Что такое ррц в торговле автомобилями
Что такое РРЦ и риски ее несоблюдения для розничных продавцов
Содержание
РРЦ, что это такое
Рекомендованная розничная цена (РРЦ, RRP — Recommended Retail Price ) – это цена, которую производитель товара рекомендует устанавливать при продаже конечному потребителю с полок офлайн магазинов и со страниц интернет-магазинов и маркетплейсов. Контроль за соблюдением РРЦ клиентами и партнерами это обязательный процесс для каждого поставщика заботящегося об имидже своего бренда.
Розничная цена – цена товара для продажи в небольших количествах населению для личных, семейных и домашних нужд и формируется путем сложения акциза, налога на добавленную стоимость и торговых наценок.
Рекомендованная производителем розничная цена может обозначаться еще аббревиатурой MSRP (Manufacturer’s Suggested Retail Price).
От показателя MSRP зависит такая отрасль, как автомобильная промышленность. Производители рекомендуют дилерам устанавливать эту цену для продажи автомобилей и указывать ее на наклейке на окне. На формирование MSRP влияют затраты на производство, марка и модель автомобиля, регион продажи, материал отделки салона. В разных регионах страны рекомендованная производителем цена может отличаться.
В любом случае MSRP – это только установка производителя для дилера для начальной запрашиваемой цены на транспортное средство. Но, согласно законодательству, на всех новых автомобилях должна быть наклейка на стекле с рекомендуемой производителем ценой.
Розничные товары, к примеру, электроника, бытовая техника, имеют MSRP. Устанавливая MSRP, производитель ожидает, эта цена товара будет одинаковой для всех каналов продаж и позволит всем участникам рынка получать ожидаемую прибыль.
Для формирования РРЦ производители анализируют свой бизнес и бизнесы своих партнеров, оценивая их затраты. Введение РРЦ дает возможность производителю проводить такую ассортиментную и ценовую политику, которая гарантировала бы оптимальные показатели оборота товаров и прибыли всем участникам рынка сбыта. Тем розничным продавцам, которые стремятся установить цену на товар выше РРЦ, прежде необходимо досконально изучить рынок и понимать динамику спроса. Иначе они столкнутся с проблемой падения объемов продаж, что не принесет выгоды ни продавцу, ни производителю.
Напротив, побуждение опустить цену ниже РРЦ приводит к увеличению продаж одного игрока и наносит урон сбыту других. В итоге наступает хаос, в результате которого рынок может «рухнуть». При обрушении цен страдает и репутация торговой марки производителя. В обоих случаях велика вероятность, что валовый доход продавца окажется ниже, чем при реализации товара по РРЦ.
МРЦ и РРЦ – в чем разница
Кроме понятия РРЦ (РРЦ, Manufacturer Suggested Retail Price), в розничной торговле может использоваться показатель МРЦ (МРЦ, Minimum Advertised Price).
Минимальная розничная цена (МРЦ) на товар – это цена, ниже которой не может торговать ни один розничный продавец на рынке. Чаще всего эти цены назначаются и контролируются государственными органами РФ, реже, производителями или импортерами данной продукции. Пример – введение с 1 апреля 2021 года единой минимальной цены на сигареты в РФ. МРЦ контролируется поставщиками строже, хотя иногда эти два показателя, РРЦ и МРЦ, могут пересекаться.
При заключении договоров с клиентами некоторые поставщики настаивают на подписании так называемого «антидемпингового соглашения», в котором обозначены штрафные санкции за продажу товара по ценам ниже РРЦ. Примером этого может служить книгоиздательство. Раньше цена указывалась на каждой книге, которая и была рекомендованной производителем стоимостью. Продавцы не имели права продавать по ценам ниже РРЦ.
Тем не менее, закупая товар по оптовым ценам, ритейлеры умудряются продавать товар по ценам даже ниже МРЦ. С появлением интернет-торговли появилось такое понятие, как ИМРЦ.
Internet Minimum Advertised Price (IMAP, ИМРЦ) — минимальная розничная цена для продажи товара в онлайн. Политика ИМРЦ — это соглашение между производителем и продавцом, по которому устанавливается самая низкая цена для рекламы товара на веб-сайтах.
Например, если производитель на своем сайте продает товар за 10 000 рублей, то продавец не может установить на этот товар на своем веб-сайте цену ниже.
РРЦ: что это такое, расшифровка, определение, механизм реализации рекомендованной розничной цены
Что такое рекомендованная розничная цена
Давайте ответим на вопрос, что такое РРЦ. Рекомендованная розничная цена или Recommended Retail Price RRP — это стоимость отдельного продукта, которую рекомендует установить его производитель или правообладатель торговой марки при розничной реализации конечному потребителю.
Это позволяет управлять розничными ценами и ассортиментной линейкой в целях стабильного поддержания приемлемой нормы прибыли всех участников системы дистрибуции. От розничного продавца до самого производителя или правообладателя торговой марки.
РРЦ определяется для каждого товара индивидуально.
Поднятие цен выше РРЦ розничным реализатором увеличит его маржу в тактической перспективе, но может снизить объёмы продаж, что отрицательно скажется на прибыли как дистрибьютора, так и остальных участников цепочки реализации продукции, вплоть до производителя.
Продажи продукта по стоимости ниже, чем РРЦ, конечно же, приведут к увеличению объёмов продаж у отдельно взятого розничного дилера и сократят у других. Это может привести к недобросовестной конкуренции в виде взаимного демпинга среди розничных конкурентов, что чревато крайне серьёзными последствиями вплоть до обвала рынка.
Особенности рекомендованной розничной цены
Поддержание РРЦ — это вовсе не юридическое обязательство. Действия производителей или правообладателей торговых марок по искусственной фиксации цен априори нарушают ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.
Также существует такой термин, как «картельный сговор», статья 178 УК РФ «Ограничение конкуренции», что весьма сурово наказывается вплоть до реального лишения свободы.
Как показывает практика, многие розничные компании сами стараются придерживаться уровня РРЦ в своём ценообразовании. Также они регулярно мониторят ценовую политику своих конкурентов и коллег по рыночной нише. Они оперативно сообщают производителю о фактах несоблюдения РРЦ другими игроками.
МРЦ и РРЦ
Важно различать минимальную розничную цену, МРЦ (Minimum Advertised Price, MAP) и рекомендованную, РРЦ (Manufacturer Suggested Retail Price, MSRP). Последнюю также называют Smart Price. МРЦ же является ценой, ниже которой нельзя реализовать товар в розницу. Данная метрика контролируется жёстче со стороны поставщиков.
Тем не менее, многие федеральные ритейлеры часто игнорируют как РРЦ, так и МРЦ, закупая товары крупным оптом по минимальной стоимости, после чего демпингуют. Производители чаще всего находятся в зависимости от них, нежели наоборот.
В сетевом ритейле распространена практика длительных товарных рассрочек и крупные игроки могут рассчитываться с поставщиками в течение нескольких месяцев, а то и вовсе полугода.
РРЦ как инструмент регулирования
Система регулирования цен активно используется в развитых странах.
Соблюдение ценообразования на некоторые виды акцизных товаров, к примеру, алкогольная и табачная продукция, топливо),регулируются со стороны государства на законодательном уровне. При этом, применяется как минимальная, так и максимальная розничная цена. Нарушения ценообразования в таких случаях наказуемы.
Также государством контролируется ценообразование товаров первой необходимости, входящих в продуктовую корзину.
Помимо максимальной существует и минимальная цена, к примеру, на табачные изделия: в соответствии с Налоговым кодексом РФ, она составляет 75% от максимальной. Реализовывать продукцию ниже минимальной розничной цены нельзя в соответствии со статьёй 13 ФЗ №15 от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от табака».
Важно отметить, что государство не занимается непосредственно ценообразованием и не устанавливает максимальную розничную цену. Это прерогатива производителей.
Корректировка РРЦ
В связи с тем, что рыночная конъюктура постоянно меняется, РРЦ также нуждается в соответствующих динамичных корректировках.
Со стороны производителя розничные цены мониторят специальные сотрудники. Когда назревает необходимость корректировок, инициируется переговорный процесс, в ходе которого представители поставщика при помощи различных аргументов убеждают розничного дистрибьютора в выгоде изменений ценовой политики.
Если розничная компания не готова идти на компромисс, производитель может пересмотреть схему работы с данным партнёром и применить в его отношении различные санкции. Это может коснуться сервисного обслуживания, условий доставки, порядка оплаты, предоставления торгового оборудования.
По факту крупные ритейлеры устанавливают любые цены, которые сочтут нужным, исходя из своей маржинальности, не обращая внимания на РРЦ за исключением фактора плотной конкуренции.
Изменение РРЦ по инициативе розничного продавца обычно возможно в рамках различных маркетинговых акций после согласования с производителем или правообладателем торговой марки.
Необходимость внедрения
Важно понимать, что РРЦ берётся производителем не на пустом месте, а определяется аналитическим путём, исходя из таких составляющих как:
Именно такой порядок торговой наценки позволяет розничным компаниям зарабатывать, а не просто выживать.
При соблюдении единой ценовой политики все участники цепочки сбыта от поставщика до розничного продавца получают стабильную прибыль, которая слабо зависит даже от регулярных рыночных колебаний.
Для производителя или правообладателя торговой марки важно, чтобы любой партнёр цепочки реализации мог продавать его товары в максимально возможных объёмах и стабильно получал интересующую его норму прибыли.
Малому и среднему бизнесу однозначно есть смысл ориентироваться на РРЦ и МРЦ. Демпинг в их положении, как правило, является одной из грубейших управленческих ошибок и ни к чему хорошему не приводит. Маловероятно, что при таком подходе бизнес будет рентабельным. Рано или поздно ему придется закрыться.
Крупный ритейл может себе позволить демпинг с целью устранения мелких конкурентов, после чего поднять цены до нужного уровня.
Форум Шкода Карок
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Сообщение Ирина1234 » 01 сен 2020, 17:28
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Сообщение Царь Горох » 01 сен 2020, 17:33
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Сообщение Shtarik85 » 01 сен 2020, 17:34
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Сообщение sv-tipe » 01 сен 2020, 17:37
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Сообщение deleted_album » 01 сен 2020, 17:42
Если это был прямой заказ под вас с предварительным договором купли-продажи, где прямо указана комплектация машины, то ничего они не могут навязать сверху.
Да, там допускается изменения в оснащении, но в заводском, а не дилерском.
Я бы звонил/писал в Фольксваген Груп Рус жалобу.
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Сообщение Shatrov » 01 сен 2020, 17:43
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Сообщение deleted_album » 01 сен 2020, 17:48
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Сообщение sv-tipe » 01 сен 2020, 17:54
Дилер отказывается продавать по прайсу, навязывает допы. Законно ли это?
Сообщение Ирина1234 » 01 сен 2020, 19:09
Если это был прямой заказ под вас с предварительным договором купли-продажи, где прямо указана комплектация машины, то ничего они не могут навязать сверху.
Да, там допускается изменения в оснащении, но в заводском, а не дилерском.
Я бы звонил/писал в Фольксваген Груп Рус жалобу.
это был прямой заказ под меня,предварительный договор заключен,в котором прописаны допы
Отправлено спустя 25 секунд:
дилер Богемия в Самаре
Отправлено спустя 2 минуты 39 секунд:
комплектация стайл,зимний пакет,и пакет с эл.приводом сидений, защита арок. Пытаются навязать сигналку,коврики,и еще херь какую-то и все за 300 тыс.Короче я в шоке
28/12/2020 0
В стремлении увеличить собственные продажи, ритейлеры нередко идут на демпинг — снижают цены ниже рекомендованной МРЦ. С одной стороны, это действительно выгодно, но с другой — маржинальность товаров снижается, а соответственно уменьшается рентабельность их реализации. Плюс к этому, есть риск получить штрафные санкции от поставщиков или вовсе их лишиться.
Если посмотреть на ситуацию глазами производителя, то демпинг выглядит довольно опасно. Он приводит к тому, что бренд обесценивается, люди перестают ему доверять, что, соответственно, приводит к падению продаж в глобальных масштабах.
Единичные случаи могут показаться неопасными для бренда. Но демпинг обладает «эффектом снежного кома», потому что розничные продавцы часто «списывают» цены у конкурентов, не сравнивая их с рекомендациями поставщиков. Поэтому бренды вынуждены бороться с демпингующими компаниями, и тратят на это немало ресурсов. Для решения задачи по контролю за ценами можно найти несколько решений: парсинг прайс-листов («точечно» контролировать партнеров и конкурентов), проводить регулярный мониторинг цен на товары, выстроить аналитику данных от производства до розницы.
Что такое МРЦ, РРЦ и МИЦ
Кто контролирует цены на рынке
Контроль рыночных цен, в большинстве случаев, ложится на плечи поставщиков и производителей. Во-первых, именно они больше всего заинтересованы в развитии и защите бренда. Во-вторых, у них есть необходимая информация о розничных ценах и контакты ритейлеров для оперативной связи.
Также весомый вклад в борьбу с демпингом делают розничные магазины, которые теряют клиентов из-за недобросовестного поведения конкурентов. На самом деле, у них два выхода: тоже начать снижать цены, теряя маржинальность, или уведомить поставщика с просьбой предпринять соответствующие меры. По данным сервиса LPgenerator, 80% предпринимателей идут по второму пути.
Какие инструменты для контроля применяются
Для поддержания на рынке здоровой конкуренции, эти действия нужно выполнять регулярно. В идеале — несколько раз в сутки. Ведь недобросовестные продавцы, чтобы избежать санкций, могут накручивать цены ночью, а днем — возвращать в допустимые пределы. Но насколько возможен ручной мониторинг в таком режиме, в условиях современного рынка?
Как проводит мониторинг МРЦ, РРЦ и МИЦ МаркетМиксер
Рынок eСommerce стремительно развивается, поэтому, чтобы не упереться в потолок собственной производительности, компаниям нужно искать пути автоматизации процессов.
МаркетМиксер предлагает инструменты автоматизации мониторинга, он автоматически проверяет цены на продукцию бренда в интернет-магазинах, сравнивает их с рекомендованными и формирует отчеты.
С помощью МаркетМиксер вы можете контролировать оптовые цены и розничные, проводить мониторинг всего рынка или нужной вам номенклатуры.
Поставщики, производители и интернет-магазины получают отчеты в разных формата, могут накапливать данные и строить временные графики. Цели мониторинга у всех разные, МаркетМиксер способен удовлетворить требования и пожелания каждого клиента.
Откуда появились РРЦ, МИЦ, РДП, МДП?
Многие, кто открывает или уже открыл свой интернет-магазин, столкнулись с такими требованиями поставщиков, как:
РРЦ – рекомендованная розничная цена;
МИЦ – минимальная интернет цена;
РДП – рекомендованный дилерский прайс.
Ниже я распишу откуда пошли эти аббревиатуры и требования.
А еще ниже – ссылка, в которой подробно описано, как обойти ограничения РРЦ и МИЦ.
Итак, жила-была компания «А», которая производила лампочки и отгружала их дилерам, тогда еще розничным магазинам по 5 рублей. А потом появилась компания «Б», у которой были те же лампочки, но только в красивой упаковке и отгружала она их дилерам по 7 рублей.
Был дилер, то есть розничный магазин, который делал на них наценку в 300% и продавал первые по 15 руб., а вторые по 21 руб.
И тогда, компания «Б», чтобы их продукция была в конкуренции, установила так называемый РРЦ ценник, в рамках которого дилерам запрещено было продавать их продукцию по цене выше 15.90 руб. При этом, у покупателей появлялся уже здоровый выбор: купить в серой картонной коробке по 15 руб., либо в красивой упаковке по 15.90 руб. Для примера, взгляните на пачку с сигаретами, на них пропечатана цена, выше которой магазины не имеют право продавать эти сигареты и ни одни сетевой магазин не продает сигареты по цене, которая выше той, что указана на пачке.
По сути, РРЦ ценник позволил многим компаниям выдержать конкуренцию.
Но вот, появились интернет-магазины, а в сфере интернет-торговли совсем иные принципы и если вы из-за разницы в 5 рублей не пойдете в соседний магазин, то здесь вас от разницы в цене отделяет лишь один клик мышью. Как итог, в интернет-торговле начался демпинг цен и магазины для привлечения покупателей начали снижать розничные цены и эта лампочка компании «Б» начала дешеветь:
— 15.90
— 14.90
— 13.90
— 10.90
— 9.50 ….
А вот ценник на лампочку «А» продолжал оставаться на той же цифре и стоить 15 руб.
Естественно, это свелось к тому, что магазины старались продавать лампочку производителя «А», так как в этом случае они зарабатывали с продажи 10 руб., в с случае с производителем «Б» всего 2.5 руб. и скоро магазинам стало не интересно их продавать.
Казалось бы, вопрос можно решить, потребовав от интернет-магазинов поднять ценник на лампочку до прежних 15.90.
И вопрос так и был решен, ценники были подняты.
Но это уже ничего не дало: покупатели, которые раньше покупали эту лампочку за 9.50-10.90 отказались теперь покупать эту лампочку за 15.90, ожидая вновь понижения цены, а тем временем, на рынке появились лампочки конкурентов, тоже в красивой упаковке и по цене 12.50 руб. Таким образом, продукция компании «Б» больше не продавалась и компания разорилась.
Именно поэтому, производители стараются сделать все возможное, чтобы их товары продавались по определенным розничным ценам, так как если цена будет выше, то их продукцию не будут покупать клиенты, а если ниже, то их продукцию не интересно будет продавать магазинам и страшно не только завышение цены, но и занижение. Демпинг убивает и многие компании исчезли с рынка, так как не смогли своевременно отреагировать и вмешаться в ситуацию.
Какие-то компании, не сумев бороться с демпингом, решают вопрос откатами, то есть предоставляя рибейты и МДФ крупным продавцам. Наиболее ярчайшие примеры Lenovo и Samsung, первая, за продажу ноутбуков готова возвращать крупным компаниям до 10%, а вторая, по 5 тыс. за продажу каждого телевизора. Но в итоге, это привело к тому, что и крупные магазины навешивают ценники на их продукцию уже с учетом этих самых рибейтов, то есть зачастую продают их практически по закупке (с наценкой в 2-3%) и даже ниже (проводя акции и давая бесплатно подарки при покупке техники).
Поэтому, для роста бизнеса любого производителя важно в самом начале разработать РРЦ ценник так, чтобы цена на их продукцию была конкурентоспособней, но в то же время магазинам тоже было интересно продавать их продукцию. Здесь я опущу вопрос о том, на сколько эффективно им удается это делать, моя задача была изначально в том, чтобы объяснить, откуда все это взялось.
Некоторые компании стали практиковать МИЦ – ценник, который должны придерживаться интернет-магазины.
В среднем, данный ценник примерно на 5% ниже, чем РРЦ.
А есть еще аббревиатура, о которой некоторые слышали, но официального подтверждения не существует, это:
МДП – минимальный дилерский прайс, то есть цена, ниже которой дистрибьютор не имеет право отгружать своим дилерам продукцию.
Данная аббревиатура была создана производителями для дистрибьюторов, чтобы уже среди них была равная конкуренция и продавать ниже данного прайса можно только в рамках тендеров, создав спецзапрос вендору, с указанием для какого именно тендера необходима данная продукция.
Применяемые компаниями санкции, при несоблюдении РРЦ.
Как правило, при завышении РРЦ, а так же при занижении, поставщик может прекратить вам отгружать продукцию, либо предоставить прайс с более высокими ценами.
На сколько это законно?
На данный момент, я отправил в ФАС запрос на предоставление информации о законности данного требования и вероятности попадания под статью «Картельный сговор».
Update 17.09.2015г.
Спустя почти год, после 2-х писем в ФАС и одного на имя Президента РФ, которое был вынужден написать из-за того, что ФАС настойчиво игнорировало мой вопрос, я получил ответ, является ли требование по РРЦ картельным сговором.
Ниже скан ответа.