Что такое рру на жд
[Статья] Диспетчеризация управления электроснабжением
Железнодорожный транспорт — сложная отрасль государствен- » ного хозяйства. В формировании, перемещении транспортного потока грузов и пассажиров участвуют многочисленные специализированные структуры (службы): локомотивные, вагонные, пути, движения, электроснабжения, СЦБ, связи и др., состоящие из линейных подразделений. Они выделены в отдельные предприятия, объединенные по территориальному признаку — отделения железных дорог (НОД), которые, в свою очередь, объединены в крупные территориальные структуры — железные дороги. В настоящее время в стране имеется 17 железные дорог, входящих в ОАО «РЖД». Взаимосвязь линейных подразделений между собой в непосредственном формировании перевозочного процесса осуществляется на уровне отделений железных дорог.
На железнодорожном транспорте заложена иерархическая вертикаль по видам профессионального участия в перевозочном процессе. Система электроснабжения железных дорог является одной из функциональных структур, участвующих в перевозочном процессе. Она предназначена для бесперебойного обеспечения электроэнергией электроподвижного состава, устройств автоблокировки, железнодорожных станций и других потребителей. Подразделениями, непосредственно специализирующимися на обслуживании системы электроснабжения, являются дистанции электроснабжения (ЭЧ). Они обеспечивают текущее содержание, ремонт и реконструкцию элементов системы. В состав дистанции ЭЧ входят линейные подразделения, которые обслуживают определенные виды электрического оборудования электроснабжения. К ним относятся:
• районы контактной сети (ЭЧК);
• сетевые энергетические районы (ЭЧС);
• тяговые подстанции (ЭЧЭ);
• ремонтно-ревизионный участок (РРУ).
Разнообразное электротехническое оборудование системы электроснабжения железных дорог, выполненное в соответствии с общероссийскими и ведомственными нормативными документами и эксплуатируемое согласно ПТЭ электроустановок, Правилам, Инструкциям, другой научно-технической документации, должно поддерживаться в работоспособном состоянии до исчерпания соответствующего каждому его виду ресурса. Это достигается организацией специальных мероприятий, определяемых правилами текущего содержания и ремонта.
В технических отделах дистанций электроснабжения формируются годовые планы профилактических и ремонтных работ на каждый вид электротехнического оборудования, на основе которых линейные подразделения составляют свои годовые планы работ с разбивкой по месяцам.
Дистанции электроснабжения эксплуатируют контактную сеть протяженностью 100 км и более. На такой трассе железных дорог в зависимости от рода тока в контактной сети (3 кВ постоянного или 25 кВ переменного тока) функционируют в пределах одного ЭЧ до 6—8 ЭЧК, 4—10 ЭЧЭ, 2—4 ЭЧС. Каждое из этих подразделений имеет индивидуальные планы текущих работ и формально могло бы выполнять их независимо от других подразделений. Однако это невозможно, так как все линейные подразделения работают в конечном счете на создание одного продукта — перемещение поездов. Бесконтрольное вмешательство в электротехническое оборудование системы электроснабжения, обеспечивающей электроэнергией тягу поездов и других потребителей, приведет к срыву графика движения поездов, хаосу в функционировании железной дороги в целом. Поэтому необходимо регулировать очередность предоставления работ в системе электроснабжения и согласовывать их проведение с другими хозяйствами НОД, связанными с движением поездов. Это достигается централизацией руководства оперативными работами в едином центре, наделенном функциями диспетчеризации.
Диспетчеризация (англ. dispatch — быстро выполнять) — это централизация оперативного контроля и управления технологическими процессами (энергетическими, транспортными), основанная на использовании современных средств передачи и обработки информации. Она обеспечивает согласованную работу отдельных звеньев управляемого объекта с целью повышения технико-экономических показателей его функционирования.
На железных дорогах диспетчеризацию используют основные структурные подразделения, связанные с движением поездов. В отделениях дорог введены системы диспетчеризации:
• локомотивного хозяйства (ДНЦЛ);
• маневровой работы (МРЦ);
• хозяйства СЦБ и связи (ШЧД);
• путевого хозяйства (ПЧД) и др.
В дистанции электроснабжения подразделением, осуществляющим диспетчеризацию, является энергодиспетчерский пункт (ЭЧЦ), который в круглосуточном режиме оперативно управляет устройствами электроснабжения железных дорог.
Энергодиспетчерская система создана для организации безопасных условий при производстве работ по техническому обслуживанию устройств электроснабжения, управления их восстановлением при нарушении нормальной работы и обеспечения надежного снабжения электроэнергией электроподвижного состава, устройств СЦБ, связи, вычислительных центров и других потребителей железнодорожного транспорта в соответствии с их категорией, установленной инструкций [8].
Расположение производственных участков и их техническая оснащенность
Назначение дистанции
Основной производственной единицей на железных дорогах, обеспечивающей все виды электроснабжения железнодорожного транспорта, является дистанция электроснабжения.
Дистанция электроснабжения – это линейное предприятие железной дороги, осуществляющее через свои сети и подстанции электроснабжение всех железнодорожных, а также близлежащих посторонних потребителей электроэнергии.
В состав ЭЧ входят районы контактной сети (ЭЧК), тяговые подстанции (ЭЧЭ), посты секционирования и пункты параллельного соединения, районы электроснабжения (ЭЧС), ремонтно-ревизионный участок (РРУ), энергодиспетчерская группа (ЭЧЦ), лаборатории и базы по ремонту автотранспорта и др.
Район контактной сети (ЭЧК) – производственное подразделение дистанции электроснабжения, выполняющее техническое обслуживание им ремонт контактной сети, фидерных линий, питающий секций контактной сети, воздушных линий продольного электроснабжения и ВЛ СЦБ.
Тяговая подстанция (ЭЧЭ, магистраль на железной дороге) – электрическая установка, которая служит для преобразования получаемой электроэнергии и питания ею электроподвижного состава и других потребителей.
Район электроснабжения (ЭЧС) – производственное подразделение дистанции электроснабжения, обслуживающее трансформаторные подстанции и электрические сети, предназначенные для питания, как правило, железнодорожных нетяговых потребителей.
Ремонтно-ревизионный участок (РРУ) – производственное подразделение, осуществляющее плановые, профилактические, ревизионные, испытательные и наладочные работы устройств и оборудование тяговой подстанции, постов секционирования, пунктов параллельного соединения контактной сети.
Энергодиспетчерская группа (ЭЧЦ) – производственное подразделение дистанции электроснабжения, осуществляющее централизованное оперативное руководство работой персонала ЭЧК, ЭЧС, ЭЧЭ в процессе эксплуатации.
Расположение производственных участков и их техническая оснащенность
Характеристика предприятия
Производственная технологическая практика проводится на Калужском узле Внуковской дистанции электроснабжения Московской железной дороги. Она обслуживает электрифицированные на постоянном токе, напряжением 3,3 кВ, железнодорожные участки:
— по главному ходу участок Москва – Брянск (от ст. Малоярославец – исключительно до ст. Кудринская – включительно). Участок двухпутный эксплуатационная длина 118 км;
— участок по широтному ходу Вязьма – Тула (от ст. Калуга-1 до ст. Муратовка). Участок однопутный, общая эксплуатационная длина 35 км.
Энергодиспетчерское хозяйство обслуживается по главному ходу в тех же границах по широтному от 57 км ПК 0 (пер. Ферзиково – Средняя) до 22 км ПК 0 (пер. Темкино – Износки), общая эксплуатационная длина электрифицированных участков 156,9 км, развернутая длина контактной сети 502,1 км.
Контактная сеть обслуживается по четырьмя районами контактной сети: Суходрев (ЭЧК-84), Калуга-2 (ЭЧК-85), Бабынино (ЭЧК-86), Муратовка (ЭЧК-116).
На калужском узле находятся в работе 5 тяговых подстанций: Суходрев (ЭЧЭ-91), Тихонова пустынь (ЭЧЭ-92), Воротынск (ЭЧЭ-93), Бабынино (ЭЧЭ-94), Кудринская (ЭЧЭ-95). Первичное напряжение 110 кВ, имеют 2 ввода по 2 выпрямительных агрегата: 2 рабочих и резервный. Тяговая подстанция обеспечивает электроэнергией тягу поездов, устройства автоблокировки, других железнодорожных и районных потребителей.
В калужском узле находятся также район электроснабжения ЭЧС-58, который обслуживает ремонт низковольтных 0,4 кВ воздушных и кабельных линий трансформаторных подстанций закрытого типа (КТП), обеспечивающее освещение станции, остановочных пунктов, переездов.
В состав дистанции также входят ремонтно-ревизионный участок и механические мастерские ЭЧЭ.
Ремонтно-ревизионный участок выполняет ремонт и профилактическое испытание оборудования тяговой подстанции, поста секционирования, трансформаторной подстанции и распределительного устройства.
Техническая оснащенность цехов – имеются транспортные средства: автомотрисы АДМ, автомашины. В механических мастерских также имеются автокраны, автодрезины и т.д., станочное и сварочное оборудование, где изготовляются для всех линейных цехов металлоконструкции и осуществляют ремонт автомобилей и моторорельсового транспорта.
Место прохождения практики
Я прохожу производственную практику в ЭЧК-85. На производстве имеется аварийно-восстановительная техника АДМ, ГАЗ-3308ЛМ1.
Контактная сеть постоянного тока напряжением 3,3 кВ.
— бригада №1 «По осмотру устройств контактной сети», 1 старший электромеханик. Обслуживает 33,4 км ст. Тихонова-Пустынь до ст. Воротынск включительно по главному ходу.
— бригада №2 «По плавно предупредительным работам». От 148 до 200 км перегона Горенская – Воротынск до ст. Дяглевка включительно по главному ходу. Состав бригады 10 человек (1 старший электромеханик, 8 электромонтеров).
— бригада №3 «По неотложным и аварийно-восстановительным работам» (аварийная бригада). Состав: начальник ЭЧК-85, электромеханик, 6 электромонтеров, 1 распределитель. 52 км перегона Тихонова Пустынь – Воротынск до ст. Дяглевка включительно по главному ходу
Район контактной сети
Район контактной сети предназначен для обеспечения движения поездов, содержания из графиков движения, эксплуатации контактной сети, ее капитального ремонта и содержания.
В районе контактной сети имеется следующий штат:
Электромеханик – 2 чел.
Старший электромеханик – 1 чел.
Электромонтёр – 13 чел.
Выполняются следующие работы:
Замеры: зигзагов, выносов, высоты подвеса контактного провода. На боковых путях, напряжение в некомпенсированных проводах контактной подвески, ревизия и регулировка контактной подвески боковых путей, разъединителей и их приводов, линий электропередач, роговых разрядников, воздушных стрелок, секционных изоляторов и др. работы.
Виды инструктажей,
Виды инструктажей
Вводный инструктаж по охране труда проводят до начала работы со всеми вновь принимаемыми на постоянную работу, с временными работниками, с учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Целью вводного инструктажа является ознакомление с местными условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка в структурном подразделении и основными вопросами по охране труда. Вводный инструктаж должен проводится инженером по охране труда, в кабинете по охране труда. Запись о проведении вводного инструктажа проводят в журнале регистрации вводного инструктажа и в личной карточке работника.
Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводить непосредственный руководитель работ, начальник участка, цеха. Целью первичного инструктажа является ознакомление работников, учащихся с производственной обстановкой, имеющимися опасными или вредными производственными факторами на конкретном рабочем месте. Первичный инструктаж следует проводить после вводного инструктажа индивидуально с каждым работником. Первичный инструктаж проводится: со всеми вновь принятыми работниками; с работниками, переведенными с другого рабочего места структурного подразделения; с обучающимися и проходящими производственную практику работниками. Запись о проведении первичного инструктажа производят в журнале регистрации первичного инструктажа и в личной карточке работника.
Повторный инструктаж проводится с целью повторения и закрепления знаний по охране труда. Повторный инструктаж проводится со всеми работниками независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в три месяца. повторный инструктаж проводят непосредственно руководители работ. Лицо, проводящее повторный инструктаж на рабочем месте, делает соответствующую запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводят:
— при вводе нового или изменении технологического процесса.
-при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, крушению, взрыву, пожару, отравлению на данном предприятии.
— по требованию органов госнадзора и ведомственного контроля.
-при поступлении на вышестоящих организаций дороги, управлений и департаментов ОАО «РЖД» телеграмм, приказов, указаний о мерах по предотвращению травм, аварий, крушений, взрывов произошедших на дороге или сети дорог.
— по решению начальника структурного подразделения.
Внеплановый инструктаж проводят руководители структурного подразделения. Внеплановый инструктаж проводят не позже трех суток после имевшего место нарушения требований безопасности. Лицо, проводившее внеплановый инструктаж, должно сделать запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
Целевой инструктаж проводится с целью уточнения оперативной обстановки и возможных опасностей на предстоящей работе, а также с целью разъяснения и отработки безопасных приёмов и методов работы.
Целевой инструктаж проводится:
— перед выполнением работ непосредственно на железнодорожных путях, а также перед производством работ, на которые оформлены наряд (распоряжение), наряд-допуск.
— при ликвидации последствий аварий, крушений, снежных заносов, паводков и других стихийных бедствий.
— при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности.
— при проведении экскурсий, организации массовых мероприятий.
— при изменении метеорологических условий и оперативной обстановки (ураган, снегопад, туман, гроза).
Лица, проводившие целевой инструктаж, должны сделать соответствующую запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
Организация эксплуатации
Техническое обслуживание контактной сети, организацию и выполнение ремонтных и восстановительных работ осуществляют дистанции электроснабжения в границах, установленных начальником железной дороги.
Персонал, непосредственно занятый техническим обслуживанием и текущим ремонтом, размещается в районах контактной сети, имеющих производственные помещения, отвечающие требованиям типового проекта рабочего места.
Работы по капитальному ремонту, обновлению и реконструкции контактной сети выполняют монтажные участки дистанции электроснабжения с формированием установочных поездов, специализированные дистанции по ремонту устройств электроснабжения или электромонтажные поезда железной дороги, а также персонал района контактной сети. Бригады этих участков и поездов привлекаются к устранению повреждений при авариях, крушениях и стихийных бедствиях. Выполнение отдельных видом осмотром, измерение и диагностирование осуществляется специалистами ремонтно-ревизионных участков и дорожных электротехнических лабораторий. Разграничение функций между районами контактной сети и этими подразделениями осуществляется начальником дистанции электроснабжения или службы электроснабжения железных дорог.
На районы контактной сети могут возлагаться обязанности по техническому обслуживанию и ремонту следующих устройств с указанием границ обслуживания:
— Линий продольного электроснабжения и питания устройств СЦБ с подключением к ним КТП
— Соединение с контактной сетью постов секционирования, пунктов параллельного соединения
— Креплений, подвешенных на опорных конструкциях контактной сети волноводных линий, поездной радиосвязи и кабелей ВОЛС.
Для размещения транспортных средств и механизмов, запасов конструкций, оборудования, проводов, арматуры и материалов, защитных средств и монтажных приспособлений в соответствии с установленными нормами производственные базы районов контактной сети должны иметь железнодорожные пути, склады и гаражи. Примыкание железнодорожных путей к станционным производится в местах, обеспечивающих беспрепятственный выезд восстановительных средств. Занятие железнодорожных подъездных путей вагонами не допускается. Персонал, привлекаемый к аварийно-восстановительным работам расселяется вблизи производственной базы с установкой служебных телефонов в квартирах. В районах контактной сети должна быть радиосвязь между произведенными базами и специальным самоходным подвижным составом (автомотрисами, автодрезинами) и аварийно-восстановительными автомобилями.
Для восстановления повреждений в районах контактной сети в том числе на подвижных средствах должен быть страховой неснижаемый запас материалов, опорных и подвешивающих изделий в соответствии с нормативами, установленными ОАО «РЖД» РФ. Страховой неснижаемый запас должен учитывать конструктивные особенности обслуживаемых устройств. Перечень страхового неснижаемого запаса утверждает начальник дистанции электроснабжения.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту должны производиться в соответствии с технологическими картами. В зависимости от характера выполняемых работ, требований по безопасности выполнения работ и технической оснащённости отдельные работы целесообразно объединять в технические комплексы.
Работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту в зависимости от технологии выполняют в «окна» или без перерыва в движении поездов в интервалах между поездами с применением автомотрис, автодрезин, съемных вышек и других технических средств.
Планирование и учет
Основным документом, регламентирующим организацию работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту контактной сети, является годовой план с разбивкой по месяцам. Годовой план на предстоящий год составляется не позднее декабря текущего года и утверждается начальником дистанции электроснабжения. При составлении годового плана используют технологические карты, нормы времени и учитывают данные о техническом состоянии устройств, выявленные при осмотрах, диагностировании, испытаниях, измерениях и обследованиям. В годовом плане предусматривают также работы по обновлению, реконструкции и сооружению новой контактной сети и сопутствующие работы при капитальном ремонте пути.
На основе годового плана с учетом выполнения работ в предыдущие периоды, фактического состояния, выявленного в результате ежедневных наблюдений, результатов диагностирования, испытаний, измерений и обследования начальник района контактной сети составляет ведомость подлежащих выполнению работ на предстоящий месяц, которую утверждает руководство дистанции электроснабжения. Начальник района контактной сети организует выполнение работ, включенных в месячную ведомость.
Каждое повреждение должно быть учтено, расследовано и проанализировано. При этом выявляются причины дефектов оборудования, конструкций и узлов, правильность работы защиты от токов короткого замыкания и действий персонала, определяют виновных в нарушениях лиц и разрабатывают меры по предотвращению подобных повреждений. По итогам года дистанция электроснабжения анализирует имевшее место на контактной сети повреждения и допущенный брак в поездной и маневровой работе, а также отключения по каждой фидерной зоне и работу устройств грозозащиты в соответствии с методическими указаниями по классификации, расследованию, учет и анализу нарушений нормальной работы устройств электроснабжения железных дорог.
Оценку технического состояния контактной сети и качества технического обслуживания производят по:
— удельному числу повреждений и времени перерывов электроснабжения тяги поездов на 100 км развернутой длины контактной сети
— результатом объездов вагоном-лабораторией в баллах
— удельному износу контактного провода и коэффициенту его неравномерности
— выполнению годового и месячных планов работ
— затратам рабочей силы и эксплуатационных расходов на 1 км развернутой длины контактной сети
5 Основные виды работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту оборудования
5.1 Эксплуатация контактной сети, а также устройств СЦБ, волновода, осуществляется своевременным проведением работ по техническому обслуживанию (ТО), текущему ремонту (ТР), капитальному ремонту (КР), обновлению и реконструкций (ОР).
5.2 При техническом обслуживании (ТО) устройств контактной сети осуществляются: ежедневное наблюдение за их состоянием, регулярное проведение осмотров (объездов и обходов) – ТО-1, диагностические испытания и измерения – ТО-3.
5.3 ТО-1 осуществляют с целью своевременного выявления отключений от нормального состояния контактной сети. Плановые единоличные объезды с осмотром и визуальной оценкой состояния обслуживаемых устройств начальник района контактной сети, электромеханик или электромонтер высшей квалификации выполняют в передней кабине электровоза электропоезда или на автомотрисе (автодрезине). При объезде выявляют видимые повреждения опор, поддерживающих конструкций, проводов, струн, изоляции, разъединителей, разрядников и ОПН, светильников и других элементов, выявляют места с низким качеством токосъема или опасные для беспрепятственного прохода токоприемников и другие. При возникновении сомнений в оценке состояния производят повторный осмотр с объездом или обходом таких мест.
Объезды производят в соответствии с месячным графиком по путям перегонов и группам путей на железнодорожных станциях в светлое время суток.
Проверка наружного освещения производится в любое время суток при включенном освещении.
5.4 Объезды с проверкой токосъема назначают для выявления мест с низким качеством токосъема (подбои на токоприемниках, искрение). Проверку токосъема осуществляют из специальной смотровой вышки вагона-лаборатории, кабины второго электровоза, окна торцевой двери первого вагона пассажирского поезда. Проверка также может проводиться из автомотрисы, оснащенной токоприемником. Проверку токосъема осуществляют с помощью специальных приборов для контроля отрывов токоприемников или путем визуальных наблюдений за искрением.
5.5 Плановые единоличные обходы с осмотром обслуживаемых устройств производят начальник района контактной сети, электромеханик или электромонтер высшего разряда. В ходе осмотра производится визуальная оценка состояния устройств с выявлением видимых повреждений, нарушений регулировки и отклонений от технических требований настоящих Правил. При проследовании электроподвижного состава во время обходов оценивается качество токосъема.
Обходы осуществляют в соответствии с месячным графиком комплексно по перегонам, а на станциях по группам путей парков.
5.6 Внеочередные единоличные объезды, обходы с осмотром назначают в период резкого изменения температуры (более 20 °С за сутки), после ливневого дождя, мокрого снегопада, ветра более 20 м/с, гололеда, при паводковых водах, повышенной пожарной опасности, а также после коротких замыканий в зоне питания по невыясненным причинам, проведенных ремонтных работ на контактной сети и железнодорожном пути и в других случаях производственной необходимости. Их целью является выявление возможных повреждений устройств, мест коротких замыканий, причин их возникновения и их последствий. Особое внимание следует обращать на те устройства, которые наиболее подвержены воздействиям окружающей среды (состояние компенсаторов, фиксаторов, сопряжений, воздушных стрелок, стрел провеса проводов, их взаимное расположение и расстояние до других устройств, размыв грунта у опор и трасс кабелей, разрушение изоляционных деталей, наличие на проводах и конструкциях наброшенной проволоки, упавших ветвей и деревьев, поджогов проводов или оборванных жил, срывов проводов с изоляторов, состояние разрядников, ОПН и другого оборудования).
Район проведения внеочередных объездов и обходов ограничивают возможной зоной предполагаемых опасных изменений, их могут совмещать с очередными.
5.7 Контрольные обходы с осмотром контактной сети и других обслуживаемых устройств производят начальник и заместитель начальника дистанции электроснабжения по графикам с полным осмотром всех устройств в течение двух лет. Их проводят с целью контроля за работой персонала районов контактной сети, выявления отступлений от положений настоящих Правил, типовых проектов, а также оценки состояния устройств и уточнения планов ремонтных работ.
5.8 ТО-2 устройств контактной сети производят с целью выявления неисправностей или отклонений от нормативных требований и регламентированных параметров, которыми руководствуются при оценке степени износа и состояния проверяемых узлов и элементов, а также при установлении необходимости их ремонта или замены. Работы по диагностированию, испытаниям и измерениям, как правило, проводит специально обученный персонал с использованием вагонов-лабораторий, приборов, штанг и других средств технического диагностирования. Диагностирование опор, фундаментов и оценку состояния устройств заземления производит персонал специальных групп по коррозии.
Нормы диагностических испытаний и измерений, а также указания по их проведению приведены в Приложении N 6 к настоящим Правилам.
5.9 Одновременно с диагностированием контактной сети вагоном-лабораторией с автоматической записью параметров начальник дистанции электроснабжения или его заместитель и работник вагона-лаборатории в присутствии начальника района контактной сети производят визуальный осмотр с целью оценки ряда нерегистрируемых аппаратурой вагона параметров. Отклонения фактических параметров от нормативных оцениваются штрафными баллами в соответствии с Нормативами балльной оценки состояния контактной сети.
5.10 Выявленные в результате осмотров при обходах и объездах, а также при диагностических испытаниях и измерениях неисправности, которые могут вызвать нарушения в движении поездов или электроснабжении, устраняются немедленно. Остальные неисправности ликвидируются в сроки, устанавливаемые в плане проведения текущего или капитального ремонта.
Осмотр пересечений ВЛ через контактную подвеску должен проводиться с участием владельцев ВЛ и удостоверяться составлением акта проверки пересечения.
5.11 При ТО-3 производится тщательное обследование всех обслуживаемых устройств с земли, а для контактной подвески, кроме того, с площадки автомотрисы или съемной вышки (верховой осмотр), проводимое с проверкой состояния устройств, определением объемов и видов их ремонта, не выявленных в результате ТО-1 и ТО-2, и уточнением сроков их выполнения.
Ежегодные графики объездов и обходов и технического обследования составляют с соблюдением периодичности, установленной в Приложении N 5 к настоящим Правилам. Графики должны быть взаимоувязаны и не должны дублироваться. Очередной обход может быть совмещен с обследованием с земли.
5.12 Обследование с земли выполняют начальник или электромеханик района контактной сети в светлое время суток с использованием бинокля и измерительных средств.
При обследовании проверяют положение опорных и поддерживающих конструкций, надежность их закрепления, определяют необходимость возобновления антикоррозионного покрытия конструкций и изделий из стали, необходимость ремонта устройств, состояние заземлений, выявляют поврежденные изоляторы и необходимость их очистки от загрязнения, проверяют состояние проводов, сопряжений анкерных участков, воздушных стрелок, секционных изоляторов, разрядников, ОПН, разъединителей, КТП и другого оборудования, анкеровок, электросоединений, струн, фиксаторов и других узлов и элементов, выявляют их повреждения или неисправности, нарушения регулировки и отклонения от технических требований и норм.
Обследование производят последовательно по анкерным участкам, путям железнодорожных станций, трассам питающих и отсасывающих линий и ВЛ продольного электроснабжения из удобных и безопасных мест, откуда хорошо видны все узлы и элементы. Одновременно проверяют состояние пересечений и сближений трасс ВЛ и кабельных вставок, наличие деревьев, угрожающих падением на ВЛ или контактную сеть, выявляют места с опасным приближением ветвей к проводам.
Кроме выявления неисправностей, фиксируют места, по которым не удалось выявить достоверные данные о состоянии, и требующие проведения более тщательного верхового осмотра.
При изолированных консолях и на остальных путях станций и депо допускается проведение верхового осмотра без снятия напряжения.
Верховой осмотр производят начальник или электромеханик района контактной сети.
В промежутке между верховыми осмотрами со снятием напряжения производят верховой осмотр под напряжением с изолированной площадки автомотрисы или с изолирующей съемной вышки.
При обследовании с верховым осмотром выявляют неисправности, определяют соответствие устройств техническим требованиям настоящих Правил, проводят выборочный замер износа контактных проводов и при возможности устраняют неисправности. При выявлении нарушений, которые могут вызвать сбои в движении поездов, принимают меры по немедленной их ликвидации.
На контактной сети анкерных участков (путей железнодорожных станций), где не обнаружено нарушений или отступлений от технических норм, а также, где они были обнаружены и устранены во время обследования с верховым осмотром, текущий ремонт может не проводиться.
5.14 Текущий ремонт включает в себя: проверку узлов и элементов, состояние которых невозможно оценить с достаточной достоверностью при осмотрах, измерениях и испытаниях, очистку от загрязнения, возобновление смазки, регулировку, проверку надежности крепления арматуры, замену дефектных изоляторов, замену и восстановление отдельных изношенных и неисправных элементов, выявленных при техническом обслуживании и в процессе проведения текущего ремонта.
При текущем ремонте определяют и уточняют необходимость, объемы и сроки производства капитального ремонта.
5.15 КР производят в зависимости от технического состояния устройств, установленного при техническом обслуживании и текущем ремонте, с включением всех работ по замене и ремонту изношенных, выработавших ресурс узлов и элементов. Он предусматривает полное восстановление первоначальных технических характеристик устройств с учетом необходимой модернизации, повышающей надежность работы и нагрузочную способность, усиление устройств для обеспечения возрастающих размеров и скоростей движения, ликвидацию мест с повышенной опасностью, внедрение усовершенствованных конструкций.
5.16 Перед началом капитального ремонта составляют дефектные ведомости и разрабатывают проектно-сметную документацию, а по окончании капитального ремонта представителем дистанции электроснабжения осуществляется приемка выполненных работ с составлением акта.
Обновление и реконструкция контактной сети выполняется по проектам, разработанным специализированными организациями, строительно-монтажными подразделениями с применением машин и механизмов, комплексно по анкерным участкам с обеспечением бесперебойного движения поездов после каждого этапа работ («окна»).
5.18 Капитальный ремонт, обновление и реконструкция контактной сети должны обеспечивать повышение надежности и ресурса работы с переходом на более высокий технический уровень за счет применения новых конструкций, материалов и оборудования и снижать трудоемкость эксплуатационного обслуживания.
Внедрение новой техники
На ЭЧК-85 внедрение новой техники не производилась.
Список используемой литературы
1.Бондарев Н.А. Чекулаев В.Е. Контактная сеть
2.Инструкция по обеспечению безопасности при производстве работ на контактной сети с изолированной вышки №4579 от 18.03.2010 (действующая)
3.Технологические карты на работы по содержанию и ремонту устройств контактной сети электрифицированных железных дорог.
Назначение дистанции
Основной производственной единицей на железных дорогах, обеспечивающей все виды электроснабжения железнодорожного транспорта, является дистанция электроснабжения.
Дистанция электроснабжения – это линейное предприятие железной дороги, осуществляющее через свои сети и подстанции электроснабжение всех железнодорожных, а также близлежащих посторонних потребителей электроэнергии.
В состав ЭЧ входят районы контактной сети (ЭЧК), тяговые подстанции (ЭЧЭ), посты секционирования и пункты параллельного соединения, районы электроснабжения (ЭЧС), ремонтно-ревизионный участок (РРУ), энергодиспетчерская группа (ЭЧЦ), лаборатории и базы по ремонту автотранспорта и др.
Район контактной сети (ЭЧК) – производственное подразделение дистанции электроснабжения, выполняющее техническое обслуживание им ремонт контактной сети, фидерных линий, питающий секций контактной сети, воздушных линий продольного электроснабжения и ВЛ СЦБ.
Тяговая подстанция (ЭЧЭ, магистраль на железной дороге) – электрическая установка, которая служит для преобразования получаемой электроэнергии и питания ею электроподвижного состава и других потребителей.
Район электроснабжения (ЭЧС) – производственное подразделение дистанции электроснабжения, обслуживающее трансформаторные подстанции и электрические сети, предназначенные для питания, как правило, железнодорожных нетяговых потребителей.
Ремонтно-ревизионный участок (РРУ) – производственное подразделение, осуществляющее плановые, профилактические, ревизионные, испытательные и наладочные работы устройств и оборудование тяговой подстанции, постов секционирования, пунктов параллельного соединения контактной сети.
Энергодиспетчерская группа (ЭЧЦ) – производственное подразделение дистанции электроснабжения, осуществляющее централизованное оперативное руководство работой персонала ЭЧК, ЭЧС, ЭЧЭ в процессе эксплуатации.
Расположение производственных участков и их техническая оснащенность
Характеристика предприятия
Производственная технологическая практика проводится на Калужском узле Внуковской дистанции электроснабжения Московской железной дороги. Она обслуживает электрифицированные на постоянном токе, напряжением 3,3 кВ, железнодорожные участки:
— по главному ходу участок Москва – Брянск (от ст. Малоярославец – исключительно до ст. Кудринская – включительно). Участок двухпутный эксплуатационная длина 118 км;
— участок по широтному ходу Вязьма – Тула (от ст. Калуга-1 до ст. Муратовка). Участок однопутный, общая эксплуатационная длина 35 км.
Энергодиспетчерское хозяйство обслуживается по главному ходу в тех же границах по широтному от 57 км ПК 0 (пер. Ферзиково – Средняя) до 22 км ПК 0 (пер. Темкино – Износки), общая эксплуатационная длина электрифицированных участков 156,9 км, развернутая длина контактной сети 502,1 км.
Контактная сеть обслуживается по четырьмя районами контактной сети: Суходрев (ЭЧК-84), Калуга-2 (ЭЧК-85), Бабынино (ЭЧК-86), Муратовка (ЭЧК-116).
На калужском узле находятся в работе 5 тяговых подстанций: Суходрев (ЭЧЭ-91), Тихонова пустынь (ЭЧЭ-92), Воротынск (ЭЧЭ-93), Бабынино (ЭЧЭ-94), Кудринская (ЭЧЭ-95). Первичное напряжение 110 кВ, имеют 2 ввода по 2 выпрямительных агрегата: 2 рабочих и резервный. Тяговая подстанция обеспечивает электроэнергией тягу поездов, устройства автоблокировки, других железнодорожных и районных потребителей.
В калужском узле находятся также район электроснабжения ЭЧС-58, который обслуживает ремонт низковольтных 0,4 кВ воздушных и кабельных линий трансформаторных подстанций закрытого типа (КТП), обеспечивающее освещение станции, остановочных пунктов, переездов.
В состав дистанции также входят ремонтно-ревизионный участок и механические мастерские ЭЧЭ.
Ремонтно-ревизионный участок выполняет ремонт и профилактическое испытание оборудования тяговой подстанции, поста секционирования, трансформаторной подстанции и распределительного устройства.
Техническая оснащенность цехов – имеются транспортные средства: автомотрисы АДМ, автомашины. В механических мастерских также имеются автокраны, автодрезины и т.д., станочное и сварочное оборудование, где изготовляются для всех линейных цехов металлоконструкции и осуществляют ремонт автомобилей и моторорельсового транспорта.
Место прохождения практики
Я прохожу производственную практику в ЭЧК-85. На производстве имеется аварийно-восстановительная техника АДМ, ГАЗ-3308ЛМ1.
Контактная сеть постоянного тока напряжением 3,3 кВ.
— бригада №1 «По осмотру устройств контактной сети», 1 старший электромеханик. Обслуживает 33,4 км ст. Тихонова-Пустынь до ст. Воротынск включительно по главному ходу.
— бригада №2 «По плавно предупредительным работам». От 148 до 200 км перегона Горенская – Воротынск до ст. Дяглевка включительно по главному ходу. Состав бригады 10 человек (1 старший электромеханик, 8 электромонтеров).
— бригада №3 «По неотложным и аварийно-восстановительным работам» (аварийная бригада). Состав: начальник ЭЧК-85, электромеханик, 6 электромонтеров, 1 распределитель. 52 км перегона Тихонова Пустынь – Воротынск до ст. Дяглевка включительно по главному ходу
Район контактной сети
Район контактной сети предназначен для обеспечения движения поездов, содержания из графиков движения, эксплуатации контактной сети, ее капитального ремонта и содержания.
В районе контактной сети имеется следующий штат: