Что такое русский стиль
Русский стиль
РУ́ССКИЙ СТИЛЬ — историко-культ. и идеологич. феномен в рус. иск-ве 1830—1910-х гг., проявившийся как одно из направлений историзма. Нац. искания проявились в живописи, декор.-прикладном иск-ве, музыке и др., но наиболее яркое выражение они нашли в архитектуре, прежде всего — церковной. Церк. стр-во, начиная с царствования имп. Николая I, считалось важнейшим направлением архитектуры, именно в нем нашла отражение связь гос. идеологии и нац. начала, выразившаяся в формуле «православие, самодержавие, народность». Предпосылкой для становления Р. С. явилось возрастание в России во время войны с Наполеоном интереса к нац. культуре и иск-ву. Начался период нац. романтизма. През. АХ А. Оленин предложил, основываясь на изучении др.-рус. пам., начать поиск нового нац. архит. стиля. Первые опыты в этом направлении относятся к 1810—20-м гг.: в 1825 Ф. Солнцев занялся «худож. археологией», В. П. Стасов реконструировал Десятинную ц. (см.). Поддержку эти искания нашли в личном интересе имп. Николая I. В дальнейшем, до насильств. прекращения церк. стр-ва, Р. С. являлся доминирующим направлением. Можно выделить 4 этапа его развития: «русско-византийский» (тоновский), «романовский» («московско-ярославский 17 в.»), «неорусский» (псковско-новгородский) и «ретроспективный» архит. стили. Расцвет первого этапа — русско-византийского — приходится на 1830—60-е гг. Во 2-й пол. 19 в. церкви, построенные в Р. С., стали разнообразнее — за образец чаще принимались храмы поволжских городов и Москвы 17 в., ярчайшим примером этого направления является сохранившийся «Спас на крови» в С.-Петербурге (А. Парланд и И. Малышев, проект 1882). За пределами культового зодчества Р. С. встречался крайне редко (Политехнический — арх. И. Монигетти и Исторический — арх. В. Шервуд — музеи в Москве). Параллельно Р. С. развивалось направление церк. стр-ва, соответствующее тенденциям общеевроп. историзма, к-рое проявилось в воспроизведении черт романской, реже — готической архитектуры и в возрождении традиций византийского зодчества, аналоги к-рого встречаются преимуществ. на юге Европы. В кон. 19 в., уже в эпоху модерна, вновь возродился интерес к романо-византийскому стилю, в к-ром строили братья Косяковы, и к неорусскому стилю в духе новгородских и владимирских церквей, в к-ром строили С. Кричинский, В. Покровский, А. Щусев. В те же годы появился «ретроспективный» вариант Р. С., обращавшийся к мотивам и формам «московского (нарышкинского) барокко», петровского и елизаветинского барокко и классицизма, переоцененных «Серебряным веком» как национальные. Своеобразные формы Р. С. принял в деревянной архитектуре. В 1815 К. Росси сочинил проект домов для ветеранов наполеоновских войн в Глазове, украшенных резьбой по мотивам рус. крестьянской архитектуры. Первонач. «фольклоризирующий» стиль применялся для «образцовых деревень», в сер. 19 в. он воплотился в знаменитой «Погодинской избе» в Москве и в дальнейшем, взаимодействуя с Р. С, развивался в стр-ве дач и городских домов, эволюционируя к модерну. В узком смысле термин «Р. С.» применяется к «московско-ярославскому» и «фольклоризирующему» стилям. До 1970—80-х гг. в качестве общего названия для всех стилей, связанных с др.-рус. и византийской традициями, применялись наименования «русско-византийский стиль» и «псевдорусский стиль».
История Р. С. неразрывно связана с коллекционированием изделий нар. кустарных промыслов, заботой об их развитии, открытием многочисл. школ ремесел и нар. иск-ва, существовавших под патронажем видных меценатов и коллекционеров, в т. ч. членов имп. фамилии. Наибольшую роль в этом сыграли худож. кружки Абрамцева и Талашкина, стремившиеся внести сказочную красоту в мир повседневности, создать единый стиль на основе др.-рус. и нар. иск-ва.
Р. С. был попыткой образованного рус. об-ва найти худож. формы нац. самоидентификации после реформ Петра I. Первые опыты создания нац. архитектуры были предприняты задолго до эпохи романтизма. Еще Елизавета I предписала возводить храмы пятиглавыми, что привело к своеобразной композиции храмов елизаветинского барокко, купола к-рых, кроме того, обычно увенчивались рус. луковицами. Во 2-й пол. 18 в. рус. мотивы проявились в псевдоготике В. Баженова, М. Казакова и их последователей. Тогда же при дворе Екатерины II были введены новые платья, считавшиеся «русскими», в кон. 18 в. началось собирание фольклора. В эпоху романтизма проблема самоидентификации получила филос. осмысление в славянофильстве, с Р. С. связаны ношение бороды, «русские завтраки» с водкой и кислой капустой у К. Рылеева, придворные сарафаны николаевского двора, изучение А. Востоковым рус. нар. стихосложения и разработка на этой основе новых стихотворных размеров. Новая военная форма, разработанная в 1-ю мир. войну А. Васнецовым (введена большевиками), сюжеты из фольклора и эпоса и обращение к иконописным технич. приемам в живописи бр. Васнецовых, М. Нестерова, А. Рябушкина, Н. Рериха, музыка Н. Римского-Корсакова, поэзия Н. Клюева и мн. др. худож. и бытовые процессы 19—20 вв. связаны с этой проблемой, не получившей доныне целостного историко-культурного осмысления и описания.
Полезное
Смотреть что такое «Русский стиль» в других словарях:
РУССКИЙ СТИЛЬ — РУССКИЙ СТИЛЬ, псевдорусский стиль, тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре 19 20 вв. Пережил несколько стадий, различающихся в зависимости от своей исторической ориентации (на «узорчатый» 17 … Энциклопедический словарь
РУССКИЙ СТИЛЬ — псевдорусский стиль,тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре 19 20 вв. Пережил несколько стадий, различающихся в зависимости от своей исторической ориентации (на узорчатый 17 в., или более… … Большой Энциклопедический словарь
Русский Стиль — (Светлогорск,Россия) Категория отеля: Адрес: улица Архитектора Попова 46, Светлогорск … Каталог отелей
Русский стиль — Русский стиль направление в творчестве, основанное на использовании традиций русского национального искусства. «Русский стиль» техника рукопашного боя … Википедия
«русский стиль» — Типография А. И. Мамонтова. Москва. «русский стиль» псевдорусский стиль, стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С 1830 х гг. многие крупные… … Москва (энциклопедия)
«Русский стиль» — (устаревшее наименование псевдорусский стиль), стилевое течение в русской архитектуре и художественной промышленности XIX в., основано на подражании древнерусскому или народному зодчеству и орнаментике. Ведёт начало от «русско византийского… … Энциклопедический словарь
Русский стиль — псевдорусский стиль в русской архитектуре и декоративном искусстве XVIII XX вв. один из исторических стилей: направление, стремившееся освоить и приблизить к современности наследие средневекового русского искусства и зодчества XI XVII вв.… … Строительный словарь
Русский стиль — псевдорусский стиль в русской архитектуре и декоративном искусстве XVIII XX вв. один из исторических стилей: направление, стремившееся освоить и приблизить к современности наследие средневекового русского искусства и зодчества XI XVII вв … Архитектурный словарь
Русский стиль (значения) — Русский стиль: Русский стиль (также «псевдорусский», «неорусский», «ложнорусский») архитектурный стиль XIX и начала XX века, синтез традиций древнерусского и русского деревянного зодчества, а также элементов византийской архитектуры. Русский… … Википедия
Русский стиль (боевое искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский стиль (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Что такое «русский стиль» и как он появился
Skif-Kerch (CC BY-SA 4.0); Государственный Исторический музей; Legion Media
Петр I уничтожил (ну, почти) русский стиль
Поль Деларош. Потрет Петра I
Его наследники в течение двух последующих веков развивали идею «прогрессивной России». Даже традиционную церковную архитектуру в 17-18 веках потеснило европейское барокко.
Но если столичную знать и официальную архитектуру Петр мог держать под контролем, то крестьянство и народные промыслы продолжали жить своей жизнью. Власть не вмешивалась в стили росписи прялок, не регламентировала узоры и мотивы народных мастерских, разбросанных по всей стране. Хотя кое-что в «русский стиль» привнес и царь-реформатор: из любимой Голландии он привез делфтский фарфор, бело-голубую расцветку которого позже стали копировать гжельские мастера.
Возвращение к корням
Возможно, «русский стиль» не дошел бы до нас, если бы ко второй половине 19 века дворянство не обратилось бы к «корням», не начало поиски национальной идеи и идентичности. В моду стали входить элементы примитивного народного стиля, а высшее общество интересоваться жизнью простых людей. Не последнюю роль сыграли и художники-передвижники, изображавшие суровый крестьянский быт.
Виктор Васнецов. Богатыри
В книжной иллюстрации наиболее всего стали известны сказочные гравюры Ивана Билибина.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Василисе Прекрасной»
Романенкова И.П. Фабрика шоколада и конфет — Харьков
Солонка. Ювелирная фирма П.А. Овчинникова, 1894
Государственный Исторический Музей
Гости костюмированного бала
Русский стиль в архитектуре
Именно Александр III одобрил проект строительства Храма Спаса на Крови в Петербурге в так называемом псевдорусском стиле, с цветными куполами и мозаиками. Здание, вполне чуждое общему архитектурному облику города, строили в 1883 — 1907 годах, и оно очень напоминает московский Храм Василия Блаженного 16 века.
Храм Спаса на Крови
Skif-Kerch (CC BY-SA 4.0)
Вскоре после постройки Исторического музея, совсем рядом появилось похожее по стилю здание Городской Думы (сейчас в нем находится Музей Отечественной Войны 1812 года).
В стиле старорусских боярских палат коллекционер Петр Щукин построил здание для будущего Музея русских древностей. В советское время здесь расположился Биологический музей имени К. А. Тимирязева.
Биологический музей имени К. А. Тимирязева в Москве
Появились и здания, подражающие деревянному зодчеству 16-17 века. Так, деревянные узоры и резные элементы до сих пор можно видеть в декоре усадьбы славянофила Михаила Погодина в Москве, а схожие постройки и по всей России.
Бутко Елена (CC BY-SA 4.0)
В 20 же веке архитекторы стали причудливым образом сочетать псевдорусский стиль и новый стиль модерн. Например, в таком стиле выполнен Ярославский вокзал в Москве, построенный Федором Шехтелем.
Ярославский вокзал на дореволюционной открытке
Современный русский стиль
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
В парке Измайлово же построили развлекательный комплекс «Измайловский Кремль», который подражает русской архитектуре 16-17 веков.
Модный показ Dolce & Gabbana в Милане, 2012
Модные дизайнеры, как мировые звезды, так и их менее известные русские коллеги, стали использовать национальные русские мотивы в своих коллекциях. Многие элементы апеллируют к росписям и паттернам народного творчества, это и кружево, и цветы павлопосадских платков, и бело-синие расцветки и узоры гжели.
Русский стиль — дизайн с древними традициями, природными мотивами и неповторимой душой
Русский стиль — это направление в дизайне интерьера, где главенствует экологичность и натуральность. Русский стиль, благодаря сочетанию народных традиций в отделке мебели, стен и декорирования, обрел популярность среди дизайнеров за пределами России и стал излюбленным мотивом в убранстве многих домов и квартир в мире.
Русский стиль в интерьере легко узнать по намеренному акценту на естественном, природном происхождении материалов отделки и окружающей обстановки. Камень и дерево только в натуральном виде придают нужный характер атмосфере. Отсутствие обработки и грубые линии усиливают и подчеркивают подлинную и неразрывную связь с природой.
Основные характеристики и особенности интерьера в русском стиле
Русский стиль в интерьере невозможно перепутать ни с каким другим направлением в дизайне. Все благодаря его характерным особенностям, которые сочетают в себе древние славянские традиции, естественную простоту и скромную аккуратность. Основные отличительные признаки русского стиля:
История русского стиля
Вопреки многочисленным бедствиям русскому народу удалось сохранить свой богатый культурный код и передать его потомкам. В наследие славян входят и традиции убранства, которые по достоинству оценили представители разных стран.
Русский стиль уходит своими корнями в древнюю славянскую культуру, главной особенностью которой была скромность. В домах не было ничего лишнего, а только то, что необходимо для комфортной жизни — печь, стол, скамьи, спальные места. Позже на стенах стали появляться изображения и орнаменты, а в самом жилище — куклы и поделки.
На внутренний интерьер помещений большое влияние оказало язычество. Древние славяне верили в то, что предметы и природа имеют божественное происхождение. Это выражалось в создании тематической резьбы и декора в виде фигурок идолов.
Центральный элемент жилья — русская печь — всегда содержалась в чистоте и была обильно украшена рисунками и росписью: так предки задабривали мифического домового, который «жил за печью».
До середины XV века дома строили в основном из бревен ближайшего леса. После того, как Софья Палеолог, супруга царя Ивана III Васильевича, пригласила зодчего из Италии, местные мастера научились возводить жилища из камней и кирпичей.
Со временем, особенно в период царствования династии Романовых, интерьерные мотивы стали меняться в направлении модного барокко. Хитом тех сезонов стали дорогой бархат, массивная отделка из лепнины, золотые палитры.
На сегодняшний день русский стиль подвергся разделению, и несмотря на то, что все его ответвления имеют общие черты, в каждом из них есть характерные детали, по которым их различают. Традиционно выделяют три основных направления русского стиля в интерьере:
На портале Very Important Lot ценители искусства могут стать участником онлайн-аукциона и приобрести уникальные предметы антиквариата. Кроме того, сайт дает возможность каждому желающему купить картины у современных художников, которые станут прекрасным дополнением интерьера в русском стиле.
Что такое русский стиль?
Деревянное зодчество и выражение народной души
Деревенька Агарково, кажется, совсем затерялась среди лесов и полей дальнего Подмосковья. Однако маршрут сюда прочно проложен не только из Москвы, но также из многих других русских, и не только, городов. Дело в том, что в Агаркове живет одарённый человек, художник, мыслитель, мастер плотнического дела, председатель клуба мастеров «Сень» — Александр Билецкий.
Александр Билецкий – Александр Владимирович, вы более всего известны как высочайшего уровня специалист по деревянному строительству. И специализация ваша особенная, драгоценная. Вы — храмоздатель… Скажите, какие принципы лежат в основе церковного деревянного зодчества? Как, из чего и за какой срок можно построить деревянный храм?
– В первую очередь, возблагодарю Бога за великую радость восстанавливать и отстраивать для нашей Церкви часовни и храмы. Строительство любого храма, каменного или деревянного, подобно писанию иконы, что есть не что иное, как деятельная молитва ко Господу. А молитва не терпит суеты, торопливости и лицемерия. Свою работу строитель церкви должен выполнять так, чтобы душа поколений радовалась храму сотни, а, может быть, и тысячи лет. К примеру, самый древний христианский деревянный храм сегодня существует в Норвегии. Построен он в 920 году от Рождества Христова.
– Но сегодня ведь и деревянная храмовая архитектура не всегда соответствует высоким стандартам красоты божественной и человеческой…
– К сожалению, это так. Существует множество сделанных на скорую руку храмов в стиле «а ля рус». Желание построить «под старину», когда культура строительства и секреты мастерства забыты, ни к чему хорошему не приводят. Подчас архитектор, не имея никакого опыта в строительстве церквей, пытается, создавая храм или часовню, выразить самих себя. А ведь все мы далеки от идеала…
Другая проблема: часто к деревянным храмам ошибочно относятся как к «временным». Но храмы-то временными не бывают, они ведь не наши, а Божьи! И даже если рядом планируется возвести больший храм из камня, то и тогда, возводя малую часовню, стоит помнить о предстоящей ей долголетней службе.
Что касается вопроса «из чего?» Замышляя строительство, очень важно внимательно отнестись к выбору материала. К примеру, брус или оцилиндрованное бревно — это, по существу, «мертвый» материал. При их изготовлении машина выбивает из дерева всю красоту и цельность. И уж, конечно, лучше строить из камня или бетона, чем из замеченного, искалеченного дерева. В Церкви должно быть всё только подлинное, настоящее, правильное. Как мы не должны никак отступать от древнеславянского языка в богослужении, так нельзя модернизировать, «спрямлять» способы храмового строительства… Надо строить так, чтобы к храму хотелось прикоснуться, чтобы он был теплым. А этого невозможно достигнуть, используя только современные материалы, прошедшие химическую и машинную обработку. От них ведь душа отлетает…
– То есть химическая обработка древесины нежелательна?
– Губительна, я бы сказал. Мы используем технологию русской живицы — это взвар на основе пчелиного воска, который предохраняет дерево от влаги, кислоты и от многих других вредных воздействий.
– А что собой представляет строительный коллектив? Каковы принципы его организации?
– Очень хорош артельный способ возведения храмов. Дело в том, что круг деревянщиков очень узок, и все знают друг друга. Когда появляется интересный заказ, все моментально узнают об этом. Идет всплеск интереса. И люди подтягиваются со всей России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Даже в Новой Зеландии есть наши мастера. Да, там тоже стоит русский деревянный храм.
– Откуда вы черпаете знания? Откуда узнаете секреты деревянного зодчества?
– Черпаем знания мы из древности. Кстати, слово «древо» и слово «древность» — однокоренные. С точки зрения культуры, неоценимо наследие реставратора, исследователя русской деревянной архитектуры Александра Викторовича Ополовникова, человека, по сути, открывшего нам Кижи. Кстати, сейчас его дочь Елена Александровна занимается научной, литературной и издательской деятельностью, расширяя область знаний о русской деревянной архитектуре.
За восемнадцатое столетие была полностью уничтожена целая категория сооружений. Ни одного деревянного дворца, ни одного боярского подворья до нас не дошло. Это целый пласт культуры… Восстановить всё в полном объеме, увы, невозможно. Усилия в этом направлении наших ученых впечатляют. Но, имея даже под рукой научные разработки, имея деньги и страстное желание всем этим заняться, — практически реализовать подобные проекты крайне затруднительно.
Благое, конечно, дело — поставить в ландшафтном музее в Коломенском реконструкцию Восьмого чуда света — деревянного дворца Алексея Михайловича. Но чем дело кончилось? В результате пятилетних дорогостоящих работ, проводившихся с привлечением огромного количества людей, на выходе появилось нечто такое, что сейчас скромно называют словом «макет». Причем, к этому макету ближе, чем на двести метров, не подпускают. Ибо это опасно. Бревно может выскочить и дать кому-нибудь по голове…
Сегодня в России нет ни одной школы плотников! А вы спрашиваете меня про секреты. Сейчас в России остался один единственный мастер, который умеет делать кижанку, долбленку и шняку.
– Что такое долблёнка и кижанка, я примерно знаю, а вот о шняке даже не слышал.
– Шняка — это такая большая лодка поморов, которая при помощи еловых корневищ вяжется из специально подобранных бревен. На такой лодке можно выходить в море, потому как она имеет крейсерские габариты — 16 метров в длину и три-четыре метра в ширину.
– Что же это за мастер? Сколько ему лет?
– Зовут его Феодосий Травин. Слава Богу, он еще молод. Он не только изумительный плотник, но также знаток языков, каллиграф, художник и историк. Таких мастеров, как он, во всем мире единицы. И нужны специальные механизмы, какие-то государственные институты для того, чтобы таких людей поддерживать, создавать условия для передачи их знаний уже следующим поколениям.
Иначе всё вокруг нас превратится в одноразовую посуду, в один большой «Макдональдс», и мы исчезнем как народ и как личности.
– Теперь я начинаю понимать смысл поговорки: «На Руси избы рубят, сапоги тачают, печи бьют, а лодки вяжут…» Хотя с печами пока не все ясно. Почему, собственно, их бьют?
– Печи потому что были набивные, то есть цельно-керамические. На русском Севере такие еще можно встретить. Деревянная опалубка набивалась глиной, и при помощи технологии постепенного обжига создавалась долговечная, легкая печь, громадной теплоемкости при минимальной прожорливости.
Такие печи сейчас делать не умеют. В теории, конечно, знают как, но практического опыта нет. А для того, чтобы такой опыт появился — требуется свободное время, средства, экспериментальная работа методом проб и ошибок. Какой печник в России может себе это позволить?
Кстати, традиционная кирпичная русская печь была в ХХ веке усовершенствована инженером Подгородниковым, увеличившим ее КПД почти в три раза. Такая печь сутками держит в себе тепло и не требует большого растопа.
– О да, русская печь, это огромная тема. Автономный мини-реактор семейного типа…
– Именно! На Руси эффективность в хозяйстве — это самое главное. Ведь при всем нашем природном богатстве, свободных ресурсов не так много. Речь идет не о выгодности и не о прибыльности, а именно об эффективности.
Когда минимальное количество затраченного ресурса на выходе дает максимальный результат. У наших монахов на Соловках была технология, которая позволяла в предполярных условиях собирать 100 тонн овощей с гектара. В ее основе лежал метод естественного подогрева почвы при помощи подложенного под плодоносный слой сена. И таких технологий очень много. Они связаны не только с сельским хозяйством, но и с ремеслами, с медициной. Но эти технологии не работают, если их выдернуть из общего контекста. Ведь я говорю об образе жизни, об укладе.
Такой уклад экологичен, безотходен и многоукладен.
– Объевшись современным городом, многие русские люди сейчас как раз стремятся к такому укладу.
– Сейчас много попыток создать общины. Но, как мне видится, позитивного опыта создания новой сельской общины на территории России пока нет. Есть попытки, которые не удаются, но и не прекращаются. Во всяком случае, интеллигенция, которая пыталась поднимать деревню, в большинстве своем не выдерживала и сбегала обратно в город.
Я знаю, что в сельской местности при церквях и монастырях селятся общины, состоящие из бывших преступников, алкоголиков, наркоманов. Но это скорее реабилитационные центры, воспитательно-трудовые лагеря. А вот новой сельской общины пока не сложилось.
– Как вы думаете, почему?
– Мне кажется, здесь несколько основных причин. Прежде чем ехать в деревню, нужно очень хорошо представлять, какая это будет жизнь, то есть именно каким образом всё будет происходить…
Многие настроены романтически: «Заведу себе корову, буду молоко пить…» И не думают, что эту корову нужно будет вставать доить в 4 часа утра.
Современный городской человек по немощи своей не выдерживает такого ритма жизни. К тому же, некоторые проблемы решаются только в комплексе. Есть ведь такие произведения, которые исполняются только с оркестром. Когда обязательно нужен оркестр и дирижер. Традиционная крестьянская семья — это оркестр. У стариков и у деток — у всех свои обязанности. Среднее поколение выполняет основные виды работ, а все остальные помогают. Поэтому-то и необходима большая семья. Сегодня в нашем распоряжении есть техника, электричество. Но достижения цивилизации могут только облегчить нам труд. Организовать его должны мы сами.
Люди едут из города в деревню и не знают элементарного. Например, что дрова надо брать зимой.
Дрова осенние — они мокрые. Для того, чтобы их нарубить, надо в десять раз больше потратить. Просто тяжело расколоть чурбан, топор в дереве залипает. А крестьянин как действовал: зимой нарубил, весной набил. И на всю следующую зиму есть запас. А если ты не сделал этого, то дрова, которые не рубятся, надо пилить электропилой. А в этом деле нет ни здоровья, ни удовольствия. Это только один маленький пример. Так что вторгаться в этот мир со своим городским опытом, без подготовки, — бессмысленно. То есть нужно серьезно готовиться. Поверхностный, легковесный подход ведет к разочарованию. Много людей так разочаровалось. А это очень плохо.
Но главное, что община не должна быть ради общины. У людей должна быть общая задача, общий подход к жизни, единый стержень.
Пока мы ещё не дозрели, чего-то здесь не домыслили. Не так-то просто опроститься. Опроститься совсем не просто. Требуется бездна терпения, уйма труда, и знаний.
– То есть, нужно осознавать, что существует высокая технология жизни на земле. И требования этой технологии надо соблюдать неукоснительно.
Проще говоря, всё должно быть сделано толково и правильно. Но это не только деревни касается.
– А что такое, на ваш взгляд, Русский стиль? Как он выражает себя в вашей профессии и не только?
– Русский стиль, это когда нет ни одной дощечки, которая не несет свою специальную функцию. Ведь в русских деревянных строениях подзоры и наличники строго функциональны. Нет украшений, которые бы не несли функциональную нагрузку. То есть ничего лишнего, всё должно быть эффективно и лаконично. Слажено — то есть, когда каждый элемент несет свою нагрузку строго на своем месте. И никаких декораций и стилизаций — Боже упаси! Вот что такое Русский стиль. Ну и, конечно же, — это пропорция. И не важно, что делаешь: строишь храмы, вышиваешь или проектируешь плотины или самолеты. Русский стиль — это точное земное выражение небесной пропорции.