Что такое родоплеменная религия какие формы родоплеменных религий вы знаете
Родоплеменные (или древние) религии
Известны ранние формы религий, возникших около 40 000 лет назад.
2) отсутствие профессиональных служителей культа;
3) отправления культа в форме особого для каждого племени празднества, сопровождаемого магическими обрядами (танцами, играми) в честь духов.
К видам наиболее известных родоплеменных религий относят:
· Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера людей в сверхъестественную силу оберега (тотема) с определенными видами животных, которых первобытные люди считали своими надприродными родственниками, и видели в них покровителей рода и племени, защитников и помощников в решении всех конфликтов. Поэтому свои родовые коллективы называли их именами. Пример – североамериканские индейцы.
· Магия, основанная на вере в магические способности человека, с помощью которых он способен воздействовать не только на поведение других людей, но и на явления природы, а также и предметы как положительно, так и отрицательно с помощью особых символических действий – концентрацией мысли, обрядами, заговорами и т.п. Магию (колдовство) по цели применения подразделяют на производственную, лечебную, предупреждающую, военную, метеорологическую (магия погоды) и др. Наиболее распространена в древности была магия охотничья, рыболовная, строительная. С развитием общества появляются новые разновидности производственной магии: земледельческая, скотоводческая, гончарная, кузнечная, учебная, спортивная. Магия действий дошла до наших дней в виде гаданий на картах, и других предметах, различных ритуалах, заговорах и т.д.
· Фетишизм – это вера в существование у материальных объектов сверхъестественных свойств Фетишами называют материальные предметы, которым верующие приписывают сверхъестественные свойства. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались или обрядово придавались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
· Анимизм. Он основан на том, что все явления природы, предметы и люди имеют душу, которая бессмертна и продолжает жить вне тела даже после их смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
· Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии. Шаман был и лекарем, и предсказателем, вызывал стихии, например, дождь, участвовал в ритуалах.
В настоящее время самыми многочисленными религиями являются три религии, называемые мировыми: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет свои индивидуальности и различные направления.
Мировые религии
Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников священных книг Ветхого Завета (39 канонических и 11 не канонических) и Нового Завета (27 книг), в которых повествуется о евреях. Считается, что Ветхий Завет тесно связан с иудаизмом, но иудеи Новый Завет (Евангелие) не признают, как и не признают Иисуса Христа, от которого берет своё начало христианство.
Символами христианства являются православный и католический кресты. Основные положения веры определены в догматах, основанных на вере в Бога, сотворившего наш мир и самого человека.
Христианство подразделяется на:
a. восточное – православие, религия таких европейских стран как Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия;
b. западное – католицизм, получивший широкое распространение в государствах Западной и Восточной Европы Евросоюза (кроме Великобритании); странах Северной и Латинской Америки (кроме США и Канады).
Главной ветвью католицизма является выделившийся из него и ставший самостоятельной религией протестантизм, который исповедуют в США, Великобритании и подчинённых ей 16 государствах Содружества, считающих королеву Елизавету II своей королевой и главой государства. Наиболее крупные из таких стран Канада, ЮАР, Австралия и Новая Зеландия.
Протестантизм имеет очень большое количество религиозных разветвлений на самостоятельные церкви вследствие разных толкований Библии. Это такие церкви как лютеранство, англиканство, кальвинизм, пресвитерианство, методизм, и более поздние – баптизм, адвентизм, пятидесятничество и другие.
2. Второй по численности приверженцев (около 1,5 млрд. человек) и самой молодой мировой религией, распространённой в странах Центральной Азии, называемых Арабским Востоком, является Ислам.
Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.
Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.
Основные виды религии ислам — суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.
a. суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
b. шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).
3. Религия Буддизм является самой древней религией по возрасту. Буддизм зародился в конце 6 века до нашей эры в Индии, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток.
Общая численность буддистов составляет около 0,5 млрд. человек. Множество совершенно разных течений буддизма распространено как в самой Индии, так и в Китае, Японии, азиатских странах тихоокеанского бассейна.
Основателем духовной традиции буддизма является человек Будда Гаутама, который в результате размышлений сформулировал учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания.
Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.
В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.
Буддизм представлен течениями:
a. хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
b. махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).
Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные (традиционные) религии, а также религии со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных, в основном азиатских, странах.
Виды основных национальных (традиционных) религий:
· сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
· язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).
В наше время наиболее распространёнными религиями народов человечества являются четыре основные мировые религии: буддизм, иудаизм, христианство и ислам.
Несмотря на малочисленность иудаизма, всего около 13,5 млн. человек, эта религия распространена практически на всех континентах, иногда, как, например, в Китае, в виде небольшой религиозной общины.
Каждая из этих религий, при сохранении основных существенных черт, включает в себя множество специфических течений, разветвлений по ряду различий и даже противоречий, зависящих от таких факторов, как территория проживания народа, уровень его общей образованности, специфическая культура, разность в обрядностях, а более всего – в толковании священных писаний и многое другое.
Атеизм можно также рассматривать как специфическую религию.
Формы религий различаются способами спасения души и поведением, и зависят от доминирующих мотивов носителей религиозной веры.
Современная религия переживает стадию переформирования в стремлении к монистическому восприятию мира (преодоление дуализма «земного» и «небесного»), чему способствует распространение идеи множественности миров.
Кроме тех религий, которые зародились достаточно давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.
Можно отметить следующие виды современных религий:
Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентология, возникшая в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Рону Хаббарду, получила широкое распространение в США. Ею всерьез увлечены многие достаточно известные люди, например, в Голливуде такие известные актёры как Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.
Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии. Материалы для этого религиоведение черпает на основе сравнительного изучения религий. Основоположником сравнительного изучения религии был английский языковед М. Мюллер (1823— 1900). На основании сравнения общих названий божеств в различных индогерманских языках им была сделана попытка найти общую прарелигию первобытной индогерманской эпохи. Установлена такая историческая связь между религиями Индии и Персии не только в названиях божеств, но и в более детальных чертах (жертвоприношения, институт жрецов, подробности культа). В своем «Введении в сравнительное изучение религии» (1874) М. Мюллер пытался найти общую прарелигию финнов, монголов и китайцев. Но эта установка на поиск общей прарелигии народов не была плодотворной, так как ее обоснование свелось к искусственному подтасовыванию фактов для доказательства существования в древних религиях единобожия.
Французский социолог Э. Дюркгейм применил несколько иную форму использования сравнительно-исторического метода исследования религии. Он также пытался отыскать прарелигию как наиболее простую и исторически первую форму религии. В работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) в качестве такой самой ранней формы религии он называл тотемизм.
Тотемизм обычно определяют как веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает «род его». Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным родственником. Члены группы, тотемом которой был, например, кенгуру, считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное — умерший родственник. У рода буйволов умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: «Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!»
Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чужих». С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятельности и общении: что можно делать, а чего — нельзя, с кем можно общаться, а с кем — нельзя. Например, мужчины и женщины одной тотемной группы не могут друг с другом вступать в брак. Они являются друг для друга табу. О содержании термина табу речь пойдет позже.
Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, является признание священного. «Тотемизм — писал он — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что. и предшествует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды: одни поколения заменяются другими. Но эта сила по-прежнему остается современной, живой и неизменной. Она одушевляет сегодняшнее поколение как одушевляла и все предыдущие и как будет одушевлять завтрашние».
Таким образом, можно согласиться с выводом Э. Дюркгейма, что первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, силы коллективного начала, превосходящей всех конкретных индивидов. Однако не только в тотемизме отражается эта сила. С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, можно сказать, даже является их определенной стороной,система специфических запретов — табу. Классической страной, в которой система табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия. По мнению английского этнографа Дж. Фрезера, слово «табу» можно перевести с полинезийского буквально как «особо выделенный», «отмеченный». Термин противоположный табу— «пот-а» —то есть всеобщий, обыкновенный. В Полинезии система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается моралью, религией, правом. Запрет налагался на употребление в пищу мяса какого-либо животного (тотема), общения постороннего с женщиной после ее брака, работу в какой-либо определенный день (например, субботу).Действия табуированных объектов являются двойственными — опасными и полезными. И эта двойственность вызывает также двойственное отношение к болезням, отталкивания от них и притяжение к ним. Из верований связанных с табу проистекает также деление всех объектов на чистое и нечистое.Чистые — значит невредимые, с ними можно иметь дело.Нечистые — несущие в себе нечто губительное. Так, например, у евреев и народов, исповедующих ислам, мясо свиньи считается нечистым и потому непригодным в пищу. Вразумительного объяснения этому никто дать не может, а ссылки на то, что это грязное животное, выглядят не убедительно, так как свинья — это очень разборчивое в питании животное.
Следует признать, что громадное большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными, иррациональными даже с точки зрения ее последователей. Единственным их основанием является идущий из глубины веков принцип запретного. Рационального же основания деления всей жизнедеятельности общины на две сферы «всеобщий, обыкновенный» и «особо выделенный», «отмеченный», не существовало, да и не могло быть.Это основание находится не на рациональном уровне, а на уровне веры. И это вполне объяснимо. Дело в том, что в первобытном обществе индивид не выделяет себя из целого. Внутренний мир индивида первобытной общины — это прямое воспроизведение установлений коллектива, обусловленное потребностью в самосохранении единства в условиях жесточайшей борьбы за существование. Такая повседневная борьба требует от каждого члена первобытной общины полного соотнесения своих действий с действиями других членов общины, полного подчинения требованиям коллектива. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. Поэтому все установления общественной жизни, социальные нормы основаны на вере как доверии. Доверие же в этом случае тождественно чувству принадлежности к коллективу общины — «мы».
Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедеятельности первобытного человека занималамагия (греч. magica — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. На магию впервые обратил особое внимание английский антрополог и этнограф Д Фрэзер (1854—1941). Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму «примитивной науки», свойственной человеку на самом раннем этапе развития.
Однако такая точка зрения подверглась критике со стороны других антропологов и этнографов. Значительное внимание исследованию этого явления уделил Б. Малиновский в работе «Магия, наука. и религия». Б. Малиновский справедливо указывал, чтомагия,как и всякая религия,предполагает символический образ действий.Во время магическогообряда человек совершает определенные действия, которые не прямо, а косвенно направлены на достижение определенного результата. Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями, воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые стоят за ними. Пример магического действия хорошо описан в романе А. Дюма «Королева Марго». Героиня этого романа для того, чтобы заставить полюбить себя человека, который прежде ее отверг, приглашает колдунью. Та изготавливает восковую фигурку этого человека и протыкает ее в районе сердца иглой, которая символизирует «стрелу Амура». При этом произносятся определенные заклинания. Совершающие эти действия, уверены, что в сердце человека, пронзенном «стрелой Амура», под воздействием заклинаний возгорится любовь к заказчику этого действа.
Это пример любовной магии. По целям воздействия магия может быть вредоносной, лечебной, промысловой и т. д. Первобытный человек предварял свое участие в охоте на зверя целой системой магических обрядов. Так, перед охотой на медведя или оленя совершались магические репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя. И если они удачно стреляли в эти изображения, то верили, что в реальной охоте у них будет положительный результат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы, имитирующие телодвижения охотника во время выслеживания зверя, погони и т. д.. При этом выкрикивались определенные заклинания.
Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека. Однако Б. Малиновский отмечал, что магические действия применяются там, где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер. Так, в рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других крупных рыб, при ловле же мелких рыб магические действия считаются излишними. Строительство лодки сопровождается магическим обрядом, строительство дома — не всегда. На основании этих фактов Б. Малиновский делает вывод, что магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов. Именно эта зависимость и заставляет человека полагаться на помощь таинственных сил и совершать символические действия.
В магии таинственной силой наделяются конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут бытьконкретные предметы — фетиши (от португальского feitico — волшебный, чудодейственный). Отсюда проистекает такая повсеместно распространенная форма первобытной религии какфетишизм.
Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева и т. д. Не важно, какой это предмет — это может быть и обычный булыжник. Важно, что за ним замечено действие какой-то силы. Например, шел человек, споткнулся о булыжник, упал и что-то ценное нашел. Эту находку он связал с действием этого булыжника. Отныне он, чтобы иметь удачу, окружает этот булыжник заботой, старается его не раздражать. Правда, если этот булыжник больше никогда не принесет удачу, он может в конце концов рассердиться на него, подвергнуть наказанию или забросить.
Как отмечал российский этнограф Л. Штернберг: «У первобытного человека фетиши встречаются везде: они встречаются на каждой тропинке, у каждого брода, на каждой двери, они висят в виде амулетов на шее каждого человека, они предохраняют от болезни, или наоборот, причиняют ее в случае пренебрежения к ним, приносят дождь, наполняют водоемы рыбой, ловят и наказывают воров, придают храбрость, приводят в смятение неприятеля и т. д.» Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонство.Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.
Еще одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является ани-мизм (от лат. anima — душа) — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этнографом Э. Тейлором (1832—1917) в его работе «Первобытная культура». Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия. Однако такое утверждение противоречило фактам, поскольку этнографами было установлено, что многие верования, связанные с тотемизмом и фетишизмом, не содержат в себе анимистических представлений, таинственные силы, с которыми связаны эти представления, не мыслятся как душа.
Анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной,способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.
Наиболееранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов и т. д., в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чувственные восприятия. Эти восприятия заставляли его прийти к заключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа — духи. Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов — это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов.
Высшей формой развития анимизма является вера вотносительно самостоятельное существование души. По мнению этнографов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, а также явления сопутствующие смерти — кровотечения, последний вздох и т. д.), привели к мысли, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могут быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание составляют видимые части или функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все признаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, животных, в растения, предметы. В конце концов развитие анимистических верований привело к признанию существования души как двойника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что и одухотворяет его. Таким образом, первоначально душа мыслилась как некая телесная сила: кровь, колебания воздуха и т. д. Значительно позднее, уже на стадии очень развитых спиритуалистических религий, таких как буддизм, христианство, ислам, душа стала осмысливаться как духовная субстанция.
Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры, Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей. Пищевые запреты, христианское причастие — отдаленный отголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы, в другие священные реликвии живет в сознании современного человека. Магические символические действия — составная часть всей современной обрядности. Вера в заговоры, порчу, гадания — никогда не исчезала из сознания и практики людей.
Мифы народов мира Т 1, 2. М, 1968.
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1969.
Фрэзер Дэк. Дж. Золотая ветвь. М., 1967
Штернберг Л. Я. Первобытная религия. М., 1936.