Что такое рлэ в авиации

Что такое рлэ в авиации

04.6. Заход на посадку

04.9. Особенности пилотирования самолета (вертолета) в турбулентной атмосфере

04.10. Особенности пилотирования самолета при выходе на большие углы атаки

Раздел 04а (только для вертолетов).

Применение на различных видах работ и в различных условиях эксплуатации

04а.1. Полеты на малой высоте

04а.2. Полеты с грузом на внешней подвеске

04а.3. Полеты по обеспечению сельскохозяйственных работ

04а.4. Полеты по обеспечению работ при тушении лесных пожаров

04а.5. Полеты по обеспечению аэрофотосъемочных работ

04а.6. Полеты вертолета в судовом варианте

04а.7. Полеты по обеспечению санитарных работ

04а.8. Полеты по обеспечению геологоразведочных работ

04а.9. Полеты по обеспечению работ Госавтоинспекции

04а.10. Особенности полетов в горах

04а.11. Особенности взлетов и посадок на пыльных, песчаных, заснеженных площадках

Действия в сложных ситуациях

Действия в аварийных ситуациях

06.1. Аварийные контрольные карты

06.2. Пожар двигателя

06.3. Пожар на самолете (вертолете)

06.4. Разгерметизация кабин (только для самолетов)

06.5. Полет со всеми неработающими двигателями. Полет с одним работающим двигателем (самолет (вертолет) с тремя или четырьмя двигателями)

06.6. Полет со всеми неработающими генераторами

06.7. Аварийная посадка на суше

06.8. Посадка на воду

Дополнительно для вертолетов:

06.9. Земной резонанс

06.10. Аварийный сброс груза с внешней подвески

06.11. Режим «вихревого кольца».

Примечание. Содержание раздела устанавливается на основании анализа возможных последствий отказов функциональных систем и внешних воздействий, проводимого при сертификации самолета (вертолета) конкретного типа с целью выявления аварийных ситуаций.

07.1. Основные определения

07.1а. Расчет полета

07.2. Сводка характерных скоростей

07.2а. Характеристики тяги (только для вертолетов)

07.5. Крейсерский полет

07.6. Снижение и ожидание

07.7. Заход на посадку и посадка

07.9. Аэродинамические поправки

Эксплуатация систем и оборудования

08.1. Силовая установка

08.2. Вспомогательная силовая установка (ВСУ)

08.3. Топливная система

08.7. Управление самолетом (вертолетом)

08.8. Автоматическое управление самолетом (вертолетом)

08.11. Кондиционирование воздуха

08.12. Регулирование давления воздуха

08.13. Кислородное оборудование

08.14. Противообледенительная система (ПОС)

08.15. Противопожарная система (ППС)

08.16. Навигационное оборудование

08.17. Пилотажное оборудование

08.17а. Эксплуатация пилотажно-навигационного оборудования при комплексном использовании входящих в него элементов

08.18. Аппаратура УВД

08.18а. Система электронной индикации

08.19. Связное оборудование

08.20. Светотехническое оборудование

08.20а. Двери и люки

08.20б. Бытовое оборудование

08.21. Бортовые средства механизации погрузочно-разгрузочных работ

08.22. Регистрация режимов

08.23. Аварийно-спасательное оборудование

08.25. Внешняя подвеска (только для вертолетов)

Примечание. Последовательность расположения подразделов в разд.8 может изменяться при необходимости, вызванной конструктивными особенностями самолета (вертолета) и его систем, с учетом взаимосвязи и назначения конкретных систем.

09.1. Листы контрольного осмотра

09.2. Карта контрольной проверки

09.3. Перечень минимального оборудования

09.4. Инструкция по заправке топливом

09.5. Инструкция по устранению несоконусности вращения лопастей несущего винта

09.6. Завершение рейса на самолете с неубранным шасси

09.7. Перегонка самолета с одним неработающим двигателем

09.8. Транспортировка двигателя на внешней подвеске (для самолетов, конструкция которых предусматривает подобную транспортировку)

Источник

Техническая документация

разработка техдокументации по ГОСТ

Летное руководство [из подр. 7.1 ГОСТ 18675-2012]

ЛР содержит информацию о ЛТХ, требованиях и ограничениях в отношении летной годности и правил летной эксплуатации ВС конкретного типа [из п. 7.1.1 ГОСТ 18675-2012]

Часть ЛР, подлежащая утверждению (одобрению), и прочие его части должны быть четко разделены. В часть ЛР, подлежащую утверждению (одобрению) уполномоченным органом государства-разработчика в области сертификации типовой конструкции, помещают только сведения, регламентированные применимыми нормами летной годности. Разработчик может включать другие необходимые для летной эксплуатации ВС сведения в части ЛР, не подлежащие утверждению (одобрению) [из п. 7.1.1.2 ГОСТ 18675-2012]

Указания ЛР являются минимально необходимыми обязательными правилами для безопасной летной эксплуатации ВС.

ЛР составляют на ВС в целом. В нем должна быть информация об обязательных правилах летной эксплуатации бортовых систем ВС и ПИ, установленных на ВС. При необходимости разбивки информации по системам и подсистемам их наименования и номера должны быть выполнены в соответствии с требованиями, приведенными в 6.2 [из п. 7.1.3 ГОСТ 18675-2012]

Содержание разделов (подразделов) ЛР определяется требованиями норм летной годности (авиационных правил) государства-разработчика и рекомендательными документами уполномоченного органа государства-разработчика в области сертификации типовой конструкции [из п. 7.1.4 ГОСТ 18675-2012]

Содержание каждого раздела (темы) должно подразделяться на взаимосвязанные подразделы, относящиеся к летной эксплуатации ВС в целом или описывающие выполнение определенной функции в процессе летной эксплуатации конкретной системы.

Изложение материалов должно быть исчерпывающим по содержанию, по возможности кратким и исключающим неоднозначное или ошибочное понимание их экипажем. Язык и изложение текста должны в первую очередь учитывать потребности экипажа и быть удобными для него. Основной материал ЛР излагается исходя из минимального состава летного экипажа. Если предусмотрены варианты состава экипажа с включением дополнительных (сверх минимального состава) членов экипажа, то их действия по подготовке и выполнению полета излагаются после указаний для минимального состава экипажа [из п. 7.1.5 ГОСТ 18675-2012]

ЛР может быть предназначено для какой-либо одной модификации (конструктивного исполнения) ВС или для нескольких модификаций ВС одного типа. В последнем случае в ЛР приводится информация для более чем одной модификации ВС, в связи с чем необходимо указать, какие ограничения, процедуры и ЛТХ относятся к каждой из модификаций (идентифицируемой, например, заводским номером ВС, номером бюллетеня и др.). Предпочтительным является размещение информации по разным модификациям ВС на разных страницах (в разных МД), а на печатных страницах (в МД) должно быть четко обозначено, какие из них соответствуют каждой из модификаций [из п. 7.1.6 ГОСТ 18675-2012]

В случае необходимости повторения текста не рекомендуется применение ссылок, соответствующий текст дублируют по мере необходимости [из п. 7.1.7 ГОСТ 18675-2012]

ЛР самолета должно иметь следующую структуру:

[из п. 7.1.9 ГОСТ 18675-2012]

Введение

Раздел 0 «Введение» предназначен для определения статуса конкретной редакции ЛР, применимости и состава данного ЛР. Как правило, в этот раздел включают следующие подразделы:

[из пп. 7.1.9.1 ГОСТ 18675-2012]

Ограничения

Раздел 1 «Ограничения» содержит эксплуатационные ограничения, установленные в процессе сертификации данного типа самолета. Эксплуатационные ограничения должны быть сформулированы в стиле, исключающем их нарушение. Используемая в ЛР терминология должна соответствовать принятой в НД, регламентирующих летную эксплуатацию и производство полетов. При необходимости в раздел также могут быть включены дополнительные ограничения, предписываемые правилами эксплуатации [из п. 7.1.9.2 ГОСТ 18675-2012]

Аварийные процедуры

Раздел 2 «Аварийные процедуры» должен содержать четко сформулированные процедуры, которые предполагают немедленное реагирование и выполнение части действий по памяти.

Указания, приведенные в данном разделе, должны позволить экипажу принять все возможные меры для предотвращения перехода аварийной ситуации в катастрофическую [из п. 7.1.9.3 ГОСТ 18675-2012]

Особые процедуры

Раздел 3 «Особые процедуры» содержит процедуры, связанные с действиями в ситуациях, которые по результатам проведенного при разработке и сертификации анализа отказобезопасности оценены как сложные.

К особым процедурам отнесены действия экипажа в случае возникновения отказа или неисправности оборудования или систем, либо повреждения конструкции самолета в полете.

Раздел должен содержать перечень особых ситуаций, для которых предусмотрены особые процедуры, а также информацию, которая позволяет точно распознать конкретную ситуацию.

Указания, приведенные в данном разделе, должны содержать точные действия экипажа, представленные в виде перечня последовательных операций, выполнение которых гарантирует безопасное завершение полета [из п. 7.1.9.4 ГОСТ 18675-2012]

Нормальные эксплуатационные процедуры

Раздел 4 «Нормальные эксплуатационные процедуры» содержит перечень действий экипажа, необходимых для безопасной эксплуатации самолета, при условии, что все системы и оборудование самолета работают нормально, а также процедуры, связанные с типовыми, частыми на практике отклонениями от стандартных режимов полета (например, отклонение от глиссады, предупреждение о близости земли, уход на второй круг при всех работающих двигателях, турбулентность воздуха и т.п.).

Раздел должен с учетом особенностей конкретной типовой конструкции самолета содержать, как минимум, основную информацию, необходимую для безопасной эксплуатации самолета в нормальных и отличных от нормальных условиях.

Содержание и степень подробности изложения процедур в ЛР определяют в процессе его разработки и сертификации по согласованию между разработчиком самолета и уполномоченным органом государства-разработчика, сертифицирующим типовую конструкцию самолета [из п. 7.1.9.5 ГОСТ 18675-2012]

Летные данные

Раздел 5 «Летные данные» включает в себя ограничения ЛТХ и другие сведения в соответствии с требованиями применимых норм летной годности и охраны окружающей среды, а также специальные условия, которые могут быть применимыми. Может приводиться и иная дополнительная информация для помощи эксплуатанту в соблюдении правил эксплуатации или особых эксплуатационных требований.

Информация о ЛТХ должна охватывать весь диапазон эксплуатационных значений массы самолета, высоты полета, температуры, конфигураций самолета и режимов работы двигателя, а также любых других эксплуатационных данных, представленных в виде эксплуатационных ограничений летных характеристик для данного типа самолета.

Подобные данные рекомендуется приводить в отдельном подразделе или приложении к ЛР [из п. 7.1.9.6 ГОСТ 18675-2012]

ЛР винтокрылого аппарата (вертолета) должно иметь следующую структуру:

[из п. 7.1.10 ГОСТ 18675-2012]

ЛР в бумажной форме, в зависимости от общего объема печатных страниц, может быть выполнено в одной или двух книгах в соответствии с делением ЛР на части. Система построения и нумерации разделов ЛР при издании его в двух книгах не изменяется.

При издании ЛР в бумажной форме в двух книгах раздел «Введение» («Служебная информация») может быть включен в обе книги [из п. 7.1.10.1 ГОСТ 18675-2012]

Введение (Служебная информация)

В раздел 0 «Введение» («Служебная информация») помещают сведения о назначении ЛР, обязанностях держателя ЛР, порядке внесения изменений и дополнений, перечни терминов, сокращений и символов, используемых в ЛР [из п. 7.1.10.2 ГОСТ 18675-2012]

Ограничения

В раздел 1 «Ограничения» помещают сведения о применимом сертификационном базисе, разновидностях условий эксплуатации, минимальном составе экипажа, ограничениях по вертолету, силовой установке, системам и оборудованию, маркировке приборов, трафаретах в кабинах, ограничениях при выполнении полетов по приборам и других ограничениях, установленных в процессе сертификации типовой конструкции [из п. 7.1.10.3 ГОСТ 18675-2012]

Действия в нормальных условиях

В раздел 2 «Действия в нормальных условиях» помещают сведения о расчете полета, предполетном осмотре, проверке систем и оборудования, запуске двигателей, проверке систем и оборудования при работающих двигателях, рулении, действиях перед взлетом, взлете, наборе высоты, крейсерском (горизонтальном) полете, снижении и посадке, действиях после посадки и выключении двигателей. В данном разделе могут приводиться контрольные карты, содержащие в краткой и наглядной форме порядок действий в нормальных условиях [из п. 7.1.10.4 ГОСТ 18675-2012]

Действия в особых ситуациях

В раздел 3 «Действия в особых ситуациях» помещают сведения об аварийной и предупреждающей сигнализациях, действиях экипажа в аварийных и сложных ситуациях, включая действия при пожаре, отказах и неисправностях силовой установки, систем и оборудования, аварийной посадке на сушу и на воду, аварийному покиданию. В данном разделе могут приводиться аварийные контрольные карты, содержащие в краткой и наглядной форме порядок действий в особых ситуациях.

В разделе помещаются сведения о действиях и рекомендациях, касающихся неисправностей систем и оборудования, приводящих к аварийной и сложной ситуациям в полете [из п. 7.1.10.5 ГОСТ 18675-2012]

Летные данные

В раздел 4 «Летные данные» помещают сведения о ЛТХ, необходимые для эксплуатации в соответствии с применимыми требованиями норм летной годности и специальными условиями, совместно с дополнительной информацией, имеющей значение для выполнения соответствующих эксплуатационных требований.

Сведения о ЛТХ могут быть представлены по диапазонам изменения массы, высоты, температуры и других эксплуатационных переменных, установленных как эксплуатационные ограничения.

Сведения о пределах эксплуатационных ограничений должны быть представлены четко, ограничение должно быть тщательно выделено и ЛТХ за пределами ограничения должны отличаться от находящихся в пределах ограничений.

Указанные сведения представляют в виде различных номограмм, графиков, диаграмм и таблиц [из п. 7.1.10.6 ГОСТ 18675-2012]

Масса и центровка

В раздел 5 «Масса и центровка» помещают сведения о всех составляющих, от которых зависит масса и центровка (экипаж, пассажиры (перевозимые люди), груз, топливо и масло в баках и т.д.), предельные массу и центровку (в соответствии с разделом 1 «Ограничения»), размеры и положение линий начала отсчета, состав массы пустого вертолета, перечень дополнительного и съемного оборудования с их массами и центровками, схему последовательности загрузки, указания по способам загрузки и использованию схем загрузки, пример решения задачи по расчету загрузки; указания по поперечной центровке для случаев установки на борту различных приспособлений, влияющих на эту центровку и другие необходимые сведения [из п. 7.1.10.7 ГОСТ 18675-2012]

Дополнения

В раздел 6 «Дополнения» помещают сведения по дополнительно установленному оборудованию. Дополнения могут изменять информацию, касающуюся ограничений, действий в нормальных условиях, действий в особых ситуациях, летных данных и сведений по массам и центровкам.

Дополнения по своей структуре могут представлять собой завершенный документ, вставляемый целиком в основной документ и повторяющий его структуру. Сведения, содержащиеся в дополнении, допускается размещать непосредственно в разделах основного документа как дополнительную информацию.

Дополнения для использования с установленным дополнительным, как правило, легкосъемным, оборудованием, которое может использоваться только для применения вертолета на различных видах работ или для временного расширения круга выполняемых вертолетом видов полетов, рекомендуется издавать отдельными документами (брошюрами) [из п. 7.1.10.8 ГОСТ 18675-2012]

Описание систем и оборудования

В раздел 7 «Описание систем и оборудования» по усмотрению разработчика помещают сведения, содержащие краткое описание и правила эксплуатации систем и оборудования в необходимом для летного экипажа объеме.

В разделе рекомендуется помещать иллюстрации и схемы, которые в наглядной форме поясняют устройство, принцип действия, органы управления и индикации систем и оборудования [из п. 7.1.10.9 ГОСТ 18675-2012]

Наземное и техническое обслуживание

В раздел 8 «Наземное и техническое обслуживание» по усмотрению разработчика помещают сведения, касающиеся наземного вспомогательного (технологического) и технического обслуживания вертолета, его систем и оборудования. В данный раздел включают также сведения о размерах дверей, грузовой и пассажирской кабин, багажных отсеков, грузовых люков, а также другие наружные и внутренние размеры вертолета [из п. 7.1.10.10 ГОСТ 18675-2012]

Дополнительная информация

В раздел 9 «Дополнительная информация» помещают информацию разработчика о летных данных, в том числе характеристики расходов топлива, сведения для расчета дальности и продолжительности полета, таблицы перевода различных единиц измерения и т.д., а также другую дополнительную информацию.

В данный раздел могут включаться рекомендуемые сведения по особенностям выполнения полетов в различных условиях, по применению вертолета на различных видах работ и другие подобные сведения [из п. 7.1.10.11 ГОСТ 18675-2012]

Источник

Руководство по лётной эксплуатации самолета

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Самарского АК

«___» _____________ 2011г

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Руководство по лётной эксплуатации самолета

Г. Самара

Руководство по лётной эксплуатации самолета

Цель:

Дать кандидату необходимые знания РЛЭ самолета, которые необходимы для безопасного выполнения полётов.

Итоговые требования:

После завершения изучения дисциплины кандидат должен:

• основные летные ограничения и правила учета их при эксплуатации ВС;

• правила эксплуатации ВС на всех этапах полета;

• действия экипажа при полётах в особых случаях полёта;

• действия экипажа при полётах в особых условиях.

• выполнять предполетные и послеполетные работы;

• пользоваться картами обязательных проверок и листами контрольного осмотра ВС.

Вид проверки:

Методические указания:

Изучение РЛЭ увязывать с соответствующими темами дисциплин «Конструкция ВС и его лётная эксплуатация», «Конструкция двигателя и его лётная эксплуатация» и другими техническими дисциплинами.

№ темыНаименование темКол-во часов
Общие сведения. Эксплуатационные ограничения.
Подготовка к полёту.
Выполнение полёта.
Особые случаи в полёте.
Эксплуатация систем и оборудования.
Экзамен. Разбор экзамена.
Всего:

Содержание тем

Тема 1. Общие сведения, эксплуатационные ограничения.

· Геометрические характеристики ВС.

· Основные данные силовой установки ВС.

· Основные лётные данные ВС.

· Весовые и центровочные данные.

Тема 2. Подготовка к полёту

· Запуск, прогрев, опробование двигателя на земле.

Тема 3. Выполнение полёта

· Подготовка к взлёту.

· Взлёт и набор высоты.

· Взлёт с боковым ветром.

· Поведение ВС на больших углах атаки и при сваливании.

· Посадка при боковом ветре.

· Характерные ошибки при посадке, их причины и порядок исправления.

· Особенности эксплуатации ВС при низких и высоких температурах наружного воздуха.

Тема 4. Особые случаи в полёте

При изучении темы разбираются, и даётся обоснование действиям пилота при различных особых случаях в полёте.

Тема 5. Эксплуатация систем и оборудования

При изучении, тема увязывается по времени прохождения с соответствующей тематикой других технических дисциплин.

Перечень литературы:

Тема 1.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

Габаритные размеры.

Размах, м.8.3
Длина, м.5.69
Высота, м.2.05

Крыло.

Размах крыла, м8.3
Площадь крыла, м 29.1
Удлинение7.57
Сужение1.0
Средняя аэродинамическая хорда, м.1.1
Угол установки крыла, °0.3
Угол поперечного V крыла, °
Геометрическая крутка крыла, °
Угол стреловидности (по линии 1/4 хорд), °
Размах элеронов, м.2 х 1,0
Относительная хорда элерона0.305 с осевой компенсацией
Площадь элеронов, м 22 х 0.336
Угол отклонения элерона: вверх, °24±-1
вниз, °14±-1
Размах закрылков, м.2 х 2.041
Относительная хорда закрылка0.3
Площадь закрылков, м 22х0,674
Угол отклонения закрылков: на взлете и на посадке °

Горизонтальное оперение

Размах, м2.7
Площадь горизонтального оперения, м 21.6
Удлинение4.5
Сужение1.0
Хорда, м0.6
Угол установки горизонтального оперения, °— 3
Относительная хорда руля высоты0.4
Площадь руля высоты, м 20.648
Угол отклонения руля высоты: вверх, °
вниз, °
Коэффициент статической устойчивости, Аго0.53

Вертикальное оперение

Высота, м1.235
Площадь, м 21.224
Удлинение1.3
Сужение2.38
Площадь руля направления, м 20.406
Угол отклонения руля направления: влево, °
вправо, °
Коэффициент статической устойчивости, Вво0.05

Фюзеляж

Длина, м4.275
Ширина, м1.25
Высота, м1.20
Количество мест
Количество проемов для аварийного покидания и их габаритыОткидной фонарь 0.8 х 0.55

Шасси

База, м 1.37 Колея, м 1.94 Размер основных колес, мм 425 ×150 Размер носового/хвостового колеса, мм 300 ×125

Управление

Ход ручки (РУС) по тангажу, мм. на себя от нейтрали 156 от себя от нейтрали 78 Ход ручки (РУС) по крену от нейтрали, мм. ± 98 Ход педалей от нейтрали, мм. ± 75

Изготовитель двигателя ……………………….BOMBARDIER-ROTAX (Австрия)

Тип двигателя ………………………………….четырёхтактный четырёхцилиндровый

с оппозитным расположением цилиндров

Марка двигателя ……………………………….ROTAX-912ULS

Мощность двигателя, л.с. (кВт):

— максимальная взлётная ………………………..100 (73,9) при оборотах КВ 5800 об/мин

— номинальная ……………………………………93 (69) при оборотах КВ 5500 об/мин

— крейсерского режима полёта…………………..68,5 (51) при оборотах КВ 5000 об/мин

Максимально допустимое время работы

на взлётном режиме…………………………………….5 мин;

Максимально допустимая частота

Минимальная частота вращения КВ

(режим «МАЛЫЙ ГАЗ»), об/мин……………………. 1400

Температура головок цилиндров

(охлаждающей жидкости), °С:

— рабочий диапазон……………………………….80 ÷ 120

Давление масла, кг/см²

— максимально допустимое кратковременно……7,0

— рабочий диапазон……………………………….2,0 ÷ 5,0

Температура выхлопных газов, °С:

— максимально допустимая………………………850 0

— допустимая разница между цилиндрами……..45

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ВОЗДУШНОГО ВИНТА.

Тип воздушного винта……………………………. изменяемого на земле шага

Марка воздушного винта……………………………ВН 31 – 120 «Дончак СМ»

Угол установки лопастей на

относительном радиусе 75%, °……………………..20 ÷ 22

РАЗМЕТКА ПРИБОРОВ КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

На самолёте установлен комбинированный электронный прибор контроля работы двигателя «FLIdat» с цифровым дисплеем. Специальной разметки прибор не имеет. При выходе какого-либо параметра за пределы допустимого значения, соответствующий дисплей начинает мигать и высвечивается аварийное табло «FLIdat».

Эксплуатационные ограничения.

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ.

Эксплуатационные ограничения по скорости приведены в Таблице1. (IAS – приборная скорость)

Предельно допустимая скорость ветра и минимум погоды

Высота нижней границы облачности не менее – 150 м.

Горизонтальная видимость не менее – 3000 м.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА И ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ

Двигатель, краткая

Характеристика.

Изготовитель двигателя ………………………….BOMBARDIER-ROTAX (Австрия)

Тип двигателя …………………………………….четырёхтактный четырёхцилиндровый

с оппозитным расположением цилиндров

Марка двигателя ………………………………….ROTAX-912ULS

Мощность двигателя, л.с. (кВт):

— максимальная взлётная ………………………..100 (73,9) при оборотах КВ 5800 об/мин

— номинальная ……………………………………93 (69) при оборотах КВ 5500 об/мин

— крейсерского режима полёта…………………..68,5 (51) при оборотах КВ 5000 об/мин

Максимально допустимое время работы

на взлётном режиме…………………………………….5 мин;

Максимально допустимая частота

Минимальная частота вращения КВ

(режим «МАЛЫЙ ГАЗ»), об/мин……………………. 1400

Температура головок цилиндров

(охлаждающей жидкости), °С:

— рабочий диапазон……………………………….80 ÷ 120

Давление масла, кг/см²

— максимально допустимое кратковременно……7,0

— рабочий диапазон……………………………….2,0 ÷ 5,0

Температура выхлопных газов, °С:

— допустимая разница между цилиндрами……..45

ВЕСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Максимальный взлётный вес: 730кг

Максимальный посадочный вес: 730 кг

Максимальная полезная нагрузка 219,9 кг

Максимальный вес снаряженного самолёта 510,1 кг

Минимальный состав экипажа.

1. Транспортные полеты:

2. Лесопатрульные полеты:

В состав экипажа могут включаться: летчик-наблюдатель, штурман, бортоператор или бортрадист.

3. Поисково-спасательные полеты:

Примечание.В зависимости от сложности поисково-спасательных полетов и навигационной обстановки в состав экипажа может включаться штурман или лицо командно-летного состава.

Прочие ограничения

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тема 2. Подготовка к полёту

ПРЕДПОЛЁТНАЯ ПОДГОТОВКА

В процессе предполётной подготовки командир воздушного судна обязан:

q перед началом полётов, но не ранее чем за 2 часа и не менее 1 часа до вылета пройти медицинский осмотр с предъявлением Свидетельства пилота, вкладыша ВЛЭК. На аэродромах и посадочных площадках, где отсутствуют медицинские штатные работники, решение о допуске к полётам принимает КВС (старший авиационный начальник) с записью в задание на полёт;

q не менее чем за 1 час до вылета доложить диспетчеру АДП о готовности экипажа к прохождению предполётной подготовки;

q получить информацию о технической готовности воздушного судна, состоянии аэродромов вылета, назначения и запасных, об аэронавигационном обеспечении на аэродромах и по трассе;

q изучить метеорологическую обстановку на аэродроме вылета, по маршруту, на аэродроме назначения и запасных;

q произвести расчёт полёта, заполнить штурманский бортжурнал и уточнить необходимую заправку топливом;

q определить конкретные действия экипажа в случае возникновения аварийной обстановки, в т.ч. при необходимости экстренной посадки после взлёта, в зависимости от характера местности, наличия площадок, времени суток и метеоусловий;

q получить сигналы опознавания;

q принять решение о возможности вылета;

q предъявить диспетчеру АДП задание на полёт, штурманский расчёт полёта, метеорологическую документацию и получить диспетчерское разрешение на вылет;

q лично осмотреть воздушное судно перед вылетом;

q проверить по документам и приборам наличие необходимого количества топлива, а также центровку и взлётную массу воздушного судна.

До начала предполётного осмотра проверить на борту самолёта наличие:

¨ убедиться, что налёт самолёта после данного полёта не превысит срока выполнения очередных регламентных работ и окончания ресурса на самолёт или двигатель;

¨ убедиться, что все неисправности, записанные в бортовом журнале, устранены;

¨ расписаться в бортовом журнале о технической готовности самолёта к полёту.

Объём предполетной подготовки самолета в промежуточных и конечных пунктах посадки разрешается ограничить только внешним осмотром и выполнением работ, указанных в РЛЭ, кроме проверки систем и оборудования самолета, при следующих условиях:

— за время полета на самолете не было неисправности систем и оборудования;

— время стоянки самолета не превышает 12 часов;

Перед осмотром самолета и его оборудования КВС обязан просмотреть бортовой журнал и проверить, устранены ли дефекты, выявленные в предыдущем полете; ознакомится с работами, проведенными техническим составом на самолете; проверить слив отстоя топлива и убедится в отсутствии в отстое воды, кристаллов льда и механических примесей; проверить наличие средств пожаротушения возле самолета, наличие упорных колодок под колесами шасси; убедиться, что сняты чехлы с самолета, двигателя и приемника воздушного давления.

Зимой проверить, сметен ли снег, иней и удален ли лед со всей поверхности самолета и стекол кабины. Убедиться, что самолет отшвартован от якорной стоянки.

ТРЕНАЖ В КАБИНЕ САМОЛЁТА

После окончания осмотра кабины самолёта в течение 10 – 15 минут провести тренаж в кабине. В процессе тренажа определить (вспомнить, уточнить, уяснить и т.д.) конкретные действия экипажа с органами управления и переключателями в кабине. Особенно полезен тренаж тогда, когда лётчик (экипаж) в этот лётный день или ранее выполнял полёты на другом типе самолёта, причём вне зависимости от сложности и насыщенности оборудования кабины самолёта и выполненного задания.

Необходимо детально определить действия экипажа в случае возникновения аварийной обстановки на взлёте (прерванный взлёт), после взлёта и при полёте по кругу, на маршруте, при заходе на посадку применительно к конкретному аэродрому, к характеру местности, ко времени суток и метеоусловиям.

Мысленно проиграть ситуации по вводу в действие Быстродействующей спасательной системы К-700: пилот имитирует снятие чеки и выдёргивание ручки привода.

2.5 ЗАПУСК И ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ («ROTAX-912»)

Общие указания

Перед запуском двигателя необходимо:

§ уточнить у техника о заправке самолёта бензином;

§ убедиться, что впереди самолёта нет людей и предметов, которые могут попасть под винт;

§ проверить наличие на газовочной площадке средств пожаротушения;

§ проверить установку под колёса тормозных колодок;

§ проверить лёгкость перемещения рычага управления двигателем;

§ выполнить контрольную карту «Перед запуском двигателя«.

Оператор должен уметь управлять двигателем машинально и быть готовым в любой момент к экстренному останову двигателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ИЛИ НАГРУЗКИ КОЛЕНВАЛА, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКИМ ДАННЫМ ЗАПРЕЩЁН.

Внимание! При запуске и работающем двигателе категорически запрещается находиться впереди капота самолёта и в плоскости вращения винта.

ПРИМЕЧАНИЕ.

— Эффективность обогатителей карбюраторов снижается, если РУД не находится в положении МГ.

— Работа двигателя с включёнными обогатителями карбюраторов приводит к замасливанию свечей и нагарообразованию.

2.5.3 Запуск «горячего» двигателя

— Открыть перекрывной топливный кран (проверить его открытие).

— Установить РУД в положение Малый газ.

— Установить АЗС выключатели «Зажигание» в положение «Включено».

— Подать команду «ОТ ВИНТА».

— Получив ответ «ЕСТЬ ОТ ВИНТА», запустить двигатель, для чего нажать кнопку «Запуск» и удерживать в нажатом положении до запуска двигателя, но не более 10 сек.

ВНИМАНИЕ!Если давление масла не достигло 2-х мПа в течение 10 сек.,немедленно выключить двигатель. Дальнейшая эксплуатация возможна только после устранения дефекта.

— После запуска установить РУДом обороты 2500 и прогреть двигатель до рабочих температур.

— Выполнить проверку приёмистости, резко переместив РУД в положение «Взлётный режим». Убедиться, что двигатель развивает заявленные обороты.

— Установить РУД в положение Малый газ.

2.5.4 Запуск «залитого» двигателя

1. Открыть перекрывной кран (убедиться в его открытии).

2. Установить РУД в положение «Взлётный режим».

3. Включить АЗС «Общий» (подкачивающие насосы для двигателя Rotax-914).

4. Выключить «Зажигание».

5. Подать команду (громко!) «ОТ ВИНТА».

6. Получив команду «ЕСТЬ ОТ ВИНТА», выполнить «холодную» прокрутку двигателя: нажать кнопку «Запуск» и удерживать в нажатом положении 4…5 сек.

7. Установить РУД в положение Малый газ.

8. Включить «Зажигание».

9. Нажать кнопку «Запуск» удерживать в нажатом положении до запуска двигателя, но не более 10 сек.

ВНИМАНИЕ! Помните о давлении масла!

10. После запуска двигателя плавно увеличьте обороты до 2000-2100 об/мин.

11. Включить все АЗС

12. После прогрева на 2000-2100 об/мин ( 2 минуты), прогреть на 2500 об/мин до рабочих температур.

14. Установить РУД в положение Малый газ.

15. Выполнить проверку приёмистости, переместив РУД в положение «Взлётный режим» за 1-2с. Двигатель должен развить заявленные обороты. (С двухлопастным винтом).

16. Установить РУД в положение Малый газ.

ПРИМЕЧАНИЕ. При неудачных попытках запуска «залитого» двигателя рекомендуется:

· вывернуть и очистить свечи зажигания;

· выполнить холодную прокрутку двигателя (описано выше);

· установить свечи зажигания на свои места;

· повторить процесс запуска.

ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

Основная цель опробования двигателя – проверка его работоспособности, а также работоспособности агрегатов и систем двигателя и самолёта. Перед опробованием двигателя необходимо выполнить работы, указанные в подразделе 3. При выполнении опробования возможен перегрев двигателя из-за недостаточности обдува. Если температуры стремятся достичь максимальных значений, необходимо перевести РУД в положение «МГ», охладить двигатель в течение 1 мин. и продолжить процесс опробования.

Тема 3. Выполнение полёта

РУЛЕНИЕ

Общие указания

1. Передвижение (буксировка, руление) по аэродрому производится с разрешения диспетчера службы движения (РП).

2. Экипажу выруливать (рулить) ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если:

— имеются признаки неисправности тормозов;

— не получено разрешение диспетчера службы движения и ответственного лица ИАС, обеспечивающего выпуск самолёта;

— безопасность руления не обеспечивается из-за наличия препятствий, неудовлетворительного состояния места стоянки или рулёжных дорожек.

На предварительном старте

Перед ВПП осмотреться и убедиться:

Ø нет ли препятствий на взлётной полосе;

Ø нет ли самолётов на глиссаде снижения или уходящих на второй круг;

Ø выполнить контрольную карту «На предварительном старте«;

Ø запросить по радио разрешение о выруливании на «исполнительный старт».

Получив разрешение, вырулить на ВПП, прорулить 10. 15 м для установки самолёта по линии взлёта и остановиться с применением тормозов.

На исполнительном старте

Выполнить контрольную карту «На исполнительном старте«.

Руление на колёсном шасси

Подать технику команду «Убрать колодки». Убедившись, что колодки убраны, осмотреть пространство впереди и проверить работу тормозов, для чего:

— установить педали нейтрально;

— перемещением РУД установить режим работы двигателя 3000 об/мин. Самолёт должен удерживаться на месте;

Запросить у авиатехника разрешение на выруливание. Ещё раз, убедившись, что в полосе предполагаемого руления нет препятствий, плавно увеличивать обороты двигателя настолько, чтобы самолёт начал движение. Скорость руления выбирается в зависимости от состояния РД (ВПП, грунта) наличия препятствий и условий видимости. Руление производить на скорости 10-20 км/ч. При боковом ветре свыше 10 м/сек. рулить на пониженной скорости, учитывая тенденцию самолёта разворачиваться навстречу ветру. Развороты выполнять на пониженной скорости.

ПРИМЕЧАНИЕ: КВС несёт ответственность за обоснованность выбора скорости руления.

ВНИМАНИЕ! Обогрев ПВД включать при температуре + 5 0 С и ниже до начала разбега:

— за 3 минуты при нулевых и отрицательных температурах наружного воздуха;

— за 1 минуту – при плюсовых температурах.

Руление на лыжном шасси

При длительной стоянке самолёта на лыжном шасси, особенно в осенний и весенний периоды достаточно часто наблюдается примерзание лыж. Чтобы «сорвать» примёрзшие лыжи необходимо при неработающем двигателе, приподнять самолёт на основные рессоры (попеременно), надавив на хвостовую часть фюзеляжа сорвать переднюю лыжу. После этого прокатить самолёт вперёд на 1-2 метра.

1. СРЫВАТЬ САМОЛЁТ С МЕСТА НАНЕСЕНИЕМ УДАРОВ РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ПО ЛЫЖАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2. СРЫВАТЬ САМОЛЁТ С МЕСТА С ПРИМЁРЗШИМИ ЛЫЖАМИ, ИСПОЛЬЗУЯ ВЗЛЁТНУЮ ИЛИ ДРУГУЮ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Самолёт на лыжном шасси не оборудован тормозами, срыв, как правило, происходит неравномерно и самолёт изменяет направление. Страгивание может происходить резко и последствия могут быть непредсказуемыми.

1. Выруливание и взлёт самолёта, покрытого снегом, инеем или льдом, а также обледеневшим (запотевшим) лобовым стеклом ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2. Включить обогрев ПВД (см. П.4.1.2)

Принципиальным отличием от руления на колёсном шасси являются:

— перед началом выруливания и в процессе руления штурвал выбирается полностью на себя для разгрузки передней лыжи;

— страгивание с места происходит на повышенных оборотах, после чего уменьшить режим до потребного для руления;

— при рулении, особенно по неукатанному снежному покрову, манёвренность самолёта ухудшается, поэтому вблизи препятствий необходимо рулить осторожно;

— при температурах наружного воздуха –5 0 С и выше рулить на пониженной скорости, но без остановок, во избежание примерзания лыж;

— по неровностям, передувам и сугробам рулить на повышенных оборотах, не допуская касания снега винтом;

— при передувах высотой более 20 см. руление ЗАПРЕЩЕНО.

При заруливании на стоянку, рулить на пониженной скорости.

ВЗЛЁТ

Общие указания

1. Взлёт производится после доклада о готовности КВС и получения разрешения от РП. Разрешение РП на выполнение взлёта одновременно является разрешением на занятие высоты круга.На аэродроме (посадочной площадке), где нет диспетчера службы движения (РП), взлёт производится по решению КВС.

2.Экипажу взлетать ЗАПРЕЩАЕТСЯ если:

— имеются опасные метеоявления или скопления птиц в полосе взлёта;

— фактическая погода ниже установленного минимума;

— поверхность ВПП не соответствует установленным требованиям;

— другое воздушное судно уходит на второй круг;

— впереди на ВПП имеются препятствия.

3. В сложной орнитологической обстановке взлёт производить с включенной фарой.

4. С момента начала разбега и до набора высоты 200 м экипажу и диспетчеру службы движения (РП) ЗАПРЕЩАЕТСЯ вступать в радиосвязь за исключением случаев, когда возникает угроза безопасности полёта. Если полёт выполняется на высоте менее 200 м, радиосвязь устанавливается после набора заданной высоты.

Нормальный взлёт

Получив разрешение на взлёт, растормозить колёса и включить часы. Перед дачей оборотов взять штурвал на себя для избежания опускания носа самолёта. Затем плавно увеличить обороты двигателя до взлётных и начать разбег.

В начале взлёта удерживать самолёт педалями ног от разворота и сохранять прямолинейность разбега.

Распределение внимания при выполнении разбега на 3-х колесах:

По мере роста скорости штурвал самолёта плавно перемещать к нейтральному положению с таким расчётом, чтобы на скорости 60. 65 км/ч самолёт был приведён во взлётное положение: носовое колесо (НК) приподнято на высоту 10-15 см от земли.

Штурвалом управления выдерживать постоянным поднятое положение носа самолёта относительно линии горизонта, педалями сохранять направление разбега. Работу двигателя контролировать на слух.

Распределение внимания при выполнении разбега на 2-х колесах:

направление- угол подъёма НК- скорость.

На скорости 80. 85 км/ ч самолёт плавно отделяется от земли. В момент отрыва самолёта зафиксировать штурвал в данном (взлётном) положении с таким расчётом, чтобы самолёт плавно увеличивал скорость и набирал высоту. Возможные касания колёсами о неровности ВПП не парировать. После отрыва от ВПП самолёт энергичнее разгоняется, если штурвалом управления немного уменьшить угол набора высоты для разгона скорости до 110 км/час.

Распределение внимания в наборе высоты: направление (по выбранному ориентиру)- угол набора высоты- скорость- высота.

На высоте 50 м и скорости 120 км/час убрать закрылки. В процессе уборки закрылков установить скорость 130 км/час, на которой продолжать набор высоты. В процессе набора высоты установить номинальный режим работы двигателя.

Взлёт с боковым ветром

1. Боковой ветер при взлёте стремиться развернуть самолёт навстречу ветру и накренить его в сторону, куда дует ветер, а после отрыва – создаёт снос самолёта относительно земли.

2. Взлёт с закрылками, отклонёнными на 20 0 на взлётной мощности двигателя, разрешается выполнять при боковой составляющей скорости ветра до 8м/с. Для выдерживания направления при ветре справа соразмерно отклонить вперёд левую педаль, а штурвал повернуть вправо, при ветре слева – наоборот. По мере возрастания скорости эффективность руля направления и элеронов увеличивается, поэтому следует постепенно уменьшать их отклонение, сохраняя направление разбега и обеспечивая отрыв самолёта без крена.

3. Скорость отрыва должна быть на 5-10 км/ч больше нормальной при боковой составляющей скорости ветра более 5 м/сек. При этом увеличение длины разбега составит 10-15м по сравнению с длиной разбега в штиль.

4. После отрыва в наборе высоты сохранять направление взлёта поправкой в курс на угол сноса.

Взлёт «конвейером»

Переключатель управления закрылками установите в положение 20°.

Запросить разрешение на «конвейер».

Получив разрешение, плавно увеличить обороты двигателя до взлётных и произвести взлёт.

При взлёте «конвейером» необходимо учитывать, что взлёт скоротечен.

Дальнейшие действия аналогичны нормальному взлёту.

Взлёт с попутным ветром

1. Взлёт при попутной составляющей скорости ветра до 4 м/с разрешается при условии, когда выполнить взлёт против ветра невозможно, а также в учебных целях.

2. Взлёт выполнять с закрылками, отклонёнными на 20° на взлётном режиме. Следует учитывать, что увеличиваются время и длина разбега.

Взлёт на лыжном шасси

Взлёт на лыжном шасси разрешается выполнять при боковой составляющей ветра не более 6 м/с.

Взлёт самолёта при передувах на ВПП более 10 см ЗАПРЕЩЁН.

Техника выполнения взлёта аналогична взлёту на колёсном шасси. При взлёте самолёта на лыжном шасси учитывать, что при температуре воздуха от 0 0 С и выше, особенно по мокрому снегу, длина разбега увеличивается на 10-20% по сравнению с длиной разбега при температуре –10 0 С.

3.2.9 Отказ* двигателя на взлёте

При отказе двигателя до отрыва самолёта.

— РУД в положение «МГ»;

— применить интенсивное торможение;

— направление выдерживать отклонением педалей;

— используя инерцию самолёта, по возможности, освободить ВПП и доложить РП о прерванном взлёте.

П р и м е ч а н и е. * Здесь и далее под отказом следует понимать всякую потерю работоспособности (полную, частичную или временную) системы (агрегата, механизма) при отклонении её параметров от установленных норм, появившуюся как в полёте, так и на земле.

НАБОР ВЫСОТЫ

Общие указания

1. Набор высоты после взлёта производится по прямой до высоты не менее:

2. По достижении высоты 100м или заданной высоты полёта КВС докладывает о выполнении взлёта.

3. При пересечении высоты перехода перевести шкалу давления барометрического высотомера на отсчёт 760 мм рт. ст. (1013.2 мбар).

4. При полёте по маршруту на высотах ниже нижнего эшелона перевод шкалы давления барометрического высотомера с отсчёта, соответствующего атмосферному давлению на аэродроме, на отсчёт, соответствующий минимальному атмосферному давлению по маршруту, приведённому к уровню моря, производить при выходе из зоны взлёта и посадки (аэродромного круга полёта).

5. Набор заданного эшелона (высоты) полёта производить по указанию диспетчера службы движения в соответствие с установленной схемой выхода.

Режим набора высоты

Набор высоты производить на скорости 120км/ч на максимальном (номинальном) режиме работы двигателя.

Распределения внимания в наборе высоты:

— пространство впереди самолёта – нет близко летящих самолётов и препятствий;

— положение передней части кабины и капота относительно горизонта;

— выдерживание скорости полёта;

— постоянство угла набора (по естественному горизонту и КГ-1БС2), вертикальной скорости (по ВР – 10м) и курса полёта (по КГ-1БС2 и намеченному ориентиру);

— режим работы двигателя;

— определение момента перевода в горизонтальной полёт.

При появлении тенденции самолёта к уменьшению скорости плавным двойным движением штурвала от себя уменьшить угол набора и наоборот. За 20-30м до заданной высоты начать уменьшать угол набора. Перевести самолёт в горизонтальный полёт, после чего установить необходимый режим работы двигателя (4200-4500об/мин).

ВНИМАНИЕ: В наборе высоты постоянно следить за температурным режимом работы двигателя, сохраняя его в рекомендованных пределах. Если температура(ы) стремится достичь верхнего ограничения, уменьшить режим работы двигателя и (или) перевести в горизонтальный полёт.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЁТ

Общие указания

Горизонтальный полёт на крейсерском режиме рекомендуется выполнять на скорости 140-150 км/час, развороты выполнять с креном 20… 30º, обороты двигателя при этом будут составлять 4400-4800 об/мин. Самолёт на этой скорости легко балансируется по усилиям на штурвале по крену и тангажу.

При выполнении полёта сбалансировать самолёт при помощи триммера руля высоты:

— при давящих усилиях переместить рукоятку триммера вперёд (от себя);

— при тянущих – на себя.

СНИЖЕНИЕ

Общие указания

Снижение с заданного эшелона (высоты) полёта выполняется по разрешению диспетчера службы д

Что такое рлэ в авиации. Смотреть фото Что такое рлэ в авиации. Смотреть картинку Что такое рлэ в авиации. Картинка про Что такое рлэ в авиации. Фото Что такое рлэ в авиации

Что такое рлэ в авиации. Смотреть фото Что такое рлэ в авиации. Смотреть картинку Что такое рлэ в авиации. Картинка про Что такое рлэ в авиации. Фото Что такое рлэ в авиации

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Что такое рлэ в авиации. Смотреть фото Что такое рлэ в авиации. Смотреть картинку Что такое рлэ в авиации. Картинка про Что такое рлэ в авиации. Фото Что такое рлэ в авиации

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Что такое рлэ в авиации. Смотреть фото Что такое рлэ в авиации. Смотреть картинку Что такое рлэ в авиации. Картинка про Что такое рлэ в авиации. Фото Что такое рлэ в авиации

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Что такое рлэ в авиации. Смотреть фото Что такое рлэ в авиации. Смотреть картинку Что такое рлэ в авиации. Картинка про Что такое рлэ в авиации. Фото Что такое рлэ в авиации

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *