Что такое ролевое бесправие тинейджеров
Юность как этап социализации
Что такое юность
Юность завершает активный период социализации. Юными считаются подростки (юноши или девушки) и молодые люди в возрасте от 13 до 19 лет. Их ещё называют тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определённые психологические сдвиги: появляются влечение к противоположному полу; агрессивность, зачастую немотивированная; проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности; подчёркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
Трудности юношеской социализации
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к новому и к творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчёркнутая автономия и независимость — с другой, порождают особое явление, которое называют молодёжной субкультурой.
Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счёт: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.
Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчёркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, с другой — способны на неординарные поступки, яркое проявление альтруизма.
Альтруизм — бескорыстная забота о благе других людей.
Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылёк порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь.
Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемости, в этом «бросании из огня да в полымя», выражается суть подросткового возраста.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
• несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан подростковым возрастом;
• несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологическим взрослением;
• противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т. д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они всё ещё требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров.
Ролевое бесправие — меньший объём прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинейджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжают считать детьми.
Современная молодёжь, несмотря на достаточно короткий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Нормы поведения и ценности одного поколения не соответствуют нормам и ценностям другого.
В свою очередь, ускоряющаяся смена молодёжных поколений и возрастающее число поколений внутри молодёжи стимулируют ускорение технического прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску всё более разнообразной техники, компьютеров, аудио- и видеодисков, плейеров, айфонов и т. п.
Период подростковой неопределённости возникает потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности — и вступает во взрослость — период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодёжная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.
У подростка 14—16 лет существует свой собственный ролевой набор, куда входят роли ребёнка, мужчины или женщины, гражданина, учащегося, покупателя, помощника родителей по хозяйству, читателя, члена спортивной команды или кружка художественной самодеятельности и др. Если он нарушил закон, то у него появляется роль правонарушителя или даже преступника. Когда он превращается в заводилу компании, он берёт на себя роль лидера. Но если друзья его отвергают, ему достаётся роль аутсайдера. Такой набор, разумеется, меньше, чем у взрослого человека, но он больше, чем у младшего школьника.
Что такое ролевое бесправие тинейджеров
Ответ:
Тинейджеры в своем большинстве считают, что их цель – поскорее вырасти и стать взрослыми. Почему-то они считают, что хорошие способы продемонстрировать свою взрослось – вести себя распущенно, грубить друг другу и злоупотреблять табаком и алкоголем. Это поведение, зачастую приводящее к плачевным последствиям, и называется бесправием тинейджеров.
Тинейджер имеет сравнительно мало жизненного опыта, и потому может и будет совершать ошибки. Его положение усугубляется тем, что он будет направленно искать приключений и ставить себя в опасные ситуации – он ведь считает что от этого кажется взрослым. Именно потому люди и пробуют в подростковом возрасте наркотики. Они думают что это повысит их престиж перед другими тинейджерами, а опыта у них нет, и потому они не представляют всей опасности наркотиков и алкоголя. То же самое можно сказать и о распущенном половом поведении, и о лихачестве – когда человек ставит себя в опасное положение с целью заслужить внимание других.
Примеров столько, что их трудно пересчитать. В своей жизни каждый видел, как молодые люди гоняют на машинах, громко и вызывающе разговаривают, пьют и курят. Ненормативная лексика и использование жаргонизмов – самый широко распространенный пример такого поведения. Но других, более запущенных и тяжелых примеров тоже немало. Именно в подростковом возрасте многие наркоманы и алкоголики впервые попробовали алкоголь и наркотики, сделав это «за компанию». Болезни, передаваемые половым путем и незапланированная беременность – тоже распространенные проблемы этого возраста.
В моей жизни такие примеры тоже были. Выходя из школы я видел, как за разрушенной стеной сидела группа ребят моего возраста – а я был в восьмом классе. Они курили, и некоторые из них пили. Распитие алкоголя они сопровождали громким разговором, состоящим почти полностью из ненормативной лексики.
Экзаменационный материал (тест) по обществознанию 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ (ТЕСТ) ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС
А1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?
ликвидация последствий стихийного бедствия
загрязнение реки промышленными отходами
высадка на пустыре деревьев и кустарников
административное ограничение охоты на оленей
А2. Антон – жизнерадостный общительный человек, всегда готовый придти на помощь своим многочисленным друзьям. Все это характеризует Антона как
А3. Что свойственно командной экономической системе?
многообразие форм собственности
свобода предпринимательской деятельности
преобладание сельского хозяйства
А5. А. работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени А. тратит на общение с родителями своих учащихся. В действиях А. проявляется
А6. Что свойственно обществу традиционного типа?
преобладание сельского хозяйства в экономике
высокий уровень развития промышленности
распространение компьютерных технологий
интенсивное развитие науки и техники
А7. Гражданка А. обнаружила, что коробочка йогурта, стоившая раньше 15 рублей, подорожала до 20, а еще через месяц – до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким экономическим явлением столкнулась гражданка А.?
А8. Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А. Традиционной экономической системе свойственен высокий уровень развития товарно-денежных отношений.
Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение факторов производства.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку?
А10. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Установите соответствие между примерами социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Примеры социальных групп Признаки выделения социальных групп
А) банковские служащие 1) территориальный
Б) петербуржцы 2) профессиональный
В) избиратели 3) политический
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В2. В приведенном списке указаны сходные проявления задатков и таланта человека и отличия проявлений задатка от таланта. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
получение принципиально новых результатов деятельности
успешность в какой-либо деятельности
нахождение нестандартных способов деятельности
Прочтите текст и выполните задания С1-С6.
Товар – это продукт труда, произведенный с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. Товары могут быть материальными и нематериальными. Материальный товар представляет собой какую-либо вещь: автомобиль, туфли, хлеб, холодильник и т. п. Нематериальный товар — это, как правило, услуга или какая-либо полезная деятельность: посредничество, страхование, услуги связи, медицинские услуги и т. п.
Существование товара связано с последовательным прохождением четырех стадий. Для начала товар должен быть произведен. Производство — это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения каких-либо общественных потребностей.
Следующая стадия — распределение. Как правило, в производстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в созданном товаре. В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу.
Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним задачу, чем большее количество продукции он производит, тем выше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда.
С другой стороны, собственник фирмы может сам не работать в своей фирме. Но прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному капиталу.
Третья стадия движения товара — обмен. С целью обмена товар передается на рынок, где у него возникает два важнейших свойства: свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для покупателя, то есть обладать потребительной стоимостью; свойство обмениваться на другой товар или деньги в определенном количественном соотношении, то есть обладать меновой стоимостью.
Завершающая стадия — потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей.
Приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесет товар его покупателю, определяет сумму, котирую покупатель готов за нее заплатить.
(По материалам энциклопедии для школьников)
С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте
С2 Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами
СЗ Используя содержание текста, заполните таблицу:
Стадия существования товара
Модельер разработал новую коллекцию женской одежды.
Мэрия предоставила очередникам новые квартиры.
Ученик съел обед в школьной столовой.
Инспектор ГИБДД регулирует дорожное движение.
Бизнесмен продал свою яхту.
С4 Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого товара.
С5 Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к директору с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. Директор отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец супермаркета, постоянно проживающий в другой стране. Какие основания (принципы) распределения отразились в данном примере? Приведите фрагмент (-Ы) текста, помогающий (-е) решить эту задачу.
С6 В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя, из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Что такое ролевое бесправие тинэйджеров? Раскройте проблему и приведите примеры из своей жизни.
Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное.
Виды религии: Религии бывают «примитивные» и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. о-настоящему сложные и глубокие религии, но как правило не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.
Функции религии:
3)Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
Культура- исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование.
В социологии выделяются два вида культуры: материальная (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения, здания; техника и др.) и нематериальная (представления, ценности, знания, идеология, язык, Процесс духовного производства и др.)
2) Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной.
3)Регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
Что такое ролевое бесправие тинэйджеров? Раскройте проблему и приведите примеры из своей жизни.
g0rlum неофит
Что
такое ролевое бесправие тинэйджеров?
Раскройте проблему и приведите
примеры из своей жизни.
Lesia учащийся
DJMaxwell почемучка
Замечаете ли вы в своей повседневной жизни что поток информации с каждым годом возрастает? Приведите примеры. к каким последствиям это может привести общество и его граждан?
furiousbarbie зубрила
sonya17 хорошист
Замечаете ли вы в своей повседневной жизни что поток информации с каждым годом возрастает?(пример) приведите примеры. к каким последствиям это может привести общество и его граждан?
DashenkaPyshkina гость
Да, действительно, с каждым днём мы узнаём всё новую и новую информацию, которая обновляется со скоростью света в условиях современной жизни в веке информационных технологий. Мы имеем возможность узнать тысячи новостей посредством СМИ. К тому же в рамках глобализации мы узнаем информацию не только в рамках своей страны, но и мира, что в разы увеличивает количество информации. Информация также увеличивается и в условиях модернизации (переход к информационному обществу).
К примеру, люди жившие в Средневековья понятия не имели, что происходит в Америке, они даже не знали, что она существует. Или же человечество до 20 века мало что знали, что происходит в разных уголках мира, то есть до появления телевизионной сети и интернета информацию люди получали в меньшем количестве.
В народе существует поговорка: меньше знаешь-крепче спишь, и это верно, так как современный человек как никокда нуждается в психологической помощи, так как из-за огромного количества информации у него развиваются психические расстройства, фобии, неврозы и т. п.
AAn ученик
1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация — уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
plohoff неофит
Личность — это человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. на становление личности влияют: 1)окружение
2)осознание своих ошибок
3)делать то, чего хотите добиться от жизни
Семья несет в себе функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, рекреационная. Эти функции необходимы обществу, для продолжения жизни.
Человеку нужна взаимосвязь с обществом для реализации его потребностей
исторический процесс-ход человеческой жизни, ее результаты, развитие
Yilan профессор
1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация — уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА С ЧЕМ МОЖЕТЕ!.