Что такое риск ориентированный подход в области охраны окружающей среды
Что такое риск ориентированный подход в области охраны окружающей среды
Постановление от 27 июля 2017 года №886. Установлено, что риск-ориентированный подход будет применяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при федеральном государственном экологическом надзоре и лицензионном контроле за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. Это позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.
Документ
Постановление от 27 июля 2017 года №886
Подготовлено Минприроды России в целях реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (паспорт приоритетной программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).
Федеральным законом от 13 июля 2015 года №246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход. Виды государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный подход, определяются Правительством России. При этом Правительство вправе определить виды госконтроля, которые могут проводиться с применением риск-ориентированного подхода ранее этого срока.
В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля постановлением Правительства от 17 августа 2016 года №806 был утверждён перечень видов контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. Постановлением Правительства от 2 марта 2017 года №245 в перечень были включены в том числе федеральный государственный экологический надзор (в части государственных надзоров в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора) и лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Подписанным постановлением в Положение о федеральном государственном экологическом надзоре (утверждено постановлением Правительства России от 8 мая 2014 года №426) внесены изменения, которыми предусматривается федеральный государственный экологический надзор с применением риск-ориентированного подхода.
Устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска (от одного раза в год до одного раза в пять лет).
В отношении объектов государственного надзора, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут.
Критерии отнесения поднадзорных объектов к различным категориям риска будут определяться исходя из установленных законодательством в области охраны окружающей среды категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с использованием дополнительных характеристик (место расположения объекта в пределах экологически чувствительных территорий, вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований).
Принятые решения позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.
Памятка Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)
1. Что такое риск-ориентированный подход?
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
2. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806.
В настоящее время риск-ориентированный подход распространен на 39 видов государственного контроля (надзора). Так, с августа 2016 года с применением риск-ориентированного подхода осуществляется государственный контроль (надзор) органами государственного пожарного надзора, надзора в области связи, санитарно-эпидемиологического надзора. В феврале 2017 года риск-ориентированпый подход распространен на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются постановлениями Правительства Российской Федерации отдельно по каждому из видов государственного контроля (надзора).
5. Законодательством предусмотрены следующие категории риска и классы опасности.
Особенности осуществления мероприятий по контролю
Чрезвычайно высокий риск
плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
плановая проверка проводится не чаще одного
раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
плановые проверки не проводятся
Присвоенная категория риска и класс опасности влияют на частоту проведения мероприятий государственного контроля (надзора). Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся плановые проверки.
Объекты контроля, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшей категории риска или классу опасности и плановые проверки в отношении таких объектов не проводятся.
6. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:
а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);
б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.
7. Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?
При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.
8. Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).
Заявление должно содержать следующие сведения: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту); информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности; адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); об отказе в удовлетворении заявления.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявлепия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.
Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.
В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.
Что такое риск ориентированный подход в области охраны окружающей среды
Постановление от 22 ноября 2017 года №1410. В целях применения риск-ориентированного подхода при региональном государственном экологическом надзоре установлены критерии отнесения производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к определённой категории риска и периодичность проведения плановых проверок на таких предприятиях.
Документ
Постановление от 22 ноября 2017 года №1410
Подготовлено Минприроды России в рамках приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (паспорт приоритетной программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).
Постановлением Правительства от 17 августа 2016 года №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление №806) был утверждён перечень видов контроля, при которых будет применяться риск-ориентированный подход.
Постановлением Правительства от 2 марта 2017 года №245 в перечень был включён в том числе региональный государственный экологический надзор (далее – региональный надзор).
В соответствии с пунктом 3 1 постановления №806 Правительство России утверждает критерии отнесения производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к определённой категории риска для регионального надзора (далее – критерии).
Постановлением Правительства от 28 сентября 2015 года №1029 (далее – постановление №1029) были утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Подписанным постановлением для регионального надзора утверждены критерии отнесения производственных объектов к определённой категории риска (среднего, умеренного и низкого), соответствующие критериям, установленным постановлением №1029.
Установлена также периодичность проведения плановых проверок в рамках регионального надзора в зависимости от отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к определённой категории риска.
Для категории высокого риска такая периодичность составит один раз в два года, для категории значительного риска – один раз в три года, для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет. В отношении объектов, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут.
Категория объекта регионального надзора может быть изменена (как повышена, так и понижена) при актуализации учётных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в случаях изменения технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Принятые решения позволят дифференцировать предприятия по значимости воздействия на окружающую среду в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования.
Что такое риск ориентированный подход в области охраны окружающей среды
Постановление от 17 августа 2016 года №806. Утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности. В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определён перечень видов контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.
Документ
Постановление от 17 августа 2016 года №806
Подготовлено Минэкономразвития России в целях реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» (далее – Федеральный закон №246-ФЗ).
Федеральным законом №246-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов госконтроля применяется риск-ориентированный подход. Такие виды госконтроля определяются Правительством России.
Комментарий
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу опасности.
Подписанным постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности.
В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определён перечень видов государственного контроля (надзора), при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. В этот перечень включены:
В положения о федеральном государственном надзоре в сфере связи, федеральном государственном санитарно-эпидемиологического надзоре и федеральном государственном пожарном надзоре внесены изменения, которыми, в частности, устанавливаются категории риска или классы опасности, которые применяются при этом виде контроля (надзора); критерии отнесения объектов контроля к определённой категории риска или определённому классу опасности; периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенных объектам контроля категории риска или класса опасности.
Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.
Риск-ориентированный подход при организации госконтроля
3 сентября 2016 года было выпущено Постановление №806 «О риск-ориентированном подходе». Оно регулирует нюансы установления классов риска для ИП и ЮЛ. В Постановлении же перечислены формы госконтроля, при использовании которых актуален риск-ориентированный подход.
Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере предпринимательства и оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.
Что собой представляет риск-ориентированный подход
Риск-ориентированный подход (РОП) – это способ организации надзора, в рамках которого строгость осуществления контрольных мероприятий зависит от категории риска проверяемых субъектов. ЮЛ или ИП наделяются классом опасности контролирующими органами. При этом принимается во внимание тяжесть результатов несоблюдения правил безопасности. РОП используется со следующими целями:
С 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений) действует Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.?
Использование риск-ориентированного подхода регулируется статьей ФЗ от 26.12.2008 г. №294, Постановлением Правительства от 05.07.2017 №801. В чем заключается суть РОП? При проведении проверок используется два подхода: полный и дифференцированный. Всеобъемлющие проверки отличаются тратой больших ресурсов, низкой эффективностью. Направленные проверки позволяют сконцентрировать усилия проверяющих органов на организациях, которые потенциально могут причинить вред. Одновременно с этим снижается нагрузка на организации, которые не несут никакой угрозы. То есть число проверок в отношении добросовестных учреждений уменьшается.
К СВЕДЕНИЮ! Риск-ориентированный подход используется при проверках медучреждений, при контроле пожарной безопасности. Это достаточно универсальный инструмент.
Базовые принципы риск-ориентированного подхода
Рассмотрим базовые принципы РОП:
Оценка должна выполняться непредвзято. Перед присуждением категории собирается вся необходимая информация о субъекте.
Как определяется класс риска?
Категория риска присуждается на основании двух факторов:
Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года №806. Проверка осуществляется в отношении медицинских учреждений. Конкретная категория присуждается на основании информации, которая содержится в едином реестре лицензий на медицинскую деятельность. Наделять субъекты определенным классом риска может только руководитель или заместитель руководителя Росздравнадзора. Осуществляется эта процедура на основании критериев, изложенных в приложении к Постановлению №801.
Категории риска
При определении категории используется показатель риска. Образуется он путем суммирования значений показателей, которые характерны для конкретного субъекта. Данные для расчетов приведены в приложении к Постановлению №801. Рассмотрим категории:
Пять категорий риска нужны для определения частоты проверок. Класс, присужденный учреждению, может меняться. Внесение изменений осуществляется на основании итогов предыдущих проверок.
Периодичность проверок
Чем более высокую категорию риска имеет субъект, тем чаще проводятся проверки:
Существуют также критерии вероятности несоблюдения субъектом требований, что может повлечь за собой негативные последствия. Оценка этой вероятности осуществляется на основании информации о результатах проверок, выполняемых ранее, назначенных наказаниях.
Структура системы риск-ориентированного подхода
Внедрение РОП предполагает прохождение ряда этапов. Рассмотрим основные этапы проверок:
После проведения проверок, если это требуется, категория риска субъекта изменяется.
Нюансы сбора информации о субъекте
В отношении компании перед проведением проверки обязательно выполняется сбор информации. В частности, собираются следующие данные:
При анализе компании во внимание принимается вся совокупность информации.
Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода
При назначении категории, о чем было упомянуто ранее, принимается во внимание возможность нарушения требований субъектом. Если учреждение часто нарушает требования, назначается более высокий класс опасности. Возможность нарушений требований подразумевает анализ такой информация, как:
Регулярно проводится переоценка класса риска. Переход в другую категорию выполняется в соответствии со следующими условиями:
К примеру, в учреждении была проведена проверка, в результате которой не выявлены нарушения. В этом случае субъект вместо значительной категории риска приобретает средний класс риска. Переход из одной категории в другую должен быть обоснован. Если в учреждении ничего не поменялось, то и класс риска не будет изменяться.