Что такое рпц расшифровка в россии
Что такое рпц расшифровка в россии
Ру́сская Правосла́вная Це́рковь [1] (РПЦ; также Моско́вский Патриарха́т — другое официальное наименование [2] ) — автокефальная поместная православная Церковь, занимающая пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей.
Рассматривает себя в качестве единственной канонически легитимной православной Церкви на территории бывшего СССР, исключая Грузию [3] [4] (в границах Грузинской ССР [5] ), и считает себя единственно законным преемником Поместной Российской Православной Церкви, Православной Российской Церкви и Киевской Митрополии в составе Константинопольского Патриархата. Крупнейшее религиозное объединение в РФ, на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Канонические подразделения, находящиеся на территории иных, нежели РФ, государств, могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц под иными названиями в соответствии с действующим в каждой стране законодательством.
Правовым основанием своего бытия, устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.
Содержание
История Русской Церкви
Связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Статус автокефалии имеет де-факто с 1448 года когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем.
В 1589 году патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил первого патриарха Московского и всея Руси Иова. После смерти в 1700 году патриарха Адриана новый предстоятель церкви не избирался. В 1721 году император Пётр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод, который стал государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви.
Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917, первым патриархом в послесинодальный период стал святитель Тихон. До 1918 года Русская церковь имела статус государственного института в Российской Империи и выполняла ряд связанных с ним функций.
После революции 1917 года церковь пережила период гонений (см. Религия в СССР). После смерти патриарха Тихона первосвятительский престол оставался вакантным до 1943 года когда на него был избран патрарх Сергий (Старогородский).
Легитимность канонической преемственности современной РПЦ от синодальной Церкви оспаривается альтернативными православными организациями русской традиции, которые обычно полагают Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) последним законным предстоятелем поместной Русской Церкви, а создание современных церковных структу приписывают Сталину, Молотову и полковнику НКГБ Карпову. [11] [12] [13]
Современное устройство и управление Церкви
Устав определяет Русскую Православную Церковь как «многонациональную Поместную Автокефальную Церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами».
В канонической зависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и Китайская Православная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
Поместный Собор созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или в исключительных случаях Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви и избирает Патриарха. Созван в январе 2009.
В части внешних сношений Патриарх «сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления».
Священный Синод состоит из председателя — Патриарха (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
Постоянные члены Священного Синода суть следующие иерархи (по кафедре или должности):
Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиеерев в порядке очередности. Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Рассматриваемые вопросы решаются общим голосованием или большинством голосов. Воздержание от голосования не допускается.
Архиерейский Собор 26 июня 2008 года утвердил «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви» [36] и предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви, согласно которым судебная система РПЦ включает 3 инстанции: епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей.
Основная территориальная единица — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом) и объединяющая находящиеся на данной территории приходы (приходские общины), объединённые в благочиния и монастыри. Границы епархий определяются Священным Синодом с учётом административно-территориального деления областей, краёв, республик. Органами епархиального управления являются Епархиальное собрание и Епархиальный совет, при содействии которых архиерей управляет епархией.
Каждый приход, монастырь, епархиальное управление или учебное заведение зарегистрировано Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо, которое, с точки зрения законодательства РФ, вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
Современное состояние Русской Православной Церкви
13 декабря 2007 года Патриарх Алексий II, имея, очевидно, в виду страны за пределами бывшего СССР, сказал: « около 400 приходов имеет за рубежом Московский Патриархат и около 300 приходов — Русская Зарубежная Церковь. Таким образом, сотни приходов сейчас духовно окормляют наших соотечественников за границей.» [52] [53]
РПЦ не ведёт учёта количества своих членов или посещаемости богослужений.
Издательским советом Русской Православной Церкви издаются «Журнал Московской Патриархии», альманах «Богословские труды», журнал «Светильник» и газета «Церковный вестник».
Экономическая деятельность Русской Православной Церкви
Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе 24 июня 2008 года: «В 2007 г. только 55 епархиальных управлений перечислили взносы в Московскую Патриархию на общецерковные нужды, причем размер взносов некоторых епархий настолько мал, что сопоставим со взносом маленьких храмов Москвы, расположенных в центре, где почти нет жителей. За период, прошедший после Архиерейского Собора 2004 г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55 %. Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений — 46 %, а взносы епархий покрывают лишь 29 % этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС. За прошедший год все вместе взятые епархии перечислили в общецерковный бюджет в 3 раза меньше, чем храмы Москвы.» [54]
Общецерковные СМИ
Некоторые календарно-литургические и иные особенности
Русская Православная Церковь в целом придерживается в своей литургической жизни Юлианского счисления времени и Александрийской Пасхалии для исчисления дня празднования Пасхи.
В богослужении с конца XIV действует Устав Иерусалимской Церкви. Основной литургический язык — церковнославянский.
В XIX веке всеобщее распространение в приходской практике получило партесное пение; почти вышел из обихода знаменный распев (См. статью Православная музыка).
К концу синодального периода сложился ряд отличительных особенностей в литургической и пастырской практике, утвердившихся в XX веке: служение вечерни, утрени и Первого часа в рамках единой службы, совершаемой вечером, фактическая отмена малого повечерия, обязательная исповедь для причастников непосредственно перед принятием Святых Тайн или накануне.
Московская Патриархия и религиозные объединения других конфессий
Католицизм
Взаимоотношения Римско-католической церкви и Русской Церкви имеют многовековую историю. В последнее время стал налаживаться диалог между двумя церквями.
Иудаизм
Руководство Московской Патриархии традиционно поддерживает отношения с Главным раввином России Адольфом Шаевичем, представляющим Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. С начала 2000-х, ввиду политического усиления Федерации еврейских общин России, на протокольные мероприятия Патриархии также приглашается Главный раввин последней — Берл Лазар.
Ислам
Мнение профессора А. Малашенко: «Хотя РПЦ открыто не вмешивается во внутримусульманские дела, известно, что наибольшие симпатии Московский патриархат выказывает к главе Центрального духовного управления Талгату Таджутдину. В свою очередь, Таджутдин всячески, порой чересчур экзальтированно, подчёркивает своё особое расположение к РПЦ. Это вызывает досаду у вечного оппонента ЦДУМ — Совета муфтиев России, считающего, что ЦДУМ уже давно не является ключевой структурой и олицетворяет собой советское прошлое. Диалог между РПЦ и мусульманами нельзя считать диалогом в „чистом виде“. В нём неизбежно, явно или скрытно, присутсвует третий участник — государство.» [59]
Язычество
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение язычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». [60]
Русская Православная Церковь
Русская Православная Церковь (РПЦ, Московский патриархат) – крупнейшая религиозная организация России, самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси – патриарх Кирилл (с февраля 2009 года).
История Русской Православной Церкви
Историки связывают появление РПЦ с момента Крещения Руси в 988 году, когда Митрополит Михаил был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом на созданную в Киеве митрополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич.
После упадка Киевской земли, после нашествия татаро-монгол в 1299 году митрополия переместилась в Москву.
С 1488 года РПЦ получила статус автокефалии, когда Русскую митрополию возглавил епископ Иона без согласования с Константинополем.
Далее более века Московская митрополия управлялась независимыми епископами.
В середине XVII века, при патриархе Никоне, проводилось исправление богослужебных книг и иные меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Некоторые прежде принятые в Московской церкви обряды, начиная с двоеперстия, были объявлены еретическими; те, кто будет использовать их, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе. В результате произошёл раскол в Русской церкви, те кто продолжал использовать старые обряды стали официально именоваться «еретиками», позже — «раскольниками», а позднее получили название «старообрядцы».
В 1686 году было осуществлено согласованное с Константинополем переподчинение автономной Киевской митрополии Москве.
В 1700 году царь Пётр I запретил избрание нового патриарха (после смерти предыдущего), а через 20 лет учредил Святейший Правительствующий Синод, который, являясь одним из государственных органов, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии».
Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено после только свержения самодержавия решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917; первым патриархом в Советский период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.
После Октябрьской революции 1917 года РПЦ была отчуждена от государства и предана преследованию и разложению. Прекратилось финансирование духовенства и церковного образования из казны. Далее Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов и период гонений.
После смерти Патриарха в 1925 году власти сами назначили священника, который был вскоре изгнан и замучен.
По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.
Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян были расстреляны или сосланы в концлагеря, богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены.
В тяжёлые для страны годы Великой Отечественной войны произошло заметное изменение политики советского государства в отношении Патриаршей церкви, Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР, исключая Грузию.
В 1943 году Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол.
Во время правления Хрущева, к Церкви было вновь жесткое отношение, которое сохранилось и в 1980-х годах. Тогда Патриархат контролировали спецслужбы, в то же самое время Церковь шла на компромиссы с советским правительством.
К концу 80-х годов количество церквей в СССР было не более 7000, а монастырей не более 15.
В начале 1990-х годов в рамках политики гласности и перестройки М. Горбачева, началось изменение отношения государства к Церкви. Количество церквей стало расти, увеличивалось количество Епархий и приходов. Этот процесс идет и в 21 веке.
Также развивается и сама структура Московского Патриархата.
Структура управления РПЦ
Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
Поместный собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, и избирает Патриарха. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.
Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.
Священный синод, согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — Патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев. Заседания Священного синода проходят не реже четырёх раз в году.
Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.
Высший церковный совет — новый постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.
Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.
Учебные заведения Русской Православной Церкви
Контакты РПЦ
Московский Патриахат, сайт: http://www.patriarchia.ru/
Адрес: 115191, Россия, Москва, Даниловский вал, д.22
РПЦ МП
Ру́сская Правосла́вная Це́рковь [1] (РПЦ; также Моско́вский Патриарха́т — другое официальное наименование [2] ) — автокефальная поместная православная Церковь, занимающая пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей.
Рассматривает себя в качестве единственной канонически легитимной православной Церкви на территории бывшего СССР, исключая Грузию [3] [4] (в границах Грузинской ССР [5] ), и считает себя единственно законным преемником Поместной Российской Православной Церкви, Православной Российской Церкви и Киевской Митрополии в составе Константинопольского Патриархата. Крупнейшее религиозное объединение в РФ, на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Канонические подразделения, находящиеся на территории иных, нежели РФ, государств, могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц под иными названиями в соответствии с действующим в каждой стране законодательством.
Правовым основанием своего бытия, устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.
Содержание
История Русской Церкви
Связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Статус автокефалии имеет де-факто с 1448 года когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем.
В 1589 году патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил первого патриарха Московского и всея Руси Иова. После смерти в 1700 году патриарха Адриана новый предстоятель церкви не избирался. В 1721 году император Пётр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод, который стал государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви.
Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917, первым патриархом в послесинодальный период стал святитель Тихон. До 1918 года Русская церковь имела статус государственного института в Российской Империи и выполняла ряд связанных с ним функций.
После революции 1917 года церковь пережила период гонений (см. Религия в СССР). После смерти патриарха Тихона первосвятительский престол оставался вакантным до 1943 года когда на него был избран патрарх Сергий (Старогородский).
Легитимность канонической преемственности современной РПЦ от синодальной Церкви оспаривается альтернативными православными организациями русской традиции, которые обычно полагают Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) последним законным предстоятелем поместной Русской Церкви, а создание современных церковных структу приписывают Сталину, Молотову и полковнику НКГБ Карпову. [11] [12] [13]
Современное устройство и управление Церкви
Устав определяет Русскую Православную Церковь как «многонациональную Поместную Автокефальную Церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами».
В канонической зависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и Китайская Православная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
Поместный Собор созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или в исключительных случаях Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви и избирает Патриарха. Созван в январе 2009.
В части внешних сношений Патриарх «сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления».
Священный Синод состоит из председателя — Патриарха (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
Постоянные члены Священного Синода суть следующие иерархи (по кафедре или должности):
Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиеерев в порядке очередности. Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Рассматриваемые вопросы решаются общим голосованием или большинством голосов. Воздержание от голосования не допускается.
Архиерейский Собор 26 июня 2008 года утвердил «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви» [36] и предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви, согласно которым судебная система РПЦ включает 3 инстанции: епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей.
Основная территориальная единица — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом) и объединяющая находящиеся на данной территории приходы (приходские общины), объединённые в благочиния и монастыри. Границы епархий определяются Священным Синодом с учётом административно-территориального деления областей, краёв, республик. Органами епархиального управления являются Епархиальное собрание и Епархиальный совет, при содействии которых архиерей управляет епархией.
Каждый приход, монастырь, епархиальное управление или учебное заведение зарегистрировано Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо, которое, с точки зрения законодательства РФ, вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
Современное состояние Русской Православной Церкви
13 декабря 2007 года Патриарх Алексий II, имея, очевидно, в виду страны за пределами бывшего СССР, сказал: « около 400 приходов имеет за рубежом Московский Патриархат и около 300 приходов — Русская Зарубежная Церковь. Таким образом, сотни приходов сейчас духовно окормляют наших соотечественников за границей.» [52] [53]
РПЦ не ведёт учёта количества своих членов или посещаемости богослужений.
Издательским советом Русской Православной Церкви издаются «Журнал Московской Патриархии», альманах «Богословские труды», журнал «Светильник» и газета «Церковный вестник».
Экономическая деятельность Русской Православной Церкви
Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе 24 июня 2008 года: «В 2007 г. только 55 епархиальных управлений перечислили взносы в Московскую Патриархию на общецерковные нужды, причем размер взносов некоторых епархий настолько мал, что сопоставим со взносом маленьких храмов Москвы, расположенных в центре, где почти нет жителей. За период, прошедший после Архиерейского Собора 2004 г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55 %. Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений — 46 %, а взносы епархий покрывают лишь 29 % этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС. За прошедший год все вместе взятые епархии перечислили в общецерковный бюджет в 3 раза меньше, чем храмы Москвы.» [54]
Общецерковные СМИ
Некоторые календарно-литургические и иные особенности
Русская Православная Церковь в целом придерживается в своей литургической жизни Юлианского счисления времени и Александрийской Пасхалии для исчисления дня празднования Пасхи.
В богослужении с конца XIV действует Устав Иерусалимской Церкви. Основной литургический язык — церковнославянский.
В XIX веке всеобщее распространение в приходской практике получило партесное пение; почти вышел из обихода знаменный распев (См. статью Православная музыка).
К концу синодального периода сложился ряд отличительных особенностей в литургической и пастырской практике, утвердившихся в XX веке: служение вечерни, утрени и Первого часа в рамках единой службы, совершаемой вечером, фактическая отмена малого повечерия, обязательная исповедь для причастников непосредственно перед принятием Святых Тайн или накануне.
Московская Патриархия и религиозные объединения других конфессий
Католицизм
Взаимоотношения Римско-католической церкви и Русской Церкви имеют многовековую историю. В последнее время стал налаживаться диалог между двумя церквями.
Иудаизм
Руководство Московской Патриархии традиционно поддерживает отношения с Главным раввином России Адольфом Шаевичем, представляющим Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. С начала 2000-х, ввиду политического усиления Федерации еврейских общин России, на протокольные мероприятия Патриархии также приглашается Главный раввин последней — Берл Лазар.
Ислам
Мнение профессора А. Малашенко: «Хотя РПЦ открыто не вмешивается во внутримусульманские дела, известно, что наибольшие симпатии Московский патриархат выказывает к главе Центрального духовного управления Талгату Таджутдину. В свою очередь, Таджутдин всячески, порой чересчур экзальтированно, подчёркивает своё особое расположение к РПЦ. Это вызывает досаду у вечного оппонента ЦДУМ — Совета муфтиев России, считающего, что ЦДУМ уже давно не является ключевой структурой и олицетворяет собой советское прошлое. Диалог между РПЦ и мусульманами нельзя считать диалогом в „чистом виде“. В нём неизбежно, явно или скрытно, присутсвует третий участник — государство.» [59]
Язычество
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение язычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». [60]