Что такое рисунок кратко
Значение слова «рисунок»
1. Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, углем, красками и т. п. У кибиток их пасутся уродливые, косматые кони, знакомые вам по прекрасным рисункам Орловского. Пушкин, Путешествие в Арзрум. — Я узнал вас по автопортрету — помните, такой маленький карандашный рисунок? Федин, Города и годы. || Узор. Жена, и бабушка, и дочь примутся рассматривать материю, хвалят рисунок, пробуют добротность. Гл. Успенский, Невидимки. Изящные чугунные завитки, составляющие рисунок ворот, служили верными точками опоры для цепких рук. Куприн, Белый пудель. || Иск. Совокупность линейных элементов в картине, в противоположность колориту, краскам. Картина, несмотря на 719 неудовлетворительный рисунок и местами даже дурной, делает чрезвычайно сильное впечатление сочинением, содержанием и общим тоном картины. Крамской, Письмо В. Г. Перову, 23 дек. 1872.
2. Искусство создания таких изображений, а также искусство изображения линейных элементов в картине в противоположность колориту, краскам. Я не без гордости вспоминаю целую плеяду известнейших наших архитекторов, учившихся у меня рисунку. В. Яковлев, Художники, реставраторы, антиквары. Я много работала у Добужинского по классу композиции и у Яковлева — по рисунку. Каверин, Перед зеркалом.
3. Контур, очертания чего-л. В рисунке гор не было ни одной цельной линии, все как бы находилось в движении. Павленко, Счастье. || перен. Совокупность наиболее характерных черт, особенностей воплощения чего-л. Рисунок роли. Рисунок танца. □ Оба рассказа свидетельствуют об известных литературных способностях их авторов: рассказы кратки, стройны по сюжетному рисунку, имеют удачные концовки. Фадеев, Письмо членам литературного кружка школы № 122, 2 дек. 1953.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Рису́нок, или академи́ческий рисунок — вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.
РИСУ’НОК, нка, м. 1. Нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем. Р. дерева. Карандашный р. Р. карандашом, углем и т. д. || перен. Очертание, контур. Р. гор на горизонте. 2. Совокупность линейных элементов в картине, в противоп. колориту, краскам (живоп.). Этот художник мастер рисунка.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рису́нок
1. изображение, созданное с помощью графических средств, преимущественно из линий и штрихов ◆ Рисунок углём. ◆ Рисунок, выполненный карандашом. ◆ Рисунок на вазе.
2. жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, основанная на применение графических средств
3. совокупность графических, рисовальных элементов в изображении, в противоположность живописным элементам
4. совокупность линий и форм в каком-либо видимом объекте, зрительный образ ◆ Тут можно ожидать (с учётом гетерозиготности) около 2 млрд комбинаций, а это значит, что рисунки поверхностей клеток могут быть практически неповторимы от человека к человеку. Юрий Чайковский, «Юбилей Ламарка — Дарвина и революция в иммунологии», 2009 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: простереться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Рисунок: суть, виды, типы, техники и краткая история
Рисунок — это древнейшая разновидность изобразительного искусства, подвид графики и структурная основа любого изображения. На протяжении многих лет он оставался по сути лишь подсобным инструментом в работе художника, скульптора или архитектора. Большинство творческих личностей после окончания работы над очередным произведением обычно выбрасывали многочисленные эскизы и зарисовки. Лишь в начале XX века рисунок признали в качестве полноправного автономного вида живописи.
Рисунок для мастера служит удобным средством познания действительности и отображения ее в своем художественном произведении. В процессе рисования с натуры или по памяти живописец тщательно анализирует формы изображаемых предметов, определяет для них идеальное место в композиции.
Рисунок помогает человеку запечатлеть на бумаге отдельные моменты творческого поиска. За длительный период работы над картиной первоначальные замыслы и настроение автора нередко кардинально меняются. Просматривая многочисленные наброски и эскизы, живописец заново погружается во внутренний мир собственных переживаний и воспоминаний.
Виды рисунка и их отличительные черты
Рисунок в искусстве представляет собой изображение предметов с помощью разнообразных графических средств: точек, линий, штрихов, пятен. Существует огромное разнообразие его видов, которые различаются по многим критериям:
В зависимости от детализации художественной композиции и сложности исполнения различают несколько основных видов:
История рисунка
История рисунка берет свое начало с самых истоков человеческой цивилизации. На протяжении многих тысячелетий до появления письменности наши предки изображали сцены из охоты, фигуры людей и животных на стенах пещер для передачи друг другу важной информации. Древняя наскальная живопись имеет огромную историческую ценность, но не представляет интереса для искусствоведов и художников.
Вплоть до XIV века между рисунком и живописью не было принципиального различия. Художники не использовали светотени и штриховые моделировки. На египетских пирамидах и древнегреческих вазах господствует схематическое изображение предметов и людей.
С началом эпохи Возрождения происходит бурное развитие и становление рисунка. В это время закладывается фундамент теории и практики европейского искусства. Рисунок используют в станковой живописи разных жанров выдающиеся мастера эпохи Рафаэль Санти (Raffaello Santi) и Микеланджело Буанаротти (Michelangelo Buonarroti). Рождаются на свет удивительные графические работы Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Паоло Веронезе (Paolo Veronese) и Тициана (Tiziano Vecellio). Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) поднимает ксилографию на уровень настоящего искусства.
В конце XVI века впервые появляется понятие академический рисунок, возникает стройная классическая система обучения художников. В тот период становится массовым увлечение начинающих авторов копированием образцов признанных мастеров.
В XVII веке в творениях Рембрандта (Rembrandt), Рубенса (Rubens) и других мастеров рождается реалистический рисунок. Эпоха Барокко привносит в рисование динамику и пышность, а рококо — утонченность и детализацию сюжетов.
На рубеже ХVIII-XIX веков в искусстве господствует романтизм. Изображения приобретают экспрессивную выразительность, большой популярностью пользуются героические сюжеты.
В конце XIX века происходит зарождение нового явления в массовой культуре — иллюстраций для печатных изданий. На зрителя обрушивается огромное количество изображений с полос афиш, страниц газет и журналов.
XX век также вносит свой вклад в развитие рисунка. Появляются новые его разновидности:
Самые знаменитые рисунки
Среди знаменитых работ гениальных художников рисунки отнюдь не занимают лидирующие позиции. По популярности они все-таки уступают пальму первенства более эффектным и красочным картинам известных мастеров. Но давайте отдадим дань уважения этому виду искусства и вспомним несколько значимых работ.
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Изображение обнаженного мужчины в двух пропорциях кисти великого мастера уже более 500 лет служит образцом внутренней симметрии человеческого тела и даже Вселенной.
«Лукреция» Рафаэль. Это произведение дошло до нас, не в последнюю очередь, благодаря желанию менее известных современников скопировать шедевры мастера. Маркантонио Раймонди на основе этого эскиза создал свою знаменитую гравюру.
«Меланхолия» Альбрехт Дюрер. Таинственный эстамп великого немецкого художника имеет небольшие размеры — всего 23,9 × 18,8 см. Тщательно прорисованная гравюра содержит множество явных и скрытых символов. Интересный факт — живописец был по натуре меланхоликом, как и множество гениальных творческих личностей всех времен.
«Сон разума рождает чудовищ» Франциско Хосе де Гойя (Francisco José de Goya). Офорт одного из самых ярких представителей стиля романтизма создан на основе простой испанской поговорки. Но великий Гойя сумел создать гениальное произведение из обыденной вещи.
Значение рисунка в искусстве сложно переоценить. С его помощью художники ищут новые интересные идеи и композиции для своих произведений. Многие работы старинных и современных мастеров можно приобрести на сайте Very Important Lot. Также посетители нашего портала имеют возможность принять участие в онлайн-аукционах.
Рисунок
Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики.
В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.
Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).
Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.
Элементы рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на которой находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).
Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь.
РИСУНОК
+ а) вид изобразительного искусства;
+ б) отдельное художественное произведение;
+ в) академическая дисциплина;
+ г) в бытовом употреблении.
Применение рисунка в изобразительном искусстве.
↳ Станковый (Как отдельное художественное произведение)
↳ Подготовительный материал для живописи
Для рисунка характерен ограниченный (условный) набор цветов, как правило, это градации одного цвета. Изображение в рисунке всегда условно (не похоже один в один на то, что видит художник в натуре). От других видов искусства рисунок отличает разнообразие и многообразие его видов. Это происходит потому, что подготовленные рисунки и самостоятельные произведения художников одинаково ценны и весомы в художественном мире.
Таким образом у рисунка прослеживается специфическое свойство: он может существовать как сам по себе, так и являться одним из этапов создания произведения искусства, объекта дизайна или ДПИ. Отсюда вытекает, что рисунок может быть одновременно и целью и средством художественной деятельности (выполняется для себя или для зрителя).
В истории искусств выделяется особенно рисунок отдельных периодов (например: рисунок эпохи Средневековья), школ рисования (например: школа Рафаэля и маньеристов) и отдельных мастеров (например: рисунок Леонардо да Винчи; рисунок Гольбейна; рисунок Ван Гога).
Рисунок делится на эскизный и выставочный, а также композиционный и свободный.
Творческий, свободный рисунок помогает художнику исследовать модель, выявляет её характерные особенности, индивидуальные характеристики и отношение к ним автора сразу. Такой рисунок может изображать модель по отношению к среде, саму по себе или её части, особо заинтересовавшие художника. Творческий замысел в купе с впечатлениями от увиденного (или, реже, придуманного) выражается в рисунке сразу и представляет собой законченное станковое произведение.
Рисунок выполняется графическими художественными материалами, применяемыми в зависимости от желаемого результата с использованием разнообразных художественных приёмов.
Материалы для рисунка (графические художественные материалы) бывают трёх видов.
Твёрдые Мягкие Жидкие
(Карандаши, (Широкие) (акварель, тушь,
простые и цветные; (уголь, соус, чернила, гуашь)
маркеры, линеры; сангина, мел,
ручки шариковые, сепия, пастель
гелевые, капилярные и другие)
Традиционный рисунок выполняется на бумаге разных сортов или её производных. До появления бумаги подобные графические изображения рисовались на кости, папирусе, дереве, покрытом воском и других материалах.
Современные рисунки имеют основу в виде обычной рисовальной бумаги разной плотности и текстуры, а также, специальной грунтованной и окрашенной бумаги (например: бумага для пастели, акварели, крафт бумага и так далее). Часто художники вручную придают бумаге необходимую текстуру и цвет при помощи грунтовки чаем, кофе, акварелью; используют специальные приёмы состаривания бумаги, взъерошивания верхнего слоя наждачной бумагой для лучшей сцепки, например с мягкими материалами. Вот это придаёт большую выразительность рисунку.
Учебные рисунки по технике исполнения и соответствию поставленным задачам бывают:
+ линейный (линеарный) рисунок;
История рисунка.
* Особое обаяние имеют рисунки тушью на шёлке стран Азии (IV в до нашей эры): Китая, Японии, стран Дальнего Востока. Этот вид рисунка до появления бумаги (по легенде в 105 году нашей эры) приобрёл в своём развитии особенность технологии и техники исполнения, критерии мастерства и массу уникальных отличительных признаков и ознаменовал развитие рисунка, живописи и ДПИ стран Восточной Азии в целом. Его влияние на национальное искусство этих регионов ощутимо до сих пор.
Также, параллельно с архитектурным рисунком, развивается искусство книжной миниатюры.Рисунки для книг выполняются на специально подготовленном и загрунтованном пергаменте красками, органическими и неорганическими. Выполнялись условно цветные и чёрно белые рисунки.
* В эпоху Возрождения рисунок становится базовым способом изучения линейной перспективы, пластической анатомии, явлений природы, форм растительного и животного мира и древний рисунок приобретает статус исследовательского-научного опыта. Особое место уделяется в этот период рисованию с натуры. Именно с эпохи Возрождения начинают выявляться конкретные задачи и способы рисования, применяемые и в наши дни:
+ станковый рисунок (жанры: исторический, религиозный, бытовой, пейзаж, портрет, и другие) → представители: Рафаэль, Микеланджело;
+ штудия (академическая, анатомическая и другие) → представитель: Леонардо да Винчи;
+ свободный живописный рисунок → представители: Тициан, Веронезе;
+ линейно-штриховая моделировка (анализ формы, объёма) → представитель: Дюрер.
Рисунок эпохи Возрождения являет собой теории и практики современного европейского рисования.
* С ХVI века происходит реформа в обучении рисованию: одним из основных методов начального обучения рисунку становится метод копирования. В связи с этим, начинается коллекционирование рисунков мастеров предыдущих эпох, особое внимание уделяется их хранению и систематизации, а также атрибуции.
— рисование с гипсов;
— рисунки с живой модели.
* В XVII веке, как альтернатива академическому рисунку, появляется реалистический рисунок. Характерные его черты: свобода графических средств и стилистика близкая к натуре. В основе рисунка лежит авторская идея, а не подчёркнутый эстетизм натуры (художники представители: Рембрант, Рубенс, Ж. Калло).
* Рисунок эпохи барокко характеризуется динамикой, пышностью, богатством графических изобразительных приёмов (представитель: Бернини).
* В стиле рококо рисунок приобретает утончённость, изыск техники, сюжетов, детализации, композиции (представители: Ватто, Буше).
* Соответствующие веяниям классицизма ХVIII века строгость, простота, лаконичность линий и форм, эстетизм решения силуэта и некоторая статуарность персонажей проявляются в рисунках Давида, Энгра.