Что такое римское летоисчисление
Календарь Древнего Рима: Novus annus
Смену времен и круговорот латинского года
Я объясню, и заход и восхожденье светил.
Ты же радушно прими стихи мои, Цезарь Германик,
Мой по прямому пути робкий направя корабль.
(Овидий «Фасты» кн. I, 1-4,
пер. М. Гаспаров и С. Ошерова)
Совсем немного дней осталось до начала Нового года. Но, если сейчас он наступает 1 января (по Григорианскому календарю), то что было, скажем, тысячелетия назад?
Жизнь современного человека невозможно представить без использования календаря. Часть людей заглядывает в электронный календарь, другая – по старинке срывает лист бумажного календаря. Однако все мы живём уже по установленным когда-то давно правилам и не задумываемся о неточности годового цикла. Мы твёрдо уверены, что в марте 31 день, и никакая сила не сможет это изменить. В современном мире у каждого человека есть под рукой календарь, поэтому ему не нужно иметь раба, который бы бегал на Красную площадь, чтобы узнать сегодняшнюю дату и время. Что заставляет нас быть твердо убеждёнными в существующей действительности? Обратимся ко времени жизни Гая Юлия Цезаря, не зря же одна из календарных систем получила название в честь его родового имени.
Римское летоисчисление велось от легендарного основания Рима в 753 году до н.э. по лунному календарю. Уже в Раннем Риме было принято делить год на десять месяцев, первым из которых был месяц Март, названный в честь бога Марса – отца Ромула. Десять месяцев условно подразделялись на две группы. Первые четыре месяца: март, апрель, май и июнь, – были объединены в сезон созревания урожая. За ними следовали шесть месяцев: пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый, – в течение которых собирали этот урожай. При втором римском царе Нуме Помпилии было добавлено ещё два месяца: январь (в честь двуликого бога Януса) и февраль (с латинского «очищение»). Римская неделя состояла из восьми дней, каждый из которых на письме обозначался буквами латинского алфавита от A до H. Девятый день – нундины – был выходным днём для всего населения Рима, в который устраивали рыночную торговлю. Во время своего консульства Гай Юлий Цезарь обнаружил ряд неточностей, которые возникли в связи с нерегулярным следованием правил ведения календаря. Количество дней в месяце постоянно менялось: по установленным правилам месяц должен был начинаться с новолуния, однако оно не происходило на каждый 30 или 31 день, поэтому приходилось добавлять дни или, наоборот, укорачивать месяц. Контроль над календарём в Раннем Риме осуществляли понтифики. Они объявляли даты главных празднеств, зачастую не имевших привязки к определённым дням, а также благоприятные дни для заседаний суда и сената. В число их обязанностей входило добавление месяцев для согласования года с солнечным календарём. Зачастую понтифики вносили изменения в календарь по своему усмотрению или по просьбе политических деятелей за определённую плату: подобные вольные действия привели к полному хаосу в календарной системе Рима, а к 46 году до н.э. они стали существенной проблемой для ведения государственных дел, так как месяцы перестали совпадать в номинальном и фактическом моменте годичного цикла.
Именно данная причина побудила Гая Юлия Цезаря провести реформу календаря в 46 году до н.э.. Он пригласил в Рим группу александрийских астрономов во главе с математиком и астрономом Созигеном для разработки новой календарной системы. Не случайно Цезарь обратился к египетской школе, потому что ещё с древних времен египтяне придавали большое значение изучению светил, а, впоследствии, ведению календаря. С практической точки зрения, создание календаря было мотивировано необходимостью осуществления контроля над разливом Нила, так как это природное явление происходило всегда в одно и то же время. Год у египтян начинался в июле с появления на небе звезды Сириус и был равен двум периодам появления Сириуса на небе. Он был разделён на двенадцать месяцев и три сезона соответственно по четыре месяца. Общее количество дней равнялось 360. До следующего появления Сириуса оставалось ещё 5 дней, поэтому египтяне решили не включать эти дни в предыдущий месяц, а посвятить каждый из дней определённому богу: Осирису, Хору, Сету, Исиде и Нефтиде.
Египетский календарь не учитывал високосный год, поэтому с течением времени отставание накапливалось. Известно, что в 238 году до н.э. Птолемей III сделал попытку внести изменения в египетский календарь, добавив 366-ой день каждый четвертый год, предвосхищая реформу Гая Юлия Цезаря. Однако это изменение не было принято во внимание.
Александрийские астрономы установили, что протяжённость года равна 365,25 дням. Округлив число до целого, было решено добавлять каждый четвертый год один дополнительный день в феврале, чтобы избежать отставания от светового года. Римляне не заносили его в календарь, в отличие от нашего современного календаря, в который мы добавляем день в феврале (29 февраля). Они просто повторяли один и тот же день дважды, подобно «дню сурка». Этот день выпадал на 24 февраля, который являлся 6-ым днём до мартовских календ, получивший название биссектус (bis sextus – «второй шестой»), от которого произошло наше слово високосный. Дни месяца определялись относительно трёх дат: календы, ноны и иды. Календами назывался первый день месяца, когда появлялась новая луна на небе. Ноны наступали примерно через пять-семь дней после календ, и они были промежуточной датой. На пятнадцатый или семнадцатый день, в зависимости от того, когда наступало полнолуние, происходили иды. Даты отсчитывались в обратном порядке с включением в счёт ближайших дней календ, нон и ид. Соответственно, при указании первого дня месяца говорили «день календ». Если возникала необходимость сказать 30 апреля, то употребляли выражение «день за два дня до календ». Реформа Цезаря также касалась закрепления начала Нового года. Этой датой оказалось первое января, а для того, чтобы устранить отставание, Цезарь приказал добавить два дополнительных месяца. Последний год до принятия реформ длился целых 445 дней.
В честь этого грандиозного события месяц Квантилий (пятый месяц) получил название в честь родового имени Цезаря, который и по сей день сохраняет свое прежнее название – июль. Эту традицию переняли и другие правители Рима. Когда Октавиан Август вновь исправил календарную путаницу в 8 в. до н.э., а связано это было с произволом понтификов, то он назвал в честь себя месяц Секстилий – месяц своего первого консульства. Однако на этом переименование не закончилось. Так, император Домициан, не обладая скромностью, назвал в честь себя уже два месяца: Сентябрь (месяц рождения) – Германик и Октябрь (месяц, в котором стал императором) – Домициан. Естественно, после его свержения, вернули прежние названия месяцев.
Римские календари выглядели следующим образом: на каменной плите по вертикали высекали цифры, обозначавшие дни месяца, а над ними по горизонтали изображения богов, давшие имена семи дням недели. Посередине располагали знаки зодиака, соответствующие двенадцати месяцам.
В то же время можно обнаружить календари, в которых дни недели записывали в столбик, а сверху названия месяцев.
Другой формат римского календаря
Юлианский календарь долгое время был основным календарём для многих стран мира. Впоследствии он был заменён на Григорианский календарь папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года. В России же этот календарь был введён только 26 января 1918 году. Тем не менее, до сих пор юлианский календарь используется в богослужении.
От чего вели летоисчисление в Древнем Риме до введения общепринятого «до рождества Христова»?
Современный мир живёт по Григорианскому календарю, отсчёт лет в котором идет «от рождества Христова». Но даже в христианском мире так было далеко не всегда. Григорианский календарь назван в честь римского папы Григория XIII, который постановил принять его в качестве основного для всех католических стран. Это случилось в 1582 году. До того (а православные страны — вплоть до начала XX века) христиане жили по Юлианскому календарю, принятому в правление Юлия Цезаря.
Отсчёт лет «от рождества Христова» также стал общепринятым совсем недавно. На Руси его ввёл Пётр I в 1700 году, до него все даты считали «от сотворения мира». В других странах переход на новое летоисчисление происходил в разное время. Во Франции с 1500 г., Испании — 1550, Швеции и Дании — 1559, Нидерландах — 1575, Германии — 1691. В документах папской канцелярии эта система тоже окончательно утвердилась в XVII веке, хотя счёт лет «от рождения Христа» иногда встречается и раньше, но с указанием общепринятой даты «от сотворения мира».
Вычислить год, в который родился Иисус Христос, христиане пытались с первых веков. В 525 году римский аббат Дионисий (в церковных текстах его именуют Дионисием Малым, чтобы не путать с епископом Дионисием, жившим в III в. н.э.) сопоставил фазы луны по астрономическим таблицам. По дате проведения Пасхи (которая празднуется в первое воскресенье первого полнолуния после весеннего равноденствия) в год казни Христа, исходя из того, что это случилось при императоре Тиберии, когда прокуратором Иудеи был Понтий Пилат, он вычислил год смерти и воскресения Иисуса. Зная его, вычислить год рождения Христа было уже совсем просто.
В то время христиане вели счёт годам от начала правления императора Диоклетиана (284 г. н.э.). Аббат Дионисий задал папе римскому Иоанну I вполне резонный вопрос — почему христиане считают годы от императора Диоклетиана, свирепого язычника и гонителя церкви? Почему бы не перейти на счёт лет от рождения Иисуса? С ним согласились, но идея Дионисия овладела умами далеко не сразу. Верховный понтифик Иоанн XIII в X веке стал отмечать свои постановления годами от рождества Христова, но это было его личной прихотью, официально католическая церковь перешла на новую датировку лишь через несколько веков.
Как ни странно, но светские власти использовали датировку «от рождества Христова» намного раньше, чем церковные. Впервые такая дата в официальном документе появилась в 742 году, в капитулярии (указе) Карломана, управляющего северо-восточной частью государства Меровингов — Австразией. Но ещё долгие века христианский мир считал даты Anno Mundi (от сотворения мира). Год сотворения был вычислен при императоре Констанции II, в 353 г. н.э.
Определили её следующим образом. В то время в Римской империи самым важным был 15-летний административный цикл. С такой периодичностью проводилась кадастровая перепись и оценка имущества, с которого собирался налог. Кроме того, для церковных праздников использовался лунный календарь, а для астрономических расчётов и для исчисления сельскохозяйственного цикла — солнечный. Поскольку сотворение мира по определению является нулевой точкой, церковные математики посчитали дату, на которую приходится полное совпадение всех трёх циклов. Ею оказалась пятница, 1 марта 5508 г. до н.э.
Древние римляне считали годы как по уже упомянутому 15-летнему административному циклу, называемому «индиктион», так и иными способами. Пользовался популярностью отсчёт лет от начала правления очередного императора. Так считали годы ещё древние египтяне, с конца Древнего Царства (XXI в. до н.э.), а вслед за ними и прочие народы. Но у римлян имелась ещё одна опорная дата, использовавшаяся для датировок в официальных документах. А именно — год основания города Рима, 753 до н.э.
Именно от этого года вёлся счёт лет в древнем Риме. Если в быту римляне обычно говорили «это случилось в таком-то году правления такого-то императора», то при оформлении договоров или иных документов писали дату Ab Urbe condita (от основания Города). Городом с большой буквы древние римляне всегда именовали только и исключительно Рим, поэтому путаницы не возникало. Даже в каком-нибудь далёком Лондиниуме (современный Лондон), основанном римлянами в 43 г. н.э., римский чиновник, писавший в документе дату от основания Города, подразумевал количество лет от основания Рима.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
Что такое римское летоисчисление
Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами: первый, второй, третий и т.д. Год начинался с весны – периода, близкого к весеннему равноденствию. Позже первые четыре месяцы были переименованы. Самый первый месяц года был назван мартиусом (martius) – в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire – «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus –»согреваемый Солнцем». Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus). Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.
Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия:
квинтилис (quintilis) – пятый;секстилис (sextilis) – шестой;
септембер (september) – седьмой;октобер (october) – восьмой;
новембер (november) – девятый;децембер (december) – десятый.
Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер) имели каждый по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней. Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня.
В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца – одиннадцатый и двенадцатый. Первый из этих месяцев – януариус – был назван в честь двуликого бога Януса, который считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа, всякого начинания. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. Еще же добавленный месяца – фебрариус – был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит от слова februare – «очищать», и связано с обрядом очищения.
Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней, и в связи с добавлением дополнительно 51 дня пришлось менять длину месяцев: от тех 6 месяцев, каждый из которых раньше состоял из 30 дней (априлис, юниус, секстилис, септембер, новембер, децембер) отняли по одному дню. Это позволило образовать два последних месяца с количеством дней: януариус – 29, фебрариус – 28.
Таким образом, год, содержащий 355 дней, делился на 12 месяцев.
Такова была общая структура римского календаря в середине I в. до н.э. Он представлял собой весьма сложную и неудобную систему счисления времени. Установленная продолжительность года в 355 дней очень близко подходила к продолжительности лунного года, состоящего из 12 лунных месяцев. Такое совпадение не является случайным. Оно объясняется тем, что римляне в то время привязывали календарь к изменению фаз Луны. Начало каждого месяца определялось всякий раз по первому появлению лунного серпа после новолуния, и по приказу жрецов каждый раз глашатаи оповещали римлян о начале нового месяца или года, что было большим недостатком древнеримского календаря.
В результате вставок каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, то есть была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы избегнуть расхождения между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени увеличивать или уменьшать длину добавочных месяцев. Все эти исправления и изменения в календаре, а также общее наблюдение за его правильностью были поручены верховному жрецу.
Право изменять продолжительность добавочного месяца с 191 г. до н.э. принадлежала только понтификам, во главе которых стоял верховный жрец. Но они часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме. Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой.
Реформа Юлия Цезаря.
Хаотичность римского календаря стала столь значительной, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 – 44 гг. до н.э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.
В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток, поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом – 366 дней. Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год стали называть annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.
Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный – 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном – 30 дней.
К моменту реформы календарь (и связанные с ним праздники) ушел вперед от смены времен года на 90 дней, так что 1 января календарного года должно было выпасть на 3 октября. В связи с этим в последнем году старого календаря были вставлены три месяца: мерцедоний из 23 дней и два безымянных месяца (33 и 34 дня) между новембером и децембером. Кроме того, Юлий Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.
В новом календаре почти на каждый день года было дано указание, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го – захода Арктура, 7-го – заход Плеяд и Ориона и т.д. Тем самым календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и, следовательно, с циклом земледельческих работ, начала которых приурочивались к определенному положению созвездий на вечернем или утреннем небе.
Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года. Таким образом, Юлий Цезарь является автором широко распространенной традиции начинать отсчет нового года с первого января.
В благодарность за реформу, а также учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус. Вскоре, однако, римские жрецы то ли по неграмотности, то ли с целью скомпрометировать календарь, вновь запутали его, объявляя високосным каждый третий год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9. Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет – с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. – високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели, которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы – нундиды. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц секстилис в месяц августус. Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней. Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу. Так февраль остался с 28 или 29 днями.
Римский календарь: как считали дни до нашей эры
Первый римский календарь был совсем не похож на современные перекидные календари, удобно отделяющие месяцы и недели друг от друга. В первоначальном варианте и вовсе не было недель, а месяцы именовались с помощью порядковых номеров. Всего месяцев было десять, а дней, содержащихся в году, — триста четыре. Календарь был позаимствован у древних греков и введен в 738 году до нашей эры царем Ромулом, в честь которого нередко можно увидеть названия «Ромулов календарь» или «календарь Ромула». В период правления царя год начинался с приходом весны, поэтому первым месяцем долгое время служил март. Он, как и некоторые другие месяцы, получил свое название только к концу 8 века до н. э.
В честь отца легендарного Ромула, бога войны Марса, был назван март (мартиус). Апрель (априлис) имеет латинский корень «aperire» («открывать»), поскольку в этот период раскрывались почки на деревьях. В честь матери бога Гермеса, богини Майи, назван май (майус). Последним месяцем, названным не по порядковому номеру, стал июнь (юниус), посвященный богине Юноне. Когда количество дней в календаре было упорядочено, шесть месяцев вмещали в себя 30 дней. Остальные четыре, а именно март, май, июль (в те времена квинтилис) и октябрь, содержали 31 день.
Первые реформы в римском календаре
Календари, вмещающие 12 месяцев, появились благодаря одному из древнеримских царей — Нуме Помпилию. Он прибавил к Ромуловому календарю два дополнительных месяца — январь, посвященный двуликому богу Янусу, и февраль, названный в честь Фебрууса — бога подземного царства. После нововведений в календаре присутствовало 354 дня, что уравнивало римский календарь с грецким. Интересен способ, которым добывались дни для нового двенадцатимесячного календаря. Пятьдесят дней было прибавлено для получения равновесия с годом у греков. Еще по одному дню римляне забрали у месяцев с продолжительностью 30 дней. Они сделали это для того, чтобы прибавить не 50, а 51 день — нечетные числа считались более счастливыми, нежели четные. В результате на новые месяцы выпало целых 57 дней: 29 на январь и 28 на февраль.
Получившийся год в 355 дней был практически идентичен лунному календарю, что нельзя назвать случайностью. Ведь каждый новый месяц начинался с появления первого лунного серпа. Глашатаи громко объявляли это событие с наставления жрецов, таким образом доводя новость до сведения римлян. Те календари были еще каменными и включали в себя знаки зодиака в центре, дни месяца по сторонам и дни недели сверху, помеченные под изображениями прикрепленных к ним богов.
Мерцедоний и проблемы римского календаря
Римский год отставал от тропического на 10 дней, из-за чего каждый второй год приходилось вводить промежуточный месяц — мерцедоний. Но и его введение не решало проблему, поскольку в этом случае год римлян обгонял тропический на сутки. Поэтому понтификам (жрецам) была поручена важная миссия — регулировать длительность мерцедония таким образом, чтобы календарные дни соответствовали явлениям природы. Однако жрецы имели другие цели: подстраивали дни уплаты налогов, как им удобно, удлиняли сроки правления отдельных властей и укорачивали тех, кто был им непригляден. Манипулируя временем в свою пользу, жрецы спровоцировали путаницу во времени празднования многих дат.
В период до 46 года до нашей эры планирование календарей в Риме было сложнейшим занятием из-за их хаотичности. Но во времена правления Юлия Цезаря римляне дождались желаемых реформ. Группа астрономов под предводительством Созигена принялась за усовершенствование римского календаря. Теперь он брал за основу годовое вращение Солнца, а не Луны, сохранял равновесие с тропическим годом и соответствовал четырехгодичному солнечному циклу.
Юлианский календарь
Юлианский календарь был введен с 1 января 45 года до н. э. Это соответствовало новолунию после зимнего солнцестояния, и это единственная существующая связь между календарем Созигена и лунными циклами.
Начало года было смещено с первого марта на 1 января — день, когда в должность вступали консулы, и брал начало римский хозяйственный год. Таким образом, римский календарь стал максимально похож на современные карманные календари. Чтобы уравнять проведение праздников с явлениями природы, в 46 году до нашей эры римлянам пришлось помимо мерцедония ввести в календарный год еще два месяца. Этот год продолжительностью в 445 дней известен как «год замешательства». Совершенствование римского календаря можно проследить в таблице:
Название месяца | Количество дней | ||
---|---|---|---|
Ромулов календарь | Календарь Нумы Помпилия | Юлианский календарь | |
Январь | — | 29 | 31 |
Февраль | — | 28 | 28 (29) |
Март | 31 | 31 | 31 |
Апрель | 30 | 29 | 30 |
Май | 31 | 31 | 31 |
Июнь | 30 | 29 | 30 |
Июль (Квинтилис) | 31 | 31 | 31 |
Август (Секстилис) | 30 | 29 | 31 |
Сентябрь | 30 | 29 | 30 |
Октябрь | 31 | 30 | 31 |
Ноябрь | 30 | 29 | 30 |
Декабрь | 30 | 29 | 31 |
Счет дней в Древнем Риме был не таким, как в наше время. Первый день месяца раньше носил название «календы». Идами назывались каждое 13 или 15 число зависимо от месяца. Соответственно 5 или 7 день месяца назывался нонами. Март, май, октябрь и июль вмещали ноны 7 числа, а иды — 15. Дни считались не после, а до или от определенного события. К примеру:
Каждый 4-й год являлся високосным. Поскольку изначально дополнительный день был не 29 февраля, а спрятанным между 23 и 24, то второе 24 февраля определялось как «биссектус» — «второй раз шестой». Но из-за неправильного произношения византийских греков современные календари включают в себя именно високосный год.