового значения.

Внешние относительные показатели позволяют определить, во сколько раз эффективнее (или хуже) работает туристская организа­ция по сравнению с конкурентами, по формуле

Оэф внеш. = Этур / Эбаз

Наряду с внешними показателями существуют внутренние пока­затели сравнительной экономической эффективности, которые да­ют представление о динамике результатов туристского бизнеса. Эти показатели также могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные показатели характеризуют изменение результатов дея­тельности туристской организации за определенный период време­ни. Это изменение выражается в виде положительного экономиче­ского эффекта: роста результатов (прибыли и др.) или экономии ресурсов (затрат). Показатели определяются в натуральных показа­телях (например, количество услуг) или в денежном выражении по формуле

где Аэф внутр. — величина (в денежном или натуральном выражении) внутрифирменного эффекта, означающая рост общих абсолютных и (или) относительных показателей эффек­тивности и (или) снижение общих абсолютных и (или) относительных показателей эффективности (эффект может иметь различную форму, например: рост выработки приводит к экономии численности персонала и (или) заработной платы, а также способствует увеличе­нию объемов производства услуг; рост оборачиваемости оборотных средств приводит к их экономии; снижение себестоимости способствует увеличению прибыли);

Эн, Эк— величины показателя эффективности туристской орга­низации в различные периоды.

Внутрифирменные относительные показатели позволяют опре­делить, во сколько раз (или на сколько процентов) повысилась (по­низилась) эффективность работы туристской организации за опре­деленный период времени, по формуле

где Оэф внутр. — внутрифирменный относительный эффект туристской организации.

Система показателей общей и сравнительной экономической эффективности может дополняться другими характеристиками в зависимости от целей, степени детализации и глубины анализа. Так, в акционерных обществах дополнительно контролируется до­ходность акций, что отражает интересы акционеров и потенциаль­ных инвесторов.

3. Факторы и пути повышения эффективности предпринимательства в сфере сервиса и туризма

Экономический эффект в социально-культурном сервисе и ту­ризме — это всегда результат каких-либо усилий и обстоятельств, выражаемых системой факторов, исследование которых позволяет туристской организации управлять результативностью своей дея­тельности.

Для определения основных направлений поиска резервов роста эффективности факторы, влияющие на этот рост, делят на две группы:

· внешние факторы — государственное регулирование, уровень конкуренции в отрасли и др. (они не зависят от деятельности туристских организаций, но могут оказывать значительное влияние на эффективность бизнеса);

· внутренние факторы — подразделяются на политические, пра­вовые, организационные, экономические, технические, соци­альные, психологические (они определяют эффективность
менеджмента туристской организации, являются подкон­трольными организации и вполне ею управляемы).

Внешние и внутренние факторы находятся в тесной взаимосвя­зи и взаимозависимости. Анализ этих факторов и причин достигну­того уровня эффективности позволяет выявить и мобилизовать резервы повышения результативности туристского бизнеса.

Процесс анализа и оценки эффективности туристского бизнеса состоит из трех этапов:

1) оценка общего уровня эффективности на основе расчета и анализа показателей общей экономической эффективности;

2) определение эффективности использования отдельных видов мощностей и ресурсов на основе расчета и анализа частных показа­телей;

3) оценка эффективности деятельности туристской организации в динамике и сопоставление результативности бизнеса организации с успехами конкурентов.

Каждый последующий этап выступает конкретизацией преды­дущего, дополняя и уточняя его. Это обеспечивает комплексный подход к исследованию эффективности бизнеса и позволяет вы­брать стратегию повышения его результативности, адекватную си­туации. В рамках реализации стратегии первостепенное значение имеют мероприятия по выявлению резервов увеличения объемов производства и реализации, снижению себестоимости туристских услуг, роста прибыли и рентабельности. Эти мероприятия находят свое выражение в комплексной программе повышения эффективно­сти бизнеса, зависят от специфики туристской организации, теку­щего состояния и перспектив ее развития. В общем плане такая программа отражает:

— мероприятия по рациональному использованию материальных ресурсов — внедрение новой техники и технологий, позво­ляющих экономно расходовать материалы; совершенствование нормативной базы организации; повышение качества туристских услуг; современный дизайн и оборудование офиса; удобный для клиентов режим работы организации и др.;

— мероприятия, целью которых является определение и поддер­жание оптимального масштаба туристской организации, что позволяет минимизировать затраты в зависимости от объема производства услуг;

— мероприятия, связанные с улучшением использования основ­ного капитала — продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; повышение качества об­служивания и ремонта основного капитала; обеспечение ра­ционального использования производственных мощностей и площадей; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины, оборудование и инженерные системы организации; внедрение современных техники и технологии;

— мероприятия, направленные на лучшее использование рабо­чей силы и рабочего времени — определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня ква­лификации персонала; обеспечение опережающего роста про­изводительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение ус­ловий труда; механизация и автоматизация производственного процесса; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда;

— мероприятия по оптимизации производственного процесса — увеличение объемов выпуска услуг, повышение качества услуг, диверсификация бизнеса, расширение рынка продаж и др.

Изучение мероприятий по повышению эффективности позволя­ет сделать вывод о тесной взаимосвязи мероприятий различных на­правлений. Следует подчеркнуть, что разработка и реализация от­дельных мероприятий хотя и дают определенный эффект, но, как свидетельствует практика, не решают проблемы в целом. Именно комплексный подход к повышению эффективности туристской ор­ганизации представляется единственно возможным. Кроме того, комплексная программа повышения эффективности бизнеса долж­на иметь четкий механизм реализации, который позволит туристской организации занять достойную позицию в конкурентной борьбе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *