Что такое рисующие слова в литературе

Прием словесного рисования на уроках литературного чтения

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Министерство образования и науки Астраханской области

ОАОУ СПО «Астраханский социально – педагогический колледж»

Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»

Прием словесного рисования на уроках литературного чтения

студентка группы 3 А

___________ Соломахина И.В.

преподаватель русского языка с методикой преподавания

_____________ Шалдаева В.В.

Одной из приоритетных задач школьного образования разработчики нового проекта Государственного образовательного стандарта называют формирование коммуникативных учебных действий. В контексте предлагаемой концепции УУД они рассматривают коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. И действительно, формирование коммуникативных действий является важнейшей задачей для полноценного психического развития и становления личности. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных сферах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, во многих школах недооценивается важность развития у учащихся коммуникативных действий, являющихся своеобразным фундаментом, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Важно начать их формирование именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.

Уроки литературного чтения открывают для развития коммуникативных умений учащихся большие возможности. Их формированию способствуют творческие работы, которые являются неотъемлемым компонентом системы начального литературного образования младших школьников.

Под творческой работой мы понимаем особую форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познавательную личность и формирует ее. На уроках литературного чтения я использую следующие виды творческих работ:

— выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения;

— словесное рисование картин;

Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране.

На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответствующая картинка.

На следующем этапе можно использовать такие приемы:

Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации.

Дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по литературному чтению. Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами»).

На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования

2) «Рисуется» место, где происходит событие.

3) Изображаются действующие лица

4) Добавляются необходимые детали

5) «Раскрашивается» контурный рисунок.

Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка». Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.

Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: « Каким ты представляешь себе героя ?», « Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст? » и т.п.

Источник

Таблица “Художественные приемы в литературе”

Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть фото Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть картинку Что такое рисующие слова в литературе. Картинка про Что такое рисующие слова в литературе. Фото Что такое рисующие слова в литературе Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть фото Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть картинку Что такое рисующие слова в литературе. Картинка про Что такое рисующие слова в литературе. Фото Что такое рисующие слова в литературе

Всего получено оценок: 445.

Всего получено оценок: 445.

В литературе используется большое количество художественных приемов, помогающих раскрыть авторский замысел. Данный материал, который поможет при подготовке к урокам литературы, представляет собой таблицу «Художественные приемы в литературе».

Значение

Художественные приемы помогают с наибольшей точностью и выразительностью передать авторские рассуждения. Сочетание различных приемов говорит об авторском стиле.

Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть фото Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть картинку Что такое рисующие слова в литературе. Картинка про Что такое рисующие слова в литературе. Фото Что такое рисующие слова в литературеРис. 1. Художественные приемы.

Тропы

Художественный прием

Пример

Багровый костер заката

Небо осенью дышало

Облаком волнистым пыль встает вдали

И слышно было до рассвета, как ликовал француз

Шаровары шириною в Черное море

Градоначальник с фаршированной головой

Люди в белых халатах

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова)

Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина)

Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.

Фигуры речи

Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:

Художественный прием

Пример

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Други его — не тревожьте его!

Слуги его — не тревожьте его!

Не жалею, не зову, не плачу.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы.

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Белеет парус одинокой

Ты богат, я очень беден;

Ты румян как маков цвет,

У Елены беда тут стряслась. Большая.

Какой же русский не любит быстрой езды?

Прощай, немытая Россия!

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал…

Вопросно-ответная форма изложения

Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо!

Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.

Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть фото Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть картинку Что такое рисующие слова в литературе. Картинка про Что такое рисующие слова в литературе. Фото Что такое рисующие слова в литературе

Что мы узнали?

К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).

Источник

Петр Алешковский: писатель – живописец, который рисует словами

Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть фото Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть картинку Что такое рисующие слова в литературе. Картинка про Что такое рисующие слова в литературе. Фото Что такое рисующие слова в литературе

Роман «Крепость» писателя и журналиста Петра Алешковского (автора «Жизнеописания Хорька», «Арлекина» и «Рыбы») вошел в длинный список премии «Русский букер» и шорт-лист «Большой книги». Этот сложный тест существует в двух временных измерениях, повествуя о судьбе принципиально честного археолога Мальцова, который пишет исторический труд и параллельно наблюдает сны о расцвете и падении Золотой Орды. В интервью РИА Новости писатель рассказал о том, как конструируется хороший роман, почему книга будет существовать всегда и произведения каких писателей обязательно нужно прочесть каждому.

К какому миру вы больше себя причисляете — к литературному, журналистскому или археологическому?

Я имею в виду, что вам ближе?

— Жизнь. По профессии я писатель, в бывшем — археолог; историю не оставляю, но я не академический ученый и не могу быть записан в эти ряды. В какой-то момент я понял, что конструировать историю мне интереснее, нежели раскапывать ее. Писатель — не археолог, но может и должен, если необходимо, уметь пользоваться открытиями ученых.

В романе «Крепость» вы точно докапываетесь до самой сути, слой за слоем раскрываете героев, персонажей…

— Хороший роман это конструкция, которая ведет читателя по определенному пути, если она построена правильно. Если есть строительство, скелет, то роману задана тяга. Существует воля пишущего, но бывает так, что читатель конструирует чтение по-своему, выискивает другие смысловые оттенки. Задача писателя — не только язык и стиль, но и наблюдательность. В случае моего романа археология и история есть некий фон, как и природа, как и жизнь. Писатель, словно живописец, рисует словами. Его задача — построить их так, чтобы получились и история, и сюжет, и характер.

В «Крепости» это особенно прослеживается: любое описание ярко встает перед глазами и затягивает, хотя назвать книгу простой нельзя. Как сделать так, чтобы читатели хотели читать сложную литературу?

— Это вопрос не ко мне.

А вы сами ориентируетесь на читателя?

— Мои книги очень разные. Есть короткие рассказы, которые печатались в «Русском репортере». Они всем понятны, потому что изначально писались просто, хотя в них есть некие стилевые изыски. Я не забываю о своем читателе, я знаю его, но когда лет 6-10 пишешь большой роман, то читатель отдаляется.

Читателей у меня, быть может, не так много, как у массового писателя, но я никогда не стремился быть массовым. Если строить произведение как трагедию, историю, в нее надо вжиться, с ней надо жить и доверять дыханию автора. Если ты попадаешь с ним в унисон, все тянет и идет. Если нет — оправдания бессмысленны.

Вы думаете, что читатель и автор либо подходят друг другу и тогда им стоит продолжать культурное сотрудничество, либо нет?

— Я воспитан на сложных авторах. Не знаю, читают ли сейчас Томаса Манна или Гессе… Наверное, читают. Но я знаю, что во все времена легкие жанры были наиболее тиражными, наиболее доступными и наиболее коротко живущими за редким исключением, например «12 стульев» Ильфа и Петрова. Каждый жанр соответствует своему описанию. Сейчас многие писатели не понимают, зачем они рассказывают историю, а ведь литературоведение с древних времен распределило задачи авторов по жанрам. Существуют эпопеи, трагедии, комедии. Когда происходит точное попадание, тогда это победа. За вкусы всех читателей я отвечать не могу. Мне дороги те, которые со мной.

Как вы думаете, надо ли воспитывать в читателе культуру чтения?

— Сегодня все с ног на голову. Это не бурчание пожилого человека, просто время кардинальным образом изменилось, об этом и в романе написано. Визуальные жанры приобрели большую популярность. Кино очень сильно отбивает вкус к чтению, поскольку машина и правильно заточенный глаз режиссера плюс потрясающие эффекты могут сотворить такое, что прописать словами очень сложно. Но мне верится, что книги никуда не денутся.

Книга будет существовать и существует отдельно, ведь удовольствие от чтения совершенно иное, чем удовольствие от просмотра. Она воздействует на другую часть головного мозга. Кино и книга — это разное восприятие мира.

Почему читать стали меньше?

— Наступило такое время, когда айпэды и айфоны куда важнее и необходимее молодежи, чем книга. В метро все что-то делают, уткнувшись в телефон, и очень немногие читают. Современную прозу, по-настоящему русскую, печатают одно-два издательства: редакция Елены Шубиной и Эксмо, потому что АСТ-Эксмо — колоссальный конгломерат, который все может. И мне, как автору, в общем, это выгодно. С другой стороны, нет никакой конкуренции. Сегодня большие издатели во всем мире понимают, что надо держать в руках все вожжи. Таким образом, проза, которая всегда была отдельной, элитарной, остается, но становится маленьким кусочком чего-то огромного. Мелким издателям выживать очень сложно. Свобода выражения никуда не делась, а свобода продажи — это другое дело, книга стала стоить непомерно дорого, что не по карману рядовому читателю, мы его просто потеряли.. Но таков подход к сегодняшнему продвижению культуры.

В театре и в кино по-другому, потому что там есть меценаты. В литературе, увы, не так: писателей и так не много, и есть сито, которое отсеивает их по своему желанию. Раньше сит было много: толстые журналы например. Но изменилось время, и в этом смысле госполитика может настойчиво стараться заставлять молодого человека читать, но если он не захочет, заставить его невозможно.

Слишком много сладостей предлагает рынок культурных развлечений.

Почему так получается, что массовая литература нужна большему количеству людей, чем качественная?

— Притягательность дешевой литературы в том, что там есть сюжет, неважно, как слеплены слова, — прочитаете один раз и забудете.

Культура такая вещь, которая требует преданности. Вот в советские годы было тяжело достать хорошую книжку: мы обменивались литературой, ходили в библиотеки. Если вы заглотили этот крючок, то другое вам невкусно и неинтересно.

Книга печатная и электронная: это равноценно или нет?

— По-моему, нет. Я не люблю электронные книги. Для меня это мука, поскольку мне приятно держать книгу в руках, перелистывать ее. Но моей маме 83 года, она сидит в деревне с электронной книгой, в которой хранится полторы тысячи книг, и милым делом ее читает. Просто мне не приходилось оказаться в ссылке с отсутствием печатной литературы.

Мы не задумываемся, что большая часть выходящих сегодня книг долго не проживет. Бумага такого качества, что они развалятся, поэтому надежда только на электронные носители. Книги старые, даже советские, будут жить куда больше. Это тоже подход: дешевое, массовое, гори огнем, лишь бы заработать.

В списках литературных премий одни и те же авторы. Как читателю узнавать новые имена?

— С 2000 года я веду передачу на радио. Мне поступает море разных книг, в том числе, конечно, и художественная литература. Каждый раз назвать хорошие книги, которые я прочел в этом году, — зубовный скрежет и боль. Лишь четыре-пять книг окажутся на моей полке. Это вкусовщина, но пристрастия в культуре и искусстве — всегда вкусовщина.
Новые имена… Возник в Петербурге такой писатель Лев Наумов с книгой «Шепот забытых букв». Он написал коротенькую книжку рассказов и несколько странных, скажем так, пьес. В нон-фикшн больше достойных вещей. Сейчас появился очень интересный писатель Сергей Самсонов. Его «Железная кость» написана гекзаметром, не каждый сможет ее прочитать, но это подход, попытка создать эпопею. Он замечательно сказал, что его поразили две Одиссеи — Гомера и Капитана Блада. Это четкое понимание, чего он хочет: сюжета, героических порывов и мощного рокотания.

Политические высказывания писателя Михаила Елизарова мне глубоко несимпатичны, но у него есть замечательные книжки. Я знаю, что он обладает литературными мускулами что ли. Не понять, что в «Библиотекаре» он воюет с Советской властью, значит ничего не понимать в литературе.

То есть должно быть правильное понимание истории? Герой вашего романа пытается отрефлексировать историю, перенести ее в современность…

— И в итоге его закапывают. Он не революционер. Сейчас все чаще кричат, что Сталин гений, жертвы репрессий преувеличены… Это полный бред, ради чего боролись отважные диссиденты, ради чего страдала страна и гибли безвинные души? Горе не уходит просто так, мы должны окончательно пережить свои беды. Мы станем только сильнее от того, что начнем всерьез задумываться над нашей историей, которая очень кровава, сложна, местами несправедлива, каковой и бывает история всех людей.

Искусство — особый способ приблизиться к истине, поиск неких красот, но ни в коем случае не скатывание в сторону тьмы. Такое часто происходит, поскольку премии и вой неразборчивых журналистов туманят голову — пройти медные трубы не просто, это же всегда понимали. Лучше сидеть в своей квартире и не высовываться, что я с успехом делал долгие годы. Я мало пишу: «Крепость» я писал шесть лет. Не знаю, что будет дальше. У меня такой настрой, мне так удобней, но у многих желание красоваться затмевает разум.

Вы упомянули, что долго работали над романом. Изменилась ли задумка за это время?

— Я очень долго примеривал разные варианты финала. Идея окончательной концовки была изначально, но она менялась, я все переписывал и переписывал, пока не понял, что не могу соврать. Долго все рождалось еще и потому, что я долго учил матчасть.

Много читал про Золотую Орду, монголов. Многие авторы грешат тем, что поверхностно проходятся по теме. Толстой изучал войну 1812 года, но он наврал про войну в другом, у него была сверхидея. Он гениальный писатель, но ведь создал миф о Кутузове например, с которым невозможно спорить.

Вы над чем-то работаете сейчас?

А есть ли какие-то задумки?

— Давайте пропустим этот вопрос.

Сейчас идут большие споры по поводу исторического облика города, не только Москвы, многие не одобряют перемен. Герой вашего романа тоже хочет сохранить, скажем так, объект культурного наследия в первоначальном виде. Насколько важно уделять внимание этому вопросу?

— Я работал в реставрации, во Всесоюзном производственно-научном реставрационном комбинате. Науку сейчас пытаются выкинуть, но реставрация — это наука. Так получилось, что в советское время, особенно послевоенное, когда страна лежала в руинах, в реставрацию пришли блестящие архитекторы: Савицкая, Альтшуллер, Соболев, Воробьев, Штендер, Давид… Стране нужно было восстанавливать памятники архитектуры, а эти люди ушли от строительства пятиэтажек в то, что казалось им красотой настоящей архитектуры и свободой. Памятники культуры изучали, над реконструкцией дрожали. Когда принимали проект, научные споры велись с боем, обсуждали каждую мелочь, вплоть до того, как сделать окошко или луковку церкви. Реставрационный комбинат работал по всему Союзу, в больших городах были свои мастерские, участки, обученные рабочие, на которых молились. Теперь таких спецов днем с огнем не найти, в 90-е все развалилось.

На сегодняшний день в реставрацию стремятся люди, который хотят наживы. Положить кирпич на строительстве дома стоит, допустим, десять рублей, а на объекте реставрации — 40. Мы кричим об уважении к своему прошлому, при этом, потирая руки, делим деньги, которые приносит это отреставрированное прошлое. Необходимо создание специализированных институтов. Это дело государственное: пускать его на частный поток нельзя. Если правильно построить разговор с чиновниками, то, как ни странно, будут и волки сыты, и овцы целы. Чиновники большей частью абсолютно неграмотные. Они умеют хапать и говорить красивые слова, но они необразованные. У нас пока еще есть высококлассные специалисты, мы знаем их по пальцам. Тот же Андрей Баталов, главный архитектор Московского Кремля. Но к его мнению о том, что нельзя восстанавливать кремлевские монастыри, которые давно уничтожены, не прислушались. Постановили строить новодел. Это беда, но с этой бедой мы ничего уже не поделаем.

Наша судьба — жить в новоделе?

— Наша судьба — жить. Жить и сопротивляться всеми силами души. Нужно просто понимать, что культура тлеет, живет и существует зачастую вопреки. В Европе, например в Италии, реставрация проводится бережно: они умеют считать деньги и не строят трижды.

Реализовывать идеи Собянина приглашены не самые худшие архитекторы, но необходимо искать середину, доверять глазу специалистов, выносить это на широкое обсуждение и не спешить, не бомбашить всю Москву разом, под одну гребенку. Качели на площади Маяковского — вполне ничего, Музеон хороший, а другие места — ужасающие… Можно найти людей, но спешить нельзя.

А у нас всегда — если строить, так сразу БАМ!

Какие книги стоило бы прочитать тем людям, которые возьмутся за ваш роман?

— Хорошие. Ну, например, «Сын» Филиппа Майера, «И эхо летит по горам» Халеда Хоссейни, «Происхождение всех вещей» Элизабет Гилберт, «Шардик» Ричарда Адамса. Это из последних, которые у меня на слуху и на полке. Андрея Платонова, Варлама Шаламова, Томаса Манна, Наринэ Абгарян, Марию Галину, Николая Кононова, Андрея Дмитриева… Перечислять можно долго.

Что попало на вашу полку?

— Все, что я назвал, и многое-многое другое. Ссылаю книги на дачу, а места все нет. Еще я очень люблю Джеймса Клевела, всю его азиатскую сагу — это легкое чтение, сделанное по одному лекалу, но отличное. Обязательно надо читать «В ожидании варваров» и «Сцены из провинциальной жизни» Джона Максвелла Кутзее. Поэзию надо читать: Пушкина, Баратынского, Державина, Тютчева, Шеймаса Хини… Просто надо читать, с удовольствием, напитываясь энергией слов. Без этого очень скучно жить.

Источник

Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому

Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть фото Что такое рисующие слова в литературе. Смотреть картинку Что такое рисующие слова в литературе. Картинка про Что такое рисующие слова в литературе. Фото Что такое рисующие слова в литературе

Писательская деятельность, как упоминалось в одной из наших прошлых статей, это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с его позиции.

Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

Литературные приёмы

Афоризм

Афоризм — это ёмкая и обобщённая мысль автора, заключающая в себе глубокий философский смысл и выраженная в простой, лаконичной и зачастую яркой форме. Нередко отличительной особенностью афоризма является неожиданность вывода.

Ирония

Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.

Эпитет

Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

Метафора

Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.

Сравнение

Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.

Аллюзия

Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.

Повтор

Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

Олицетворение

Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

Параллельные конструкции

Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.

Каламбур

Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.

Контаминация

Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.

Обтекаемые выражения

Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.

Градации

Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.

Антитеза

Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии навыка оратора. Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым ораторским приёмам, а во-вторых, читать больше литературы и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.

Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *