Что такое росстань 4 класс по литературе объяснение
Значение слова «росстань»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РО’ССТАНЬ, и, ж. (обл.). Перекресток двух дорог.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ро́сстань
1. нар.-разг. перекрёсток двух или нескольких дорог; распутье ◆ Перепуганные богомолки бросились в лес, а на росстани остались одни мужики. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Три конца», 1890 г. ◆ За воротами, не глядя друг на друга, устремились в разные стороны, хоть обоим надо одним переулком идти ― до росстани. Василий Шукшин, «Бессовестные», 1970 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. поэт. ситуация, при которой приходится делать выбор ◆ А это было то событие, где большинство христиан отреклось от своей веры; это были те росстани, где огромное большинство пошло с христианским именем по языческой дороге и идёт до сих пор. Л. Н. Толстой, «Церковь и государство», 1891 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: решето — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 4. «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
На заставу богатырскую – место выезда и въезда в город; пункт.
По нарядам снарядился один или группа пограничников, выполняющих приказ на охрану границы.
Доезжал он до росстани – перекрёсток двух дорог.
Из-за камушков кремнёвеньких – тёмно-серые с металлическим блеском кристаллы которого входят в состав большинства горных пород.
Кони-лошади в булатной броне – старинная особо прочная сталь.
Засияли камни-яхонты – устаревшее название драгоценных камней.
На богатство и обзарилися – смотреть с завистью
Подстрекают, подзуживают – дразнить, подзадоривать.
Из налучника лук тугой – чехол для лука.
сумка-чехол, в которой носились стрелы или болты.
Верста – русская путевая мера.
Погреб – заглубленное в землю сооружение для круглогодичного хранения
Пуд – устаревшая единица измерения массы.
Былина; поэтический текст; прозаический текст; внешний вид героя;
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016
Основное содержание урока:
— Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?
— А как называют музыканта, играющего на гуслях? Его называют гусляр.
— С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей волшебной игрой, не оставляющей равнодушными всех, кто её слышал.
— Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?
— Что же такое былина?
— Кто являются главными героями былин?
— Каких богатырей вы знаете?
Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
А кто такой богатырь? Давайте обратимся к словарю.
1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
— У этого слова не одно значение, оно многозначное.
— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, силой, смекалкой.
— Помимо силы и ума чем еще должен обладать здоровьем физическим и духовным.
— В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
Что же мы будем делать сегодня на уроке?
Сколько вопросов у нас!
— Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки» в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Будем читать и анализировать былину и ответим на наши вопросы.
Былина называется «Ильины три поездочки».
Перед тем, как начнём читать, давайте обратимся к названию и подумаем, о чём это произведение.
Былина «Ильины три поездочки» о богатыре Илье Муромце, о каких-то его поездках.
А теперь приступим к чтению.
ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул:
Прочитай вон, на камени
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано! »
— Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец? Давайте узнаем.
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
«Это бог с тобой, что — судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть! »
Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?
— Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет и жениться ему поздно.
— О каких чертах характера это говорит?
— Это говорит о том, что богатырь смелый, решительный.
— Кого встретил Илья на пути?
Почитайте описание разбойников.
Рассмотрите картину Васнецова «Витязь на распутье». Какой отрывок из былины подходит к картине? Перечитайте.
— Прочитайте начало былины. На что похоже начало былины? Какие произведения начинаются подобным образом?
— Былина начинается как сказка – с зачина.
-Зачином в былине (и других фольклорных произведениях), как мы знаем, называется вступительная часть, в которой определяются место действия, время действия и главный герой
— Былина называется «Три поездочки Ильи Муромца». А мы прочитали только об одной поездке. Как же так?
Дело в том, что это часть былины, её начало.
Сейчас мы прочитаем продолжение приключений богатыря, но уже в другой форме – в прозаической форме.
Перед тем, как приступить к чтению, вспомним, какие две поездки остались и предположим, какую дорогу Илья выберет во второй раз.
ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА
(Текст былины в пересказе И.Карнауховой)
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.
Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых. Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает:
«Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».
Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична.
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову. А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: «Прямо ездил-женатым не бывал».
— Какой третий путь остался Илье Муромцу?
— Путь, который ведёт к богатству.
— А как вы думаете, станет ли Илья Муромец богатым? Почему?
Давайте прочитаем и проверим, верны ли наши предположения.
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.
Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».
Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
— Кого повстречал богатырь во время второй поездки?
— Как он догадался, что королевична задумала недоброе? Найдите эпизод в тексте.
— Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».
— Что добыл Илья в третьей поездке?
-Стал Илья Муромец богатым?
— Нет, Илья Муромец не стал богатым, он отдал все деньги, которые нашёл, на строительство церквей и нуждающимся людям.
— Почему он так поступил? Как характеризует этот поступок богатыря?
— Илья Муромец честный, справедливый, щедрый человек.
-Прочитайте, как заканчивается былина?
— Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
— На что похожа конец былины?
— Так заканчиваются сказки.
— Заметили ли вы в былине элементы вымысла и фантастики?
Как вы думаете, зачем автор включил эти элементы в былину?
— Чтобы интересно было слушателю.
— В каком уже известном жанре устного народного творчества так же много вымысла?
— В волшебной сказке.
-Какой мы можем сделать вывод?
— Былины похожи на сказки
Итак, что же общего в прочитанных произведениях? отрывках?
— А в чем же отличия?
— В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.
Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно?
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Какую первую поездку совершил Илья Муромец?
Влево ехать — женатому быть
Прямо ехать — убитому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Правильный вариант ответа
Прямо ехать — убитому быть!
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Какой сказочной черты нет в этом произведении?
Что такое росстань 4 класс по литературе объяснение
1. О каких великих людях и событиях рассказывается в произведениях этого раздела? Расскажите о самых сильных впечатлениях. Подтвердите примерами из текстов.
В произведениях этого раздела рассказывается о военных годах России. О Куликовской битве, войне с Наполеоном в 1812 году, о войне 1941-45 года. Меня больше всего впечатлил рассказ Фронтовое детство, потому что это реальная жизнь автора в военные годы. Он остался сиротой и стал сыном полка.
2. Как мы называем нашу Родину сейчас? А в старину? Вспомните, что рассказал о значении этого слова С. Романовский.
3. Прочитайте заключительные строки текста В. Пескова «Отечество». Объясните, почему писатель хотел, чтобы мы помнили о прошлом, ценили настоящее и не забывали заветы наших предков. Почему это важно для каждого человека?
«Старое. Новое. Вечное.» Потому что понятие Родины — это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.
4. Какими великими ценностями, кроме большой территории и богатых недр, одарила нас Россия? Прочитайте ещё раз текст И. Ильина на с. 58. Подумайте и сформулируйте свой ответ.
Коме территорий и богатых недр у России есть мудрость и доблесть в нашей истории… Есть ещё культура сердца, совести и чувства; есть культура служения, храбрости и подвижничества. Россия есть страна древней и самобытной духовной культуры. И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
5. Обратитесь к репродукциям картин И. Глазунова и П. Корина. Кто изображён на них? Какие чувства и мысли вложили художники в свои картины? Что изобразил А. Дейнека на своей картине? Расскажите, какие чувства она вызывает у вас.
Дмитрий Донской и Александр Невский. Они хотели показать миру героев.
Дейнека изобразил оборону Севастополя. Идет ожесточенный бой, картина вызывает переживание за русских солдат.
6. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. Составьте по ней рассказ.
Мне понравилась картина В.Лактионова «Письмо с фронта». Она очень солнечная и вызывает улыбку и радость за героев картины, которые получили долгожданную весточку с фронта. Они улыбаются читая письмо, значит новости хорошие. Может быть в письме солдат пишет о том, как враг отступает и вот уже близка наша Победа.
7. Какие стихи, прочитанные по теме, вы отобрали бы для выразительного чтения? Прочитайте их друг другу и оцените качество чтения. Какие правила культуры общения вы должны помнить?
Выбираем понравившиеся стихи и читаем друг другу. Не перебиваем друг друга, критику высказываем только обоснованную.
8. Прочитайте строки из стихотворения В. Шефнера. Подумайте, какие важнейшие слова горячо произносит поэт? Почему среди этих слов есть слово «Родина»?
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
9. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Найдите в библиотеке пословицы и поговорки, стихи и рассказы о Родине.
Идем в библиотеку и берем книги о Родине.
Словарик
Аяк-Ага — знатный господин.
Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.
Бизо́н — дикий североамериканский бык.
Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.
Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.
Воро́ты — ворота.
Всеча́сно — каждый час, постоянно.
Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.
Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.
Го́рница — парадная половина крестьянской избы.
Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Дать в прика́з — отдать под надзор.
Два-пять — старинная форма числа десять.
Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.
Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.
Жо́мы — тиски.
Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Зы́чный — громкий, звонкий.
Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.
И́нда — так что даже.
Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.
Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.
Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.
Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.
Молоди́ца — молодая замужняя женщина.
Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.
Мы́кать век — доживать как-нибудь.
Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.
Огла́н — мальчик, парень.
Па́волока — дорогая шёлковая ткань.
Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.
Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.
Пеня́ть — упрекать, укорять.
Перст — палец.
Пла́стью — пластом.
Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.
Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.
Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.
Поме́рить — здесь: вдумываться.
Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.
По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).
Псало́м — религиозное песнопение.
Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.
Ра́ди — рады.
Ро́звальни — низкие широкие сани.
Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.
Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.
Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)
Седми́ца — неделя.
Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.
Середо́вич — мужчина средних лет.
Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.
Спе́шить — здесь: сбить с коня.
Соче́льник — день перед Рождеством.
Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.
Чернори́зец — устаревшее: монах.
Ча́уш — здесь: рассыльный.
Че́лядь — устаревшее: слуга.
Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.
Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.
Что такое росстань 4 класс по литературе объяснение
1. Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте ваше мнение.
Как я считаю, Алексей Толстой писал «Детство Никиты», как повесть о давно прошедших днях. Повесть отличается от других автобиографических произведений тем, что она написана от третьего лица.
Я думаю, что автор писал о давно прошедших днях потому, что в конце повести есть фраза: «Этим событием кончается его детство», что означает, что событие происходило довольно давно.
2. Вам интересно было узнать о жизни Никиты? Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, мамой. Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?
Отношения Никиты с учителем и мамой были доброжелательными. Они воспитывали в мальчике здравый ум, прямоту и честность. Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Учитель терпеливо объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.
3. Опишите учителя Никиты, используя слова из текста. Почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
Учитель Никиты был «удивительно расторопный и хитрый», «человек с рыжей бородкой», «все пронюхал ещё вчера и нарочно встал пораньше», «посмеиваясь, остановился у окна», «бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки».
Никите приходилось «держать ухо востро», потому что учитель Аркадий Иванович был очень пронырливым и всезнающим человеком, и он наперед мог предугадать будущие действия своего подопечного. Учитель пытался предостеречь его от всего плохого.
4. Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал? А ваше слово — закон («сказал — сделал»)?
5. Кто из героев произведения вам больше всего понравился? Почему?
Мне понравилась мама Никиты, потому что она очень заботилась о сыне, всегда боялась за него. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем.
6. Похож ли Никита на вас, ваших друзей? Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.
Никита был не очень послушным ребенком, упрямым, не любил мыться, впрочем, как и все детишки. Он любил фантазировать, хотел больше веселых приключений, чем нудных и скучных уроков. Никита очень сильно любил гулять. Он был довольно умным мальчишкой, придумал идти по снегу, наступая на чужие следы, зачет хитрить он умел. Никита просто был веселый и озорной ребенок.
7. Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.
8. Текст разделён на части. Постарайтесь кратко передать содержание каждой части. Отметьте положительные стороны пересказа друг друга. Посоветуйте, как исправить ошибки, если они были допущены. Помните о культуре общения. Прочитайте пословицы, которые вам помогут в этом. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Одно тёплое слово и в мороз согреет. Слова хороши, если они коротки. Когда говоришь — думай.
9. Выберите из текста диалоги, распределите роли, отработайте выразительное чтение.
10. Возьмите в библиотеке книгу А. Н. Толстого «Детство Никиты» и прочитайте её.