Что такое рисунок танца

ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И ВИДЫ РИСУНКОВ

РИСУНОК ТАНЦА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА

Слово композиция происходит от латинского слова и означает соединение связь. Это понятие относится как к целому хореографическому произведению, так и к определенному танцевальному этюду, или танцевальной комбинации.

Композиция определяет взаимодействие художественных средств используемых в хореографическом произведении

Вне единства композиции не существует.

Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой. Драматургия номера (развитие действия героев) раскрывается через композицию танца, а, следовательно, и через рисунок танца. Экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка требуют, чтобы рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Это особенно касается номеров, где основным выразительным средством является рисунок танца. И хотя законы драматургии не имеют ярко выраженных границ перехода от одной части к другой и носят условный характер, они требуют, чтобы, соотношения различных частей, их длительность, напряженность и насыщенность действия были подчинены единому замыслу, основной задаче.

Еще со времен Пифагора было доказано воздействие на зрителя различных построений, перестроений.

· возвышенное – вертикальное расположение рисунка

Рисунок должен длиться ровно столько времени, сколько необходимо для его восприятия зрителем, но он не должен «надоесть».

Это в полной мере относится и к каждому движению, и к комбинации.

Рисунок, составленный из различных расположений фигур исполнителей, переплетения рук, различных ракурсов, называется (основным) композиционным рисунком.

Основных композиционных рисунков в хореографии, на наш взгляд существует два вида: круговые и линейные:

Крут— это такое построение участников, когда они видят друг друга.

Круг имеет ряд разновидностей:

Несколько кругов, несколько кругов по кругу

Круг образующийся парами, тройками ( карусель)

Линейные рисунки

Линия– расположение исполнителей боком

друг к другу, лицом к зрителю

Линейное построение в рисунке составляет сочетание шеренги и колонны

стоящих боком друг к другу

Шахматный порядок подразумевает, что люди будут чередоваться из ряда в ряд.

Колонна— стоим в затылок друг другу

Различные перестроения и переходы, сочетания шеренги и колонны создают бесконечное число рисунков, многие из которых имеют ассоциативные названия:

Прочес вправо, влево

Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. В музыке необходимо услышать свой рисунок танца. Именно услышать. Он должен отражать характер музыки, ее стиль, находиться в тесной связи с ее темпом и ритмом.

Окраску рисункам, их развитию дают повороты головы, движения рук, повороты корпуса.

С помощью рисунка танца можно управлять вниманием зрителя, если распределить рисунок так, чтобы второстепенное не отвлекало внимание, а помогало выделить и подчеркнуть главное.

ВОСПРИЯТИЕ РИСУНКА

Длительность восприятия зависит от сложности рисунка, они находятся в прямо пропорциональной зависимости. Чем сложнее рисунок, тем он интенсивнее и дольше воспринимается зрителем, и наоборот. Обратно пропорциональная зависимость в восприятии рисунка существует в сочетании рисунка и лексики (хореографического текста). Чем сложнее рисунок, тем должна быть проще лексика и наоборот.

На восприятие рисунка влияет:

* костюм— покрой (длинный или короткий), цветовое решение;

в «коробочку», к центру круга, и расход по всей площадке

* сочетание музыки и движения (музыка исполняется медленно, движение

— быстрее и наоборот);

* соответствие рисунка музыкальному материалу

* длительность музыкальной фразы.

Под восприятием также подразумевается место (точка) активного действия. Оно возникает между рисунками при композиционном переходе. Этот момент можно сделать пассивным или активным, украсив переход поворотом головы, взмахом платка, поворотом вокруг себя и т.д.

Благодаря этому у балетмейстера появляется возможность концентрировать внимание зрителя на определенном участке сцены и воздействовать на восприятие им хореографического произведения. Необходимо знать, как и в какой момент менять точку восприятия, чтобы правильно использовать рисунки.

По характеру восприятия рисунки могут бытьследующими;

* образный рисунок— несет в себе какой-то конкретный образ. Например, стая летящих журавлей – клин. Для образного рисунка необходимо найти наиболее эффектную конкретную пластику движений и поступков, наиболее характерные перестроения;

ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И ВИДЫ РИСУНКОВ

Каждый рисунок и его построение отличаются один от другого определенной группой приемов.

Первая группа приемов:

1. Прием дробления(рисунок возрастающей интенсивности). Основной рисунок делится на более мелкие, и из одного рисунка образуются два, три и более

2. Прием укрупнения(рисунок убывающей интенсивности). Из двух и более рисунков образуется один

3. Прием наращивания— встречается чаще всего в начале, танца (экспозиции). Например, выходит одна девушка, затем еще две, затем еще и так далее (хоровод «Березка» в постановке Н. Надеждиной).

4. Прием усложнения— основной рисунок усложняется. Например, «шен», «воротца», различные «восьмерки» и так далее. Этот прием проявляется также тогда, когда внутри основного рисунка и вовне его есть еще какие-то перестроения

* прием построения от частного к общему. Каждый участник исполняет свое движение или рисунок, создавая тем самым общий композиционный рисунок.

По сложности рисунки могут быть следующими:

* простой или одноплановый

По расположению на сценической площадке рисунки могут быть симметричными и асимметричными (по отношению к мизансценической оси).

1. тема и идея хореографического произведения

2. характеристика действующих лиц

3. музыкальный материал

4. продолжительность музыкальной фразы

5. логика развития рисунка от простого к сложному

6. контрастность движения и музыки

7. единство музыки, рисунка, костюма

8. музыкальный темп, ритм

Также рисунок танца зависит от национальной принадлежности танца т.к. при создании народного танца учитываются сложившиеся в данной местности традиционные рисунки.

Источник

Мастерство хореографа. Рисунок танца, как составляющая часть композиции.

Рисунок танца это расположения и перемещения танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция, должен быть подчинен идее хореографического произведения эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца. Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их.

На протяжении веков хореографическое искусство усложнялось, оттачивалось. Развивались все составные части композиции танца, становился разнообразнее рисунок.

Драматургия номера раскрывается через композицию танца, а следовательно и через рисунок танца. Экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка требуют, чтобы рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Это особенно касается номеров, где основным выразительным средством является рисунок танца. Там, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок в этом эпизоде может быть не столь насыщенным, не столь сложным).

ВИДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО РИСУНКА

I. Простой рисунок танца–это один рисунок танца, который представляет собой целостную, неразрывную линию (круг, линия, спираль).

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

I1. Сложный рисунок танца –это простой рисунок танца, в структуру которого внесен другой простой рисунок танца. За счет этого конструктивного изменения простой рисунок усложняется.

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Например: Простой рисунок –круг, но если в структуру круга внести встречный «шен», то простой круг станет сложным кругом. Круг как рисунок танца сохранится, но его структура усложнится за счет наличия «шена».Сложные рисунки танца могут занимать все пространство сцены или располагаться на одном из планов сцены.

III. Симметричный рисунок танца.

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

III. Не симметричный танцевальный рисунок. Если правая и левая сторона рисунка танца, при условном сгибании планшета сцены по оси симметрии, не совпадает, то такой рисунок танца считается не симметричным.

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Например: на сцене из правого верхнего угла в левый нижний угол располагается одна диагональ – при условном сгибании планшета сцены по оси симметрии – рисунок не совместится – значит, он не симметричный.

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

IV. Одноплановый рисунок танца. На плане сценической площадки мы рассматривали горизонтальные планы сцены.

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Один рисунок, располагающийся на всей сцене, или занимающий один план сцены – одноплановый рисунок. Одноплановый рисунок может быть простым и сложным, симметричным и не симметричным.

V. Многоплановый рисунок танца. Несколько отдельных рисунков танца, расположенных на разных планах сцены – многоплановый рисунок танца.

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Например: на первом плане – два круга на уровне II кулис, на втором плане пара солистов по центру, а на третьем плане – одна линия вдоль задника сцены. В каждом плане сцены отдельный рисунок танца. Многоплановый рисунок танца может быть простым, сложным, симметричным или не симметричным.

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Многоплановый рисунок танца может сочетать в себе все виды рисунков танца.

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

ТИПЫ РИСУНКОВ РУССКОГО ТАНЦА

В русском танце исторически сложились рисунки, отражающие глубокое содержание, они выразительны, символичны и изобразительны. Название рисунков русского танца тому подтверждение.

I. Круг –

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

а) круг в круге (двойной, тройной)

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

б) «шен» в круге (сложный рисунок)

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

в) два круга, «перетекающие» один в другой

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

II. Линия

а) горизонтальная (одна, несколько)

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

б) диагональ (одна, пересекающиеся)

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

в) вертикаль (одна, несколько)

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

г) параллельные линии

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

III. Спираль

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

IV. Комбинированные сложные рисунки танца

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

б) «воротца» и «змейка»

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

в) «круг» и «прочес» «круг» и «дощечки»

Что такое рисунок танца. Смотреть фото Что такое рисунок танца. Смотреть картинку Что такое рисунок танца. Картинка про Что такое рисунок танца. Фото Что такое рисунок танца

Интенсивность смены рисунков к кульминации танца может возрастать. Например: вращение одной большой линии на сцене происходит за 16 тактов 2/4, затем линия делится на 2 линии – они вращаются за 8 т. 2/4, затем каждая линия делится еще на 2 линии – они вращаются на 4 т. 2/4, каждая из 4 линий делятся еще на 2 линии – все вращаются на 2 т. 2/4, затем рисунок распадается и все исполнители по одному кружатся на 1 т. 2/4 и на 1 т. 2/4 – переход в новый рисунок. Таким образом, интенсивность деления линия и их вращение занимает все меньше времени и интенсивность действия нарастает, что может подвести к кульминации. Таким же образом можно наоборот уменьшить интенсивность развития рисунка танца и подвести к развязке.

Вся практическая работа должна быть подчинена задачей развития навыков по сочинению хореографического произведения, где основным выразительным средством является рисунок танца, раскрывающий образ и характер музыкального произведения.

Педагог может считать свое произведение успешно решенным в том случае, если слышимый, рожденный музыкой образ будет совпадать с видимым хореографическим образом. Именно музыка диктует хореографическое решение, структуру хореографического языка и таким образом, танцевальный текст находится в прямом взаимодействии с музыкальным материалом.

Работа над хореографическим сочинением, балетмейстер имеет в своем распоряжении невероятное множество сочетаний движений, разнообразие приемов. Пользуясь материалом разных видов танцев он своей фантазией создает разнообразные хореографические сочинения различного жанра, стиля, характера. Хореограф должен быть мыслителем, психологом и педагогом, а также режиссером-постановщиком.

Источник

Рисунок танца, как составляющая часть композиции

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Рисунок танца как составляющая часть композиции»

Знание законов драматургии помогает автору сценария, хореографу, композитору в работе над сочинением, а также при анализе уже созданного сочинения.
Композицию создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Внутренний взор балетмейстера – это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сначала смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец. Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, эпизода в пляске, дуэта, трио и т.д.

Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определенном музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строится по законам драматургии. Композиция танца состоит из ряда компонентов. В него входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразительность то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и т.п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трудность).

Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей.

Экспозиция может получиться ясной, доходчивой или наоборот, скомканной, невнятной, затянутой.

Завязка – четкой и яркой или смазанной, тусклой, незаметной.

Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает нарастающим, сильным или растянутым, расхолаживающим.

Кульминация, как и завязка, может быть яркой, впечатляющей, настоящей вершиной танца или же бледной, робкой, лишенной силы воздействия на зрителей.

Развязка должна быть подготовлена органически всем ходом танцевального действия, но бывает неоправданно внезапной, ничем не обусловленной, а в другом случае – затянутой, расхолаживающей, нарушающей все впечатление от танца.

Рассмотреть историю зарождения танцевальной культуры;

рисунка танца и танцевальной лексики;

рисунка танца с драматургией;

рисунка танца и музыкального материала;

Выявить взаимосвязь рисунка танца с национальными особенностями определённого народа.

История зарождения танцевальной культуры

Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке.

Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определённую мысль), должен быть подчинён основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны.

Древние танцоры, как замечал Аристотель, посредствам ритмичных движений, изображают и характеры, и душевные состояния, и действия. Можно предположить, что именно с появлением земледелия наряду с круговыми рисунками появляются и линейные построения танца, что в какой-то степени связано с отражением в нём трудового процесса – полевых работ.

Большое значение в развитии рисунка танца древних народов имела импровизация. Танцы шаманов, дошедшие почти до наших дней, подтверждают это.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и хореографии. Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после революции. Танцы стали посвящаться рабочим, труженикам полей; широко был раскрыт образ женщины – труженици, героини Великой Отечественной Войны.

На протяжении веков хореографическое искусство усложнялось, оттачивалось. Развивались все составные части композиции танца, становился разнообразнее рисунок.

При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя.

Взаимосвязь рисунка с компанентами композиции танца

Взаимосвязь рисунка танца и танцевальной лексики.
Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста.

Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебёдушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм – словом, все выразительные средства.

В хороводе “Березка” (исполнитель – Государственный хореографический ансамбль “Березка”) балетмейстер Н.Надеждина, используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как берёзка, русской девушки, её характер, образ русской природы.

Рисунком танца мы называем перемещение танцующего или группы танцующих по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные танцевальные фигуры и формы их передвижения по сцене. Круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали – все это используется в танцевальном рисунке.

Круг (рис.2). Круговые танцы – движение танцующих по кругу – берет свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнце. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа и другие строятся на рисунке круга.

И профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет, никогда без него не обходится: почти все вариации и коды включают в свою композицию круг.

Прямая линия (направление сверху вниз, рис.3)

Прямая линия (направление снизу вверх, рис.4)

Прямая линия (направление справа налево, рис.5)

Прямая линия (направление слева направо, рис.6)

Рис.1 рис.2 рис.3 рис.4 рис.5 рис.6

Каждый последующий рисунок должен логически вытекать из предыдущего, быть им подготовленным.

О ракурсе. Часто видим, как танцующие то стремительно летят или плывут к нам лицом, то поворачиваются в профиль и мы видим их сбоку, то вдруг становятся спиной.

Ракурс – это точка зрения из центра зрительного зала на танцующего (или танцующих).

От того, насколько педагог умеет пользоваться ракурсами, зависит богатство или скудность танцевального текста, содержательность сочиняемого танца. Произвольное изменение ракурса исполнителем влечёт за собой искажение текста, смысла и логики танцквальной композиции. Важно, чтобы рисунок не отвлекал зрителя своей оригинальностью, а всей своей выразительностью способствовал пониманию основной идеи произведения, его образов, пониманию замысла хореографа.

Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определённые коррективы.

Взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала.


Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, её стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. Танец, его рисунок, развивается вместе с музыкой, она то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно на пианиссимо, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце, так же как в музыке, где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой.

С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. Если имеется повтор музыкальной темы или её развитие, балетмейстер должен услышать это и отразить, либо в повторе, либо в развитии уже использованного рисунка.

Музыкальная форма, композиторский замысел произведения должны найти адекватное выражение в композиции танца, следовательно, и в его рисунке. Так, например, форма рондо в музыкальном сочинении требует соответствующего выявления в хореографии (в рисунке танца или в танцевальной лексике).

Рисунок танца соответствует характеру музыки. Например, лирический вальс требует рисунка плавного, неторопливого, если можно так сказать, напевного. А острый, чёткий характер мазурки заставит балетмейстера обратиться к рисункам, стремительным, с динамичными продвижениям, резкими поворотами, неожиданными изменениями в направлении движения. Это не означает, что вальс и мазурка не могут иметь один и тот же рисунок. Круг может быть и в вальсе и в мазурке, но характер рисунка в лирическом вальсе будет отличаться от мазурки, более динамичной, темпераментной, порывистой.

Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца. Темп определяет не только скорость движения, не только быстроту перемещения исполнителей по сценической площадке, но и определяет характер произведения.

Таким образом, динамика и темп являются и средствами выразительности танца.

Распределение танца по сценической площадке .

Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но, прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.

Высказывание Ж. Ж. Новера об изучении балетмейстерами произведений великих живописцев, о симметрии и асимметрии в рисунке танца, думается, справедливо особенно в тех случаях, когда мы отражаем на сцене какую-либо бытовую картину, жизненное явление, раскрываем в танце определенный сюжет.

Рисунок танца может строиться балетмейстером в нескольких планах. Нужно чтобы хореограф умел переносить внимание зрителей на тот план или на тех действующих лиц, которые в данный момент являются главными. Нужно уметь управлять вниманием зрителя и для этого так распределять рисунок танца по сценической площадке, чтобы второстепенное не отвлекало, а помогало выделить главное.

При построении рисунка танца хореограф должен учитывать планировку сцены, а также смысловую сторону эпизода. Следовательно, рисунок танца должен исходить предыдущей мизансцены и быть обращен к главным персонажам. Предположим, что танец, например хоровод, должен быть построен как чествование какого-нибудь действующего лица. При сочинении такого хоровода балетмейстер должен строить рисунок танца так, чтобы он был обращен к герою. Тогда смысловая задача танца найдет в рисунке своё отражение.

Следовательно, рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутренний характер и образ, ритмической стороны темпа, строение музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).

Произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремясь к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно.

Вся практическая работа должна быть подчинена задачей развития навыков по сочинению хореографического произведения, где основным выразительным средством является рисунок танца, раскрывающий образ и характер музыкального произведения.

Педагог может считать свое произведение успешно решенным в том случае, если слышимый, рожденный музыкой образ будет совпадать с видимым хореографическим образом. Именно музыка диктует хореографическое решение, структуру хореографического языка и таким образом, танцевальный текст находится в прямом взаимодействии с музыкальным материалом.

Работа над хореографическим сочинением, балетмейстер имеет в своем распоряжении невероятное множество сочетаний движений, разнообразие приемов. Пользуясь материалом разных видов танцев он своей фантазией создает разнообразные хореографические сочинения различного жанра, стиля, характера. Хореограф должен быть мыслителем, психологом и педагогом, а также режиссером-постановщиком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *